Соотношение науки и культуры в условиях НТР

Значение науки в эпоху научно-технической революции

Соотношение науки и культуры в условиях НТР

Введение

Глава 1. Значение науки в эпоху нтр

1.1 Характерные черты науки

1.2 Определение научно-технической революции. Основные достижения

1.3 Значение науки в эпоху НТР

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Мы живем в эпоху научно-технической революции. Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Так было не всегда. Зачатки науки и техники появились еще в древнем мире. Например, Древние греки создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные машины.

Уже в новое время отношение человека к природе превратилось в практическое. Теперь, познавая природу, человек задается вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание превратилось в технику, а точнее соединилось с ней в единое целое.

Наука превращается в производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется не отдельная научная, техническая или промышленная, а научно-техническая революция).

Это меняет весь облик производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни. Связь между наукой и техникой, постоянно усиливается.

Люди развивают науку для раскрытия тайн и загадок природы, вследствие чего решают практические задачи.

Глава 1. Значение науки в эпоху нтр

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность — сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.

Фрагментарность — изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.

Общезначимость — получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность — хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность — новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность — научные истины нейтральны в морально — этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность — получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.

Чувственность — научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

1.2 Определение научно-технической революции. Основные достижения

Современный этап научно-технического прогресса — эпоха НТР — это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.

НТР характеризуется срастанием науки и техники в единое целое, а также небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека, как части природы.

Сущность НТР не сводится к научным открытиям. НТР означает перестройку всей технологии и способов производства, начиная с использования материалов и заканчивая системой машин, формами организации и управления, а также отношение человека к процессу производства.

Развитие НТР требует постоянного международного научно — технического сотрудничества. Основная причина — это огромные финансовые затраты, а также то, что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу для сближения народов.

Главные направления НТР:

комплексная автоматизация производства, его контроля и управления;

открытие и использование новых видов энергии;

создание и применение новых материалов.

Достижения НТР впечатляющие. О научно-технической революции заговорили в связи с созданием атомной бомбы.

Использование атомной энергии повлияло на психику человека: люди убедились в колоссальных возможностях науки не только в созидательных, но и в разрушительных действиях.

Государство и частные инвесторы стали вкладывать огромные средства, начался рост числа научно — исследовательских институтов. Научная деятельность превратилась в массовую профессию.

Выход человека в космос стал следующим этапом в НТР, знаменуя собой становление космической цивилизации.

Символом революции признана электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры. Это новый вид техники, которому человек постоянно передает логические функции и в перспективе предполагается перейти к комплексной автоматизации производства и управления.

Эти технические достижения — результат современного естествознания.

Таблица 1

НТР и современное естествознание

Также в эпоху НТР широко используются химические материалы, с заранее заданными свойствами. Развивается электронное приборостроение, биотехнология. Произошла революция в сельском хозяйстве — повышение урожайности многих видов растений вследствие применения минеральных удобрений и пестицидов и т.п.

Большое значение в развитии научно — технической революции имеют: открытие явлений радиоактивности, создание теории относительности, квантовой механики, генетики, кибернетики, широкое применение электричества, расщепление атомного ядра, развитие средств массовой информации и коммуникации, создание реактивной техники, механизация и автоматизация производств.

Многое из того, что из нас стало обычным: автомобиль, самолет, радио, телевидение — все это продукты научно-технического прогресса, которые в первой половине XX века привели к современной научно-технической революции.

Наука XX века завершилась расшифровкой генома человека, что открыло новые необычайные перспективы изменения наследственности.

Развитие НТР требует постоянного международного научно-технического сотрудничества. Основная причина — это огромные финансовые затраты, а также то, что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу для сближения народов.

1.3 Значение науки в эпоху НТР

Современная наука дорогое удовольствие. Например, строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области элементарных частиц, требует миллиардов долларов. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3 % валового национального продукта. Ведь без развития науки невозможна достаточная обороноспособность страны, ее производственное могущество.

Объем научной деятельности удваивается примерно вдвое каждые 10 — 15 лет. Растет число ученых и научных направлений. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 100 тыс. ученых, сейчас — 5 млн. (каждый тысячный, живущий на земле).90 % всех ученных, когда — либо живущих на планете, — наши современники. Процесс познания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 тыс. научных дисциплин. [1]

Наука изучает не только мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» мир — мир знаний и навыков. Наука, по К. Попперу, приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К. Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер).

«С того момента как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью.

Поэтому наука — элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания». [2]

Эти чары приводили к преувеличению представлений о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название сциентизма (от лат. «сциенция» — наука).

Именно в наше время, когда роль науки огромна, появились иные представления о науки, как о высшей, или даже абсолютной ценности.

В этой научной идеологии говориться о том, что только наука способна решить все проблемы человечества, в том числе и бессмертие.

Сциентизма «точные» науки признает как абсолютные, принимает их как вершину знаний, часто отрицая социально — познавательные науки, как не имеющих познавательного значения.

В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры. Однако во второй половине XX века появилось противоположное антисциентическое высказывание, которое обрекало ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

Источник: https://mirznanii.com/a/8645/znachenie-nauki-v-epokhu-nauchno-tekhnicheskoy-revolyutsii

Характеристика научно-технической революции. урок. География 10 Класс

Соотношение науки и культуры в условиях НТР

Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Урок: Характеристика научно-технической революции

Всё развитие общества связано с техническим прогрессом. Научно-технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества.

Научно-техническая революция (НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Современная эпоха НТР наступила в 40 – 50-е годы.

Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов, запуск энергоблока на Обнинской АЭС и др.

С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для НТР характерны следующие черты:

1.     Универсальность и всеохватность. НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки. НТР преобразует все отрасли, начиная от производства и заканчивая психологией людей. Для современной НТР символами являются Интернет, реактивные самолеты, компьютеры и т.д.

2.     Ускорение научно-технических преобразований. В частности, в настоящее время существенно сократилось время между научными разработками, открытиями и их внедрением в производство.

Мобильность, постоянное обновление, совершенствование продукции стали одним из главных условий развития большинства отраслей производства.

Кроме того, постоянно появляются технические новинки, которые человек активно использует в быту и для своего удобства.

3.     НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В современном обществе меняется характер труда, происходит его интеллектуализация, т.е. увеличивается доля и значение умственного труда. Уже сейчас многие отрасли хозяйства тяготеют к научно-квалифицированным кадрам.

4.     Военно-техническая революция. Большинство самых новых и современных разработок используется в военном назначении, поэтому запросы военных ведомств зачастую оказывают существенное влияние на развитие науки и техники.

Рис. 1. Атомный взрыв

В эпоху НТР наука – сложный комплекс знаний. В настоящее время наблюдается рост наукоемкости. В научную деятельность вовлечено более 10 млн чел., растут затраты на науку, растет число научных работников. Например, первое место по числу ученых и инженеров занимают США, Япония, Германия, растет количество ученых в странах Азии.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (акронимНИОКР) – совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.Согласно данным исследовательского института Battelle Memorial Institute, в 2011 году мировые расходы на НИОКР вырастут на 3,6% и составят 1,2 трлн долларов США.

Первое место по объему НИОКР занимают США (382,6 млрд; 2,7% от объема собственного ВВП).

Второе место занимает Китай (153,7 млрд; 1,4% ВВП).

Третье место принадлежит Японии (144,1 млрд; 3,3% ВВП).

Россия замыкает десятку мировых лидеров (23,1 млрд; 1% ВВП).

Для сравнения, в СССР объем внутренних расходов на НИОКР составлял 5% ВВП.

Наукоемкость ВВП – доля расходов на НИОКР в ВВП. 1) Израиль – 4,9% ВВП. 2) Швеция – 4,3% ВВП. 3) Финляндия – 3,5% ВВП. 4) Япония – 3,3% ВВП. 5) Исландия – 3,1% ВВП. 6) США – 2,7% ВВП.

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

1.     Эволюционный путь.

2.     Революционный путь.

Более быстрый, революционный путь развития – главный путь в развитии науки и технологии в эпоху НТР.

Технологии и техника помогают экономить время, перерабатывать вторсырье, экономить ресурсы, увеличивают производительность труда и несут другие блага.

Рис. 2. Научная лаборатория

В эпоху НТР производство развивается по 6 основным направлениям:

1.     Электронизация характеризуется активным внедрением компьютеров. Наибольшим количеством компьютеров обладают США, Германия, Япония, Китай, Республика Корея.

2.     Комплексная автоматизация. Наибольшим числом промышленных роботов обладают Япония, США, Германия.

Рис. 3. Робот

3.     Перестройка энергетического хозяйства. Главные цели: энергосбережение, использование альтернативных и новых источников энергии. Страны-лидеры: США, Япония, Франция.

4.     Производство новых материалов.

5.     Развитие биотехнологий. Это направление возникло еще в конце 1960 – начале 1970 гг. Особенно успешно данное направление развивается в США, Франции, Нидерландах, Бельгии, Израиле, Японии.

6.     Космизация: развитие космонавтики, аэрокосмической промышленности, исследование космического пространства.

По мере развития НТР все большую роль играет управление. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.Кроме того, развивается геоинформатика и геоинформационные системы.

Домашнее задание

Тема 4, П. 1

1.     Перечислите основные черты НТР.

2.     Какие отрасли хозяйства в наибольшей степени были преобразованы под влиянием НТР?

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. – М.: Экон-Информ, 2008. – 492 с.

4.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. – М.: ЭКОС, 2002. – 178 с.

3.     Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Источник: https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bnauchnotehnicheskaya-revolyuciya-i-mirovoe-hozyajstvob/harakteristika-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii?seconds=0

Refpoeconom
Добавить комментарий