Тема 52. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

Конспект урока по теме

Тема 52. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

Тема: «Деньги, их функции».

Урок по обществознанию в 7 классе.

Актуальность: деньги в нашей жизни. Проблема исследования: С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека. 

Цель: познакомить учащихся с сущностью и назначением денег, а также с их функциями.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: закрепить определение понятия «деньги», познакомиться с историей возникновения денег. Выяснить, для чего нужны деньги.

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме, готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, презентационной), в разных источниках . Умение отбирать и перерабатывать полученную информацию. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями, рабочие листы. Приложение 1.

Основные термины: деньги, функции и виды денег, аверс, реверс, легенда, гурт.

Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок–исследование.

Методы:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент. 1 мин.

Доброе утро ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом классе. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. Но у нас очень много общего. Например, улыбки. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы на сегодняшнем уроке. Сегодня вы будете работать на индивидуальных рабочих листах, и оценивать каждый этап работы.

II. Актуализация опорных знаний по теме «Обмен, торговля, реклама» (слайд 1)5 мин.

— проверка домашнего задания соотнести определение с понятием:

Реклама

обмен одного товара на другой без помощи денег.

Бартер

мера, с помощью которого определяется ценность товара или его польза

Цена

отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товара путем купли-продажи

Торговля

Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

Стоимость

это стоимость, выраженная в денежной форме.

Взаимопроверка

Выставить оценки в рабочих листах.

Переход к новой теме, выяснение целей урока: 4 мин.

Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что такое обмен, реклама, цена товара, торговля и ее формы, а сейчас, прежде, чем мы продолжим урок, отгадайте загадку: (слайд 2)

Не любовь, а душу согревают.Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.Не магнит, а притягивают.Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат.

Что получают в день зарплаты?

Что прячут в сундуках пираты?

За что конфеты продают?

Какое слово выйдет тут? (Деньги)

— Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).

— Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.

— Запишите тему урока: «Деньги, их функции» (Слайд 3).

Как вы думаете, по какому плану мы сегодня будем работать: (ответы учащихся и составление плана).

1. Как деньги стали деньгами

2. Функции денег.

3. Деньги меняют обличье. (слайд 4)

III. Изучение нового материала: )20мин.

. Учитель:

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.

Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми.

А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент «Как деньги стали деньгами» и на основе этого составим кластер, также в помощь вам будут даны тексты. «Что было деньгами».

«Что было деньгами». (слайд 5)

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”.

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Проверьте кластер (слайд 6)

Оцените свою работу в своих рабочих листах.

2. Учитель:

— Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся), обобщение учителя:

(слайд 7) «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

Физминутка – 2 минуты (слайд 8)

3. Учитель: нам нужно с вами ответить на следующий вопрос

— Какие функции выполняют деньги? Откройте учебник на странице106 изучите информацию и составить схему. Составление дополнений к схеме на доске от каждой пары.

: «Функции денег». (слайд 9)

Работа со схемой ответы детей по карточкам на выбор.

Мера стоимости — при помощи денег сравниваются между собой разные товары, определяется их стоимость. У товаров появляется цена – стоимость товара, выраженная в деньгах.

Средство обращения — деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. При совершении акта купли – продажи деньги покупателем передаются из рук в руки продавцу.

Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем

Мировые деньги— деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.

4. Учитель: — А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Групповая работа

Задание №1

Единственное их занятие — торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).

Задание №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости).

Задание №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).

Задание №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)

Оцените свою работу в своих рабочих листах.

5. Учитель: — Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд 10) обобщение ответов детей)

6. Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета). Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. (слайд 11)

А сейчас практическая работа

Работа с наличными деньгами.

Учитель:

– У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями, один ученик у доски . (рисунок монеты)

(Текст) Язык монеты.

Аверс — лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства

Легенда – надпись на монете.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Гурт — боковая поверхность монеты. – (слайд 12)

IV. Закрепление изученного на уроке: Выполнение теста. (слайд 13)5 мин.

Тест.

А1. Одной из самых важных функций денег является: 

1) быть символом государства 2) быть мерой стоимости
3) содержать драгоценные металлы 4) быть ювелирным украшением

А2. К безналичным деньгам относятся:

1) чеки 2) купюры 3) монеты 4) банкноты
A3. Верно ли, что:
а) роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха; б) первые монеты в истории появились в Лидии?1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА4.

Верно ли, что:
а) название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем; б) все больше граждан нашей страны пользуются пластиковыми банковскими картами?1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныВзаимопроверка.

Выставить оценки в рабочих листах.


Дополнительное задание.

Решим задачи:

Учитель: . Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги?

Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

Прислушайтесь, как кричат зазывалы: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).

V. Итог урока. )4 мин.

Учитель: Деньги — универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг.

С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание.

Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. (слайд 15)

Что вы сегодня узнали на уроке?

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил и я хочу каждому из вас их раздать.

Вам на заметку:

 1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

ПОМНИТЕ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ.

VI. Домашнее задание

На доске по выбору на

«3» ответить на вопросы

«4» составить кроссворд по теме,

«5» написать эссе по теме «Какую роль играют деньги на развитие личности».

VII. Рефлексия)1 мин.

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали на уроке. А сейчас посчитайте свои оценки, и выставите себе оценку за урок. И также оцените урок. (слайд 14)

1. Я считаю, что урок был
интересным /скучным.

2.Я научился
многому / малому.

3. Я думаю, что слушал других
внимательно /невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии
часто /редко.

5. Результатами своей работы на уроке я
доволен /не доволен.

На этом наш урок закончен. Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.

Список используемой литературы:

1. Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.

2. Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./

Т.А. Аглинцева, Е.Н. Кукушкина, Г.М. Сухонос и др./

под редакцией А.В. Юрова. — М.: Финансы и статистика, 1994 — 288 с.

3. Учебник по обществознанию 7 класс. ./Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая. – М. Просвещение 2016г.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-dengi-i-ih-funkcii-3548998.html

ЕГЭ. Экономика. Тема 15. Деньги

Тема 52. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

Деньги – это товар особого свойства, который является всеобщим эквивалентом  при обмене товаров, то есть на них можно купит и продать любой товар или услугу, они выражают их ценность.

Свойства денег

  • Делимость – способность размениваться на более мелкие.
  • Узнаваемость — тяжелы в подделке
  • Стабильность – более или менее одинаковая стоимость сегодня и завтра
  • Портативность – удобны в использовании, занимают мало места.
  • Износостойкость – имеют срок службы
  • Однородность — равное количество денег разными видами имеют одинаковую стоимость (например, тысяча равна 500+500)
  • Ликвидность — насколько легко и быстро можно обменять деньги на товар.

Функции денег

  1. Мера стоимости — именно они определяю, сколько что стоит.
  2. Средство обращения – то есть именно за деньги мы продаём и покупаем товары, они обращаются, то есть переходят от продавца к покупателю. Деньги – своеобразный посредник между ними.

    Это позволяет избежать бартера — обмена товара на товар.

  3. Средство платежа – деньгами мы оплачивает услуги ЖКХ, налоги, получаем и оплачиваем кредиты, а также получаем заработную плату. и т.д.

  4. Средство накопления – именно деньги, их количество может свидетельствовать о материальном состоянии отдельного человека, фирмы и государства в целом.
  5. Мировые деньги – эту функцию на сегодняшний день выполняют евро и доллар, то есть они принимаются к оплате в любом государстве и могут быть обменены на любую национальную валюту.

Виды денег

Наличные – передаются из рук в руки в натуральном виде.

  • Металлические монеты, то есть денежные знаки из золота, серебра, меди, различных сплавов. В монетах различают аверс (лицевая сторона), реверс (обратная сторона), а также гурт (обрез)
  • Банкноты – бумажные деньги.

Безналичные – не предаются из рук в  руки в руки, это записи на счетах в банках.

В последние годы стали использоваться пластиковые кредитные карточки, которые являются не деньгами, а лишь инструментом, средством для получения и перечисления денег в финансовые учреждения.

Полноценные — неполноценные деньги

Полноценные – это деньги,  стоимость которых равна стоимости материала, из которого они были изготовлены: золото, серебро.

Неполноценные — это деньги, стоимость которых значительна ниже того материала, из которого они изготовлены. Например,  как бы качественно ни была изготовлена 1000-тысячная купюра, она не стоит 1000 рублей. На сегодняшний день в основном используют именно неполноценные деньги.

Электронные деньги

Большой популярностью пользуются электроны деньги

Две формы электронных денег:

  • Смарт – карты (электронные кошельки) – аналог кредитных карт, но без посредничества банка.
  • Сетевые деньги – программное обеспечение, с помощью которого деньги переводятся по электронным коммуникативным сетям, в том числе и через Интернет.

Удобство электронных денег, дешёвое обслуживание, практически невозможность украсть их, подделать исключает финансовую преступность. В будущем именно электронные деньги, считают экономисты, заменят не только наличность,  но и кредитные карточки.

Денежная масса – это наличные деньги + безналичные средства на счетах физических и юридических лиц.

Группы денежной массы

  • Наличные – деньги, находящиеся на руках, используемые в обращении
  • Счета до востребования – различные вклады, которыми может владелец пользоваться по своему желанию.
  • Срочные вклады – ими можно пользоваться по определённым условиям.
  • Валютные счета.

Денежные агрегаты – это показатели структуры  денежной массы, видов денег и денежных средств.

Виды денежных агрегатов

  • МО – наличные деньги в обращении
  • М 1 = МО + счета до востребования
  • М2 = М1 + срочные вклады
  • М3= М2 + сертификаты и облигации государственных займов.

Из истории денег

  • Сегодня сказать точно, когда появились первые деньги невозможно. Но приблизительно 4500 лет назад. На глиняной табличке Междуречья того времени писалось о долге, который необходимо выплатить серебром.
  • Формы денег были различные: каменные, бруски из соли, деньги  –перья, раковины и многие другие.
  • Первые монеты – металлические пластинки с рисунком — изготовлены в Малой Азии, в царстве Лидия( современная Турция) около 600 г до н.э.
  • Бумажные деньги впервые стали изготавливать в Китае в 910 году.
  • 1440- Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок для книг. Но скоро его стали использовать для печатания денег
  • 1661- создан первый банк— в Швейцарии.
  • 1768-1769- выпущены первые русские бумажные деньги в правление Екатерины 2.
  • В России Государственный банк был основан в 1860 г.
  • 1950- создана первая кредитная карточка Diners Club
  • 1993- изобретение «цифровых» денег, на основании которых чуть позже появятся смарт-карты.
  • 1995- год великого перелома. Окончательная победа цифровых денег над бумажными (так в США в 1995 году 90 % переводов платежей производилось в электронном виде).
  • 2002 – введение мировой валюты— евро.
  • 2003 – экономист Роберт Мандел, лауреат Нобелевской премии, предсказал, что к 2040 году будет единая валюта ( доллар + евро+ японская йена), и назвал её – дей. Что ж, поживём- увидим.

Да, деньги играют важную роль как в жизни отдельного человека, так и всей страны. Но нельзя превращаться рабов денег. Деньги для человека, а не наоборот. Не нужно забывать об этом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-15-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8/

Урок «Деньги и их роль в экономике»

Тема 52. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

 Деньги и их роль в экономике.

Цели урока:

-приобретение навыков самостоятельного поиска необходимой информации;

-приобщение учащихся к творческой деятельности;

— раскрыть значение темы.

Задачи урока:

— расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике;

— развивать навыки поиска информации по заданной теме в источниках различного типа;

— развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок-конференция.

Оформление урока:

— мультимедиа;

— иллюстрационно-наглядный материал

— денежные банкноты, разменная монета России, иностранных государств.

Ход урока-конференции

I. Организационный момент.

          1. Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.

          2. Представление участников, членов жюри.

3. Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

Ни для кого не секрет, что экономика и деньги находятся между собой в теснейшей связи. Экономика без денег – все равно, что охотник без ружья, корабль без руля, пастух без кнута, кондитерская без конфет и пряников. Деньги – добрый и злой гений экономики, ее радости и ее печали.

Сегодня мы узнаем:

Как возникли и зачем нужны деньги, нельзя ли обойтись без них.

Где и каким образом используются деньги, как они применяются, какие функции выполняют.

Зачем к слову “деньги” часто добавляют эпитет “наличные” и что такое безналичные деньги.

Признаки подлинности денежных знаков России

Платежеспособность банкнот (презентация).

План выступлений.

Первое выступление.

Тема “История возникновения денег”.

Данный вопрос раскрывают два учащихся. Для раскрытия темы используют дополнительную литературу, исторические справки, Интернет.

История возникновения денег.

С тех пор как люди стали трудиться, и возникло разделение труда между работниками разных профессий, появилась необходимость в обмене продуктами труда и другими ценностями. Такой обмен затем превратился в торговлю.

Первоначально имел место натуральный обмен вещами между людьми. Горшки менялись на каменные топоры, рыба – на шкуру, овца – на козу. Никто в те времена и не мыслил, что все это можно обменивать на какие-то кружочки из металла (монеты) и тем более на бумажки, именуемые денежными знаками. Постепенно один из товаров становился универсальным объектом обмена.

В крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Там, где цивилизация пустила корни раньше, универсальным обменным средством становились слитки, плитки, бруски из металла, монеты.

В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Эволюция товара-посредника до возникновения монеты

Биография монеты в России

Итак, деньги – это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Деньги – это лучший измеритель, позволяю0щий сопоставить разнородные вещи, обеспечить эквивалентность обмена. Деньги позволяют решить важную экономическую и социальную задачи, становясь средством накопления богатств и средством существования.

ФактыИменаДаты
Первая чеканка монет на Руси (Киевская Русь)Владимир Красное СолнышкоX–XI вв.
Серебряные монетыХаны Золотой ОрдыXIII в.
Изготовление “гривны” из татарских серебряных монетДмитрии ДонскойXIII в.
Изготовление перечеканенных “ефимок”Царь Алексей МихайловичXVII в.
Реформа, запретившая князьям чеканить собственную монету, – возникновение национальной денежной единицыИван IIIXV в. 1440–1450 гг.
Изъятие из обращения старых монетЕлена Глинская1535 г.
Регулярная чеканка серебряного рубляПетр IXVII в.
Чеканка “червонцев” – золотых монетПетр I1718 г.

Еще раз о деньгах. Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260–1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. Английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1769 г.

Название “монета” (от латинского глагола “монес” – советовать) происходит от первого монетного двора, учрежденного в Риме в V веке до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские монеты достоинством в 10 таллеров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золотая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое слово “газета” обязано своим происхождением мелкой медной монете “газета”, которую чеканила в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г.

в Венеции появилось первое печатное издание (“Письменные ведомости”), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепилось за названием издания.

А из итальянского слово “газета” перешло в другие языки.

(презентация).

Второе выступление. Тема “Функции денег”.

Выступает один учащийся. Использует экономическую литература, предлагает задание.

Функции денег (презентация).

Деньги обслуживают процесс обращения посредством выполнения ими ряда функций:

мера стоимости

средства обращения

средства накопления

средства платежа

мировые деньги

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно. “Каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены”. (К. Маркс)

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР): осуществив продажу товаров (Т-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т).

Деньги как средство накопления. Если товаропроизводитель после продажи длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливая их. Накопление денег – это стремление каждого товаропроизводителя иметь денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний цен на рынке.

Деньги как средство платежа. Деньгами расплачиваются, выполняя всякого рода финансовые обязательства (заработная плата, займы, налоги, штрафы, арендные платежи и т.п.).

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

выплата заработной платы;

покупка товара за наличные деньги;

покупка товара в кредит;

уплата коммунальных услуг;

установление цены товара;

уплата долговых обязательств;

расчет во внешней торговле;

помещение денег в банк.

Правильные решения:

выплата заработной платы – средство платежа

покупка товара за наличные деньги – средство обращения

покупка товара в кредит – средство платежа

уплата коммунальных услуг – средство платежа

установление цены товара – мера стоимости

уплата долговых обязательств – средство платежа

расчет во внешней торговле – мировые деньги

помещение денег в банк – средство накопления

3. Третье выступление. Тема “Структура денежной массы”.

Выступают два учащихся. Для раскрытия темы подобран и демонстрируется большой наглядно-иллюстрационный материал.

Структура денежной массы (презентация).

Многообразие функций денег накладывает отпечаток на устройство денежной системы, вызывая необходимость в использовании различных разновидностей денежных устройств. Структуру денежной массы можно изобразить с помощью следующей схемы:

Наличность – это деньги в явном виде, своей первичной форме (бумажные денежные знаки и монеты).

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Сущность бумажных денег заключается в том, что эти денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл наделены государством принудительным курсом.

Безналичные деньги – одна из наиболее распространенных и прогрессивных форм использования денег.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными определенной суммы денег предъявителю данного документа.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выданный банком своему вкладчику и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указывается фамилия владельца, образец подписи, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению принципиально нового вида денег – электронных, когда все денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров.

4. Четвертое выступление. Тема “Признаки подлинности денег”.

Выступают два учащихся. При подготовке темы проведена большая работа с нормативными документами. Сделан сравнительный анализ защиты банкнот образца 1997 и модификации 2004 годов. Учащиеся использовали Интернет.

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности.

Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции.

Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу http://www.cbr.ru .

Направление работ учащихся по анализу современных российских банкнот (1997–2004 гг.):

чему или кому посвящена данная банкнота;

какой исторический момент изображен на лицевой стороне банкноты;

какой исторический момент изображен на оборотной стороне банкноты;

особенности степеней защиты банкнот номиналом 500, 1000, 5000 рублей (сравнительный анализ банкнот 1997–2004 гг).

5. Пятое выступление. Тема “Платежеспособность банкнот”.

Выступают два учащихся. Проведена большая практическая работа по определению платежеспособности банкнот. Интервьюировали покупателей, учащихся техникума о знаниях платежеспособности банкнот.

Платежеспособность банкнот.

Банкноты с повреждениями по платежеспособности разделены на три группы:

банкноты с незначительными повреждениями, которыми можно расплачиваться везде;

банкноты, которые следует сдавать в платежи или к обмену только в кредитной организации;

банкноты, не принимаемые в платежи и не подлежащие обмену.

Кассиры всех организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности и сферы деятельности должны принимать без ограничения суммы от граждан банкноты Банка России по установленным правилам.

III. Подведение итогов конференции. Награждение участников.

IV. Разноуровневое домашнее задание.

1 уровень

Определите, являются ли верными утверждения

1. Альтернативная стоимость товара может быть выражена в денежных единицах.

2. Цена товара может быть выражена не только в денежных, но и в натуральных единицах.

3. Основным недостатком товарных денег является то, что их тяжело и неудобно носить.

4. Во многих коммерческих банках при открытии счета владельцу выдают пластиковую карточку, которая содержит необходимую информацию о владельце и состоянии счета. С ее помощью в банковском автомате можно получить определенную сумму денег, а в некоторых магазинах, сервис-центрах, ресторанах — расплатиться. Такая карточка является одной из форм денег.

2 уровень

Объясните, какой смысл сокрыт в высказывании царя Соломона: “Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота”.

3 уровень

Предложите схему, которая бы связала воедино основные функции и свойства денег и определения денежных агрегатов.

VI. Используемая литература:

1.Финансы, денежное обращение и кредит — Самсонов Н.Ф. – Учебник, 2007.

2.Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит – М.:Форум, 2009

3.Климович А.И. Финансы, денежное обращение и кредит – М.:Форум, 2007

4.Интернет по адресам http://www.cbr.ru , www wikipedia.ru.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_dengi_i_ih_rol_v_ekonomike_100509.html

Основные функции денег — понятие, сущность и функции денег

Тема 52. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

Что определяет цену товаров, услуг? Деньги. Купюры впервые были созданы в 10 веке в Китае, а в России появились в 18 веке. Сейчас же представить экономику без них невозможно. Необходимо рассмотреть функции денег, чтобы понять, почему они так важны.

Первые китайские и русские купюры

Основные функции денег

Само их содержание проявляется в функциях. Эта тема вызывает постоянные споры между экономистами. Сторонники марксистской теории утверждают, что деньги на сегодняшний день выполняют 5 функций, но они по-разному определяют каждую из них. Те, кто не являются представителями марксистской теории, признают существование функций, но склоняются к выделению только 3 основных.

Функции могут изменяться, ведь им свойственная динамичность. Так как деньги в разное время использовались для достижения разных целей, их функции возникли не за 1-2 дня, а складывались постепенно. некоторых из них значительно поменялось, некоторые вообще ушли в прошлое. Деньги, которыми мы пользуемся сейчас, вполне могут измениться, что естественно повлечёт за собой и изменение их функций.

Темпы инфляции и виды денег значительно влияют на то, как эти функции работают.

Сейчас общепринятыми являются такие функции денег, как:

  • мера стоимости;
  • средство обращения;
  • средство платежа;
  • средство накопления стоимости;
  • мировые деньги.

5 главных задач, на выполнение которых нацелены денежные ресурсы

Мера стоимости

Выражается в том, что деньги измеряют стоимость конкретной услуги, товара, устанавливая конкретную цену. Именно это и обеспечивает удобство функционирования рыночного хозяйства.

Здесь можно выделить 2 подфункции – деньги для выражения и измерения стоимости.

Это связано с тем, что нельзя установить цену товара или услуги, не сравнив их с каким-либо стандартом, образцом, для которого установлена общепризнанная стоимость. Самый яркий пример этой функции – те времена, когда золото и серебро считались общим эквивалентом, и цена услуги или товара представляла конкретную массу золота или серебра.

Цену можно было бы выразить и через количество затраченного труда и времени, но этот способ невозможен, так как затраты труда за конкретное время имеют большие различия. Другой вариант – выражать стоимость одного товара через стоимость другого.

Такой метод используется в системах с бартерным обменом.

Но в таком случае, так как на рынке существует несколько видов товара, получается, что один товар может иметь несколько разных цен, которые будут зависеть от того, на какой товар он обменивается.

На макроэкономическом уровне через меру стоимости можно также сравнивать объёмы ВВП, финансовых ресурсов, инвестиций разных стран, что, в свою очередь, позволяет регулировать, изменять и совершенствовать экономическую жизнь.

Основной смысл меры стоимости

Средство обращения

Первая функция только устанавливает цену и не включает продажу товара. В данном случае денежные ресурсы являются посредниками обмена товаров, который проходит в 2 этапа:

  • продажа товара за деньги;
  • покупка на эти деньги нового товара.

То есть выстраивается цепочка: т – д – т (сравните с бартерной системой, когда товар сразу переходит в товар). Можно сказать, что деньги не имеют пространственных и временных границ в качестве средства обращения.

Ведь продавец может реализовать продукцию в удобное для него время и на любом рынке, то же касается и покупки. Из-за этого может возникнуть следующая ситуация: продавец получает от продажи определённую сумму, но не покупает на неё какой-либо товар.

Получается, что другой производитель не может продать товар, в итоге всё это ведёт к экономическим кризисам.

Деньги, выполняя эту функцию, всегда находятся в обращении в отличие от товаров, которые из него выходят. Кроме того, как средство обращения используются наличные, реальные деньги, а идеальные выступают как мера стоимости.

В то же время существование двух отдельных этапов (Т-Д и Д-Т) оказывает и положительное влияние на экономику: повышает конкуренцию производителей, обеспечивая тем самым более высокое качество, повышает предпринимательскую активность и расширяет товарно-денежные отношения.

Основной смысл средства обращения

Средство платежа

Деньги как средство платежа выполняют функцию погашения долговых обязательств. Такой способ применения возник, когда появилась продажа товаров в кредит, то есть возможность заплатить не сразу, а в будущем.

Кажется, что эта функция схожа с предыдущей, однако у них есть значительные различия.

Деньги как средство платежа отличаются от тех, которые выступают в роли средства обращения, потому что между моментом продажи в долг и выплатой долга проходит определённое время.

За этот период могут поменяться кредитор и должник, стоимость денег и другие условия. В результате стоимость платежа может оказаться неравной стоимости товара. Такое, например, происходит при инфляции.

Как средство и платежа, и обращения они передаются между экономическими субъектами, а значит, участвуют в денежном обращении. То есть когда речь идёт об общей массе денег в обращении, одновременно включается их количество в 2 функциях.

Так как рыночная экономика сейчас представляет широко развитую систему, денежные ресурсы, как средство платежа, применяются во множестве сфер:

  1. Платежи в финансовые фонды.
  2. Дарение.
  3. Страхование имущества.
  4. Оплата труда работников предприятиями.
  5. Платежи по взаимным долговым обязательствам и другое.

Основной смысл средства платежа

Средство накопления стоимости

Деньги на некоторое время могут выйти из оборота. Так, появляются денежные накопления, которые могут быть представлены денежными ресурсами граждан или целых хозяйственных субъектов. Накопления образуются в основном, когда доходы бывают выше расходов, или когда планируются большие расходы в будущем. Их самая подвижная часть – это наличные деньги.

Как средство накопления они значительно помогают развивать кредитные отношения. Ведь временно неиспользуемые деньги могут предоставляться в качестве взаймы гражданам или организациям. Это позволяет более грамотно и продуктивно использовать экономические ресурсы и повышать производительность.

Свободные денежный капитал может быть вложен в ценные бумаги, но тогда не стоит считать его исключительно средством накопления. Денежные сбережения не увеличивают количество дохода и могут обесцениться в случае инфляции. Поэтому возникает проблема того, как грамотно размещать денежные ресурсы. Для её решения следует соблюдать следующие правила:

  • быть уверенным в надежности вложения;
  • получать доход от накоплений;
  • убедиться, что риск минимален;
  • иметь возможность в любой момент использовать эти деньги.

Основной смысл средства накопления

Мировые деньги

Здесь финансы включаются в мировой оборот и обеспечивают экономические связи между разными странами.

Группа исследователей считает, что мировые деньги нельзя рассматривать как отдельную функцию. Почему? По сути, они выполняют все то, что было описано ранее, то есть целый комплекс задач, и являются результатом их синтеза.

Эта точка зрения была бы верна, если бы все национальные деньги подлежали свободному обмену. Но обычно денежные ресурсы государства функционируют только внутри него. При выходе на мировой экономический рынок требуются уже другие валюты.

Поэтому мировые деньги можно и нужно рассматривать как отдельную функцию.

В 19 веке, согласно Парижскому соглашению, золото стало использоваться как мировые деньги, то есть платежи между государствами производились с помощью золота или банкнот, которые можно было разменять на золото. Когда появились знаки стоимости, расчёты начали осуществлять свободно конвертируемыми валютами, например, долларами США.

Мировые финансы

Наряду с основными есть и функция средства формирования сокровищ. Ранее она применялась в случаях, когда необходимо было установить равновесие между товарами и денежной массой. Сокровища и накопления – разные понятия. Сокровища создаются без конкретной цели, чаще – когда нет возможности эффективного их применить. Накопления – это откладывание финансов для достижения цели.

Сокровища создавали, чтобы:

  • защитить от кражи;
  • предотвратить обесценивание;
  • иметь запас ценностей, которые могут понадобиться, например, в случае катастроф.

Процесс эволюции денег

Здесь можно выделить несколько этапов, когда финансы использовались как:

  1. Мера стоимости – это было их первоначальное предназначение.
  2. Средство обращения.
  3. Средство для платежа. На этом этапе появилось несовпадение по времени между моментом продажи и оплаты, то есть появилось такое экономическое явление, как кредит.
  4. Средство распределения.
  5. Средство накопления.
  6. Валютный обмен.

Постепенное развитие

Можно заметить, что каждая функция показывает изменения, происходившие на каждом этапе эволюции денежных ресурсов.

Таким образом, функции появлялись последовательно, и некоторые из них создавали предпосылки для образования других. В совокупности они отражают движение денежной массы. Между основными функциями денег есть тесная взаимосвязь, поэтому рассматривать их нужно в единстве.

Наглядные примеры всех 5 задач

Источник: https://yaroshok.ru/earnings/the-main-functions-of-money/

Refpoeconom
Добавить комментарий