Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Общее равновесие и благосостояние в экономике (стр. 1 из 4)

Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

План

Частичное и общее равновесие

Существует два подхода к проблеме экономического равновесия. Один из них – с позиций частичного равновесия, когда рассматриваются один, два, три и т.д. рынка, взятых изолированно от остальной экономики.

Другой – с позиций общего равновесия, когда рассматривается вся экономическая система в целом со всеми ее внутренними связями и взаимными влияниями.

Выбор метода анализа в каждом случае зависит от цели исследования и конкретной рыночной ситуации.

Часто процесс установления рыночного равновесия рассматривают только на моделях частичного равновесия. При этом не учитывают, как изменение цены одного блага влияет на цены других благ, и игнорируют возникающий в этом случае эффект обратных связей. В действительности все цены находятся в тесном взаимодействии.

Цены факторов производства определяют затраты на блага, лежащие в основе их цен. При заданных затратах цены благ определяют объем выпуска, от которого зависит объем спроса на факторы производства, а, следовательно, и их цены.

Поскольку одни и те же факторы применяются при производстве различных благ, то цены последних оказываются взаимосвязанными.

Кроме того, от цен факторов производства зависят доходы их владельцев, а доходы потребителя, определяя его спрос, непосредственно воздействуют на цену блага. К взаимозависимости всех цен приводит и то обстоятельство, что любое благо (за исключением благ “первой необходимости”) по своим потребительским свойствам является либо взаимозаменяемым, либо взаимодополняемым к каким-то другим благам.

Из-за перечисленных обстоятельств более достоверное представление о процессе рыночного ценообразования и его роли в национальной экономике можно получить на основе построения модели общего экономического равновесия, в которой исследуется механизм формирования системы равновесных цен, обеспечивающих равенство спроса и предложения одновременно на всех рынках. Большое число факторов, определяющих систему равновесных цен, делает модели общего экономического равновесия значительно более сложными по сравнению с моделями частичного равновесия.

Как правило, изучение конкретного рынка можно достаточно успешно проводить с позиций частичного равновесия, анализируя один или несколько тесно взаимосвязанных между собой рынков.

Такой подход просто необходим для того, чтобы понять суть происходящих на данном рынке процессов, не затемненных изменением общей экономической ситуации.

В то же время методы общего равновесия являются единственно возможными, если речь идет о влиянии общего роста цен, повышении заработной платы и других процессах, затрагивающих в равной мере все секторы экономики.

Идея общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех.

Принципиальная возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции в математической форме впервые была высказана Л.Вальрасом (1834—1910). Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок.

В микроэкономической интерпретации модель общего экономического равновесия Л.

Валъраса предполагает, что спрос и предложение уравниваются по каждому виду товаров, услуг и производственных ресурсов; в макроэкономической — уравнивание совокупного спроса и предложения.

Иными словами, согласно закону Вальраса, если на каких-то рынках существует избыточный спрос, то на других должно существовать избыточное предложение в таких же размерах. В итоге общая сумма избыточного спроса и предложения всегда равна нулю.

Достижение равновесия, по Вальрасу, предполагает не только наличие условий совершенной конкуренции, но и неизменность всех факторов спроса и предложения, кроме цен. Естественно, что такие предпосылки в реальной экономике не соблюдаются.

Поэтому общее равновесие является не типичным, а мимолетным моментом, характеризующим идеальное состояние конкурентной экономики. Но изучение этой модели «мира без трений» позволяет понять, к какому идеалу стремится конкурентная экономика, и выяснить причины, мешающие достичь его в конкретных экономических условиях.

Как справедливо заметил И. Шумпетер, Л. Вальрас указал современной экономической науке путь, по которому она идет и сегодня.

Модель общего равновесия Вальраса универсальна настолько, что в известных пределах подходит для описания любой экономической системы. Неудивительно поэтому, что немарксистская социалистическая теория (О. Ланге, А. Лернер и др.) использовала ее для создания модели рыночного социализма.

Теория общего равновесия имеет широкую область применения. Она используется для анализа эффективности или неэффективности экономики, например потерь от несовершенной конкуренции. Однако наиболее важную роль она играет в определении научных основ политики в области экономики благосостояния. [1]

Распределение благ. Частичные и общественные блага.

Блага – это средства удовлетворения человеческих потребностей. Это понятие можно классифицировать по разным основаниям, получая при этом множество видов благ. Но, классифицируя блага по характеру потребления, различают два вида благ:

· частные,

· коллективные.

Частное благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (еда, напитки). Коллективные блага потребляются, как правило, совместно. В свою очередь коллективные блага могут быть подразделены на два вида:

· «клубные»,

· общественные.

«Клубное» благо может использоваться совместно лишь до определённого предела (число мест в автобусе и др.). Полезность «клубного» блага для каждого из его пользователей зависит от их числа, начиная с определённой величины, называемой границей несоперничества.

Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые причиняют друг другу потребители, начинают возрастать. Для общественного блага граница несоперничества не может быть достигнута в рамках данного сообщества.

В силу этого общественные блага обладают также свойством «неисключаемости в потреблении» [2].

Общественные блага – социальные услуги, оказываемые государством всем жителям страны, финансируемые за счёт бюджета и внебюджетных фондов: внешняя и внутренняя безопасность, государственное управление, судебные органы, образование, здравоохранение, дороги, мосты и т.д. [3]

Государство возникло как инструмент упорядочения общественных отношений. Оно отражает интересы всего общества, всех его слоёв. Предоставление общественных благ населению выступает как составляющая социальной функции государства.

Наибольшее развитие эта функция государства получила в XX веке.

И действительно, в современных условиях трудно представить себе нашу жизнь без таких вещей, как здравоохранение, общественный транспорт или централизованное (на уровне государства) обеспечение как внешней, так и внутренней безопасности государства, а, значит, и граждан этого государства.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути, требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо.

Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо.

С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага [4].

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам.

К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

Источник: https://mirznanii.com/a/264193/obshchee-ravnovesie-i-blagosostoyanie-v-ekonomike

Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Тема 31. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА

1. Рента как доход с земли. Земельная рента — ϶ᴛᴏ доход от фактора ʼʼземляʼʼ, предложение которого на рынке неэластично. Она рассчитывается как излишек выручки над издержками предпринимателя.

Фактор ʼʼземляʼʼ может принадлежать собственнику, который сам ведет бизнес, или использоваться временно, на заемной основе. Это различие фиксируется в понятии ʼʼарендная платаʼʼ.

Она больше земельной ренты на величину имеющихся на земле сооружений, построек и ссудного процента за право пользования землей.

2. Виды земельной ренты. Собственник фактора ʼʼземляʼʼ реализует свои права на доход либо в составе арендной платы, получаемой с арендатора, либо непосредственно через рыночную цену, в случае если он сам ведет бизнес. При этом земельная рента достается ему в двух формах.

1. Абсолютная рента – дополнительный доход собственника земли, взимаемый с любого участка земли вне зависимости от его качества и местоположения. В абсолютной ренте находит выражение неэластичность предложения земли на рынке.

2. Дифференциальная (разностная) рента – дополнительный доход, возникающий из-за природных и экономических различий в условиях хозяйствования. В дифференциальной ренте (дифренте) находит выражение монополия на землю как объект хозяйствования (пока производитель обрабатывает землю, на ней никто не может ничего делать).

В случае если дифрента возникает в результате деятельности на лучших и средних по плодородию и местоположению участках, то ее принято называть диф-рентой I, а если она возникает вследствие дополнительных вложений в землю, улучшение ее качества – то диф-рентой II. Этот вид дифренты может возникнуть на любых участках земли, включая худшие.

Более того, в период аренды она достается не собственнику земли, а арендатору.

1. Понятие равновесия в экономике, его виды. Объемы покупок и продаж на рынке всœегда равны между собой, так как это две стороны сделки. При этом это не означает, что рынок находится в равновесном состоянии при любом значении цен. Цены могут отражать как избыточное, так и дефицитное состояние рынка.

Рыночное равновесие — ϶ᴛᴏ не просто совпадение спроса и предложения, а ситуация, при которой производители и потребители полностью реализуют свои интересы на рынке и не стремятся их улучшить.

Рыночное равновесие очень важно для экономики, так как оно представляет собой максимально благоприятные условия для деятельности всœех агентств рынка и является основой его дальнейшего развития.

Рыночное равновесие может возникнуть на рынке отдельного товара или фактора производства, в конкретной отрасли или на части территории страны. Подобное равновесие принято называть частичным равновесием.

Рыночное равновесие может возникнуть во всœей национальной экономике, в случае если всœе отдельные рынки одновременно находятся в равновесном состоянии. Такое равновесие принято называть общим равновесием.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, пропорционален, но в таком состоянии он не может находиться долгое время, так как любое изменение в спросœе или предложении его нарушает, в связи с этим различают:

1) стабильное равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся под воздействием спроса и предложения цена в конечном счете за короткий период возвращается в исходное состояние;

2) неустойчивое равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся цена не возвращается в исходное положение достаточно длительный период времени.

2. Воздействие государства на рыночное равновесие. Неустойчивость рыночного равновесия вызывает крайне важно сть регулирования его извне – государством. Для этого у правительства имеются две возможности:

1) применять административное регулирование цен;

2) воздействовать на агентов рынка через налоговую политику.

Административное регулирование цен выражается в установлении государством фиксированных рыночных цен ниже или выше равновесной. Подобные фиксированные цены бывают рассчитаны как на короткий, так и на длительный период. В любом случае это ведет к снижению объёма продаж меньше того уровня, который бы сложился в условиях равновесного рынка (рис. 32.1).

Рис. 32.1. Рыночные последствия администрирования цен

PE – равновесная цена; P1 —цена, установленная государством выше равновесной; P2 – цена, установленная государством ниже равновесной; QE – равновесный объёмпредложения; Q1 – объём продаж при завышенной цене; Q2 – объём продаж при заниженной цене.

Налоговое воздействие государства на рынок является более цивилизованным методом регулирования рынка по сравнению с фиксацией цен. Оно осуществляется с помощью косвенного налогообложения, так как именно данный вид налогов включается в цену товара (НДС, налог с продаж, акцизы) и оплачивается покупателями.

Введение косвенных налогов приводит к росту равновесной цены и снижению объёма продаж.

Раз потребители покупают меньше, то и производители продают, соответственно, меньше. В итоге у них снижается выручка.

При этом бремя косвенного налогообложения распределяется между производителями и потребителями исходя из эластичности спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса по сравнению с эластичностью предложения, тем большая часть бремени ложится на продавца, и наоборот.

Государство вместо налогообложения может пользоваться противоположным методом регулирования рынка – дотированием.

Дотирование – выплата производителям товаров бюджетных средств для покрытия их убытков, возникающих вследствие установления государством цен ниже равновесных.

Дотации приводят к росту объёма продаж, при которых потребитель оплачивает одну часть реальной цены товара, а государство – другую.

3. Закон Вальраса. Опираясь на микроэкономический анализ частичного равновесия, швейцарский экономист Лион Вальрас (1834–1910) впервые в экономической науке (1889) с помощью математического аппарата доказал возможность общего экономического равновесия.

Вальрас исходил из того, что общее равновесие возможно лишь при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения. И если ʼʼп– 1ʼʼ рынков находится в состоянии равновесия, то обязательно найдется единственная комбинация спроса и предложения, при которой последний рынок также будет равновесным.

В этих условиях и возникает общее экономическое равновесие.

4. Равновесие и Парето-эффективность. Создание равновесной ситуации на рынке – прямой путь к росту благосостояния населœения, когда эффективность производства и справедливость распределœения его результатов в обществе не противостоят друг другу.

Впервые подобную ситуацию сконструировал итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923).

С этой целью общее экономическое равновесие Парето дополнил понятием оптимальности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит в принципиальной невозможности улучшения положения хотя бы одного агента рынка без ухудшения положения другого и предполагает эффективное использование ресурсов в экономике по трем направлениям:

– если невозможно увеличить производство какого-либо продукта без соответствующего сокращения другого;

– если невозможно перераспределить товары и услуги между людьми таким образом, чтобы не уменьшить благосостояние хотя бы одного из них;

– если изменение структуры выпуска товаров ради интересов одного человека невозможно без ущемления интересов другого.

Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/316938_tema_32_obschee_ravnovesie_i_blagosostoyanie

Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ: 1. Понятие равновесия в экономике, его виды. Объемы покупок и продаж

Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ
1. Понятие равновесия в экономике, его виды. Объемы покупок и продаж на рынке всегда равны между собой, так как это две стороны сделки. Однако это не означает, что рынок находится в равновесном состоянии при любом значении цен.

Цены могут отражать как избыточное, так и дефицитное состояние рынка.

Рыночное равновесие – это не просто совпадение спроса и предложения, а ситуация, при которой производители и потребители полностью реализуют свои интересы на рынке и не стремятся их улучшить.

Рыночное равновесие очень важно для экономики, так как оно представляет собой максимально благоприятные условия для деятельности всех агентств рынка и является основой его дальнейшего развития. Рыночное равновесие может возникнуть на рынке отдельного товара или фактора производства, в конкретной отрасли или на части территории страны. Подобное равновесие называется частичным равновесием.

Рыночное равновесие может возникнуть во всей национальной экономике, если все отдельные рынки одновременно находятся в равновесном состоянии. Такое равновесие называется общим равновесием.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, пропорционален, но в таком состоянии он не может находиться длительное время, так как любое изменение в спросе или предложении его нарушает, поэтому различают:

1) стабильное равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся под воздействием спроса и предложения цена в конечном счете за короткий период возвращается в исходное состояние;

2) неустойчивое равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся цена не возвращается в исходное положение достаточно длительный период времени.

2. Воздействие государства на рыночное равновесие. Неустойчивость рыночного равновесия вызывает необходимость регулирования его извне – государством. Для этого у правительства имеются две возможности:

1) применять административное регулирование цен;

2) воздействовать на агентов рынка через налоговую политику.

Административное регулирование цен выражается в установлении государством фиксированных рыночных цен ниже или выше равновесной. Подобные фиксированные цены могут быть рассчитаны как на короткий, так и на длительный период. В любом случае это ведет к снижению объема продаж меньше того уровня, который бы сложился в условиях равновесного рынка (рис. 32.1).

Рис. 32.1. Рыночные последствия администрирования цен

PE – равновесная цена; P1 —цена, установленная государством выше равновесной; P2 – цена, установленная государством ниже равновесной; QE – равновесный объемпредложения; Q1 – объем продаж при завышенной цене; Q2 – объем продаж при заниженной цене.

Налоговое воздействие государства на рынок является более цивилизованным методом регулирования рынка по сравнению с фиксацией цен. Оно осуществляется с помощью косвенного налогообложения, так как именно этот вид налогов включается в цену товара (НДС, налог с продаж, акцизы) и оплачивается покупателями.

Введение косвенных налогов приводит к росту равновесной цены и снижению объема продаж.

Раз потребители покупают меньше, то и производители продают, соответственно, меньше. В итоге у них снижается выручка.

При этом бремя косвенного налогообложения распределяется между производителями и потребителями в зависимости от эластичности спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса по сравнению с эластичностью предложения, тем большая часть бремени ложится на продавца, и наоборот.

Государство вместо налогообложения может пользоваться противоположным методом регулирования рынка – дотированием.

Дотирование – выплата производителям товаров бюджетных средств для покрытия их убытков, возникающих вследствие установления государством цен ниже равновесных.

Дотации приводят к росту объема продаж, при которых потребитель оплачивает одну часть реальной цены товара, а государство – другую.

3. Закон Вальраса. Опираясь на микроэкономический анализ частичного равновесия, швейцарский экономист Лион Вальрас (1834–1910) впервые в экономической науке (1889) с помощью математического аппарата доказал возможность общего экономического равновесия.

Вальрас исходил из того, что общее равновесие возможно лишь при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения. И если «п– 1» рынков находится в состоянии равновесия, то обязательно найдется единственная комбинация спроса и предложения, при которой последний рынок также будет равновесным.

В этих условиях и возникает общее экономическое равновесие.

4. Равновесие и Парето-эффективность. Создание равновесной ситуации на рынке – прямой путь к росту благосостояния населения, когда эффективность производства и справедливость распределения его результатов в обществе не противостоят друг другу.

Впервые подобную ситуацию сконструировал итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923).

С этой целью общее экономическое равновесие Парето дополнил понятием оптимальности, которое состоит в принципиальной невозможности улучшения положения хотя бы одного агента рынка без ухудшения положения другого и предполагает эффективное использование ресурсов в экономике по трем направлениям:

– если невозможно увеличить производство какого-либо продукта без соответствующего сокращения другого;

– если невозможно перераспределить товары и услуги между людьми таким образом, чтобы не уменьшить благосостояние хотя бы одного из них;

– если изменение структуры выпуска товаров ради интересов одного человека невозможно без ущемления интересов другого.

Источник: https://finances.social/ekonomika_873_875/tema-obschee-ravnovesie-128786.html

Refpoeconom
Добавить комментарий