Субсидирование экспорта

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины

Субсидирование экспорта

Добровольное ограничение экспорта.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта— количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

Имеет аналогичный механизм действия( график тот же). Но в отличии от квоты добровольность носит принудительный характер. Страны- импортёры принуждают снижать экспорт в обмен на какие- либо уступки или угрожая ответными мерами.

Практика добровольного ограничения экспорта: действует в США, Европейские страны по отношению к экспорту потребительских товаров из Японии и Южной Кореи. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д.

главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС.

Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

Данная мера осуждается ВТО с 2001 года, но её действие трудно установить.

Правила ГАТТ ВТОпринимают экспортные субсидии как меры нечестной конкуренции. Следовательно, экспортные субсидии принимают скрытый характер: бесплатное предоставление экспортным производствам информации, услуги по повышению квалификации, отказ от доли прибыли в частно-государственных предприятиях, возмещение части процентной ставки, льготное кредитование и другое.

Экспортные субсидии имеют цель: снизить издержки и повысить конкурентоспособность экспортных производств. Правилами ГАТТ ВТО разрешается введение дополнительных( компенсационных) пошлин на товары субсидированного экспорта.

Размер пошлины и сроки её действия устанавливаются пропорционально потерям страны- импортёра от поставок субсидированного экспорта. Факт субсидированного экспорта должен быть зафиксирован в стране, принимающей этот экспорт.

Субсидирование экспорта носит парадоксальный характер, т.к.субсидии выплачиваются из бюджета, т.е. за счёт налогоплательщиков этой страны. Страна, принимая этот экспорт, через введение дополнительной пошлины обеспечивает участь налогоплательщиков за счёт дополнительных таможенных платежей, т.о.

налогоплательщики страны субсидированного экспорта облегчают участь страны, принимающей такой экспорт. Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт.

Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу.

В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия —денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые — непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

Косвенныескрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующим с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Внутренняя субсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Субсидирование экспорта одновременно является также и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране.

Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ, охватывающее почти все страны мира, оценивает экспортные субсидии как “нечестную конкуренцию” и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских “компенсационных пошлин”.

Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.

Государство осуществляет также непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка.

Налоговая система же предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают больших размеров.

Наибольшими в процентном выражении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Все ведущие страны обрекли себя на проведение государственной программы поддержания фермерских доходов через гарантированную закупку на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты за невозделывание посевных площадей.

Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

· Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

Субсидированные кредиты национальным экспортерамкредиты, выдаваемые государственными банками под ставку процента ниже рыночной.

Государственные кредиты иностранным импортерампри обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит.

Страхование экспортных рисков национальных экспортеров— которое включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

Краткосрочные — на срок от 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

Среднесрочные — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

Долгосрочные — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка, например, демпинг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_88546_eksportnie-subsidii-i-kompensatsionnie-poshlini.html

Экспортная субсидия

Субсидирование экспорта

Единовременная сумма, выдаваемая правительством с целью содействия предпринимательской деятельности, считающейся полезной для общественного благополучия.

Источник: Глоссарий экономических терминов (по словникам Федерального резервного банка Сан-Франциско, Федерального резервного банка Миннеаполиса, Виртуальной торговой миссии)

(export subsidy) Субсидия экспортерам, благодаря которой цена единицы продукции, полученная производителями экспортных товаров, оказывается выше, чем цена, уплаченная иностранными покупателями.

Прямые экспортные субсидии запрещены международными соглашениями, однако многие другие государственные меры с аналогичным эффектом получили весьма широкое распространение.

Экспортерам могут возвращаться уплаченные ими таможенные пошлины на используемые ресурсы, предоставляться субсидированные кредиты, обеспечиваться привилегированный доступ к обычным кредитам или оказываться помощь в финансировании их капитальных затрат или расходов на профессиональное обучение.

В странах, где существует валютный контроль или прямой контроль над импортом, экспортеры могут пользоваться преимуществом в приобретении дефицитных материалов или иностранной валюты. Фирмы, которым приходится конкурировать с иностранными производителями, подозреваемыми в получении экспортных субсидий, часто добиваются введения компенсирующих импортных таможенных пошлин, предназначенных для устранения эффекта подобных субсидий.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

сумма денег, выплачиваемая производителю, который вывозит товар на экспорт. Используется государством с целью поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам, для расширения экспорта, овладения внешними рынками.

Экспортная субсидия создает более благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках.

Экспортные субсидии применяются, как правило, в форме полного либо частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов, либо в виде прямого субсидирования экспорта, как это, например, делается в США в процессе продажи зерновых на мировых рынках, чтобы поддержать тем самым своих отечественных фермеров. Использование экспортных субсидий частично регламентируется положениями ГАТТ/ВТО, в частности Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам — «Кодекс по субсидиям». цель этого Кодекса — создать нормальные условия конкуренции на мировом рынке: предоставление прямых субсидий предприятиям либо отраслям, выполняющим экспортные заказы; надбавки (премии) за экспорт; льготные транспортные либо фрахтовые тарифы; налоговые льготы экспортерам. Кроме того, экспортные субсидии регламентируются правилами антидемпинговой процедуры.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

финансовое поощрение (льготы) государственными органами национальных экспортеров товаров и услуг за рубеж, оказываемое на территории страны-экспортера (производителя) в любой форме, предусмотренной Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ) (см. Всемирная торговая организация). Компенсац.

пошлина вводится в том случае, когда величина субсидии составляет не менее 1% стоимости товара, а наличие ущерба или его угрозы доказано. Если установлены факт ущерба и наличие соотв. субсидии, Министерство торговли РФ обращается в правительственные органы страны-экспортера с просьбой о консультациях. Если в течение 6 мес.

консультации не дают результата, предлагается проект введения компенсац. пошлин. Правительство РФ также имеет право вводить на срок до 6 мес. сезонные импортные пошлины, и в период их действия ставки импортного тамож. тарифа не применяются. Э.с. (п.), используемые с конца ХIХ в. как одна из форм конкурентной борьбы за внешние рынки, могут быть прямыми и косвенными (скрытыми).

Прямые финанс. субсидии предоставляются в виде выплат из гос. бюджета при продаже товаров и услуг за границей по ценам ниже, чем у конкурентов, или даже ниже среднемировых цен. Прямые Э.с. (п.) широко применяются в США (напр. вывоз сельскохоз. продукции), а также в развитых странах-членах ЕС, в Японии, Канаде ( экспорт автомобилей, проката черных металлов, текстиля и т.п.).

Размеры прямых Э.с. (п.) в отд. случаях достигают 60–70% цены реализации товаров и услуг, что позволяет расширить экспорт продукции по чрезвычайно заниженным – демпинговым ценам. Косвенные (скрытые) субсидии означают льготы при уплате акцизов, уменьшении или освобождении от внутр. налогов, тамож. пошлин и др. сборов (см. Сбор) и оказание различных кредитных льгот. Гос.

органы России в условиях хронич. дефицита бюджета, спада нац. произ-ва не располагают достаточными финансовыми ресурсами для предоставления Э.с. (п.) отечеств. экспортерам.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Источник: https://vocable.ru/termin/eksportnaja-subsidija.html

Новости

Субсидирование экспорта

Возмещение затрат на транспорт — эффективная мера господдержки экспорта, в 2017–2018 годах ее получили 230 компаний с общим объемом поставок 408 млрд руб. и средней результативностью предоставления субсидии 20 руб. экспорта на 1 руб. поддержки.

Зачем? Субсидировать экспорт необходимо, чтобы Россия не уступала позиции на внешних рынках странам с масштабными программами поддержки экспорта, таким как Германия или Китай

Данная программа регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 496 в редакции постановления Правительства Российской Федерации №1214 от 18 сентября 2019 года.

Претендовать на данную поддержку могут производители поставляемой продукции, либо аффилированные лица производителей, либо уполномоченные лица производителей или аффилированных лиц, коды ТН ВЭД ЕАЭС продукции которых включены в перечень продукции, утвержденный Приказом Минпромторга России от 29 марта 2019 г. № 1021.

Объем компенсации затрат на транспортировку зависит от установленных Постановлением лимитов, коэффициентов и перечня компенсируемых затрат.

На размер субсидии влияют два коэффициента:

  1. Коэффициент субсидирования, равный 0,8;
  2. Коэффициент эффективности использования российского перевозчика, использующего автомобильный, и (или) водный, и (или) воздушный транспорт при транспортировке продукции, равный:
  • 1,05 — в случае использования организацией услуг российского перевозчика;
  • 1 — в случае неиспользования организацией услуг российского перевозчика;

Предельные значения затрат на транспортировку продукции:

Вид транспортировкиЛимит затрат 
Единицы продукции железнодорожным транспортом, руб. за один вагоно-километр800
Одного 40-футового контейнера водным транспортом, руб.300 000
Одного 20-футового контейнера водным транспортом, руб.160 000
Единицы продукции водным транспортом, руб.
  • для организаций автомобилестроения — не более 450 000;
  • для сельхозмашиностроения — не более 1 000 000;
  • для транспортного машиностроения — не более 1 200 000 (в отношении локомотивов допускается — не более 3 000 000);;
  • для энергетического машиностроения — не более 3 000 000;
  • для строительно-дорожного и коммунального машиностроения – не более 1 000 000;для прочих отраслей не более 100 000.
Единицы продукции водным транспортом при расчете за м3, руб.120 000
Единицы продукции автотранспортом за 1 км пробега, руб.
  • для организаций автомобилестроения — не более 100;
  • для сельхозмашиностроения — не более 210 (не более 4-х единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для транспортного машиностроения — не более 1 000 (не более 7-и единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для энергетического машиностроения — не более 1 200 (не более 7-и единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для строительно-дорожного и коммунального машиностроения – не более 210 (не более 4 единиц автомобильного транспорта на единицу продукции);
  • для прочих отраслей — не более 70
Доставку единицы продукции самоходом в рублях за 1 км пробега45
Перевозку продукции воздушным транспортом, руб. за 1 кг730
Аренду при транспортировке термолабильной продукции активных авиационных контейнеров, руб. за 1 день52 000
Перевозку продукции с использованием активных авиационных контейнеров, руб. за 1 кг1 540
Обработку и хранение груза в аэропортах при перевозке груза воздушным транспортом, руб. за 1 кг36

Перечень затрат организации, на возмещение которых предоставляется субсидия:

  • при перевозке железнодорожным транспортом  – на аренду вагонов (платформ, контейнеров), охрану вагонов (платформ, контейнеров), эксплуатацию железнодорожных путей (провозные платежи);
  • при перевозке автомобильным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством автомобильного транспорта (за исключением вознаграждения экспедитору);
  • при перевозке водным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством водного транспорта (фрахт);
  • при перевозке своим ходом – на топливо;
  • при перевозке воздушным транспортом продукции фармацевтической отрасли
  • при перевозке продукции специализированными перевозчиками драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них – на услуги специализированных перевозчиков и (или) экспедиторов.

Кто может воспользоваться услугой?

Экспортеры, транспортирующие свой товар на внешние рынки, если транспортировка продукции осуществлялась:

  • для предоставления субсидии в 2019 г. – с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (для отрасли автомобилестроения — с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г.) от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения авто, ж/д транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта;
  • для предоставления субсидии в 2020 г. – с 1 сентября 2019 г. по 31 июля 2020 г. от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения авто, ж/д транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта;

Для получения средств субсидии в 2020 году по итогам реализации организацией годовой программы поставок продукции необходимо в установленном порядке подготовить комплект документов и в сроки с 1 по 30 сентября 2020 года направить их в РЭЦ на рассмотрение/ экспертизу.​​​​​

Что измененится с 2020 года?

  1. Лимит субсидируемых затрат снизился с 25–27,5% от стоимости поставляемой продукции до 11% для производителей и 13% для иных юрлиц.
  2. Теперь 48% объема субсидии получит машиностроение, а 45% — перерабатывающие отрасли.

    Фиксировать доли пришлось потому, что основной объем (до 70%) субсидии выбирали отрасли с низким уровнем передела (леспром, производство цемента, гипса и т. д.). Лимит годовой субсидии на одну компанию составит 1/16 от бюджета программы, но не более 700 млн руб.

  3. Теперь субсидия входит в промышленную часть нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и с 2020 года дает преференции тем, у кого есть корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК), включающие долгосрочные обязательства по росту экспортной выручки.

    По остаточному принципу на субсидии смогут претендовать компании с краткосрочными экспортными обязательствами.

Источник: https://www.wayg.ru/news/subsidii_export

Refpoeconom
Добавить комментарий