Советская экономическая система

Основные черты экономической системы в СССР

Советская экономическая система

  1. Отмена частной собственности, прежде всего на средства производства и замена её общественной, которая идеологически определялась как общенародная, существующая в двух формах: государственной и кооперативно–колхозной.
  2. Отказ от рынка, переход к планомерному согласованию деятельности (централизованному планированию)и как следствие – отсутствие цикличности развития, т.е. экономических кризисов.
  3. Государственная система ценообразования.
  4. В качестве цели деятельности предприятий было выполнение плановых заданий.
  5. Преодоление имущественного неравенства на основе принципа «от каждого по способностям, каждому –по потребностям» через распределительную систему с высокой степенью уравнительности и гарантий
  6. В экономике отчетливо выделялись три сектора:

— военно–промышленный (аэрокосмическая индустрия),

— добывающий сектор (добыча природных ресурсов),

— гражданский сектор:

ü инвестиционный комплекс – группа взаимосвязанных отраслей производящих инвестиционные товары (машины и оборудование, здание и сооружения), включающая машиностроение и строительство, а так же отрасли производящие для них основные материалы – металлургия, промышленность строительных материалов,

ü комплекс отраслей производящих потребительские товары.

В первую очередь ресурсами наделялся военно–промышленный комплекс, потом в добывающий сектор, в последнюю очередь ресурсы направлялись в гражданский сектор.

Гражданский сектор через определенное время оказался не в состоянии снабжать народное хозяйство средствами производства в необходимом количестве, поэтому производственные мощности в стране старели, как физически, так и морально – отставали от мировых аналогов по своим техническим характеристикам.

Как следствие функционирование данной системы в экономике наблюдались следующие проблемы

  1. Отсутствие гибкого и быстрого реагирования на изменение потребностей и экономической ситуации
  2. Отсутствие у предприятий ощутимых стимулов к инновациям
  3. Дефицит товаров и услуг, представляющий собой скрытую форму инфляции (В. Новожилов, Я. Корнаи)
  4. нерациональное использование ресурсов (затраты на производство единицы продукции были в 1,5 –2 раза выше мировых)
  5. При огромных запасах природных ресурсов и втором месте в мире по объему производимого общественного продукта относительно невысокий уровень жизни населения
  6. Нерациональная структура народного хозяйства, преобладание в ней отраслей первого подразделения (производящих средства производства) в ущерб отраслям второго (производящим предметы потребление), а также добывающих в ущерб обрабатывающим
  7. Формальное использование элементов рыночной экономики – денег, цен, торговли
  8. Развитие теневой экономики

Ограниченность возможностей развития командной экономики проявилась уже во второй половине 70–х г., что отразилось в замедлении темпов роста национального дохода: по официальной статистике в СССР за 1966–70г.г. этот показатель вырос на 41%, за 1971–75г.г. – на 28%, за 1976 –1980г.г. на 21%.

Возникли дефициты на потребительском рынке, которые сначала покрывались за счет импорта – страна продавала нефть (70–е г. время высоких цен на нефть) и закупала товары народного потребления, позднее стали расти закупки оборудования, технологий, поскольку возможность удовлетворять свои потребности в этих товарах самостоятельно были исчерпаны.

В конце 80–хгг «нефтедолларов» стало не хватать для поддержания равновесия на внутреннем товарном рынке, и СССР стал занимать деньги за рубежом. Стал увеличиваться внешний долг.

Внутренний рынок находился в стабильно дефицитном состоянии, не хватало практически всего – а то, что было не удовлетворяло потребителей по качеству, так как оборудование на котором эти товары производились было физически и морально изношенным.

Попытка изменить ситуацию в стране в 1985 году, но предпринятые изменения не носили системного характера. Проводившиеся реформы получили название «перестройки». роль первоначально отводилась структурным преобразованиям в машиностроении (реанимации инвестиционного комплекса) и расширению хозяйственной самостоятельности предприятий (повышение заинтересованности в эффективном труде).

Предприятия получили некоторую финансовую самостоятельность: все свои расходы они должны были покрывать за счет собственных доходов, а чистая прибыль после расчетов с бюджетом, банками и вышестоящей организацией оставалась в их распоряжении.

Предприятиям разрешили самостоятельно принимать решения о том, что производить, но после того, как они выполнят обязательный госзаказ. Расширение финансовой самостоятельности предприятий привело к тому, что все возрастающая часть прибыли всеми возможными путями направлялась на потребление.

Кроме того реформы позволили зарабатывать на кооперативах. В результате только в 1989 г.денежные доходы населения выросли на 13,1% против 7,1% по плану, в 1990 г.- еще на 16,9% и все это при неизменных ценах и практически не увеличивающемся производстве.

Так в экономике возник дисбаланс между количеством денег на руках у населения и количеством производимых товаров, так называемый денежный навес, что привело к усилению дефицитов и скрытой инфляции. К концу 1980–х гг дефициты стали угрожающими, страна в мирное время переходила на карточную систему.

Кредиты перестали давать из-за границы, зерна нет. Взялись за золотые запасы. Было 1200 т.до 1991 стало 80 т. Павлов меняет в три дня 100 р и 50 р. купюры Была жуткая конфискация. Ельцин рушит союз. Вице премьер Е.Гайдар – приказ делать что угодно, до голода осталось 2 месяца. Денег в бюджете не было.

Источник: https://studopedia.su/4_8109_osnovnie-cherti-ekonomicheskoy-sistemi-v-sssr.html

3.1 Особенности экономической системы ссср

Советская экономическая система

Командно-административная система СССР былаоснована на социалистической доктрине.

Притягательность социализма как теориии практики обусловлена тем, что онберется решить две проблемы, испоконвеков волновавших человечество:искоренение неравенства, сознательноерегулирование жизни общества и каждогочеловека в отдельности со стороны некихверховных органов общества.

Главнымиидейными предтечами социализма вевропейской культуре принято считатьдвух знаменитых ученых позднегоСредневековья- английского философа игосударственного деятеля Т.Мора иитальянского философа, доминиканскогомонаха Т. Кампанеллу, которые былиавторами социальных утопий о гармоничныхи счастливых обществах, не знающихчастной собственности.[2, стр.752]

Социалистическаядоктрина нашла наиболее последовательноевоплощение в политическом и социально-экономическом устройстве СССР. [2, стр.753]

Советскиеидеологи приложили огромные усилия длятого, чтобы доказать, что экономическаясистема СССР опирается на общенароднуюсобственность и служит подъемуматериального и духовного благосостояниякаждого гражданина.

Но на самом делефундаментальный принцип организациисоветской экономики, прямо следовавшийиз социалистическойдоктриныв ее марксистско-ленинском варианте,состоял в полном, тотальном огосударствлениинародного хозяйства.[2, стр.

753]

Этоозначает, что только государство былособственником производственных ресурсови только государство могло приниматьэкономические решения. Вся экономическаяжизнь подчинялась административнымраспоряжениям органов власти.

Напротяжении советской истории государствостремилось наладить всеобъемлющий ивсепроникающий контроль над экономикой,и отступления от этой тенденции возникалитолько тогда, когда пороки сверхбюрократизацииначинали подтачивать устойчивостьсамой власти.

В этой системе не быломеста человеку как самостоятельномумаксимизирующему экономическомусубъекту; работники были полностьюотчуждены от владения и управлениясредствами производства.

Советскийгосударственный социализм не признавалчастной собственности, рынка и рыночногосаморегулирования.

С рыночной организациейэкономической деятельности советскиеидеологи связывали только эксплуатацию,кризисы и «загнивание капитализма».

Однако самое жестокое угнетение человекабыло уделом именно советской системы,в которой материальные и социальныеблага перераспределялись с помощьювнеэкономических методов в пользупартийно-бюрократическойверхушки-«номенклатуры».

Всевластиегосударства в экономики и других сферахжизни и управление исключительно спомощью бюрократических методовпозволяют определить советскую системукак командно-административную итоталитарную и отличать ее от многочисленныхавторитарных стран современного мира,где контроль государства ограничиваетсяполитической сферой.

Изтоталитарной природы советской экономикии отрицания рынка логически вытекалвторой принцип организации народногохозяйства — планирование.

Он занимал всоветской идеологии особенно «почетное»место, поскольку объявлялся инструментомбескризисного, сбалансированного идинамичного развития экономики,способного обеспечить историческуюпобеду социализма над капитализмом.

Нетрудно увидеть, что принцип планированиябыл практическим воплощениемсоциалистической идеи об управленииэкономикой из единого центра. [2,стр.754]

Государственныйплан представлял собой совокупностьобязательных к исполнению распоряженийорганов государственного управления,адресованных конкретным предприятиями организациям народного хозяйства ирегламентирующих ассортимент и объемпроизводства, цены и другие аспекты иххозяйственной деятельности.

Социалистическоепланирование состояло в следующем. Наоснове партийных установок и анализаэкономического состояния центральныегосударственные органы принималиэкономические решения, носившиеобязательный характер для исполнителя,и контролировали выполнение решений.

Главным плановым документом былпятилетний план, содержащий переченьзаданий по производству и продажепродукции в отраслевом и региональныхразрезах. Составляя этот документ,государство исходило не только изобъективных экономических потребностейи критериев, сколько из политических исоциально-экономических задач,поставленных высшим руководством.

Опираясь на пятилетний план, органыэкономического управления разрабатывализадания для всех иерархических уровнейвплоть до отдельного предприятия.

Этоопределяло принципиальную особенностьэкономической деятельности в рамкахсоветской системы: лица, принимавшиерешения, были обязаны руководствоватьсягосударственными плановыми заданиями,а не экономическими соображениямимаксимизации прибыли.

Цены на сырье иготовую продукцию, оплата трудаработников, условия сбыта и все прочиеэкономические критерии, как правило,не оказывали влияния на решения директоровпредприятий и других хозяйственныхруководителей.

Их главная задача состоялав выполнении плана.

Например,цены не выполняли ни информационных,ни балансирующих функций, присущих имв рыночном хозяйстве, а служили главнымобразом для измерения и учета произведеннойпродукции, потому что многие плановыезадания давались в стоимостном выражении.

На потребительском рынке цены тожестрого задавались государством, ипроизводители или продавцы не имелиправа их изменить даже при резком несоответствии спроса и предложения.Розничные цены были постоянны иприменялись обычно на всей территориистраны.

Поэтому они часто указывалисьнепосредственно на изделии — печатались,выбивались на металле и т.п.

Всоветской системе не было места иконкуренции. Она объявлялась одним изглавных пороков капитализма, ведущимк растрате материальных ресурсов, ицеленаправленно искоренялась — например,путем борьбы с «дублированием»производственных мощностей, т.е.

выпускомодинаковой продукции на разныхпредприятиях. Кроме того, поощряласьконцентрация производства – созданиекрупных предприятий – для экономииудельных расходов.

Все это обернулосьнеобыкновенно высокой степеньюмонополизации советской экономики идиктатом производителя над потребителем,полностью лишенным права выбора. [2,стр.755]

Социалистическоепланирование отвечало идее советскихпослереволюционных марксистов оборганизации экономики как единойфабрики.

Если все шахты, заводы и магазиныпринадлежат государству, то зачем нужныденьги и цены в расчетах между ними?Разве хозяин капиталистическогопредприятия допускает отношениякупли-продажи между цехами своегозавода? Советское руководство не смоглореализовать идею экономики как единойфабрики просто в силу техническихсложностей управления огромнымхозяйством, но она полностью соответствуетдуху марксистской теории, а в годынаиболее жесткой политической иэкономической диктатуры народногохозяйства СССР заметно приближалось кэтому идеалу.

Тричерты характеризовали планированиекак метод управления социалистическимхозяйством.

Во-первых, это централизованность,то есть распределение заданий центральнымгосударственным органом – Госпланом-или другими уполномоченными органами,во-вторых, — директивность, илиобязательность для исполнения, ив-третьих, — адресность, то есть доведениезадания до конкретного предприятия-исполнителя.

Кроме того, советские теоретикиприписывали социалистическомупланированию «научность» какфундаментальную особенность,противопоставляющую социалистическуюэкономику анархии капиталистическогорынка, хоть на самом деле план былинструментом реализации политическихи экономических установок государственнойвласти и, как правило, не учитывалобъективных экономических пропорцийи тенденций.

Попыткипридать планированию «научный» характерпостоянно наталкивались и на неразрешимыеметодологические проблемы составленияплана и контроля за его исполнением.

Как следует давать плановые задания, в натуральной форме или в стоимостномвыражении? Нужно ли расписывать заданиядетально или можно допустить укрупненныепоказатели, дающие предприятиям некоторуюсвободу для маневра? Нужны ли специальныезадания по внедрению достиженийнаучно-технического прогресса? Эти ианалогичные вопросы составляли основнойпредмет социалистической политэкономии,причем вплоть до конца советскойэкономики они так и не нашли однозначногорешения, а методология планированиячасто менялась.

Тотальнаягосударственная собственность ипринудительное планирование в сочетаниис уравнительной идеологией порождаливнеэкономический характер распределенияматериальных благ.

Материальное богатствои социальный статус человека зависелиот его положения в государственнойиерархии и принадлежности к той илииной профессиональной группе, этовоспроизводило принципы феодальногоустройства общества, и было огромнымшагом назад в магистральном движениичеловеческой цивилизации к свободе иавтономности индивида. [2, стр.756]

Такимобразом, командно-административнуюсистему можно определить как особуюформу организации экономическойдеятельности, опирающуюся на абсолютноегосподство государства в экономики,принудительное планирование иуравнительное внеэкономическоераспределение материальных благ.

Конечно,реальная практика функционированиясоветской системы была сложнее иразнообразнее.

Например, после смертиСталина стали допускаться некоторыеформы негосударственной хозяйственнойдеятельности в виде «индивидуальнойтрудовой деятельности» или работы насобственном земельном участке, но этоофициально рассматривалось как временныеуступки и действительно нарушало чистоту«социалистической идеи».

В 60-80 годы доначала перестройки предпринималисьпопытки расширить хозяйственнуюсамостоятельность предприятий и усилитьтак называемое «экономическоестимулирование» рабочих. В этот жепериод экономические подходы сталипроникать в хозяйственную практику ив неофициальной форме.

Заисторически короткий период существованияСССР были испробованы различные формыорганизации государственной экономикии даже предпринимались попытки совместитьсоциализм с рынком. Путь, который прошласоветская экономика до начала перестройки,-поучительный для экономической теорииопыт, демонстрирующий историческиограниченные возможности командно-административного управления народнымхозяйством.

Вэкономической истории СССР до 1985 г.можно выделить четыре этапа. На первомэтапе (1918- 1921 гг.) была предпринята попытканепосредственно воплотить в жизньмарксистскую доктрину.

Экономическаяполитика, позднее получившая название«военного коммунизма», была направленана немедленную и принудительнуюликвидацию частной собственности итоварно — денежных отношений.

На их местоприходили отношения натурального обменамежду предприятиями и бесплатноепредоставление многих товаров и услугнаселению. Большинство банков и другихфинансовых учреждений были закрыты.Сельскохозяйственная продукция укрестьян изымалась.

Они получали в обменнизкокачественные промышленные товарыиз города. «Военный коммунизм» в сочетаниис Гражданской войной поставили подугрозу Советскую власть. В этих условияхпо инициативе Ленина в 1921 году былапровозглашена «новая экономическаяполитика», что стало началом второгоэтапа.

ВводяНЭП, советское руководство откладывалореализацию социалистических принциповдо тех пор, пока не будет достигнутаопределенная стабилизация экономики.Поэтому были разрешены торговля, наемработников, малое и среднее частноепроизводство, биржи, банки, рыночноеценообразование и другие институты имеханизмы рынка.

При этом государствосохраняло за собой «командные высоты»,то есть полный контроль над тяжелойпромышленностью. НЭП способствоваложивлению экономики, развитиюпромышленности, росту сельского хозяйстваи подъему жизненного уровня народа.Однако НЭП продолжался недолго.

Он былсвернут, так как объективно подрывалмонополию партии на власть, а такжепотому, что руководство страны взялокурс на форсированную индустриализациюи милитаризацию.

Третийпериод- период сталинской диктатуры(1920-е годы- 1953 г.). Сталинская системаполностью воплотила в себе сущностныечерты социализма как особой экономическоймодели.

В этот период экономическаядеятельность велась исключительно наоснове плановых заданий, которые исходилииз политически обусловленных партийныхтребований и установок. Главной задачейбыло создание мощной армии. Поэтому всталинский период основой советскойэкономики стала военная промышленность.

Сельское хозяйство подверглосьпринудительной коллективизации. Рыночныеотношения а сталинской системе ненаходили места. Деньги не выполняли техфункций, которые присущи им в рыночнойэкономике. В течение всего сталинскогопериода советская экономика поддерживалаочень высокие темпы роста.

В экономикепроизошли огромные структурные сдвиги.Сталинизм вызвал такое перенапряжениесил всего общества, что сразу послесмерти диктатора новое руководствобыло вынуждено «ослабить гайки».

В1953 году советская экономика вступилав четвертый этап- этап зрелого социализмаи относительной стабильности. Для этогопериода характерен отход советскогоруководства от проявлений сталинизма-массовых репрессий, жесткой эксплуатациинаселения и закрытости от внешнегомира. С середины 1950-х до середины 1960-хгг., в период правления Н.С.

Хрущева,быстро росли новые отрасли промышленности,связанные с научно- техническимпрогрессом, а также отрасли потребительскогосектора. Но уже в это время народноехозяйство СССР столкнулось с исчерпаниемресурсной базы и потребностью в переходек интенсивному типу развития. Поэтомуна рубеже 1950-х и 1960-х гг.

в научной печатипоявилась дискуссия «о совершенствованииметодов социалистического планирования»,в центре которой стоял вопрос о том, каксочетать соблюдение общегосударственныхинтересов с инициативой и относительнойсамостоятельностью предприятий. Послесмены советского руководства в 1964 г.эти дискуссии явились идейной основойдля экономической реформы.

Реформа былапризвана придать импульс социалистическойэкономике путем расширения хозяйственнойсамостоятельности предприятий и введенияотдельных элементов рыночного механизма.В основу работы предприятий был положен« хозрасчет». Хозрасчет- системауправления, предусматривавшаясамоокупаемость и самофинансированиесоциалистических предприятий.

Инымисловами, предприятие должно былосамостоятельно окупать свои затраты изарабатывать средства на плановыекапиталовложения путем производстваи реализации продукции в соответствиис укрупненными заданиями государственногоплана.

Такие изменения методологиипланирования впервые позволилипредприятию не только принимать решенияо номенклатуре выпускаемой продукции,но также искать выгодных для себяпоставщиков и потребителей.

Вдекабре 1991 года СССР, а вместе с ним исоветская экономическая система,прекратили свое существование. Впоследние годы существования СССРгосударственная власть утратиласпособность собирать налоги, контролироватьденежную массу и потеряла управляемость.[2, стр. 764]

Источник: https://studfile.net/preview/2447889/page:7/

Refpoeconom
Добавить комментарий