Средства государственного регулирования экономики

3.Средства государственного регулирования экономики

Средства государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер, которые делятся на административные и экономические. Административные средства включают такие меры как: запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение – это запрет какойлибо деятельности, признанной общественно вредной, ненужной, недопустимой к применению.

Например, государство может вынести запрещение транзита, то есть следование через его территорию не угодных ему лиц, товаров и транспортных средств в другое государство в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешних связей.

В США к странах, в отношении которых запрет ввоза и транзита товаров, относятся Ирак, Сирия, Вьетнам, Куба, Ливия.

Разрешение – это согласие, выданное в письменном виде или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом.

Государство даёт разрешение на ведение некоторых видов экономической деятельности (образование, медицина), на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия). С марта 1999 г. в России начал действовать новый порядок ввоза в страну импортных медикаментов.

Он предусматривает наличие у импортёра лицензии на ввоз лекарственных средств, сертификата качества и свидетельства о их регистрации в России.

Принуждение – один из методов управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных мер. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов налогоплательщиков.

Экономические средства. В основном государственное регулирование экономики осуществляется преимущественно экономическими методами. Существенное значение среди них занимают: денежнокредитная и бюджетнофинансовая политика.

Денежнокредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

Денежнокредитная политика включает следующие инструменты регулирования: регулирование учётной ставки; устранение и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовокредитные организации обязаны хранить в центральном банке; операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.

Бюджетнофинансовая политика – целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетнофинансовых и денежнокредитных систем для реализации целей социальноэкономической политики. Бюджетнофинансовая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны.

В зависимости от этого разная степень перераспределения национального дохода через бюджет, уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, выбор путей сбалансированности доходов и расходов.

Бюджетнофинансовая политика включает в себя налоговую политику, а также тесно связана с денежнокредитной, ценовой и валютной политикой.

Ускоренная амортизация – метод государственной регулировки, состоит в установлении такого уровня ежегодного списания в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала.

Ускоренная амортизация позволяет переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогом. Это позволяет указанные суммы направлять в новые капитальные вложения.

Таким образом ускоренная амортизация способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капвложений, а также снижению доли заёмных фондов в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Используя метод ускоренной амортизации, государство может влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации.

Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.

Текущее регулирование экономики. В развитых странах применяется текущее регулирование и программирование экономики. Текущее регулирование экономики осуществляется в основном посредством бюджетнофинансовой политики. Существенная роль в таком регулировании отводится государственным расходам: прямые военные затраты, различные субсидии и другие расходы.

Цель текущего регулирования экономики – поддержание производства и занятости. В период высоких темпов развития государство принимает меры к сдерживанию инвестиций и таким образом предотвращает перепроизводство. Например – сокращает государственные расходы на закупку товаров и услуг; удорожание кредита; уменьшение субсидий, увеличение налогов.

В период падения производства и роста безработицы государство принимает противоположные меры: увеличиваются государственные расходы, кредит удешевляется, налоги сокращаются.

В то же время нужно учесть, что чрезмерный рост государственных расходов приводит к дефициту бюджета, для покрытия которого вводятся дополнительные налоги, берутся внешние займы.

Государственное программирование – это долговременное целевое регулирование экономики. Для социальной рыночной экономики характерно государственное программирование экономики, включающее экономическую и социальную программы. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или отдельные её отрасли, сферы (социальную сферу), режимы, группы населения и др.

Виды государственных программ:

1.Временной период программы: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные программы. Краткосрочные программы разрабатываются на 13 года. Среднесрочные – на период 35 лет. Долгосрочные – от 5 и более лет.

2.Объект программирования: а) общегосударственные; б) региональные; в) целевые; г) отраслевые; д) чрезвычайные.

Общегосударственная программа представляет основные и желательные для общества ориентиры экономического и социального развития. Они направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.

Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социальноэкономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.

Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).

Отраслевые – отдельных отраслей.

Чрезвычайные программы разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических или экологических катастроф, ведение военных действий, экономических кризисов).

Ответственность за разработку государственных программ возлагается на органы государственной власти, которые вовлекают в этот процесс известных учёных, предпринимателей, общественных деятелей и т.д. По государственной программе составляется финансовоэкономическое обоснование, органами государственной власти утверждается объём и механизм финансирования.

Государственные программы носят рекомендательный характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики.

Но несмотря на свою рекомендуемость, государственные программы имеют сильную поддержку в виде средств финансового, правового и организационного характера, которые обеспечивают их значительную эффективность и реализуемость.

Государственные программы – это инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, обеспечивающие социальноэкономическое развитие общества в заданном направлении.

Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных социальноэкономических секторах в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.

Источник: https://economy-ru.com/mirovaya-ekonomika-uchebnik/3sredstva-gosudarstvennogo-regulirovaniya.html

Средства ГРЭ

Средства государственного регулирования экономики

Определение 1

ГРЭ — система комплексных мер законодательного, исполнительного и контролирующего направления, которые осуществляются наделенными правами государственными учреждениями и общественными организациями в целях устойчивости и адаптации существующей социально-экономической системы к модифицирующимся условиям.

Государственное регулирование экономики ориентировано на достижение ключевых целей:

  • формирование благоприятных условий для функционирования рыночного механизма
  • обеспечение стабильных темпов экономического роста;
  • регулирование структурных изменений в экономике;
  • обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
  • контроль состояния экологической среды.

Средства государственного регулирования экономики

В процессе достижения поставленных целей, государство в политике регулирования использует следующие средства (рис.1):

Рисунок 1. Средства государственного регулирования экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К административным средствам государственного регулирования относятся:

  1. Запреты. Например, запрет какой-либо деятельности, которая признается вредной для общества и экономики или применение продукции (товаров/услуг) и их компонентов, негативно воздействующих на благополучный уровень здоровья нации.
  2. Согласие. Разрешение, выдаваемое в устной или письменной форме субъектом управления, наделенным таким правом. В качестве примера можно привести разрешение государства на осуществление различных видов экономической деятельности, экспорт или импорт определенной продукции, например, продовольственных товаров или лекарственных препаратов.
  3. Принуждение. Принуждение – это один из методов государственного воздействия, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных законов и норм. К данному виду воздействия относится, например, наказание за уклонение от уплаты налогов, неправомерное занижение налогооблагаемой базы, ведение нелицензированной деятельности, ввоз контрабандной продукции, минуя уплату таможенной пошлины и т. п.

К экономическим средствам государственного регулирования относится денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация по повышенным ставкам, государственные экономические реформы.

Денежно-кредитная политика является комплексом мероприятий в сфере обращения денежной массы и кредита. Данная политика ориентирована на регулирование национального экономического роста, обеспечения полной занятости трудоспособного населения, сдерживания инфляции, сбалансированность внешнеэкономических параметров.

Инструментами денежно-кредитной политики регулирования являются:

  1. Регулирование ключевой ставки. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по размеру которой ЦБ РФ кредитует коммерческие учреждения (банки) на определенный срок (одна неделя). В то же время, ключевая ставка – это максимальная ставка, по которой ЦБ РФ в состоянии и готов принимать денежные средства от коммерческих учреждений (банков) на депозиты.

    Данный параметр играет ключевую роль в процессах регулирования и установления процентных ставок по банковским кредитам и оказывает существенной влияние на уровень инфляции в государстве и стоимость фондирования банков. В России ключевая ставка была введена ЦБ РФ в сентябре 2013 года.

    С начала действия ключевой ставки в России ее размер изменился с 5,5% годовых в 2013 – 2014 гг. до 11% с 03.08.2015 года и по настоящее время.

    Повышение размера ключевой ставки ЦБ РФ объясняет нестабильностью и неопределенностью экономической ситуации в России, возникшей под влиянием негативных внешних обстоятельств и повышению волатильности на финансовых рынках.

    Замечание 1

    Волатильность – это финансовый показатель, который характеризует колебание (изменчивость) цены и является одним из важнейших показателей в управлении финансовыми рисками.

  2. Установление и корректировка минимальных резервов, которые должны находиться на хранении в ЦБ. Данный метод денежно-кредитной политики называется еще методом регулирования депозитной части денежного обращения, и используется в практике большинства стран в современных условиях.

    Суть его состоит в том, что Центральный Банк определяет обязательное для всех коммерческих кредитных учреждений (банков) соотношение, выражаемое в процентах, между суммой пассивов и суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов.

    Политика обязательных резервов заключается в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны ЦБ РФ и усиления контроля над их ликвидностью.

  3. Операции на рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и операции с ценными государственными бумагами являются составной частью национальной финансовой системы.

    В структуру операций с ценными бумагами как инструмента денежно-кредитной политики входят эмиссионные операции, инвестиционные операции, клиентские операции. В современных условиях государство является одним из основных эмитентов ценных бумаг (чаще всего в лице Казначейства).

    Выпуск различных видов ценных государственных бумаг производится практически ежегодно. На фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:

    • государственные краткосрочные бескупонные облигации;
    • облигации федерального займа и сберегательного займа;
    • казначейские обязательства;
    • облигации внутреннего государственного займа.

Бюджетно-финансовая политика государства – это целенаправленная деятельность государства, использующего бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политики в совокупности для достижения целей социальной и экономической национальной политики.

Финансово-бюджетная политика государства определяется каждый года в Бюджетном послании Президента РФ и обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее марта месяца года, который предшествует очередному финансовому году. Первостепенными инструментами финансово-бюджетной политики в сфере кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка ЦБ РФ.

К налоговым инструментам принадлежат виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.

Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, уровень социальной сферы также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.

Соответственно, финансово-бюджетная политика – это база правовых норм, программ и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в сфере финансовых отношений для решения поставленных задач и целей.

Особое положение в экономических средствах государственного регулирования занимает метод ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по отношению к текущим или средним ставкам.

Сущность данного метода заключается в установлении такого уровня списаний в амортизационный фонд, производящихся ежегодно, который превышает объем фактического износа компонентов основного капитала (морального и физического).

Метод ускоренной амортизации позволяет переносить значительную долю прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Таким образом, появляется возможность указанные суммы направлять на новые капитальные вложения.

Следовательно, метод ускоренной амортизации стимулирует рост собственных финансовых возможностей организаций. Капитальные вложения, в том числе уменьшение доли заемных капиталов в строительстве и модернизации основного капитала.

Инструменты внешнеэкономической политики государственного регулирования экономики воздействуют на различные аспекты внешнеэкономических отношений торговлю, миграцию рабочих ресурсов и капиталов, валютно-расчетные отношения.

К данному инструменту относятся таможенные пошлины, квоты на импорт определенных товаров, субсидии и налоговые послабления (льготы) для отечественного импорта, налоговые льготы и прочие льготы для иностранных инвесторов, предоставляемые с целью привлечения в экономику государства иностранных капиталов, покупка/продажа национальной валюты ЦБ на бирже с целью стабилизации обменных курсов и т. п.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskaya_i_socialnaya_politika_rossii/sredstva_gre/

Refpoeconom
Добавить комментарий