Валютная монополия государства

Валютная монополия государства

Валютная монополия государства

    В-четвёртых, в соответствии с п.3 ст. 2 ГК РФ «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Имущественные отношения, регулирующие оборот валютных ценностей, не основаны на властном подчинении. Это частно-правовые отношения, возникающие при обороте объектов гражданских прав. Юридическая природа данных правоотношений абсолютно иная по сравнению с бюджетными и налоговыми правоотношениями.

Стороны при заключении сделок с валютными ценностями (валютных операций) являются равными субъектами, обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью.

    В-пятых, закон о валютном регулировании должен определять не принципы осуществления валютных операций в РФ, а порядок совершения валютных операций в РФ.

    В-шестых, возможно осуществление валютных операций в РФ и без участия уполномоченных банков, что ранее мной уже было доказано.

    Высказывается точка зрения, что особенностью валютного законодательства является изложение основной массы норм в подзаконных актах, что обуславливает непостоянство и бессистемность правовой основы внешнеэкономической и валютной деятельности. Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов, ориентироваться в которых трудно даже специалистам.

    Мне представляется, что изложение основной массы норм в подзаконных актах является не особенностью, а недостатком действующего валютного и внешнеэкономического законодательства.

Действующий закон о валютном регулировании с той ролью, которая ему определена Гражданским кодексом РФ, не справляется, так как он содержит более двадцати отсылочных норм по тем вопросам, которые он и должен регулировать. Некоторые из действующих норм этого закона отменены Конституционным судом РФ.

Этот пробел в гражданском законодательстве Центральный банк РФ заполнил своими несистематизированными, противоречащими друг другу более чем трёмястами нормативными актами.

Для того чтобы разобраться в хаосе нормативных актов по вопросам валютного регулирования, исходящем от Центрального банка РФ, он издаёт в форме информационных сообщений обобщения практики их применения. В этих обобщениях практики применения своих же нормативных актов Центральный банк РФ в форме ответов на конкретные вопросы разъясняет то, как следует применять его нормативные акты.

1.2. Валютная политика

    Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.

    По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику.

    Текущая валютная политика направлена на оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д.

    Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.

    Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.

    Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит.

Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты.

Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.

    Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты.

При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

    Валютная политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

    Основным внешним фактором, формирующим валютную политику, является объективная потребность в интеграции российской национальной валюты в международную валютную систему в соответствии с реальным экономическим потенциалом Российской Федерации. Решение такой задачи будет способствовать повышению роли России в системе мировых хозяйственных связей и исключению дискриминации рубля как средства международных расчетов.

    Национальные хозяйства связаны цепью взаимных обязательств, и в этом смысле валютные отношения представляют собой ключевую форму международных экономических связей.

Данный факт предопределяет усиление тенденций к валютной интеграции экономически развитых стран по мере роста таких связей.

Наглядным примером проявления такой тенденции является создание Европейского валютного союза на базе евро.

    Очевидно, что Российская Федерация как часть мирового сообщества не может оставаться в стороне от этого процесса.

Концепция национальной безопасности РФ провозгласила стремление России к более широкой интеграции в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Движение Российской Федерации в направлении вступления во Всемирную торговую организацию, участие Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее — МВФ), Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития свидетельствуют о стремлении нашей страны играть активную роль в международных экономических отношениях. Однако такая роль предполагает не только ее участие в международных экономических и финансовых институтах, но и наличие в национальных экономике и законодательстве условий для включения российской валюты в международную валютную систему. Приоритетное значение в этом процессе следует признать за экономическими предпосылками, поскольку отмена законодательных ограничений в валютной сфере сама по себе не достаточна для появления у участников международных экономических отношений доверия к рублю и желания использовать его в международных расчетах.

    Доминирующим внутренним фактором, формирующим валютную политику государства, является относительная слабость рубля по отношению к ведущим мировым валютам, потребность в защите его покупательной способности на внутреннем валютном рынке как экономическими, так и административными мерами.

Проблема интеграции российской валюты в международную валютную систему может быть эффективно решена только при наличии твердых позиций рубля на внутреннем валютном рынке.

Задача укрепления рубля, как следует из Концепции национальной безопасности РФ, должна решаться путем создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

    Совокупность факторов, формирующих валютную политику, нашла свое отражение в валютном законодательстве РФ.

Так, согласно преамбуле Федерального закона № 173-ФЗ целью валютного законодательства РФ является обеспечение реализации единой государственной валютной, политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

    Очевидно, что цели валютной политики, сформулированные в валютном законодательстве РФ, преимущественно направлены на решение экономических задач. Таким образом, связка экономики, политики и права как естественной цепи взаимосвязанных социальных процессов наглядно отражается в нормах валютного права.

Необходимо отметить, что валютное право представляет собой совокупность основополагающих, общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю в области общественных отношений, возникающих по поводу валютных операций.

С этой точки зрения валютное право является проявлением и концентрированным выражением валютной политики государства, основополагающим образом обусловленной экономическими факторами.

    В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

    Диверсификации валютных резервов — политика государства, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и защиты их от валютных рисков.

    Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.

2.1. Структура механизма валютного регулирования:  правовые основы     

    Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.

    Существующая система нормативных правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение.

Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения.

Вне рамок существующей системы нормативных правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное законодательство».

Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). Механизм валютного регулирования можно представить на следующей схеме:       

Валютное  законодательствоРегулятивное  воздействие Валютные  отношения 
Акты  валютного законодательства (нормативный аспект)                           Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект)Валютное законодательство осуществляет регулятивное воздействие  на валютные отношения в форме  предписаний, дозволений и запретов, осуществления валютного контроля и возложения ответственности на субъекты валютных отношений за нарушение ими норм валютного законодательства       Субъекты валютных отношений                            Объекты валютных отношений                           Валютные операции

 

      
     Как видно из схемы, механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

    — валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

    — валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами; 
     — регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

    Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование.

Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего роль двигателя в данном механизме.

 
     Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме.

Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии.

Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 года валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п.»ж» ст.71).2 Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации.

Источник: https://www.freepapers.ru/60/valjutnaya-monopoliya-gosudarstva/1722.21192.list2.html

Понятие валюты и валютная монополия государства

Валютная монополия государства

валюта— денежные единицы, принятые государствами как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах;ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ — монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами. Валютная монополия-исключительное право социалистического государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими стране валютными фондами. В. м. неразрывно связана с монополией внешней торговли. Позволяет социалистическому государству планомерно осуществлять международные расчёты, концентрировать валютные ресурсы в государственных кредитных учреждениях, уполномоченных на проведение валютных операций, рационально использовать валютные ценности для развития социалистической экономики, ограждая её от конъюнктурных колебаний на валютных рынках, укреплять денежную систему страны и координировать планы развития народного хозяйства социалистических стран.

28. Валютные ценности и правила осуществления валютных операций: понятие, виды, уполномоченные органы, правовые основы.

Валютное регулирование – это установление государством порядка проведения валютных операций. Валютное регулирование осуществляется в рамках ЗРК “О валютном регулировании” от 24.12.96г.

Объектом валютного регулирования являются валютные ценности и операции с ними (валютные операции).

К валютным ценностям относят:

• 1. иностранную валюту;

• 2. ценные бумаги в иностранной валюте;

• 3. драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, осмий, родий, рутений) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и др. бытовых изделий, а также лома таких изделий. По законодательству РК к валютным ценностям относится лишь аффинированное золото в слитках).

• 4. природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг; за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. По законодательству РК природные драгоценные камни к числу валютных ценностей не относятся).

валютные операции:

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;

ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами;

В соответствии с законодательством РК к валютным операциямотносятся: 1. сделки, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; 2.

ввоз и пересылка в РК, вывоз и пересылка из РК валютных ценностей любым способом, сделки между резидентами и нерезидентами, связанные с переходом права собственности и иных прав на национальную валюту, также ценные бумаги и платежные инструменты, номинал или стоимость которых выражены в национальной валюте.

Законодательство РК делит все валютные операции на 2 вида :
1) текущие валютные операции

2) валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся краткосрочные и малозначительные операции (на срок менее 180 дней): — переводы для осуществления расчетов по экспортно-импортным сделкам, предусматривающим отсрочку платежа, либо авансовый платеж за товар, работы и услуги на срок не более 180 дней; предоставление и получение кредитов на срок не более 180 дней; перевод и получение дивидендов, вознаграждения и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и иным операциям; — переводы неторгового характера, включая гранты, переводы сумм наследства, заработной платы, пенсии, алиментов и другие;

— все иные валютные операции, не связанные с движением капитала.

К операциям, связанным с движением капитала, относятся долгосрочные и существенные операции (на срок свыше 180 дней): — осуществление инвестиций; — переводы для осуществления расчетов по сделкам, предусматривающим полную передачу исключительного права на объекты интеллектуальной собственности; — переводы в оплату имущественных прав на недвижимость; переводы для осуществления расчетов по экспортно-импортным сделкам, предусматривающим отсрочку платежа либо авансовый платеж за товары, работы, услуги на срок не более 180 дней; предоставление кредита на срок более 180 дней; — осуществление вкладов (депозитов) иностранных банков и иных финансовых операций, имеющих право осуществлять банковские операции по законодательству государств, в которых они зарегистрированы; международные переводы по сделкам, связанным с накоплением пенсионных активов; — международные переводы по договорам страхования и перестрахования накопительного характера.

Международные банковские платежи и переводы, осуществляемые для исполнения текущих операций между резидентами и нерезидентами, производятся уполномоченными банками без ограничений.

Эти же платежи, но осуществляемые для исполнения операций, связанных с движением капитала (т.е. второй вид валютных операций), осуществляется в порядке, установленном Национальным банком РК.
В этом основное различие между текущими валютными операциями и операциями, связанными с движением капитала.

Валютное законодательство различает 2 вида субъектов валютных отношений: резидентов и нерезидентов.
Резидентами
являются: а) физические лица, имеющие место жительства в РК, в т.ч.

временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе РК за ее пределами; б) все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, с местом нахождения в республике;

в) дипломатические, торговые и иные офиц. представительства РК, находящиеся за ее пределами.


Нерезиденты
— все остальные юридические и физические лица, не указанные в понятии «резиденты».

а) физ. лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РК, в т.ч. временно находящиеся в РК;

б) иностранные юридические лица, находящиеся за границей;
в) находящиеся на территории РК иностранные дипломатические и иные офиц. представительства, а также международные организации
и т.д.

Основными правовыми формами валютного регулирования являются: а) издание норм.

правовых актов (значительное количество занимают акты Национального Банка Республики Казахстан);

б) издание индивидуально-правовых актов (например, выдача разрешения определенному лицу права на совершение валютной операции).

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 24; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/2-47931.html

Refpoeconom
Добавить комментарий