Улучшение инвестиционного климата

О путях улучшения инвестиционного климата российских регионов (мухетдинова н.м., 2013)

Улучшение инвестиционного климата

Проблема увеличения притока отечественных и зарубежных инвестиций в российскую экономику остается актуальной на протяжении постсоветских десятилетий.

В условиях дефицита федерального бюджета последних лет государство в значительной мере сделало ставку на приток частных инвестиций.

Мировой опыт показывает, что для частных инвесторов главным ориентиром в выборе места приложения капитала выступает состояние инвестиционного климата. В России, несмотря на происходящие позитивные изменения, он недостаточно благоприятен для бизнеса.

Ключевые задачи улучшения инвестиционного климата определены в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2013 год [3]. Продолжается совершенствование законодательства. В конце 2012 г.

внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ о формировании региональных инвестиционных фондов, принят в первом чтении и дорабатывается проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании».

Началась реализация первых утвержденных Правительством России «дорожных карт», содержащих системные меры в области строительства, энергетической инфраструктуры, поддержки несырьевого экспорта и таможенного администрирования.

Улучшение инвестиционного климата путем внедрения Стандарта АСИ

Инвестиционный климат в регионах по ряду объективных и субъективных причин различается значительно. Большую роль в его улучшении играют сами регионы, во многих из которых созданы действенные инструменты повышения инвестиционной привлекательности.

В ряде пилотных регионов (Республика Татарстан, Пермский край, Свердловская, Калужская, Липецкая, Ульяновская области) внедряется Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанный Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) [2].

Он включает 15 базовых требований к региональным властям по улучшению их бизнес-среды, в том числе утверждение инвестиционной стратегии и меморандума; принятие законов о защите прав и механизмах поддержки инвесторов и оценке регулирующего воздействия; создание совета по улучшению инвестиционного климата и структур по привлечению инвестиций и профессиональной подготовке кадров и др.

Опыт пилотных регионов показывает, что они позитивно восприняли требования Стандарта и считают полезным расширить масштабы его внедрения на другие субъекты Федерации. Реализация Стандарта обеспечит создание своего рода инвестиционной карты России, позволяющей инвесторам выявить территории наиболее выгодного создания производств, а также формы и размеры возможной государственной поддержки.

Помимо совершенствования процедур привлечения инвестиций, необходимо использовать и другие пути улучшения инвестиционного климата.

В регионах накоплен ряд сложных проблем и подход к их решению должен быть комплексным, что подчеркивалось на специальном заседании Государственного совета при Президенте России 27 декабря 2012 г. [4].

На первый план представители регионов справедливо выдвигают необходимость совершенствования финансово-бюджетной политики и системы межбюджетных отношений.

Пути изменения финансово-бюджетных отношений Центра и регионов для улучшения инвестиционного климата

Эксперты отмечают диспропорциональность российской системы публичных финансов, которая формируется из-за изъятия части экспортных доходов сырьевого сектора и их направления в резервные фонды [5]. С 2013 г. она еще более усиливается введением на федеральном уровне «бюджетного правила».

Усилия федеральных властей сосредоточены на создании «подушки безопасности» в случае падения нефтяных цен: в бюджете 2013−2015 гг. предусмотрено более интенсивное накопление изымаемых средств в резервных фондах – «стабилизаторах». Резервный фонд возрастет с 3,2 трлн руб.(4,8% к ВВП) в 2013 г. до 4,7 трлн руб. в 2015 г.

(5,7% к ВВП), Фонд национального благосостояния достигнет на конец 2015 г. (3,4% ВВП) [1]. Таким образом, все возрастающие ресурсы отвлекаются из экономики и социальной сферы.

Положительно оценивая формирование резервов бюджета, важно найти их оптимальную величину и гибко использовать «бюджетное правило» в годы более благоприятной конъюнктуры. Президентом России В.В.

Путиным в ежегодном Послании на 2013 г.

поставлена задача использования части средств Фонда национального благосостояния для вложений в российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов.

Проводимая финансово-бюджетная политика усиливает и вертикальную несбалансированность бюджетной системы, так как в условиях федеративного государства продолжается концентрация ресурсов на федеральном уровне. Бюджеты многих регионов формируются с дефицитом (в 2011 г. их было 57 из 83 субъектов Федерации).

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013−2015 гг. сокращаются.

Происходит также снижение их доходов вследствие принятия ряда федеральных законов (создание консолидированных групп налогоплательщиков, отмена льгот по налогу на имущество организаций естественных монополий, введение льготы на вновь вводимое движимое имущество).

В то же время на бюджеты регионов ложится все возрастающая нагрузка по финансированию социально-экономического развития. В 2013 г. регионы должны повысить заработную плату работников бюджетной сферы в соответствии с майскими (2012 г.

) указами Президента России, но на их реализацию регионам из федерального бюджета выделено средств значительно ниже необходимых.

Во многих регионах уже в настоящее время до 70% бюджетных расходов осуществляется на выплату заработной платы и обязательные социальные выплаты, а инвестиционные расходы, развитие социальной, транспортной инфраструктуры отодвигаются на второй план.

Следствием вертикальной несбалансированности бюджетной системы является рост задолженности региональных бюджетов. Существуют риски невыполнения указов Президента России и возрастания несбалансированности бюджетов субъектов Федерации.

Существующая система межбюджетных отношений не только не «настроена» на стимулирование инвестиционной активности регионов, но, напротив, нередко ее сдерживает. В Калужской области, активно привлекающей инвесторов, в 2006−2011 гг. из более 26 млрд руб.

дополнительных налогов от деятельности созданных индустриальных парков, свыше 60% пополнили федеральный бюджет, также значительно (свыше 8 раз) выросли таможенные платежи в федеральный бюджет.

При этом дотации региону из федерального бюджета за это же время сократились более чем в 4 раза [4].

В Ульяновской области для закрепления в регионе высокотехнологичных мировых компаний (Pilkington, Gildemeister, Schaeffler, FM Logistic и др.

), правительство области предоставляет им льготы по налогам, отказавшись от поступлений в региональный бюджет на ближайший год.

Налоговые платежи в федеральный бюджет в результате реализации проектов растут, но регион, привлекая инвесторов и увеличивая доходы федерального бюджета, не получает компенсацию своих затрат.

Для финансового стимулирования регионов к развитию их инвестиционной инфраструктуры и повышению бюджетной обеспеченности федеральному уровню необходимо предусмотреть стимулирующую дотацию субъектам, показавшим значительный рост налогового потенциала. В настоящее время на стимулирование инвестиционной активности регионов направляется менее 1,5% общего объема трансфертов, выделяемых регионам из федерального бюджета.

Важно также осуществлять налоговое стимулирование регионов и муниципалитетов по привлечению инвестиций. Основным путем такого стимулирования эксперты считают введение нового налога на недвижимость, при этом предлагается полностью оставлять в муниципалитетах налог на недвижимость с физических лиц и частично налог на недвижимость юридических лиц.

Выводы

Таким образом, инвестиционный климат необходимо улучшать, используя организационные возможности самих регионов (внедрение стандарта АСИ), так и совершенствуя финансово-бюджетную политику и межбюджетные отношения в целях финансового оздоровления регионов, что является прерогативой Центра.

Один из ключевых для регионов − вопрос увеличения доходной базы. Важно создание стимулов для наращивания экономического и налогового потенциалов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также принятие мер, снижающих уровень их дотационности.

На этой основе возможно обеспечить необходимый приток частных инвестиций на модернизацию и инновационное развитие экономики.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/8101

Как решить проблему улучшения инвестиционного климата? — Реальные отзывы

Улучшение инвестиционного климата

В выступлении министра Орешкина в декабре 2017 года обозначены основные камни преткновения для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.

К ним относится, прежде всего, воздействие регионального протекционизма, а также влияние значительной доли государства в экономической сфере.

Какие мероприятия со стороны силовых структур органов власти помогут открыть двери для потока инвестиций в разные регионы страны?

Основным фактором для улучшения инвестиционного климата в России, по мнению Орешкина, становится становление справедливого уровня конкуренции. Отсутствие влияния протекционизма на региональном уровне и уменьшение доли государства в экономике России положительно влияет на привлечение потенциальных инвесторов, в том числе иностранных, готовых вкладывать деньги в высокодоходные инвестпроекты.

Основные источники дохода инвестора включают в себя не только дивиденды и продажу акций АО по выгодным ценам, вложения в бизнес может приносить стабильную прибыль в благоприятных условиях для продвижения бизнеса.

Какие меры предпринимаются для улучшения инвестиционного климата РФ?

Талант убеждать становится немаловажным фактором в этом непростом деле.

В этом отношении улучшение инвестиционного климата состоит из мероприятий, которые должны притягивать инвесторов в Россию, решающих построить фабрику на территории Южной Кореи или на Дальнем Востоке в России.

Следующий шаг направлен на обеспечение оптимальной среды для раскрытия творческого потенциала людей. Под этим понятием подразумеваются меры, направленные для преодоления проблем, связанных:

  1.  С декриминализацией бизнеса, над которым, по словам Андрея Белоусова, не должна реально «висеть угроза с уголовным преследованием»;
  2. С вопросом по контролированию и надзорной деятельности в области предпринимательства, в этом случае проверки контролирующих органов предлагается осуществлять под видеокамеры;
  3. С модернизацией подготовки персонала, так как отсутствие опытных специалистов необходимой квалификации является одним из главных моментов для ограничения привлечения инвесторов.

Напомним, что в этой сфере разработан Национальный состояния инвестклимата в регионах России, который представлен Агентством стратегических инициатив на семинаре в 24.02.2015 году.

В соответствии с этим документом, улучшение инвестиционного климата заключается в системной работе в каждом регионе страны. С этой целью предлагается сделать 9 основных шагов, позволяющих повысить позиции в рейтинге:

  1.  Сформировать проектную команду, которая будет продвигать этот замысел;
  2. Провести аудит по текущему состоянию инвестклимата в регионе;
  3. Создать полноценный проектный офис для работы состава;
  4. Разработать организационный механизм для взаимодействия;
  5. Создать заинтересованность в результате и систему мотивации каждого участника;
  6. Обозначить основные цели, индикаторы, ориентиры;
  7. Сформировать рабочие группы по основным направлениям для инвестклимата;
  8. Разработать ДК для оптимизации работы;
  9. Обеспечить выполнение и мониторинг мероприятий ДК.

Под аббревиатурой ДК понимаются дорожные карты, которые согласуются с бизнесом для приоритетных направлений программы. С этой целью предлагается определить основные причины насущных проблем, для решения которых будет направлена ДК, проведены соответствующие мероприятия, направленные на решение существующих проблем.

Какие направления работы по улучшению инвестиционного климата регионов России?

На сегодняшний день представлен ряд решений в этом направлении. При этом отмечается, что для улучшения инвестиционного климата необходимо продвигаться в следующих основных направлениях:

  1. Совершенствование регуляторного влияния, с этой целью повышать эффективные процедуры по государственной регистрации компаний, выдаче разрешений под строительство, для подключения электроэнергии и газопровода, госрегистрации прав собственности, выдачи лицензий на осуществление деятельности.
  2.  Оптимизация институтов бизнеса, которые обеспечивают защищенность предпринимательства, повышать эффективную работу механизма поддержки и информационной помощи инвесторов, регулировать административное давление на сферу бизнеса.
  3. Инфраструктура, ресурсы должны быть качественными и доступными для бизнесовых структур, с эффективной работой по постановке участков земли в систему кадастрового учета. А также повышением качества территориального планирования, необходимо сделать доступными ресурсы на рынке труда, повысить качество услуг и доступность целевых программ для финансовой поддержки.
  4. Поддержка государством развития малого бизнеса предусматривает повышение уровня этого вида предпринимательства в России, качества помощи, включая финансовую.

Оптимизация и улучшение инвестиционного климата направлено на создание условий экономического роста и приведет к объемному притоку денежных средств и капитала в экономику России, развитию региона, построению развитого общества и цивилизованных отношений с установлением прямых деловых связей с крупнейшими инвесторами мира.

Основные механизмы поддержки бизнеса предусматривают развитую структуру содействия на уровне государственной власти:

  1. Совета по вопросам развития инвестклимата в регионах России;
  2. Эффективной обратной связи, прямых мостов между инвесторами и руководством регионов;
  3. Специальной структуры с полномочиями органов власти, которая специализируется по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Профессионалы в этой сфере деятельности прекрасно знают, что улучшение инвестиционного климата состоит в создании условий, максимально благоприятных для продвижения бизнеса. С это целью должно обеспечиваться главное на уровне законодательства, эффективная работа институтов, предназначенных обеспечивать защищенность предпринимательства:

  1. На уровне регионального законодательства в отношении разработки механизма защищенности прав инвесторов, государственной поддержки инвестиций;
  2. Эффективной работы института оценки регулирующего воздействия в регионах.

В отношении улучшения инвестиционного климата разрабатываются мероприятия по информационной поддержке инвесторов и бизнесовых структур.

В этом направлении улучшается качество, оптимизируется работа интернет-порталов о привлечении инвестиций в регионы.

Основные разделы специализированных сайтов размещают актуальную информацию по стратегии в рамках социального и экономического развития региона.

Улучшение инвестиционного климата создает огромные перспективы для развития в разных сферах, включая возможности создания собственной Кремниевой долины в России для сферы IT.

Она обеспечит большую плотность высокотехнологичных компаний для новых разработок и производства компьютерных технологий, микропроцессоров, а также представительств международных корпораций, известных мировых брендов по выпуску электронных девайсов, поисковых систем и потенциала крупнейшего технического университета.

Какие факторы влияют на улучшение инвестиционного климата территории?

Внешняя среда активно влияет на привлечение инвестиций российских и иностранных инвесторов. Привлекательные факторы для улучшения инвестиционного климата и привлечения капитала включают важные условия:

  1. Уровень налогообложения, в идеале применяется ставка, вплотную приближающаяся к нулю;
  2. Лояльное отношение к бизнесу со стороны действующего законодательства, позволяющего узаконить этот подход на уровне федеральных законов;
  3. Создание зон экономического развития с активным привлечением капитала под оптимальные условия для предпринимательства;
  4. Выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) для развития и продвижения предпринимательства;
  5. Стабильная экономическая обстановка, рост показателей региона, снижение уровня безработицы, заинтересованность населения в развитии бизнеса.

Реальное улучшение инвестиционного климата состоит в достижении консенсуса с властными структурами. Активное участие в этом процессе государства выражается в предоставлении льготных кредитов под сниженные процентные ставки, с компенсацией процентов для предприятий в разных сферах экономики и сельском хозяйстве.

Аграриям выделяются транши льготных кредитов для покупки сельхозтехники, семян, минеральных удобрений и ГСМ, дизтоплива для посевной кампании, сбора урожая, развития растениеводства, животноводства, птицеводства, иных основных сфер деятельности. В малом, среднем бизнесе действуют специальные государственные программы для развития, в том числе фермерских хозяйств и кооперативов.

В этом лонгриде перечень условий будет не полным, если не отметить главное, отсутствие военных действий и наличие стабильной политической обстановки.

Инвестиционный климат региона улучшается, если инвестор наблюдает отсутствие рисков, коррумпированности силовых структур, мирное развитие государства.

Привлекательные факторы включают в себя развитый рынок труда, наличие специалистов необходимого уровня, низкий уровень криминогенной обстановки.

Большое значение имеет развитая инфраструктура региона, наличие энергетических сетей и разветвленных автомагистралей, инженерно-технических коммуникаций, газопровода. Прямое влияние оказывает стоимость земли и коммерческой недвижимости, доступность лицензирования основной деятельности.

В заключение необходимо отметить, что улучшение инвестиционного климата связано с финансовой стабилизацией каждого предприятия, заинтересованного в дальнейшем расширении бизнеса на территории России.

ссылкой:

Источник: https://realnye-otzyvy.com/kak-reshit-problemu-uluchsheniya-investitsionnogo-klimata/

Улучшение инвестиционного климата: советы

Улучшение инвестиционного климата

Инвестиционный климат играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Понятие инвестиционный климат очень многогранное, включающее в себя огромное количество объективных и субъективных показателей. Улучшение инвестиционного климата состоит в создании таких условий для бизнеса, при которых он будет функционировать максимально комфортно.

Одним из критериев оценки инвестиционного климата является рейтинг Doing Business. Инвестиционные рейтинги так же составляют известные рейтинговые агентства, такие как, например, Standard & Poor’s. Из российских агентств выделяется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, рассчитываемый рейтинговым агентством Эксперт РА.

Институты содействия инвестиционному процессу

В целях совершенствования инвестиционного климата в Российской Федерации созданы следующие институты:

  • Российский фонд прямых инвестиций;
  • Институт федерального инвестиционного уполномоченного (инвестиционный омбудсмен);
  • Агентство стратегических инициатив;
  • Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций
  • Консультативный совет по иностранным инвестициям

Практически в каждом регионе России создан совет по улучшению инвестиционного климата.

Совет! Инвесторам не стоит бояться обращаться за помощью в государственные институты поддержки инвестиционной деятельности, так как именно там могут посоветовать правильные алгоритмы действий.

Мероприятия по улучшению инвестклимата

Пути улучшения инвестиционного климата хорошо известны во всем мире. В России разработана система мер по улучшению инвестиционного климата территорий.

При этом необходимо заметить, что инвестиционное пространство России неоднородно. Российские регионы существенно различаются по уровню социально-экономического развития, что обуславливает дифференциацию подходов к улучшению инвестиционного климата в каждом из них.

Требования к институтам содействия инвестиционному процессу

Улучшению инвестиционного климата в регионе способствуют выполнение разработанного Агентством стратегических инициатив стандарта деятельности региональных властей по обеспечению благоприятного климата в регионе.

Этот стандарт предполагает осуществление в субъектах РФ следующего комплекса мер:

  • наличие в каждом субъекте необходимой нормативно правовой базы по защите прав инвесторов;
  • нормативно-правовое обеспечение реальных механизмов поддержки инвестиционной деятельности;
  • функционирование на регулярной основе Совета по улучшению инвестиционного климата;
  • работа на регулярной основе специально созданных организаций. основной задачей которых является привлечение инвестиций и работа с инвесторами;
  • формирование эффективной и доступной инфраструктуры необходимой для размещения производственных и иных объектов инвесторов;
  • создание системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по специальностям, которые прописаны в инвестиционной стратегии региона, с учетом потребностей инвесторов;
  • создание специализированного интернет- портала на двух языках, помогающего инвесторам ориентироваться в системе поддержки инвестиций в регионе;
  • принятие единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

В каждом регионе обязательно должна быть создана, на выбор, в соответствии с принятой стратегией,   площадка для инвесторов:

  • промышленная площадка;
  • промышленный парк;
  • технологический парк;
  • бизнес-инкубатор;
  • центр кластерного развития.

Площадки должны иметь необходимую транспортную, энергетическую, инженерную и иную необходимую инвесторам инфраструктуру.

Совет! В случае принятия инвестиционного решения необходимо рассмотреть получение площадки в одном из технопарков или бизнес-инкубаторе. Финансовые затраты и организации оные издержки в этом случае будут значительно ниже.

Инициативы, способствующие улучшению инвестклимата

Улучшению инвестиционного климата в стране будет способствовать реализация не на бумаге, а на деле следующих основных для инвесторов инициатив:

  • упрощение процедур ведения бизнеса;
  • развитие необходимой инвесторам инвестиционной инфраструктуры;
  • привлечение прямых и портфельных инвестиций в регионы России;
  • тиражирование лучших и наиболее эффективных инвестиционных практик, испытанных в нескольких регионах;
  • оценка качества работы управленческих команд, работающих в сфере содействия инвестиционной деятельности.

Совет! Важно оценить насколько фактически удобно вести бизнес в том или ином территориальном образовании. Для этого стоит самостоятельно попробовать получить консультацию по открытию предприятия или инвестиционному проекту. В этом случае очень быстро станет понятно насколько региональные власти ориентированы на потребности инвестора.

Основные направления улучшения инвестиционного климата, определяемые международным сообществом оцениваются в рейтинге Doing Business, который включает в себя следующие категории:

  • регистрация предприятий;
  • получение разрешений на строительство;
  • использование трудовых ресурсов;
  • регистрация собственности;
  • кредитование;
  • защита инвесторов;
  • налогообложение;
  • международная торговля;
  • обеспечение исполнения контрактов;
  • разрешение проблем неплатежеспособности;
  • подключение к электросетям.

Улучшения инвестиционного климата в регионе возможны только при использовании комплексного подхода.

Инвестиционный климат в регионе может быть комфортным только в том случае, когда регион имеет хорошее социально-экономическое развитие в целом, включающее такие условия:

  • экономическое развитие региона;
  • эффективность организационной структуры управления;
  • социальные условия;
  • нормативно-правовая база;
  • культурные условия;
  • экологическая ситуация;
  • природно-климатические условия.

Совет! Перед тем как принять решение об инвестировании в какой-либо регион необходимо оценить внутреннюю ситуацию в регионе, проанализировать насколько динамично развивается экономика региона.

Общий комплекс мер по улучшению инвестклимата

Механизм улучшения инвестиционного климата представляет собой инструмент, посредством которого, государство регулирует инвестиционный процесс.

В общем виде он включает в себя:

  • принципы и приоритетные направления организации деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе;
  • экономические методы и инструменты, позволяющие оказывать воздействие на инвестиционный климат в регионе;
  • регламентацию государством взаимоотношений и взаимосвязей участников инвестиционного процесса, обеспечивающих эффективность регулирующих воздействий на инвестиционный климат.

Совет! Не стоит вкладывать финансовые средства в регион, если в нем слабо проработаны механизмы поддержки инвестиционной деятельности. Стоит пересмотреть географическую основу принятого решения.

Меры по улучшению инвестиционного климата обязательно должны включать в себя мониторинг изменений в инвестиционной сфере по следующим индикаторам:

  • поддержка инвесторов;
  • поддержка реципиентов инвестиций;
  • развитие инвестиционной инфраструктуры;
  • динамика инвестиционных рисков;
  • изменение инвестиционного законодательства;
  • снижения административных барьеров;
  • динамика инвестиционной активности в регионе;
  • состояние инвестиционного климата в регионе.

Мониторинг необходимо проводить на постоянной основе несколько раз в год, анализируя полученные показатели с точки зрения динамики процесса.

Методы улучшения инвестиционного климата предполагают создание экономической системы, позволяющей инвестору не опасаться за свой бизнес и вложенные финансовые ресурсы. Актуальным направлением является создание территорий опережающего развития, где применяется прогрессивный метод стимулирования инвестиционной активности. Важной задачей является сокращение транзакционных издержек.

План мероприятий по улучшению инвестиционного климата должен включать в себя:

  • проведение структурной реформы;
  • налоговой реформы, направленной на учет интересов бизнеса;
  • реформирование судебной системы;
  • усиление прозрачности бизнеса;
  • снижение барьеров для предпринимателей на всех бюрократических уровнях.

Совет! Вести бизнес в России сложно, но, прилагать усилия, для получения доходов, инвестор должен всегда, невзирая на имеющиеся трудности. В конечном счете, лучше открывать бизнес и инвестировать в те территории, где власти ориентированы на взаимовыгодное и эффективное сотрудничество с бизнесом.

Источник: http://tv-bis.ru/investitsionnyiy-marketing/102-uluchshenie-investitsionnogo-klimata.html

Григорьев Ю.И. Улучшение инвестиционного климата в регионе как важный фактор его развития

Улучшение инвестиционного климата

Григорьев Юрий Иннокентьевич
ООО Юридическое агентство «Новация»

Grigoryev Juriy Innokentyevich
Legal agency «Novation»

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьев Ю.И. Улучшение инвестиционного климата в регионе как важный фактор его развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10124 (дата обращения: 07.02.2019).

Интегральной характеристикой перспективности рынка, доходности и безопасности инвестиций в его экономику является региональная инвестиционная привлекательность, определяемая двумя составляющими: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционных рисков.

Совокупность инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности в регионе отражает его инвестиционный климат. Ряд специалистов считает показатель инвестиционной активности результирующим по отношению к привлекательности; между ними выявлена прямая корреляционная зависимость.

Поэтому, чем ниже инвестиционная привлекательность и, значит, активности инвесторов в регионе, тем слабее его возможности по развитию инвестиционных процессов, больше значения для такого региона методов прямого бюджетного воздействия и меньше действенность косвенного стимулирования инвестиций.

В связи с этим, исследование управления инвестиционными процессами, по нашему мнению, необходимо начать с анализа инвестиционного климата регионов России.

Состояние инвестиционного климата во многом зависит от влияния таких внешних факторов, как социальная и общественно-политическая ситуация в стране, состояние федерального законодательства в инвестиционной сфере.

Также, определяется стратегией региона по ее развитию на своей территории за счет выработки реальных механизмов привлечения инвестиций, защиты и сопровождения отечественных и иностранных инвесторов.

Необходимо отметить, что выработка основ стратегии формирования благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне невозможна в отрыве от центра и без серьезного анализа важнейших сложившихся тенденций инвестиционной сферы страны.

Большое значение для развития регионов имеют адресные инвестиционные программы Российской Федерации, включающие региональные и отраслевые составляющие.

Региональная составляющая программы, действующая в пределах 89 субъектов Федерации и включающая 726 объектов (без жилищного строительства), дополняется отраслевой частью, в которую входит ряд крупных федеральных производственных и специальных программ.

Отраслевая структура инвестиционной программы складывается из социальной и производственной сферы. Следует особо подчеркнуть, что в общем объеме капитальных инвестиций социальная сфера (жилищное и коммунальное строительство, культура, образование, здравоохранение и наука) достигает более 70 %, что свидетельствует о социальной направленности программы (в 2014 году –68 %).

Доля производственных комплексов соответственно составляет около 30 %.

Анализ общих тенденций развития инвестиционных процессов в стране и в отдельных ее регионах показывает, что на их эффективное развитие негативное воздействие оказывает [1]:

— несовершенство законодательно-правового обеспечения инвестирования;

— отсутствие эффективного механизма привлечения иностранных инвесторов, в первую очередь прямых;

— существенное сужение спроса в результате осуществления дефляционной политики и отсутствия гарантий по допущению прямых инвесторов к управлению производством, даже после приобретения ими пакета акций предприятий;

— недостаточное внимание хозяйствующих субъектов к привлечению инновационного фактора;

— недостаточное развитие действенной системы гарантий и возврата инвестиций, их защиты от коммерческих и политических рисков;

— непомерный рост налоговых ограничений, объективно отвлекающих значительную часть прибыли предприятий, не используемую на развитие и техническое совершенствование производства;

— недостаточный уровень развития инвестиционного и фондового рынков;

— слабое использование внутренних возможностей страны в привлечении финансовых ресурсов, прежде всего вывезенного капитала и средств населения;

— несовершенная структура спроса на финансовые ресурсы, чрезмерно высокая доля потребности в кредитных средствах, несмотря на низкий уровень их возвратности;

— отсутствие регулярных маркетинговых исследований региональных рынков товаров и услуг.

К важнейшим направлениям совершенствования инвестиционного климата в стране и ее регионах следует отнести необходимость:

— формирования регионального спроса на финансовые ресурсы на основе его реструктуризации, обеспечивающей разумное сочетание и соотношение необходимых объемов кредитов и инвестиций, постепенного увеличения доли последних в общей сумме необходимых для привлечения в производственный сектор экономики финансовых средств;

— принятие мер по преимущественному привлечению прямых инвестиций, особенно в развитие производства на предприятиях с низкой рыночной капитализацией;

— разработка и принятие общефедерального и регионального законодательства, обеспечивающего защиту прав инвестора, владельца акций, в частности на управление производством, стабильно используемого в судебной практике и неукоснительно выполняемого на административно-хозяйственном уровне;

— развитие инфраструктуры инвестиционного рынка страны и субъектов Федерации;

— организация полноценно действующего фондового рынка;

— снижение налогового бремени с хозяйствующих единиц в производственном секторе экономики;

— маркетинговый анализ возможностей выхода на мировой и внутренний рынки сбыта.

Прогрессивные структурные преобразования в экономике и рост конкурентоспособности продукции невозможны без проведения эффективной инновационной политики. Таким образом, для обеспечения выхода на мировые рынки высокотехнологичной продукции исключительно важно решить проблему ускоренного освоения отечественными предприятиями накопленного научно-технического потенциала [2].

Как нам представляется, задачу развития российской экономики следует решать поэтапно.

На первом этапе необходимо, реализовать имеющийся потенциал расширения отечественного производства.

Имеется в виду повышение ценовой конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и увеличение загрузки имеющихся свободных производственных мощностей.

Наибольший эффект может получен в отраслях с быстрым оборотом капитала и коротким циклом производства, прежде всего, в сфере производства конкурентоспособных потребительских товаров (пищевая и легкая промышленность, выпуск бытовой техники).

Необходимо отметить, что масштабы расширения производства имеют ряд ограничений, таких как недостаток оборотного капитала, снижение потребительского спроса, сужение сырьевой базы потребительских отраслей.

Государство должно сосредоточить свои усилия на смягчении указанных ограничений путем проведения расшивки накопленных неплатежей, осуществлении целевой поддержки производителей за счет ресурсов Банка развития.

На следующем этапе надо создать финансовую базу расширенного воспроизводства на основе повышения уровня монетизации экономики и снижения налоговой нагрузки на предприятия. По мере расширения финансовой базы появятся возможности для существенного снижения налоговой нагрузки на производителей, что дополнительно расширит ресурсы инвестирования [3].

На третьем этапе необходимо расширить инвестиционный спрос и осуществить переход к интенсивному обновлению производственных фондов. Основным источниками роста станут снижение избыточных издержек и расширение производственных инвестиций.

Необходимо отметить, что в сложившейся экономической ситуации в стране механизм инвестиционного налогового кредита приобретает особое значение, так как позволяет целенаправленно использовать ограниченные возможности государства на поддержку инвестиционных проектов, что подтверждается практикой регионов.

Замена авансового предоставления льгот по налогообложению части прибыли на инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый предприятиям на платной, возвратной и конкурсной основе, позволит не только восполнить недостаток инвестиционных средств предприятий, но и использовать эту поддержку государства на высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные с увеличением производства жизненно важной и экспортно-ориентированной продукции.

Применение инвестиционного налогового кредита повышает ответственность предприятий, претендующих на получение государственной поддержки в виде налоговых льгот, за качество разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и их реализацию.

По нашему мнению, необходимость формирования нормативно-правовых основ благоприятного режима инвестирования требует форсированного принятия законодательных актов, обеспечивающих привлечение средств населения для инвестирования высоко окупаемых проектов, а также подготовки квалифицированных кадров в области маркетинга и управления.

В настоящее время значительное внимание уделяется стимулированию нетрадиционных для России форм инвестирования в производственный сектор экономики.

Прежде всего, придается особое значение развитию страховой деятельности.

При наличии высоких инвестиционных рисков стимулирование страховой активности должно стать важным дополнением к системе государственных гарантий при реализации инвестиционных проектов.

Необходимо учитывать, что страхование в инвестиционной деятельности должным образом не развивается именно потому, что на законодательном уровне не закреплена ответственность за такие наиболее распространенные риски, как отстранение инвестора от участия в управлении предприятием, а также лишение доступа к информации о предприятиях.

Это не позволяет страховым компаниям разрабатывать экономически обоснованные схемы страхования инвестиций. Действующая же система государственного гарантирования кредитов привела к их возвратности на уровне не более 15 %.

Таким образом, большое значение для привлечения инвестиций в регионы имеет страхование имущества предприятий, в частности основных фондов и инфраструктуры.

Одной из важнейших проблем использования залогового фонда является его ликвидность, особенно в части права пользования объектами природных ресурсов, что обусловлено несовершенством действующего федерального законодательства и отсутствием разграничения государственной собственности на природные ресурсы. В этой связи назрела необходимость внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство в части предоставления регионам права совместно с центром распоряжения природными ресурсами и их использование в качестве залога.

Почти все субъекты федерации в рамках своей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций, включающие меры по привлечению иностранных инвестиций, созданию зон наибольшего благоприятствования, предоставлению налоговых льгот, по государственной поддержке кредитованием строительства, предоставлению земли, развитию лизинговой деятельности.

Интерес представляет опыт Белгородской области по долгосрочному кредитованию индивидуального строительства в сельской местности, созданию для застройщиков льготных условий на приобретение строительных материалов, оборудования и возведения жилых домов.

При этом местные администрации обеспечивают инженерную подготовку выделяемых под застройку территорий, прокладку внешних коммуникаций и создание социальной инфраструктуры.

Таким образом, созданная в Белгородской области система по строительству жилья в увязке с развитием смежных отраслей, производящих сельхозпродукцию, позволила области ввести в эксплуатацию только в 2010 году, жилые дома общей площадью 800 тыс. кв. м., или 0,526 кв. м. на одного жителя области, что является лучшим показателем в России.

Таким образом, для повышения региональной инвестиционной привлекательности необходима:

— разработка основных направлений экономического и социального развития регионов на долгосрочную перспективу;

— разработка региональных инвестиционных программ, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций;

— оценка и отбор инвестиционных проектов, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций;

— формирование нетрадиционных источников финансирования инвестиционных проектов, позволяющих сконцентрировать и использовать ресурсы под контролем администраций регионов.

Библиографический список

  1. Быков В.М., Ладошкин А.И. Методология управления эффективностью инвестиционных проектов в условиях экономической нестабильности: Научная монография. Самара: СамГТУ, 2005, – 137 с.
  2. Быков В.М., Быкова А.В., Мандыч И.А. Формирование субъектной среды предпринимательской фирмы // Научный журнал «European Social Science Journal». № 6, 2015.- С. 45-53.
  3. Липченко Н.В., Баловнева К.С., Быков В.М. Формирование кредитной политики предприятия нефтеперерабатывающей отрасли // Российское предпринимательство. № 9, 2012.- С. 78-84.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Bykov»

Источник: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10124

Refpoeconom
Добавить комментарий