Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: 1. Положительный и отрицательный внешние эффекты. Рыночная сделка

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
1. Положительный и отрицательный внешние эффекты. Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.

Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстернали-ем).

Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.

), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).

Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.

Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис 34.1).

Рис. 34.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта

D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки; O – общественный оптимум производства.

Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис. 34.2).

Рис. 34.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта

D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки общества; O – общественный оптимум производства.

Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.

2. Влияние государства на внешние эффекты. Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:

1) запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;

2) установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;

3) введя налоги Пигу (Р. Пигу (1877–1959) – американский экономист), которые имеют специальное назначение – нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;

4) установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.

Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза.

Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т. е.

низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.

3. Чистое общественное благо. Внешние эффекты – не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.

Все блага можно разделить на:

– частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;

– чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);

– промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного.

Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом.

В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм.

Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства).

Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

Типичными примерами общественных благ являются:

– национальная оборона;

– фундаментальные научные исследования;

– программы борьбы с бедностью.

Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод.

Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком.

В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.

Источник: https://finances.social/ekonomika_873_875/tema-vneshnie-effektyi-obschestvennyie-128788.html

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

1. Положительный и отрицательный внешние эффекты. Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.

Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстернали-ем).

Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.

), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).

Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.

Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис 34.1).

Рис. 34.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта

D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки; O – общественный оптимум производства.

Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис. 34.2).

Рис. 34.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта

D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки общества; O – общественный оптимум производства.

Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.

2. Влияние государства на внешние эффекты. Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:

1) запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;

2) установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;

3) введя налоги Пигу (Р. Пигу (1877–1959) – американский экономист), которые имеют специальное назначение – нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;

4) установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.

Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза.

Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т. е.

низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.

3. Чистое общественное благо. Внешние эффекты – не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.

Все блага можно разделить на:

частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;

– чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);

промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного.

Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом.

В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм.

Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства).

Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

Типичными примерами общественных благ являются:

– национальная оборона;

– фундаментальные научные исследования;

– программы борьбы с бедностью.

Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод.

Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком.

В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.

Предыдущая21222324252627282930313233343536Следующая

Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 345; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-14658.html

§3. Внешние эффекты и общественные блага

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Внешние эффекты (экстерналии)— это воздействие экономическихсубъектов, участвующих в данной сделке,на третьих лиц, не принимающих участияв сделке; факторы, которые не учитываютсяпри определении валового национальногопродукта, но оказывают влияние наблагосостояние людей.

Различают положительные и отрицательныевнешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты(негативные экстерналии)— этонегативное воздействие участвующих всделке экономических субъектов натретьих лиц; это стоимость использованияресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могутбыть результатом и производства, ипотребления товаров, обмениваемых нарынке. Примером отрицательного внешнегоэффекта может выступать сброс отходовпроизводства в реку, используемую дляводозабора и/или для рыбной ловли икупания. Чем больше объем сброса отходовв реку, тем больше вред, наносимыйполезности, связанной с использованиемреки.

Положительные внешние эффекты —это благоприятные воздействия участвующихв сделке экономических субъектов натретьих лиц; это полезность, не отраженнаяв ценах.

При положительном внешнем эффектепредельная общественная полезностьпревышает предельную индивидуальнуюполезность.

В связи с тем, что извлекающие внешниевыгоды третьи лица не принимают участияв заключении и совершении сделок сданным товаром, их выгоды не берутся вовнимание при заключении таких сделок,а устанавливающиеся на рынке равновесныецены и количество отличаются от техвеличин, которые были бы получены приподобном учете.

Отсюда результатомположительных внешних эффектов являетсянедостаточный выпуск и занижение ценыданного продукта, что приводит к снижениюэффективности экономики.

Поэтому, чтобыобеспечить эффективный объем выпуска,необходим такой механизм, благодарякоторому третьи лица, использующиевнешний эффект, вносили бы свой вкладв его получение и потребление.

При этомодна часть вклада третьих лиц направляласьбы на снижение цены, уплачиваемойпотребителями, с тем чтобы стимулироватьрост их потребления, а другая частьиспользовалась бы для компенсациилюбого увеличения предельных издержек,с тем чтобы поощрять производителейувеличивать выпуск продукции.

Общественные блага — блага,выгода от пользования которыми неразделимораспределена по всему обществу, независимоот того, хотят или нет отдельные егопредставители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются засчет общего налогообложения, а непокупаются отдельными потребителямина рынке. Примером общественного благаслужит система национальной обороны,поскольку касается всех и каждого вравной степени.

Заметим, что кроме общественных благсуществуют еще и общественные «антиблага»- общественные блага, равномерноналагающие издержки на группу людей.

Это нежелательные побочные продуктыпроизводства или потребления: тепличныйэффект, при котором сгорание полезныхископаемых угрожает глобальной переменойклимата; загрязнение воздуха, воды ипочвы отходами химической промышленности,производством энергии или использованиемавтомобилей; кислотные дожди; радиоактивныевыбросы по причине испытаний ядерногооружия; источение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага ичистые частные блага.

Чистое общественноеблаго — благо,которое потребляется коллективно всемилюдьминезависимоот того, платят они за него или нет.Получение полезности от обеспечениячистым общественным благом единственнымпотребителем невозможно.

Чистое частное благо— благо,которое можно разделить среди людейтак, что другим от этого не будет никакойвыгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественныхблаг часто требует государственныхдействий, то частные блага можетэффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благоприносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чистообщественными, ни чисто частными.Например, услуги полиции, с одной стороны,представляют собой общественное благо,а с другой, — раскрывая кражи со взломом,они оказывают частную услугу конкретномулицу.

Чистые общественные блага имеют двеосновные особенности.

1. Чистые общественные блага обладаютсвойством неизбирательности в потреблении,означающим, что при данном объеме благаего потребление одним человеком неснижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественныхблаг не обладает исключительностью впотреблении, т. е. не является исключительнымправом. Это означает, что потребители,не же-лающие платить за такие блага, немогут быть лишены возможности ихпотребления. Чистое общественное благоневозможно выпускать «мелкими порциями»,которые можно было бы распределитьчерез кассовый автомат.

Поскольку внешние эффектысуществуют в экономике длительноевремя, к решению их проблем неизбежнопривлекается государство. Выделяютследующие формы государственногорегулирования56.

Административно-командныеметоды, которыесводятся к прямым запретам или требованиямвыполнения экономическими субъектамиопределенных действий. Государственныеорганы устанавливают уровни предельнодопустимых концентраций (ПДК) вредныхи токсичных веществ и объявляют их ввиде административных приказов.

Однако административно-командные методырегулирования внешних эффектов неприводят к оптимальному размещениюресурсов.

Корректирующие налоги.Корректирующий налог(налог Пигу) — налог на выпуск товаровили услуг, который поднимает предельныеиндивидуальные издержки до уровняпредельных общественных издержек иприводит к сокращению производства.

Корректирующие субсидии.Корректирующиесубсидии — это платеж потребителям илипроизводителям товара, потреблениекоторого создает положительный внешнийэффект. Такие субсидии предназначеныдля интернализации внешнего эффектапосредством оказания такого понижающеговоздействия на цену потребления товара,которое увеличит объем его производствадо эффективного уровня.

Вопросы для закрепления:

    1. Дате определения социальной политики государства.

    2. Какие предприятия и организации относится к социальной сфере?

  1. Основные направления социальной политики.

  2. Показатели, определяющие доходы населения.

  3. Индекс потребительских цен, определение, формула расчета.

  4. Реальный доход, определение, формула расчета.

  5. Перечислите статьи доходов (из чего они формируются).

  6. Понятие уровень жизни.

  7. Что отражает прожиточный минимум?

  8. Понятие минимальная потребительская корзина.

  9. Минимальный уровень заработной платы.

  10. Кривая Лоренца, изобразите графически, дайте пояснения.

  11. Что можно рассчитывается при помощи коэффициента Джинни.

Источник: https://studfile.net/preview/2623195/page:50/

Тема 34. внешние эффекты и общественные блага • Экономика Конспект лекций, Салов А.И., 2009

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

   1. Положительный и отрицательный внешние эффекты. Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.

   Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстернали-ем).

Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.

), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).

   Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.

   Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис 34.1).

   Рис. 34.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта

   D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки; O – общественный оптимум производства.

   Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис. 34.2).

   Рис. 34.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта

   D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки общества; O – общественный оптимум производства.

   Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

   Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.

   2. Влияние государства на внешние эффекты. Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:

   1) запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;

   2) установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;

   3) введя налоги Пигу (Р. Пигу (1877–1959) – американский экономист), которые имеют специальное назначение – нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;

   4) установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.

   Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза.

Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т. е.

низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.

   3. Чистое общественное благо. Внешние эффекты – не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.

   Все блага можно разделить на:

   – частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;

   – чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);

   – промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного.

Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом.

В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

   Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм.

Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства).

Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

   Типичными примерами общественных благ являются:

   – национальная оборона;

   – фундаментальные научные исследования;

   – программы борьбы с бедностью.

   Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод.

Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком.

В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.

Источник: https://uchebnik.biz/book/525-yekonomika-konspekt-lekcij/33-tema-34-vneshnie-yeffekty-i-obshhestvennye-blaga/

Внешние эффекты и общественные блага

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Государственноерегулирование экономических отношений имеет особое значение, когда речь идёт о внешнихэффектах и общественных благах. Что означают эти термины?

Людив большинстве своём действуют, чтобы удовлетворить какие-либо свои нужды. То,что они получают в результате – это внутренний эффект. Допустим,вы устраиваете дома вечеринку на свой день рождения.

Пригласили всех друзей,потанцевали от души, фейерверк вечером запустили. Что вы получили в данномслучае? Каков внутренний эффект? Отдохнули от серых будней, с товарищамипообщались, наверное, покушали всяких вкусностей.

 Ачто получили окружающие? Те, кто не были приглашены на вечеринку? Родители –кучу немытой посуды, соседи – шум. Одна молодая семья вообще заснула под утро:разбуженный грохотом праздничного салюта малыш долго не мог угомониться.

Асчастливому папаше на работу идти… В общем, производительность в его компанииточно была ниже обычной. Те издержки, которые вынуждены нести в результатеваших действий сторонние люди – это и есть внешние эффекты.

Онипроявляются и в рыночной деятельности. Представим себе цементный комбинат. Припроизводстве этого востребованного строительного материала в воздух иззаводских труб попадает цементная пыль. Она оседает на крышах домов, листведеревьев. Всё вокруг становится серым. Сушить на улице выстиранное бельёхозяйки уже не могут.

Вместе с воздухом мельчайшие частицы цемента попадают влёгкие, что может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Все эти издержкинесут люди, которые не имеют никакого отношения к работе предприятия. Они никакне влияют на стоимость производства цемента, не включены в рыночную цену,являются внешними по отношению к ней.

Новнешние эффекты не всегда только отрицательные. Третьи лица могут получать ивыгоды от рыночной сделки, к которой сами не имеют отношения. Пасечник разводитпчёл, продаёт мёд. А владельцы соседних полей, садов и огородов получаютбесплатных, но очень ответственных и трудолюбивых опылителей. Это внешняявыгода никак не отражается на доходах пчеловода и в рыночную цену мёда невключается.

Чтос этим может сделать государство? Есть такой термин «интернализациявнешних эффектов». Не пугайтесь, вам совсем не обязательно егоупотреблять. Это – для более продвинутых экономистов. Но на всякий случай,поясним, вдруг встретите в каком-нибудь тексте, учебном пособии.

Внешниеиздержки по-другому называют экстерналии, а внутренние – интерналии.Это как экстернат, когда вы учитесь сами, не посещая школу, а потомсдаёте экзамены. И интернат, когда в школе, практически, живёте.

Таким образом,интернализация внешних эффектов – это превращение их вовнутренние.

Разберёмна примерах. Если деятельность компании имеет отрицательные внешние эффекты,например загрязнение атмосферы или воды, то государство может вынудить её нестидополнительные издержки.

Артур Сесил Пигу, известный английскийэкономист первой половины двадцатого века, предложил ввести специальныеналоги, которые бы позволили скорректировать негативные для обществапоследствия.

Их так и принято называть – налоги Пигу.

 Например,в ФРГ предприятия, которые сбрасывают отходы в бассейн Рура, вносят платежи вспециальный государственный фонд. Деньги эти потом используются дляфинансирования различных экологических проектов, в том числе для очистки реки.Размеры этих платежей зависят от того, какие именно отходы спускаются в Рур и вкаких количествах.

Кроме того что снижаются государственные, то есть,общественные затраты на ликвидацию последствий этого внешнего эффекта, фирмыстановятся кровно заинтересованы в том, чтобы уменьшать количество выбросов.Ведь это теперь не только внешние, но и их внутренние издержки.

Кстати, Рурсейчас гораздо чище, чем реки в промышленных районах других стран.

Длярешения проблем загрязнения окружающей среды есть и другой путь. Общедоступные,естественные блага можно попытаться превратить в капитальные, за которые нужноплатить. Ввести предельные нормы содержания вредных веществ в отходах. Выбрасываешьбольше – получи штраф. Заплати за то, что использовал чистый воздух или воду,заменил их на грязные.

Чистый воздух – естественное благо,

он доступен всем.

Загрязняешь его – плати!

Сдругой стороны, государство может поощрить тех производителей, внешние эффектыдеятельности которых положительны. Например, льготным налогообложением илисубсидированием. Вспомним, что субсидия – безвозвратная ссуда.

Итак,учитывать внешние эффекты, корректировать их частным лицам, фирмам невыгодно,иногда невозможно. Сделать это может только государство. Оно же может решитьэкономические проблемы, связанные с общественными благами. Вообще, все благаможно разделить на три большие группы: частные, чистыеобщественные и промежуточные.

Частнымблагом может воспользоваться только один потребитель – они исключительные.То есть, если вы съели пирожок, другой человек его уже съесть не сможет.Частные блага являются объектом соперничества, конкуренции между потребителями.Приобретая их, вы сокращаете возможности других людей ими воспользоваться.

Чистыеобщественные блага – прямая противоположность: они неисключаемыи неконкурентны. В качестве примера приведём охрану государственныхграниц.

Если они надёжно охраняются, то этим благом могут воспользоваться всеграждане государства. И те, чьи налоги не идут на содержание пограничных войск,потому что они их не платят, тоже.

И если численность населения страныувеличится, охрана границы не станет от этого менее надёжной, вновь родившиесяграждане могут также рассчитывать на их крепость.

Некоторыеобщественные блага обладают лишь одним из двух названных свойств. Например, онинеисключаемы, но конкурентны. Городским транспортом в час пик по-прежнему можетвоспользоваться каждый желающий, но попасть в него из-за наплыва потенциальныхпассажиров станет труднее.

Сэтой точки зрения то, что мы привычно считаем общественным благами, таковыми неявляются. Например, образование. Оно и конкурентно, и исключаемо. Есликоличество учащихся вырастет, нужны дополнительные здания, парты, учителя. Впротивном случае, не все смогут пойти в школу.

Введение платы за обучениевычеркнет из числа школьников тех детей, родители которых не смогут за нихзаплатить. То же самое касается и медицины.

Но эти вещи настолько важны дляразвития общества, что государства очень часть берут на себя их финансирование,чтобы все могли ими воспользоваться.

Общественныеблага не могут приносить прибыль именно потому, что доступ к ним нельзяили очень трудно ограничить для тех, кто не желает за них платить.Воспользоваться чем-то полезным «на халяву» хотят многие.

Это порождает такназываемую «проблему зайцев» или «проблему безбилетников». Исключить их изчисла потребителей общественных благ затратно, а иногда, и невозможно.

Поэтомуобщественные блага обычно предоставляются государством, их производствофинансируется из бюджета, то есть, из тех налогов, которые платят граждане ифирмы.

Источник: https://videouroki.net/video/28-vnieshniie-effiekty-i-obshchiestviennyie-blagha.html

Тема 18 Внешние эффекты и общественные блага

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Тема 18 Внешние эффекты и общественные блага

Темы для обсуждения n Внешние эффекты n Способы устранения несостоятельности рынка n Внешние эффекты и права собственности n Ресурсы, находящиеся в общественной собственности Тема 18 Слайд 2

Темы для обсуждения n Общественные блага n Индивидуальные предпочтения на общественный товар Тема 18 Слайд 3

Внешние эффекты n Отрицательные l n Деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны Положительные l Тема 18 Деятельность одной стороны благоприятствует деятельности другой стороны Слайд 4

Внешние издержки n Пример l Сталелитейный завод сбрасывает отходы в реку l Количество жидких отходов может быть сокращено лишь при снижении объема производства (фиксированная пропорция используемых производственных факторов) Тема 18 Слайд 5

Внешние издержки n Пример l Предельные внешние издержки (MEC) – издержки рыбаков, работающих ниже по течению. l Предельные общественные издержки (MSC) равны предельным издержкам производства MC плюс предельным внешним издержкам от загрязнения MEC. Тема 18 Слайд 6

Внешние издержки Когда имеются отрицательные внешние эффекты, предельные общественные издержки MSC выше, чем предельные частные издержки. Разница равна предельным внешним издержкам MEC. MSC Цена Фирма, максимизирующая прибыль, производит q 1.

Эффективный же объем выпуска равен q*. MSCI MC S = MCI Отраслевой конкурентный выпуск равен Q 1. А эффективный — Q*.

Агрегированные общественные издержки отрицательных экстерналий P* P 1 MECI MEC D q* q 1 Объем выпуска фирмы Q* Q 1 Объем выпуска отрасли

Внешние издержки n Отрицательные внешние эффекты способствуют тому, что неэффективные фирмы остаются в отрасли и получается избыточное производство в долгосрочном периоде. Тема 18 Слайд 8

Внешние эффекты n Положительные внешние эффекты и неэффективность l Тема 18 Внешние эффекты могут также приводить к установлению слишком маленького объема производства, как показывает пример с ремонтом дома и разбивкой цветника. Слайд 9

Внешние выгоды Стоимость MSB Когда имеются положительные внешние эффекты, предельные общественные выигрыши MSB выше, чем предельные выигрыши D. D P 1 Эгоистичный владелец дома инвестирует в ремонт q 1.

Эффективный объем ремонта q* выше. Более высокая стоимость P 1 отбивает охоту в ремонте.

MC P* Отбивается ли охота к исследованиям и развитию внешними эффектами? MEB q 1 Тема 18 q* Объем ремонтных работ Слайд 10

Способы устранения несостоятельности рынка n Допущение: несостоятельность рынка проявляется в загрязнениях l Технология с фиксированными пропорциями u Необходимо снизить выпуск, чтобы уменьшить выбросы u Использование налога на произведенную продукцию l Замещение факторов в производственном процессе за счет альтернативной технологии Тема 18 Слайд 11

Нормативы выбросов Доллары за единицу выбросов Допущения: 1) Конкурентный рынок 2) Выпуск и решение о количестве выбросов независимы 3) Выбор выпуска, максимизирующего прибыль MSC 6 Почему это более эффективно, чем нулевые выбросы? 4 В Eo предельные издержки от снижения выбросов больше, чем предельные общественные издержки. В E 1 предельные общественные издержки больше, чем предель ные издержки на сокращение выбросов. 2 Эффективный уровень выбросов =12 (E*), где MCA = MSC. MCA E 0 0 2 4 6 8 10 Тема 18 E* 12 14 E 1 16 18 20 22 24 26 Количество выбросов Слайд 12

Способы устранения несостоятельности рынка n Способы снижения выбросов до уровня E* l Тема 18 Норматив выбросов (стандарт по выбросам) u Установленный законом предел концентрации вредных веществ в промышленных отходах на уровне E* (12) u Навязан с помощью денежных штрафов и уголовного наказания u Увеличение издержек производства и пороговой цены для входа в отрасль Слайд 13

Нормативы и налоги Долл. MSC Норматив Налог 3 E* 12 Тема 18 MCA Уровень выбросов Слайд 14

Способы устранения несостоятельности рынка n Способы снижения выбросов до уровня E* l Налог на выбросы (плата за выбросы) u Тема 18 Отчисления за каждую единицу объема вредных выбросов Слайд 15

Нормативы и налоги Долл. MSC Издержки меньше, чем налог, если выбросы не были уменьшены Налог 3 Сумма уплачиваемого налога E* 12 Тема 18 Общие издержки на уменьшение загрязнения MCA Уровень выбросов Слайд 16

Способы устранения несостоятельности рынка n Нормативы или налоги l Предположения u u Тема 18 Агентства, контролирующие загрязнение среды, располагают достаточной (ассиметричной) информацией Из-за административных расходов назначен один и тот же размер налога на выбросы или установить один и тот же норматив выброса для всех фирм Слайд 17

Способы устранения несостоятельности рынка n Преимущества налога l Когда для всех фирм устанавливаются одинаковые нормативы, налоги могут обеспечить тот же уровень выбросов с более низкими издержками. l Налоги являются для фирмы сильным стимулом, побуждающим к установлению нового оборудования, которое позволит сократить выбросы даже в большем объеме. Тема 18 Слайд 18

Способы устранения несостоятельности рынка n Выводы : Налоги или нормативы l Нормативы предпочтительнее, когда кривая предельных общественных издержек MSC имеет крутой наклон, а кривая предельных издержек на уменьшение загрязнения MCA остается пологой. l При отсутствии точной информации нормативы более надежны в снижении уровней выбросов, но оставляют неопределенными издержки на уменьшение загрязнения Тема 18 Слайд 19

Способы устранения несостоятельности рынка n Выводы : Налоги или нормативы l При введении налогов издержки на снижение уменьшение загрязнения определенны, однако они не обеспечивают надежности в отношении уровней сокращения выбросов. l Выбор предпочтительной политики зависит от характера неопределенности и форм кривых издержек. Тема 18 Слайд 20

Способы устранения несостоятельности рынка n Передаваемые лицензии на выбросы l Тема 18 Лицензии помогают развивать конкурентные рынки внешних эффектов.

u Агентство определяет общее количество лицензий и, следовательно, общий объем выбросов u Лицензии могут продаваться и покупаться, т. е.

Имеют рыночную стоимость u Фирмы с относительно высокими издержками на уменьшение загрязнения будут покупать больше лицензий Слайд 21

Издержки и выгода от сокращения выбросов двуокиси серы n Издержки от уменьшения выбросов l Перевод отопительных систем с угля и нефти на природный газ l Стоимость оборудования для контроля за выбросами Тема 18 Слайд 22

Способы устранения несостоятельности рынка n Переработка отходов l Домашние хозяйства могут избавляться от стекла и другого мусора с очень низкими издержками. l Такие низкие издержки создают несоответствие между частными и общественными издержками удаления отходов. Тема 18 Слайд 23

Внешние эффекты и права собственности n Права собственности l Правовые нормы, описывающие, что люди или фирмы могут делать с их собственностью l Например u Тема 18 Если рыбаки ниже по течению реки владеют ею, т. е. имеют право на чистую воду, то они могут контролировать сброс сточных вод фирмой выше по течению реки. Слайд 24

Внешние эффекты и права собственности n Торг и экономическая эффективность l Тема 18 Экономическая эффективность может быть достигнута без государственного вмешательства, когда внешние эффекты касаются относительно малого числа сторон и когда точно установлены права собственности. Слайд 25

Внешние эффекты и права собственности n Допущения l l n Предприятие может установить систему фильтров для уменьшения своих стоков Рыбаки могут оплатить стоимость завода по очистке воды Эффективное решение l Тема 18 Предприятие устанавливает фильтр, а рыбаки не строят завод по очистке воды Слайд 26

Внешние эффекты и права собственности n Вывод: Теорема Коуза l Тема 18 Когда стороны могут договариваться без издержек и к обоюдной выгоде, окончательный исход будет эффективным независимо от того, как распределены права собственности. Слайд 27

Ресурсы, находящиеся в общественной собственности n Ресурсы, находящиеся в общественной собственности l Каждый имеет свободный доступ. l Часто используются слишком интенсивно l Примеры u u Рыба, животные ресурсы u Тема 18 Воздух и вода Природные ресурсы Слайд 28

Общественные блага n Вопрос l Тема 18 Нужно ли государству заменять частные фирмы как производителей товаров и услуг, и если нужно, то в каких случаях? Слайд 29

Общественные блага n Характеристики общественных благ l Неконкурентность u l Неисключаемость u Тема 18 При любом заданном объеме его производства предельные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю. Люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Слайд 30

Общественные блага n Не все товары, производство которых обеспечивается правительством, являются общественными l Некоторые из них конкурентны в потреблении и неисключаемы u u Тема 18 Образование Национальные парки Слайд 31

Общественные блага n Общественные блага и несостоятельность рынка l Тема 18 Сколько национальной обороны вы потребили на прошлой неделе? Слайд 32

Общественные блага n «Зайцы» , или пассажиры-безбилетники (Free Riders) l Нет возможности обеспечить некоторые блага и услуги, не предоставляя их всем.

l В итоге у домохозяйств нет стимула платить за товары и услуги столько, во сколько они действительно их оценивают.

l «Зайцы» (пассажиры-безбилетники) понимают ценность товара или услуги и ее пользу для себя, но не платят за них. Тема 18 Слайд 33

Общественные блага n Создание компании по уничтожению комаров l Как вы будете измерять объем производства? l С кого вы будете требовать плату? l Как насчетчика комаров? Тема 18 Слайд 34

Спрос на чистый воздух n Чистый воздух как общественное благо l n Неисключаем и неконкурентен Какова цена чистого воздуха? Тема 18 Слайд 35

Спрос на чистый воздух n Выбор места жительства l Тема 18 Исследование в Boston выявляет корреляцию между ценами домов, качеством воздуха и другими характеристиками домов и местности, где они находятся. Слайд 36

Спрос на чистый воздух Доллары Высокий доход 3000 2500 Средний доход 2000 Низкий доход 1500 1000 500 0 Тема 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Окись азота (pphm) Слайд 37

Спрос на чистый воздух n Полученные данные l Количество людей, готовых платить за чистый воздух, возрастает по мере повышения уровня загрязнения.

l Домашние хозяйства с высоким доходом готовы платить больше (разрыв между кривыми спроса увеличивается) l Исследование Национальной Академии наук выявило, что снижение уровня автомобильных выбросов на 10% обеспечивает выигрыш для жителей страны приблизительно в $2 млрд. —больше, чем, затраты на установку автооборудования, позволяющего снизить выбросы. Тема 18 Слайд 38

Индивидуальные предпочтения на общественный товар n Производство государством общественного товара имеет то преимущество, что оно может ввести налоги или сборы для его оплаты. n Но как может правительство определить, сколько нужно произвести общественного товара, когда из-за проблемы «зайцев» люди заинтересованы в искажении своих предпочтений? Тема 18 Слайд 39

Определение уровня расходов на образование Готовность платить, $ Эффективный уровень расходов на образование определяется как сумма готовности платить за образование каждого из трех граждан. AW W 1 W 2 W 3 Расходы на образование на одного ученика $0 Тема 18 $600 $1200 $1800 $2400 Слайд 40

Определение уровня расходов на образование Готовность платить, $ Обеспечит ли правило большинства эффективный результат? • W 1 будет ать за $600 • W 2 и W 3 будут ать за $1200 Медианный голос всегда перевешивает при ании по правилу большинства. AW W 1 W 2 W 3 Расходы на образование на одного ученика $0 Тема 18 $600 $1200 $1800 $2400 Слайд 41

Индивидуальные предпочтения на общественный товар n Вопрос l n Будет ли предпочтение медианного голосующего эффективным уровнем расходов? Ответ l Если два из трех предпочитали $1200, тогда получаются чрезмерные расходы на образование. l Если два из трех предпочитали $600 , тогда получаются слишком маленькие расходы на образование. Тема 18 Слайд 42

Индивидуальные предпочтения на общественный товар n Правило большинства неэффективно потому, что оно одинаково взвешивает предпочтения каждого гражданина; эффективный же исход взвешивает голос каждого участника с учетом интенсивности его предпочтения. Тема 18 Слайд 43

Выводы n Внешние эффекты (экстерналии) имеют место, когда производитель или потребитель оказывает влияние на производство или потребление других таким способом, который непосредственно не связан с рынком.

n Последствия загрязнения окружающей среды можно устранить при помощи нормативов выброса, налогов на выбросы, обращающихся на рынке лицензий на выбросы, или стимулирования переработки отходов.

Тема 18 Слайд 44

Выводы n Неэффективность, вызванная несостоятельностью рынка, может быть устранена путем частных сделок между соответствующими сторонами. n Ресурсы, находящиеся в общественной собственности, не контролируются одним лицом и могут использоваться бесплатно. Тема 18 Слайд 45

Выводы n Товары, производство которых чаще всего неэффективно в частном секторе, являются или неконкурентными, или неисключаемыми. Общественные блага являются и теми, и другими одновременно. n Производство общественного блага эффективно, когда вертикальная сумма индивидуальных спросов на него равна предельным издержкам его производства. Тема 18 Слайд 46

Выводы n При правиле большинства уровень расходов будет таким, который предпочитает медианный голосующий. Этот исход не обязательно является эффективным. Тема 18 Слайд 47

Источник: https://present5.com/tema-18-vneshnie-effekty-i-obshhestvennye-blaga/

Refpoeconom
Добавить комментарий