Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции

Важнейшие направления антимонопольной политики, синтез монополии и конкуренции

Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции

Практика антимонопольной деятельности в США и других странах осуществляется в значительной мере по следующим четырем важнейшим направлениям:

  • 1) ограничение монополизации рынка;
  • 2) запрещение слияния конкурирующих компаний;
  • 3) запрещение установления монопольных цен;
  • 4) сохранение Рё поддержание конкуренции РІ ее цивилизованных формах.

Вместе с тем современные практика и антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижениях НТП, рост которого часто не под силу мелкому и даже крупному бизнесу, требует государственного участия.

Как правило, прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков:

  • 1) среди монополизированных предприятий;
  • 2) внутри монополий — между входящими РІ РЅРёС… предприятиями;
  • 3) между монополиями.

Особенности конкуренции и монополии в XXI в.:

  • 1) усиливается значимость Рё позитивные проявления внутримо-нополистической конкуренции;
  • 2) незначительная роль РІ конкуренции мелких, разрозненных самостоятельных собственников, которым РЅРµ РїРѕРґ силу использование достижений научно-технической революции Рё которые выполняют РїРѕ отношению Рє РєСЂСѓРїРЅРѕРјСѓ капиталу РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј вспомогательную роль.

На международном уровне в связи с глобализацией экономики проявилась необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных с развитием НТП, ориентирован на мощь национальных государств. Понадобилась разработка межнационального законодательства по антимонопольной политике, поскольку интернационализация экономических связей и производства требует правового урегулирования.

Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой — упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Представляется необходимым учет их при формировании рыночных механизмов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях.

В современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи между рыночными структурами.

Значительную часть продукции крупные и средние предприниматели производят по заказам, в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.

С другой стороны, наряду с горизонтальными, весьма активно развиваются вертикальные связи, идущие от государства к хозяйствующим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение.

Таким образом, в условиях достаточно развитых экономических и правовых систем сочетаются «организованные» и конкурирующие структуры, взаимодействуют механизмы монополии и конкуренции.

Основные термины и понятия

Акционерное общество — общество, интегрированный уставный капитал которого разделен на определенное число акций, распределяемых среди акционеров, которые не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Картель — форма объединения, при которой участники соглашения — собственники средств производства и продуктов производственной деятельности — договариваются о квотах — количестве производимой продукции, разделе рынков сбыта, уровне цен.

Конгломерат — крупное объединение промышленных, банковских и прочих структур, формируемое ради уменьшения риска убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний, имеющее высокий уровень децентрализации управления, «скрепленное» узами финансового и административного контроля.

Концерн — как правило, диверсифицированный (многоотраслевой) комплекс формально независимых предприятий различных сфер экономики — промышленных, банковских, торговых, транспортных и других, находящихся под финансовым контролем головной (держательской) холдинг-компании, сосредоточивающей у себя акции компании.

Корпорация — общество, объединение.

Монополия — исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что-либо.

Синдикат — объединение имеющих производственную самостоятельность участников, организующих совместный сбыт готовой продукции через специально созданную синдикатскую контору.

Трест — интегрирует собственность на средства производства и готовую продукцию, управление ими.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — сложные системы, предполагающие интеграцию на межотраслевом уровне промышленных, конструкторских, финансово-кредитных, торговых организаций с целью увеличения маневренности, получения сверхприбыли.

Холдинговая компания (от англ, holding — владеющий) — как правило, держательская компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления господства и контроля над ними с помощью системы участия.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Назовите основные черты рынка несовершенной конкуренции.
  • 2. Что представляет СЃРѕР±РѕР№ монополия?
  • 3. Определите содержание Рё формы естественной монополии.
  • 4. Охарактеризуйте содержание Рё формы искусственной монополии.
  • 5. Охарактеризуйте обусловленность Рё правовые РѕСЃРЅРѕРІС‹ легальной монополии.
  • 6. Каковы РІРёРґС‹ Рё механизм монопольных цен?
  • 7. Рассмотрите методологию монополии РІ СЃРІСЏР·РєРµ СЃ РґРІРѕСЏРєРѕР№ тенденцией развития РќРўРџ.
  • 8. Раскройте содержание методов экономического Рё внеэкономического соперничества.
  • 9. Назовите важнейшие формы монополистической конкуренции.
  • 10. Охарактеризуйте важнейшие современные монополистические структуры.
  • 11. Раскройте обусловленность антимонопольного законодательства, синтеза монополии Рё конкуренции.

Источник: http://google-referat.ru/314720/ekonomika/vazhneyshie_napravleniya_antimonopolnoy_politiki_sintez_monopolii_konkurentsii

Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и

Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции

Практика антимонопольной деятельности в США и других странах осуществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям: 1) ограничение монополизации рынка; 2) запрещение слияния конкурирующих компаний; 3) запрещение установления монопольных цен; 4) сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных фор-мах.

К началу 30-х гг.

XX в. в США проявились положительные результаты антимонопольной политики. Активную роль в экономике начала играть так называемая монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, которая предусматривает возможности реализации множества индивидуальных предпочтений при производстве продукта, его дифференциации. Важным фактором, дополняющим механизм, явился очень слабый контроль над ценами. Соответственно, в экономической теории активизировались исследования с обоснованием необходимости и форм сочетания совершенной и несовершенной конкуренции. Таким образом, 30-е гг. — это своего рода рубеж перехода от преимущественно однородных форм конкуренции — совершенной или несовершенной к сочетанию их не только в рамках национальной экономики, но и на уровне отдельных хозяйствующих структур. Соответственно экономической целесообразности — сочетания монополии и конкуренции, продолжается совершенствование антимонопольного законодательства. Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм сочетания совершенной и несовершенной конкуренции. 1. Монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, которая предполагает разделение различных видов продукции и услуг на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. Она позволяет учитывать как особенности различных производственных структур, так и различие условий реализации продукции. Это своеобразная достаточно эффективная форма сочетания совершенной и несовершенной конкуренции. 2. Достаточно эффективной формой сочетания совершенной и несовершенной конкуренции является олигополия, базирующаяся на господстве небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Например, крупнейшие автомобильные гиганты США — «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», с одной стороны, монополизировали рынок автомобилей в США, с другой — ориентируют потребителей на качество, предпочтительность каждой торговой марки. При этом «возможности кошелька» позволяют наиболее состоятельным покупателям приобретать уникальные, порой произведенные в единственном экземпляре товары высокого качества по высоким рыночным ценам. При установлении такого рода высоких цен монополии ориентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Соперничество ведется на базе технического превосходства, высокого качества, надежности изделий. Относительно слабые компании, не выдерживающие конкуренции, теряют позиции на рынке, как правило, поглощаются крупным бизнесом или «сотрудничают» с ним в качестве вспомогательных структур. Важным аспектом антимонопольного законодательства является запреще-ние слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и противодействуют не только открытым, но и «тайным» объединениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство (явилось основной причиной «антикартельной» политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все более переходили от открытых к тайным «джентльменским соглашениям», что также противоречит антимонопольной политике.

Чрезвычайно важное направление антимонопольной политики — цены.

Обеспечивавший длительное время монопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, маневрировавший монопольно высокими и монопольно низкими ценами, корректируется антимонопольным законодательством. С помощью антимонопольного законодательства правительства многих стран проводят активную «антидемпинговую» политику, направленную против 1 См.: Курс экономической теории / Под/ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 1994. С. 194. устранения крупным бизнесом более слабых соперников, запрещая снижение цен реализации товаров ниже издержек их производства, тем самым стимулируют жизнедеятельность более слабых конкурирующих структур. В целях развития конкуренции используются различные подходы и методы ценообразования. Главное — не дать возможности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключению их из производственного процесса. По отношению к крупным монополистическим структурам проводится довольно жесткая политика контроля над ценами, не позволяющая утаивать прибыли от налогообложения. Очень жесткий порядок ценообразования в области естественных монополий. Достаточно широкое распространение в современной западной экономике получили следующие три, во многом не либеральные, методы ценообразования в этой сфере: 1) метод предельных издержек — отражает необходимость установления монопольных цен на уровне предельных издержек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой — такая ориентация очень часто ведет к убыткам, необходимости субсидирования монополий за государственный счет; 2) метод средних издержек — предполагает, что вся прибыль монополиста, за исключением «нормальной», изымается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам государства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек; 3) метод установления потолка цен — важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимулирует развитие производства, обычно приводит к дефициту продукции. С учетом особенностей страны и требуемых объемов продукции государства выбирают наиболее предпочтительные, отвечающие специфике страны методы ценообразования. Представленные механизмы позитивно характеризуют государственную политику цен в области естественных монополий как отвечающую интересам общества, национальной экономики. Если монополистические структуры не по-лучат достаточной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет. Современные подходы к установлению эффективного уровня цен в области естественных монополий в нашей стране, представляется, также требуют ориентации на снижение затрат. Это явится основой и для соответствующей, отвечающей интересам национальной экономики, политики, проводимой на следующем этапе: «снижение затрат» — «снижение цен». Такая диалектика и такой принцип — необходимая основа перехода от «затратной» к «антизатратной» экономике. Итак, мы подошли к выводу, что современная практика и современное антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижениях научно-технического прогресса, которое не под силу мелкому, а иногда и крупному бизнесу, в особых случаях Требует государственного участия. Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков: 1) среди немонополизированных предприятий; 2) внутри монополий — между входящими в них предприятиями; 3) между монополиями. Подытожим тенденции конкуренцией монополии на современном эта-пе: • с одной стороны, проявляется необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-технического прогресса и др., требуют крупных капиталовложений, эффективны при государственном участии; • с другой, усиливается значимость и позитивные проявления конкуренции, как правило, на уровне монополистических союзов. Вместе с тем роль мелкого бизнеса в конкуренции невелика. Как правило, разрозненные мелкие самостоятельные собственники не в состоянии использовать достижения научно-технической революции, вынуждены по отношению к крупному капиталу выполнять в основном вспомогательную роль. В условиях интернационализации экономического развития появилась необходимость ориентации не только на национальные, но и общие — в глобальном масштабе, механизмы антимонопольной политики, что в целом отражает позитивные процессы мирохозяйственного развития. Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой — упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна необходимость учета их при формировании рыночных механизмов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях. Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направлениям деятельности. Все это является основой для формирования «организованного», «регули-руемого» рынка. Основными «регулирующими» и «контролирующими» рыночный механизм структурами выступают: • правовая система; • учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; • налоговая система; • органы финансовой, денежно-кредитной политики и др. Таким образом, через систему правовых норм, экономических инструментов и институтов государства устанавливают на рынке правила игры, «направляющие» и «организующие» рыночную систему. При этом акцент на конкретные инструменты и институты, право, государственные регуляторы весьма важен, поскольку ориентирует на структуры и механизмы, обеспечивающие эффективное «вписывание» рынка в систему национальной экономики, его развитие не по стихийному, а регулируемому «сценарию». Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельно-стью монополий, которые реализуют основную массу товаров по заказам. В определенной мере такой подход правомерен. Действительно, крупные монополии сегодня не производят продукт на неизвестный, не учтенный, не регулируемый рынок, имеет место ориентация на известного потребителя. Основная часть продукции монополий реализуется по договору, контракту, что породило название — контрактная экономика. Такая система взаимосвязей «организует» рынок конкретных товаров, что в целом играет позитивную роль, поскольку, практически, исключает произ-водство товаров на неизвестного потребителя (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Система взаимосвязей в контрактной экономике

Вместе с тем важно подчеркнуть способность монополии определенным образом «организовать» рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии «организовать» национальный рынок. Ее деятельность, напротив, может способствовать обострению противоречий между отдельными «организованными монополией» и «не организованными ею» рынками. Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы исходя из экономической необходимости и экономической целесообразности определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, ориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой. Предлагаемые «механизмы» не предполагают жесткого цен-трализованного управления из единого народнохозяйственного центра товарными потоками, это достаточно мобильные методы регулирования, сочетающие преимущества рыночного и государственного механизмов. В настоящее время во многих странах сформировалась особая «рыночная инфраструктура», включающая ассоциации, союзы потребителей, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т. д., в различных странах имеющая специфические формы. Согласно статусу их представители непосредственно занимаются проблемами взаимоотношений рыночных агентов. Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффектив-ность работы рыночных механизмов Итак, в современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизон-тальные связи между рыночными структурами. Значительную часть продукции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители. С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государства к хозяйствующим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение. Таким образом, в условиях достаточно развитых экономических и правовых систем сочетаются «организованные» и конкурирующие структуры, взаимодействуют механизмы монополии и конкуренции. В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый рынок. Имеет место регулируемый рынок. А что у нас? В конце 80-х — начале 90-х гг. в нашей стране был провозглашен переход к свободному рынку. В результате отсутствия четкой концепции рыночных преобразований и обоснованной правовой базы были разрушены многие предпринимательские структуры и взаимосвязи между ними, катастрофических размеров достигли инфляция, безработица. Достаточно большая часть цветных металлов, важных сырьевых источников по мизерным ценам ушла за рубеж, принеся колоссальные доходы имевшим доступ к ним и продававшим их лицам. Экономика страны была отброшена на десятки лет назад. Отсутствие обоснованной концепции и государственного регулирования привели к тем негативам, которые мы сегодня имеем. Источник: З.К. Океанова. Экономическая теория. Учебник. 2008

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/vajneyshie-napravleniya-antimonopolnoy-25330.html

Антимонопольная политика

Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции
Антимонопольная политика – это определенная направленность государственной деятельности к становлению и регулированию оптимальной конкуренции в рыночной системе.

Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности.

Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства.

В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией

Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

  • высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций;
  • удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля;
  • монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»;
  • контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства;
  • антимонопольная политика занимается эффективной политикой антистресса.

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл.

При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна.

Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.

С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.

Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».

С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

  • активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
  • разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
  • серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.

Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.

В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства.

Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию.

У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них.

Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/antimonopolnaya-politika.html

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции

     1. Роль монополий в современной рыночной экономике.

     1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования.

     1.2 Соотношение монополии и конкуренции

     2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.

     2.1.1 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.

     2.1.2 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

     2.2 Особенности антимонопольной политики в России.  

Введение

 

         Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

        В данной  работе я постараюсь  наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики и конкуренции в России, объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в России.

Главной задачей для меня являлось, изучить смысл понятия — несовершенная конкуренция, попытка рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его развития. Во время написания работы, я использовал научные книги, современную прессу, аналитические статьи и интернет-ресурсы.

Роль монополий в современной рыночной экономике

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, , выпускаемый продукт в известной степени уникален.

Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы.

В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).

Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Сущность монополий, цели и механизмы функционирования

Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру.

Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах.                                                           Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед.

он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2руб., поэтому предельный доход сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед.

, то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии.

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, будет произведено 14 тыс. ед. продукции.

Не произведенная монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены.

Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

1.4 Соотношение монополии и конкуренции

Особого рассмотрения требует соотношение  конкуренции  и  монополии  в

современной экономике. Конкуренция принадлежит к  основным  понятиям  рынка, то есть к таким, без которых он не  может  функционировать.  Можно  сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

      Конкурентный  рынок  предусматривает  наличие  неограниченного   числа

продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них  не  имеет  возможности влиять на цену.

Здесь также существует свободный,  беспрепятственный  доступ хозяйственных объектов к любому виду  деятельности,  наглядная  и  доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь  имеет место диктат  потребителя  над  производством.  Все  это  свидетельствует  о господстве свободной конкуренции.

      Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от  нее,  а  это  возможно  только  при  завоевании  монопольного положения.

      Монополия — это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”,  которая  характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно,  что  это полярно противоположная ситуация, где для  конкуренции  совсем  не  остается места.

      Конкуренции в конце прошлого столетия  нанесен  значительный  удар  со стороны   монополий.

   Стремительная   монополизация   хозяйственной   жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных  отношений,  возникла угроза  существования  конкуренции  как  таковой.

  Однако  общество   быстро оценило пагубность  такой  ситуации  и  своими  решительными  действиями  не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

      Современная  рыночная  экономика   характеризуется сосуществованием,

переплетением конкуренции и монополии. Очень  важной  является  проблема  их соотношения.  Можно  вести  речь  о  диалектическом  единстве  монополии   и конкуренции. К.

Маркс говорил: “В практической жизни мы  находим  не  только конкуренцию, монополию и их  антагонизм,  но  также и их  синтез,  который является  не  формулой,  а   движением.   Монополия   создает   конкуренцию, конкуренция создает монополию.

  Синтез  заключается  в  том,  что  монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает  в  конкурентную борьбу”. В таких условиях конкуренция перестает быть  единым  регулятором производства.

      Современный  хозяйственный  механизм  представляет  собой  объединение стихийного рыночного регулирования с  сознательным  управлением  со  стороны монополий и государства. Одну из его  основ  составляет  конкуренция,  но  в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

      Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:    

      1. Это  конкуренция,  которая  возникает  при  условиях  существования

монополистических образований,  соревнующихся  как  между  собой,  так  и  с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней  тон  задают  продавцы  и покупатели, которые имеют определенную  монопольную  власть  над  продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

      2.  Если  совершенная  конкуренция  происходила,  прежде   всего,   за

обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно  больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется  за  монополизацию  рынков сбыта,  источников   сырья,   результатов научно-технического   прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

      3.  Конкуренция  все  больше  перемещается  из  сферы  обращения,  где

происходит реализация товаров, в  сферу  непосредственного  производства,  с отраслевого  на  межотраслевой,  общехозяйственный  уровень.   Несовершенная конкуренция  основывается  прежде  всего   на нововведениях   в   средства

производства,  технологию,  которые  снижают  затраты  на  единицу   товара.

Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

      4. Значительно расширяется арсенал способов  такой борьбы.  Рядом с

ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие  способы.

Отличают три  основные  формы  конкурентной  борьбы:  ценовая,  неценовая  и неэкономическая  (нечестная).  Ценовая  конкуренция   —  это   соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на  товары и  услуги  без  существенного  изменения  их  ассортимента   или   качества.

Производители  используют  манипулирование  ценами,  теневые  цены,   тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция  —это завоевание конкурентного  преимущества  за  счет  лучшего  использования достижений научно-технического прогресса.

Здесь применяется продажа  товаров более высокого качества, предложение новых товаров  для  удовлетворения  тех же  потребностей,  оказание  большего  объема   услуг,   увеличение   сроков гарантийного  обслуживания,  лучшие   условия   выделения   потребительского кредита,  проведение рекламных кампаний  и   т.д.   И,   наконец,   широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы.  Это подкупы   служебных   лиц   для   улаживания   дел,   технический   шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

      Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует  качественно

новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка,  его  монопольный

характер. 

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Антимонопольное законодательство включает в себя законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г., «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г.

, «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., «О рекламе» от 18 июля 1996 г., «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14 апреля 1998 г. и др.

, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Монополия приводит к отрицательным последствиям для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений.

Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя.

Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Некачественная и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные случаи являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_68/osnovnye-napravleniya-antimonopolnoj-politiki-v/4812.386836.page1.html

Refpoeconom
Добавить комментарий