Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Содержание
  1. ЕГЭ. Экономика. Тема 3. Экономические и общественные блага Экономические потребности
  2. Виды благ:
  3. Признаки общественных благ:
  4. Виды общественных благ по масштабу распространения:
  5. Виды общественных благ по степени доступности:
  6. Виды общественных благ на основании территориальных границ:
  7. Виды  благ по характеру потребления
  8. Экономические блага
  9. Виды экономических благ по времени использования:
  10. Виды экономических благ по периоду использования
  11. Виды экономических благ по характеру  их использования
  12. Виды экономических потребностей:
  13. Общественные блага: понятие, виды, примеры
  14. Понятие общественного блага
  15. Виды
  16. Примеры общественных благ
  17. Особенности спроса на общественные блага
  18. Общественные блага: примеры. Чистые и смешанные общественные блага
  19. Общие сведения
  20. Чистые и смешанные общественные блага
  21. Общие категории
  22. Коллективные ценности
  23. Государственное обеспечение
  24. Специфика спроса
  25. Рыночный механизм
  26. Роль государства
  27. Понятие и виды общественного блага
  28. Общественные блага, их свойства и виды

ЕГЭ. Экономика. Тема 3. Экономические и общественные блага Экономические потребности

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Блага – это всё, что удовлетворяет потребности человека, приносит пользу людям.

Виды благ:

  • Экономические (нефть, газ и пр., их запасы ограничены)
  • Неэкономические (к ним имеется  свободный доступ всех людей — воздух, солнце)
  • Общественные (они предоставляются населению на безвозмездной основе, за счёт средств государства, например, образование, здравоохранение, дороги, мосты, уличное освещение и пр.)

Признаки общественных благ:

  1. Отсутствие конкуренции в их потреблении, то есть ими могут пользоваться все, от этого они не теряют своих качеств и свойств (например, любой может любоваться городским фонтаном)
  2. Неделимость, то есть человек не может ими пользоваться по своему усмотрению, делить благо на части ( например включать или выключать уличное освещение).
  3. Нерыночный характер стоимости благ, за них платит государство.
  4. Всеобщий и неисключаемый характер благ (то есть их нельзя запретить использовать какой- то группе населения, ими пользуются все, например, газоны, фонтаны, парки).

Виды общественных благ по масштабу распространения:

  • Общегосударственные – они распространяются по всей территории государства: ФСБ, деятельность федеральных органов власти и т.д.
  • Местные – они доступны только части населения страны: городские парки. Городское освещение и др.

Виды общественных благ по степени доступности:

  • Исключаемые — этими благами можно пользоваться лишь при определённых условиях. Например, в театр могут пойти любые люди, но для этого нужно заплатить за билет.
  • Неисключаемые – их использование ничем не ограничено, например те же городские парки.

Таким образом, за основную часть общественных благ платит государство, а для этого оно взимает налоги с населения.

Виды общественных благ на основании территориальных границ:

  • Международные – они доступны всем людям, независимо от того, в каком государстве они живут, например, мероприятия на улучшение экологической обстановки, международная валютная система и др.
  • Национальные – они производятся и используются в рамках конкретного государства, например, армия, флот, деятельность правоохранительных органов.
  • Местные – уровень их производства и использования — местный, например, уборка мусора, концерты, театры и др.

Виды  благ по характеру потребления

  • Общественные — доступны любому человеку , ими пользуются все члены общества.
  • Индивидуальные – направлены на удовлетворение потребностей конкретного человека.

Экономические блага

Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, способные удовлетворять экономические  потребности человека.

Виды экономических благ по времени использования:

  • долговременные— предназначены для  использования длительное время, не один раз (автомобиль, книги, различного рода кухонная техника  и т.д.)
  • недолговременные– они предназначены  для разового потребления (хлеб, молоко, рыба, спички и т.п.).

Виды экономических благ по периоду использования

  • настоящие (используются в данный период времени)
  • будущие (будут использоваться в будущем, например, строящийся дом)

Виды экономических благ по характеру  их использования

  • Прямые — могут прямо и непосредственно удовлетворить человеческие потребности – это  предметы  потребления.
  • Косвенные — используются для производства будущих предметов потребления – это средствами производства.

В обществе люди испытывают, прежде всего, потребность в продуктах первой необходимости.

Блага служат для удовлетворения экономических потребностей.

Экономическиепотребности — то мотивы, то, что побуждает  к экономической (производственной) деятельности.

Виды экономических потребностей:

  • первичные (то есть в первую очередь необходимые для жизни человека) — потребности в пище, одежде, жилье и т.д. Данные потребности не могут быть заменены одна другой, нельзя потребность в пище заменить потребностью в одежде.
  • вторичные (это потребности, которые удовлетворяются после первичных, в принципе, без них человек сможет жить ),  например, потребности досуга (занятия музыкой, рисованием, спортом , искусством, различные путешествия, хобби и т.д.) Данные потребности можно заменить одну другой (например, вместо цирка пойти в театр)

По закону Эрнеста Энгеля ( это прусский статистик 19 века)- с ростом дохода постепенно уменьшаются расходы  на покупку продуктов питания и увеличиваются   на приобретение других товаров и услуг.

Таким образом, вся экономическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, а удовлетворяют эти потребности — общественные и экономические блага.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-3-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BE/

Общественные блага: понятие, виды, примеры

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Общественные блага: понятие, виды, примеры

Общественные блага: понятие, виды, примеры

Есть такие темы в обществоведении, которые относятся к разным сферам жизни общества. Одна из таких тем — общественные блага.

Материал по данной теме можно использовать как для аргументации в заданиях на тему «политика», так и «экономика». И, кстати, именно такого уровня аргументации и требует ЕГЭ.

Остальные классные аргументы вы можете подсмотреть в моем авторском видеокурсе по обществознанию.

Понятие общественного блага

Как-то недавно мы говорили про нематериальные блага. Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным». 

Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.

Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.

Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства.

Так вот все россияне пользуются этим благом.

При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

Территориальная ограниченность потребления общественных благ. Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.

К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!

Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.

В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

Виды

Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет.

Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком.

Но при этом  — все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?

Смешанные блага — представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.

Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага. Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

Примеры общественных благ

Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин… И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным. 

К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно. 

Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.

Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, , бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов…, всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции… Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.

Источник: https://ege59.ru/2016/05/23/obshhestvennye-blaga-ponyatie-vidy-primery/

Особенности спроса на общественные блага

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Характер формирования спроса на общественные блага существенно отличается от характера формирования спроса на частные блага.

Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в приобретении разного количества блага по одной и той же рыночной цене. Это связано со свойствами исключаемости и делимости частных благ. Совокупный объем спроса формируется путем горизонтального агрегирования индивидуального спроса, т.к. суммируются объемы спроса для заданной цены вдоль горизонтальной оси.

Чистое общественное благо в силу его исключаемости и неделимости не может быть представлено одному потребителю в меньшем количестве, чем другому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом, объем потребления блага каждым потребителем равняется объему его предложения:

(13.1)

Дифференциация запросов потребителя выражается в дифференциации их готовности платить. При формировании индивидуального спроса на чистое общественное благо потребители, следовательно, сами определяют величину платежа, а не являются «получателями» цены, как в случае с чистым частным благом.

Смысл этого условия очевиден: индивидуальному потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», по которой поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде).

Предельная выгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный в денежной форме. Фиксированным параметром при суммировании выступает уже не цена, а количество общественного блага, на которое предъявляется спрос, т.е.

происходит вертикальное суммирование индивидуальных кривых спроса. Совокупный спрос равен сумме индивидуальных предельных выгод:

, где (13.2)

MB — предельная выгода, покупательская полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ЧОБ и выражающая готовность индивида платить за данную единицу.

Проведенный анализ особенностей спроса на общественные блага позволяет перейти к построению модели оптимального уровня производства общественного блага с учетом различных предпочтений потребителей.

Кривая совокупного спроса (Dt), полученная при помощи вертикального суммирования кривых индивидуального спроса первого индивида (D1) и второго индивида (D2), показывает, что с увеличением предоставляемого общественного блага потребности в данном товаре постепенно насыщаются, причем у второго потребителя быстрее (в точке Q2), чем у первого (в точке Q1). Это привело к тому,что кривая совокупного спроса принимает вид ломанной линии PtKQ1, т.к. при объемах, превышающих Q2, второй индивид не желает больше потреблять и оплачивать благо, а первый индивид еще сохраняет готовность платить. Поэтому после прохождения точки К кривая суммарного спроса совпадает с кривой первого индивида D1.

Линия предложения S представляет собой линию предельных общественных затрат, равные сумме предельных частных затрат производителя и положительных (отрицательных) внешних эффектов производства.

Оптимальному объему производства общественного блага соответствует точке Е, в которой пересекаются кривые совокупного спроса (Dt) и предложение S.

В точке Е готовность субъектов платить за производство каждой дополнительной единицы общественного блага совпадает с дополнительными издержками на производство этой единицы: где МС – предельные общественные издержки производства чистого общественного блага, МВ – предельные общественные выгоды от его производства.

Таким образом, в случае с чистым общественным благом соответствие между суммой, которую пот. Заплатит каждый отдельный потребитель за дополнительную единицу этого блага и издержками его производства не существует: в этом и заключается отличия чистых общественных благ от чистых частных благ.

Каков эффективный объём ЧОБ?

Эффективный объём ЧОБ определяется правилом, где предельные общественные выгоды равны предельным издержкам приложения

(13.3)

Последние равенство является правилом определения эффективного объёма чистого общественного блага.

3. Производство общественных благ и проблема «безбилетников»

Так как чистые общественные блага предоставляются всем в полном объёме, то пользователи знают, что получение выгод от чистого общественного блага возможно без участия возмещения издержек по их производству.

Поэтому потребители склонны уклоняться от участия в финансировании производства ЧОБ или минимизировать связанные с этим затраты в расчёте на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблема “безбилетников”(впервые термин «безбилетник» был предложен американским экономистом М. Олсоном в 1965 г.).

Люди занижают объёмы общественных товаров, которые они хотели бы иметь, и свою готовность к уплате, надеясь «проехать» за счет других.

Проблема «зайцев» приводит к тому, что объем чистого общественного блага при добровольном финансировании оказывается ниже эффективного, т.е. имеет место недопроизводство общественных благ.

Стремясь получить выгоду, за счёт усилий других пользователей, безбилетники занижают полученные ими предельные общественные выгоды (МВ), что, в свою очередь, понижает и предельную общественную выгоду (МSB). В результате снижаются объёмы чистого общественного блага по сравнению с эффективным объёмом.

Решение проблем безбилетников возможно несколькими способами:

1. Исключение безбилетников путём ограничения доступа к потреблению ЧОБ, т.е. превращение ЧОБ в исключительное общественное благо. Например: введение абонентской платы за подключение к кабельному телевидению.

2. Взаимообусловленное финансирование: продажа единственного пакета благ. Например: продажа побочных продуктов, взимание платы за рекламу.

3. Субсидирование, т.е. финансирование ЧОБ на добровольных пожертвованиях.

4.Роль государства в обеспечении предложения общественных благ

Современные экономические системы являются смешаными экономиками, сочетающими частный и общественный сектора.

Общественный сектор представляет собой совопукность ресурсов, находящихся в распоряжении государства.

Экономика общественного сектора решает проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, определением механизмов достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов.

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам исключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора.

Предложение чистых общественных благ обеспечивается государством. Формы участия государства в обеспечении чистых общественных благ могут быть различными:

1. непосредственное производство благ

2. финансирование производство частным сектором общественных благ (уборка мусора, виды медицинской помощи)

В обоих этих случаях производство чистых общественных благ финансируется за счет госбюджета, т.е. налога граждан.

Государство выступает поставщиком общественных благ в 2 случаях:

1. когда возникает в процессе потребления общественных благ положительные внешние эффекты невозможно интернализировать

2. когда предложение общественных благ связано с большими издержками

проблема, возникающая в процессе обеспечения предложения общественных благ – это проблема налогообложения, т.е. изъятие единого равного для всех налога или дифференциация по ставкам

Чаще всего данная проблема решается на принципах справедливости и эффективности.

Понимание природы общественных благ позволяет объяснить причины формирования стратегии развития общественного сектора на основе политических решений. Локация ресурсов общественного сектора происходит главным образом не на рынке, а в сфере государственной власти.

Поэтому должны внимательно анализироваться сами возможности достижения правительством эффективного результата, пути принятия решения.

На этой основе и возникла та часть экономической науки, которая получила название теории общественного выбора, основные положения которой будут изложены в следующей главе.

Ключевые понятия

Конкурентность (соперничество), исключаемость, чистое частное благо, чистое общественное благо, общее благо, исключаемое благо, кривая спроса на чистое общественное благо, проблема “безбилетника”, оптимальный объём общественного блага, перегружаемое общественное благо, величина перегрузки, клубные блага

Источник: https://studopedia.su/6_8276_osobennosti-sprosa-na-obshchestvennie-blaga.html

Общественные блага: примеры. Чистые и смешанные общественные блага

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Общественные блага, примеры которых будут приведены далее, представляют собой ценности, потребляемые всеми гражданами коллективно. Использование их не зависит от того, платит за них население или нет. Далее рассмотрим подробнее общественные блага: виды и особенности этих ценностей.

Общие сведения

Частные и общественные блага имеют существенные отличия. Как выше было сказано, вторыми пользуются все граждане коллективно. Первые же доступны для потребления и приносят пользу непосредственному их владельцу.

Частные и общественные блага отличаются и в вопросе совершения с ними сделок. Вторые практически невозможно продать. Общественные блага и услуги используются гражданами с достаточно большим удовольствием.

При этом многие индивиды отказываются оплачивать их пользу.

Чистые и смешанные общественные блага

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности.

Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени.

Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности.

https://www.youtube.com/watch?v=SS5oCZvCdhM

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается.

Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими.

Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Общие категории

Различают следующие типы благ:

  • Информационные. К ним относят «непрерывные» общественные блага. Примеры: телевидение, радио.
  • Ограниченного пользования. Такие блага доступны определенному количеству потребителей в одно время. К ним относят автомобильный мост во время часа «пик».
  • Локальные. Это доступные для представителей отдельной социальной группы или региона общественные блага. Примеры: областные библиотеки, парки, скверы.
  • Дискретные (музейные экспонаты, картины в галереях), бесплатные (деятельность опорных пунктов охраны порядка), с отрицательной (высшее образование, курсы) и положительной (общественный транспорт) ценой.

Для обеспечения населения общественными благами необходимо привлечение частных. Объемы последних ограничены суммарными государственными доходами, которые формируются, в частности, за счет поступления разнообразных сборов и налогов.

В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким – избирательности.

Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности.

В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: места общего пользования, парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще «коммунальными».

Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе «кто пришел первым, тот и воспользовался».

Коллективные ценности

Не все четко понимают существующее разделение. Поэтому многие потребители просят более компетентных в этом вопросе граждан: «Приведите примеры общественных благ коллективного пользования».

Для начала следует сказать, что такие ценности отличаются низкой степенью избирательности и высоким уровнем неисключаемости. В качестве одного из ярких примеров можно привести получение сведений в Интернете. Одновременно данной возможностью могут пользоваться многие люди.

Предельные издержки от увеличения количества потребителей при этом остаются нулевыми. Это, в свою очередь, означает, что конкурентность (избирательность) при потреблении этого блага имеет низкую степень. Однако придание ему признака исключаемости труда не составляет.

Это достигается посредством введения платы за подключение к Интернету. В качестве особенности таких благ выступает возможность ограничения доступа к ним со сравнительно небольшими издержками.

Государственное обеспечение

Число общественных благ значительно меньше количества правительственных. Многие государственные блага считаются исключаемыми либо конкурентными в пользовании, а в ряде случаев обладают обоими этими признаками. Здесь можно сказать о предоставлении среднего образования.

При увеличении количества учеников издержки носят положительный характер. Это связано с тем, что остальные школьники в таком случае будут получать меньше внимания из-за большего своего количества. При этом признак исключаемости такое благо приобретает при введении платы за учебу.

Если некоторые из школьников не смогут внести ее, то будут исключены из процесса образования в данном классе.

Специфика спроса

Необходимость в том или другом благе складывается на основании принципа снижающейся предельной полезности. В связи с тем, что данная выгода от пользования дополнительной единицей является убывающей, линия индивидуального спроса отличается нисходящим наклоном.

Аналогичным образом идет кривая спроса частного чистого блага. Однако за данным внешним сходством скрыты большие отличия. В первую очередь это то, продажа чистых общественных благ «поштучно» невозможна. Это обусловлено тем, что они считаются неотделимыми и используются совместно всеми людьми.

Их потребление – это не исключительное право индивидов. Эти блага могут использоваться даже теми, кто решает за них не платить. За единицу в данном случае стоимость не назначается, а потребители могут пользоваться объемом выпуска целиком.

Другими словами, в конкретный промежуток времени они потребляют единое количество блага.

Рыночный механизм

В ряде случаев с его использованием можно исключать принудительное финансирование выпуска общественных благ. В таких ситуациях они поставляются индивидуальными хозяйствами. Финансирование же осуществляется с помощью рыночного механизма.

Он позволяет реализовывать такие методы обеспечения, как исключение «безбилетников», а также взаимообусловленное субсидирование и финансирование. В первом случае используются ограничительные меры, перекрывающие доступ к потреблению.

За счет низких издержек в данном случае благо, даже обладающее избирательностью, можно продать так же, как и частное.

Роль государства

Правительство принимает на себя расходы, которые связаны с предоставлением благ обществу в том случае, когда внешние положительные эффекты, возникающие при их использовании, не поддаются интернализации либо это обусловлено очень большими расходами.

Так, государство может быть непосредственно производителем. К примеру, это может быть борьба с ЧП или обеспечение внутренней безопасности. Также власть может финансировать выпуск благ частным сектором, участвуя в строительстве школ, больниц и прочего.

Во всех случаях при этом поступление средств от государства осуществляется за счет отчисляемых гражданами налогов. Решение же об оптимальном объеме производства базируется на коллективных действиях. При предоставлении государством общественных благ не всегда достигается эффективный объем их производства.

Применение налогового механизма требует решения комплекса проблем, которые связаны с достижением необходимого объема выпуска.

Источник: https://FB.ru/article/173100/obschestvennyie-blaga-primeryi-chistyie-i-smeshannyie-obschestvennyie-blaga

Понятие и виды общественного блага

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

индивидуальные(частные блага),отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения.

От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают.

Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Разным общественным благам в разной степени присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Проблема безбилетника

Проблема безбилетника (фрирайдера)— это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.

В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета».

Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят.

Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.

Проблема безбилетника представляет собой пример так называемой дилеммы заключенного.

Дилемма заключенногоявляется теоретико-игровой моделью, смысл которой состоит в том, что поведение, отвечают критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности.

Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении, причем решение они принимают независимо друг от друга.

В нашем случае каждый потребитель стоит перед выбором — платить или не платить за потребление, а, значит, и за производство общественного блага. В табл.

1 представлены два потребителя А и В, варианты платить и не платить, их различные сочетания. Числа означают выигрыш или пользу со знаком (+), потери со знаком (-) для потребителей при принятии того или иного решения.

Предположим, что польза от общественного блага для каждого из них равна 8 единицам, а общие затраты на производство блага равны 10.

Рассмотрим разные варианты принятия решений потребителями общественного блага. Если оба потребителя решили платить (левая верхняя клетка таблицы), то они делят издержки производства блага между собой, поэтому выигрыш каждого равен +3 единицам (10 : 2 = 5; 8 — 5 = 3).

В том случае, когда платит один, он несет на себе все затраты по производству блага, а другой является «безбилетником». Например, если платит потребитель А (правая верхняя клетка таблицы), то он теряет -2, а потребитель В имеет выигрыш +8 единиц. Если платит потребитель В, то он теряет -2, а потребитель А выигрывает +8.

Если никто не платит (правая нижняя клетка таблицы), то благо не производится, результат для каждого равен нулю.

Выбор каждого с учетом возможных выигрыша и потерь — не платить. Например, если потребитель В платит, то в результате он имеет либо выигрыш +3, либо проигрыш -2. Если же он не платит, то он либо выигрывает +8, либо остается без выигрыша, но и без проигрыша.

В конечном итоге общественное благо не производится, поскольку каждый в отдельности решил не платить за его потребление. Каждый рассуждал рационально, но коллективный выбор нерационален. Из табл. 1 видно, что если бы каждый заплатил, то общий результат был бы выше (+6), чем в случае с отказом платить, где общий результат равен нулю.

Таблица 1 – Дилемма заключенного в случае с общественным благом

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/26516.html

Общественные блага, их свойства и виды

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Оправдание государственного вмешательства в регулировании внешних эффектов ставит вопрос: нужно ли государству заменять частные фирмы в роли производителя товаров и услуг, и если нужно, то в каких случаях.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное.

Общественные блага – это товары и услуги, приносящие пользу всем потребителям в экономике, рыночное предложение которых недостаточно или же совсем отсутствует. Они потребляются коллективно, т.е.

в равной степени всеми потребителями, причем независимо от факта оплаты ими данного потребления, поэтому измерить спрос на них, а соответственно, дать им денежную оценку, невозможно (примеры – благоустройство, дороги, фундаментальные научные исследования, национальная оборона, охрана порядка и т.п.).

Чистые общественные блага можно рассматривать как блага, производство которых связано с появлением положительных внешних эффектов.

Общественные блага противопоставляются частным благам, потребление которых конкретным потребителем (группой потребителей) исключает возможность их потребления каким-то другим потребителем (группой потребителей). О таких благах шла речь во всех предыдущих темах.

Чистое общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате – неизбирательностью (неконкурентностью) и неисключаемостью в потреблении.

Неизбирательность (неконкурентность) означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми (пример – светофор, так как сколько бы не ни проезжало машин, они одинаково им пользуются).

При любом заданном объеме производства/потребления предельные издержки для обеспечения им дополнительного потребителя равны нулю (в отличие от производства частных благ).

Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить (пример – полиция; даже при уклонении от уплаты налогов человек он имеет право на защиту). Следовательно, неизбирательность с неделимостью блага, а неисключаемость имеет причиной положительные внешние эффекты.

Чистое частное и чистое общественное благо является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). Реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости.

Так, некоторые блага исключаемы, но неконкурентны. Например, в период неинтенсивного движения проезд по мосту неконкурентен, так как появление дополнительной машины не скажется на скорости других автомобилей. Но проезд по мосту является исключаемым, потому что его владельцы могут запретить пользоваться этим мостом.

Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурентными. Воздух является неисключаемым благом, но может быть конкурентным, если выбросы в атмосферу, производимые одной фирмой, имеют вредное воздействие на качество воздуха и на способность других в полной мере пользоваться им.

По этим причинам обычно выделяются только две категории смешанных благперегружаемые, или переполняемые (свойство неизбирательности в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальности существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости.

Телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход – примеры исключаемых благ, при этом возможность и целесообразность исключения потребителей из пользования благом никак не влияют на свойство неизбирательности.

Перегружаемость означает, что потребление блага неисключаемо и неконкурентно только до некоторого уровня потребления, т.е. его может не хватить на всех потребителей (типичные примеры перегружаемого блага – автодорога, мост, тоннель).

При пользовании такими благами начиная с некоторого количества потребителей появление каждого дополнительного потребителя (рост интенсивности потребления) приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями.

Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю (рис. 3.4, а). На рис. 3.4, б точка перегрузки обозначена РС (point of congestion).

Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы такие блага оценивались по возможности в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки (т.е. на них возможно назначить цену).

Обеспечение общественными благами часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке. Тем не менее, различаются общественные блага, которые могут быть предложены частным сектором (рынком), и государством.

Рисунок 3.4 –Предельные общественные издержки на предоставление чистого общественного (а) и перегружаемого (б) блага.

Особой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов.

Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам, добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации.

Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего участника, не приведет к уменьшению выгод для других его участников, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового участника.

В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.

Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага.

К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конку­рентов.

Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s9463t10.html

Refpoeconom
Добавить комментарий