Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов

реферат — Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов

Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов

 

Введение…………………………………………………………………3

1.Роль и значение таможенной системы для общества и государства………………………………………………………………52.Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов и методы ее расчета…………………………….7

Заключение……………………………………………………………..12

Список используемой литературы…………………………………….13  Введение Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.

Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Социально-экономическая значимость таможенной системы Российской Федерации очень высока. Находясь на страже интересов российского государства и общества в целом, она становится важнейшим субъектом регулирования внешней торговли и макроэкономической ситуации в целом.

Благоприятная экономическая ситуация, в свою очередь, является залогом социального благополучия в обществе, повышения благосостояния каждого его члена. Возрастает роль таможенной службы Российской Федерации в иных направлениях социального регулирования: в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризму, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

Экономическая безопасность государства является гарантией независимости страны, стабильности ее развития и жизнедеятельности общества, его благополучия. Экономическая безопасность во многом определяется степенью государственного регулирования экономики, а также гибкостью и эффективностью этого регулирования.

Одним из важнейших субъектов государственного регулирования экономики является таможенная система, способная воплощать на практике государственную экономическую и социальную политику.В данной работе будут рассмотрены основные направления деятельности таможенных органов в социально-экономическом значении, эффективность деятельности таможенных органов и методы ее расчета.

 

    Роль и значение таможенной системы для общества и государства

  

Таможенная служба Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими целями социально-экономического развития государства.

Исходя из этого, стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является реализация общегосударственных задач в области таможенного дела, обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации с целью экономического процветания и социального благополучия общества.

Роль и значение таможенной службы проявляется в наборе решаемых ею задач: 1. Первая задача — сокращения издержек, связанных с перемещением товаров и пассажиров через таможенную границу Российской Федерации.

Для этого таможенными органами разрабатываются системы оптимизации таможенных процедур, создаются условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, соблюдению таможенного законодательства;2. Вторая задача — пополнение доходной части федерального бюджета.

Путем взимания таможенных платежей, пошлин, а также налогов при перемещении товаров через российскую таможенную границу, таможенные органы ежегодно пополняют бюджет Российской Федерации более чем на 2 трлн. руб. 3.

Третья задача – уменьшение потенциальных угроз Российской Федерации, обусловленных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику Российской Федерации. В данном направлении деятельности реализуется правоохранительная функция российской таможенной системы.

Социальную значимость данного направления трудно переоценить: наряду с обеспечением экономической безопасности России таможенные органы выполняют функции обеспечения соблюдения российского таможенного законодательства, ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.  

    Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов и методы ее расчета

 
В условиях интеграции России в международное экономическое пространство и определенной зависимости от колебаний мировой экономической конъюнктуры значительную роль приобретает проведение грамотной и обоснованной торговой политики и политики экономической безопасности, немаловажной составляющей которых является таможенная политика, а также деятельность таможенных органов по ее осуществлению. Оценка эффективности деятельности таможенных органов должна учитывать все аспекты функционирования таможенной службы.
В целях повышения социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов ФТС России разработала систему показателей оценки социально-экономической эффективности таможенной деятельности1. Однако на сегодняшний день она нуждается в значительной доработке. Отсутствие конструктивной методики оценки результативности деятельности таможенных органов определило научную задачу исследования, которая состоит в разработке системы показателей оценки результативности деятельности таможенных органов и методики ее формирования на различных уровнях управления ФТС России.В основу методологии исследования положены такие общенаучные методы:- анализ, — абстрагирование, — метод аналогий и сравнения,- приемы логического мышления, причинно-следственного анализа.    Системность исследования определяет целенаправленность применения указанных методов. Также в исследовании применяются экономические  и статистические приемы и методы, в том числе экономико-математические, что обеспечивает обоснованность полученных выводов  и рекомендаций.В классическом понимании эффективность – это отношение результатов к затратам. При этом социально-экономическая эффективность таможенного дела является, пожалуй, одним из наименее изученных экономических явлений. Это обусловлено целым рядом трудностей.

Одним из наиболее значимых моментов является отсутствие однозначных подходов к критериям социально-экономической эффективности таможенного дела. Кроме того, некоторые решения не отличаются широтой взгляда на проблему и не учитывают многих особенностей функционирования таможенных органов, что обусловливает ограниченность применения подобных подходов для реальной оценки социально-экономической эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Анализ социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов, помимо очевидных результатов деятельности (количество оформленных в таможенном отношении товаров и транспортных средств, размер уплаченных в бюджет таможенных платежей), должен учитывать также массу факторов, вытекающих из результатов деятельности правоохранительных подразделений таможен, а также социальный и потребительский эффект указанных действий. Результаты деятельности также должны быть рассмотрены с учетом региональной специфики. В то же время, бюджетное финансирование деятельности таможенной службы обусловливает необходимость учета показателей целевого расходования бюджетных средств. Нельзя забывать о том, что одной из основных целей деятельности любого бюджетного учреждения является сохранность и использование выделенных бюджетных средств строго по целевому назначению, в соответствии с утвержденными лимитами и экономической классификацией расходов. Данное обстоятельство, с учетом того, что таможенная служба Российской Федерации целиком и полностью финансируется из федерального бюджета, определяет необходимость вовлечения в расчет оценки социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов и показателя эффективности целевого расходования бюджетных средств. Вместе с тем, разработка мер таможенно — тарифной политики, постановка целей и задач стратегического характера в долговременном периоде, а также создание краткосрочных программ реализации указанных мер, как и в любой иной сфере управленческой деятельности, должны быть неразрывно связаны с оценкой эффективности воплощения соответствующих положений на практике в деятельности таможенных органов. Таможенная политика России должна отвечать критериям комплексности и основываться на системном анализе существующей экономической ситуации. Значительные размеры территории страны, и, как следствие, наличие немалых различий не только географического и климатического, но и экономического характера между субъектами Федерации, обусловливают необходимость учета всех отличительных особенностей формирования и развития региональных экономик с целью недопущения ухудшения экономической ситуации в отдельных регионах и стране в целом, вследствие проведения недальновидной таможенной политики. Примером таковой может служить обстановка, сложившаяся в Дальневосточном федеральном округе, и, в частности, Приморском крае. Характерное для 90-х годов прошлого века разрушение многих отраслей промышленности (в том числе судостроительной), ликвидация краеобразующих предприятий рыбодобывающего сектора и сокращение состава Тихоокеанского военного флота, поставили край, фактически, на грань вымирания. Выход был найден в импорте подержанных автомобилей из Японии — сфере торговли, прошедшей путь от стихийной реализации товара до четко организованной системы транспортно- логистических схем, предприятий пост- продажного и сервисного обслуживания, предоставивших рабочие места как значительной части населения края, так и представителям иных регионов. Кроме того, ввоз подержанных японских автомобилей обусловливал значительные вливания в бюджет благодаря таможенным пошлинам. Введение высоких (по сути — запретительных) пошлин на импорт подержанных автомобилей  в начале 2009 года имело следствием нанесение серьезного урона всей экономике региона в целом, сокращение поступлений в бюджет, а также значительное повышение социальной напряженности на фоне экономического кризиса. Таким образом, оценка социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов с учетом как внешних, так и внутренних факторов является объективным требованием современной экономической ситуации. Основным показателем, характеризующим социально-экономическую эффективность деятельности таможенных органов является сумма перечисляемых таможенных платежей в доходы федерального бюджета.Так, если в 1991 году доля доходов ФТС России в федеральном бюджете (ФБ) составляла порядка 10%, в 2005 году – 41%, то в 2010 году она уже составила 52% (рисунок 1).   Рис. 1. Доходы ФБ РФ, ФТС Сумма таможенных платежей – это достаточно емкий и иллюстративный показатель. Во–первых, сумма таможенных платежей, администрируемых таможенными органами, является одним из ключевых критериев для оценки социально-экономической эффективности деятельности таможенного органа. Во-вторых, размер и структура таможенных платежей отражает баланс экспорта и импорта, соответственно и баланс между добывающими отраслями промышленности и перерабатывающими. В-третьих, доля таможенных платежей в бюджете государства показывает степень зависимости национальной экономики от активности ВЭД. Суммы платежей, перечисленные таможенными органами, позволяют определить  налоговую нагрузку, оказываемую на участников внешнеторговой деятельности, а также возможность оценить перспективы состояния доходной части бюджета государства, а следовательно спланировать расходы бюджета как на текущий, так и на последующие периоды.   Заключение 

Анализ направлений и результатов деятельности российской таможенной системы позволяет сделать вывод о высокой значимости таможенной системы Российской Федерации. Находясь на страже интересов российского государства и общества в целом, она становится важнейшим субъектом регулирования внешней торговли и макроэкономической ситуации в целом. Благоприятная экономическая ситуация, в свою очередь, является залогом социального благополучия в обществе, повышения благосостояния каждого его члена, в этом проявляется социальная значимость таможенных органов.

В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою работу на уровне международных стандартов, так как не решен целый ряд ключевых, системных проблем, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом.

Должны быть найдены новые пути решения устаревших проблем, необходимо определить этапность их реализации.

Совершенствование системы показателей и методологии оценки эффективности деятельности таможенных органов – один из самых верных путей повышения уровня контрольных функций, улучшения управления таможенным делом и подъёма экономики страны.

     Список используемой литературы 1. Шелобаев С.И. Методологические основы экономического и социального прогнозирования/ Шелобаев С.И. – СПб.: Питер, 2000. – 207с.

2. Барышникова Е.Ю.: Факторы эффективности управления таможенным делом // Управление – 2009. – №6 – С. 90.

3. Ткаченко А.В., Широв А.А. Проблемы создания многоуровневой системы моделей прогнозирования  внешней торговли в условиях переходной экономики // Макроэкономические исследования – 2008. – №2 – С.10.4. Пятов А.А. Направления совершенствования оценки эффективности деятельности органов таможенной службы // Экономика и управление – 2009 –№ 3 – С. 11.5. Подкуйко М.С. Особенности среднесрочного бюджетно-налогового планирования в контексте обеспечения финансовой безопасности России // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» — 2008. –№ 1. – С. 87.6.     Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта«Современная Россия. Информационно-аналитический портал». —nasledie.ru/schetpal/7.     Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основыоценки эффективности таможенной деятельности// — 2007 — № 18. Приказ ФТС России от 04.02.2008№95 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008 год».    

1

и т.д……………..

Источник: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-90065

Социально-экономическая эффективность таможенного дела. Методы оценки эффективности таможенной деятельности

Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов

Экономические задачи таможенных органов по валютному контролю

В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством.

Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют право:

не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных документов, необходимых для валютного контроля;

осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Таким образом, основными функциями ВЭК являются:

1) осуществление контроля за проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

2) проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в России.

В экономике таможенного дела одним из основных понятий является «экономическая эффективность» таможенных мероприятий.

В их примере могут служить:

— специализация;

— кооперирование;

— концентрация.

Общими для всех этих экономических приёмов являются два момента:

— во-первых, все они направлены на достижение конкретного результата (экономического);

— во-вторых, все они требуют затрат средств.

Теория эффективности четко разграничивает понятия эффекта и эффективности, понимая под первым результат мероприятия, а под вторым — соотношение эффекта и затрат, которые его вызвали.

Эффект (от лат. effectus — исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий.

Эффект специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении.

В частности, эффект может оцениваться объемом дополнительно производимых таможенных услуг. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.

Экономический эффект в таможенном деле — выраженный в стоимостной (денежной) форме результат каких-либо действий (в частности, перечисленных выше таможенных мероприятий).

Хотя по самому определению результат и эффект являются родственными понятиями (эффект — определенная форма результата), потребности экономической практики вынуждают в ряде случаев разграничивать указанные термины.

При этом под условным понятием экономический результат обычно подразумевают общий результат (в частности, выручка, доход), а под понятием экономический эффект – прибыль.

Если результаты экономической деятельности таможенных органов превышают затраты, говорят о положительном эффекте (в частности, таможенные органы получает прибыль), в противоположном случае — об отрицательном эффекте (убытке, ущербе, пр.).

Социальная эффективность — это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей. Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов.

1. Отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда.

2. Рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком подходе эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность).

3. Доля таможенных платежей, перечисленных в бюджет с нарушением сроков

4. Уровень собираемости таможенных платежей

5. Уровень нелегального ввоза товаров

Источник: https://studopedia.su/5_43225_sotsialno-ekonomicheskaya-effektivnost-tamozhennogo-dela-metodi-otsenki-effektivnosti-tamozhennoy-deyatelnosti.html

Оценка эффективности деятельности, как основа управления таможенными органами

Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ; EFFICIENCY; CUSTOMS AUTHORITIES; EFFICIENCY OF CUSTOMS AUTHORITIES; APPROACHES TO EFFICIENCY ASSESSMENT.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные подходы к определению такой категории как «эффективность деятельности таможенных органов». Представлен анализ существующей системе оценки и определена её значимость для управления таможенными органами.

Основной целью деятельности таможенных органов РФ в современных условиях является обеспечение экономической безопасности, создание стабильных и благоприятных условий развития внешней торговли для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Противоречивость интеграционных процессов на постсоветском пространстве, расширение глобализационных процессов в таможенной сфере и нестабильность мировой экономики в большой степени влияют на развитие таможенного дела. На сегодняшний день система таможенных органов РФ претерпевает существенные преобразования в различных сферах.

Цель этих преобразований повышение эффективности и качества механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Изменение и совершенствование системы управления таможенными органами невозможно без анализа эффективности их деятельности. Что поднимает актуальность вопросов сущности и методов (подходов) оценки эффективности таможенных органов.

Анализ существующих подходов к определению эффективности, представленных в различных источниках [3], позволяет выделить четыре основных подхода к трактовки данного определения (рис. 1).

Рис. 1 Структура понятия «эффективность»

Специфика деятельности таможенных органов выражается в двойственном характере стоящих перед ними целей (с одной стороны управленческая деятельность – ФТС орган исполнительной власти, с другой сфера услуг – деятельность таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности) определяет сложность понимания проблем эффективности деятельности таможенных органов. Их деятельность не связана с получением прибыли, а направлена на своевременное и качественное выполнение функций возложенных на них, которые, как правило, сложно выразить в количественных показателях. При этом эффективность деятельности таможенных органов обеспечивается управлением. Вместе с тем, эффективность управления для органов государственной власти должна рассматриваться с позиции обеспечения достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов [6].

Структура понятия «эффективность деятельности таможенных органов» можно представить в рамках разных подходов, как показано в таблице 1.

Таблица 1

Анализ подходов к понятию «эффективность деятельности таможенных органов»

Элементы оценкиАспекты эффективности
123
Исходя из системного подхода
Субъект управленияОрганизационныйОценка процессов, организационной структуры, регламентации деятельности, анализ расходов
Результативность выполнения функцийРезультативность деятельности федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов
Качество государственного управленияСоответствие требованиям административных регламентов и стандартам государственного управления
Качество обслуживанияКачество таможенных услуг (своевременность и точность исполнения, доступность, наличие или отсутствие жалоб и др.)
ОбъектуправленияСоциальный аспектУровень жизни населения региона
Экономический аспектУровень экономического развития региона, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности
УправляющеевоздействиеРезультативностьСтепень реализации федеральных и ведомственных программ
ЭкономичностьЭффективность ресурсов, в том числе бюджетных средств, государственной собственностью и т.д.
Оценка управляющего воздействияОценка эффективности принятых управленческих решений
Исходя из народнохозяйственных целей
Таможенная политикаНародо- хозяйственный эффект от реализации таможенной политики;степень достижения стратегических целей социально-экономического развития страны. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой.Совместимость и непротиворечивость целей развития таможенных органов с целями таможенной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны.Показатели должны отражать степень соответствия целей требованиям, в том числе в соответствии с техникой SMART.Показатели отражают эффективность выбранных методов и способов достижения целей.
Административно-управленческого потенциала таможенной службыЭффективность в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений (функций, методов и технологий) и механизмов деятельности (проектов, стратегий и программ).Показатели используются для анализа результативности каждого отдельного элемента таможенной системы, как по отдельности, так и в их взаимодействии с учетом синергического эффекта для достижения поставленных целей
Использования информационных таможенных ресурсовКачество документооборота, в том числе электронногоПоказатели отражают уровень эффективности их применения при принятии и реализации управленческих решений, направленных на достижения поставленных перед таможенными органами целей
Материально-технической базыКачество ресурсовВыражает экономический эффект от вложенных в таможенную систему средств федерального бюджета.
Использования человеческого потенциалаСоотношение объективных потребностей и реальных способностей персонала таможенных органовПоказатели, характеризующие уровень профессиональных знаний и умений.Показатели характеризующий качество организационных способностей руководства и исполнителей, в том числе, степень грамотности при осуществлении таможенных процессов.Соответствие применяемых методов организации таможенных операций и технологий, стратегическим целям развития таможенных органов.Способность противостоять коррупции и повышать качество обслуживания участников ВЭД.
Исходя из функций таможенных органов
Фискальная функцияпоказатели своевременности и полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджетпроцент выполнения плана по администрированию таможенных платежей, своевременное поступление таможенных платежей, соотношения доначисленых и взысканных таможенных платежей и т.д.
Управленческая функцияпоказатели скорости совершениятаможенных операций, сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельностискорость совершения таможенных операций, ускорение и упрощение таможенных формальностей, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности
Правоохранительная функцияпоказатели, характеризующие эффективностьпротиводействия преступлениям и административным правонарушениямДоля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр;Доля таможенных досмотров, в результате которых выявлен факт нарушения таможенного законодательства;Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров;
Исходя из понятия деятельности таможенных органов, как таможенных услуг
Субъекты таможенных (правовых) взаимоотношенийС позиции таможенного органазаключается в минимизации совершения обоснованных действий при предоставлении государственных таможенных услуг.Это позволят минимизировать затраты временных, трудовых, материальных, и других ресурсов при заданном уровне качества услуг
С позиции участника внешнеэкономической деятельностисокращение времени предоставленияуслуг вследствие минимизации обоснованных действий сотрудников и служащих таможенных органов, что выражается в снижении логистических издержек участника ВЭД

Анализ представленных в таблице данных отражает многообразие теоретических подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов.

Каждый из этих подходов определяет требования к построению системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, доказывая целесообразность применения качественных и количественных показателей с возможностью их дифференциации для разных уровней управления и типов таможенных отношений.

Оценка эффективности деятельности таможенных органов должна проводиться во взаимоувязке с функциональной ролью таможенных отношений и таможенных органов в экономической системе. Для выбора критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов, можно использовать концепции «SMART» и «4C» [4].

Исторически первый подход к оценке эффективности деятельности таможенных органов применяемый в рамках управления таможенными органами РФ основывался на сравнение фактических результатов деятельности с плановыми значениями, с показателями деятельности за предшествующий период.

Цель — сравнительная оценка работы таможенных органов по основным функциям. Данный подход применим, только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить, в этом существенный недостаток этого подхода [2].

Но на практики он применяется и в настоящее время для оценки деятельности по администрированию таможенных платежей.

На данный момент таможенными органами РФ для оценки эффективности их деятельности применяется система контрольных показателях эффективности деятельности (КПЭД).

С момента утверждения данной системой Указом Президента России в 2005 году, содержание и структура КПЭД постоянно изменяются, но эти изменения не всегда носят системный характер.

Их целью является регулирование и оперативное совершенствование процесса анализа и оценки деятельности таможенных органов.

Критический анализ теоретических положений системы комплексной оценки и практики ее применения показывает, что система критериев и показателей эффективности таможенных органов на современном этапе ее развития характеризуется рядом системных недостатков, существенно осложняющих выявление, анализ и решение проблемных вопросов развития и деятельности таможенных органов. Для систематизации выявленных проблем, построим дерево проблем оценки эффективности деятельности таможенных органов, представленное на рисунке 2.

Рис. 2. Дерево проблем системы показателей и критериев эффективности деятельности таможенных органов

Современная система оценки эффективности деятельности таможенных органов содержит ряд системных проблем связанных с ориентации оценки эффективности деятельности таможенных органов на получение конкретного результата, с организацией процесса оценки и показателями, включенными в систему. Соответственно для развития системы управления таможенными органами необходима качественная трансформация системы оценки эффективности таможенных органов.

Проанализировав представленные подходы к понятию эффективности деятельности таможенных органов и систему оценки фактически реализуемую, можно сделать вывод о том, что ключевым элементом управления таможенными органами становится комплексная и непредвзятая системы показателей, наиболее полно отражающих деятельность таможенных органов. При этом система показателей оценки эффективности должна выстраивается на основании концепции SMАRT и учета требований государства и участников внешнеэкономический деятельности к качеству таможенных услуг, производителем которых по сути является таможенные органы.

Список литературы

  1. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение ФТС России от 28.02.2012 № 2575-р) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. Александрова, М.С. Анализ подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов / Александрова М.С., Попова Д.А. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — № 12-1. — С. 7-12.
  3. Бондаренко А.В. О сущности понятий результативность и эффективность в экономике [Электронный ресурс] / Бондаренко А.В.// Научный прогресс на рубеже тысячелетий – 2012: Материалы международной научно-практической конференции – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/ Economics/10_ 111530.doc.htm.
  4. Дианов А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности : Диссертация, канд. экон. наук РТА – М.: РИО РТА, 2004. – 300 с.
  5. Кнышов, А.В. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России / Кнышов А.В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2017. — № 2 (96). — С. 33.
  6. Костин, А.А. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере таможенной деятельности / Костин А.А., Посметухина Е.А. // Российское предпринимательство. — 2014. — № 3 (249). — С. 75-88.

Источник: http://novaum.ru/public/p693

Тема 10. Социально-экономическая эффективность таможенного дела. Санитарно-экологическая эффективность таможенного дела

Социально-экономическая эффективность деятельности таможенных органов

На семинаре необходимо обсудить следующие основные вопросы: 1. Проблемы экономической эффективности в таможенном деле. 2. Эффективность контроля начисления и уплаты таможенных платежей. 3. Эффективность контроля таможенной стоимости. 4. Анализ эффективности валютного контроля. 5.

Эффективность деятельности таможенных органов по выявлению нарушений таможенного законодательства. 6. Модернизация таможенной службы: проблемы эффективности.

Ежегодно ФТС издает приказ о контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.

В соответствии с приказом ФТС к числу показателей эффективности деятельности таможенных органов относятся:

1. Показатели эффективности контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет:

— таможенные платежи, перечисляемые в федеральный бюджет (млн.руб.);

— доля таможенных платежей, довзысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, которые впоследствии были отменены, в общей сумме довзысканных таможенных платежей по всем решениям о корректировке таможенной стоимости товаров (%);

— доля таможенных платежей, взысканных в результате корректировок таможенной стоимости товаров, в общей сумме таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировок таможенной стоимости;

— доля возникшей суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в общей сумме денежных средств, перечисленных в федеральный бюджет.

2. Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию определенных товаров (раз).

3. Сокращение расхождений в средней стоимости 1 кг (и(или) дополнительной единицы измерения – ДЕИ) определенных товаров при их импорте в Россию из стран-партнеров и при экспорте из стран-партнеров в Россию (по статистике стран-партнеров):

— увеличение средней стоимости 1 кг (и (или) ДЕИ) товаров, происходящих из Китая (до уровня страны-партнера) – долл. США;

— увеличение средней стоимости 1 кг (и (или) ДЕИ) товаров, происходящих из стран ЕС (до уровня стран-партнеров) – долл. США.

4. Количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (тыс. единиц контрафактной продукции).

5. Обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера (%).

6. Эффективность проведенных таможенными органами роверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ (%).

7. Повышение степени информатизации и информационной открытости таможенных органов РФ:

— количество таможенных органов, имеющих достаточную

техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования (единиц);

— коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью ФТС России – ВИТС (%).

8. Доля ГТД:

— срок выпуска по которым составляет 1 день (%);

— срок выпуска по которым необоснованно составляет более 3 дней (в числе ГТД, оформленных в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления и экспорта) — %.

9. Показатели, отражающие законность решений, принимаемых таможенными органами:

— доля решений о корректировке таможенной стоимости, отмененных судами, в общем числе принятых таможенными органами решений о проведении корректировки таможенной стоимости (%);

— доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами (%) и др.

10. Среднее время первичного реагирования по фактам выявления признаков незаконного перемещения через таможенную границу РФ делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений (минуты):

— в автомобильных пунктах пропуска;

— в воздушных пунктах пропуска;

— в железнодорожных пунктах пропуска;

— в морских пунктах пропуска.

11. Эффективность деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:

— эффективность применения таможенными органами таможенных

досмотров товаров и транспортныхсредств при ввозе товаров отдельных

групп по ТН ВЭД России (%) и др.

Для всех показателей приводится методика их расчета, поквартальные значения показателя, к которым нужно стремиться, а также структурные подразделения, ответственные за выполнение конкретных показателей.

КЕЙС

«ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

В современных экономических условиях таможенные платежи являются главной составляющей федерального бюджета РФ. С 1991 г. их доля (10,5%) постоянно увеличивалась и по итогам 2011 г. достигла 54% в федеральном бюджете.

Следует отметить, что основой для начисления всех таможенных платежей в подавляющем большинстве случаев является таможенная стоимость, поэтому крайне важно правильное определение ее величины при таможенном декларировании.

В целом структуру таможенной стоимости можно упрощенно представить

в виде формулы

Таможенная стоимость = основа (цена контракта) + дополнительные

начисления — вычеты (зависят от направления передвижения и т. д.).

Риск экономического ущерба от перемещения через таможенную границу то-

варов, содержащих объекты интеллектуальной собственности, связан с занижением таможенной стоимости и, как следствие, начислением в меньшем объеме таможенных платежей.

Внешняя торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, является, по сути, передачей прав от иностранного лица-прав

обладателя на использование этих объектов интеллектуальной собственности

применительно к определенной группе товаров российскому лицу.

Так, при осуществлении любой внешнеэкономической сделки, связанной с куплей-продажей товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, необходимо учитывать наличие лицензионного договора и обусловленных им лицензионных платежей.

Под лицензионными платежами понимают выплату денежного вознаграждения индивидуальным предпринимателем (физическим лицом) или юридическим лицом владельцу или создателю интеллектуальной собственности (товарного знака, изобретения, промышленного образца, произведения искусства, литературы и т. д.) за право пользования этой собственностью в коммерческих целях.

В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.

2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при определении таможенной стоимости в том числе учитываются и расходы, не включенные в цену контракта за ввозимые товары, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.

Порядок начисления и оплаты лицензионных платежей условно можно

Разделить на два вида: роялти (отчисления от прибыли и дохода) и паушальный (фиксированным) платеж.

Наиболее простым вариантом расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей является случай, когда их величина составляет конкретную заранее оговоренную сумму, либо составляет фиксированный процент от стоимости либо количества единиц товара, указанных во внешнеторговом договоре.

Наибольшую сложность для правильного определения таможенной стоимости представляют поставки товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых размер лицензионных платежей зависит от успеха реализации товаров на внутреннем рынке, т. е. на момент декларирования товаров таможенному органу у декларанта отсутствует возможность количественного определения лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости.

Практическая ситуация:

В Россию осуществлен фирмой «А» (Россия) ввоз определенной группы товаров «бытовая техника», маркированных товарным знаком «Весна»в рамках заключенного контракта.

Оформлено сублицензионное соглашение, заключенное между фирмой А (Россия) и правообладателем товарного знака «Весна» (иностранное государство), в соответствии с которым уплата лицензионных платежей за использование товарного знака «Весна» осуществляется ежеквартально.

Лицензионные платежи распространяются на весь перечень ввозимой продукции, маркированной товарным знаком «Весна».

На основании указанного соглашения выявлено, что за использование

товарного знака «Весна» фирмой А (Россия) уплачиваются лицензионные платежи в размере 1,4% от объема продаж товаров в России, но не более 6,5 млн. долл. США в год. Лицензионные платежи распространяются на весь перечень ввозимой продукции, маркированной товарным знаком «Весна».

По результатам перечислений денежных средств в течение двух первых кварталов отчетного года достигнут лимит по уплате лицензионных платежей в 6,5 млн долл. США, установленный вышеуказанным соглашением.

Обязательства по уплате лицензионных платежей за использование товарного знака «Весна» за отчетный год исполнены полностью.

Задание: оценить порядок и характер действий таможенных органов в определении суммы таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальнойсобственности (камеральная проверка).

В рассматриваемом примере целесообразно обратится к п. 5 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

Литература:

1. &Е.Л.Андрейчук, В.Ю.Дианова, В.П.Смирнов Экономика таможенного дела: учебник – СПб: ИЦ Интермедия, 2012. – 201-213 с.

2. &Ю.Н.Самолаев Организация таможенного дела в Российской федерации: учебное пособие. – М.:Альфа-М:ИНФРА-М,2012. –216-241с.

3. www.customs.ru// Сайт таможенного законодательства и таможенных новостей

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_148286_tema--sotsialno-ekonomicheskaya-effektivnost-tamozhennogo-dela-sanitarno-ekologicheskaya-effektivnost-tamozhennogo-dela.html

Refpoeconom
Добавить комментарий