Смещение кривой предложения

Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения

Смещение кривой предложения

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени. Проще говоря, под предложением товара экономисты понимают чье-либо желание продать товар, а под объемом предложения — то максимальное количество товара, которое отдельный продавец желал бы продать в единицу времени при данных условиях.

Если представить ситуацию на рынке какого-нибудь товара со стороны продавцов, то интуиция и здравый смысл подскажут, что между ценой товара и количеством предлагаемого к продаже товара также существует определенная связь, но противоположная по сравнению со спросом: чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Продавцы всегда находятся в противоречивости. С одной стороны, стремятся продать товар по более высокой цене, с другой — увеличить объем продаж. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. С точки зрения потребителя, высокая цена выступает как сдерживающий фактор: чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель будет покупать. Для поставщика цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

Положительная зависимость между ценой и величиной предложения называется законом предложения. Сказанное выше о применимости термина закон для связи между ценой и спросом полностью относится и к этой ситуации. Определенность количества для предложения еще меньше, чем для спроса.

Если купленное (проданное) хотя бы частично регистрируется, то предлагаемое к продаже — крайне редко. Связь цены блага и его предложения — еще более предположительная, чем для цены и спроса на него. Более того, на практике встречаются ситуации, когда действует прямо противоположная зависимость: большее количество может предлагаться по более низкой цене.

Для спроса такие нарушения закона пока не фиксировались.

В общем виде где Qs — величина предложения. Зависимость количества предлагаемых благ от уровня цены может быть изображена графически (см.рис. 5.2). Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага при прочих неизменных условиях готовы продать производители по разным ценам в данный период времени.

Рисунок 5.2 — Кривая предложения

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует связь уровня цен и объема предложения блага Х в определенный период времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

Усиливающаяся кривизна кривой отражает снижение эффективности производства благ по мере увеличения объема и формально отражается в положительности условия второго порядка.

Когда это условие можно при анализе игнорировать, экономисты и кривую предложения предпочитают изображать как прямую.

Кривая предложения делит первый квадрант на две области. Точки выше ее характеризуют такие соотношения цены и количества, при которых косвенная конкуренция продавцов будет давить на рыночную ситуацию.

Если на рынке неизменно количество блага, то конкуренция продавцов будет вести к понижению цены до тех пор, пока не останутся только те, кто готов продать по цене, находящейся на кривой предложения.

Если почему- либо цена не изменяется, хотя бы недолго, то конкуренция продавцов будет вести к усиленному предложению ими товара по этой цене. Граница этой активности — все та же кривая предложения.

Таким образом, кривая предложения — это граница, разделяющая зону конкуренции производителей и те сочетания цены и количества блага, которые никогда не могут реализоваться на практике.

Можно сказать, что кривая предложения представляет собой геометрическое место точек, соответствующих минимальным значениям цены, по которой множество продавцов готово предложить каждый объем благ на протяжении стандартного периода времени.

Производитель, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке будет всякий раз выбирать такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль.

Выпуск дополнительной единицы продукции при данном значении цены товара вызывает увеличение общей выручки на некоторую величину, которая называется предельной величиной, и одновременно увеличение общих издержек на величину, которую называют предельными издержками.

Если выпуск дополнительной единицы продукции прибавляет к общей выручке величину большую, чем величина, добавляющаяся за счет выпуска этой единицы продукции к общим издержкам (то есть предельная выручка больше предельных издержек), то прибыль производителя увеличивается. В противном случае, когда предельная выручка меньше предельных издержек, прибыль уменьшается. Наибольшую прибыль производителю обеспечит такой объем выпуска, при котором предельные издержки будут равны предельной выручке, то есть цене товара.

Для ясности обратимся к простому примеру. Многие фермеры комплектуют стадо коров с таким расчетом, чтобы надой молока от каждой буренки в год был максимально приближен к 6 тыс.кг. Меньшая величина говорит о недостаточной продуктивности животного, что ведет к росту затрат на каждый литр молока.

За пределами 6 тыс. возрастает себестоимость каждого последующего литра в результате меньшей прибавки молока на единицу корма и затрат в целом. Это явление экономисты называют предельной производительностью факторов производства.

Убывание предельной производительности означает не что иное, как возрастание предельных издержек.

Закон убывающей производительности гласит: если один из факторов производства является переменным, а другие — постоянными, то начиная с некоторого момента предельная производительность каждой следующей единицы переменного фактора уменьшается. Закон убывающей производительности объясняет поведение производителя, который максимизирует прибыль.

Функция предложения — функция, отражающая зависимость предложения блага от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный период времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения.

В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

1) цены факторов производства (ресурсов),

2) технология,

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,

4) размер налогов и субсидий,

5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:

где Рr — цены ресурсов, К — характер применяемой технологии, Т — налоги и субсидии, N — количество продавцов, & — прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S влево. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S вправо.

Напомним, что под затратами в экономической теории понимаются денежные оценки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факторов производства при их наилучшем альтернативном использовании.

Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы.

Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Таким образом, движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент или, в математической форме:

Поскольку знак производной здесь положителен, сравнение числителя и знаменателя не имеет такого содержательного смысла, как в случае спроса.

В то же время, для кривой предложения гораздо проще оценить степень эластичности без всяких измерений. Если касательная пересекает ось цен, то предложение эластичное, если оно пересекает ось количеств благ, то оно неэластичное.

Если проходит через начало координат, то показатель эластичности равен единице.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_119686_zakon-predlozheniya-krivaya-predlozheniya-elastichnost-predlozheniya.html

Предложение и его факторы. Закон предложения. Сдвиг кривой предложения

Смещение кривой предложения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Предложение – совокупность товаров, которые производители готовы продать по установленным ценам.

Факторы, влияющие на предложение: -число продавцов на рынке -различие в методах изготовления -цены

Закон предложения: чем выше цена, тем в большей мере работает предложение продуктов со стороны продавцов; чем выше предложение, тем ниже цена

Доводы в пользу закона предложения:

1.Высокая цена покрывает издержки производства и приносит доход.

2.Высокая цена финансирует расширение производства.

Кривая предложения — это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой.

Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.

СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения ). Изменение предложения — это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения.

Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы — это сдвиг кривой предложения , т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага — это движение вдоль кривой предложения.

Модель равновесия спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рента потребителя и производителя.

Механизм функционирования рынка основан на взаимодействии его основных элементов, то есть спроса и предложения. В результате устанавливается равновесная цена и равновесный объём продаж.

Рыночное равновесие – это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложения) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной.

Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке — равновесным предложением.

Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену.

То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией.

В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена.

Это главный принцип функционирования рынка.

Рента потребителя – разность между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель и той ценой, которую он действительно заплатит

Рента производителя — разность между минимальной ценой, за которую производит может продать товар и ценой, за которую он продает

Эластичность рыночного спроса и ее виды. Факторы, определяющие эластичность спроса.

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Виды эластичности спроса:
1)Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

5)Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.
Факторы ценовой эластичности спроса

Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x4d9f.html

Refpoeconom
Добавить комментарий