Внешнеэкономическая политика: протекционизм и либерализм

Внешнеторговая политика: либерализм, протекционизм, автаркия

Внешнеэкономическая политика: протекционизм и либерализм

Либерализм – совокупность взглядов на функционирование хозяйства и принципы экономической политики, отвергающих необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь.

Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) – это политика на устранение барьеров на пути международного обмена.

Доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических объектов возникла в XVIII в. (Д. Стюарт Милль, Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа) в условиях промышленной революции, стала официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития, и основывается на трех принципах:

1) на частной собственности как юридической основе экономической жизни;

2) на свободном предпринимательстве как генераторе экономического прогресса;

3) на свободной конкуренции как регулирующем механизме экономических отношений.

При этом государству отводится роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, призыв к фритредерству исходит исключительно от тех стран, которые добились наиболее крупных успехов в своем развитии, конкурентоспособности подавляющей части секторов национальной экономики. Оно же ведет к неизбежному использованию протекционистской политики теми странами, у которых оказывается недостаточный уровень промышленного развития и конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках.

Обращает на себя внимание и тот факт, что страны, проповедующие политику свободной торговли, под различными предлогами выступают с угрозами о принятии протекционистских мер или вводят их, как только та или иная Отрасль их экономики начинает испытывать давление со стороны производителей других стран.

Протекционизм –(англ. protectionism от лат. protectio – прикрытие, защита, покровительство) – экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.

В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.

Цели протекционизма:

· защита отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Если в этих отраслях господствуют иностранные конкуренты, то эти отрасли могут оказаться в сложном положении в период войны.

· защита своих еще недостаточно развитых отраслей в момент их интенсивного роста.

Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.

· защита более развитых стран от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.

Некоторые страны могут продавать свои товары в более развитых странах по боле низким ценам, так как их рабочие получают более низкую зарплату. Жители развитых стран должны либо согласиться на более низкую заработную плату, либо потерять работу.

· увеличение внутренней занятости. Сокращение импорта приводит к росту внутреннего производства и занятости.

· защита отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости (демпинг).

Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.

Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологии., экологического контроля, технические стандарты и др.).

Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е.

протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.

Прежде чем прибегнуть к такой политике, правительствам приходится решать множество проблем. Естественно, страны, не желающие столкнуться с ответными мерами со стороны других государств, не станут защищать таким путем национальное производство.

С другой стороны, производство, имеющее в военное время первостепенное значение, в годы мира может быть просто уничтожено, если не предпринимать никаких усилий по его защите.

Следует также принимать во внимание интересы общества в целом.

Защита определенной отрасли или производства может способствовать росту в них прибылей и поддержанию занятости, но это может наносить ущерб потребителям, которым приходится платить большую цену за изделия этой отрасли (производства), чем в случае возможности приобретения импортных товаров по цене, не включающий протекционистских импортных пошлин.

Негативные аспекты политики протекционизма можно свести к следующим последствиям:

— замедление научно-технического прогресса;

— нейтрализация фактора внешней конкуренции;

— обособление структурных сдвигов в национальной экономике;

— повышение цен не только на импортные, но и на аналогичные товары отечественного производства;

— перераспределение доходов потребителей в пользу государства.

Автаркия – хозяйственная политика, следствием которой становится создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках страны (или региона), разрыв традиционных экономических связей со всеми партнерами.

Основными средствами этой политики являются установление высоких ограничительных пошлин на ввозимые товары, повышение цен на потребительские товары, создание всякого рода препятствий развитию экономических и торговых связей и отношений с другими странами.

При этом товарно-рыночные отношения сохраняются лишь внутри отгородившегося от остального мира хозяйства. В результате не используются возможности обмена различными потребительными стоимостями с другими странами.

Эта политика подвергалась осуждению экономистов, начиная со времен Адама Смита (1723–1790), хотя некоторые страны по политическим мотивам придерживались автаркии.

В качестве примера можно привести Советский союз после Второй мировой войны, который выбрал эту политику, обосновывая ее тем, что страна с менее развитой экономикой сможет лучше развивать ее при отсутствии конкуренции с зарубежными производителями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_310495_vneshnetorgovaya-politika-liberalizm-protektsionizm-avtarkiya.html

Либерализм и протекционизм во внешнеэкономической политике промышленно развитых стран

Внешнеэкономическая политика: протекционизм и либерализм

Переход от национальной модели роста к мировой ставит перед экономической теорией вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим интересам участие страны в мировых экономических отношениях.

Меркантилистами, анализирующими межгосударственные экономические отношения, чьи идеи господствовали на протяжении почти трех столетий (конец XV—XVIII вв.

), отстаивалась экономическая доктрина, согласно которой государство должно как можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу богатства и т. п. Сегодня постулаты их учения выглядят наивными.

Однако они перекликаются с идеями протекционизма — одной из двух основных концепций современных международных экономических отношений.

В полемике с меркантилистами, классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо, был обоснован противоположный протекционистскому подход к оценке выгод международной торговли. Это так называемая концепция свободной торговли — фритредерство (free trade — «свободная торговля»).

История мировых экономических отношений — это вместе с тем история борьбы двух вышеуказанных концепций в подходе к мировым связям и, соответственно, двух направлений в государственной внешнеэкономической политике.

Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.

Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и им- V порта.

В периоды высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала для национальных экономик характерна большая открытость, либерализация торговли.

И напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма, основными аргументами становятся такие, как необходимость защиты новых отраслей, защита от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы, необходимость диверсификации экономики, с тем чтобы страна не зависела от экспорта какой-то одной группы товаров, защита отраслей, связанных с национальной обороной, и наконец, необходимость принимать ответные меры, если барьеры возводят партнеры по торговле.

«Великая депрессия» 1929-1933 гг. стимулировала борьбу по отгораживанию рынков, следствием чего стало резкое сокращение объемов мировой торговли.

Хрестоматийным примером последствий роста протекционистских тенденций может служить также ситуация перед Второй мировой войной.

Период после Второй мировой войны характеризовался усилением позиции сторонников свободной торговли.

В' конце 1980 — начале 1990-х гг, вновь во внешнеторговой сфере наблюдался всплеск протекционистских тенденций — возникли антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т. п.

И все же можно утверждать, что основной тенденцией мирового хозяйственного развития является либерализация международной торговой политики. Она отражает другую объективную закономерность мирового хозяйства — его всевозрастающую интернационализацию.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» Г. Хафбауэр, Р. Верной- США). Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими вследствие монополии на рынке данного товара.

Она обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса.

Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса.

Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. Он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли крупнейших промышленно развитых стран:

факторы производства;

условия спроса;

близкие и обслуживающие отрасли;

стратегия фирмы и конкуренция.

Теория «внешнеторгового мультипликатора».

В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями.

Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента — мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно и заработную плату, в отраслях, выполняющих этот заказ.

Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

не, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт.

Согласно теории Хекшера-Олина страны всегда будут стремиться в скрытом виде экспортировать избыточные факторы производства и импортировать дефицитные факторы производства. Т. е. все страны стремятся экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. В результате парадокс Леонтьева.

Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала.

Теория сравнительных преимуществ получила развитие путем учета следующих обстоятельств, влияющих на международную специализацию; «

неоднородности факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации;

роли природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности);

влияния на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

29. Кризис в промышленно развитых странах в 70-х годах прошлого века: причины и пути преодоления

Первая половина 1970-х гг. оказалась переломной для развития индустриальной экономической модели. Толчком для ее радикальной перестройки стал «нефтяной шок» 1973 г.

Неудачное участие Египта и Сирии во второй арабо-израильской войне заставило арабские страны, занимавшие ведущие позиции в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), использовать свое положение для экономического давления на западные державы. В октябре 1973 г.

ОПЕК приняла беспрецедентное решение о повышении цен на нефть с 3 до 11,65 долл. за баррель (159 куб. дм). Несмотря на урегулирование политических аспектов кризиса, жесткая политика ОПЕК на нефтяном рынке сохранялась и в последующие голы — к 1982 г.

цена за баррель нефти возросла уже до 34 долл. Это поставило экономику развитых индустриальных стран на грань глобального энергетического кризиса.

Резкий подъем цен на нефть не только привел к огромным убыткам, падению промышленного производства и сокращению инвестиций, но и вызвал необходимость технологической переориентации всей промышленной базы. В долгосрочной перспективе это имело позитивное значение.

Менее чем через год после «нефтяного шока» экономика западных стран была ввергнута в кризис перепроизводства — первый классический кризис за весь послевоенный период.

Увеличение издержек производства, связанных с повышением цен на нефть, привело к росту себестоимости продукции почти всех отраслей хозяйства. Когда товарные запасы, имевшиеся осенью 1973 г.. закончились, то начался стремительный рост оптовых и розничных цен.

Вызванное им сокращение платежеспособного спроса в сочетании с ухудшением инвестиционного климата привело к снижению уровня производства на протяжении девяти месяцев 1974 г. Падение промышленных показателей в США составило 15%, в Италии и Франции — 14%, в ФРГ — 8 %, в Великобритании — 7%.

Кризис перепроизводства вызвал рост безработицы, что, в свою очередь, еще больше сокращало потребительский спрос и уровень инвестиционной активности.

Особенностью кризиса 1974 г. стало быстрое ухудшение конъюнктуры именно в передовых, науко- и капиталоемких отраслях.

Под ударом оказались предприятия и кампании, связанные со всемирно известными крупнейшими корпорациями и банками. Поэтому кризис 1974 г.

не стал обычным «фильтром», отсеивающим наименее конкурентоспособных производителей. Он породил общую долговременную стагнацию индустриальной производственной системы.

В 1976-1979 гт. в странах Запада наметился экономический подъем, но его темпы (средний ежегодный рост на 2,4 %) были несравнимы с динамикой предыдущих лет. По-прежнему были сильны инфляционные процессы, высок уровень безработицы. Накапливались бюджетные дефициты. В конце 1970-х гг.

произошел второй «нефтяной шок» — после свержения в 1979 г. шахского режима в Иране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза. В этой ситуации наиболее пострадали развивающиеся страны. Их внешняя задолженность выросла к концу 1981 г.

до беспрецедентной суммы в 530 млрд долл.

Структурный кризис 1970-х гг. был вызван снижением эффективности «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и кейнсианского регулирования.

Сработали все разрушительные особенности «Великой депрессии» — «замораживание» совокупного предложения и спроса под воздействием структурных особенностей монополизированной экономики, невозможность «ценового выхода» из кризиса. Но если в 1930-х гг.

эти противоречия были преодолены с помошью государственного стимулирующего вмешательства, то теперь государственное регулирование превратилось в еще один кризисный фактор.

Обеспечение внешнего и внутреннего долга требовало привлечения все больших средств. Если в середине 1960-х гг. доля неторговых платежей в международных расчетах составляла 60 %, то к концу 1970-х гг. она уже достигла 80 %.

В развитых индустриальных странах проблема хронического бюджетного дефицита хотя бы отчасти решалась дополнительной эмиссией и ростом процентных ставок банковских кредитов. А вот развивающиеся страны оказались просто не в состоянии обеспечивать растущий внешний долг.

Складывались предпосылки для возникновения глобальной проблемы неплатежей по задолженности коммерческим банкам, что в свою очередь наносило удар и по экономике ведущих стран Запада.

Итак, на фоне двух циклических кризисов перепроизводства 1974 и 1981 гг. экономика ведущих стран Запада оказалась втянута в длительный структурный кризис — кризис «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и го- .

сударственного регулирования «совокупного предложения» и «совокупного «спроса». Использование кейнсианских методов антикризисной политики не принесло успеха ни в одной из стран Запада. Ярким примером стал провал «левого эксперимента» во Франции, когда после прихода к власти социалистов в 1981 г.

была осуществлена крупномасштабная национализации, реализованы новые программы регулирования трудовых отношений и расширено финансирование социальных статей бюджета. Результатом стало массовое «бегство капиталов» за границу, свертывание деловой активности и еще большее нарастание социальной напряженности.

После полутора лет «левого эксперимента» французскому правительству пришлось полностью отказаться от этой стратегии и перейти к «политике экономии».

Для экономического роста была задействована вся общественная система, включая политические, административные, социально-психологические и интеллектуальные ресурсы. В ведущих странах Запада в 1950-1960-х гг.

суммарная квота капиталовложения составляла уже 27 % от ВВП, что значительно превосходило показатели и начала и конца века. Достигнутый экономический взлет оказался фантастическим, но ресурсной базы для нового рывка уже не было. Планетарная экосистема оказалась под угрозой.

Для выхода из структурного кризиса в этой ситуации требовалась не только новая организационная модель производства, но и совершенно новая социально-экономическая философия.

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

Сущность мирового хозяйства. Субъекты и объекты мировой экономики. | Основные тенденции развития современного мирового хозяйства | Ресурсный потенциал мирового хозяйства | Отраслевая структура мировой экономики | Классификация стран по экономическому потенциалу | Региональные особенности развивающихся стран | Сущность и основные направления хозяйственных реформ в бывших социалистических государствах. | Основные направления международной экономической интеграции | Формы современной интернационализации и глобализации в мировой экономике |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-175334.html

Refpoeconom
Добавить комментарий