ТЕМА 9. Роль и функции государства в переходной экономике.

Роль и функции государства в переходной экономике

ТЕМА 9. Роль и функции государства в переходной экономике.

 

Введение …………………………………………………………………………  3

Глава 1. Особенности переходной экономики ………………………………. . 6

Глава 2. Роль и функции государственного регулирования в переходной экономике ……………………………………………………………………… 13

Глава 3. Приоритеты государственной экономической политики в РФ …… 17

Заключение ………………………………………………………………………28

Список использованной литературы …………………………………………  31                            

Введение 

      Особенности    экономической    политики     государства в     переходной        экономикеобусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает свойством самоорганизации, саморегулирования.

Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами.

Переходная экономика как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно иной основе не только создания новых институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами.

   В переходной экономике тесно переплетаются две группы проблем: первая включает проблемы, связанные с созданием новой экономической системы; вторая — проблемы преодоления трансформационного кризиса.

    Особенность анализа роли государства в условиях переходной экономики

обусловлена особенностями государства в переходном периоде от централизованно-управляемой к рыночной экономике.

В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным  государственным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействие государства. Все это определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства, как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.

      В переходной экономике, в ходе трансформации, государство перестает быть единственным собственником средств производства, в результате система государственного управления утрачивает функции основного регулятора хозяйственных пропорций, значительно сокращается его вмешательство в текущуюхозяйственную деятельность. В процессе становления рыночной экономики появляются новые функции государства, происходит изменение методов регулирования. При этом значение государственного регулирования возрастает,что связано с неразвитостью основных рыночных механизмов саморегуляции и самоорганизации. Неразвитость рынка требует более активной роли государства, в том числе в создании самих рыночных институтов. Деятельного участия государства требуют и другие процессы, которые не могут произойти автоматически, сами по себе.

     Государство, в лице правительства, избирает путь, проводит определенную линию экономических действий, придает желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемым в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В этом смысле принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

     Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений.

          Историческая важность и актуальность роли и функций государственного регулирования в переходной экономике для нашей страны не вызывает сомнений, поэтому я посвятила данную курсовую работу этой теме, целью которой является изучение роли и функции государства в переходной экономике. При этом среди основных задач можно выделить следующие:

  • выявить особенности переходной экономики;
  • раскрыть роль и функции государственного регулирования в переходной экономике;
  • описать приоритеты государственной экономической политики в Российской Федерации.

 

   Переходная экономика- это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому.

Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и социальными преобразованиями.

Происходят изменения самих основ экономической системы — господствующего типа собственности, установившихся в экономике форм хозяйственных связей, типа координации деятельности экономических субъектов.

        Особенности функционирования переходной экономики связаны, во-первых, с ее особой неустойчивостью.Стабильных переходных экономик не существует. В любой экономике постоянно происходят какие-то изменения, благодаря которым устанавливается динамическое равновесие.

В отличие от них изменения, происходящие в переходной экономике, носят безвозвратный характер. В переходной экономике особое значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а, прежде всего отмирание старых и становление новых связей и элементов.

В переходной экономике не действуют в полной мере экономические закономерности ни прошлой, ни будущей системы. Причем происходит столкновение старых и новых экономических интересов, существует тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений.

Это требует создания особых способов поддержания стабильности в переходный период.

   Во-вторых, необходимо учитывать, что существует определеннаяпреемственностьс прошлым. Новая экономика строится не «с чистого листа», а на существующей материально-технической базе, при сложившихся в обществе стереотипах, экономической культуре, кадровом потенциале.

   В-третьих, для переходных процессов характерна альтернативность,которая означает, что возможны различные варианты перехода, а значит, и

   разные результаты.

   Четвертая особенность — возрастание роли субъективного фактора,в частности, роли государства в экономике. Это связано с неразвитостью механизмов, компенсирующих ослабление (по сравнению с плановой экономикой) регулирующих функций государства: еще не сложилась рыночная инфраструктура, слабо развита конкуренция, обострены социальные проблемы и т.п.

   Следует также отметить, что практически для всех стран, осуществляющих реформы, характерен экономический кризис,обусловленный трансформацией одной системы в другую.

   Особенности переходной экономики изображены на схеме 1. 

   Схема 1. Особенности переходной экономики.

   Выбор варианта реформирования и характер протекания переходных процессов определяются конкретными экономическими, социальными, политическими и историческими условиями, существующими в той или иной стране.

Например, степень зрелости исходных условий перехода к рыночной экономике в Венгрии и Польше была большей. В них постепенно накапливались предпосылки перехода, имелся частный сектор в сфере услуг и сельском хозяйстве.

В России этого не было.

   Особенности рыночных преобразований в России определяются также беспрецедентными масштабами российской экономики; самым длительным сроком действия плановой системы; деформированной структурой экономики — ее сырьевой направленностью, высокой степенью милитаризированности, дисбалансом спроса и предложения, хроническим дефицитом.

  И еще одна важная особенность, на которой следует остановиться, — реформы в России осуществляются в условиях глубочайшего экономического кризиса, который, в свою очередь, связан с трансформацией экономической системы. Он так и называется трансформационный.

Существовавшие в плановой экономике противоречия многие годы накапливались, подавлялись и сразу проявились после слома командно-административного механизма.

Затяжной характер кризиса и его глубина объясняются силой накопившихся противоречий, тем, что объективные рыночные законы, приводящие экономику в состояние равновесия, еще не действуют в полной мере, а государство, лишившись прежних рычагов воздействия, не овладело новыми, соответствующими изменившимся экономическим условиям. В чем проявляется экономический кризис?

  С 1990 по 1998 г. продолжался спад производства.В целом он составилболее 60 %. Падение производства сопровождается интенсивным технологическим регрессом практически во всех отраслях экономики, снижением показателей эффективности.

  Произошли негативные структурные сдвиги.В большей степени объем производства сократился в обрабатывающих отраслях промышленности, а среди них — в высокотехнологичных и наукоемких. Спад производства имеет еще одно важное последствие — в условиях все большей открытости экономики он оборачивается потерей не только внешнего, но и внутреннего рынка.

  Катастрофически сократился объем инвестиций,которые не обеспечивают условий даже для простого воспроизводства, не говоря уже об экономическом росте и структурной перестройке.

 Серьезным проявлением кризиса является дезорганизация финансовойсистемыи потеря контроля над денежным обращением. Особенно высокие темпы инфляции наблюдались в 1990-1994 гг., когда она протекала в режиме гиперинфляции. Все реформенные годы существовал бюджетный кризис, рос государственный долг, остро стояла проблема неплатежей.

 Социальные издержки кризиса проявляются в падении уровня жизниосновной массы населения, растущей дифференциации доходов и деформации их структуры, обострении проблемы занятости населения.

 Кризис  сопровождается  обострением  криминогеннойситуации вэкономике.Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни — отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

 Таким образом, в переходной экономике тесно переплетаются две группы проблем: первая включает проблемы, связанные с созданием новой экономической системы; вторая — проблемы преодоления трансформационного кризиса.

   Реформирование российской экономики происходит в условиях постоянно продолжающихся дискуссий.

Господствующее положение в определении экономической политики в ходе реформ занимала неоклассическая теорияэкономического равновесия, содержание которой коротко можно выразить в трех постулатах:либерализация, приватизация и стабилизация (осуществляемая в основном монетарными методами). Такая политика сопровождается максимальным ограничением роли государства как субъекта экономики.

   Этой модели противостоят сторонники неокейнсианской доктрины.

Основными направлениями эффективной промышленной политики они считают усиление регулирующей роли государства; сохранение значительного государственного сектора в экономике; создание государственной системы индикативного планирования производства и развертывание такой же системы инвестирования экономики, в том числе за счет эмиссионной политики; смягчение налогового пресса в производственной сфере; усиление государственного контроля во внешнеэкономической сфере.

   В зависимости от характера решаемых задач в реформировании российской экономики условно можно выделить следующие этапы.

   Первый этап: 1989-1991 гг.

В начале этого этапа в бывшем СССР после неудавшихся попыток «перестроить» социализм было решено провести рыночные реформы, рассчитанные на десятилетия и осуществляемые сверху в условиях устойчивой власти и преемственности.

Но попытка эволюционного перехода к рынку под руководством КПСС, так же как попытка «перестройки», не состоялась. Ситуация в экономике резко ухудшилась. Стал обостряться экономический кризис.

Источник: https://www.stud24.ru/economic/rol-i-funkcii-gosudarstva-v/59847-199012-page1.html

Функции государства в переходной экономике

ТЕМА 9. Роль и функции государства в переходной экономике.

Любое системное целое, как и сложный, системный процесс, не может обойтись без регулирования или управления.

Различие заключается в том, что одни системы регулируются внутренними, как бы встроенными механизмами, и поэтому являются саморегулируемыми (например организм человека), а другие, не обладая собственным механизмом  саморегулирования, либо в условиях, когда его недостаточно, становятся несаморегулируемыми, т.е. регулируемыми извне.

Эти два типа регулирования, рассматриваемые по отношению к экономике, называются: 1) спонтанным и 2) государственно-организованным. При этом главным для того и другого механизма является обеспечение взаимодействий элементов системы и условий для достижения ее целевого эффекта (рис.9.2.).

В переходный период трансформационного типа, нацелившись на спасительный переход к рынку, многие стали активно выступать за спонтанный тип регулирования. Как и двести лет назад, при Адаме Смите, поднялась высокая волна либерализма.

Либерализм (экономический либерализм) – направление экономической теории, утверждающее основанную на частном интересе и конкуренции полную свободу частной инициативы в рыночных условиях, т.е. спонтанность развития.

Иначе говоря, это отрицание власти, государственного регулирования, это саморегулирование рынка, его спонтанный порядок. Чтобы проиллюстрировать природную естественность либеральной экономики, ее активный защитник Фридрих Хайек любил рассказывать о пчелах и их порядке.

Так же как и пчелы, считал Хайек, стихийный рынок своим собственным рыночным порядком превосходит и науку, и государственное управление.

Основной удар по либерализму, как известно, был нанесен Дж.Кейнсом. Это произошло в тридцатые годы ХХ века в самый разгар жестокого мирового экономического кризиса и массовой безработицы. В противоположность либералам Кейнс стал утверждать, что автоматизм рынка в новых экономических условиях не срабатывает, что необходимы активные экономические действия государства.

Однако, оправившись от кейнсианского удара, новые либералы развернули новое наступление. Сначала оно было  книжным. Появились совместные книги Милтона Фридмана и его жены Розы под названием «Свобода выбора» (1976 г.), а затем работа «Тирания статус-кво» (1984 г.), где они  отстаивали позиции либерализма.

Затем начались действия. Наиболее выразительным способом либералов ограничить всесилие государства стал так называемый «налоговый бунт».

Начавшись в университете в Калифорнии, налоговый бунт прошел к восточному побережью Соединенных Штатов, а затем достиг стран Северной Европы и даже Японии.

Идея была предельно проста: ликвидировать подоходный налог, а государство нужные ему средства пусть ищет иначе, за счет экономии своих расходов.

Поддержав распространяющееся и во Франции налоговое движение, Франсуа Миттеран объявил, что в 1985 году государственные налоги Франции сократятся, но на 1%. И Рональд Рейган в США не остался в стороне. Он решительно отказался увеличить (!) налоги, составлявшие тогда где-то 50-60% доходов, хотя американский бюджет испытывал дефицит.

Так нужно ли государство рыночной экономике? Если да, то какова желательная степень правительственного вмешательства в рыночную экономику? Отвечая на эти вопросы, даже неолибералы не отваживаются уже говорить категорическое «нет». И  сам налоговый бунт имел ведь другой лозунг: «Меньше кислороду государству!» В пользу необходимости государства рыночной экономике современная рыночная экономическая теория приводит целый ряд аргументов:

так как ряд спонтанных рыночных процессов (кризисы, безработица, инфляция и др.) разрушительны для общества, их следует контролировать и минимизировать; эффективное функционирование рыночной экономики нуждается в правовом поддержании на основе создания государством общих «правил игры»; те группы населения, которые в условиях рынка оказываются беззащитными, нуждаются в защите государства.

Для решения этих задач необходимо государство, его регулирующее воздействие.

В широко распространенном американском учебнике К.М.Макконнелла и С.Л.Брю, всецело посвященном рыночной экономике, подчеркнуто: «Все реально функционирующие системы – это системы «смешанные», поскольку правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять известных фундаментальных вопросов (т. 1, с. 94).

Успех сложных переходных преобразований экономической системы в значительной мере зависит от регулирующих действий государства, от правильности его курса и политики.

При этом под государственно-организованным регулированием понимается сознательно осуществляемый законодательными, исполнительными и контролирующими органами процесс упорядочения перехода, а также обеспечение условий для достижения необходимых целей и задач переходного периода в экономике.

Экономическое вмешательство государства в современный рынок необходимо для осуществления следующих функций, которые не в состоянии выполнить любой рынок. Это, прежде всего:

разработка и контроль за хозяйственным законодательством, представляющим единые «правила игры» для рыночных субъектов; организация общенациональной денежной системы; оптимизация структуры национального продукта и производства; перераспределение доходов в целях оказания помощи инвалидам, остронуждающимся, безработным; антимонопольное регулирование; проведение антиинфляционной политики; антикризисная политика.

Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике приводит к следующему выводу: нерегулируемого рынка фактически вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный, свободный рынок.

Однако даже самая рыночная экономика не составляет еще всю экономику страны. Рынок ведь занят лишь теми  потребностями, которые выражаются через платежеспособный спрос и приносят частному товаропроизводителю прибыль.

В этот круг «выгодных» потребностей и производств не входит целый ряд иных – невыгодных.

Но они представляют собой жизненно важные потребности общества, например: национальная оборона, охрана общественного порядка, единая энергосистема, водопроводная сеть страны, здравоохранение, защита от наводнений и т.д.

Производство таких нерентабельных с позиций частного капитала, но необходимых для страны товаров и услуг составляет особый сектор экономики – так называемый государственный сектор. Кстати, в 80-х гг.

нашего века государственный сектор (по доле добавленной стоимости) составлял во Франции — 17%, в Италии — 14%, в ФРГ — 12%, в Англии — 11%. Притом от того, как развит сектор, зависит состояние всей экономики, в том числе и рыночного, частного ее сектора.

Отсюда – вторая группа функций государства, связанная с управлением государственным сектором экономики.

Однако в переходный период экономика находится в особом состоянии промежуточности между разными типами экономических систем. Это, естественно, существенно влияет на объем, направления и функции государственного регулирования.

Так, при межсистемном переходе (от одной системы к другой) возникает необходимость серьезнейших институциональных реформ – таких преобразований, которые трансформируют важнейшие институты социально-экономической системы: права, собственности, тип государственного устройства и т.д.

Эти изменения настолько масштабны и существенны, что приводят к трансформации государственного регулирования в переходный период.

Под трансформацией функций государства понимается изменение его главной целевой функции, а также связанная с этим актуализация и расширение одних функций и сужение других.

Более того, в переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной  базы данной страны.

Это значит, что одни законы и инструкции должны быть отменены, а другие созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязанно.

Обычно в переходный период существенно изменяются также общенациональная денежная, банковская системы, бюджетно-налоговая политика, социальная политика, а это все – заботы государства.

Как видим, функций у государства становится больше, и сами они усложняются. Их в переходный период можно разделить на три основных блока (группы):

1) по формированию и регулированию новых законов, отношений, секторов и инфраструктуры в экономике;

2) по реформированию и управлению государственным сектором экономики;

3) по разрешению противоречий, связанных с переходным периодом, и по социально-экономической стабилизации (рис. 9.3.).

Рис. 9.3. Основные блоки функций государства в межсистемный переходный период

Таким образом, специфика переходного периода значительно усложняет задачи, которые приходятся на долю государства и не только расширяет его функции, но и трансформирует их.

От выполнения же их во многом зависят результативность и даже продолжительность переходного периода, а также большие или меньшие издержки, потери происходящего перехода.

А поскольку такие издержки могут быть велики и очень болезненны (утечка национального капитала в связи с кризисом за границу, обнищание населения, распространение болезней, падение морали, развитие преступности и т.д.), то роль государства в переходный период становится особенно ответственной.

Переживаемый целым рядом стран переход от планово-командной экономики к рыночной экономике уникален. Его задачи решаются впервые в истории.

Отсутствие соответствующей научной теории и исторического опыта, глубина экономического и социального кризиса в постсоциалистических странах, а также психологическая и экономическая неподготовленность основной массы населения – все это делает функции и задачи государства в этот период особенно сложными. При этом следует особо выделить такую проблему и задачу государства переходного периода как выявление и умелое разрешение возникших противоречий.

Следует подчеркнуть особую важность еще одной проблемы государства в переходный период. Как известно, двигатель всей экономики, ее главное звено – это предприятие, а двигатель предприятия – его работники. Поэтому государственное регулирование в сфере мотивации труда – важнейшее направление и забота государственного регулирования в современной экономике вообще, а в переходной – тем более.

Выше отмечалось, что закономерностью переходной экономики является дифференциация доходов и расслоение населения. Так, в странах СНГ эти процессы, как известно, привели к тому, что 35-45% населения оказались за чертой бедности. Это означает не только потерю мотивации к высокопроизводительному труду, но ведет к депопуляции населения этих стран.

В таких условиях позитивный потенциал труда – его профессионализм, квалифицированность, творческая активность – при сложившейся оплате труда утрачивают общественный и личностный смысл, т.е. теряют мотивационную базу, силу и значимость.

А без этого решение любых, а тем более переходных проблем в экономике обречено на провал. Следовательно, решение проблемы трудовой мотивации, создание заинтересованности работников в самоотдаче на рабочем месте – важнейшее направление государственного регулирования в переходной экономике.

Именно социальные проблемы должны для него стать наиболее приоритетными.

Для успешного выполнения своих сложных функций в переходной экономике государство должно иметь специальный механизм регулирования, который представляет собой  систему целенаправленного упорядочивающего воздействия  на экономических субъектов, их действия и отношения.

Основными составляющими элементами такого механизма являются:

цели и задачи государственного регулирования на макро-, микро — и интеруровнях экономики; объекты регулирования (производственная и непроизводственная сферы; процесс воспроизводства и его фазы; рыночный и нерыночный секторы, денежная система и др.

); формы регулирующего воздействия (прогнозные программы, специальные и чрезвычайные программы, индикативное планирование и др.

); методы регулирования (экономические, административные, организационные, правовые, социальные, психологические); инструменты, используемые при государственном регулировании (налоги, бюджетные ассигнования, льготы, субсидии, квоты, цены и т.д.).

Создание и компетентное, искусное использование такого механизма – важнейшая задача государства, без решения которой оно не может реализовать свои трансформирующиеся в переходный период функции. А от их успешной реализации во многом зависят и сроки, и результаты социально-экономических преобразований.

Лизинг – это долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, способ финансирования инвестиций, альтернативной банковскому кредитованию, и активизации сбыта.

Данная форма кредитования применяется с 50-х годов. В 60-70-х годах возникли многонациональные лизинговые компании. Такие компании предоставляют фирмам оборудование, суда, самолеты и т.д.

в аренду сроком от 3 до 15 лет и более без перехода права […]

Возникновение рынка форфейтирования определено изменениями в структуре мировой экономики, происшедшими в конце 50-х начале 60-х годов, когда рынок продавца товаров производственного назначения постепенно преобразовывался в рынок покупателя этих товаров.

Значительное развитие международной торговли сопровождалось усилением тенденции роста требований импортеров продлить срок традиционного 90-180-дневного коммерческого кредита.

Это время характеризуется снижением уровня таможенного противостояния, которое явилось следствием […]

Факторинг это разновидность торгово-посреднической операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, и представляет собой покупку специализированной компанией (специальным отделом банка) денежных требований экспортера к импортеру, с последующей их инкассацией. В основе факторинга лежит «дисконтирование фактур», т.е. покупка факторинговой компанией счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты 70-90% стоимости отфактурованных поставок (суммы фактуры) и уплаты остальной части […]

Источник: https://www.economy-web.org/?p=609

Функции государственного регулирования в переходной экономике

Любое системное целое, как и сложный, системный процесс, не может обойтись без регулирования или управления.

Различие заключается в том, что одни системы регулируются внутренними, как бы встроенными механизмами, и поэтому являются саморегулируемыми (например организм человека), а другие, не обладая собственным механизмом саморегулирования, либо в условиях, когда его недостаточно, становятся несаморегулируемыми, т.е. регулируемыми извне. Эти два типа регулирования, рассматриваемые по отношению к экономике, называются:

  1. спонтанным
  2. государственно-организованным.

Замечание 2

При этом, главным для того и другого механизма является обеспечение взаимодействий элементов системы и условий для достижения её целевого эффекта.

Экономическое вмешательство государства в современный рынок необходимо для осуществления следующих функций, которые не в состоянии выполнить любой рынок. Это, прежде всего:

  • разработка и контроль за хозяйственным законодательством, представляющим единые «правила игры» для рыночных субъектов;
  • организация общенациональной денежной системы;
  • оптимизация структуры национального продукта и производства;
  • перераспределение доходов в целях оказания помощи инвалидам, остронуждающимся, безработным;
  • антимонопольное регулирование;
  • проведение антиинфляционной политики;
  • антикризисная политика.

Замечание 3

Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике приводит к следующему выводу: нерегулируемого рынка фактически вообще не бывает, ибо в определённом воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный, свободный рынок.

Однако, даже самая рыночная экономика не составляет ещё всю экономику страны. Рынок ведь занят лишь теми потребностями, которые выражаются через платёжеспособный спрос и приносят частному товаропроизводителю прибыль.

В этот круг «выгодных» потребностей и производств не входит целый ряд иных – невыгодных.

Но они представляют собой жизненно важные потребности общества, например: национальная оборона, охрана общественного порядка, единая энергосистема, водопроводная сеть страны, здравоохранение, защита от наводнений и т.д.

Рисунок 1.

Производство таких нерентабельных с позиций частного капитала, но необходимых для страны товаров и услуг составляет особый сектор экономики – так называемый государственный сектор. Кстати, в $80$-х гг.

нашего века государственный сектор (по доле добавленной стоимости) составлял во Франции — $17\%$, в Италии — $14\%$, в ФРГ — $12\%$, в Англии — $11\%$. Притом от того, как развит сектор, зависит состояние всей экономики, в том числе и рыночного, частного её сектора.

Отсюда – вторая группа функций государства, связанная с управлением государственным сектором экономики.

Однако в переходный период экономика находится в особом состоянии промежуточности между разными типами экономических систем. Это, естественно, существенно влияет на объем, направления и функции государственного регулирования.

Так, при межсистемном переходе (от одной системы к другой) возникает необходимость серьёзнейших институциональных реформ – таких преобразований, которые трансформируют важнейшие институты социально-экономической системы: права, собственности, тип государственного устройства и т.д.

Эти изменения настолько масштабны и существенны, что приводят к трансформации государственного регулирования в переходный период.

Определение 1

Под трансформацией функций государства понимается изменение его главной целевой функции, а также связанная с этим актуализация и расширение одних функций и сужение других.

Более того, в переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной базы данной страны.

Это значит, что одни законы и инструкции должны быть отменены, а другие созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязано.

Обычно в переходный период существенно изменяются также общенациональная денежная, банковская системы, бюджетно-налоговая политика, социальная политика, а это все – заботы государства.

Как видим, функций у государства становится больше, и сами они усложняются. Их в переходный период можно разделить на три основных блока (группы):

  1. По формированию и регулированию новых законов, отношений, секторов и инфраструктуры в экономике;
  2. По реформированию и управлению государственным сектором экономики;
  3. По разрешению противоречий, связанных с переходным периодом, и по социально-экономической стабилизации.

Направления государственного регулирования переходной экономики

  1. Регулирование инвестиций как основы экономического роста осуществляется через: государственные капитальные вложения — в $1995$г. были осуществлены в размерах $43,8$ трлн.руб.

    ($23\%$ всех инвестиций) за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; в $1999$г. их доля снизилась до $9\%$.

    налоговые инвестиционные льготы — осуществлённые предприятиями любых форм собственности инвестиции в производственные и непроизводственные фонды вычитаются из налогооблагаемой прибыли в размерах, не превышающих $50\%$ балансовой прибыли; инвестиционные кредиты.

  2. Регулирование сбыта через: государственные закупки (например, продовольствия); потребительские кредиты, которые пока не получили широкого развития.
  3. Регулирование рынка рабочей силы.
  4. Стимулирование НИОКР.

Особенности государства переходного периода

Особенности всех элементов государственного регулирования в условиях переходной экономики определяются специфическими чертами самого переходного государства:

1.Борьба за власть превратилась в главный фактор функционирования государства. 2.Реализация достаточно целостной стратегии рыночных преобразований осуществляется по принципу “шаг вперед — два назад”. 3.Разрушены старые, но отсутствуют новые механизмы реализации государственной политики на уровне центра и его взаимосвязей с регионами.

Замечание 4

Выявленные черты государства переходного периода свидетельствуют о том, что реформирование государства осуществляется через преодоление глубокого кризиса государственности, развернувшегося в обстановке последовательного усиления влияния политических факторов на содержание, последовательность и темпы осуществления реформационных процессов. В определенной мере его глубина обусловлена существованием глубокой теоретико-политической дилеммы о роли государства в переходной экономике.

В соответствии с приверженностью к той или иной стороне этой дилеммы сформировались две теоретико-политические позиции движения к рынку:

  1. Либеральное ограничение вмешательства государства в экономику и сосредоточение его функций на макроэкономической политике, осуществляемой монетаристскими методами.
  2. Кейнсианское обеспечение высокой, активной роли государства в системных преобразованиях.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/perehodnaya_ekonomika/funkcii_gosudarstva_v_perehodnoy_ekonomike/

Refpoeconom
Добавить комментарий