Вопрос 10 Австрийская школа

Содержание
  1. Как устроена школа в Австрии
  2. Много раз в первый класс
  3. Таким образом, в десять лет юные австрийцы снова становятся первоклассниками.
  4. О расписании и каникулах
  5. Начиная с четвертого класса гимназии, стандартное расписание выглядит так: с 8 утра до 12 дня — шесть уроков подряд с пятиминутными перерывами, затем большая перемена длиной в час.
  6. Об отметках и репетиторах
  7. Обычно проблемы возникают с иностранными языками (чаще всего — английским, реже – латынью, испанским или русским). Почти каждому австрийскому школьнику в какой-то момент нужна помощь с математикой, на чем неплохо зарабатывают студенты, занимающиеся репетиторством.
  8. О родительских комитетах и классных руководителях
  9. О питании
  10. О нравах и порядках
  11. Я знаю учителей, которые считают возможным приходить в аудиторию в уличной обуви и сидеть на партах во время урока, а некоторые даже позволяют себе бокальчик шампанского на перемене =))
  12. Австрийская школа
  13. Возникновение австрийской школы
  14. Методы и взгляды австрийской школы
  15. Вопрос 10 Австрийская школа
  16. 10 столпов Австрийской Экономической Школы
  17. Австрийская школа экономики
  18. Методы и основные положения
  19. Достоинства и недостатки австрийской школы

Как устроена школа в Австрии

Вопрос 10 Австрийская школа

Наша школьная кругосветка продолжается и сегодня на повестке дня — Австрия. Полина Морозова, филолог-русист, журналист, переводчик, блогер и репетитор TutorOnline, рассказывает о том, как учатся австрийские школьники.

За два года пребывания в Австрии в рамках государственной программы обмена языковыми ассистентами я имела возможность поработать в нескольких учебных заведениях страны.

Много раз в первый класс

Школа пансиона St. Gilgen International School

Если в России первый класс случается только раз, австрийцы дважды (а некоторые даже трижды) оказываются в статусе первоклашек. Это объясняется нелинейностью австрийской школьной системы.

В стране действует закон об обязательном восьмилетнем образовании. Первые четыре года приходятся на начальную школу. Оставшимися четырьмя обязательными годами можно распорядиться двумя способами:

  • пойти в среднюю школу,
  • поступить в гимназию.

Требования в гимназии выше, поэтому туда, как правило, подают документы те школьники, для которых немецкий — родной язык, кто привык много заниматься и имеет успехи в математике. Вне зависимости от того, в пользу какого учебного заведения в итоге будет сделан выбор, обучение там начнется с первого класса.

Таким образом, в десять лет юные австрийцы снова становятся первоклассниками.

После окончания средней школы ученик с хорошей успеваемостью имеет шанс поступить в старшие классы гимназии и проучиться еще четыре года. Большая часть гимназистов, успешно окончивших четвертый класс, продолжают учиться в родной гимназии до восьмого выпускного класса.

Те, кто после четвертого класса гимназии почувствовали, что не справляются с программой либо уже определились с конкретной профессией, уходят в одно из училищ (торговую академию, техникум или училище с уклоном в дизайн или туризм).

В этом случае им снова приходится начинать с первого класса и учиться на год дольше, чем в старших классах гимназии.

Такое лавирование между учебными заведениями и классами требует предельной информированности, поэтому в Австрии придают огромное значение Дням открытых дверей и не жалеют времени на создание контента для сайтов образовательных учреждений.

Из таблицы видно, что некоторые дети получают среднее образование в течение 13-ти и даже 15-ти лет. В Австрии учащиеся со слабой успеваемостью имеют право повторить год, но не более двух раз.

О расписании и каникулах

По субботам австрийские школьники отдыхают, из-за чего учебный год удлиняется на целый месяц. На востоке страны летние каникулы начинаются в последних числах июня, на западе и юге – в начале июля.

Даты прочих каникул плавающие, не в последнюю очередь из-за преходящего характера религиозных праздников (Пасху и Пятидесятницу каждый год празднуют в разные дни).

Рождественские каникулы начинаются 24 декабря и продолжаются до 6 января включительно.

В неделю у ребят бывает как минимум 30 уроков по 45 минут.

Начиная с четвертого класса гимназии, стандартное расписание выглядит так: с 8 утра до 12 дня — шесть уроков подряд с пятиминутными перерывами, затем большая перемена длиной в час.

После обеда несколько раз в неделю ставится еще один, нередко сдвоенный урок (например, химия или пара физкультуры). Все факультативные предметы (например, информатика или музыка) начинаются в 14:50. Примечательно, что религия в Австрии – обязательный школьный предмет, а этика – факультативный.

В послеобеденное время, свободное от факультативов, у учащихся есть возможность посещать школьные кружки. В гимназии, где я работаю, есть школьный ансамбль, кружок венгерского и хорватского языков, волейбол и футбол. Все кружки бесплатные.

Расписание уроков отображается в режиме реального времени на информационных экранах в коридорах. Кроме того, оно доступно через специальное приложение для смартфонов. Забавно, что помимо времени начала урока и номера кабинета в расписании обязательно указывается фамилия учителя, но так, что ее не удастся расшифровать без посторонней помощи:

Сокращение состоит из начальных букв фамилии (WU – Wurm) и первой буквы имени (P – Peter) учителя.

Об отметках и репетиторах

Отметки выставляются всего два раза в год — по итогам первого и второго семестров (школьные полугодия в Австрии называются по-университетски “семестрами”). Отметка за первый семестр считается промежуточной и не учитывается при выставлении второй, которая автоматически становится итоговой.

Ближе к концу года классный руководитель посылает родителям специальный бланк, где указаны проблемные предметы и вероятность получения их детьми неудовлетворительной годовой отметки. Таким образом, если у ученика появляются серьезные проблемы с учебой, родители узнают об этом первыми и пытаются решить проблему вместе со школой.

Обычно проблемы возникают с иностранными языками (чаще всего — английским, реже – латынью, испанским или русским). Почти каждому австрийскому школьнику в какой-то момент нужна помощь с математикой, на чем неплохо зарабатывают студенты, занимающиеся репетиторством.

Интересно, что учитель не имеет права давать частные уроки своим ученикам. Однако охотно порекомендует знакомого студента или коллегу из другой школы. Исключением является случай, когда проблемы возникли сразу у 40% учащихся одного класса. Например, если за контрольную по математике 10 из 25 учеников получили пятерки.

В Австрии все наоборот: их пятерки – это наши двойки, наивысший балл — единица.

Школьный учитель может поставить вопрос о проведении с классом дополнительных занятий. Так называемый, Förderkurs продолжается не более 8 недель (по одному занятию в неделю), оплачивается из государственного бюджета и ничего не стоит самим учащимся. Добро на проведение занятий в таком формате дает лично директор школы.

Во многих городах Австрии есть филиалы влиятельной немецкой компании Schülerhilfe, где профессиональные репетиторы дают как групповые, так и индивидуальные занятия по любому предмету. Их стоимость, разумеется, не идет ни в какое сравнение с тем, что просят за свои труды студенты.

О родительских комитетах и классных руководителях

Родительский комитет в австрийских школах больше напоминает кассу взаимопомощи. В начале года все сдают определенную сумму, откуда при необходимости можно взять деньги на учебники или спортивную экипировку для тех, кто стеснен в средствах.

На экскурсии и прочие внеклассные мероприятия деньги собирают отдельно, делает это, как правило, классный руководитель.

Он же заботится о том, чтобы в классе было уютно: ставит цветы на подоконники (нередко покупая их за свой счет), вешает картины, делает вместе с учениками украшения к праздникам, благодаря чему классы выглядят очень обжитыми и совершенно не похожими один на другой.

На многих учительских столах перед Пасхой появляются живые веточки вербы в вазах. Рождественскую атмосферу в классе создают при помощи венков из хвои со свечами, снежинок на стеклах и украшенных елок.

О питании

В школах есть буфеты, автоматы с кофе, водой и соком, поэтому все, от первоклашки до директора, обыкновенно жуют что-то на бегу. Часто проводятся мероприятия типа “Дня яблока”, которые должны напомнить детям, как важно есть фрукты

О нравах и порядках

Скажу честно, мне так и не удалось привыкнуть к тому, что дети обращаются ко мне «Госпожа профессор». Даже те, кто учит русский, наотрез отказываются называть меня по имени-отчеству.

Меня огорчает, что далеко не все классы встают в знак приветствия в начале урока, и бесконечно удивляет, что здесь начинают эксперименты с цветом волос и макияжем в неполные 12 лет.

Австрийские школьники не носят форму и бегают по коридорам в одних носках там, где другие прошлись без сменки.

Я знаю учителей, которые считают возможным приходить в аудиторию в уличной обуви и сидеть на партах во время урока, а некоторые даже позволяют себе бокальчик шампанского на перемене =))

Заключительный урок в году может проходить в кофейне, или учитель с детьми вместо занятия могут отправиться на конкурс иностранных языков. Мне до сих пор трудно привыкнуть, что львиная доля урока проходит в обсуждениях административных вопросов.

А еще мне очень сложно мириться с непрекращающейся болтовней! Австрийские школьники не умеют сидеть тихо, но справедливости ради стоит отметить, что их этому просто не учат.

На уроках царит очень оживленная атмосфера, которая моментами утомляет, но ощущать которую хочется снова и снова.

____________________________________________________________________________________________________

Друзья, если вам понравилась наша статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. Каждый день мы рассказываем много интересного и полезного для учеников, родителей и всех, кто интересуется вопросами образования и воспитания.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a421a039d5cb3a1ef05edf4/5afd50cb55876bc71b5c8f7c

Австрийская школа

Вопрос 10 Австрийская школа

Интернет-магазин Economicportal.ru

Австрийская школа (англ. Austrian School; также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма.

Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным).

В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм.

Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Возникновение австрийской школы

Возникла в Австрии в 80-х гг. XIX в. как реакция на появление 1-го т. «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского экономии, учения и рост революционного рабочего движения.

Австрийская школа стремилась противопоставить марксизму, системе буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем школы был К. Менгер. В кон. XIX и нач. XX в.в. австрийскую школу возглавляли К. Менгер, Ф. фон Визер, О. Бём-Баверк, Э. Сакс. В 20-е гг.

её преемницей стала «молодая австрийская школа», представленна Л. фон Мизесом, Ф. фон Хайеком, Р. Штиглем, О. Моргенштерном, П. Розенштейн-Роданом, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии современной буржуазной политической экономии.

Одновременно подобные положения были выдвинуты и развиты У. С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Вальрасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США.

Методы и взгляды австрийской школы

Методологические принципы австрийской школы были сформулированы в книге К. Менгера «Исследования о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883) и в памфлете «Ошибки историзма в немецкой политической экономии» (1884).

Система теоретических взглядов австрийской школы изложена в книгах К. Менгера «Основания политической экономии» (1871), Э. Бём-Баверка — «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Капитал и прибыль» (1884-1889), Ф.

фон Визера — «О происхождении и основных законах хозяйственной ценности» (1884) и «Естественная ценность» (1889).

Австрийская школа вульгаризировала понятие предмета политической экономии: политэкономия должна изучать не экономические отношения людей, а явления экономической жизни с точки зрения сознания хозяйствующего субъекта.

Всё капиталистическое общество, по мнению теоретиков австрийской школы, представляет собой механическую совокупность «хозяйствующих субъектов», связанных только рыночными отношениями.

Поэтому задача политэкономии — изучать отношени купли-продажи и на их основе открывать вечные, естественные законы экономического развития общества. Теоретики школы пользовались антинаучным идеалистическим субъективно-психологическим методом.

Австрийская школа разработала теорию предельной полезности благ — субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента.

Основная теория австрийской школы — предельная полезность — рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода.

Согласно учению школы, предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники школы утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают.

Ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости.

Из субъективной ценности (предельной полезности) австрийская школа выводит «объективную меновую ценность», из неё — рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене — наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами. Ни австрийская школа, ни другие буржуазные школы не нашли решений этого основного вопроса.

модель предельной полезности — «шкала Менгера» — представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщени потребности в нём.

В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т.п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (напр., 1-го, 2-го, 3-го и т.д. килограмма хлеба; 1-й, 2-й, 3-й и т.д.

пары обуви), причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке — от более важных к менее важным; внутри же каждого вида благ полезности конкретных единиц данного блага тоже располагаются в нисходящем порядке.

Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистическом рынке.

Неспособность австрийской школы вывести из субъективной ценности рыночную цену как равнодействующую получила своё выражение и в модели ценообразования Бём-Баверка, построенной по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывающей, что «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами». Модель оставляет открытым основной вопрос — обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и издержками производства продавцов, т.е. объективными условиями товарного производства, в которых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью товаров. При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их «предельных пар», а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действительным рыночным ценам. Как и шкала Менгера, модель Бём-Баверка может иллюстрировать индивидуальные мотивы поведения отдельных агентов рынка, но не причины, вызывающие эти мотивы. Никакого самостоят, значения для теории ценообразования обе эти схемы иметь не могут.

Используя субъективно-психологич. теорию ценности, австрийская школа выдвинула буржуазно-апологетическую теорию процента и прибыли, непосредственно противопоставляемую марксистскому учению о прибавочной стоимости.

Источник процента усматривается в разнице, возникающей между более высокой субъективной оценкой потребительских благ как благ настоящего и менее высокой оценкой средств производства как благ будущего («благ отдалённого порядка»).

Труд рассматривается как благо будущего и поэтому в каждый данный момент он должен оплачиваться ниже ценности его продукта. Также полностью отрицается наличие капиталистической эксплуатации.

Последующей модификацией теории предельной полезности, получившей развитие в Англии, США и др. странах, явилось учение о предельной производительности факторов производства, отрицающее создание прибавочной стоимости трудом и объясняющее прибыль «предельной производительностью капитала» (см. Маржинализм). На основе предельной полезности выдвигается теория благосостояния.

Австрийская школа положила начало применению теории предельной полезности также в построении буржуазной концепций социалистической экономики и планирования. Ф. фон Визер, Й.

Шумпетер, рассматривают предельную полезность как чистую экономическую логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов, пытались использовать её для построения теории социалистического хозяйства. Австрийский профессор А.

Шеффле, выработавший схему-центр планирующего органа при социализме, считал невозможным применение в социалистической экономике трудовой теории стоимости. Эти взгляды развивают в 60-е г.г. теоретики немарксистского социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лернер и др.), утверждающие, что экономическая наука социалистических стран должна перейти на позиции маржинализма.

Википедия
Л. Б. Альтер.

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Источник: https://economicportal.ru/ponyatiya-all/austrian_school.html

Вопрос 10 Австрийская школа

Вопрос 10 Австрийская школа

Ответ

Составным элементом неоклассического направления является австрийская школа, представляющая собой субъективно-психологическое течение в политической экономии.

Австрийская школа искажала понятие предмета политической экономии, утверждая, что она должна изучать не экономические отношения людей, а явления экономической жизни с позиции сознания хозяйствующего субъекта, т. е. отношения купли-продажи, и на их основе выявлять вечные, естественные законы экономического развития общества.

Методологические принципы австрийской школы были сформулированы, в частности, в книге К. Менгера (1840–1921) «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Теоретические концепции австрийской школы исходят из отношения человека к вещи в основном в сфере личного потребления, из примата потребления по отношению к сфере производства. Она считает, что в формировании рыночной стоимости благ участвуют кроме производителей и потребители.

Достоинство австрийской школы заключается в том, что она подняла анализ рыночных отношений на высокий уровень конкретизации. Однако ей свойственны и серьезные недостатки: она абсолютизировала роль потребителей и, в сущности, игнорировала роль труда товаропроизводителей в процессе ценообразования.

Предшественники австрийской школы И. Г. Тюнен (1783–1850), Г. Г. Госсен (1810–1858), О. Курно (1801–1877) положили начало изучению рыночного механизма и экономической роли покупателя (потребителя).

Возникнув в 70–80 гг. XIX в., австрийская школа в 1920‑е гг. пополнилась работами авторов неоавстрийской школы – американского экономиста, главы неоавстрийской школы Л. Мизеса (1881–1973), английского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Ф. Хайека (1899–1992) и др.

Вопрос 11 Монетаризм

Ответ

Монетаризм, являющийся составной частью неоклассического направления, возник в середине 50‑х гг. XX в. Монетаризм – это школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях количества находящихся в обращении денег как определяющей функции цен, доходов и занятости населения.

Родоначальником монетаризма считается американский экономист и статистик Ирвинг Фишер (1867–1947). Широкое распространение монетаризм получил с начала 70‑х гг. XX в., оказав большое влияние на программы государственно-монополистического регулирования экономики в ряде развитых и развивающихся стран.

Лидером современного монетаризма является американский экономист Милтон Фридмен (1912–2006). Видными представителями монетаризма являются Э. Фелпс, К. Брукнер, А. Мельцер и др.

Монетаризм не является единым учением, его сторонники выдвигают и развивают различные варианты теоретических моделей и программ экономических мероприятий.

Концепция экономической политики монетаризма базируется на теории инфляции и безработицы.

Ключевой постулат монетаризма – рыночная экономика отличается долгосрочной стабильностью, посредством саморегулирования обеспечивает рыночное равновесие.

Монетаризм выступает против кейнсианской концепции краткосрочного регулирования инфляции и безработицы, указывая на беспомощность кейнсианцев при объяснении стагфляции.

Основными соперниками монетаризма в экономической политике считается кейнсианство. Различия их концепций в прошлом и настоящем охватывают широкий круг проблем, к которым можно отнести следующие:

• монетаристы исходят из тезиса: предложение рождает спрос; кейнсианцы – из тезиса: спрос рождает предложение;

• монетаристы считают, что «только деньги имеют значение»; кейнсианцы утверждают, что «деньги не имеют значения»;

• монетаристы полагают, что рынки обладают высокой степенью конкурентности и обеспечивают макроэкономическую стабильность; кейнсианцы исходят из того, что рыночная система в основном неконкурентна и поэтому подвержена макроэкономической нестабильности;

• монетаристы утверждают, что фискальная политика государства слабо и неопределенно воздействует на экономическую стабилизацию; кейнсианцы, наоборот, видят в фискальной политике мощный стабилизационный фактор.

Монетаристскую концепцию нельзя признать научной по ряду ее положений. Выделим основные.

Во‑первых, монетаризм дает одностороннее толкование причинно‑следственных связей в системе капиталистического воспроизводства. При всей значимости сферы денежного обращения она не может рассматриваться отдельно от других сфер экономики и подчиняется действию объективных экономических законов, характерных для капиталистической системы хозяйства.

Во‑вторых, трудно признать научно обоснованным положение, согласно которому решающая роль в экономическом развитии принадлежит деньгам и денежному обращении.

В‑третьих, монетаристы одобрительно относятся к массовой безработице трудящихся. Такая позиция выражает интересы и идеологию буржуазии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_37635_vopros--avstriyskaya-shkola.html

10 столпов Австрийской Экономической Школы

Вопрос 10 Австрийская школа
Александр СтанкевичюсNov 14, 2017 · 8 min read

1. Теория человеческой деятельности — праксиология.

Экономика — это не умные дяди в министерствах и Центральном Банке, которые решают уравнения и благодаря которым экономика и функционирует, а мы получаем нужные нам товары.

Экономика — это результат человеческой деятельности, действия множества миллионов людей на Земле, которые каждую секунду ищут, находят и создают новую информацию о возможной прибыли и твоих потребностях. Эти миллионы людей — предприниматели.

Предпринимательство играет важнейшую социальную роль в обществе — оно преодолевает рассогласованность между людьми, позволяет узнавать, в чем нуждаются незнакомые друг другу люди, и что они могут предоставить взамен. Мы называем это свободным рынком.

2. Теория экономического цикла.

Надоели экономические кризисы? Инфляция съела 20% твоей зарплаты? Не спеши винить во всем рынок и капитализм и бежать читать Маркса. Австрийцы доказали, что экономические кризисы и регулярные депрессии — результат действий государства и банков, которые с периодичностью в несколько лет запускают экономический цикл.

Он начинается с кредитной экспансии — понижается процентная ставка, банки начинают активно выдавать дешевые кредиты, а кредиты эти представляют собой виртуальные деньги, которые, попадая на рынок в огромных количествах, снижают покупательную способность тех реальных денег, что ты получил после честно выполненной работы.

Люди и предприятия активно берут дешевые кредиты, и поначалу кажется, что действует реальный экономический рост. Открываются новые предприятия, государство любвеобильно осыпает субсидиями различные проекты. Но внезапно, все резко заканчивается. Кажется, предприниматели и чертов капитализм опять ошиблись.

Но нет, это просто естественные следствия кредитной экспансии — вечно проводить её невозможно и банки через некоторое время вступают в стадию сжатия кредита.

У открывшихся в период бума компаний почему-то падают прибыли, госкомпании становятся банкротами, люди теряют работу, почему же это происходит? Почему казавшиеся недавно успешными предприятия вдруг перестают работать? Убыточными они оказываются по простой причине — эти предприятия создаются в тот период, когда государство, через активную кредитную политику и субсидирование порождает иллюзию экономического роста. При этом новые предприятия, появляющиеся в этот период, чаще всего не обеспечены реальным спросом, т. е. спросом, основанным на сбереженных людьми реальных, физических, деньгах. Дело в том, что новые кредиты, выдаваемые банками, имеют виртуальную природу — они не имеют реальный эквивалент в банковских хранилищах и основаны на системе частичного резервирования вкладов. Следовательно, когда кредитная политика прекращается (а это неизбежный итог), оказывается, что весь спрос на продукцию таких предприятий поддерживался только новыми кредитами и ничем более — поэтому такие производства закрываются, оставляя людей без работы, а своих хозяев в долгах. Здравствуй, депрессия! Но не торопись впадать в уныние. Депрессия — это стадия тяжелого, но исцеления. И если государство не начнет снова сыпать дешевыми деньгами с целью «сгладить» её последствия, она только продлится. Нужно подождать, пока рынок все вернет на свои места. Это и называется экономическим циклом, то есть череда стадий «кредитная экспансия (бум)-сжатие-депрессия». В народе еще говорят «надутый пузырь». Еще это называется кейнсианским стимулированием экономики.

Кстати, именно австрийские экономисты, с помощью этой теории, смогли предсказать Великую Депрессию 1929 года.

3. Теория временного предпочтения.

Эта теория объясняет природу сбережений и процентной ставки. Суть её тоже проста — люди всегда предпочитают получать те блага, которые можно потребить в ближайшее время.

Отсюда и природа сбережений и инвестиций — некоторые люди добровольно жертвуют своим ближайшим потреблением в пользу будущего (которое должно принести им еще больше благ), таким образом накопляя и сохраняя про запас часть неиспользованных «сейчас» благ на потом. Ты знаешь, как это происходит.

Каждый раз, когда ты копишь на что-то деньги или откладываешь на «черный день», ты именно этим и занимаешься — не используешь часть благ прямо сейчас, немного лишая себя чего-то, чтобы потом со смаком использовать добровольные сбережения на что-то более интересное.
Кстати, вспомни пункт 2.

Дешевые кредиты тем и опасны, что лишают общество добровольных сбережений и мотивируют проедать всё здесь и сейчас. Это и есть «общество потребления», которое не имеет никакого отношения к капитализму. Капитализм — это общество сбережения и производства.

4. Теория стихийной природы денег.

Деньги — не объективная штука, которая имеет ценность сама по себе. Это такой же товар, как и все остальное, только выбранный людьми в качестве универсального средства при обмене другими товарами, за свои маленькие размеры и делимость. Почти всю историю эту роль играло золото.

Благодаря своей редкости, делимости на мелкие части и удобству в ношении с собой в кармане, оно стало таким товаром, который играл роль универсального средства. Поэтому если денег в обществе мало, то не произойдет никакой «нехватки денег».

Просто каждая единица увеличит свою ценность, тем самым необходимое рынку количество денег, в условиях отсутствия гос.вмешательства, всегда будет оптимальным и соответствующим ценам на другие товары. И наоборот, при гос.

вмешательстве в виде субсидий и кредитов количество денег становится не таким, каким нужно людям, а искаженным: либо избыточным, либо их будет не хватать.

Что и будет понижать или чрезмерно повышать их покупательную способность тогда, когда цены на товары не успевают «подстроиться», ибо рынок получает искаженные сигналы и просто не знает, куда в очередной раз государство вбухало порцию денег «из ничего». Деньги в этом случае распределяются на рынке не равномерно, а сначала появляются где-то в одном месте!

5. Теория невозможности экономического расчёта при социализме.

Теория, как никакая другая доказанная практикой буквально на «нашей памяти» — развал СССР и всего соцлагеря и поворот к рыночной экономике в соцстранах Азии.

Социализм с его плановой экономикой невозможен, потому что никому не дано знать тот объем информации о потребностях, спросе и предложении, что ежесекундно появляется и исчезает в обществе людей.

Более того, эта информация может быть неизвестна и самим участникам рынка — знаете ли вы, какие прически будут модны завтра? Может, вы способны угадать, когда захотите пить? Не вызовет ли повышение температуры и приглашение на прогулку с вашей подругой потребность в покупке мороженого или цветов? Думаете, такая информация существует где-то еще, кроме мозгов людей? Плановая экономика не в состоянии просчитать в уравнениях данные, которых еще не существует! Отсюда в СССР был постоянный дефицит разных товаров. Бедные недалекие планировщики просто не могли предсказать и учесть всю информацию, распределенную в умах 280 млн граждан Советского Союза.

6. Теория субъективной ценности.

Теория субъективной стоимости — основа основ экономики и теории свободного рынка и человеческой деятельности. Жаль, что при всей простоте восприятия, до сих пор не все следуют этой теории, предпочитая ложную объективную теорию стоимости. А субъективная теория стоимости очень проста.

Вот один из многих живых примеров: стоимость квартир в одном и том же доме одной и той же площади различается в зависимости от этажа и вида из окон. Квартиры на нижних этажах дороже, с красивым видом — еще дороже.

Ну и попробуйте с помощью объективной теории стоимости объяснить такое ценообразование? И в той и в другой квартире содержится одинаковое количество труда и потрачено одно и то же количество ресурсов. Или попробуйте объяснить ценообразование на картины и другие предметы искусства. Время, имя автора, состояние — не относятся ни к затраченным материалам, ни к труду.

Но субъективная теория стоимости прекрасно объясняет ценообразование субъективными предпочтениями людей, их субъективным желанием смотреть на определенный вид из окна и т. п. Поэтому нет смысла пытаться вычислить некое количество затраченного труда или использованного материала для определения «справедливой цены».

7. Теория институционального принуждения.

Хесус Уэрта де Сото, «испанский австриец», пишет: «Каждый акт предпринимательства подразумевает открытие новой информации, ее распространение на рынке и согласование нескоординированного поведения людей, и все это в рамках стихийного эволюционного процесса, который делает возможной жизнь в обществе.

Поэтому ясно, что систематическое, институционализированное принуждение, сопутствующее социализму и интервенционизму (т. е.

государственному вмешательству в рыночную экономику), в большей или меньшей степени блокирует не только создание и распространение информации, но и нечто еще более серьезное: стихийный процесс координации рассогласованного поведения и, таким образом, само сохранение скоординированного социального процесса».

8. Теория цен.

И снова обратимся к Хесусу Уэрта де Сото. Он объясняет появление цен: «Последовательный эволюционный процесс приводит к динамичному формированию цен. Движущей силой этого процесса служит предпринимательство, т. е.

человеческая деятельность участников рынка, а не пересечения более или менее загадочных кривых или функций, которые в любом случае не имеют реального значения, потому что информация, предположительно необходимая для их изображения, даже не существует в умах участников».

Не путайте с теорией субъективной стоимости! ТСС объясняет, как формируется цена на блага. А теория цен объясняет их динамику в экономике в целом.

Динамичны ли они по своей природе или, как считают неоклассики, существуют в неком состоянии «равновесия рынка» и «идеальной конкуренции», которого не существует как такового? Можно ли вычислить будущее цен и попытаться отрегулировать ценообразование? Вот об этом идет речь в этой теории.

9. Теория конкуренции и монополии.

Капитализм вечно обвиняют в появлении монополий. Однако монополий в условиях свободного рынка не существует! Как и идеальной конкуренции! Есть очень большие компании, есть средние, есть маленькие.

В условиях нашей динамичной жизни одни производители, путем инноваций или больших скидок — да чего угодно — добиваются доли на рынке какого-то товара большей, чем их конкуренты. Достойны ли они осуждения? Нет, ведь большая доля — это вознаграждение от рынка, полученное за труд и смекалку.

Потребители останавливают свой выбор на товаре одного, а не другого производителя — ну что ж, ничто не мешает другим сделать товар чем-то лучше и привлекательнее, чем у могучего конкурента! Конкуренция делает блага дешевле, качественнее и доступнее.

Более того, ничто не мешает придумать идею для товара или услуги, которые принципиально опередят конкурента! Например, речные паромы в США проиграли в конкуренции с железными дорогами. А железные дороги проиграли авиасообщению! CD проиграли DVD, а теперь и такие диски не нужны, благодаря появлению и развитию быстрого и доступного интернета.

Тем не менее, монополии существуют. Но не при капитализме, а при гос.вмешательстве.

Часто государство дает привилегии каким-то определенным предприятиям, или наделяет их заказами и субсидиями, а товары конкурентов облагает пошлинами. В итоге потребители получают менее качественные и более дорогие товары.

Потому что приближенному к казне монополисту просто нет нужды делать блага качественными и доступными, ибо у него нет конкурентов!

10. Теория народонаселения.

Хесус Уэрта де Сото, «испанский австриец», пишет:

«Для австрийцев люди не однородный фактор производства, а множество личностей, наделенных врожденной способностью к предпринимательскому творчеству.

Поэтому они рассматривают рост численности населения не как помеху экономическому развитию, а как его движущую силу и необходимое условие.

Более того, было показано, что развитие цивилизации включает постоянный рост горизонтального и вертикального разделения практического знания, которое возможно только в условиях параллельного роста числа людей, достаточного для поддержания наращивания объема практической информации, используемой на социальном уровне. Эти идеи были затем развиты учеными, находившимися под влиянием австрийской школы, такими как Джулиан Саймон, который применил их к теории роста населения в странах третьего мира и к анализу положительных экономических последствий иммиграции».

Итак, нет опасности, что Земля не прокормит всех! Свободный рынок прокормит какое угодно число людей, чем нас больше — тем лучше!

«,»author»:»ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€ Станкевичюс»,»date_published»:»2017-11-14T11:19:25.454Z»,»lead_image_url»:»https://miro.medium.com/max/1000/1*pLPkys-xpDjyV91sorAVHg.jpeg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://medium.com/@stankevichyus/10-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B-c400323f3e42″,»domain»:»medium.com»,»excerpt»:»Ð­Ñ‚у статью я написал пару лет назад и она оказалась весьма удачной — многие растащили её по своим пабликам (иногда не указывая авторства…»,»word_count»:1690,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://medium.com/@stankevichyus/10-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B-c400323f3e42

Австрийская школа экономики

Вопрос 10 Австрийская школа

Определение 1

Австрийская школа представляет собой такое направление экономической теории, в котором основой ценообразования считается концепция «предельной полезности», но игнорируется теория трудовых затрат.

Возникновение данного течения произошло в 80-х годах 19-го века в Австрии. На начало 20-го века к известнейшим представителям австрийской школы относились: Г.Госсен, Ф.Визер, К.Менгер и другие.

В 20 веке рассматриваемое направление развивали Л.Мизес, Ф.Хайек, Г.Хаберлен.

Цель австрийской школы экономики состояла в установлении общих типов явлений хозяйственной деятельности и открытии точных законов экономики, которые идеально характеризуют хозяйственные процессы.

Приверженцы австрийской школы отрицали общественно необходимые затраты, т.е. объективное основание ценообразования, а считали таким основанием субъективную полезность «предельного экземпляра», который удовлетворяет предельную потребность в некотором товаре.

Стоимостная оценка благ зависит от соотношения запасов этих благ и потребностей в них, с увеличением запасов при определенном уровне потребностей предельная полезность и стоимость благ снижаются, а с ростом запасов – повышаются.

Следовательно, ценность благ находится в зависимости от интенсивности потребностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Долгое время австрийское направление экономической теории рассматривалось в западной литературе экономического характера как движущая сила маржиналистской революции, достигнувшее меньших успехов по сравнению с остальными, так как не имело математического аппарата.

Такое его понимание сложилось в середине 1930-х годов, в период образования новой кейнсианской революции.

Однако, при ослаблении кейнсианства в начале 1970-х годов и усилении интереса к вопросам макроэкономического анализа выяснилось, что австрийская школа имеет некоторые существенные особенности, отличающие ее от неоклассической парадигмы.

Таким образом, лозаннская и кембриджская школы маржинализма оказались менее долговечны, чем австрийская школа, имеющая наиболее четко очерченный вид.

Методы и основные положения

Замечание 1

Методологической основой австрийской школы является абстрактно-дедуктивные методы исследования в политической экономии, которые предусматривают абстрагирование от обстоятельств усложняющего характера.

В трудах К.Менгера были сформулированы методологические принципы австрийского направления экономической теории.

В австрийской школе основным предметом политической экономии считалось изучение не экономических отношений людей, а явлений экономической деятельности с позиции сознаний хозяйствующих субъектов.

Считалось, что все общество капиталистического типа является механической совокупностью субъектов хозяйствования, которые связаны только лишь рыночными отношениями.

Задача политической экономии состояла, по мнению теоретиков австрийского направления, в изучении отношений купли-продажи и открытии на их основе вечных, естественных законов общественного экономического развития.

Основные положения австрийского течения:

  • Отказ от применения математических методов в исследованиях;
  • Характерной чертой большинства представителей школы был субъективизм;
  • Акцентирование внимания на изучении психологических особенностей потребительского поведения;
  • Акцент на структуре капитала и изменчивости во времени при изучении проблем макроэкономического характера.

Австрийской школой была разработана теория предельной полезности. Предельной полезностью в данном случае является ценность благ, зависящая от соотношения запасов этих благ и потребностей в нем.

«Шкала Менгера» относится к главной модели предельной полезности, которая выражается в попытке объяснения места каждого блага на шкале полезностей и степени потребностей в нем.

Буржуазно-апологетическая теория процента и прибыли, выдвинутая австрийской школой, являлась противопоставлением марксистскому учению в области прибавочной стоимости.

В данной ситуации источник процента просматривался в разнице, которая возникает между наиболее высокой субъективной оценкой блага как блага настоящего и менее высокой оценкой производственных средств как будущих благ.

Трудовая деятельность при данной теории рассматривается как будущее благо, а, значит, в каждый момент она должна оплачиваться ниже стоимости произведенной продукции. Также категорически отрицается капиталистическая эксплуатация.

Выводы и теории австрийской школы послужили началом применения теории предельной полезности в развитии буржуазной концепции экономики социалистического типа.

Достоинства и недостатки австрийской школы

Положительные аспекты австрийской школы экономики:

  • Попытки определения ценности товаров и услуг их степенью полезности.
  • Определение необходимости учета ограниченности благ при определении их ценности. Данная идея была позаимствована представителями австрийской школы у Д.Рикардо.
  • Бем-Баверк выделил абстрактную полезность, которая представляет собой возможную общую полезность некоторых благ, независящую от их запасов, и конкретную полезность. Под конкретной полезностью понимается реальная полезность данных благ, которая при насыщении потребности в них для других последующих единиц будет ниже предыдущей.
  • Было определено влияние на стоимость товаров колебаний в спросе и предложении, в связи с насыщением потребностей в данных товарах.
  • Визер и Джевонс обосновали термин «предельная полезность», ее величину.
  • Было определено влияние субъективных оценок индивидов на образование цен.

К недостатку австрийского направления относится понятие о том, что механизм уравнивания предельной полезности осуществляется только при уже имеющихся ценах и доходах потребителей. Это говорит о сомнительности тезиса о вычислении цен при помощи предельной полезности благ, основываясь на субъективных оценках, зависимых от цен.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/avstriyskaya_shkola_ekonomiki/

Refpoeconom
Добавить комментарий