«Золотое правило»

Содержание
  1. Золотое правило
  2. Золотое правило нравственности — основной смысл, принцип и значение
  3. Исторические предпосылки
  4. Крушение талиона
  5. Новые взаимосвязи
  6. Отражение и развитие принципа в литературе
  7. Мусульманская трактовка
  8. Позиция христианства
  9. Значение в современном мире
  10. Статья:
  11. ЗОЛОТО́Е ПРА́ВИЛО
  12. О чем «золотое правило нравственности» гласит? значение и смысл «золотого правила нравственности»
  13. Что такое «золотое правило нравственности»?
  14. Исторические факты касаемо рассматриваемого правила
  15. Расшифровка данного этического правила
  16. В каких культурах оно нашло свое отражение?
  17. Формулировки «золотого правила морали»
  18. «Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках
  19. «Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов
  20. Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов
  21. Падение нравственного уровня в современном обществе

Золотое правило

«Золотое правило»

одна из древнейших нравств. заповедей, содержащаяся в нар. пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась др.-вост. и др.-греч. мудрецами, вошла в Евангелие. Кант видоизменил ее в своем учении о категорическом императиве.

Источник: Советский философский словарь

библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними» — древнейший принцип моральных представлений человечества. Немецкий философ Иммануил Кант формулировал его так: человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

— общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам.

Известна и отрицательная формулировка этого правила: не делайте другим того, чего не хотите себе. На первый взгляд, обе они — безрелигиозны. Но они есть в Новом Завете (Мф.7.12 и Деян.15.

20 и 29) и даны с утверждением их религиозной санкции: «ибо это — Закон и Пророки» (Мф.7.12).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

общепринятое в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества, игравшему роль правила житейского благоразумия — если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла, — более широкое звучание придал Кант в формулировке категорического императива (см. Императив): человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей. См. также Правило.

Источник: Философский энциклопедический словарь

(Golden Rule).

В изложении Иисуса «золотое правило» звучит так: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12; ср. Лк 6:31). В негативной формулировке этот принцип был выражен в иудаизме. Прославленный рабби Гиллель(Iв.

)говорил: «Неделай другому того, чего не желаешь себе». Аналогичные по смыслу высказывания ветречаются в древней литературе многих народов. Цзыгун, ученик Конфуция, спросил учителя: «Есть ли такое слово, которое может выразить принцип верного поведения?» Конфуций ответил: «Это слово «отзывчивость» (чжун шу).

Чего не желаешь себе, того не навязывай другим» (ЛуньЮй, 15:24).

Однако не следует проводить слишком поспешное сравнение этих высказываний. Каждое из них включено в специфический религиознофилософский контекст, присущий данной культуре.

Отзывчивость может выродиться в безудержный эгоизм, если человек рассчитывает, что окружающие одобрят его добродетель.

Учение Иисуса резко отличается от показного благочестия, особенно если связать его с притчей о добром самаритянине (Лк 10:2537).

М.А.Inch (пер. в. Р.) Библиография: ? Bertocciand R. Millard,Personality and the Good; L. H. DeWolf, Responsible Freedom; N. Geisler,Ethics: Alternatives and Issues; Т.B. Maston,Biblical Ethics; J. Noss,Mans Religions; B. Ramm,The Right, the Good and the Happy.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

в немарксистской этике так принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Это была, в сущности, одна из первых в истории моральных представлений человечества формулировок принципа равенства.

Но в данной формулировке принцип равенства имел значение лишь в пределах личных взаимоотношений людей и мог быть истолкован как простое правило житейского благоразумия: если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла.

Более широкое звучание придал принципу равенства в морали Кант в своей первой формулировке категорического императива, смысл к-рой состоит в том, чтобы человек поступал так, как он считает правильным поступать для всех людей. Коммунистическая нравственность в принципе не отвергает «З. п.

», однако, сознавая его односторонность, считает явно недостаточным, чтобы быть основой взаимоотношений между людьми. Как правило «житейской мудрости» оно таит в себе опасность эгоизма, а как принцип морали, в сущности, предполагает, что каждый человек независимо от др. определяет, что именно является для него нравственным.

Т. обр., это правило заключает в себе элементы индивидуализма. В действительности же нравственные принципы создаются социально-историческим опытом многомиллионных масс, классов, человечества.

Источник: Словарь по этике

Источник: https://terme.ru/termin/zolotoe-pravilo.html

Золотое правило нравственности — основной смысл, принцип и значение

«Золотое правило»

Есть утверждения, выраженные настолько просто и эстетически безупречно, что в силу своей очевидности не требуют доказательств. К таким относится и основополагающий этический принцип, провозглашаемый в том или ином виде всеми мировыми религиями и философскими учениями.

Золотое правило нравственности гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Есть и отрицательная инверсия — «не делай того, чего не хотел бы получить от других».

Исторические предпосылки

Появление такой концепции межличностных отношений можно датировать (очень осторожно) второй половиной II тысячелетия до н. э., а конкретнее — периодом, известным как катастрофа бронзового века.

Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:

  • нашествие «народов моря»;
  • гибель микенских царств, державы хеттов, государства Амурру;
  • утрата Египтом влияния в Сирии и Ханаане;
  • угасание культурных и цивилизационных традиций;
  • регресс в экономике сельского хозяйства и ремёсел;
  • исчезновение лувийской и микенской линейной письменности;
  • разрушение (или оставление) великих городов типа Микен, Угарита, Хаттусы, Трои и Газы.

Всему этому сопутствовали природные катаклизмы, засуха и голод.

На фоне общего упадка культуры и военно-политического коллапса рождалась идеология, принципиально иначе воспринимавшая значение отдельной личности и правил её поведения в складывающемся обществе.

Вопреки ужасу окружающей действительности, вырабатывались более гуманистические моральные устои и этические принципы. Человечество, оказавшись на пути к новой эпохе (возможно, не в первый, и уж точно не в последний раз), мобилизовало весь свой интеллектуальный потенциал в стремлении выжить.

Крушение талиона

С этого же времени запускается растянувшийся почти на тысячу лет процесс ломки старого мифологического мировоззрения и замены его рационально-философским, в результате которого сформировался современный психотип человека. Оно позволило по-новому взглянуть на окружающую жизнь, на существующие нормы, традиции и законы, оценить их и при необходимости отвергнуть или привести в соответствии с существующими идеалами.

Первой жертвой на пути таких перемен стал основной этический принцип древнего общества — закон талиона.

Понятие равного воздаяния за нанесённый вред, выраженное наиболее ярко в постулате «око за око, зуб за зуб», а на практике — в обычае кровной мести, за десятки тысяч лет существования настолько прочно вросло в сознание, что представлялось единственно возможной реализацией принципа справедливости. Интересы отдельной личности, мотивация, случайность или умышленность причинения ущерба не имели значения.

Талион устанавливал рамки межродовых отношений, демонстрировал племенную спайку и полную отчуждённость от представителей «чужих» кланов. Реликтово он до сих пор проявляется в современном обществе (например, в системе чеченских тейпов или в организации мафиозных семей).

Но развал родоплеменного строя приводил к отказу индивидуума от оплаты общих долгов, а новые экономические отношения заставляли искать эквивалентные способы возмещения убытков. К тому же этот обычай определял и нравственные ориентиры.

Один и тот же поступок мог оцениваться прямо противоположно с этой точки зрения, смотря по результату и последствиям, которые он приносил для родового сообщества.

Если ты убил соседа, угнал его коров, изнасиловал жену — это нравственно, потому что ты доказал силу и жизнеспособность своего рода и увеличил его благосостояние.

Если же ты проделал то же самое с представителем намного более сильного племени — это безнравственно, так как существование и безопасность своего ты поставил под угрозу.

Новые взаимосвязи

При таких условиях ценность жизни отдельного (вне группы) человека приближалась к нулю. Обычай де-юре фиксировал только семью, род, клан, племя. Но в результате масштабных и катастрофических перемен все традиционные связи были нарушены.

Стало более резким разделение по имущественному признаку.

Так же, как индивид бежал от выполнения обязательств по общественным долгам, так и родовые объединения отказывались нести коллективную ответственность за грехи собственных малозначимых представителей.

Талион, рассчитанный на взаимодействия в рамках «свой-чужой», терял свою эффективность и в обществе, в котором межродовые отношения начинали доминировать над внутриродовыми.

Возник запрос на установление новых правил поведения, уже не на племенном, а на межличностном уровне. Человек начинает восприниматься как индивидуальность.

Регулировка всех видов связей между людьми стала настоятельной потребностью времени.

Отражение и развитие принципа в литературе

Воспринять идею взаимоотношений, построенных на утверждении, что все окружающие теперь «свои», не очень доступно и в наши дни. Что уж говорить о временах, когда дикость и насилие были нормой в решении спорных вопросов.

Но сразу же, с первых письменно зафиксированных вариантов, золотое правило нравственности провозглашает принцип взаимодействия между людьми, сопряжения своих желаний с интересами окружающих.

Обычаи, принятые внутри рода, распространяются на весь социум, что становится революционным прорывом в этике и толчком к зарождению гуманизма.

Архаика и античность

Наиболее древним артефактом из обнаруженных на сегодняшний день, в котором упоминается подобная формула, является клинописная табличка «Поучения писца Ахикара».

Служивший при дворе одного из самых жестоких правителей в истории, ассирийского царя Синаххериба (годы правления — 705−680 до н. э.), он оставил в качестве наставления приёмному сыну такое изречение: «…что тебе кажется плохим, ты не должен делать своим товарищам».

Учитывая, что письменные морали того времени лишь фиксировали устную традицию, появление подобной мысли можно отнести на несколько веков назад.

В ветхозаветной «Книге Товита» эта фраза приобретает более обобщённый смысл: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Подобные или очень близкие к ним высказывания встречаются в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» и проповедях Будды «Дхаммапада» (VI в. до н. э.).

В это же время в Китае великий мыслитель древности Конфуций в книге «Лунь Юй» приходит к аналогичному выводу. На вопрос ученика, существует ли слово, которым можно руководствоваться всю жизнь, он отвечает: «Это слово — сострадание. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

В античной литературе философско-моралистического толка (рассуждения, поучения, записки к последователям) правило понимается как естественное благоразумие или очевидная этическая установка для человека, достигшего определённого уровня культуры. В таком освещении предстаёт она в работах Аристотеля, Сенеки и других авторов той эпохи.

Мусульманская трактовка

В сурах Корана нет упоминания золотого правила или чего-то отдалённо его напоминающего, но один из хадисов пророка Мухаммеда (13 в собрании Аль-Бухари или 45 в книге Муслима) гласит:

Не уверует из вас никто до тех пор, пока не станет желать своему брату по вере того же, чего желает самому себе.

Этот хадис встречается и у других авторов, что говорит о его несомненной подлинности.

Определяя в первую очередь один из признаков истинно верующего мусульманина, он признаёт взаимность не как уравнивание в правах, а как обязательное уважение к достоинству другого человека (хотя и ограничивает действие правила рамками ислама).

Некоторые муфассиры (толкователи Корана) комментировали его так, что оно могло рассматриваться в духе заповеди любви, и всегда опирались на него в определении нравственного выбора при поиске справедливого решения.

Позиция христианства

Наиболее завершённый вид правило получило в Евангелии. В книге Луки (6, 31) он звучит следующим образом: «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы должны поступать с ними».

Эта безусловно-категоричная форма раскрывает, в чём смысл золотого правила морали.

По сути она — практическая рекомендация, определяющая поведение в отношениях с другими индивидами и не позволяющая нарушать общекультурные основы взаимности, ответственности и гуманности.

По своему значению эта формулировка стала:

  • обобщенным содержанием этического учения Иисуса Христа, выраженного в Нагорной проповеди;
  • вошла в сознание общества как квинтэссенция понятия нравственности;
  • в Средние века рассматривалась как выражение заповеди любви и главное звено, связующее естественную нравственность с христианским моральным учением;
  • в новое время она стала выражением категории добра в философии и принципом естественного права в обществознании.

Работы Гоббса, Лейбница и других мыслителей о морали вошли в золотой фонд интеллектуальных достижений человечества.

Значение в современном мире

Доискиваться, кто сформулировал золотое правило морали первым, бессмысленно.

И этому есть три причины:

  1. Оно формулируется мыслителями, не имеющими представления друг о друге, практически одними и теми же словами.
  2. Оно возникает одновременно в совершенно различных культурах, связь между которыми в те времена весьма проблематична.
  3. Фраза отличается общечеловеческой направленностью мысли, гуманистической завершённостью в условиях зарождения классов и экономической эксплуатации человека человеком.

Вполне возможно, что, прежде чем попасть в римские таблицы, оно веками существовало в форме поговорок, нравоучений, обычной житейской мудрости.

Являясь противопоставлением хищническому отношению к окружающим, которое выражено латинским утверждением Homo homini lupus est (человек человеку — волк), правило ориентировало на иные принципы взаимосвязей, вылившиеся впоследствии в христианский призыв возлюбить ближнего, как самого себя. Так было установлено идеальное устремление нравственного поведения личности.

Не обошлось и без критики.

Признавая неоспоримую практическую ценность формулы, величайший немецкий мыслитель Иммануил Кант пришёл к выводу, что, используемое в корыстных целях, оно может служить преступнику в качестве аргумента для обвинения судей, а эгоисту — как моральное оправдание отказа от служения обществу. Он предложил более точную, но утратившую простоту формулировку:

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом.

В таком виде утверждение из внутреннего нравственного ориентира человека превращалось в категорическое требование морали.

И всё же в плане своего значения и места в современной культуре, золотое правило остаётся нужной каждому отдельному человеку схемой поведения, основанной на принципе взаимоуподобления. А успешная практика применения лишь подтверждает его истинность.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/zolotoe-pravilo-nravstvennosti.html

Статья:

«Золотое правило»

______________________________________________________________________________

Золотое правило нравственности.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать, как поступайте по отношению к другим, так как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: « Не делай другому того, чего не хотите себе».

Золотое правило – это форма поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности. Определяющей основой мира культуры являются отношения людей друг к другу, соответственно отношения должны характеризоваться взаимностью.

Поэтому краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.

Чему учит золотое правило нравственности?

  1. Чего себе не желаешь, не делай того другим.

  2. Сам не делай того, что осуждаешь в других.

  3. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.

Золотое правило учит тому, как должен поступать человек, на что ориентировать свой сознательный выбор, чтобы его жизнь в той части, в какой она зависит от него самого, во-первых, была устроена наилучшим, совершенным образом; и, во-вторых, имела для него решающее значение над той частью жизни, которая от него не зависит, над тем, что обычно именуется превратностями судьбы. Таким образом, золотое правило нравственности, рассматривает человека как имеющего власть над своими желаниями (поступками), обязывает его действовать в качестве самостоятельного субъекта. Оно обязывает человека испытывать свои желания прежде, чем они воплотятся в поступки. Согласно логике золотого правила человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с желаниями других. Так, как золотое правило запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе. Оно также запрещает человеку самому делать то, что он осуждает (порицает) в других. Такой двойной запрет позволяет человеку без затруднений осуществлять нравственную оценку своих поступков. Поставить себя на место другого означает не просто переместить себя на место другого, а войти в роль другого, вообразить себя другим человеком с другими желаниями и интересами. Золотое правило предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на своё место, то есть обменяться позициями.

Таким образом, золотое правило есть правило взаимности. Это значит:

  • отношения между людьми являются нравственными тогда, когда они взаимозаменяемы в качестве ответственного поведения;
  • культура нравственного выбора заключается в способности ставить себя на место другого;
  • должно совершать такие поступки, которые могут получить одобрение тех, на кого они направлены.

Золотое правило не отвечает на вопрос, почему человек должен быть нравственным. Оно отвечает на вопрос, как быть нравственным.

Его задача помочь добродетельному человеку найти адекватное нравственное решение. Оно имеет дело с людьми, желающими быть нравственными, и озадаченными только тем, чтобы найти для этого правильный путь.

Это можно сравнить с тем, что для верующих людей означают священные книги.

Золотое правило не ориентирует человека на поиск всеобщих нравственных формул. Оно призвано помочь людям найти правила поведения, которые они могут предъявить самим себе. Оно предлагает человеку принцип взаимности.

Словом, это – не формула, по которой человек оценивает поведение других, это – формула, которой он руководствуется для того, чтобы найти для самого себя нравственно правильное решение в затруднительных случаях.

Золотое правило не отвечает на вопрос, что делать другим или людям вообще, оно отвечает на вопрос, что делать, как поступать мне самому. И только в этой связи и с этой целью оно обязывает взглянуть на ситуацию глазами других.

Золотое правило нравственности есть правило поведения. Оно говорит о том, как быть моральным конкретному человеку в конкретной ситуации. Разница между ними приблизительно такая же, как между правилами уличного движения, которые так регулируют состояние покоя и движения автомобилей в городе, чтобы они не сталкивались друг с другом.

Золотое правило имеет дело с реальными желаниями людей, максимами их поведения. Оно говорит о том, в какой мере реальные мотивы соответствуют мотиву долга. Золотое правило, как правило, поведения рассматривает поступки человека с учетом тех их ближайших последствий, которые остаются в зоне его ответственного поведения. Золотое правило есть схема поведения.

Оно опирается на механизм взаимоуподобления. Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно и успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал ни о самом золотом правиле, ни о спорах вокруг него.

Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, в качестве руководителя объясняем подчинённому, почему не можем выполнить его просьбу, мы говорим: «Войдите в мое положение». Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?».

Всё это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике золотого правила нравственности. Именно, такая глубокая укорененность и определяет как историческое долголетие золотого правила, так и его особое место в человеческой культуре.

Единственное серьезное и ответственное нравственное требование, которое мы можем и должны предъявлять другим – это наши поступки. И ничего более.

Источник: https://infourok.ru/moral-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-874027.html

ЗОЛОТО́Е ПРА́ВИЛО

«Золотое правило»

Авторы: А. А. Гусейнов

ЗОЛОТО́Е ПРА́ВИЛО нрав­ст­вен­но­сти – «(Не) по­сту­пай по от­но­ше­нию к дру­гим так, как ты (не) хо­тел бы, что­бы они посту­па­ли по от­но­ше­нию к те­бе». Это нравств. тре­бо­ва­ние фи­гу­ри­ро­ва­ло под раз­ны­ми на­име­но­ва­ния­ми: крат­кое из­ре­че­ние, прин­цип, за­по­ведь, осн. прин­цип, по­го­вор­ка, пред­пи­са­ние и т. д. Тер­мин «З. п.» за ним за­кре­пил­ся с кон. 18 в.

Пер­вые упо­ми­на­ния о З. п. от­но­сят­ся к т. н. осе­во­му вре­ме­ни – сер. 1-го тыс. до н. э. Оно встре­ча­ет­ся в «Ма­хаб­ха­ра­те» («Мок­шад­хар­ма», кн. 12, гл. 260), в из­ре­че­ни­ях Буд­ды («Дхам­ма­па­да», гл. 10, 129; гл. 12, 159), у Го­ме­ра («Одис­сея», V, 188–189) и Ге­ро­до­та («Ис­то­рия», кн. III, 142; VII, 136).

Кон­фу­ций на во­прос уче­ни­ка о том, мож­но ли всю жизнь ру­ко­во­дство­вать­ся од­ним сло­вом, от­ве­тил: «Это сло­во – вза­им­ность. Не де­лай дру­гим то­го, че­го не же­ла­ешь се­бе» («Лунь Юй», 15, 23). В Биб­лии «З. п.» упо­ми­на­ет­ся в вет­хо­за­вет­ной кни­ге То­ви­та (Тов. 4:15) и два­ж­ды в Еван­ге­лии при из­ло­же­нии На­гор­ной про­пове­ди (Лк. 6:31; Мф. 7:12).

Еван­гель­ская фор­му­ли­ров­ка счи­та­ет­ся наи­бо­лее пол­ной и аде­к­ват­ной: «Итак, во всём, как хо­ти­те, что­бы с ва­ми по­сту­па­ли лю­ди, так по­сту­пай­те и вы с ни­ми, ибо в этом за­кон и про­ро­ки» (Мф. 7:12). В Ко­ра­не З. п. не за­фик­си­ро­ва­но, но оно встре­ча­ет­ся в Сун­не как од­но из из­ре­че­ний Му­хам­ме­да. З. п.

проч­но во­шло в куль­ту­ру и мас­со­вое соз­на­ние, за­кре­пи­лось в ви­де по­сло­виц, оче­вид­ных тре­бо­ва­ний жи­тей­ской муд­ро­сти.

В ан­тич­ных фи­лос. тек­стах З. п., вы­сту­паю­щее как тре­бо­ва­ние жи­тей­ской нрав­ст­вен­но­сти, при­пи­сы­ва­ет­ся двум из «се­ми муд­ре­цов» – Пит­та­ку и Фа­ле­су. На З. п. ссы­ла­ет­ся Се­не­ка («Пись­ма к Лу­ци­лию», 94, 43).

Хри­сти­ан­ская ср.-век. эти­ка рас­смат­ри­ва­ет З. п. в кон­тек­сте На­гор­ной про­по­ве­ди. Для Ав­гу­сти­на З. п. как прин­цип ес­теств.

нрав­ст­вен­но­сти есть в то же вре­мя кон­крет­ное вы­ра­же­ние люб­ви к Бо­гу: «За­кон же люб­ви со­сто­ит в том, что­бы че­ло­век же­лал ближ­не­му то­го же са­мо­го до­б­ра, ка­ко­го же­ла­ет и се­бе са­мо­му, и не же­лал ему то­го зла, ка­ко­го не же­ла­ет се­бе» («Об ис­тин­ной ре­ли­гии», 46). В кон­цеп­ции об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра Т. Гоб­бса З. п.

вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве кри­те­рия, по­зво­ляю­ще­го ус­та­но­вить, не про­ти­во­ре­чит ли дей­ст­вие ес­теств. за­ко­нам («О гра­ж­да­ни­не», раз­дел I, гл. 3, 26). К. То­ма­зий, вы­де­ляя три фор­мы З. п.

, на­зы­ва­ет их со­от­вет­ст­вен­но прин­ци­па­ми пра­ва (justum: не де­лай ни­ко­му дру­го­му то­го, че­го не же­ла­ешь, что­бы дру­гой сде­лал те­бе), при­ли­чия (de­corum: де­лай дру­го­му то, че­го же­ла­ешь, что­бы дру­гой сде­лал те­бе) и ува­же­ния (honestum: по­сту­пай так, как же­лал бы, что­бы по­сту­па­ли дру­гие). Пер­вые два прин­ци­па обоб­ща­ют­ся в ес­те­ст­вен­ном пра­ве и по­ли­ти­ке, по­след­ний – в эти­ке.

И. Кант счи­тал, что в от­ли­чие от ка­те­го­ри­че­ско­го им­пе­ра­ти­ва З. п. не мо­жет быть все­об­щим за­ко­ном, т. к. оно не со­дер­жит в се­бе ос­но­ва­ний дол­га. Л. Н. Тол­стой рас­смат­ри­вал З. п. как этич.

ин­ва­ри­ант, при­су­щий всем ре­ли­ги­ям, наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но сфор­му­ли­ро­ван­ный в уче­нии Хри­ста и вы­ра­жаю­щий об­ще­че­ло­ве­че­скую суть нрав­ст­вен­но­сти («Что та­кое ре­ли­гия и в чём сущ­ность её?»).

З. п.

и ге­не­ти­че­ски, и по су­ще­ст­ву пред­став­ля­ет со­бой от­ри­ца­ние та­лио­на (эти­ки воз­мез­дия, во­пло­тив­шей­ся, в ча­ст­но­сти, в обы­чае кров­ной мес­ти).

Из­ме­не­ния, при­вед­шие к не­об­хо­ди­мо­сти пе­ре­хо­да от кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти ро­да к ин­ди­ви­ду­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти лиц и сня­тия той рез­кой раз­де­лён­но­сти ме­ж­ду «свои­ми» и «чу­жи­ми», ко­то­рая мог­ла урав­но­ве­ши­вать­ся толь­ко вза­им­ным при­зна­ни­ем пра­ва си­лы, и во­пло­ти­лись в зо­ло­том пра­ви­ле.

З. п.

нрав­ст­вен­но­сти есть фор­му­ла от­но­ше­ния че­ло­ве­ка к се­бе че­рез его от­ноше­ние к дру­гим: пред­по­ла­га­ет­ся, что че­ло­век дол­жен и хо­чет ру­ко­во­дство­вать­ся нор­ма­ми, ко­то­рые име­ют дос­то­ин­ст­во все­общ­но­сти, не раз­ру­ша­ют его свя­зей с дру­ги­ми, а от­кры­ва­ют пер­спек­ти­ву со­труд­ни­че­ст­ва с ни­ми. Для это­го не­об­хо­ди­мо мыс­лен­но по­ста­вить се­бя на ме­сто дру­го­го (дру­гих), т. е. тех, кто бу­дет ис­пы­ты­вать дей­ст­вие нор­мы, а дру­го­го (дру­гих) по­ста­вить на своё соб­ст­вен­ное ме­сто. В этом смыс­ле З. п. мож­но ин­тер­пре­ти­ро­вать как мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент для вы­яв­ле­ния нравств. ка­че­ст­ва от­но­ше­ний ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми (взаи­мо­при­ем­ле­мо­сти этих от­но­ше­ний для обе­их сто­рон). Оно со­еди­ня­ет про­из­воль­ность мо­раль­ных тре­бо­ва­ний с их об­ще­зна­чи­мо­стью, вы­ра­жая тем са­мым спе­ци­фич­ность нрав­ст­вен­но­сти как та­ко­вой.

Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/1995184

О чем «золотое правило нравственности» гласит? значение и смысл «золотого правила нравственности»

«Золотое правило»

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали.

Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины.

Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «»Золотое правило нравственности» — что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – «взаимность». Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал принципами права, приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка — это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая — правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья — правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона.

По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне).

Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона.

Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму.

Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте «золотое правило нравственности»», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

Падение нравственного уровня в современном обществе

Духовная сфера в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.).

Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов.

Все эти события привели к одному плачевному итогу — гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США.

Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено.

Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег.

Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране.

И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

Источник: https://FB.ru/article/159787/o-chem-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-glasit-znachenie-i-smyisl-zolotogo-pravila-nravstvennosti

Refpoeconom
Добавить комментарий