Вопрос 84 Еврорегионы с участием субъектов РФ

Еврорегионы с участием Калининградской области: ренессанс или стагнация?

Вопрос 84 Еврорегионы с участием субъектов РФ

Особое геополитическое положение Калининградской области предопределяет объективную необходимость взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнёрами.

По мнению специалистов, такое сотрудничество для самого западного российского региона может быть реализовано в том числе посредством развития еврорегионов.

В представлении западных европейцев, создателей первого такого объединения на немецко-голландской границе ещё в 1958 г.

, еврорегион – это форма международной интеграции двух или нескольких территориальных образований сопредельных государств, расположенных в приграничных районах.

Исторически сложилось так, что еврорегионы создавались в трёх политико-географических измерениях:

– в рамках государств ЕС;

– государств – членов ЕС и государств, не являющихся членами ЕС;

– государств – не членов ЕС.

Задачами еврорегионов изначально являлось объединение ресурсов приграничных районов с целью ликвидации социально-экономических проблем их развития, барьеров, препятствующих относительно свободному пересечению границы.

Муниципалитеты государств, входивших в еврорегионы и действовавших в рамках ЕС, в частности, совместно решали вопросы обустройства приграничной инфраструктуры, миграции и занятости населения, изучения языков соседей, экологической безопасности, взаимодействия при чрезвычайных ситуациях и т.д.

Опыт деятельности еврорегионов показал, что они, по большей части, на Западе подобные союзы либо не смогли реализовать значимые проекты.

Однако некоторые проекты всё же позволили значительно упростить приграничные экономические и социальные связи путём развития инфраструктуры, добиться успехов в сфере охраны окружающей среды и туризма, интенсифицировать контакты малого и среднего бизнеса.

Можно отметить, что в Европе задачи, которые ставились перед еврорегионами, были решены самим фактом упразднения границ между государствами. В 1990-е гг. развитие еврорегионов в странах-кандидатах по вступлению в ЕС внесло существенный вклад в подготовку к расширению ЕС.

Калининградская область начала принимать участие в еврорегионах с середины 1990-х гг. Активная фаза пришлась на конец 1990-х – начало 2000-х гг.

Направленность работы областных властей была двухвекторной, т.е. развитие сотрудничества с восточными соседями – регионами Литвы и Белоруссии и с западными – регионами стран Скандинавии и Польши.

Польша и Литва в то время являлись кандидатами в члены ЕС.

В 1998 г. был образован еврорегион «Балтика» в составе Калининградской области, ряда муниципалитетов Швеции, Дании, Польши, Литвы и Латвии. Одной из целей еврорегиона являлось развитие инвестиционной активности и улучшение качества жизни населения.

Возросла инвестиционная активность, дополнительный импульс получили развитие туризма, транспортно-коммуникационной инфраструктура.

Наиболее крупным и значимым проектом, реализованным в рамках данного еврорегиона стал проект «Seagull-Dev-ERB», финансировавшийся ЕС из средств программы Interreg IIIB, PHARE и TACIS и правительствами Дании и Швеции (бюджет составлял около 3,3 млн евро).

Целью проекта являлась разработка и внедрение долгосрочной стратегии и совместного транснационального плана развития участников еврорегиона «Балтика», а также выравнивание уровней социально-экономического развития регионов-партнеров по еврорегиону. Предполагалось обеспечить дополнительные условия для устойчивого социально-экономического развития и создать благоприятный инвестиционный климат в регионе [1].

Ряд других еврорегионов с участием Калининградской области («Сауле», «Нямунас – Немен – Неман», «Шешупе», «Лына-Лава») по большей части не проявляли активности подобной еврорегиону «Балтика», ограничившись лишь декларативными заявлениями о создании различных форм сотрудничества между муниципалитетами российской области, Литвы, Польши и Белоруссии, а также проектами меньшего финансового содержания в сфере спорта и туризма. Наибольшую активность проявляет лишь белорусская сторона в рамках еврорегиона «Неман», проводя ежегодно в Гродно Международную многоотраслевую выставку-ярмарку.

В последние пять лет активность функционирования еврорегионов с участием Калининградской области существенно снизилась, что во многом связано с резким уменьшением финансирования проектов. Единственным еврорегионом с участием области, в котором заметна определённая динамика в развитии, остаётся еврорегион «Балтика».

Примером здесь может служить реализация проекта «Балтийская Сеть Еврорегионов – Восток» (BEN-EAST), активную роль в которой и сыграл еврорегион «Балтика».

Проект финансировался программой ЕС «Регион Балтийского моря INTERREG III в добрососедство» и был направлен на развитие приграничного сотрудничества между 13 партнёрами из России, Беларуси и Литвы. Проект осуществлялся с 2007 по 2009 гг.

Главной целью являлось укрепление структуры приграничного сотрудничества в процессе развития региона Балтийского моря, создание пояса добрососедства по периметру государственной границы на Северо-Западе России от Балтийска до Мурманска.

В этот же период еврорегион «Балтика» активизировал работы по продвижению проекта «Восток-Запад II: Концепция зелёного коридора в рамках Северной транспортной оси» [2].

Этот международный проект был направлен на развитие мультимодального транспортного сообщения, на создание судоходных грузопассажирских линий из Южной Швеции и Германии в порты Калининграда.

Калининградская составляющая этого проекта заключалась в создании коридора развития муниципальных образований Калининградской области от Балтийска до литовской границы и его инфраструктуры (сюда относится строительство АЗС, СТО, минирынков сельскохозяйственной продукции и домов отдыха и пр.).

С 2008 г. начал реализовываться ещё один проект – Baltic Master II (безопасность на Балтике). В рамках проекта планируются меры по ликвидации очагов загрязнения Балтики на калининградском направлении.

Анализ многолетнего приграничного сотрудничества с участием Калининградской области позволил выявить ряд проблем, ставших не только актуальными для её муниципальных образований, но и создающих серьёзный тормозящий момент для дальнейшего развития такой формы сотрудничества.

Прежде всего, это различия в законодательствах РФ и сопредельных стран в сфере финансов и налогообложения; отсутствие средств на совместное финансирование проектов приграничного сотрудничества со стороны органов местного самоуправления области [3]. Вопрос финансирования совместной деятельности (рабочих органов, проектов) возник ещё на начальном этапе еврорегионального движения, постоянно отмечался его участниками и аналитиками [4].

Определённые подвижки в этом отношении отмечены при анализе функционирования еврорегиона «Балтика».

Деятельность еврорегиона с российской стороны базируется на сотрудничестве с соседями как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Это позволяет использовать для развития сотрудничества региональные средства. В остальных же еврорегионах такой возможности нет, что делает их функционирование декларативным [5].

К тормозящим признакам сотрудничества со стороны российских участников относятся также недостаточная степень информационного обеспечения деятельности еврорегиона [6].

Одной из важных причин стагнации еврорегиональной деятельности с участием самого западного региона РФ является и наметившаяся в последние годы тенденция к усилению ограничений на восточных границах ЕС.

Так, Литва и Польша после вступления в ЕС и в зону Шенгенского соглашения, ужесточили правила выдачи виз для жителей Калининградской области, введя пошлины за их оформление, требуя приглашений, установив ограничения по количеству и продолжительности поездок, что снизило интенсивность контактов на межрегиональном уровне.

В целом следует отметить и снижение привлекательности еврорегиональной политики для Европейского союза, так как функционирование еврорегионов в ЕС уже потеряло тот смысл, который вкладывался в них в начальный период. Во многом это поспособствовало тому, что с 2004 г.

Совет Европы и ЕС практически одновременно приступили к разработке новых юридических инструментов, обеспечивающих деятельность еврорегионов и призванных создать единые правовые нормы их образования и функционирования [7].

Эти «инструменты» предусматривает возможность создания структур приграничного, межгосударственного и/или межрегионального сотрудничества, именуемых («европейские объединения территориального сотрудничества», ЕОТС), исключительно в целях социально-экономического сплочения в рамках ЕС и при строгом соблюдении законодательства заинтересованных стран.

Данное обстоятельство свидетельствует о переформатировании системы функционирования еврорегионов в рамках ЕС. Тем не менее такая форма сотрудничества ставит ограничение на участие в ЕОТС муниципалитетов тех государств, которые не входят в ЕС.

В случае с Калининградской областью речь идёт, в первую очередь, о еврорегионе «Балтика», существование которого не может быть проигнорировано Брюсселем, так как «он уже является брендом» [8].

Как было заявлено на заседании Комиссии по территориальному самоуправлению Российско-Польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Республики Польша 22 июня 2010 г.

в Гданьске, члены еврорегиона «Балтика» (Швеция, Польша, Литва) не допускают возможности установления ЕОТС без участия российской стороны. Однако эмоциональные мнения участников еврорегионального движения повлиять на внесение изменений в политику ЕС и механизмы её реализации не способны.

Относительно стагнационных процессов в еврорегиональном движении с участием РФ, необходимо отметить, что существенную роль играет и не совсем чёткая политика российской стороны по отношению к такой форме международного сотрудничества, что повлекло довольно прохладное отношение соответствующих региональных и федеральных структур к участию в их деятельности. Сказывался и недостаточный уровень квалификации персонала администраций еврорегионов с российской стороны. Всё это, безусловно, отражалось на оперативности работы аппарата еврорегионов, на принятии управленческих решений, а также на эффективности реализации совместных проектов.

Таким образом, в последнее время еврорегиональное сотрудничество испытывает серьёзные трудности и проблемы, к которым, в частности можно отнести:

– отсутствие Закона РФ «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации»;

– отсутствие юридической и фактической возможности для российских участников еврорегионального сотрудничества софинансирования совместных проектов. Органы местного самоуправления (муниципальные образования) не могут быть основными или ответственными партнёрами проектов по программам Евросоюза.

В настоящее время приграничные отношения РФ и ЕС получают новый импульс развития. Завершается подготовка к практической реализации программ приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента партнёрства и соседства. Одна из таких программ предназначена для Калининградской области РФ и приграничных регионов Польши и Литвы.

Формально цели и задачи новой программы во многом дублируют цели и задачи еврорегионального сотрудничества.

Изменения связаны с конкретизацией участников программы – теперь это непосредственно сопредельные соседние регионы, со смещением акцентов сотрудничества – большее внимание уделяется предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Однако, для российских участников по-прежнему не решены юридические вопросы, связанные с законодательным обеспечением приграничного сотрудничества.

Вместе с тем важным представляется то обстоятельство, что сторонам удалось решить одну из важнейших задач: в конце 2009 г. был подписан ряд соглашений правительства РФ и ЕС о софинансировании проектов нового формата приграничного сотрудничества.

По мнению исследователей, участие Калининградской области в приграничном сотрудничестве, использование опыта всех пяти еврорегионов может внести существенный вклад в экономическое развитие территории Калининградской области. Более того, как нам представляется, опыт Калининграда в этом деле может оказаться полезным и для других приграничных областей и краёв России.

Примечания

1. Кошелев В. Еврорегион «Балтика» // Космополис. 2008. № 2 (20).

2. «Северная транспортная ось» – одна из пяти транспортных осей, аналогов транспортных коридоров, соединяющих ЕС с соседями, связывающих северную часть ЕС с Норвегией, с одной стороны, и с Белоруссией и Россией – с другой. (См.: Щербанин Ю. А. Транспортные коридоры: ещё модно? // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 5. С. 8.)

3. Драгилева И. И., Зверев Ю. М., Корнеевец В. С., Федоров Г. М. Трансграничная кооперация в Балтийском регионе // Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского союза / под ред. В. П. Гутника, А. П. Клемешева. Калининград, 2006.

4. Рожков-Юрьевский Ю. Калининградская область в кольце регионов: угроза или благо? Что дают еврорегионы России? // Морская индустрия. 1999. № 1 (6).

5. Межевич Н. М. Приграничное сотрудничество и практика деятельности Еврорегионов на Северо-Западе России и в Республике Беларусь. СПб., 2009. С. 127.

6. Цит. по: Межевич Н. М. Указ. соч. С. 127.

7. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадридская конвенция) действует с 1980 г. и объединяет 34 из 47 государств – членов Совета Европы. Российская Федерация является её участницей с 5 января
2003 г.

8. О еврорегионах. Справочная информация // Департамент информации и печати МИД РФ. 2009. 1 июня. URL: http://www.mid.ru/ns-dos.nsf/45682f63b9f5b253432569e7004278c8/356f323fae4091d1c32575c800474ae0?OpenDocument.

9. Выступление З. Ольшевского, директора секретариата гмин Польши еврорегиона «Балтика» в Эльблонге, на заседании Комиссии по территориальному самоуправлению Российско-Польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Республики Польша 22 июня 2010 г. в Гданьске. 

Источник: https://riss.ru/analitycs/2287/

Классификация еврорегионов с российско-украинским участием (Крутов О.А., 2012)

Вопрос 84 Еврорегионы с участием субъектов РФ

В последнее десятилетие в России активно применяется опыт стран ЕС в рамках развития межрегиональных связей. Наиболее широкое распространение среди форм трансграничного сотрудничества в Западной Европе получили еврорегионы.

Еврорегионы – это «приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемых на основе принципа субсидиарности» [1].

Начиная с 1997 года, при участии субъектов Российской Федерации было создано порядка десяти подобных приграничных сообществ; лидер в этом направлении – Калининградская область. На российско-украинском порубежье в данный момент функционирует четыре еврорегиона: «Днепр», «Ярославна», «Слобожанщина», «Донбасс».

Несмотря на то что в состав еврорегиона «Днепр» входит также Гомельская область, относящаяся к республике Беларусь, в данной статье он будет рассматриваться как российско-украинский; поскольку частично таковым и является.

Еврорегионы с позиции цели их создания

Еврорегион представляет собой достаточно гибкий инструмент развития трансграничного сотрудничества, не имеющий единообразной правовой и иной формы.

С одной стороны, это дает ряд очень важных преимуществ, позволяющих при создании конкретного механизма взаимодействия учитывать особенности приграничных регионов, с другой – возможно именно этот факт становится одной из причин появления регионов-«пустышек», которых в ЕС даже больше, чем успешных проектов [2]. Многообразие форм еврорегионов лучше всего просматривается при их классификации.

В зависимости от целей можно выделить однонаправленные и комплексные еврорегионы (см. рис. 1).

Еврорегионы могут создаваться с целью решения как целого комплекса проблем приграничных регионов, так и проблем в одной сфере, реализации одного или нескольких проектов по одному направлению.

Зачастую в уставе сразу декларируется комплекс целей, деятельность же активно ведется лишь по некоторым направлениям, но таким способом создается правовая основа для будущего взаимодействия в других.

 Рис. 1. Еврорегионы, классифицируемые по целям их создания

Что же касается еврорегионов, созданных на российско-украинском порубежье, то их можно отнести к комплексным; цели, декларируемые в их уставах, охватывают множество направлений.

Но, необходимо подчеркнуть, что в целом функционирование еврорегионов одинаково эффективно не во всех направлениях. Например, приграничное сотрудничество между Калининградской областью РФ, регионами Польши и Литвы в проектах в сфере инфраструктуры, экономики и окружающей среды не всегда приводят к желаемому результату.

Проекты в культурной и социальной сферах реализуются с большим успехом, так как эти проекты в меньшей степени страдают от бюрократических проволочек и более независимы от определенных национальных интересов; что приводит к большей свободе действий участников еврорегиона [3].

При этом успешность в культурной сфере не следует понимать в масштабном плане, речь не идет о формировании новой региональной общности людей.

Еврорегионы с позиции уровня участвующих субъектов, длительности кооперации, количества сторон-участников

По уровню участвующих субъектов еврорегионы можно подразделить на одноуровневые и разноуровневые (см. рис. 2).

В зависимости от учредительных документов участниками еврорегионов могут быть не только административные органы областей, городов и общин нескольких стран, но и региональные союзы, сельскохозяйственные районы, землячества, профсоюзы, торгово-промышленные палаты, другие объединения. Часто именно они дают мощный импульс приграничному экономическому сотрудничеству [2].

Рис. 2. Классификация еврорегионов с позиции уровня участвующих субъектов

Исходя из учредительных документов, российско-украинские еврорегионы можно назвать одноуровневными. Но в рамках реализации отдельных проектов могут участвовать субъекты разного уровня.

По длительности кооперации можно выделить следующие еврорегионы: среднесрочные и долгосрочные (см. рис. 3). Данная классификация важна, так как подчеркивает, что еврорегионы не создаются на короткий период. Это связано с той их особенностью, что поставленные цели – масштабны, требующие продолжительного времени для их достижения.

 Рис. 3. Классификация еврорегионов с позиции длительности кооперации

Российско-украинские еврорегионы не являются исключением. На текущий момент дольше всех функционирует еврорегион «Днепр»; он был создан в 2003 году.

По количеству участвующих субъектов еврорегионы могут быть двусторонними или многосторонними (см. рис. 4). Еврорегион может быть изначально созданным как двусторонним, так и многосторонним. Как правило, учредительные документы подразумевают по ходу деятельности еврорегиона возможность либо присоединения нового субъекта, либо выхода из соглашения участвующего.

Таким образом, за время своего существования количество участвующих субъектов является непостоянным, но в обязательном порядке – больше одного. Пример подобной трансформации на российско-украинском порубежье – еврорегион «Донбасс», изначально создававшийся как двусторонний (Луганская и Ростовская области), но затем после присоединения Донецкой области, ставший многосторонним.

 Рис. 4. Классификация еврорегионов по количеству участвующих субъектов

На сегодняшний день еврорегионы «Ярославна» и «Слобожанщина» являются двусторонними, а «Донбасс» и «Днепр» – многосторонними. Устав каждого из еврорегионов подразумевает присоединение новых участников.

Классификация еврорегионов с позиции интеграции в ЕС

Другая классификация, с помощью которой можно охарактеризовать еврорегион, основывается на принадлежности участвующих субъектов к ЕС. С этой позиции еврорегионы бывают интегрированными в ЕС, неитегрированными и смешанными (см. рис 5).

Возможны переходы из одной категории в другую несколькими путями: выход или присоединения нового субъекта к еврорегиону; интеграция государства в ЕС, что приводит к автоматической принадлежности участвующего субъекта к Евросоюзу, а непосредственно сам еврорегион переходит в категорию интегрированных в ЕС, либо смешанных.

Единой точки зрения не существует: первые еврорегионы формировались в процессе образования Европейского союза, на базе существовавших ранее хозяйственных и иных связей.

Изначально усиливали интеграционные процессы внутри ЕС, впоследствии стали использоваться в качестве инструмента для интеграции новых стран в Евросоюз – так возникли смешанные еврорегионы, далее подобный опыт развития приграничных регионов стал использоваться в странах, не относящихся к Европейскому Союзу.

Особенностью интегрированных и смешанных еврорегионов является то, что их бюджет формируется не только из средств участников, но и при помощи финансирования ЕС. В отдельных случаях подобное финансирование могут получать и неинтегрированные в ЕС, но лишь в рамках отдельных программ, реализуя определенные цели.

 Рис. 5. Классификация еврорегионов с позиции интеграции в ЕС

Все еврорегионы на российско-украинском порубежье относятся к неинтегрированным в ЕС.

Заключение

В целом учредительные документы российско-украинских еврорегионов однотипны, но, тем не менее, существует и ряд особенностей.

Например, в организационной структуре по степени схожести можно выделить две группы: к одной относятся еврорегионы «Днепр» и «Слобожанщина», к другой – «Ярославна» и «Донбасс».

В организационную структуру последних входят следующие органы: Совет Еврорегиона и Секретариат Еврорегиона; в отличие от двух других отсутствует Президиум Совета Еврорегиона.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/7460

85 СУБЪЕКТОВ РОССИИ С ЦЕНТРАМИ

Вопрос 84 Еврорегионы с участием субъектов РФ

Список субъектов Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2017 года)

Республики                                        административный центр

1.АдыгеяМайкоп
2.АлтайГорно-Алтайск
3.БашкортостанУфа
4.БурятияУлан-Удэ
5.ДагестанМахачкала
6.ИнгушетияМагас
7.Кабардино-БалкарияНальчик
8.КалмыкияЭлиста
9.Карачаево-ЧеркесияЧеркесск
10.КарелияПетрозаводск
11.КомиСыктывкар
12.КрымСимферополь
13.Марий ЭлЙошкар-Ола
14.МордовияСаранск
15.Саха (Якутия)Якутск
16.Северная Осетия-АланияВладикавказ
17.ТатарстанКазань
18.Тыва (Тува)Кызыл
19.УдмуртияИжевск
20.ХакасияАбакан
21.ЧечняГрозный
22.ЧувашияЧебоксары

 Края                                             административный центр 

23.Алтайский крайБарнаул
24.Забайкальский крайЧита
25.Камчатский крайПетропавловск-Камчатский
26.Краснодарский крайКраснодар
27.Красноярский крайКрасноярск
28.Пермский крайПермь
29.Приморский крайВладивосток
30.Ставропольский крайСтаврополь
31.Хабаровский крайХабаровск

Области                                            административный центр 

32. Амурская областьБлаговещенск
33. Архангельская областьАрхангельск
34. Астраханская областьАстрахань
35. Белгородская областьБелгород
36. Брянская областьБрянск
37. Владимирская областьВладимир
38. Волгоградская областьВолгоград
39. Вологодская областьВологда
40. Воронежская областьВоронеж
41. Ивановская областьИваново
42. Иркутская областьИркутск
43. Калининградская областьКалининград
44.Калужская областьКалуга
45.Кемеровская областьКемерово
46.Кировская областьКиров
47.Костромская областьКострома
48.Курганская областьКурган
49.Курская областьКурск
50.Ленинградская областьСанкт-Петербург
51.Липецкая областьЛипецк
52.Магаданская областьМагадан
53.Московская областьМосква (офиц.)Красногорск (факт.)
54.Мурманская областьМурманск
55.Нижегородская областьНижний Новгород
56.Новгородская областьВеликий Новгород
57.Новосибирская областьНовосибирск
58.Омская областьОмск
59.Оренбургская областьОренбург
60.Орловская областьОрёл
61.Пензенская областьПенза
62.Псковская областьПсков
63.Ростовская областьРостов-на-Дону
64.Рязанская областьРязань
65.Самарская областьСамара
66.Саратовская областьСаратов
67.Сахалинская областьЮжно-Сахалинск
68.Свердловская областьЕкатеринбург
69.Смоленская областьСмоленск
70.Тамбовская областьТамбов
71.Тверская областьТверь
72.Томская областьТомск
73.Тульская областьТула
74.Тюменская областьТюмень
75.Ульяновская областьУльяновск
76.Челябинская областьЧелябинск
77.Ярославская областьЯрославль

Города федерального значения  

78.Москва79.Санкт-Петербург

80.Севастополь

Автономная область    административный центр81.Еврейская АО                Биробиджан

Автономные округа                          административный центр

82.Ненецкий АОНарьян-Мар
83.Ханты-Мансийский АО-ЮграХанты-Мансийск
84.Чукотский АОАнадырь
85. Ямало-Ненецкий АОСалехард

Создано: 28.04.17   /   Категория: Россия Работает на Cobalt

Источник: http://www.rusinkg.ru/rf-i-kr/article/29-rossiya/6163-85-sub-ektov-rossii-s-tsentrami

Читать — Оглавление — Книга

Вопрос 84 Еврорегионы с участием субъектов РФ
sh: 1: —format=html: not found

Annotation

Пособие подготовлено в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом по курсу национальной экономики. В книге в формате «вопрос – ответ» дана характеристика структуры экономики России, хозяйственная характеристика отдельных регионов страны, рассмотрены основные сферы национальной экономики, показана роль РФ в мировой экономике.

Предназначено для подготовки к экзамену по курсу «Национальная экономика».

Олег Васильевич Корниенко

I. Общие аспекты функционирования национальной экономики России

Вопрос 1 Предмет, методы и функции курса национальной экономики

Вопрос 2 Концепция национальной экономии Ф. Листа

Вопрос 3 Экономика россии: общая характеристика

Вопрос 4 Органы власти, осуществляющие регулирование экономики

Вопрос 5 Уровень жизни и социальная защита населения

Вопрос 6 Предприятия в экономике России

Вопрос 7 Проблемы безработицы в РФ

Вопрос 8 Проблемы инфляции в России

Вопрос 9 Правовое обеспечение функционирования российской экономики

Вопрос 10 Теневая экономика

Вопрос 11 Экономическая безопасность России

II. Природный и ресурсный потенциал РФ

Вопрос 12 Природно-ресурсный потенциал России: общая характеристика

Вопрос 13 Земельные, лесные и водные ресурсы

Вопрос 14 Угольные бассейны России

Вопрос 15 Газовые и нефтяные месторождения России

III. Промышленность России

Вопрос 16 Энергетический комплекс

Вопрос 17 Угольная промышленность

Вопрос 18 Газовая промышленность

Вопрос 19 Нефтяная промышленность

Вопрос 20 Горнорудная промышленность

Вопрос 21 Черная металлургия

Вопрос 22 Цветная металлургия

Вопрос 23 Машиностроительный комплекс

Вопрос 24 Автомобильная промышленность

Вопрос 25 Авиационная промышленность

Вопрос 26 Химическая промышленность

Вопрос 27 Лесная промышленность

Вопрос 28 Легкая и пищевая промышленность

Вопрос 29 Художественные промыслы

Вопрос 30 Технологические парки

Вопрос 31 Финансово-промышленные группы

IV. Сельское хозяйство России

Вопрос 32 Сельское хозяйство РФ: общая характеристика

Вопрос 33 Растениеводство

Вопрос 34 Животноводство

Вопрос 35 Предприятия агропромышленного комплекса ответ

Вопрос 36 Присваивающее хозяйство россии

V. Транспорт, строительство и сфера услуг РФ

Вопрос 37 Железнодорожный транспорт

Вопрос 38 Автомобильный транспорт

Вопрос 39 Авиационный транспорт

Вопрос 40 Морской и речной транспорт

Вопрос 41 Трубопроводный транспорт

Вопрос 42 Строительная сфера

Вопрос 43 Торговые сети

Вопрос 44 Экономика сотовой связи

Вопрос 45 Телекоммуникационная сфера

Вопрос 46 Медиабизнес

Вопрос 47 Ресторанный и гостиничный бизнес

Вопрос 48 Игорный бизнес

VI. Финансовая система РФ

Вопрос 49 Федеральный бюджет

Вопрос 50 Внебюджетные фонды

Вопрос 51 Внутренний долг

Вопрос 52 Управление финансовой системой

Вопрос 53 Государственные банки России

Вопрос 54 Коммерческие банки

Вопрос 55 Кредитно-финансовые институты

Вопрос 56 Платежные системы РФ

Вопрос 57 Страховой бизнес

Вопрос 58 «Финансовые пирамиды»

Вопрос 59 Налоговая система

Вопрос 60 Рынок ценных бумаг и фондовые биржи

Вопрос 61 Биржевые индексы

VII. Проблемы переходной экономики в России

Вопрос 62 Формирование рыночного механизма в условиях переходной экономики

Вопрос 63 Приватизация в РФ

Вопрос 64 Трансформационный спад в рамках переходного этапа

VIII. Экономика российских регионов

Вопрос 65 Экономические районы РФ

Вопрос 66 Экономика Северного района

Вопрос 67 Экономика Северо-Западного района

Вопрос 68 Экономика Центрального района

Вопрос 69 Экономика Волго-Вятского района

Вопрос 70 Экономика Центрально-Черноземного района

Вопрос 71 Экономика Поволжского района

Вопрос 72 Экономика Северо-Кавказского района

Вопрос 73 Экономика Уральского района

Вопрос 74 Экономика Западно-Сибирского района

Вопрос 75 Экономика Восточно-Сибирского района

Вопрос 76 Экономика Дальневосточного района

Вопрос 77 Экономика Калининградской области

IX. Россия в системе мировой экономики

Вопрос 78 Внешняя торговля

Вопрос 79 Внешний долг

Вопрос 80 Платежный баланс

Вопрос 81 Иностранные инвестиции в экономике России

Вопрос 82 Вывоз капитала из России

Вопрос 83 Особые экономические зоны России

Вопрос 84 Еврорегионы с участием субъектов РФ

Вопрос 85 Внешнеторговые организации

Вопрос 86 Таможенное дело в РФ

Вопрос 87 Миграция рабочей силы

Вопрос 88 Бизнес в сфере международного туризма

Краткая библиография

Интернет-ресурсы

Олег Васильевич Корниенко

Национальная экономика

I. Общие аспекты функционирования национальной экономики России

Вопрос 1 Предмет, методы и функции курса национальной экономики

Ответ

В рамках курса национальной экономики изучаются явления и процессы, связанные с функционированием экономической системы определенной страны. Кроме этого, в рамках предмета национальной экономики отчасти рассматриваются проблемы эволюции, а также перспектив развития хозяйственной системы страны.

Деление экономической науки на микроэкономическую и макроэкономическую составляющие, сложившееся в середине прошлого века, отводит предмету «национальная экономика» особое место в разделе «макроэкономика» как рассматривающему один из наиболее крупных хозяйственных объектов – хозяйство страны в целом. Таким образом, национальная экономика фактически является составной частью экономической теории как фундаментальной науки о хозяйстве.

Проблемы, изучаемые в рамках национальной экономики, являются также объектом для изучения других научных дисциплин – демографии, экологии, политологии, регионалистики, экономической истории.

Особенно тесно связан с национальной экономикой предмет экономической географии, в рамках которой изучаются фактически те же самые проблемы, за исключением финансовой составляющей хозяйственной системы.

Внутреннее членение предмета национальной экономики не является общепринятым и устоявшимся; тем не менее можно выделить в структуре науки такие разделы, как «природно-ресурсный потенциал страны», «отраслевая структура национальной экономики», «финансовая система страны», «экономические районы страны».

Имеется термин-синоним, которым также можно обозначать национальную экономику, – в зависимости от государства, хозяйственная система которого подвергается анализу, можно говорить об экономике России (как в данном случае) или об экономике любой другой страны.

В рамках изучения национальной экономики используются общенаучные методы исследований – такие, как индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование.

Важнейшую роль играет сбор и обработка статистической информации, являющейся основой для межрегиональных сравнений.

Использование экспериментального метода в рамках национальной экономики, как, впрочем, и вообще в макроэкономике, является затруднительным, поскольку в данном случае достаточно сложно создать условия, необходимые для чистоты эксперимента.

К числу основных функций национальной экономики относятся познавательная, прогностическая, прагматическая (практическая), а также связанная с последней нормативная функция.

Она выражается в том, что ученый, вооруженный знанием экономических процессов, происходящих в стране, в состоянии предлагать способы решения тех или иных проблем, возникающих в процессе функционирования хозяйственной системы.

Источник: https://litlife.club/br/?b=220886&p=41

Refpoeconom
Добавить комментарий