Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Антимонопольное регулирование финансовых и товарных рынков

Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Конференция завершена Эта статья набрала 0 У данной статьи нет
дипломов

С точки зрения современной науки и практической деятельности для эффективного функционирования рыночной экономики требуется регулирование со стороны государства.

Бесспорно, что лишь государство способно отрегулировать экономические процессы таким образом, чтобы центральное управление и рыночное саморегулирование эффективно сочетались.

В развитых странах система государственного регулирования экономики предполагает создание условий, которые положительно сказываются на развитии конкурирующей среды на финансовых и товарных рынках.

Важным условием экономического, социального, а также политического развития любого государства выступает наличие свободной конкуренции в обществе. При этом надобность наличия конкуренции подтверждена развитием мировой экономики. Противоположностью конкуренции является монополизация.

В экономике одной из довольно сложных социально-экономических проблем мирового масштаба является монополизм. Деятельность монополий, которая не контролируется и не ограничивается, негативно сказывается и даже опасна для потребителей, а также в целом для всей экономики страны.

Антимонопольная политика представляет собой направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. При этом основным направлением ее деятельности является оказание содействия развитию товарных рынков и конкуренции, на пресечение недобросовестной конкуренции и защиту прав потребителей.

Основным инструментом антимонопольной политики выступает антимонопольное регулирование, которое представляет собой регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

На современном этапе развития экономики Российской Федерации антимонопольная деятельность осуществляется согласно следующим направлениям:

  • пресечение действий со стороны рыночных хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию;
  • контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение их действий, которые направлены на использование доминирующего положения для повышения концентрации своей продукции на рынке;
  • предупреждение соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые могут ограничивать конкуренцию;
  • запрет недобросовестной конкуренции, которая образовалась в связи с получением привилегий, полученных незаконным путем от органов государственной власти;
  • отслеживание действий монопольных предприятий, которые способны привести к снижению качества производимой продукции (работ, услуг), в связи с несовершенством или устареванием технологического процесса, а также преднамеренного противодействия его обновлению.

Целью любого государственного антимонопольногорегулирования является создание равных условий развития для всех участников рыночных отношений в сфере добросовестной конкуренции, что способствует рациональному размещению и использованию ресурсов, а также стабильному экономическому росту.

При осуществлении антимонопольного регулирования государство реализует следующие задачи по борьбе с монополизацией рынков:

  • создание максимально упрощенных условий создания новых фирм;
  • максимальное сокращение препятствий в сфере внешней торговли и организация внутренних рынков для иностранных фирм, что разрушает контроль за рынком отечественных монополистов;
  • осуществление контроля государства за процессами слияния и поглощения фирм, также при некоторых обстоятельствах утверждение порядка, согласно которого данные процедуры возможны лишь с разрешения государства;
  • принудительное деление наиболее крупных предприятий-монополистов на несколько фирм, которые меньше по размеру и являются независимыми друг от друга;
  • при необходимости в сложных ситуациях возможно введение прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;
  • применение наказаний фирм в связи с проведением политики ценовой дискриминации.

Государственным органом, который занимается реализацией антимонопольного регулирования, выступает Федеральная антимонопольная служба России.

На современном этапе существует ряд проблем, связанных с антимонопольным регулированием экономики, вытекающих из трактовки антимонопольного законодательства.

Задача государства состоит не в препятствовании образованию монополий, а в таком регулировании экономики, которое бы сводило негативные последствия их образования к минимуму.

  • В определении естественной монополии говорится, что товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров[1;].

Законом определено, что такие продукты относятся к нефтегазовой отрасли, но в научной литературе высказывается мнение, с которым следует согласиться, что существует целый ряд товаров другого рода, которые потребителю придется приобретать, независимо от цены, таких как: хлеб, молоко, сахар, соль, крупы, картофель, мобильная связь, интернет и некоторые другие, ведь в практике ФАС нередки случаи установления необоснованно высоких цен на перечисленные группы товаров. И видится целесообразным разработать специальный механизм регулирования уровня цен на подобного рода товары.

С первой проблемой связана и еще одна – проблема определения монопольно высокой цены, поскольку сложно объективно выделить те факторы, которые влияют на повышение цен, в частности, фактор повышения спроса.

Другими проблемами в сфере антимонопольногорегулированияи развития конкуренции являются:

  1. Административные барьеры (снижение стимулов входа на рынки новых участников, повышение непроизводственных издержек и создание условий для коррупции и возникновения «административного ресурса»).
  2. Инфраструктурные ограничения конкуренции (неудовлетворительное состояние как физической инфраструктуры предпринимательства (автомобильных и железных дорог, грузовой авиации, транзитных узлов, электрических сетей), так и финансовой (банковской системы и предлагаемых банками услуг, страховой системы, фондового рынка).
  3. Ограничивающие конкуренцию действия органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, проведение необоснованных проверок, организация давления посредством использования административного ресурса).
  4. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том числе в сферах деятельности естественных монополий, создаваемые барьеры входа на рынки, а также риски возникновения картелей).

С целью защиты и развития конкуренции, борьбы с проблемами антимонопольного регулирования коллегией ФАС утверждена «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг.

», которая представляет собой программный документ, направленный на реализацию, как законотворческих инициатив, так и мероприятий по повышению эффективности деятельности антимонопольного органа.

Приоритетными направлениями и задачами деятельности ФАС в стратегии являются:

  1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции:
  • совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения;
  • реализация институциональных мер, направленных на развитие конкуренции;
  • создание правовых и организационных механизмов пресечения нарушений антимонопольного законодательства нерезидентами Российской Федерации;
  • внедрение эффективных инструментов методического сопровождения деятельности антимонопольных органов с целью обеспечения высокого качества принимаемых решений и единства правоприменения;
  • повышение качества межведомственного взаимодействия и взаимодействия с судебными органами;
  • повышение эффективности деятельности антимонопольных органов;
  • развитие кадрового потенциала ФАС России;
  • развитие внешних и внутренних коммуникаций.
  1. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков: внедрение институтов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования органов власти.
  2. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования: реформа базовых институтов регулирования деятельности субъектов естественных монополий[2;].

Работа по реализации данных задач должна частично решить проблемы в деятельности ФАС РФ. В практике антимонопольного регулирования индустриально развитых стран, как и в России, выявление согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, остается самым сложным вопросом.

Таким образом, антимонопольноерегулирование России направлено на создание условий для здоровой конкуренции и предупреждение монополизации рынка.

Антимонопольная политика выполняет важные функции в развитии национальной экономики в связи с созданием условий роста конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом.

Антимонопольное регулирование в РФ на современном этапе переживает развитие в части законотворческих инициатив и повышения эффективности деятельности антимонопольного органа с целью решения имеющихся проблем.

Список литературы:

  1. Голубева С.С., Царегородцева Г.Ю. Значение, проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в России [Электронный ресурс] / Голубева С.С., Царегородцева Г.Ю // Экономические науки. — 2017. — №10. – с. 141-144. Режим доступа: http://novaum.ru/public/p435.
  2. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2015 г. № 557/15 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (II этап — 2016-2020 годы)». — [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71069690/#ixzz5F7LkRF5o (дата обращения 10.05.2018).

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xlv/107220

Антимонопольное регулирование

Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Определение 1

Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, со стороны государства, для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.

Опасность монополий заключается, в первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья для компании монополиста занижены.

К тому же, в монополистической среде отсутствует конкуренция, что чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране может вызвать определённые социальные колебания, недовольства.

В связи с вышеперечисленными факторами, в развитых странах существует антимонопольное регулирование.

Антимонопольное законодательство

В развитых странах и странах Запада государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики.

Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.

Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте.

В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.

Первые антимонопольные законы

Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в $1899-1890$ годах.

Закон Шермана.

Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно.

Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными.

Создание монополий влекло штраф до $5$ тысяч долларов (впоследствии он был повышен до $50$ тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».

Закон Клейтона.

Закон Клейтона был принят в $1914$ году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.

Контроль над картелями.

С $1935$ по $1937$ года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.

Акт Келлера-Кефаувера.

В $1950$ году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же, запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.

Замечание 1

Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах решение часто принималось в пользу монополий.

Меры антимнопольного регулирования

Антимонопольное регулирование в современной экономике можно свести к трём основным группам:

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Замечание 2

Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать.

В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, — порождает монополию.

Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте $1991$ г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает $35 \ %$ – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре $1991$ г.

ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке.

Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

$12$ июля $1999$ г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:

  1. Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  2. Направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
  3. Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
  4. Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/antimonopolnoe_regulirovanie/

Антимонопольное регулирование экономики РФ

Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

В данной статье рассмотрены основные аспекты антимонопольного регулирования в Российской Федерации. Изучены основные проблемы и направления антимонопольного регулирования в РФ на современном этапе развития.

На сегодняшний день российская практика антимонопольного регулирования активно развивается и изменяется под влиянием многих экономических, политических и общественных требований.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день антимонопольное регулирование в России представляет собой комплекс мер, направленных на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели [2].

В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).

Для обеспечения эффективной реализации указанных мер антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям:

  • Недопущение действий, направленных на ограничение конкуренции, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте;
  • Предупреждение создания административных барьеров для входа на рынок;
  • Препятствование получению хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке;
  • Принятие мер по избежанию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом – субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
  • Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке;
  • Осуществление контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке.[5]

Основой российского антимонопольного регулирования служит система нормативных правовых актов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Сфера антимонопольного законодательства также дополняется другими нормативными правовыми актами.

Антимонопольное регулирование предполагает проведение детального анализа антимонопольным органом поведения данного хозяйствующего субъекта для определения степени и специфики его воздействия на конкурентную среду отрасли. Важно проводить его качественно и рассматривать отдельно каждый случай.

Такой анализ, с одной стороны, позволит решить вопросы текущие, по конкретным рынкам, с другой стороны, даст представление об общей ситуации и поможет скорректировать действующее антимонопольное законодательство.

Кроме того, если рассматривать деятельность ФАС, то анализ способствует совершенствованию принятия решений по каждому делу и поможет сделать их более объективными. Проблемой является и то, что в системе государственных органов нет полного, исчерпывающего разграничения полномочий.

Одни ведомства имеют слишком большое количество полномочий, и рассмотрение случаев нарушения антимонопольного законодательства становится менее качественным. С другой стороны, у некоторых ведомств забрали некоторые полномочия и функции, которые было бы логично, чтобы они реализовывали в связи с их спецификой.

Такой порядок способствует бюрократизации всей системы, и её результативность снижается. Поэтому необходима серьёзная перестройка системы распределения полномочий, однако, ясно то, что этот процесс может занять достаточно долгое время.

Кроме того, чтобы успешно разграничить полномочия, необходима глубокая оценка текущей ситуации и разработка поэтапных мер для создания и реализации новой системы.

Помимо этого, применение антимонопольного законодательства, со всеми его ограничениями, запретами, санкциями и проблемами ставит под сомнение необходимость системы с столь сильным административным контролем.

Государство очень часто навязывает монополистам и даже не монополистам, а просто эффективным хозяйственным субъектам свою политику, ограничивая их в принятии решений. Например, законодательно запрещено закрывать предприятие, если оно не нарушает какие-либо явные нормы. Однако это лишь один пример. В любой области антимонопольного регулирования найдутся свои рестрикции, каким-либо образом ограничивающие хозяйствующий субъект.

При этом правильность решения о том, является ли субъект монополистом, ещё под вопросом из-за неэффективности ведомств. В связи со всей этой ситуацией, очевидно, что необходим пересмотр ограничений законодательства и функций контролирующих ведомств.

Необходимо повысить продуктивность мониторинговых и контролирующих органов.

Несмотря на кажущуюся строгость российского антимонопольного законодательства, мало того, что сами нормативно- правовые акты имеют размытое содержание, так ещё и органы, которые должны осуществлять надзор, выполняют свою работу достаточно плохо, часто пропуская средне и сильно монополизированные рынки [1].

Необходимо вспомнить, какому контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подвергается малый и средней бизнес. Получается, что вместо того, чтобы ограничивать крупные монополии и развивать малый и средний бизнес, все делается наоборот.

Развитие малого и среднего бизнеса является одной из важных составляющих конкурентной экономики, поэтому стоит стимулировать его развитие, улучшая условия, а не ограничивать и сдерживать его. Кроме того, важно модернизировать критерий определения доминирующего положения на рынке.

Необходимо разграничить предприятия, добившиеся доминирующего положения путем использования мер добросовестной конкуренции и предприятия, обладающие уникальными конкурентными преимуществами.

В российской антимонопольной политике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государственные органы имеют достаточно много полномочий в сфере антимонопольного регулирования и всеми силами стараются реализовать их, причем часто перегибая палку.

Например, как уже было сказано ранее, ФАС ограничивает деятельность малого и среднего бизнеса, заводит всё новые дела, якобы на предпринимателей, осуществляющих монополистическую деятельность, хотя, понятно, что малый и средний бизнес не могут существенным образом повлиять на экономику. [4]

Помимо этого, существует большое количество ограничений на рынке, которые не только останавливают монополистов, но и мешают осуществлять предпринимательскую деятельность хозяйствующим субъектам в целом. С другой стороны, в России до сих пор, даже несмотря на все эти меры, действует большое количество монополий.

Почему так происходит, когда контролирующие органы имеют так много власти? Ответ кроется в том, как данные органы осуществляют свои полномочия, и как сформулированы данные меры. Контролирующие органы действуют неэффективно, а очень часто они вообще пользуются своими полномочиями и пробелами в законодательстве, чтобы предоставить конкурентные преимущества определенным фирмам.

Это является большой проблемой для всей государственной системы. [3]

Вследствие чего, складывается совершенно немыслимая, странная ситуация: с одной стороны, государство обвиняют в слишком большом использовании административных мер, ограничивающих конкуренцию, а с другой стороны, на рынке нет порядка, монополии практически беспрепятственно могут осуществлять свою деятельность, кроме того, появляются все новые монополистические объединения.

Особенно важна деятельность антимонопольной службы при регулировании финансового рынка на новых территориях Российской Федерации, который до сих пор нельзя назвать полностью сформированным. Деятельность антимонопольной политики в Российской Федерации достаточно спорная, прийти к общему мнению сложно.

Ясно, что существует множество проблем, которые необходимо решать. Российская Федерация постоянно развивается, развивается рынок, развиваются и институты.

Для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика.

Таким образом, можно прийти к выводу, что необходима разработка, создание и реализация комплексных мер, обусловленных диалектическим единством достоинств и недостатков монополистической организации рынка, с учетом актуальных общественных проблем и потребностей.

Источник: https://novainfo.ru/article/10513

Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

1. Антимонопольная политика государства. Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

– предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;

– разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;

– исключение условий для возникновения дефицита в экономике;

– проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;

– принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

2. Регулирование деятельности естественной монополии. Естественная монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.

Она возникает в сферах, где один производитель, используя положительный эффект масштаба производства, удовлетворяет полностью рыночный спрос.

Если при этих условиях ввести принудительную конкуренцию между производителями, то их суммарные затраты превысят уровень издержек прежнего монополиста, что неминуемо вызовет рост цен (например, подвод конкурирующих водопроводных, электрических, газовых сетей к жилому городскому дому).

3. Антимонопольная политика государства. Государ – ство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.

В наиболее развитом виде антимонопольное законодательство существует в США, где оно впервые и возникло в 1890 г. с принятием антитрестовского закона Шермана.

Тема 25. СПРОС НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1. Особенности рынка факторов производства. На рынке продаются не только товары и услуги, идущие в конечное личное потребление населения, но и факторы, с помощью которых они произведены.

При этом рынок факторов производства имеет следующие отличия от товарного рынка: а) спрос на факторы производства является вторичным, производным от спроса на товар; б) чем легче замещается какой-либо фактор в производстве, тем более эластичен спрос на него фирмой на рынке факторов.

2. Прокатная и капитальная цена фактора производства. Труд, земля, капитал в процессе производства используются многократно на протяжении длительного периода времени, нередко – годами. Их цена имеет два уровня – это прокатная и капитальная цена.

Прокатная цена фактора – сумма денег, уплачиваемая за его использование в течение определенного ограниченного срока.

Капитальная цена фактора – общая цена, складывающаяся в результате суммирования отдельных прокатных цен фактора за весь период его использования.

3. Условия оптимального сочетания факторов. Предприниматель предъявляет дополнительный спрос на фактор производства только при условии, что он принесет ему дополнительную выручку.

Причем прирост выручки должен превышать прирост затрат. Если же они сравняются, то это будет сигналом к прекращению наращивания объемов производства и, соответственно, рыночного спроса на фактор производства.

В этом состоянии фирма максимизирует прибыль.

На прирост общего дохода фирмы влияет не только предельный доход от дополнительной единицы ресурса, но и прирост объема производства. Следовательно, если в качестве такого фактора выступит, например, труд, то:

MRPL=MR х MPL, (25.1)

где MRPl– предельная доходность от фактора «труд»; MR– предельный доход; MPL– предельный продукт фактора «труд».

С расширением производства предельная доходность фактора производства убывает из-за действия в экономике закона убывающей предельной производительности.

При совершенной конкуренции MR= P, поэтому:

MRPL = P x MPL. (25.2)

Предельная доходность фактора «труд» показывает, сколько фирма готова заплатить за наем дополнительного работника, т. е. MRPl= W, где W– заработная плата дополнительного работника. В общем виде равенство

W = MRPL=MR х MPL (25.3)

позволяет ответить на вопрос: каков должен быть спрос фирмы на фактор «труд», чтобы максимизировать получаемую ею прибыль? То же самое относится и к другим факторам – капиталу (К) и земле (N):

а) rK = MR х MPк; (25 4)

б) rN =MR х MPN,

где rK – доход от капитала; rN – доход от земли.

Сведя доходы от различных факторов (труда, земли и капитала) в общее равенство, получим условие оптимального сочетания факторов:

Для минимизации издержек производства отношение издержек использования факторов к величине его продукта должно быть одинаковым для всех факторов и равно предельному доходу.

Для максимизации прибыли это условие должно быть дополнено равенством с предельными издержками.

Соблюдение условия оптимальности сочетания факторов позволяет замещать один фактор другим.

Тема 26. РЫНОК ТРУДА

1. Особенности рынка труда. Рынок труда – специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Государство издревле регулирует трудовые отношения в экономике.

Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата – сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата – это не только форма дохода для продавца, но и цена труда – для покупателя, уплаченная им за право использования в течение определенного времени.

2. Спрос на рынке труда. Рыночный спрос на труд в соответствии с законом спроса находится в обратной зависимости от величины зарплаты. Эта зависимость находит графическое выражение в кривой спроса на труд (рис. 26.1).

Кривая спроса на труд w\специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль – иначе бессмысленно вести бизнес. Именно эту ситуацию и иллюстрирует верхнее LD ограничение кривой LD.

Нижнее ограничение также имеет экономический смысл и вызывается тем, что работнику необходимо восстановить свою трудовую активность; содержать семью; учиться, лечиться, повышать квалификацию и т. д. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т. д.).

Рис. 26.1. Кривая спроса на труд

L – труд; W – заработная плата; LD – спрос на труд

Рис. 26.2. Кривая

L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда.

Рис. 26.3. Модификация предложения труда кривой предложения труда

L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда; AC – эффект дохода; BC – эффект замещения.

Все перечисленное требует средств и должно быть объективно учтено в цене труда. На основе нижней границы цены труда формируется минимальная заработная плата, обеспечивающая минимум работнику.

3. Предложение на рынке труда. Предложение труда на рынке также зависит от размера заработной платы, но эта зависимость противоположна спросу: с ростом зарплаты увеличивается предложение (рис. 26.2).

На стороне предложения труда проявляются два эффекта – замещения и дохода.

Совместное действие этих эффектов приводит к тому, что кривая предложения модифицируется и принимает необычную форму (рис. 26.3).

4. Равновесная цена на фактор «труд». Если объединить графики спроса и предложения труда, то получится график, характеризующий равновесную цену (рис. 26.4).

Рис. 26.4. Равновесная цена фактора «труд»

L, LE, LE1, LE2– труд; W, WE, WE1, WE2– заработная плата; LD – спрос на труд; LS – предложение труда; E – равновесие на рынке фактора «труд»; E1, E2 – отклонение от равновесия



Источник: https://infopedia.su/11xa344.html

Refpoeconom
Добавить комментарий