Виды и последствия государственного долга

Государственный долг, его виды и последствия

Виды и последствия государственного долга

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2006 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период време­ни (за год).

Причиной появления и увеличения государственного долга является фи­ксирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами по­крытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга:

1) Внутренний государственный долг (internal debt) — это совокупная задол­женность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

2) Внешний государственный долг (external debt) — это суммарная задолжен­ность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Если сумма долга соста­вляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолют­ную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики.

Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики явля­ется:

— отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП(Y) (доля дол­га в ВВП);

— или более точный показатель отношения темпов роста долга (gD) к темпам роста ВВП (gY).

При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую про­блему.

Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не пога­шает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирами­ду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга за­ключаются в том, что:

• снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средст­ва из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

• перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

• усиливается неравенство в доходах;

• рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производствен­ного потенциала страны;

• создается угроза высокой инфляции в будущем;

• необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повы­шения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

• дефицит государственного бюджета может стать хроническим явле­нием;

• может появиться двойной дефицит (twin-debts), при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены.

Из тождества инъекций и изъятий / + G+ Ех= S+ Т+ Im следует, что (С — Т) = (S — /) + (Im — Ex).

При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состо­ят в том, что:

• выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются произ­водственные возможности и эффективность национальной экономики;

• бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что мо­жет привести к снижению уровня их благосостояния;

• при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особен­но при режиме фиксированных валютных курсов) появляется угроза исто­щения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к ва­лютному кризису;

• возникает угроза долгового кризиса.

Источник: https://studopedia.su/6_55145_gosudarstvenniy-dolg-ego-vidi-i-posledstviya.html

Государственный долг: его виды и последствия

Виды и последствия государственного долга

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов, скорректированные на величину бюджетных излишков если таковые имеются.

Различают два вида государственного долга:

1) внутренний;

2) внешний.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношений величины государственного долга к величине ВВП или НД, т.е:

d = D/Y

Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП, то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Проблемы и последствия государственного долга:

1) Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга.

2) Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

3) Усиливается неравенство в доходах;

4) Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны.

5) Необходимость выплаты процентов по долгу может привести к повышению налогов, а это приведет к подрыву действия экономических стимулов.

6) Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде.

7) Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.

8) Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.

9) Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 1) расходы = доходы (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант; 2) расходы ‹ доходы (доходы – расходы› 0 – положительное сальдо (профицит));

3) расходы › доходы (дефицит).

Качество бюджетного дефицита бывает: 1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.

В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М.

Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества; 2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.

), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; 3) бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В этом случае дефицит – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Методы снижения бюджетного дефицита 1. Расходы = const, доходы растут. 2. Доходы = const, расходы падают.

3. Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

Пути финансирования бюджетного дефицита: 1) эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия; 2) государственные займы.

В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства; 3) иностранные займы. Их предоставляет МВФ;

4) использование национального богатства.

Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.

Бюджетный профицит – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций.

Бюджетный профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.

Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам. Первичный профицит федерального бюджета РФ за январь-февраль 2003 г. составил без учета единого социального налога (ЕСН) 45,9 млрд руб., или 2,6 % ВВП.

В феврале бюджет исполнен с дефицитом в размере 32,8 млрд руб. без учета ЕСН, или 3,7 % ВВП.

Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.

На 2004 и 2005 гг. сначала планировался бюджетный профицит 1,5 % и 1,7 % ВВП соответственно, однако позже (в апреле 2003 г.) он был понижен до 0,6 % и 0,9 % ВВП.

Предложение денег

В современной рыночной экономике предложение денег Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерче­скими банками страны. Центральный банк выпускает в обраще­ние бумажные деньги разного достоинства и монеты.

Коммерче­ские банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссу­ды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количест­во денег, находящихся в обращении в экономике страны.

Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):

Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степе­ни ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрега­там, в Японии и Германии — по трем, в Англии и Франции — по двум.

Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссион­ный. Однако большинство экономистов считает, что подлинны­ми деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы.

Агрегат M1 называют день­гами в узком смысле слова. В развитых странах на долю метал­лических денег приходится 2—3 %, а бумажных денег — 25 % де­нежной массы М1.

Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике.

Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, — вы­соколиквидные финансовые активы.

Хотя они и не функциони­руют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги.

Поэтому цен­тральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учи­тывает их величину при регулировании денежного предложения.

Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду ком­мерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка.

Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предло­жение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1).

Если же тактическая цель центрального банка — стабилизация процент­ной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег бу­дет горизонтальной (Sm2).

Если же центральный банк не устанав­ливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение мас­штаба предложения денег по мере того, как растет норма процен­та, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).

Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактиче­ской цели, определяемой центральным банком страны.

Спрос на деньги

Спрос на деньги — количество денег, которое домохозяйства и фирмы хотят иметь в своем распоряжении в зависимости от номинального валового внутреннего продукта (ВВП в денежном выражении) и ставки ссудного процента.

Спрос на деньги скла­дывается из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.

Спрос на деньги для сделок (операционный спрос на деньги) — спрос со стороны домохозяйств и фирм для приоб­ретения товаров и услуг, расчетов по своим обязательствам. Операционный спрос на деньги зависит:

• от объема номинального валового внутреннего продукта: чем больше производится товаров и услуг, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных опе­раций;

• скорости обращения денег чем она больше, тем меньше лепет надо для торговых сделок и наоборот;

• уровня дохода в обществе: чем он выше, тем больше со­вершается сделок и тем больше требуется денег для совер­шения этих сделок;

• уровня цен: чем он выше, тем больше денег надо для осу­ществления торговых сделок.

С определенным упрощением можно сказать, что операцион­ный спрос на деньги изменяется пропорционально номинально­му валовому внутреннему продукту и не зависит от ставки ссуд­ного процента. График спроса на деньги для сделок Dm1 пред­ставлен на рисунке а и имеет вид вертикальной прямой.

Люди держат свои активы в форме наличных денег, акций и облигаций, сберегательных счетов, драгоценных металлов и т. д. Преимущество денег как актива состоит в их абсолютной лик­видности, в способности незамедлительного использования для приобретения товаров и осуществления платежей.

Кроме того, люди имеют деньги на случай непредвиденных обстоятельств. Спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос на деньги) зависит от процентных ставок. Причем зависимость об­ратная.

Чем выше процентные ставки, тем больше активов дер­жат в виде акций, облигаций и сберегательных счетов и меньше в форме наличных денет, И наоборот, чем ниже процентные ставки, тем больше своих активов, особенно финансовых, насе­ление держит в форме наличных денег.

Обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег, которое люди хотят иметь в качестве активов, показана на рисунке б, где Dm2 — спрос на деньги со стороны активов.

Совокупный спрос на деньги можно определить, суммировав спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны акти­вов: Dm = Dm1 + Dm2. Следовательно, совокупный спрос на деньги зависит от уровня номинальной процентной ставки и объема номинального ВНП.

График общего (совокупно) спроса на деньги Dm строится путем смещения по горизонтальной оси гра­фика спроса со стороны активов на величину, равную спросу на деньги для сделок (рисунок в).

Причем кривая совокупного спроса на деньги при высоких процентных ставках принимает почти вертикальную форму, так как все сбережения вкладыва­ются в этой ситуации в ценные бумаги, спрос на деньги ограни­чивается операционным спросом и уже не снижается при дельнейшем росте процентной ставки.



Источник: https://infopedia.su/16x11f30.html

Refpoeconom
Добавить комментарий