Социальные издержки монополии

Основные понятия экономической теории

Социальные издержки монополии
ый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене.

Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт.

Если цены, установлены для разных покупателей, отражает не различие в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

Для того, что бы фирма — монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию.

Во — вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары.

После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой не эластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен — более низкая.

Вопрос 28. Сравнение цен и объемов производства при конкуренции и монополии. Социальные издержки монополии, их измерение. Государственная политика в отношении монополий

Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции испытывают влияние, с одной стороны, конкурентных начал на рынке, а с другой — монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Элемент монопольной власти означает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь же малой, как и в условиях совершенной конкуренции.

Понижающаяся кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции, и разница эта объясняется той рыночной властью, которую дает дифференциация продукции. Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, все производители на рынке монополистической конкуренции имеют некоторую свободу установления цены на свою продукцию. Назначая цену ниже цены конкурирующих фирм, тот или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж. С другой стороны, если он повысит цену на свой товар, какая-то часть покупателей предпочтет более дешевую продукцию его конкурентов. Таким образом, кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет понижательный характер, так как она может продать больше по низким ценам и меньше по высоким. Фирма не сможет продавать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной.

Кроме того, угол наклона кривой монополистически конкурирующей фирмы будет меньше, чем у абсолютно конкурентной фирмы. Степень пологости, или эластичности, кривой спроса монополистически конкурирующих фирм зависит от глубины дифференциации продукции. Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот.

Почему монополист не расширяет выпуск за пределы объема Q? В конце концов покупатели готовы платить больше величины предельных издержек за дополнительные единицы блага, по крайней мере до тех пор, пока общий объем выпуска не достигает.

Однако монополист не может увеличить свои прибыли за счет удовлетворения этих запросов, так как для увеличения объема продаж он вынужден был бы снизить цену для всех покупателей.

Если он снизит цену ради увеличения выпуски продукции на одну единицу сверх объема, то его доход от продажи этой дополнительной единицы превысит предельные издержки ее производства, так как цена выше величины предельных издержекОднако поскольку предельный доходниже предельных издержек для объемов выпуска, превышающих, потери в доходе от продажи первоначального объема выпуска, вызванные снижением цены, перевесили бы этот выигрыш (от продажи дополнительной единицы). Таким образом, разница между монополией и совершенной конкуренцией возникает в силу того, что предельный доход ниже цены.

Социальные издержки представляют собой наивысшую ценность, которую могут принести факторы производства при альтернативном их использовании.

Однако производители, которые обычно заинтересованы лишь в максимизации собственного дохода, не обращают внимания на социальные издержки и приступают к какой-либо деятельности, только если ценность того, что производят вовлеченные факторы, будет большей, чем их частные издержки (т. е.

величина дохода, который можно заработать с помощью этих факторов при их наилучшем альтернативном использовании).

Но если частные издержки равны социальным издержкам, значит, производители приступят к деятельности только тогда, когда ценность того, что производят вовлеченные факторы, больше, чем ценность того, что они могут дать при альтернативном использовании. Иными словами, при нулевых трансакционных издержках ценность производства будет наибольшей.

Деятельность естественных монополий регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 №147-ФЗ «О естественных монополиях». Ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен или их предельного уровня, является одним из методов регулирования деятельности естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий принимают решение о применении методов регулирования относительно конкретного субъекта естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.

Политика прямого руководства хозяйственной деятельностью монополий со стороны государства направлена на предприятия, находящиеся в собственности государства (административная монополия).

Методы управления административными предприятиями зависят от цели их хозяйственной деятельности, поставленной государством (например, максимизация прибыли, обеспечение условий функционирования другим хозяйствующим субъектам и т.д.).

В случае использования косвенных методов управления административные предприятия, приобретая статус рыночных производителей, работают с меньшими издержками, чем тогда, когда они управляются директивными методами. Однако в обоих случаях эффективность хозяйствования административных предприятий, как правило, уступает эффективности частных монополий.

Это объясняется действием причин управленческого характера: способностью органов хозяйственной власти отразить в своих планах перспективы развития экономики, корректировать систему экономических нормативов с учетом изменяющейся хозяйственной среды, стремлением предприятий к «спокойной жизни» и т.д.

Вопрос 29. Олигополия. Пример дуополии. Сговор и картель. Олигополистическое равновесие. Олигополии как «дилемма узников»

Олигополия — это конкуренция на рынке, характеризующаяся присутствием нескольких (от трех до семи) крупных фирм с однородной или дифференцированной продукцией; — рыночная структура, в которой несколько поставщиков предлагают сходную или идентичную продукцию. Слово «олигополия» введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе «Утопия» (1516).

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен.

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:

= S12 + S22 + S32 +.. + SN2

где S1 — доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы — соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

Дуополия (присутствие на рынке двух продавцов) — частный пример олигополии, на ее примере легко рассматривать простые модели олигополии и изучать их закономерности.

Первую модель дуополии предложил Курно, он же сформулировал и одно из первых понятий равновесия в подобной модели (равновесие Курно): максимальная прибыль производителей при неизменности выпуска.

Источник: https://www.studsell.com/view/102888/?page=16

Социальные издержки монополии — Энциклопедия по экономике

Социальные издержки монополии
Социальные издержки монополии
 [c.201]

Цена и выпуск Социальные издержки монополии
 [c.840]

Из этого заключения может быть, однако, одно исключение. Предположим, что монополия несет дополнительные издержки для сохранения своего исключительного положения. Например, монополия, созданная правительством, несет затраты на расширение рядов лоббистов, необходимых для продления ее монопольных прав. В этом случае она может использовать часть своей монопольной прибыли на покрытие дополнительных расходов. Тогда социальные издержки монополии включают в себя, наравне с безвозвратной потерей, возникающей из-за несоответствия цены предельным издержкам, и эти необоснованные затраты.
 [c.331]

Положение о том, что монополия, идя по пути ограничения выпуска, приводит к социальным издержкам, становится особенно очевидным, если мы рассматриваем монополиста, контролирующего предложение предметов потребления, не требующих затрат на их производство. Например, таким предметом потребления может быть доступ к красивому горному пейзажу.

Поскольку виды природы могут быть доступны без каких-либо издержек, люди могут наслаждаться ими столько, сколько пожелают, получая достаточно зрительных впечатлений, так что предельная ценность этого товара в точности равняется нулю.

Другими словами, мы находились бы в точке потребления, в которой потребители готовы платить ноль — не больше и не меньше — за каждый дополнительный взгляд. Конечно, монополист взимал бы плату с людей за любование горными видами, и это привело бы к ограничению уровня доступности (к снижению объема выпуска этого товара ).

Социальные издержки возникают в силу того, что доступ к горному пейзажу, который приносил бы удовольствие людям и без всяких издержек, ограничивается максимизирующим прибыль монополистом.
 [c.202]

Теперь мы можем видеть, что социальные издержки, связанные с монополией, — это альтерна-
 [c.203]

Социальные издержки, обусловленные существованием монополий, возникают вследствие ограничения выпуска монополистом. Величина этих социальных потерь измеряется как сумма разностей между ценностью, которую потребители устанавливают для каждой единицы продукции, которую необходимо произвести, и предельными издержками ее производства,
 [c.268]

Мы получаем возможность сформулировать коренное различие конкурентного и монополизированного рынков на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам. На монополизированных рынках цена товара превышает предельные издержки. Вскоре мы убедимся, что это открытие — ключ к пониманию социальных издержек монополии.
 [c.325]

Существующая социально-экономическая реальность значительно отличается от этой картины, поскольку в ней не выполняется ни одно из условий (1-4). Прежде всего, если уровень минимальных средних издержек соответствует достаточно большим объемам производства, то дробление большой фирмы на конкурирующие единицы будет повышать издержки.

Это делает невозможным поддержание совершенной конкуренции (условия 1) и оправдывает существование по крайней мере некоторых монополий. К ним относятся «естественные монополии» (такие, как телефонная и электрическая сети). Другой источник — инновации.

В этой сфере может быть конкуренция (в смысле свободного доступа на рынок), однако фирма, которая открывает новый продукт или процесс, неизбежно имеет значительное, хотя и временное влияние на рынок.
 [c.36]

Кроме того, в этих отраслях в преобладающем большинстве исключительно высокие невозвратные издержки. Основные фонды в этих отраслях являются достаточно специфичными и вследствие этого имеют ограниченное эффективное применение (только в данных отраслях), не могут быть переориентированы на другие рынки.

Продать основные фонды предприятий этих отраслей практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержки. К таким отраслям естественной монополии относятся трубопроводный транспорт, система водоснабжения, линии электропередач, железнодорожные пути и пр.

, то есть, в основной своей массе это социально экономически значимые для государства отрасли.
 [c.152]

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды К.

В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов простых товаропроизводителей единоличных капиталов монополий национальных капиталов интернациональных капиталов. К.

, например, между крестьянами-тружениками и ремесленниками ориентируется на общественную (рыночную) стоимость товара. Те из товаропроизводителей, что затрачивают на единицу продукции больше труда по сравнению с общественно необходимой величиной, разоряются.

Соперничество же между капиталистическими предпринимателями ведется ради иной цели — получения большей прибыли (которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками ее производства — затратами на средства производства и заработную плату).
 [c.107]

В свете проблем регулирования естественных монополий сравните оптимальное с социальной точки зрения (по предельным издержкам) и справедливое с точки зрения прибыли ценообразование, вернувшись к рис. 24-8.

Предположив, что для покрытия убытков, связанных с ценообразованием по предельным издержкам, может быть использована государственная субсидия, какую политику ценообразования вы бы избрали Какие проблемы могли бы повлечь за собой эти субсидии  [c.724]

Государственные фирмы, полностью или частично принадлежащие федеральному или региональному уровню, вместо максимально возможной прибыли преследуют другие цели, за исключением государственных смешанных предприятий, основанных на объединении капитала.

Такими целями являются обеспечение населения в достаточном объеме жизненно необходимыми товарами и услугами по ценам, лишь покрывающим издержки (например, электроэнергия, холодная и горячая вода) обеспечение населения в достаточном объеме социальными и культурными благами, убытки от которых покрываются из бюджета (например, театры, музеи, больницы, библиотеки, коммунальный транспорт) уничтожение частной монополии на предложение определенной продукции или услуг путем организации собственного, альтернативного предложения этой продукции или услуг при ограниченных целях получения прибыли.
 [c.32]

РИС. 11-6. Измерение общей величины социальных издержек, связанных с монополией. Конкурентная отрасль обеспечивала бы выпуск на уровне точки , в которой предельные издержки в точности равняются цене и, следовательно, установленной потребителями предельной ценности дополнительной единицы выпуска.

Монополист, напротив, ограничивает выпуск объемом 0 (ниже 0,.), при котором цена (Рт) превышает величину предельных издержек. Общая величина социальных издержек, связанных с монополией, выражается накопленной суммой превышения цены над предельными издержками и равняется затененной площади ABE
 [c.

203]

На первый вопрос ответить просто. Относительно низкие оценки величины потерь от монополии отражают тот факт, что лишь немногие фирмы приводят в отчетах о своей деятельности очень высокие нормы отдачи.

Поскольку в отчетах фирм данные о предельных издержках отсутствуют, оценки социальных потерь от монополии обычно основываются на предположении о том, что долгосрочные предельные издержки постоянны, как на рис 14-1, и совпадают со средними издержками, а средние издержки рассчитываются на основе данных бухгалтерской отчетности.

При данном предположении оценки издержек от монополии будут рассчитываться только по тем фирмам, у которых цена продукции превышает величину средних издержек (включая возможность получения нормальных прибылей). На рис. 14-1 величина издержек от монополии будет высока только в случае большой величины отрезка АС, равного РМ — LA .

Таким образом, мы получим высокие оценки издержек общества от монополии только в том случае, если существует большая разница между ценой и величиной средних издержек, или, что то же самое, в случае высоких норм прибыли. Однако лишь немногие фирмы
 [c.255]

РИС 11-5. Социальные издержки монополии Р > МС. Кривая спроса D показывает, что при объеме выпуска ( ценность дополнительной единицы выпуска для потребителей составляет Рм. Кривая предельных издержек МС показывает, что при данном объеме выпуска издержки производства дополнительной единииы продукции равны МСт.

Таким образом, при объеме выпуска Q , как и при всех объемах выпуска, при которых пена превышает величину предельных издержек, увеличение выпуска было бы выгодно для общества в целом. Но, понимая, что прирост выпуска привел бы к снижению пены, монополист приходит к заключению, что в его интересах действовать левее социально оптимальной точки , т. е.

оптимальной с точки зрения общества в целом
 [c.202]

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОТ МОНОПОЛИИ. So ial ost of monopoly. Чистые потери общества, вызванные монопольным ограничением объемов выпуска измеряются как совокупная величина разницы между стоимостной оценкой, устанавливаемой потребителями за каждую единицу потерянного выпуска продукции, и предельными издержками ее производства.
 [c.778]

Интуитивно ценообразование по Рамсею следует логике, по которой система цен тем лучше, чем меньше объем спроса на каждый товар из производимого монополией набора отклоняется от объема спроса, соответствующего ценообразованию по предельным издержкам.

По этой логике действительно наиболее существенное отклонение цены от предельных издержек допустимо для товаров с наименьшей ценовой эластичностью спроса. Однако здесь государственное ценообразование наталкивается на соображения социального характера.

Известно, что в доходах малообеспеченных домохозяйств расходы на товары с неэластичным рыночным спросом занимают большую долю, чем в доходах домохозяйств с высоким уровнем дохода. Следовательно, ценообразование по Рамсею усугубляет неравенство распределения реальных доходов.
 [c.191]

РИС. 14-1. Издержки общества, связанные с существованием монополии (не являющейся естественной). Долгосрочные средние и предельные издержки показанной на рисунке отрасли постоянны.

В условиях совершенной конкуренции, которая возможна здесь в силу постоянной отдачи от масштаба, положение равновесия достигалось бы в точке В. В условиях монополии выпуск ограничен уровнем, соответствующим точке, в которой MR — LM и, следовательно, производится только в объеме QM.

Монополист получает сверхприбыли в размере площади прямоугольника РМРССД однако общество при этом несет чистые социальные потери в размере, равном площади треугольника AB  [c.253]

Источник: https://economy-ru.info/info/186822/

Социальные издержки монополии. Государственная антимонопольная политика

Социальные издержки монополии

Ущерб, причиняемый монополией (социальная цена монополии), – потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.

Количественную оценку ущербу, наносимому монополией, впервые дал американский экономист А. Харберлер в 1954г.

Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов. Возникает вопрос: улучшает или ухудшает монополия благосостояние общества в целом?

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно.

Рисунок 34.Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентных производителей

Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика, следующие:

· Монополист “недораспределяет” ресурсы: Pm> MC. Предельная полезность продукта, выраженная его ценой, превосходит предельные издержки. Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли, ниже предложения конкурирующей фирмы: Qm> Qc.

· При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm> ATCmin).

При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки фирмы-монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.

Некоторая компенсация потерь в эффективностипроисходит из-за того, что монополия — чаще всего крупное производство, имонополист имеет экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

· расходы на поддержание монополистических барьеров;

· отсутствие угрозы конкуренции.

Одним из нежелательных проявлений монополизма является установление демпинговых цен23, которое используется для того, чтобы вытеснить возможных конкурентов.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма все современные государства проводят антимонопольную политику.

Начало государственному регулированию монополизма было положено в США: в 1890 году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В последующем в США и других странах с рыночной экономикой антимонопольное законодательство развивалось и сегодня представляет собой систему тонкой настройки экономики на эффективное развитие.

Плановая экономическая система способствовала формированию монополизма в масштабах всей национальной экономики бывшего СССР. Проблемы перехода к рыночной системе хозяйства существенно обострены у нас в связи с этими гигантскими масштабами монополизма.

Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия:

· монополизация рынка явным ооразом;

· фиксирование цен;

· слияние компаний, в результате которого возможна монополизация рынка;

· переплетающиеся директораты, если в совокупности АО могут доминировать на рынке;

· осуществление ценовой дискриминации (дифференциации цен, не обусловленной различиями в издержках);

· связанные и исключительные контракты.

Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Закон запрещает такие действия, как:

· принятие актов, ограничивающих самостоятельность предпринимателей при производстве и реализации продукции;

· изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке, либо повышения цен;

· создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

· включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

· отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

· раздел рынка по территориальному принципу, по ассортименту производимых товаров, либо по кругу продавцов или покупателей

· другие.

Реализация антимонопольной политики была возложена на ГКАП РФ (Государственный Антимонопольный Комитет Российской Федерации).

В его функции входит:

· контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

· выработка рекомендаций органам власти и управления о проведении мероприятий, способствующих поддержанию конкуренции;

· разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

· контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

Доминирующим признается положение фирмы, доля которой на рынке определенного товара превышает величину, устанавливаемую ежегодно ГКАП РФ, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение предельной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

В антимонопольном Законе предусматривается ответственность за его нарушения:

· принудительное разделение хозяйствующих субъектов;

· применение штрафных санкций;

· регулирование цен и тарифов естественных монополий24;

· уголовная ответственность (в крайних случаях).

Ценовая политика естественных монополий регулируется тарифными комиссиями. Для иллюстрации мотивов определения цен на продукцию естественных монополистов рассмотрим рисунок.

Рисунок 35.Регулирование цен естественных монополий

· R:Установлениеобщественно оптимальной цены:PR=МС.Общественно оптимальная цена вызовет эффективное распределение ресурсов, но может привести к возникновению убытков, покрытие которых должно взять на себя государство.

· F:Установлениецены, обеспечивающей “справедливую” прибыль:цена, установленная из соотношенияPF=ATСпозволяет монополии покрывать издержки и получать нормальную прибыль.

Существуют трудности в реализации антимонопольной политики в целом. Они связаны с количественным определением монополии, а также с недостаточной эффективностью регулирования, высокими затратами на осуществление регулирующих воздействий.



Источник: https://infopedia.su/18x3753.html

Вопрос 14. Монополия. Социально-экономические издержки монополии. Антимонопольная политика

Социальные издержки монополии

Монополия— фирма, единственный поставщик продукта,не имеющего близких товаров-заменителей.Фирма обладает монополией, если она —единственный поставщик продукта, неимеющего близких товаров-заменителей.

Основная причина возникновения моно­полии—барьерына входе в рынок, которыене позволяют другим фирмам всту­питьв конкуренцию с монополистом.

Барьерына входе в рынок, в свою очередь, возникаютв следующих случаях:

• Ключевымресурсом производства владеет единственнаяфирма.

• Правительствопредоставило исключительные права напроизводство некото­рой продукцииодной фирме.[17,320]

• Издержкипроизводства таковы, что максимальнаяэффективность производ­ства возможнапри наличии на рынке единственногопроизводителя.

Объективнойосновой монополизма является доминирующееположение хозяйствующего субъекта нарынке, что позволяет ему оказыватьрешающее влияние на конкуренцию, завышатьцену и снижать объем производства посравнению с теоретически возможнымуровнем, затруднять доступ на рынокдругим хозяйствующим субъектам.

Вконечном итоге это дает возможностьмонополисту перераспределять в своюпользу платежеспособный спрос, получатьмонопольно высокую прибыль. Конкурентныерынки в целом работают хорошо, чегонельзя сказать о рынках, на которых илипокупатели, или продавцы могутманипулировать ценами.

На рынке, гдеодин продавец контролирует предложениевыпуск продукции будет малым, а цены –высокими. Монополия представляет собойкрайнюю форму несовершенной конкуренции.Продавец обладает монопольной властью,если он может повышать цену на своюпродукцию путем ограничения своегособственного объема выпуска.

Намонопольных рынках существует барьервхождения, который делает невозможнымпроникновение на рынок любого новогопродавца. Фирма, обладающая монопольнойвластью проводит политику ценовойдискриминации, то есть продает один итот же товар разным группам потребителейпо разным ценам.

Но для этого фирма-монополистдолжна уметь надежно разделять свойрынок, ориентируясь на разную эластичностьспроса у разных потребителей, умелоотделять «дешевый» рынок от «дорогого».

1.2. Виды монополии

Видмонополий зависит от рыночной структурыи формы конкуренции.

Существуютразные виды монополий, которые можноклассифицировать на три основных: естественная,административная и экономическая.

Естественнаямонополиявозникает вследствие объективныхпричин. Она отражает ситуацию, когдаспрос на данный товар в лучшей степениудовлетворяется одной или несколькимифирмами. В ее основе — особенноститехнологий производства и обслуживанияпотребителей.

Здесь конкуренцияневозможна или нежелательна. Примероммогут служить энергообеспечение,телефонные услуги, связь и т.д.

В этихотраслях существует ограниченноеколичество, если не единственноенациональное предприятие, и поэтому,естественно, они занимают монопольноеположение на рынке.

Административнаямонополиявозникает вследствие действийгосударственных органов. С одной стороны,это предоставление отдельным фирмамисключительного права на выполнениеопределенного рода деятельности.

Сдругой стороны, это организационныеструктуры для государственных предприятий,когда они объединяются и подчиняютсяразным главкам, министерствам, ассоциациям.Здесь, как правило, группируютсяпредприятия одной отрасли.

Они выступаютна рынке, как один хозяйственный субъекти между ними не существует конкуренции.Экономика бывшего Советского Союзапринадлежала к наиболее монополизированнойв мире. Доминирующей там была именноадминистративная монополия, преждевсего монополия всесильных министерстви ведомств.

Более того, существовалаабсолютная монополия государства наорганизацию и управление экономикой,которая основывалась на господствующейгосударственной собственности насредства производства.

Экономическаямонополияявляется наиболее распространенной.Ее появление обусловлено экономическимипричинами, она развивается на основезакономерностей хозяйственного развития.Речь идет о предпринимателях, которыесумели завоевать монопольное положениена рынке. К нему ведут два пути.

Первыйзаключается в успешном развитиипредприятия, постоянном увеличении егомасштабов путем концентрации капитала.Второй (более быстрый) основывается напроцессах централизации капиталов, тоесть на добровольном объединении илипоглощении победителями банкротов.

Темили иным путем или при помощи обеих,предприятие достигает таких масштабов,когда начинает доминировать на рынке.

Современнаятеория выделяет три типа монополий:1)монополияотдельного предприятия;2)монополиякак соглашение;3)монополия,основывающаяся на дифференциациипродукта.

Достичьмонопольного положения первым путемнелегко, о чем свидетельствует сам фактисключительности этих образований.Кроме этого, этот путь к монополии можносчитать “порядочным”, поскольку онпредусматривает постоянное повышениеэффективности деятельности, достиженияпреимущества над конкурентами.

Болеедоступным и распространенным являетсяпуть соглашения нескольких крупныхфирм. Он дает возможность быстро создатьситуацию, когда продавцы (производители)выступают на рынке “единым фронтом”,когда сводится на нет конкурентнаяборьба, прежде всего ценовая, покупательоказывается в безальтернативныхусловиях.

Различаютпять основных форм монополистическихобъединений. Монополии монополизируютвсе сферы общественного воспроизводства:непосредственно производство, обмен,распределение и потребление. На основемонополизации сферы обращения возниклипростейшие формы монополистическихобъединений — картели и синдикаты.

Картель —это объединение нескольких предприятийодной сферы производства, участникикоторого сохраняют собственность насредства производства и произведенныйпродукт, производственную и коммерческуюсамостоятельность, и договариваются одоле каждого в общем объеме производства,ценах, рынках сбыта.

Синдикат—это объединение ряда предприятий однойотрасли промышленности, участникикоторого сохраняют средства на средствапроизводства, но теряют собственностьна произведенный продукт, а значит,сохраняют производственную, но теряюткоммерческую самостоятельность. Усиндикатов сбыт товара осуществляетсяобщей сбытовой конторой.

Болеесложные формы монополистическихобъединений возникают тогда, когдапроцесс монополизации распространяетсяи на сферу непосредственного производства.На этой основе появляется такая болеевысокая форма монополистическихобъединений как трест.

Трест—это объединение ряда предприятий однойили нескольких отраслей промышленности,участники которого теряют собственностьна средства производства и произведенныйпродукт (производственную и коммерческуюсамостоятельность).

То есть объединяютсяпроизводство, сбыт, финансы, управление,а на сумму вложенного капитала собственникиотдельных предприятий получают акциитреста, которые дают им право приниматьучастие в управлении и присваиватьсоответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевойконцерн —это объединение десятков и даже сотенпредприятий различных отраслейпромышленности, транспорта, торговли,участники которого теряют собственностьна средства производства и произведенныйпродукт, а главная фирма осуществляетнад другими участниками объединенияфинансовый контроль.

увеличится.

Социально-экономическиеиздержки

Благосостояниена монопольном рынке, как и на любомдругом, включает в себя благосостояниепроизводителей и благосостояниепотребителей. Всякий раз, когда потребительпереплачивает лишний доллар монополисту,на ту же сум­му возрастает благосостояниепроизводителя. Но эта «утечка» денегот потреби­телей товара к монополиине изменяет общего рыночного излишка.

Иными словами, монопольная прибыль самапо себе не означает уменьшения размераэкономического «пирога»; просто кусокпобольше достается поставщику, апотребителю приходится довольствоватьсямалым.

Если вы не считаете (руководствуяськакими-то особыми соображениями)потребителей более достойными субъектамирынка — а такое суж­дение лежит внеобласти понятия экономическойэффективности, — монопольная прибыльне представляет проблемы для общества.

Проблемамонопольного рынка связана с тем, чтоуровень производства про­дукциинаходится ниже значения, максимизирующегосуммарный излишек. Без­возвратнаяпотеря — мера уменьшения размеровэкономического «пирога».

Сни­жениеэффективности — неизбежное следствиемонопольно высокой цены: при цене вышепредельных издержек уменьшается объемпотребления товара. Однако прибыль,которую приносит реализуемая продукция,не создает проблем. Проблема состоит внеэффективно низком объеме производства'.

Или, если взглянуть на ситуацию с другойстороны, если бы высокая цена монополиине отбивала желания у некоторыхпотребителей покупать данный товар,она просто увеличивала бы излишекпроизводителя ровно настолько, насколькоуменьшается излишек потре­бителя;общий излишек оставался бы тем же самым,как если бы монополией управлялвышеупомянутый прекраснодушный плановик.

Изэтого заключения может быть, однако,одно исключение. Предположим, чтомонополия несет дополнительные издержкидля сохранения своего исключи­тельногоположения.

Например, монополия, созданнаяправительством, несет за­траты нарасширение рядов лоббистов, необходимыхдля продления ее монополь­ных прав.В этом случае она может использоватьчасть своей монопольной прибыли напокрытие дополнительных расходов.

Тогдасоциальные издержки мо­нополиивключают в себя, наравне с безвозвратнойпотерей, возникающей из-за несоответствияцены предельным издержкам, и этинеобоснованные затраты

Антимонопольнаяполитика государства – это комплексосуществляемых государством экономических,административных и законодательныхмер по обеспечению условий эффективногофункционирования конкурентного рынкаи недопущению его чрезмерной монополизации.Основа монополизма в экономикезаключается вдоминирующемположении хозяйствующего субъекта нарынке определенного товара, позволяющемему:

-оказыватьрешающее влияние на конкуренцию

-затруднятьдоступ на рынок другим хозяйствующимсубъектам.

Основныепризнаки монополизации:ограничениеконкуренции; дискриминацияпотребителя;искусственное завышениецен;снижение выпуска продукции.

Экономическоесодержание монополии – это властьпоставщика товара (услуги) над условиямиего сбыта.

Противоположностьюмонополизма является конкуренция.Экономическое содержание конкуренции состоитв том, что ни один поставщик, ни группапоставщиков не имеют власти над условиямисбыта, и каждый из них заинтересован вснижении издержек, улучшении качества,обновлении продукции и технологии.

Всистеме антимонопольного регулированияэкономики в любой стране само понятиемонополиста определяется черезпонятие «доминирующееположение».

 Доминирующееположение – это исключительное положениехозяйствующего субъекта или несколькиххозяйствующих субъектов на рынкеопределённого товара (услуги), дающееему (им) возможность оказывать решающеевлияние на общие условия обращениятовара на соответствующем рынке илизатруднять доступ на него другимхозяйствующим субъектам.

 Недобросовестнойконкуренцией считаютлюбые действия, противоречащие правилам,торговым и другим честным обычаям впредпринимательской деятельности.

Это– распространение ложных сведений,способных причинить убытки другомухозяйствующему субъекту или нанестиущерб его деловой репутации; ложнаяинформация о потребительских свойствахи месте изготовления продукции;некорректное сравнение хозяйствующимсубъектом своих товаров с товарамидругих хозяйствующих субъектов; продажатовара с незаконным использованиеминтеллектуальной деятельности, торговыхмарок, фирменных знаков; получение,использование, разглашениенаучно-технической, производственнойили торговой информации без согласияеё владельца.

Антимонопольнаядеятельность государствапредполагает:

1.запретограничивать свободу конкуренции;

2.государственно-властныемеры, препятствующие захвату отдельнымиорганизациями доминирующего положенияна рынке;

3.поддержкупредпринимательства путём осуществлениямер по стимулированиюувеличения объектов производствадефицитной продукции,способствующих насыщению рынкадефицитными продуктами и услугами.

ВУкраине органом исполнительной властисо специальным статусом являетсяантимонопольный комитет, к основнымфункциям деятельности которого относятся:

подготовкапредложений по совершенствованиюантимонопольного законодательства ипрактики его применения;

разработкарекомендаций по проведению мероприятий,направленных на

развитиетоварных рынков и конкуренции;

осуществлениемер по демонополизации производства иобращения;

контролькрупных сделок по купле-продаже акций;

контрольсоблюдения антимонопольных требованийпри создании, реорганизации и ликвидациихозяйствующих субъектов.

Целямиантимонопольной деятельности государстваявляются:

насыщениерынка продуктами и услугами, ликвидациядефицита;

развитиеконкуренции, пресечение недобросовестнойконкуренции и формирование тем самымцивилизованных рыночных отношений;

ограничениеи пресечение деятельности сложившихсямонополий, недопущение образованияновых;

борьбас нарушениями закона, препятствующимиразвитию нормального рынка, в том числеборьба с коррупцией;

поддержкановых и, прежде всего, негосударственныхэкономических структур;

защитаправ потребителей.

Естественнаямонополия –состояние товарного рынка, при котором,во-первых, удовлетворение спроса наэтом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологическихособенностей производства; во-вторых,товары, производимые субъектамиестественной монополии, не могут бытьзаменены в потреблении другими товарами,в связи с чем спрос на данном товарномрынке на товары, производимые субъектамиестественных монополий, в меньшейстепени зависит от изменения цены наэтот товар, чем спрос на другие видытовара.

Государственноерегулирование деятельностиестественных монополий включает: целевоерегулирование (в том числе тарифов наэлектрическую и тепловую энергию);определение потребителей для обязательногообслуживания; установление минимальногоуровня их обеспечения в соответствиис украинским законодательством.

Вкаждой стране антимонопольноезаконодательство имеет свою специфику,но выделяются общие для всех положения:контроль за слиянием компаний; запрещениесоглашений и сговоров предпринимателей(картелей); пресечение недобросовестнойконкуренции.

Источник: https://studfile.net/preview/1728785/page:16/

Refpoeconom
Добавить комментарий