Вопрос 2 Платежи за пользование недрами

9.2. Платежи за пользование недрами

Вопрос 2 Платежи за пользование недрами

ЗаконРоссийской Федерации «О недрах», принятыйв 1992 г., со­держит правовые и экономическиеосновы, регламентирующие комплекс­ноеи рациональное использование и охранунедр. На его основе отноше­нияприродопользования регулируютсягосударством.

Один из методов этогорегулирования — введение платежей вбюджет за пользование не­драми, инымисловами, пользование недрами в РоссийскойФедерации становится платным.

Пользователями недр могут быть субъектыпредпри­нимательской деятельности,в том числе юридические лица и гражданедругих государств.

Всоответствии с ФЗ РФ от 03.03 95 г.

№ 27-ФЗ«О внесении изме­нений и дополненийв Закон РФ «О недрах» с пользователейнедр взима­лись платежи за поиск,разведку месторождений полезныхископаемых, их добычу (роялти) и пользованиенедрами в целях, не связанных с добычейполезных ископаемых, в том числе длястроительства и эксплуатации под­земныхсооружений. Система платежей включалав себя сбор за участие в конкурсе(аукционе) и выдачу лицензий; плату запользованием недрами; отчисления навоспроизводство минерально-сырьевойбазы; акцизы на от­дельные видыминерального сырья. Кроме того, спользователей недр могли взиматься:плата за землю или акваторию и участоктерриториаль­ного моря; плата загеологическую информацию о недрах;другие налоги и сборы, связанные сосуществлением предпринимательскойдеятельности.

Свступлением в силу с 1.01.2002 г.

главы 26 НКРФ структура пла­тежей за пользованиенедрами, предусмотренная Законом РФ «Онедрах», претерпела изменения: платежиза пользование недрами при добыче,от­числения на воспроизводствоминерально-сырьевой базы и акцизы наминеральное сырье были заменены налогомна добычу полезных иско­паемых. Такимобразом, с 1 января 2002 г. система платежейпри пользо­вании недрами, кроме налогана добычу полезных ископаемых, включает:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении опре­деленных событий, оговоренных в лицензии;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • платежи за геологическую информацию о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • сбор за выдачу лицензии.

Вышеназванныеплатежи не являются налогами и сборами,т.к. вве­дены не НК РФ, а законодательствомо недропользовании. Однако на на­логовыеорганы возложен контроль за правильнымисчислением, своевре­менностью иполнотой уплаты не только налогов исборов, но и обяза­тельных платежей,к которым относятся платежи за пользованиенедрами. Налоговые органы администрируютне все платежи, а только разовые за

пользованиенедрами и регулярные платежи запользование недрами, ин­формация покоторым поступает в их распоряжение.

Наиболеезначимым из платежей за природныересурсы является на­лог на добычуполезных ископаемых, введенный главой26 НК РФ с 1 ян­варя 2002 г. Плательщикамиданного налога являются организации иин­дивидуальные предприниматели,пользователи недр.

Налогом облагаютсяполезные ископаемые, добытые на участке,предоставленном организации в пользование.

Полезные ископаемые, извлеченные изотходов добываю­щего производства,также являются объектом налогообложения,но лишь в том случае, если на подобнуюдеятельность необходимо получитьот­дельную лицензию в порядке,установленном в Законе РФ «О недрах».

Впункте 2 статьи 336 Налогового кодексаРФ перечислены полез­ные ископаемые,которые необлагаются налогом на добычу.

  • общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивиду­альным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
  • геологические коллекционные материалы;
  • ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, ис­пользовались и ремонтировались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т.д.). Эти объекты должны иметь научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;
  • полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добываю­щего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке место­рождений полезных ископаемых.

Налоговыйкодекс вводит новый термин «добытыеполезные иско­паемые». Под этимтермином в статье 337 Налогового кодексаРФ пони­мается продукция горнодобывающейпромышленности и разработки карь­еров,содержащаяся в добытом из недр (илиотходов) сырье.

Это первая продукция,качество которой соответствуетгосударственному стандарту РФ. Еслистандарт не установлен, следуеториентироваться на региональ­ный,международный стандарты, стандартотрасли или самой организа­ции.

Встатье 337 Налогового кодекса приведенисчерпывающий перечень полезныхископаемых, облагаемых налогом на добычуполезных ископае­мых.

Это антрацит,уголь каменный и бурый, горючие сланцы,торф, угле­водородное сырье, товарныеруды, природные алмазы, подземные воды,содержащие полезные ископаемые,минеральные воды и др. Налоговуюбазу рассчитываютпо каждому из них, для чего определяютколичество и стоимость добытых полезныхископаемых.

Предусматриваетсядваспособа, спомощью которых можно опреде­литьобъем добычи, — прямойи косвенный. Припрямом используются из­

мерительныесредства и учитываются фактическиепотери полезного ис­копаемого.

Косвенный способ можно применять тольков тех случаях, ес­ли известно содержаниеполезных ископаемых в добытом сырье икогда количество ископаемых нельзяопределить с помощью прямых измерений.

В любом случае используемыйналогоплательщиком способ должен бытьоговорен в учетной политике. Перейтина другой способ можно только приизменении технология добычи.

Стоимостьдобытых полезных ископаемых налогоплательщикоп­ределяет самостоятельно. Для этогоон должен учитывать:

  • цены реализации полезного ископаемого без учета государствен­ных субвенций;
  • расчетную стоимость этого ископаемого (например, если органи­зация не получила выручки).

Применяяпервый метод, определяя выручку отреализации с учетом ст. 40 НК РФ, организациядолжна исключить из расчета налог надобав­ленную стоимость и акциз.

Крометого, цену реализации необходимоуменьшить на сумму расходов по доставке,в которую входит оплата та­моженныхпошлин и сборов, затраты на перевозкудобытого ископаемого от склада (узлаучета, входа в магистральный трубопровод)до получателя, а также обязательноестрахование грузов, расходы по доставкемагист­ральными трубопроводами,транспортом, затраты на слив, погрузку,раз­грузку, транспортно-экспедиционныеуслуги и т.д. Для расчета налоговой базынеобходимо стоимость единицы добытогополезного ископаемого умножить на егоколичество.

Еслистоимость добытых полезных ископаемыхневозможно опреде­лить исходя из ценреализации, берется их расчетнаястоимость, которая определяетсяналогоплательщиком самостоятельно наосновании данных налогового учета. Приэтом применяется порядок признаниядоходов и расходов, установленный дляопределения налоговой базы по налогуна прибыль.

Ставкиналога дифференцированы повидам полезных ископаемых, самая низкаяставка для калийных солей — 3,8%, а самаявысокая для газо­вого конденсата -17,5%.

Ставканалога на добытую нефть установлена врублях за одну тонну нефти обезвоженной,обессоленной и стабилизированной (с1.01.2007 г. -419 руб.) При этом она умножаетсяна коэффициенты, характеризующиединамику мировых цен на нефть и степеньвыработанности конкретного участканедр. При добыче некоторых полезныхископаемых применяется налоговая ставка- 0%, в частности для:

  • нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;

♦ полезныхископаемых, остающихся в отходахперерабатывающих производств, в связис отсутствием в России технологии,позволяющей их извлекать;

  • минеральных вод, в случае их использования в лечебных и ку­рортных целях без непосредственной реализации;
  • подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйст­венных целях, и др.

Налогоплательщики,разрабатывающие месторождения, разведкукоторых провели за счет собственныхсредств, уплачивают налог с коэф­фициентом0,7.

Налоговыйпериод поналогу на добычу полезных ископаемых- ка­лендарный месяц.

Сумманалога по добытым полезным ископаемымисчисляется как соответствующаяналоговой ставке процентная доляналоговой базы.

Срокуплаты налогав бюджет — не позднее 25-го числа месяца,следую­щего за истекшим налоговымпериодом.

Налоговая декларацияпредстав­ляется в налоговые органыпо месту нахождения налогоплательщикане позднее последнего дня месяца,следующего за истекшим налоговымпе­риодом.

Рассмотревкратко порядок исчисления налога надобычу полезных ископаемых, можносделать вывод о его основном недостатке:он не дела­ет разницы между высоко- инизкодоходными нефтедобывающимипред­приятиями и месторождениями,т.к. ставки дифференцированы только повидам полезных ископаемых.

Производительностьскважин может отличаться в десятки раз.Сле­довательно, не решается вопросизъятия дифференциальной ренты спо­мощью этого налога.

В настоящеевремя приняты конкретные меры поизменению системы налогообложения итаможенного регулирования до­бычи иреализации нефти с целью регулированияуровня рентабельности добывающихкомпаний. Однако проблема изъятия рентыпри нефтедобы­че не решена до конца,т.к.

ставка налога плоская, бездифференциации в зависимости от условийдобычи. Специалисты (эксперты) предлагаютмного вариантов ее решения, их невозможноподробно рассмотреть в рам­кахучебника. Популярной является идеяустановки уровня налогообло­женияна основе оценки рентного дохода в целомпо добывающей про­мышленности.

Этаоценка основана на том, что из суммарнойотраслевой выручки вычитаются затратыи некоторый (завышенный) показательрен­табельности. Полученная величинаявляется рентным доходом, подлежа­щимизъятию. Предлагается дополнительныедоходы, следствием которых

являетсявнедрение передовых технологий,повышающих отдачу нефтя­ных пластов,оставлять в распоряжении недропользователядля дальней­шего техническогосовершенствования и, как следствие,снижения издер­жек по добыче сырья.

Следующаяидея заключается в замене налога надобычу полезных ископаемых налогом насверхприбыль. Сверхприбыль определяетсякак выручка от реализации нефти завычетом себестоимости и так называемойнормальной прибыли, которая определяетсяисходя из стоимости основ­ныхпроизводственных фондов и нормативарентабельности 15%.

Налого­вымпоследствием такого варианта являетсято, что он стимулирует уве­личениезатрат разработки месторождений, т.к.сэкономленная величина станет объектомналогообложения. В итоге у недропользователябудет от­сутствовать стимул к повышениюэффективности добычи сырья.

Кроме того,вертикально интегрированные структурыдобывающих компаний, используятрансфертные цены, могут при желанииполучить убыток.

Возможносовершенствование рентных отношенийв недропользо­вании и при взиманииненалоговых платежей.

В настоящее времярегу­лярные платежи взимаются в томчисле и за предоставление пользовате­лямнедр исключительных прав на поиск иоценку месторождений полез­ныхископаемых, разведку полезных ископаемыхна континентальном шельфе и в исключительнойэкономической зоне РФ и за ее пределамина территориях, находящихся подюрисдикцией нашего государства. Вели­чинарегулярных платежей зависит отэкономико-географических усло­вий,размера участка недр, вида полезногоископаемого, продолжительно­стиработы, степени геологической изученноститерритории и степени риска. Конкретныйразмер ставки регулярного платежаустанавливается отдельно для каждогоучастка недр, на который выдаетсялицензия на пользование недрами.Следовательно, при установлениикритериев, более четко учитывающихособенности используемого участка,появится воз­можность определятьвеличину платежей с учетом рентнойсоставляющей.

Экспертырассматривают и возможность изъятиядифференциальной ренты посредствомвключения соответствующих платежей влицензион­ное соглашение.

Включениев лицензионное соглашение условийразра­ботки конкретных месторожденийдаст возможность учесть многообразиеиндивидуальных особенностей добычиполезных ископаемых: глубины залегания,степени выработанности месторождений,других факторов — и использовать этипоказатели при определении уровняплатежей.

Во всех случаях, при решениипроблемы рентных платежей, следуетруководство­ваться не только фискальнымиинтересами государства, но и учитыватьих роль в эффективности развития ТЭКРоссии.

Источник: https://studfile.net/preview/5911192/page:30/

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами | ГАРАНТ

Вопрос 2 Платежи за пользование недрами

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

1.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Пункт 1 дополнен подпунктами 5 и 6 с 31 мая 2020 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 396-ФЗ

См. будущую редакцию

2.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

Ставка Минимальная Максимальная 1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых Углеводородное сырье 120 540 Углеводородное сырье на континентальном 50 225 шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации Драгоценные металлы 90 405 Металлические полезные ископаемые 50 225 Россыпные месторождения полезных 45 205 ископаемых всех видов Неметаллические полезные ископаемые, 27 135 уголь, горючие сланцы и торф Прочие твердые полезные ископаемые 20 75 Подземные воды 30 135 2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых Углеводородное сырье 5 000 20 000 Углеводородное сырье на континентальном 4 000 16 000 шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации Драгоценные металлы 3 000 18 000 Металлические полезные ископаемые 1 900 10 500 Россыпные месторождения полезных 1 500 12 000 ископаемых всех видов Неметаллические полезные ископаемые 1 500 7 500 Прочие твердые полезные ископаемые 1 000 10 000 Подземные воды 800 1 650 3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Хранение нефти и газоконденсата 3,5 5 (рублей за 1 тонну) Хранение природного газа и гелия 0,2 0,25 (рублей за 1 000 куб.м)

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Источник: https://base.garant.ru/10104313/972fd564a6e3598bb31ccdc27b33ca68/

Платежи за пользование недрами: в сфере регулирования ГК РФ и вне ее

Вопрос 2 Платежи за пользование недрами

Получение лицензии на разработку участка недр стоит недешево.

За то, чтобы получить доступ к разработке ресурсов, компания должна предложить наибольший размер разового платежа, по итогам оценки которого ее могут признать победителем конкурса и заключить с ней лицензионное соглашение.

Однако как быть пользователю, у которого лицензия на пользование недрами была отозвана досрочно? Может ли он получить обратно «неотработанную» часть разового платежа, или деньги безвозвратно уплачены в бюджет? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже поч­венного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхнос­ти и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Пользование недрами осуществляется на платной основе. Статьей 39 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) установлена следующая система платежей, подлежащих уплате при пользовании недрами:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Если с регулярными платежами и сборами возникает не так много вопросов, то природа разовых платежей не дает покоя пользователям.

До недавнего времени в законодательстве и практике не был решен вопрос о том, можно ли вернуть часть такого платежа, если у пользователя была досрочно отозвана лицензия на пользование недрами.

В недавно опубликованном постановлении Президиума ВАС РФ на этот вопрос ответ был дан отрицательный. Попробуем разобраться, чем руководствовались судьи.

Лицензионное соглашение не регулируется нормами гражданского законодательства

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется по результатам проведения публичных торгов, где право на выполнение соответствующих работ на участке недр получает тот участник гражданского оборота, который соответствует предъявляемым требованиям и предложил максимальную сумму разового платежа за пользование недрами.

На практике нередко возникают споры по поводу судьбы указанного разового платежа при отзыве лицензии.

Участник оборота предлагает максимальную сумму разового платежа, рассчитывая, что он будет пользоваться предоставленной ему лицензией в течение всего указанного в ней срока. Отзыв лицензии ранее положенного срока лишает его такой возможности.

В связи с этим возникает вопрос, вправе ли он претендовать хотя бы на частичный возврат уплаченного разового платежа или нет, поскольку этот платеж взимается за сам факт выдачи лицензии?

Президиум ВАС РФ занял позицию, согласно которой разовый платеж за пользование недрами не возвращается пользователю при отзыве лицензии до истечения срока ее действия.

В деле, которое судьи рассмотрели в порядке надзора, у компании-пользователя была отозвана лицензия на пользование недрами в связи с допущенными нарушениями условий лицензионного соглашения.

Поскольку разовый платеж рассчитывался исходя из полного срока пользования недрами, компания посчитала, что на стороне РФ возникло неосновательное обогащение в виде части внесенного платежа, пропорцио­нальной оставшемуся сроку действия лицензии.

Пользователь обратился в суд, намереваясь вернуть спорную сумму, и в апелляционной и кассационной инстанции даже одержал победу. Однако суд первой инстанции, а за ним и Президиум ВАС РФ пришли к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований нет.

Факт прекращения права пользования недрами в связи с совершением пользователем виновных действий не порождает у РФ обязательств по возврату платежа, уплаченного за получение предоставленного в установленном порядке права.

В надзорном постановлении Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что разовый платеж не подлежит возвращению при аннулировании лицензии на пользование недрами, поскольку, по его мнению, системное толкование норм законодательства о недрах позволяет определить характер разового платежа за пользование недрами как плату за приобретение права пользования ими (право за доступ к пользованию недрами). В случае когда лицензия прекращается ввиду наличия нарушений со стороны пользователя нед­рами, разовый платеж не подлежит возвращению. Помимо этого, судьи отметили, что лицензионное соглашение по своей правовой природе не относится к гражданско-правовым догово­рам, что исключает возможность применения к спорным отношения правил о неосновательном обогащении (постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 № 13728/13 по делу № А40-97102/12-154-913, см. подробно «ЭЖ», 2014, № 15, с. 10).

Разовый платеж — за пользование или за право?

Статьей 40 Закона о недрах установлено, что лица, получившие право на пользование нед­рами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

При рассмотрении указанного выше дела № А40-97102/12-154-913 суды разошлись в определении характера разового платежа за пользование недрами: является ли такой платеж формой оплаты за пользование недрами (и в этом случае его можно уменьшать пропорционально сроку такого пользования) или же платой за приобретение права пользования недрами, или доступ к пользованию недрами (в этом случае платеж вносится единоразово за сам факт предоставления такого права). С учетом указанного различия в квалификации разового платежа суды по-разному определяют возможность возвращения этого платежа при досрочном прекращении лицензии. При этом природа лицензионного соглашения, которую суды определили по-разному, не предопределяет характер указанного платежа.

В судебной практике до сих пор отсутствовало единообразие в отношении вопроса о характере разового платежа за пользование недрами.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2010 по делу № А26-7636/2009 содержится вывод о том, что разовый платеж представляет собой форму платы за приобретение права пользования недрами. При этом в случае когда лицензия прекращается ввиду наличия нарушений со стороны пользователя недрами, разовый платеж не подлежит возвращению.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/245929/

Регулярные платежи за пользование недрами

Вопрос 2 Платежи за пользование недрами

Как рассчитать регулярные платежи за пользование недрами, как определить сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, как составить и сдать расчет регулярных платежей подробно в статье.

Вопрос: У нашего предприятия имеется лицензия на геологическое изучение и разведку полезных ископаемых. Лицензия выдана 14.11.2013 г. Раздел 5 лицензии: 5.2.

Регулярный платёж за пользование недрами в целях разведки месторождений рассыпного золота (за площадь проведения разведочных работ за исключением площадей месторождений, введённых в промышленное освоение) по ставке 5910 руб. За 1 км2 в год. Регулярные платежи не платились.

За какие периоды мы должны заплатить регулярные платежи и сдать расчет регулярных платежей за пользование недрами?

Ответ: За все периоды с момента получения лицензии на изучение и разведку вплоть до начала добычи (получения лицензии на добычу) организация обязана уплатить регулярные платежи и отчитаться по ним.

Еще читайте: производственный календарь на январь 2020 год

Ведь регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

С момента начала добычи полезного ископаемого недропользователь прекращает уплату регулярных платежей и начинает исчислять и уплачивать налог на добычу полезных ископаемых.

Более подробно об этом Вы можете узнать, перейдя по ссылкам:

https://vip.1gl.ru/#/document/11/18034/

https://vip.1gl.ru/#/document/11/12061/

Как рассчитать регулярные платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи за пользование недрами рассчитывают отдельно по каждому участку недр, на который получена лицензия или подписано соглашение о разделе продукции (абз. 2 п. 1 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Кто рассчитывает

Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.

Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет.

Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта (размера участка недр).

Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Как рассчитать

Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв.

км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.1Как составить и сдать расчет регулярных платежей за пользование недрами

Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.1

Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений) = Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов Площадь горных отводов Площадь возвращенной части участка

На этапе поиска и оценки месторождений полезных ископаемых расчет производите по формуле:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе поиска и оценки месторождений) = Площадь участка недр Площадь открытых месторождений Площадь возвращенной части участка

Сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, определяйте следующим образом:1

Регулярный платеж к уплате за квартал = Облагаемая площадь участка недр х Ставка регулярного платежа : 4

Если в течение квартала действие лицензии было приостановлено, сумму платежа все равно рассчитывайте так же.

Приостановление лицензии не означает прекращения права пользования недрами, а значит, и нет оснований прекращать вносить регулярные платежи или уменьшать их сумму.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-05-01/42730 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5368.

Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Ситуация: как рассчитать регулярный платеж за квартал, в середине которого организация лицензию получила или срок ее действия истек

Регулярный платеж рассчитайте так же, как обычно, – за полные три месяца квартала.

Исключение из расчета дней и месяцев, не входящих в период действия лицензии, законом не предусмотрено. Правила расчета и перечисления регулярных платежей указывают лишь на единственный порядок – квартальные суммы нужно платить равными долями в размере четверти годового платежа (http://www.nalog.ru/about_nalog/).

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648 и ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/15954 (документ размещен на официальном сайте налоговой службы).

Возможна ситуация, когда облагаемая площадь участка недр в течение квартала была уменьшена.

В этом случае при расчете регулярного платежа за этот отчетный период ничего менять не нужно, то есть площадь участка возьмите, как если бы она не уменьшалась. Новую (уменьшенную) площадь принимайте в расчет начиная со следующего квартала.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-06-05-01/23449, ФНС России от 6 августа 2013 г. № АС-4-3/14318.

Рассчитанную сумму регулярного платежа перечислите в бюджет. Подробнее об этом см. Как перечислить в бюджет разовые и регулярные платежи за пользование недрами.

Пример расчета регулярных платежей за пользование недрами

В 2017 году ООО «Альфа» получило лицензию на пользование недрами УДЭ № 00420 БР для поиска, разведки и добычи рудного золота на участке, расположенном в Окинском районе Республики Бурятия.

Весь 2018 год «Альфа» занималась разведкой золота на участке. Ставка регулярного платежа за этот вид работ установлена в размере 10 200 руб. за 1 кв. км.

Площадь участка недр по лицензии составляет 60 кв. км. Площадь запасов на участке, установленных и учтенных государственным балансом, равна 17,92 кв. км. Горноотводные акты не оформлялись.

Ежеквартальный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
17,92 кв. км х 10 200 руб.: 4 = 45 696 руб.

Как составить и сдать расчет регулярных платежей за пользование недрами

Организации и предприниматели, которые являются пользователями недр, должны ежеквартально составлять и сдавать расчет регулярных платежей (п. 6 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). При этом те пользователи недр, с которых регулярные платежи не взимаются, сдавать расчет не обязаны (письмо Минфина России от 3 декабря 2010 г. № 03-06-06-01/18).

Форма расчета и порядок заполнения утверждены приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98. Электронный формат представления расчета утвержден приказом ФНС России от 18 января 2005 г. № САЭ-3-13/5.

Куда сдавать

По общему правилу сдавать расчет регулярных платежей за пользование недрами, в том числе и крупнейшим налогоплательщикам, нужно:

– в инспекцию по местонахождению участка недр;

– в территориальное отделение Роснедр по местонахождению участка. Нужное отделение указано в лицензии на право пользования участком.

Об этом сказано в пункте 6 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и письме ФНС России от 4 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/6015.

Если у пользователя недр (в т. ч. у крупнейшего налогоплательщика) несколько участков, он должен сдавать расчеты в инспекции и отделения Роснедр по местонахождению каждого участка. Если несколько участков находятся на территории, подведомственной одной инспекции, сдавайте один расчет по всем этим участкам. При этом отдельно по каждому из них заполните разделы 2.1 и 2.2 расчета.

Если участок находится на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне России (т. е. в морском районе за пределами территориального моря), за пределами России на территориях под ее юрисдикцией, сдавайте расчет:

– в налоговую инспекцию по местонахождению организации или по местожительству предпринимателя;

– в территориальное отделение Роснедр по местонахождению организации или по местожительству предпринимателя.

Такой порядок следует из положений пунктов 1.2, 5.1 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98.

Когда сдавать

Сдать расчет регулярных платежей нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, то есть: – за I квартал – не позже 30 апреля; – за II квартал – не позже 31 июля; – за III квартал – не позже 31 октября;

– за IV квартал – не позже 31 января.

Такой вывод следует из пункта 6 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Ситуация: какой день является последним днем сдачи расчета регулярных платежей, если последнее число месяца, следующего за отчетным кварталом, выпадает на выходной или праздничный день

Подавайте расчет регулярных платежей не позже первого рабочего дня, следующего за выходным или праздничным днем.

По общему правилу подавать расчет нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 6 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Хотя регулярные платежи за пользование недрами не относятся к налоговым платежам, в данном случае можно применять положения статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

То есть если последний срок подачи расчета приходится на выходной или рабочий день, подать расчет можно в ближайший за ним рабочий день. Такой вывод сделал суд в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2006 г. № Ф04-7823/2006.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/308579-regulyarnye-plateji-za-polzovanie-nedrami

Кто и как рассчитывает регулярные платежи за пользование недрами — НалогОбзор.Инфо

Вопрос 2 Платежи за пользование недрами

  • 1. Кто рассчитывает
  • 2. Как рассчитать

Регулярные платежи за пользование недрами рассчитывают отдельно по каждому участку недр, на который получена лицензия или подписано соглашение о разделе продукции (абз. 2 п. 1 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Кто рассчитывает

Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.

Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет.

Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта (размера участка недр).

Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Как рассчитать

Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.

Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.

Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений)

=

Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов

Площадь горных отводов

Площадь возвращенной части участка

На этапе поиска и оценки месторождений полезных ископаемых расчет производите по формуле:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе поиска и оценки месторождений)

=

Площадь участка недр

Площадь открытых месторождений

Площадь возвращенной части участка

Сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, определяйте следующим образом:

Если в течение квартала действие лицензии было приостановлено, сумму платежа все равно рассчитывайте так же.

Приостановление лицензии не означает прекращения права пользования недрами, а значит, и нет оснований прекращать вносить регулярные платежи или уменьшать их сумму.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-05-01/42730 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5368.

Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Ситуация: как рассчитать регулярный платеж за квартал, в середине которого организация лицензию получила или срок ее действия истек?

Регулярный платеж рассчитайте так же, как обычно, – за полные три месяца квартала.

Исключение из расчета дней и месяцев, не входящих в период действия лицензии, законом не предусмотрено. Правила расчета и перечисления регулярных платежей указывают лишь на единственный порядок – квартальные суммы нужно платить равными долями в размере четверти годового платежа.

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648 и ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/15954 (документ размещен на официальном сайте налоговой службы).

Возможна ситуация, когда облагаемая площадь участка недр в течение квартала была уменьшена.

В этом случае при расчете регулярного платежа за этот отчетный период ничего менять не нужно, то есть площадь участка возьмите, как если бы она не уменьшалась. Новую (уменьшенную) площадь принимайте в расчет начиная со следующего квартала.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-06-05-01/23449, ФНС России от 6 августа 2013 г. № ЕД-4-3/14318.

Рассчитанную сумму регулярного платежа перечислите в бюджет. Подробнее об этом см. Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет.

Пример расчета регулярных платежей за пользование недрами

В 2014 году ООО «Альфа» получило лицензию на пользование недрами УДЭ № 00420 БР для поиска, разведки и добычи рудного золота на участке, расположенном в Окинском районе Республики Бурятии.

Весь 2015 год «Альфа» занималась разведкой золота на участке. Ставка регулярного платежа за этот вид работ установлена в размере 10 200 руб. за 1 кв. км.

Площадь участка недр по лицензии составляет 60 кв. км. Площадь запасов на участке, установленных и учтенных государственным балансом, равна 17,92 кв. км. Горноотводные акты не оформлялись.

Ежеквартальный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
17,92 кв. км × 10 200 руб.: 4 = 45 696 руб.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_v_otrasljakh/dobycha_poleznykh_iskopaemykh/kto_i_kak_rasschityvaet_reguljarnye_platezhi_za_polzovanie_nedrami/110-1-0-2859

Refpoeconom
Добавить комментарий