В этом случае из- держки общества намного превышают выгоды компании, загрязняющей окружаю- щую среду. Следовательно, правительство

Внешние эффекты

В этом случае из- держки общества намного превышают выгоды компании, загрязняющей окружаю- щую среду. Следовательно, правительство

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Внешние эффекты и рыночная эффективность
  • 2. Частные решения проблемы внешних эффектов
  • 3. Политическое решение проблем внешних эффектов
  • Литература

1. fВнешние эффекты и рыночная эффективность

Приведенные примеры внешних эффектов позволяют сделать общий вывод:

Отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе производства или потребления, подталкивают рынки к производству большего объема товаров, чем это желательно для общества. Положительные экстерналии, возникающие в результате производства или потребления, приводят рынки к производству меньшего объема товаров, чем это желательно для общества.

Чтобы решить эту проблему, правительство имеет возможность интернализировать внешние эффекты с помощью налогообложения товаров, производство или потребление которых приводят к отрицательным внешним эффектам, и субсидирования товаров, производство или потребление которых приводят к положительным экстерналиям.

2. Частные решения проблемы внешних эффектов

Область применения частных решений. Несмотря на логику теоремы Коуза, экономическим агентам нередко не удается самостоятельно решить проблемы, вызванные внешними эффектами.

Эта теорема имеет свою область применения, она справедлива только для тех случаев, когда заинтересованные стороны не имеют проблем с достижением соглашения.

Между тем в реальной жизни субъекты рынка далеко не всегда заключают сделки даже в тех случаях, когда обоюдовыгодное соглашение вполне возможно.

Иногда заинтересованным сторонам не удается решить проблему, связанную с внешними эффектами, из-за издержек по заключению сделки, затрат сторон в процессе достижения соглашения. Если выгода от решения проблемы экстерналий меньше, чем издержки ведения переговоров, стороны могут оставить попытки поиска решения.

Издержки заключения сделки — это расходы, связанные с оплатой услуг юристов, которые требуются для составления проекта контракта и его заключения. Достичь эффективного соглашения особенно трудно, когда число заинтересованных сторон велико, так как ведение переговоров со всеми заинтересованными участниками обходится слишком дорого.

Рассмотрим фабрику, которая загрязняет воду в близлежащем озере. Загрязнение приводит к отрицательному побочному эффекту для местных рыбаков. По теореме Коуза загрязнение неэффективно, следовательно, фабрика и рыболовы имеют возможность заключить договор, по которому рыбаки будут платить фабрике за то, что она сократит выбросы отходов производства.

Однако если число рыбаков велико, организовать их и заключить сделку с фабрикой почти невозможно.

Если заключить соглашение не представляется возможным, на помощь приходит правительство. В этом примере правительство может действовать от имени рыбаков.

3. Политическое решение проблем внешних эффектов

  • Понятие внешних эффектов в экономической теории. Внешние эффекты как факторы несовершенства рыночной экономики. Примеры положительных внешних эффектов. Справедливое распределение ресурсов. Государственное регулирование отрицательных внешних эффектов.курсовая работа [283,4 K], добавлен 23.04.2015

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/economy/00061117_0.html

Финансы

В этом случае из- держки общества намного превышают выгоды компании, загрязняющей окружаю- щую среду. Следовательно, правительство

Чтобы убедиться в справедливости теоремы Коуза, рассмотрим пример. Предположим, что у Дика есть собака по кличке Спот. Спот лает и мешает Джейн, соседке Дика. Дик извлекает выгоду из того, что держит собаку, которая создает отрицательный внешний эффект для Джейн. Должен ли Дик побить Спота и заставить его замолчать или Джейн должна страдать из-за несдержанности Спота?

Рассмотрим вопрос о социально эффективном результате.

Плановик-социолог, рассматривающий альтернативы, сравнит выгоду, которую Дик получает от того, что держит собаку, с издержками, которые несет Джейн из-за ее лая.

Если выгода превышает издержки, эффективность состоит в том, что Дик держит собаку, а Джейн продолжает слушать ее лай. Если же издержки превышают выгоду, Дику придется избавиться от «верного друга человека».

По теореме Коуза, частный рьшок самостоятельно достигнет эффективного результата. Как? Джейн просто предлагает заплатить Дику определенную сумму за то. чтобы он расстался с собакой. Дик примет предложение, если сумма.денег, которую предлагает Джейн, больше, чем выгода, которую он получает от содержания Спота.

Придя к согласию о цене. Дик и Джейн всегда могут достичь эффективного результата. Например, предположим, что Дик получает выгоду от содержания собаки в размере $ 500, а Джейн несет издержки в размере $ 800. В этом случае Джейн может предложить Дику $ 600, чтобы он избавился от собаки, а Джек его примет. Обе стороны выигрывают, желаемый эффективный результат достигнут.

Возможно, конечно, что Джейн не хочет или не в состоянии предложить цену, которая устроит Дика. Например, предположим, что Дик получает выгоду от содержания собаки в размере $ 1000, а Джейн несет издержки от лая в размере $ 800.

В этом случае Дик откажется от любого предложения меньше $ 1000, в то время как Джейн не предложит сумму, большую $ 800. Следовательно, Дик будет продолжать держать собаку.

Тем не менее при данных издержках и выгодах этот результат вполне эффективен.

До сих мы предполагали, что у Дика есть законное право держать лающую собаку. Другими словами. Дик имеет полное право держать Спота до тех пор. пока Джейн не заплатит ему достаточную сумму, которая заставит его добровольно отказаться от собаки. С другой стороны, как скажется на результате наличие у Джейн законного права на покой и тишину?

По теореме Коуза, первоначальное распределение прав не зависит от способности рынка достигать эффективного результата. Например, предположим, что Джейн имеет возможность на законных основаниях заставить Дика избавиться от собаки.

Хотя это право является преимуществом Джейн, оно, вероятно, не изменит результат. В этом случае Дик может предложить Джейн заплатить, чтобы она разрешила ему держать собаку.

Если выгода от содержания собаки для Дика превышает издержки лая для Джейн, то Дик и Джейн заключат сделку и Дик будет спокойно содержать собаку.

Хотя Дик и Джейн могут достичь эффективного результата независимо от первоначального распределения прав, его нельзя не учитывать. Именно исходные права детерминируют распределение экономического благосостояния.

Наличие у Дика права на лающую собаку или у Джейн — права на тишину и покой определяет сторону, которая должна заплатить наличными при заключении окончательного соглашения. Но в любом случае обе стороны имеют возможность договориться и решить проблему, связанную с внешним эффектом.

Дик будет держать собаку, только если его выгода превышает издержки.

Сделаем вывод: теорема Коуза утверждает, что отдельные экономические агенты имеют возможность самостоятельно решить проблему, связанную с вьешними эффектами. Каким бы ни было первоначальное распределение прав, заинтересованные стороны всегда могут заключить взаимовыгодную сделк:. и достичь эффективного результата.

Область применения частных решений

Несмотря на логику теоремы Коуза, экономическим агентам нередко не удается самостоятельно решить проблемы, вызванные внешними эффектами.

Теорема Коуза справедлива только для тех случаев, когда заинтересованные стороны не имеют проблем с достижением соглашения.

Тем не менее в реальной жизни субъекты рынка далеко не всегда заключают сделки даже в тех случаях, когда обоюдовыгодное соглашение вполне возможно.

Иногда заинтересованным сторонам не удается решить проблему, связанную с внешними эффектами, из-за издержек по заключению сделки, затрат сторон в процессе достижения соглашения. Представьте, что в нашем примере Дик и Джейн говорят на разных языках. Чтобы достичь соглашения, им придется нанять переводчика.

Если выгода от решения проблемы с ночным лаем собаки меньше, чем стоимость услуг переводчика, Дик и Джейн могут оставить попытки поиска решения.

В более реалистичных примерах издержки заключения сделки — это расходы, связанные с оплатой услуг не переводчика, а юристов, которые требуются для составления проекта контракта и его заключения.

В другое время договор может быть просто нарушен. Войны и забастовки показывают, что достижение соглашения может быть весьма сложным, а неудача — обходится слишком дорого. Часто проблема состоит в том, что каждая из сторон старается заключить как можно более выгодную для себя сделку.

Например, предположим, что содержание собаки приносит Дику блага, оцениваемые им в $ 500, а Джейн несет издержки от лая в размере $ 800. Если Джейн заплатит Дику за то, чтобы он избавился от собаки, стороны получат эффективный результат, но сумма, в которой он выразится, может быть разной. Дик может потребовать $ 750, а Джейн предложит только $ 550.

Пока они не договорятся о цене, результат остается неэффективным.

Достичь эффективного соглашения особенно трудно, когда число заинтересованных сторон велико, так как ведение переговоров со всеми заинтересованными участниками обходится слишком дорого. Рассмотрим фабрику, которая загрязняет воду в близлежащем озере.

Загрязнение приводит к отрицательному побочному эффекту для местных рыбаков. По теореме Коуза, загрязнение неэффективно, следовательно, фабрика и рыболовы имеют возможность заключить договор, по которому рыбаки будут платить фабрике за то, что она сократит выбросы отходов производства.

Однако если число рыбаков велико, организовать их и заключить сделку с фабрикой почти невозможно.

Если заключить частную сделку не представляется возможным, на помощь приходит правительство. Правительство — это институт совершения коллективных действий.

В этом примере правительство может действовать от имени рыбаков, даже если любители рыбной ловли считают свое выступление нерациональным.

Ниже мы рассмотрим, как правительство может попытаться решить проблему, связанную с внешними эффектами.

Издержки по заключению сделки (трансакционные издержки) —

издержки, которые несут стороны в процессе достижения и выполнения соглашения.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Приведите пример частного решения проблемы, связанной с внешним эффектом. Что такое теорема Коуза? Почему экономические агенты иногда не имеют возможности решить проблемы, вызванные влиянием внешних эффектов?

Политическое решение проблем внешних эффектов

Если экстерналии приводят рынок к неэффективному распределению ресурсов, правительство может отреагировать на это одним из двух способов. Командно-контрольная политика прямо регулирует поведение субъектов рынка. Рыночно ориентированная политика стимулирует частные фирмы к самостоятельному решению проблемы.

Регулирование

Правительство решает проблемы, связанные с внешними эффектами, либо прямым запрещением, либо требованием определенного поведения. Например, попадание ядовитых химических веществ в водозабор — преступление.

В этом случае издержки общества намного превышают выгоды компании, загрязняющей окружающую среду. Следовательно, правительство проводит командно-контродьную политику, которая ставит вне закона подобные действия.

В большинстве случаев загрязнения ситуация не так проста. Хотя цели, объявленные некоторыми защитниками окружающей среды, предусматривают запрет любой отрицательно воздействующей на природу деятельности, вряд ли они достижимы. Так, все виды транспорта — даже лошади — производят нежелательные внешние продукты.

Но разумен ли запрет на передвижение по местности с использованием лошадей, собак, оленей или автомобилей? Обществу необходимо взвесить все издержки и выгоды, чтобы определить виды и нормы допустимых промышленных и бытовых выбросов.

В США данная функция поручена Агентству по защите окружающей среды (АЗОС) — правительственному учреждению, задача которого состоит в разработке и осуществлении регулирования мероприятий, направленных на защиту природы.

Регулирование охраны окружающей среды принимает разные формы. АЗОС устанавливает максимальный уровень загрязнения, требует, чтобы фирмы использовали определенную технологию для уменьшения количества выбросов.

Чтобы разработать разумные правила, правительственным служащим необходимо разбираться в технологии работы определенных отраслей и возможностях использования альтернативных технологий.

Однако получить такую информацию правительственным чиновникам весьма непросто.

Налог Пигу —

налог, вводимый с целью регулирования отрицательных внешних эффектов.

Налоги Пигу и субсидии

Другой способ регулирования поведения субъектов рьшка правительством — экономические программы, призванные объединить частные стимулы и социальную эффективность.

Как мы видели ранее, правительство имеет возможность интернализировать внешние эффекты с помощью налогообложения деятельности которая приводит к отрицательным экстерналиям, и субсидирования деятельности сопровождающейся положительными внешними эффектами.

Налоги, вводимые для корректировки воздействия отрицательных внешних эффектов, называются налогами Пигу (экономист Артур Пигу (1877-1959) одним из первых предложил данный вид регулирования экстерналий).

Экономисты обычно в качестве способа решения проблем загрязнения отдают предпочтение налогам Пигу, которые позволяют снизить уровень вредных выбросов с меньшими общественными издержкамии. Рассмотрим пример.

Предположим, что два завода — целлюлозно-бумажный и сталелитейный — сбрасывают в реку по 500 т отходов ежегодно.

АЗОС решает, что необходимо снизить объем выбросов, и рассматривает два возможных решения:

• Регулирование: АЗОС предписывает каждому заводу сократить объем отходов до 300 т в год.

• Налог Пигу: АЗОС принимает решение о взимании с каждого предприятия налога в размере $ 50 тыс., за каждую тонну выбросов.

В первом случае Агентство диктует субъектам рынка свои условия, а во втором — экономически стимулирует владельцев заводов к сокращению уровня выбросов. Как вы думаете, какое решение лучше?

Источник: http://yax.su/finlab/ir122/68/index.shtml

Общественные издержки загрязнения окружающей среды — Энциклопедия по экономике

В этом случае из- держки общества намного превышают выгоды компании, загрязняющей окружаю- щую среду. Следовательно, правительство
Общественные издержки загрязнения окружающей среды 235
 [c.478]

В нашем примере производство каждой единицы продукции означает сброс некоторого количества сточных вод.

Следовательно, обращаем ли мы внимание на загрязнение окружающей среды одной фирмой или всей отраслью, экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишком большой сброс сточных вод в реку. Но причина этой неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена PI на рис. 17.

1Ь слишком низка — она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р уровень объема производства на сталелитейных фирмах будет эффективным.
 [c.491]

В Филадельфии сокращение выбросов привело к повышению издержек на переход отопительных систем с угля и нефти на газ для выполнения стандартов по качеству воздуха. Стоимость оборудования для контроля за выбросами также следует причислить к издержкам на обеспечение эффективного использования топлива. Рис. 17.7 показывает предельные общественные издержки от загрязнения окружающей среды и предельные издержки фирмы на сокращение выбросов. Отметим, что кривая предельных из-
 [c.502]

Сбои рыночного механизма переливы и общественные блага. В условиях конкуренции каждый производитель исходит только из тех издержек, которые он обязан оплатить.

Это вполне естественно предполагает, что в некоторых сферах производства возникают весьма значительные издержки, которых производители могут избежать и в самом деле избегают обычно это связано с загрязнением окружающей среды.

Вспомните из главы 5, что эти издержки, от которых бегут предприниматели, ложатся на плечи общества и метко названы побочными издержками, или издержками перелива .

С другой стороны, потребление некоторых товаров и услуг, например таких широко распространенных, как образование и прививки от кори и свинки, приносит удовлетворение, или выгоды, всему обществу. Удовлетворение таких потребностей называют побочными выгодами, или выгодами перелива .
 [c.527]

Нечто подобнее связано с экологизацией экономики. В стране, не имеющей законов о защите окружающей среды, фирма-альтруист, очищающая вредные отходы производства, может обанкротиться, потому что будет нести большие издержки производства, чем ее конкурент.

Но даже если фирмы договорятся о допустимом уровне загрязненности, что достаточно сложно, конкурентный механизм не приведет к лучшему результату для общества и в итоге потребуется вмешательство общественности, способной ограничить загрязнение окружающей среды.
 [c.

245]

Для того чтобы в этом убедиться, необходимо сопоставить содержание понятия экономический ущерб от загрязнения» со смыслом экономических оценок ущерба, получаемых в результате расчетов по формулам /2/.

Определение понятия экономический ущерб от загрязнения» в /2/ основывалось на концепции экономического ущерба, излагавшейся в ряде работ. Так, К. Г.

Гофман, говоря о масштабе и характере воздействия техногенных выбросов на эффективность общественного производства считал, объективно необходимым вычленение в составе общественно необходимых затрат особой компоненты, которую можно назвать издержками загрязнения (наряду с издержками производства и распределения продукции) » /3/. К этим издержкам относились, ,… затраты на 1) снижение выбросов в окружающую среду. .. 2) компенсацию негативных социальных последствий выбросов, поступивших в окружающую среду. .. 3) возмещение потерь сырья и продуктов с отходящими газами и сточными водами» /3/. В соответствии с таким делением Гофман определял затраты первого вида как издержки предотвращения загрязнения, затраты второго вида как издержки компенсации негативных социальных последствий загрязнения окружающей среды и затраты третьего вида как издержки компенсации сырьевых потерь /3/.
 [c.86]

По своему содержанию экономический ущерб от загрязнения окружающей среды представляет собой экологическую составляющую общественно необходимых затрат, т.е.

издержки общества, вызванные отрицательным воздействием хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды, здоровье населения, а также различные элементы производства и потребления продукции.

В значительной мере это издержки, связанные с влиянием загрязнения окружающей среды на здоровье людей (недополучение национального дохода, дополнительные затраты на лечение и профилактику болезней, выплаты по нетрудоспособности, приобретение экологически благоприятных продуктов питания и т.д.). Сюда относятся также дополнительные затраты на компенсацию интенсивного износа основных производственных фондов промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и обусловленные этим различные
 [c.140]

Внешние эффекты — факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микроуровне внешние эффекты могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах.

Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы.

Пример положительного внешнего эффекта фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Наиболее важным примером внешних затрат, которые несет общество, является загрязнение окружающей среды.

Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания человечество.

Ухудшение экологической ситуации привело к необходимости осуществления жестких регламентирующих мер со стороны государства, так как только оно способно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
 [c.44]

В ряде стран для того, чтобы учесть общественные издержки, производства, которые связаны с загрязнением окружающей среды, облагаются налогом. В этом случае очищенные от налогов стоимостные оценки более томно отражают социальную ценность этого производства.
 [c.49]

Эффективный объем выбросов в 12 единиц находится в точке Е, где предельные общественные издержки от загрязнения воздуха в 3 долл. равны предельным издержкам на сокращение объемов выбросов. В точке Е расходы фирмы на снижение объемов выбросов и издержки на охрану окружающей среды минимальны.

Отметим, что если выбросы ниже Е, скажем Е0, предельные издержки на снижение объема выбросов (7 долл.) выше, чем предельные общественные издержки (2 долл.), и поэтому выбросы невелики. Однако если уровень выбросов находится на EI, предельные общественные издержки (4 долл.) больше предельных издержек на сокращение выбросов (1 долл.

) и объем выбросов увеличивается.
 [c.495]

Рассмотрим фирму, которая реализует свою продукцию на конкурентном рынке. Фирма выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества, отравляющие воздух. Фирма может сократить количество вредных выбросов, но только при определенных затратах. Это показано на рис. 17.3. Горизонтальная ось представляет собой уровень выброса вредных веществ.

Уровень выброса в 26 единиц соответствует объему производства фирмы, максимизирующему прибыль. Кривая MS представляет собой предельные общественные издержки от загрязнения воздуха. Кривая общественных издержек отражает загрязнение окружающей среды, связанное с заводскими выбросами, и, следовательно, она совпадает с кривой МЕС, описанной выше.

Кривая MS имеет наклон вверх, потому что предельные
 [c.494]

КОУЗА ТЕОРЕМА (Коаза, Коуэйса) [ oase s theorem] — концепция Р. Коуза (никогда, впрочем, не сформулированная им строго в качестве теоремы), касающаяся взаимоотношений между экономическими объектами, подвергающими других и подвергающимися внешним воздействиям (см. Внешние эффекты). Если под внешними издержками понимаются издержки, связанные, напр.

, с загрязнением окружающей среды, то, согласно К.т., при четком определении прав собственности сторон они могут прийти к взаимоприемлемому соглашению о возмещении убытков или ином перераспределении ресурсов и это может снять вопрос о т.н. общественных издержках загрязнения среды.

(Однако достижение и реализация соглашения потребует определенных трансакционных издержек.)
 [c.156]

Экономисты считают, что некоторые защитники окружающей среды вредят сами себе, отказываясь мыслить экономическими категориями. Чистая окружающая среда так же хороша, как и другие товары. Фактически это роскошь только богатые страны могут позволить себе иметь качественную окружающую среду и, следовательно, вводят жесткие стандарты ее охраны.

Как и спрос на большинство товаров, спрос на чистый воздух и воду чувствителен к цене. Чем ниже цена защиты окружающей среды, тем больше общественность будет заниматься ее охраной.

Экономический подход использования разрешений на загрязнение и налогов Пигу уменьшает издержки защиты окружающей среды следовательно, он должен увеличивать общественный спрос на чистую окружающую среду.
 [c.234]

Налоги неизбежны, ибо граждане ожидают, что именно правительство обе -печит их определенными товарами и услугами. В двух последних главах мь рассматривали один из Десяти принципов экономике правительство иног . имеет возможность улучшить результаты деятельности рынка (гл. 1).

Когда де тельность правительства направлена на смягчение внешних эффектов (наприме загрязнения окружающей среды), предоставление общественных благ (таких г. национальная оборона) или регулирование использования общих ресурсов ( рыбы в общественном озере), она увеличивает экономическое благосостоя Впрочем, любые выгоды связаны с определенными издержками.

Для того чт правительство выполняло эти и многие другие функции, ему необходимы на. i вые поступления.
 [c.254]

А. Питу впервые в 1920-е годы обратил внимание на то, что от загрязнения окружающей среды страдает общество, которое берет на себя расходы на восстановление нарушенной окружающей среды, своего здоровья, падающей производительности труда. Для фирмы-производителя и загрязнителя окружающей среды — это внешние для нее издержки.

Пигу предложил, чтобы общество заставило фирму-загрязнителя интернализировать (ввести в себестоимость продукции) эти внешние издержки путем уплаты налога на загрязнение.

Такой налог повышает стоимость произведенной продукции на величину внешних издержек от загрязнения, так что предельная стоимость произведенной продукции для частной компании теперь равняется ее предельной стоимости для общества.

Таким образом, фирма оказывается полностью информированной о полных общественных издержках ее функционирования, и должна либо снижать объем производства либо переходить на более экологичную технологию. А жертва загрязнения — общество получает справедливое возмещение за нанесенный ущерб и повышает свое благосостояние.
 [c.584]

Источник: https://economy-ru.info/info/20640/

Refpoeconom
Добавить комментарий