Вопрос 84 Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика государства

Вопрос 84 Антиинфляционная политика

Определение 1

Инфляция представляет собой непрерывное общее повышение цен, при котором падает реальная ценность всех личных сбережений, хранящихся в форме наличности или на счетах.

Увеличение цен непременно сокращает массу продукции, которую могут приобрести владельцы данных сбережений. Прежде всего, при наступлении инфляции происходит снижение реального дохода получателей фиксированных и номинальных доходов, включая работников бюджетной сферы и пенсионеров. Также инфляция способна снизить сбережения у населения.

Посредством инфляции происходит перераспределение доходов кредиторов и дебиторов, среди которых в выигрышном положении находится должник. Инфляция может сказаться на уровне благосостояния каждого человека, всех слоёв общества и всех рыночных сфер.

Существует понятие частной инфляции, которая возникает в виде повышения цен на определенный вид продукции. Также инфляция может быть общей, при которой опасность проявляется для экономики в целом.

Основным показателем инфляции является более медленный рост дохода человека, чем цены на продукцию.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При инфляции происходит снижение текущих реальных потребительских расходов, падение уровня жизни. Это обусловлено индексацией и другими методами защиты населения, которые не способны успевать за новой динамикой.

Губительным образом действует также эффект инфляционного вложения, проявляющийся в экономиках с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Он способен вызвать социальное расслоение, углубить имущественное неравенство общества. В период протекания инфляции перераспределяются доходы, что является несправедливым.

Сущность антиинфляционной политики

Определение 2

Антиинфляционная политика представляет собой меры борьбы с инфляцией посредством денежных реформ, которые проводят государственные структуры.

Методы проведения денежных реформ включают в себя:

  • Нуллификацию, то есть объявление об исключении обесценивающихся денежных единиц и вводе новых единиц.
  • Девальвацию, то есть снижение золотого содержания по денежным единицам или снижение курсов национальных валют в золото, зарубежную валюту, серебро,
  • Деноминацию, то есть метод зачеркивания нулей. Метод заключается в укрупнении денежной единицы в виде обмена по установленному соотношению старого денежного знака на новые. В таком же соотношении происходит пересчет цен, тарифов, заработной платы, остатков денежных средств на банковских счетах, балансов организаций.

Антиинфляционная политика является комплексом мер в области государственного регулирования, которые направлены на подавление инфляционных процессов.

Антиинфляционную политику чаще всего осуществляют через два способа:

  • политики доходов,
  • дефляционную политику.

Дефляционная политика осуществляет регулирование спроса на деньги через денежный, кредитный, налоговый механизм. Она осуществляется снижением расходов государства, увеличением процентных ставок по кредитам, усилением налогового бремени при ограничении денежной массы.

Дефляционная политика приводит к замедлению экономического роста в любой экономической системе.

Политику доходов осуществляют в ходе параллельного контроля цен и заработной платы через полное их замораживание или установление предела для их роста. Проведение политики доходов чаще всего вызывает социальные противоречия.

Инструменты антиинфляционной политики

Замечание 1

Основные инструменты для регулирования инфляции в нашей стране включают кредитную и денежную политику, посредством которой правительство Российской Федерации в девяностые годы воздействовало на денежную массу.

Тем не менее, в результате данных мер происходит несколько негативных последствий. В государстве в большом объёме появляются неплатежи, заключающиеся в невыплате заработной платы, долгах перед поставщиками со стороны клиентов, бюджетными долгами.

Рост денежной массы в таких условиях мог привести к гиперинфляции. При наличии дефицита бюджета к погашению расходов государства от правительства Российской Федерации прибегают к заимствованиям рынка и наращиванию налогового бремени на организации, которые не обладают оборотными средствами по хозяйственным нуждам.

Другим способом является внешнее заимствование, включая внешний долг и процент по внешнему долгу.

Антиинфляционная политика включает комплекс мероприятий государственного регулирования экономики, который сконцентрирован на подавление инфляции.

Выделяют дефляционную денежно-кредитную политику, которая регулирует спрос.

Ее осуществляют через ограничение денежного спроса посредством повышения налогообложения для роста бюджетных доходов с сокращением способности общества и расходов государства, ростом учетной банковской ставки, уменьшением спроса по кредиту и роста сбережений, ростом нормы обязательных резервов, реализации центральным банком государственных бумаг, которые приносят фиксированный доход.

Еще один инструмент антиинфляционной политики заключаются в политике доходов, которые означают установку параллельного контроля заработной платы и роста цен. В этом процессе происходит их замораживание или устанавливаются пределы для их роста.

С помощью политики индексации проводят индексацию потерь экономическими субъектами по причине обесценивания денег. Правительством России периодически индексируются стипендии, пособия, пенсии, заработная плата. При этом по причине отсутствия средств данная индексация проходит без необходимой увязки роста цен во времени, величине возмещаемых расходов.

По этой причине проведенная индексация не всегда может оказать значительное влияние на уровень жизни.

Все методы борьбы с инфляцией, которые представлены антиинфляционной политикой, являются противоречивыми по своей природе. По этой причине выбор антиинфляционной политики находится в зависимости от положения в государстве, его экономики и социального положения.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/antiinflyacionnaya_politika_i_ekonomika/antiinflyacionnaya_politika_gosudarstva/

Шевелева А.А. Антиинфляционная политика государства

Вопрос 84 Антиинфляционная политика

Библиографическая ссылка на статью:
Шевелева А.А. Антиинфляционная политика государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2184 (дата обращения: 08.02.2019).

Сейчас в мире нет стран, в которых бы отсутствовала инфляция. Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике. Процесс инфляции – это очень устойчивый и тяжело управляемый процесс.

Инфляция не может рассматриваться как результат какой-то определенной политики государства.

Это неизбежный результат самых различных явлений в экономике, следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением.

Инфляция представляет собой хроническую болезнь современной экономики, от которой избавиться полностью невозможно. Конечно, не всякая инфляция является опасной и приводит к необратимым последствиям. Небольшая инфляция (до 10 %) в год не представляет собой социального зла. Наоборот, считается, что она в некоторой степени подстегивает экономику, придает ей динамику.

Но когда инфляция выходит из-под контроля, когда рост цен на инвестиционные товары и потребительские блага достигает двузначных величин, вот тогда инфляция представляет большую угрозу даже для очень сильной экономики.

Поэтому так важно, чтобы государство проводило такую антиинфляционную политику, которая смогла бы обеспечить функционирование нормальной национальной денежной системы.

Способы проведения такой политики противоречивы по своим последствиям и природе и неоднозначны.

Из всего вышеизложенного следует, что единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты [1, с 22].

Существует два основных взгляда на способы управления инфляцией: кейнсианский и монетаристский.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход основывается  на том, что на рынке благ существует некоторый дефицит из-за уменьшившегося предложения. Кейнс считал, что повысить уровень предложения возможно с помощью создания эффективного спроса, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей.

Эффективный спрос правительство стимулирует таким образом, что предоставляет крупным частным организациям значительный государственный заказ. В итоге приводится в движение большое число предприятий. Спад снижается и сокращается безработица.

Предложение, подстегиваемое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к тому, что цены падают, и сокращается инфляция.

Монетаристский подход

Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным и ограничиваться только денежной сферой, т.е. правительству необходимо поднять ставки по процентам и уменьшить количество свободных денег. Вместе с ограничением спроса, по мнению монетаристов, необходимо увеличивать совокупное предложение.

Это возможно сделать, если государство продаст часть своей собственности (частичная приватизация), усилит антимонопольную политику и будет поддерживать мелкий и средний бизнес. Отличительной чертой монетарных подходов является приверженность концепции открытой экономики.

Страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство для привлечения иностранного капитала.

В настоящее время антиинфляционная политика преследует следующие цели:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Основная цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане[7, с 15]. И для достижения этих целей используются такие инструменты антиинфляционной политики как:

Бюджетная политика, т.е. управление государственными расходами и налогами с целью повлиять на платежеспособный спрос: государство сокращает свои расходы и повышает налоги. В результате спрос падает, снижаются темпы инфляции.

Методы бюджетной политики:

  • Изменения существующего объема производства. Повышение реального объема производства увеличивает реальные доходы от основных источников налоговых поступлений. Также увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
  • Изменение ставки процента. Увеличение номинальных процентных ставок приводит к росту реальных расходов на погашение государственного долга.
  • Автоматическая стабилизация. Встроенные в бюджетную систему автоматические стабилизаторы, такие как подоходные налоги и пособий по безработице, обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций.

Проблемы бюджетной политики: прежде чем происходит сознание факта инфляции, проходит определенное время; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также существует временной интервал между тем временем, когда принимается решение о бюджетных мерах, и моментом, когда эти меры начнут воздействовать на уровень цен; проблемы в политической сфере; эффект вытеснения  инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая бюджетная политика увеличивает чистый экспорт. В результате чего снижается внешний спрос на национальную валюту, происходит ее обесценивание, и, следовательно, увеличение чистого экспорта.

Кредитно-денежная политика государства. Данный инструмент антиинфляционной политики отражает основные взгляды монетаристов. Главную роль, конечно, играет денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономику.

Если инструменты бюджетной политики непосредственно влияют на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной в качестве объекта регулирования выступает денежный рынок. Смысл кредитно-денежной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру через эмиссию, т.е.

изменения находящихся в обороте денежных средств.

В странах с рыночной экономикой центральные банки влияют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными промежутками, которые в разных странах и при разных условиях отличаются[2, с 15].

Одной из важных задач кредитно-денежной политики является переход к режиму тартетирования инфляции.

Таргетирование инфляции — это основа денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официальных количественных  показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также  признанием того, что низкая и стабильная инфляция – основная долгосрочная цель фискальной политики [5, с 104].

Из предложенного определения можно вывести три существенные характеристики режима:

  1. Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира.
  2. Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза.
  3. Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей. Таким образом, реализация режима инфляционного таргетирования происходит не только в области регулирования экономических переменных, но и в области управления инфляционными ожиданиями, так как в разных пропорциях, но инфляционная инерция в любой момент времени и в любой стране является неотъемлемой составляющей ее будущих цен [6, с 10].

Условия перехода к таргетированию инфляции в России:

  1. Институциональная независимость (органов денежно-кредитного регулирования);
  2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика;
  3. Цены в стране должны быть свободными, экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса [2, с 95-96].

Еще одним инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.

Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов.

Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Ставка рефинансирования Центрального банка традиционно является инструментом макроэкономического регулирования, который применяют и для сдерживания инфляции. Если уровень инфляции повышается, то Центробанк повышает ставку рефинансирования. Если уровень инфляции понижается, то Центробанк понижает ставку рефинансирования.

Важно отметить, что в краткосрочном периоде антиинфляционная политика приводит к росту безработицы и снижению выпуска. В то время как правительство сокращает расходы государства и урезает денежную массу, происходит снижения цен. Однако заработная плата остается неизменной.

При таких условиях прибыль фирмы падает, поэтому она сокращает объем выпуска продукции, а значит, снижается и занятость населения.

По срокам проведения антиинфляционная политика подразделяется на «шоковую терапию» и постепенное снижение скорости роста денежной массы.

«Шоковая терапия» —   жесткая денежная политика, направленная на немедленное снижение уровня инфляции, и сопровождающаяся значительным спадом производств.

Постепенная политика проводится путем повторяющегося, но всегда небольшого снижения темпов роста денежной массы, за счет чего становится возможным избежать глубокого спада, однако это не дает возможность быстро снизить инфляцию [8, с 223].

«Шоковая терапия» обычно опирается на монетаристские меры управления инфляцией: свёртывание активности хозяйственного сектора, широкую либерализацию хозяйственной жизни, жесткое ограничение роста денежной массы, освобождение цен, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д. и создающим условия его пополнения в будущем, что позволяет избежать резкого экономического спада и безработицы.

Постепенное снижения инфляции предусматривают активное вмешательство правительства: поддержку предпринимательства,  важнейших отраслей производства, создание инфраструктуры рынка, неполное регулирование  процесса ценообразования.  [9, с 195].

Вывод

Вышеизложенные методы управления инфляцией неоднозначны и зависят от множества факторов.

Поэтому выбор стратегии антиинфляционной политики  непосредственно зависит от сложившейся экономической ситуации в стране, от вида инфляции, от степени ее влияния на экономику.

Необходимо учитывать, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и в большей степени влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Библиографический список

  1. В.И. Карпунин, Т.С. Новашина. Антиинфляционная политика: методология формирования// Московский финансово-промышленный университет «Синергия». 2011. №5 (16-24)
  2. Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы. 2-е изд. М.: Дело, 2010
  3. Гринберг Р.С. Инфляция и антиинфляционная политика в условиях рыночных реформ. М.,1995
  4. Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. 2007. № 10.
  5. Чаркин А. В. Теоретические основы инфляционного таргетирования// научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011 (103-110).
  6. Улюкаев, А., Дробышевский, С., Трунин, П. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики. 2008.  № 1. (С. 2–15).
  7. Красавина Л.И. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирование в России: системный подход // Деньги и кредит. 2011. № 3
  8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика – М.: «Дело и сервис». 2004. 448с.
  9. Введение в макроэкономику : учебное пособие/Матвеева Т. Ю.; Гос.ун-т высш.шк.экономики. 2008. 450с.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Настя Шевелева»

Источник: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2184

Антиинфляционная политика: мифы и реальность

Вопрос 84 Антиинфляционная политика

• Новости • Обзор прессы • Антиинфляционная политика: мифы и реальность

Хотя с начала года Центральный банк России уже три раза повышал ставки отчисления в ФОР, реакция на его действия пока остается минимальной.

Спрос на банковские кредиты продолжает увеличиваться, оживление на мировых рынках используется российскими банками для привлечения внешних займов.

Россия до сих продолжает находиться в фазе быстрого экономического роста, но и быстрой инфляции, что приводит к накоплению дисбалансов в экономике.

Ужесточение денежной политики остается ограниченным

Вскоре после того как финансовые рынки несколько успокоились после проблемы с субипотечными ценными бумагами, стало очевидно, что проблема инфляции во всем мире выходит на первый план.

В тех странах, где необходимость поддерживать ликвидность банковского сектора стояла не так остро, центральные банки начали активно ужесточать денежную политику.

В Китае уровень отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР) вырос с 9,0% в начале 2007 года до беспрецедентного уровня 17,5% — такое кардинальное ужесточение денежной политики стало ответом на непрекращющийся приток спекулятивного капитала в китайскую экономику.

Ставки ФОР были подняты в ряде стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, в Индии и в СНГ. Именно по этой причине акции банковских эмитентов на всех мировых рынках находятся под давлением — инвесторы ожидают, что дальнейшая борьба с инфляцией потребует ужесточения денежной политики и, как следствие, окажет давление на темпы роста и прибыльность банковского бизнеса.

Центральный банк России не стал исключением. С начала года норма отчислений в ФОР увеличивалась три раза — в январе, в начале февраля и в начале июля. Объем банковских средств, заблокированных в ФОРе, с начала года по июнь вырос на 125 млрд рублей.

Тем не менее, более детальное рассмотрение структуры денежной массы свидетельствует о том, что стерилизация через другие инструменты изъятия избыточной ликвидности, в частности депозиты в ЦБ и облигации Банка России, существенно снизилась.

Размер банковских депозитов в ЦБ по состоянию на конец апреля уменьшился на 200 млрд рублей(!), а объем средств, вложенных российскими банками в облигации, упал на 82 млрд рублей по состоянию на эту же дату.

Иными словами, если на конец декабря 2007 года ЦБ РФ стерилизовал всего около 600 млрд рублей банковской ликвидности, то по состоянию на конец апреля эта сумма снизилась до 430 млрд рублей.

Правда, на конец мая объем средств на банковских депозитах вновь вырос, но скорее всего эта тенденция краткосрочна и отражает приток средств от размещений еврооблигаций, которые были проведены ВТБ и Росагробанком в конце мая. Даже с учетом этого роста, получается, что за первые пять месяцев 2008 года ЦБ РФ стерилизовал всего 13 млрд рублей через инструменты денежной политики. Эти цифры наглядно подтверждают, что приоритетом ЦБ РФ до сих пор являлась необходимость поддерживать банковскую ликвидность, а не борьба с инфляцией.

Можно дать несколько интерпретаций денежной статистике, приведенной выше. Во-первых, речь идет о снижении роли ЦБ в стерилизации денежного предложения.

Не секрет, что и раньше денежное предложение в стране в большей степени определялось бюджетной политикой правительства, в то время как роль ЦБ сводилась к корректировкам последствий этой бюджетной политики для банковского рынка.

До второй половины 2008 года на долю инструментов ЦБ РФ приходилось порядка 15—20% от общего объема стерилизации денежного предложения в России. Но по итогам пяти месяцев 2008 года можно говорить о том, что ЦБ РФ вообще не участвовал в стерилизации избыточной ликвидности, которая изымалась из экономики через профицит бюджета.

Во-вторых, неоднократное повышение ставки ФОР с начала года означает ужесточение рыночных условий для негосударственных банков, в то время как госбанки имели возможность снижать объем депозитов в ЦБ и продавать облигации Банка России, основными держателями которых они являются.

Это значит, что в ближайшие месяцы можно ожидать, что государственные банки продолжат наращивать кредитование опережающими темпами, финансируя рост кредитов реструктуризацией своих активов.

Это, безусловно, создает негативный перекос в структуре российского банковского сектора, усиливая роль государственных финансовых институтов в целом.

Наконец, снижение общих объемов стерилизации ликвидности через инструменты ЦБ РФ, безусловно, отражает необходимость поддерживать банковскую ликвидность.

Неудивительно, что в таких условиях темпы роста цен продолжают ускоряться. Если по состоянию на начало года уровень годовой инфляции находился в пределах 13%, то по состоянию на июнь инфляция вышла на уровень 15%.

Рост инфляционного давления подтверждается высокими темпами роста банковского сектора, который пока не демонстрирует признаков замедления.

Напомним, что, по последней банковской статистике, за пять месяцев 2008 года темпы роста корпоративного кредитования составляют 67% по сравнению с маем 2007-го (за весь 2007 год был показан рост на 63%).

Ближайшие несколько месяцев будут показательны с точки зрения ответа на вопрос, насколько серьезно правительство и ЦБ готовы заниматься решением проблемы инфляции. При темпах роста потребительских цен более 0,7% в июле, уложиться в 13-процентный уровень инфляции за весь 2008 год, по нашим оценкам, будет достаточно проблематично.

В случае, если контроль за инфляцией действительно является приоритетом денежной политики, ЦБ РФ, по нашему мнению, может быть вынужден пойти на дополнительное повышение ставки ФОР.

Недавнее повышение ставки рефинансирования и ставок по депозитам в ЦБ, а также укрепление бивалютной корзины, подтверждают тот факт, что борьба с инфляцией действительно может выйти на первый план.

При этом следует учитывать, что положительный эффект воздействия на инфляцию будет виден только в том случае, если повышение ставки ФОР не будет компенсировано ростом внешних займов российских банков. В противном случае ЦБ РФ сможет только стерилизовать приток капитала в банковский сектор.

Разрыв между кредитованием и базой фондирования растет

Поскольку, как свидетельствует статистика денежного предложения, приоритетом ЦБ РФ было поддержание банковского сектора, неудивительно, что банки продолжают ориентироваться на увеличение своего присутствия на кредитных рынках. Тем более что и спрос на финансовые ресурсы существенный — многие компании, которые ранее имели возможность заимствовать за рубежом, теперь обратили свой взгляд на предложения российских банков.

Тем не менее рост кредитного портфеля происходит при существенном ослаблении базы фондирования. Если в предыдущие годы увеличение объемов кредитования в годовом выражении приблизительно соответствовало росту розничных депозитов и внутреннего корпоративного привлечения, то со второй половины 2007 года в динамике этих показателей наметился существенный разрыв.

По состоянию на пять месяцев 2008 года общий рост кредитного портфеля в российских банках составил 100 млрд долларов, в то время как внутренние источники фондирования позволили профинансировать только 64% этого объема.

Эта статистика соответствует выводам о том, что банки, особенно государственные, снижали объем свободной ликвидности в ЦБ РФ для финансирования роста кредитного порфтеля.

Такой существенный разрыв между ростом кредитов и ростом внутреннего фондирования означает, что в ближайшее время многие российские банки будут активно пытаться сократить эту разницу путем привлечения зарубежных ресурсов.

В связи с этим неудивительно, что с конца мая, когда мировые финансовые рынки несколько приоткрылись, ряд российских банковских эмитентов не преминул воспользоваться этой возможностью.

За полтора месяца, с 20 мая и до конца июня, российские банки привлекли около 11 млрд долларов средств через размещение еврооблигаций и синдицированных кредитов. Из этой суммы около 70% пришлось на государственные банки.

Лидером оказался ВТБ, который привлек около 3,5 млрд долларов через выпуск еврооблигаций и 1,4 млрд долларов через синдицированный заем. Внешние займы нарастили также Россельхозбанк (1,8 млрд долларов), Сбербанк (500 млн долларов) и Газпромбанк (500 млн долларов).

Эти цифры свидетельствуют о том, что ЦБ РФ находится перед достаточно сложной дилеммой. С одной стороны, без ужесточения денежной политики российские банки продолжат наращивать кредитование и будут активно претендовать на привлечение средств из-за рубежа. Приток дополнительного капитала усиливает инфляционное давление.

С другой стороны, в условиях доминирования государственных банков дополнительное повышение ставки ФОР приведет к тому, что эти банки все равно продолжат кредитную экспансию, которая будет способствовать дополнительному сжатию частного банковского сектора.

Неудивительно, что ЦБ РФ принял решение о повышении ставок по депозитам, чтобы стерилизовать приток займов именно государственными банками.

Если говорить о росте депозитной базы, следует помнить, что существует некоторая неоднозначность в интерпретации поведения домохозяйств в условиях высокой инфляции. С одной стороны, ускорение инфляции и негативные реальные процентные ставки очевидно снижают склонность к сбережениям.

Но с другой стороны, те сбережения, которые население все равно вынуждено поддерживать, в условиях высокой инфляции, скорее пойдут в банки, нежели останутся в наличных деньгах.

По этой причине темпы роста розничных депозитов могут не продемонстрировать существенного замедления даже в условиях растущей инфляции.

Важно также отметить, что указанный разрыв между ростом кредитования и внутреннего фондирования можно без преувеличения считать сигналом роста рисков в банковском секторе России.

Очевидно, что, учитывая общую макроэкономическую стабильность, эти риски не материализуются в ближайшее время.

Тем не менее на перспективу два-три года многие банки могут столкнуться с необходимостью существенно улучшить риск-менеджмент, чтобы соответствовать новым реалиям банковского бизнеса.

Потребительский рост по-прежнему высок

Совершенно очевидно, что высокая инфляция дает дополнительный стимул потребительскому буму, который наблюдается в России в последние годы. Оценки экономического роста в первом квартале этого года свидетельствуют о том, что структура экономики продолжает адаптироваться к росту потребления. Доля производств продолжает снижаться.

Если в первом квартале 2007 вклад сектора добычи полезных ископаемых в ВВП в фиксированных ценах составлял 6,3%, то в первом квартале 2008 года эта цифра составляет уже 5,8%.

Тенденция в секторе обрабатывающих производств менее очевидна — вес этого сектора в ВВП составил 15,7% в первом квартале 2008 против 15,9% в первом квартале 2007 года, то есть, по сути, остался неизменным. Зато растет значимость сектора торговли — с 27,6% год назад до 28,2% в первом квартале этого года.

Это, безусловно, отражает рост потребления домохозяйств и, кроме того, высокие темпы роста импорта. Напомним, что за первые три месяца этого года объем импорта вырос на 42% в годовом выражении. Это максимальная величина за последние несколько лет.

Хотя на первый взгляд такая структура экономики менее зависима от нефтяного сектора, она отражает растущую чувствительность к динамике потребления.

И если бы потребительский рост поддерживался ростом заработной платы в секторах, ориентированных на экспорт несырьевых продуктов, то в этой ситуации можно было бы говорить об устойчивости российского экономического роста.

Но рост потребления в 2008 году связан с опережающим ростом зарплат в государственном секторе — отражение недавно прошедших выборов. Кроме того, он опирается и на увеличение розничного кредитования, которое пока сохраняет 60-процентные темпы роста.

По сути, оба эти фактора не отражают долгосрочного улучшения российской экономики, а только свидетельствуют о расширении бюджетного ограничения домохозяйств. Такая структура ВВП означает, что необходимость повышать качество экономического роста остается приоритетной задачей в ближайшем будущем.

Борьба с инфляцией стала бы прямым ответом на экономические дисбалансы. Снижение темпов роста цен позволило бы со временем увеличить объемы частных сбережений в экономике и снизить роль государственных сбережений как источника инвестиций.

Это, в свою очередь, помогло бы поддержать инвестиционный рост в секторах, не связанных с государственными проектами, что позволило бы вывести темпы роста экономики на более амбициозные уровни и, главное, создало бы базу для долгосрочного роста.

Наталия ОРЛОВА,
главный экономист Альфа-Банка

Источник: Банковское обозрение Тема дня

Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=621546

Refpoeconom
Добавить комментарий