Взаимосвязь спроса и цены

Взаимодействие цены и спроса

Взаимосвязь спроса и цены

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики. В конечном счете он определяет цену на рыночные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара по данной цене в течение определенного времени.

Необходимо различать и индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный, т. е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Согласно Закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Таким образом, сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции. Закон спроса может быть выражен через шкалу спроса и кривую спроса (рис. 1).

Рис. 1. Кривая спроса и предложения

где Р- цена

Q – объем спроса.

Особенности построения шкалы спроса и кривой спроса в том, что прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными, т.е. объем спроса реально будет зависеть только от цены.

Таким образом, осуществляется переход к общей функции спроса от цены.

Реакция покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях предполагает изменение объема спроса и показывает изменение от одной точки (А) кривой спроса к другой точке (В) этой кривой, т. е. происходит движение по кривой спроса (рис. 2) [29].

Рис. 2. Перемещение по кривой спроса

В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса. Реакция покупателей на изменение неценовых факторов (детерминантов) предполагает изменение спроса и показывает сдвиг кривой спроса вправо или влево (рис. 3).

Рис. 3. Сдвиг кривой спроса

Таким образом, «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса». Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменения в спросе выражаются в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

Так как на рынке в установлении рыночной цены происходит взаимодействие продавцов и покупателей, нам необходимо рассмотреть логику поведения продавцов, которые формируют предложение.

Предложение – это желание и способность продавцов поставлять товар для продажи на рынок.

Соответственно объём предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определённого времени, по определённой цене.

Практика показывает, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямо пропорциональная зависимость. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли и т. д.

Если цены не достаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара.

Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара.

Эта тенденция распространяется и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением – падает [29]. Закон предложения имеет свои формы выражения: шкала предложения и кривая предложения (рис. 4)

Рис. 4. Соотношение цены и количества предлагаемого товара на рынке

Совместим кривые спроса предложения на одном графике и в определенной точке они пересекутся. Данную точку принято называть точкой равновесия, т.к. спрос в ней точно уравновешен предложением. Результатом взаимодействия спроса и предложения является рыночная (равновесная) цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца (рис.5).

Рис. 5 Кривые спроса и предложения

Рыночное равновесие — это положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители. Равновесие отражает компромисс между покупателем и продавцом, которые при взаимном согласии совершают сделку купли-продажи.

Однако состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает постоянным, т.к. имеется большое количество факторов, влияющих на эти процессы. Поэтому происходит нарушение равновесия, результатом которого может быть излишек товаров или дефицит их.

Например, предприятие предлагает товар по цене, которая находится выше точки равновесия Е (Р1). Для покупателя это высокая цена и поэтому часть продукции не находит покупателя, т.е. происходит превышение предложения над спросом (избыток товара).

Рынок перенасыщается товаром и производитель вынужден снижать цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается выпуск товара, т.к. его производство становится невыгодным. Спрос увеличивается, в связи со снижением цены, и начинает превышать предложение. На рынке складывается дефицит товара.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравниваются в точке Е. График равновесия спроса и предложения (рис. 6) наглядно иллюстрирует разное состояние на рынке спроса и предложения [6].

Рис. 6. График равновесия спроса и предложения

Источник: https://studopedia.su/14_96180_vzaimodeystvie-tseni-i-sprosa.html

Взаимосвязь цены, спроса и предложения (стр. 1 из 4)

Взаимосвязь спроса и цены

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

КОнтрольная работа

по дисциплине«Ценообразование»

Вариант 3

2008 год

1. Взаимосвязь цены, спроса и предложения………………………………….3

2. Классификация цен в зависимости от степени воздействия на них государства……………………………………………………………………….13

3. Задача №1………………………………………………………………………16

4. Задача №2………………………………………………………………………17

Используемая литература……………………………………………………….19

1. Взаимосвязь цены, спроса и предложения

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм разви­тия всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются С помощью таких понятий, как спрос (Demand) и предложение (Supply).

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечной счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос — это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос».

Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями поку­пателя.

Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Объем спросаэто количество товара (услуг), которое покупа­тель готов приобрести при данных условиях в течение определен­ного промежутка времени.

Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой:

QDX = f(PX, Pr,…, Pz, I, W, Tx, F, S, q), (1)

где Qdxобъем спроса на товар Х в единицу времени;

Рх – цена товара X;

PY,…,Pzцены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

I – доход покупателя;

Wуровень благосостояния, т. е. покупательная способность потребителя

TXвкусы и предпочтения покупателей;

F – потребительские ожидания;

S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

q — количество покупателей. [4]

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой.

Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение.

Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, показывающей, какое количество товара будет куплено по различным ценам (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке

Такое изменение спроса (или количества единиц купленного товара А) объясняется следующими обстоятельствами:

— по низкой цене купить товар может большее количество потребителей;

— низкие цены заставят многих покупателей предпочесть данный товар другому;

Используя данные, приведенные в табл. 1, можно построить кривую спроса DD (рис.1). По Оси абсцисс отложены объемы продаж некоторого товара X, по оси ординат — цены на единицу данного товара. Кривая спроса DD раскрывает связь между ценой (Р) и количеством товара (Q), которое будет приобретено покупателем по данной цене.

Рис. 1 Кривые спроса и предложения

Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его количеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куп­лено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

Если изменяется цена товара (Pх), то при прочих равных усло­виях изменяется величина спроса на него и движение идет по кри­вой спроса.

Если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в выражении (1) неизменны, то объем спроса ре­ально будет зависеть только от изменения цены.

В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса: при паде­нии спроса кривая спроса сдвигается вниз и влево (DD), а при его повышении — вверх и вправо (D1D1),

Таким образом, изменение в спросе нельзя смешивать с изме­нением объема спроса. Изменение объема спроса означает движе­ний по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

На изменение спроса влияют многие неценовые факторы.

1. Цены взаимосвязанных товаров. Объем спроса на любой кон­кретный товар будет зависеть от изменения цен на взаимосвязанные товары. Конечный результат влияния изменения цены одного товара на объем спроса на другой товар зависит от того, являются эти товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми.

Если увеличение цены одного товара влечет рост объема спроса на другой при каждом значении цены, такие товары являются взаи­мозаменяемыми (товары-субституты). К ним относятся: рыба-мясо; метро-такси и т.д. Повышение цены на то­вар-субститут сдвигает кривую спроса данного товара вправо.

Если увеличение цены одного товара вызывает снижение объе­ма спроса на другой, такие товары являются взаимодополняемыми (комплиментарными). Например, бензин и автомобили. Увеличение цен на дополняющий товар сдвигает кривую спроса на данный товар влево.

2. Уровень денежных доходов покупателей. Когда доход потребителя растет, он начинает больше тратить денег на потребление товаров. Его спрос повышается на многие товары, но не на все. Нормальный (полноценный) товар — это такой товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.

Низший (малоценный) товар — это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода.

Низшими являются товары или блага, для которых существуют альтернативы, обладающие более высоким качеством или большими удобствами.

С приростом доходов потребителей возрастает объем спроca при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо, а кривой спроса на низшие товары — влево.

3. Вкусы и предпочтения покупателей — важнейший фактор, определяющий объем спроса на любой товар, который формируется под воздействием общества с его культурным и образовательным уровнем и рекламы. Например, борьба общества с курением или усиление антиалкогольной пропаганды вызовет определенное снижение спроса на эти социально опасные товары.

4. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или появления большего разнообразия товаров-субстатутов приводит к сокращению текущего спроса.

5. Количество покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спpoca на любой товар при всякой цене. Кривая спроса при этом переместится вправо.[3,с. 44-55]

В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. В шкале предложения сводится информация о цене за единицу товара

и соответствующее ей предложение (табл. 3.2).

Таблица 2

Соотношение цены и количества предлагаемого к продаже товара А на рынке

Шкала предложения показывает, что при высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит

Источник: https://mirznanii.com/a/264664/vzaimosvyaz-tseny-sprosa-i-predlozheniya

Refpoeconom
Добавить комментарий