Виды бюджетного дефицита

Дефицит и профицит бюджета — причины возникновения, последствия и способы покрытия

Виды бюджетного дефицита

Основной целью государственной политики является поиск лучшего решения проблемы недостаточности средств бюджета и его сбалансированности. Реформы, происходящие в России, модифицировали функционирование бюджетной системы и отношения между властью разных уровней.

Сущность государственных средств

На основании документа госбюджета расшифровывается понятие основных объектов системы. Государственный бюджет в бумажном варианте представляет собой документ, состоящий из двух разделов. Доходная часть отражает приток, поступление в госказну налоговых платежей, сборов, прибыли государственных учреждений.

Расходы (роспись бюджета) устанавливают направления использования денег на финансирование задач и функции государства. На доходную часть влияет экономическая ситуация, налогообложение, а структура расходов изменяется в зависимости от потребностей, а также внутренней, социально-экономической обстановки.

Основные источники доходов Федерального бюджета:

  • Налоги и сборы.
  • Доходы от сдачи в аренду или продажи государственного имущества.
  • Деятельность организаций.
  • Внешнеэкономическая деятельность.
  • Дивиденды от акций.
  • Прочие поступления.

Расходование средств из бюджета направлено на исполнение государственных задач, обслуживание внешних и внутренних долговых обязательств, пополнение государственных запасов и резервов.

К расходам на исполнение государственных функций относятся федеральное и местное самоуправление, судебная власть, оборона страны, правоохранительная деятельность, расходы на культуру, искусство, образование, здравоохранение и другое. С помощью сокращения нерациональных затрат удалось прийти к положительным сдвигам расходов.

Способы формирования ресурсов:

  • Прямое участие в рыночных сделках.
  • Налогообложение.

В некоторых случаях государство, осуществляя производство в условиях монополии, хорошо реализует продукцию на рынке по заниженной стоимости. Госкомпании получают выручку, которая возмещает затраты и расширяет производство. Иногда для стимулирования потребления благ государство специально применяет цены, не покрывающие издержки.

Сниженные цены обеспечивают доступность предметов первой необходимости для граждан. В таком случае государственная убыточность оправдывается приоритетом простого перераспределения. Источником денежных средств является налогообложение коммерческих компаний.

Уравновешивание показателей системы

Бюджет является главной финансовой категорией, значимой частью финансов на уровне государства или муниципалитета. Чтобы посчитать его показатели, нужно владеть основной информацией и понимать принцип действия. Таким правом наделена Государственная дума. В этом документе отражается циклический характер развития общества.

Госбюджет — это значимый документ государства, в котором представлены финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. В нем определены потребности, которые необходимо покрыть за счет госказны, а также указывается размер предполагаемых поступлений извне. Бюджетная система регламентируется кодексом с одноименным названием.

Виды бюджета РФ:

  • Федеральный.
  • Субъектов (региональный, консолидированный).
  • Муниципальный (местный).

Бюджет страны должен быть сбалансирован, но по причине различных обстоятельств возникает ситуация дисбаланса. Может образоваться кризисная ситуация, когда доходы не покрывают необходимые расходы.

Общий размер предусмотренных расходов должен соответствовать поступлениям в бюджет, включая заимствованные финансы. Наличие недостаточности бюджетных средств не означает несбалансированности, если достигнуто равенство между расходами и поступлениями.

Сбалансированное состояние государственной казны и экономики страны является основой нормального функционирования органов управления, административно-территориальных отделений.

Например, если небольшая часть бюджетирования будет недостаточной и дефицитной, это приведет к задержке финансирования бюджетных учреждений, нарушению сроков выполнения заказов на государственной или местном уровне, возникновению проблем неплатежей.

Нелегко удается добиться уравновешивания доходной и расходной части. Если составление дефицитного бюджета неизбежно, для обеспечения его баланса привлекаются источники финансирования.

Приемы уравновешивания:

  • Установление предельных лимитов расходов.
  • Распределение доходов между бюджетами разных уровней, согласно распределению их полномочий.
  • Увеличение доходной части, поиск резервного финансирования, мониторинг.
  • Модернизация, планирование расходов, потенциально увеличивающих доходы.
  • Экономия.
  • Использование надежных заемных источников.

Важный потенциал представляет санкционирование расходной части. Это контроль со стороны казначейства за соблюдением лимитов обязательств.

Бюджетный дисбаланс

Когда в стране возникает превышение расходов над доходами, в бюджетной системе образуется дефицит. Если доходы превысили расходную часть, возникает профицит. Каждый показатель имеет особое значение и особенности.

Недостаточность финансирования

Слово «дефицит» в экономическом понимании означает недостаточность средств. К нему приводят не только внезапные ситуации, но также государственная политика.

Перед правительственными начальниками всегда стоит выбор и текущие приоритеты: накопить сумму или потребление, увеличить, усилить экономику и социальную справедливость.

Причины дефицита бюджета России:

  • Увеличение государственных расходов на фоне перестройки экономики, а также при необходимости развития промышленности.
  • Рост неоплаченного долга.
  • Снижение доходной части во время кризиса.
  • Чрезвычайные ситуации (катастрофы, война, стихии).
  • Неэффективность финансовой системы и налоговой политики страны.
  • Рост социальных программ без обеспечения средствами.
  • Коррупция.

Проблема снижения дефицита — очень серьезная, по разным причинам. Размер госрасходов огромен, эти обязательства накапливаются несколькими десятками лет, а многие не могут сократиться.

Сложным представляется поиск новых источников пополнения казны.

Увеличение налоговой нагрузки отрицательно сказывается на деловой активности, становятся частыми случаи криминализации экономики, в том числе уклонение от налогов, сокрытие налогового бремени и рост теневой экономики.

Виды бюджетного дефицита:

  • Случайный. Этот метод называется кассовым, определяется разницей поступления и расходования средств чаще всего в местном бюджете.
  • Действительный. Невосполняемое отставание увеличения доходной части от расходной.
  • Хронический. Повторяется ежегодно и считается результатом долгого кризиса в стране.
  • Временный. Продолжается короткое время, не является очень опасным для экономики. Образуется из-за случайных колебаний доходов и расходов.
  • Плановый. Предусмотрен нормативными актами РФ.
  • Внеплановый.
  • Первичный. Может существовать превышение расходов над поступлениями.
  • Вторичный. Присутствие расходов на процентное обслуживание существующего долга.

В мировой практике известны циклический и структурный дефицит. Первый вариант указывает на снижение деловой активности и снижение налоговых поступлений. Во втором случае при наличии уровня безработицы существует остаток бюджета. Необходимо заранее рассчитать последствия.

Сбалансирование бюджета — это равенство доходов и расходов страны, которое не всегда удается достичь.

Способы равенства

Для финансирования дефицитной ситуации используются разные методы, чаще всего денежные и долговые: неэмиссионное покрытие отрицательного остатка (внутренние и внешние займы), инфляционные методы (выпуск денег).

Главным инструментом является размещение долговых обязательств — облигаций, акций, предоставление банковского кредитования, займов в международных финансовых структурах.

Бюджетный дефицит также покрывается за счет печати новых денег, но это спасает только от увеличения внешнего долга, а также сопутствующих расходов. Инвестиционные потоки в экономику не снижаются, стимулируется совокупный спрос.

Часто используется секвестирование, которое представляет собой пропорциональное уменьшение всех расходов на конкретную дату. Используется с начала ввода и до конца бюджетного года.

Для покрытия недостаточности средств Правительство привлекает кредиты Центробанка. Это крайняя мера, в результате которой денежная масса национальной валюты увеличивается на сумму, не обеспеченную товарами и услугами.

В итоге растет инфляция, срывается нормальный механизм образования цен, что влечет падение национального курса. Отрицательным последствием является «эффект Тянзи». Смысл этого явления включает задачу в оттягивании налогоплательщиками уплаты налогов в госказну.

За время отсрочки деньги частично обесцениваются, налоговая нагрузка уменьшается, что сокращает доходы и усугубляет дефицит.

Источники покрытия долга:

  • Банковские кредиты и займы.
  • Государственные займы, осуществляемые эмиссией ценных бумаг.
  • Бюджетные кредиты.
  • Поступления от продажи госимущества (акции, доли, земля, объекты природопользования, драгоценные металлы).

В бюджетной системе всегда должен быть порядок и равенство. Ситуация в стране, когда формула «расходы больше доходов» опасна тем, что может приводить к инфляции. Бюджеты многих стран являются дефицитными. При ежегодном принятии бездефицитного бюджета ухудшаются колебания экономики за счет сокращения расходов и лишнего увеличения налогов.

Превышение доходов страны над расходами

Определение профицитного бюджета прямо противоположно дефициту. Превышение доходов бюджета над его расходами означает излишек средств в казне. Государство покрывает все внешние долговые обязательства, выплачивает пенсии, заработную плату, пособия, могут финансироваться важные сферы промышленности, обороны, здравоохранения и образования. При этом в стране остаются деньги.

Существуют хорошие и плохие стороны профицита госбюджета.

Негативные последствия проявляются снижением эффективности использования бюджетных средств, а также означают повышение экономической нагрузки. Избыток денег просто хранится, что приводит впоследствии к обесцениванию.

Снижается возможность производственных организаций, хозяйствующих субъектов, а также сопровождается эффективностью работы органов власти. Конкурентоспособность денег снижается из-за невовлечения всей массы средств в оборот, возрастает нагрузка на бизнес, потому что профицит часто формируется за счет высоких налогов.

Плюсы профицита:

  • Большее доверие экономики для потенциальных зарубежных инвесторов.
  • При возникновении чрезвычайных, непредвиденных ситуаций страна располагает запасом финансовых средств.
  • Создание, увеличение стабилизационного фонда, неприкосновенного запаса для погашения всех долгов.

Профицит возникает путем увеличения доходной части над расходными статьями. Законодатели понимают, что значит такая ситуация в стране, поэтому принимают правовые меры по запрету структуры бюджетной системы. Государство создает стабилизационный фонд, который расходуется на социальную сферу. Идеальным положением считается баланс между доходами и расходами.

Источник: https://nauka.club/finansy-i-kredit/defitsit-i-profitsit-byudzheta.html

1.2. Виды бюджетного дефицита

Виды бюджетного дефицита

В мировой практике в отличие от степеникорреляции различают следующие видыбюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. [1, с. 25]

Циклическийдефицит (излишек)государственного бюджета являетсярезультатом действия встроенныхстабилизаторов экономики.

«Встроенный»(автоматический) стабилизатор -экономический механизм, позволяющийснизить амплитуду циклических колебанийуровней занятости и выпуска, не прибегаяк частым изменениям экономическойполитики.

В качестве таких стабилизаторовв индустриальных странах обычно выступаютпрогрессивная система налогообложения,система государственных трансфертов(в том числе страхование по безработице)и система участия в прибылях.

Созданиеэффективных систем прогрессивногоналогообложения и страхования занятостиявляется первоочередной задачей дляпереходных экономик, где объективныесложности стабилизационной политикисочетаются с отсутствием адекватныхналоговых, кредитно-денежных и другихмеханизмов макроэкономическогоуправления.

Структурныйдефицит(излишек) государственного бюджета -разность между расходами и доходамибюджета в условиях полной занятости.

Циклический дефицит нередко оцениваетсякак разность между фактической величинойбюджетного дефицита и структурнымдефицитом.

Оценки структурного дефицитаиспользуются, в основном, в индустриальныхстранах, где размеры бюджетных дефицитовопределяются в большей степенициклическими колебаниями, а недискреционными мерами правительства.

Операционныйдефицит— общий дефицит государственного бюджетаза вычетом инфляционной части процентныхплатежей по обслуживанию государственногодолга.

Обслуживаниезадолженности (т.е. выплата процентовпо ней и постепенное погашение основнойсуммы долга — его амортизация) являетсяважной статьей государственных расходов.

Первичныйдефицит(излишек) государственного бюджета -разность между величиной общего дефицитаи всей суммой выплат по долгу. Наличиепервичного дефицита является факторомувеличения долгового бремени.

Квазифискальный(квазибюджетный) дефицит — существующийнаряду с измеряемым (официальным) скрытыйдефицит государственного бюджета,обусловленный квазифискальной(квазибюджетной) деятельностьюгосударства.

Квазифискальныеоперации включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд — т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных,промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

Прианализе взаимозависимости междустабилизирующей политикой государстваи состоянием его бюджета различают двесоставляющие бюджетного дефицита:структурный и циклический.

Структурныйдефицит – здесь подразумевается разностьмежду текущими государственнымирасходами и теми доходами государственногобюджета, которые поступили бы в него вусловиях полной занятости при существующейсистеме налогообложении.

Циклическийдефицит – разность между фактическимдефицитом и структурным.

Вовремя кризиса к структурному дефицитудобавляется циклический, во времяпроцветания структурный дефицитуменьшается на абсолютную величинуциклического. Фактический дефицит вовремя кризиса больше, а во время бумаполучается меньше структурного дефицита.

Таккак выплаты процентов по государственномудолгу являются первоочередной статьейрасходов государственного бюджета,существует еще один вид бюджетногодефицита: первичный.

Это общий дефицитгосударственного бюджета, уменьшенныйна сумму выплат процентов по государственномудолгу.

В странах, имеющих большойгосударственный долг, при отсутствиипервичного дефицита, нередко существуетобщий дефицит государственного бюджета.

Похарактеру возникновения можно выделитьслучайный (кассовый) и действительныйдефициты. Случайный дефицитбюджета, иначе называемый кассовым,возникает из-за кассовых (временных)разрывов в поступлении и расходованиисредств.

Обычно кассовым дефицитамподвержены те бюджеты, которые в высокойстепени зависят от одного источникадохода, или же те, в которых источникипоступлений имеют сезонный характер(например, поступления от земельногоналога, налога на имущество физическихлиц и ряда других налогов и сборов).

Ктаковым обычно относятся местные ирегиональные (в меньшей степени) бюджеты.

Действительныйдефицитв собственном смысле этого словавозникает не из-за случайной временнойзадержки поступлений доходов в бюджети опережающего график (роспись доходови расходов) производства расходов, а всвязи с постоянным наращиванием расходовиз бюджета и реальным отставанием отних доходов. Он обычно закладывается взаконе о бюджете на очередной финансовыйгод в качестве предельной величины, номожет быть ниже или выше нее в ходеисполнения бюджета.

Поотношению к плану различают плановыйи внеплановый дефициты бюджета.Внеплановый дефицит возникает из-занепредвиденного сокращения объемапоступлений доходов (падение цен нанефть и т.д.

) и увеличения расходов(войны, землетрясения, аварии, неурожаи,засуха, рост цен и т.п.) в отчетном году.

Если же не удастся сбалансировать бюджетза счет использования средств различныхрезервных фондов и проведения другихоперативных мероприятий, внеплановыйдефицит может пагубно отразиться находе выполнения социально-экономическихпрограмм.

Постепени постоянства объема дефицитабюджета можно выделить стабильные именяющиеся дефициты. Резкие колебаниядефицита за относительно короткийпромежуток времени свидетельствует офинансово-экономической нестабильности,отсутствии долгосрочной и единойбюджетной, налоговой и финансово-кредитнойполитики в стране.

Попродолжительности бюджетный дефицитможно подразделить на хронический(систематический) и временный. Хроническийдефицит возникает из года в год в течениедлительного периода времени и являетсянаиболее «трудноизлечимым».

Основнымипричинами его существования служатдлительный цикл экономического кризиса,долгие войны и чрезмерные расходы навойны, и чрезмерные расходы на военныецели в мирное время, чрезвычайныепроисшествия, дорогостоящие программы,растянутые на десятилетия без сроковокупаемости.

Вотличие от хронического временныйдефицит, продолжительность которогоможет быть равна нескольким месяцам,не является столь опасным и трудным дляпреодоления, так как в его основе лежатне глубокие кризисные явления в экономике,а ряд объективных и субъективных причин.Задача органов власти заключается внедопущении трансформации временногодефицита в хронический путем принятияоперативных решений по своевременнойликвидации предпосылок, причин ипоследствий дефицита.

Источник: https://studfile.net/preview/1491994/page:3/

Виды бюджетного дефицита

Виды бюджетного дефицита

1.3 Виды бюджетного дефицита

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

1)  Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

2)  Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3)  Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

4)  Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5)  Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит — общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга — его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит — существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1)  финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2)  накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд — т.н. «плохих долгов» (просроченных

долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3)  отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

1.4 Сущность государственного долга

Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран.

Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [2, с.

265] В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы — фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство экономистов.

Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов.

В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.

Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?

Снижение налогов, финансируемое правительством за счёт займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям.

Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производства и занятости.

Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала.

Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.

В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.

Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно.

Что одновременно повысится и темп инфляции.

Тяжёлое бремя последствий такого бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.

Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего.

Какую же реакцию может вызвать снижение налогов у думающих о будущем потребителей? Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем.

При снижении налогов, финансируемом за счёт роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.

Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим.

Следовательно, финансирование государственных расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов.

Эта точка зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, поскольку он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.

Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счёт долга снижение налогов не изменяет потребления.

Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений.

Национальные сбережения — сумма личных и государственных сбережений — остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

Однако из логики анализа равенства Рикардо не следует, что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов.

Предположим, например, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем.

Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление.

Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся.

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/165971/1

Понятие и виды бюджетного дефицита

Виды бюджетного дефицита

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит — это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит — это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.

Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит — это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис. 1.

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

G — государственные расходы;

Т — налоговые поступления; У — доход.

В точке Е — сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам (Т = G).

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. Итак, если Y = 0, то Т = 0; при Y = 1000 млрд. долл.

налоговые поступления, т. е. Т, составят: Y х 0,2 = 1000 млрд. долл. х 0,2 = 200 млрд. долл. Если доход составляет величину 1500 млрд. долл., то налоговые поступления будут 1500 млрд. долл. х 0,2 = 300 млрд.

долл. и т. д.

Допустим, фактический Y = 600 млрд. долл., то Т = 600 млрд. долл. х 0,2 = 120 млрд. долл.; при G = 200 млрд. долл. фактический бюджетный дефицит составит (Т — G) = 120 млрд. долл. — 200 млрд. долл. = -80 млрд. долл.).

Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд. долл., т. е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета: Т = 1200 х 0,2 = 240 млрд. долл.; G = 200; Т — G = 240 — 200 = 40 млрд. долл. (бюджетный профицит).

Каков же при этом циклический дефицит? Напомним, что он представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом. В нашем примере он составит: -80 — (+40) = -120.

Действительно, за счет чего фактический дефицит достигает величины -80, если в условиях полной занятости государственный бюджет сводился бы с профицитом? Очевидно, за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит и к снижению налоговых поступлений.

При анализе налогово-бюджетной политики и бюджетного дефицита важно обратить внимание на уже известный из предыдущего анализа подход «утечки — инъекции».

Ранее мы рассматривали равенство S («утечки») = I («инъекции»). При этом мы абстрагировались от тех «утечек» и «инъекций», которые связаны с фискальной политикой правительства.

Но, принимая во внимание, что государство осуществляет как государственные расходы, так и собирает налоги, мы можем применить и здесь подход «утечки — инъекции». К уже известным их видам присоединяются и некоторые другие, которые теперь мы будем принимать в расчет.

Итак, сбережения (S) и чистые налоги (T), т. е. налоги за вычетом трансфертов, — это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) — это «инъекции».

Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:

S + Т = I + G    (1)

Тогда S — I = G — Т , то есть положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G — Т).

Если представить это уравнение как

S = I + (G-T),    (2)

то, очевидно, увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций.

Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S не равно I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.

Как же финансируется бюджетный дефицит? Здесь можно провести аналогию с бюджетом отдельной семьи, или домашнего хозяйства. Если за какой-то период времени, например, за год, расходы домашнего хозяйства превысили его доходы, то налицо дефицит семейного бюджета. Как его покрыть? Можно продать часть имущества или занять деньги, т. е. прибегнуть к кредиту.

Домашнее хозяйство не может печатать деньги или облагать налогом своих соседей для финансирования своего дефицита. Но на макроэкономическом уровне правительство, столкнувшееся с проблемой бюджетного дефицита, имеет иные возможности для его покрытия.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-makroekonomike/ponyatie-i-vidi-biudzhetnogo-defitsita-1895

Refpoeconom
Добавить комментарий