СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Государственное управление экономикой региона (Буреш О.В., Исхакова А.Ф., 2012)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Анализ российской практики управления экономикой регионов свидетельствует об отсутствии системного стратегического подхода к развитию территории. В последние годы в российской практике на смену идее о приоритете рыночного саморегулирования экономики региона пришла идея усиления роли государства. Это связано с тем, что рыночное регулирование не дало ожидаемых результатов.

Длительное время экономика региона рассматривалась как объект государственного управления федеральными органами власти, а региональные органы власти практически не занимались вопросами стратегического развития территории.

Сложившаяся в переходный период в России модель государственного управления, базирующаяся на ключевой роли федеральных органов власти в решении вопросов регионального экономического развития, не отвечает современным тенденциям.

Выяснилось, что недостаточно совершенствовать механизмы государственного управления лишь на федеральном уровне, следует разрабатывать методическое обеспечение управление экономикой субъектов федерации с учетом региональных особенностей.

Это связано с тем, что все субъекты федерации характеризуются значительной территориальной удаленностью от центра и не могут эффективно функционировать в рыночном пространстве только на основе общефедеральных законов в режиме саморегулирования без учета региональных особенностей. В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы государственного управления развитием экономики региона, как в общетеоретическом аспекте, так и в прикладном – применительно к каждому конкретному региону.

В научной литературе отсутствует единый подход к методам государственного управления экономикой. На различных уровнях государственного управления могут использоваться как экономические, так и административные методы. Предполагается, что механизм государственного управления экономикой региона будет действовать следующим образом.

Первоначально, исполнительные органы государственной власти региона посредством целенаправленного применения определенных методов государственного управления воздействуют на социально-экономическое развитие региона с целью достижения значимого результата, отраженного в региональной политике его социально-экономического развития. После этого начинают действовать рыночные силы, и в экономике региона происходит цепь определенных изменений – процессов корректировки региональной экономики, которые осуществляются уже независимо от решений органов государственной власти, поскольку вызываются объективными рыночными законами.

В связи с тем, что конечной целью государственного управления экономикой выступает экономический рост региона и соответственно повышение благосостояния населения, основным показателем измерения является валовой региональный продукт.

Управление развитием региона: цели и показатели

Проведенный комплексный анализ социально-экономического развития субъектов федерации Приволжского федерального округа позволил определить ключевые тенденции и проблемы развития регионов.

С теоретико-методологических позиций, выявленные основные проблемы экономического развития и конкурентные преимущества региона необходимо считать основой для выработки целей государственного регулирования экономики. В результате исследования было определено, что исходным элементом стратегического планирования является формирование «видения» региона.

Затем в соответствии с принципами стратегического планирования определяются такие элементы плана как: «миссия региона», «система стратегических целей», «программы и проекты, обеспечивающие достижение целей».

Цели, достигаемые в рамках управления экономикой региона должны:

– быть ориентированы на решение актуальных проблем развития экономики региона;

– учитывать современные и будущие приоритеты развития экономики;

– иметь четкую формулировку.

Показатели, используемые в рамках измерения достигаемых регионом результатов должны:

– соответствовать цели, для оценки которой они используются;

– предоставлять возможность быстрого расчета;

– содержать достоверную информацию;

– отражать сущность планируемой деятельности;

– предоставлять возможность проведения контроля;

– оценивать результативность проводимых мероприятий.

Результативное государственное управление экономикой региона представляет собой совокупность действий по подготовке, утверждению, реализации и контролю за действиями исполнительных органов государственной власти региона, связанными с достижением стратегических целей социально-экономического развития региона на основе применения определенных методов государственного стимулирования спроса и предложения, создающими импульс для последующей корректировки региональной экономики рыночными методами.

Оценка результативности деятельности в рамках управления экономикой региона может быть описана следующим образом.

В начале каждого периода устанавливаются четкие цели и количественные показатели, отражающие их выполнении.

По окончании планового периода на основе отчетов о реализации планов оценивается степень достижения плановых показателей и формируются интегральные оценки, отражающие результативность деятельности исполнительных органов государственной власти в рамках каждого региона. На основе данной оценки должна осуществляться необходимая корректировка – направленная на достижение запланированной цели [2].

Все варианты сценариев экономического развития региона должны обеспечить достижение прогрессивных структурных сдвигов, что означает увеличение доли инновационного сектора экономики в ВРП региона [3].

Механизм управления экономикой региона

процесса планирования деятельности органов государственной власти региона определяется необходимостью использования двух видов планирования: среднесрочного и оперативного.

При формировании среднесрочного и годового плана должна быть сформулирована система целей. Система целей, декомпозированная до уровня программ и проектов, обеспечивает достижение целей стратегического плана социально-экономического развития региона в целом.

Система целей формируется соответственно организационной структуре, то есть требуется выстраивание системы целей по уровням иерархии управления: правительство, министерства, отделы. Цели формируются для всех уровней иерархии и всех структурных подразделений региональных органов государственной власти.

Реализация принципов результативного государственного управления экономикой региона требует построения новой организационной структуры управления, нацеленной на достижение поставленных стратегических целей социально-экономического развития региона.

Это предполагает, что все структурные подразделения органов государственной власти региона должны работать на достижение поставленных целей. При создании новой организационной структуры должны соблюдаться следующие методологические принципы:

– достижение каждой цели должно быть закреплено за соответствующими структурными подразделениями, на одну цель могут работать несколько структурных подразделений;

– достижение каждой цели должно обеспечиваться соответствующими функциями структурных подразделений органов государственной власти региона;

– должна соблюдаться иерархичность организационной структуры с небольшим количеством уровней подчинения.

Механизм управления экономикой региона – это ключевой элемент системы управления территориями, наиболее сложная ее часть, представляющая собой совокупность, тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляющую, управляемую, инструментальную подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и качества жизни населения в нем.

Выполнение вышеизложенного ставит принципиально новые задачи перед органами управления, как на региональном, так и федеральном уровне, которые связаны с адаптацией реализуемого механизма управления экономикой с учетом разнообразия регионов. Соответственно необходимо использовать дифференцированный подход к управлению экономикой регионов.

Формирование механизма управления экономикой региона выступает актуальной задачей с использованием соответствующего инструментария управления, требующей разработки методического обеспечения его реализации.

Механизм управления экономикой региона, выступая элементом системы управления, формируется в результате взаимодействия трех составляющих: управляющей части – субъекта управления; управляемой части – объекта управления и инструментальной части, представленной совокупностью элементов (инструментов и способов реализации целей и задач управления).

Согласованные действия федеральных, региональных и местных органов власти

Конкретными субъектами управления экономикой региона являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, отраслевые министерства и ведомства как федерального, так и регионального уровня, крупные субъекты хозяйствования, особенно корпоративные структуры, оказывающие существенное влияние на экономику региона.

Объект управления представляет собой совокупность различных элементов, объектов, систем, процессов, обеспечивающих создание материальных и нематериальных ценностей, условий жизнедеятельности населения.

Конкретными объектами управления служат экономики регионов в целом, экономики отдельных городов и районов, крупные объекты отраслевого и территориального значения, инфраструктура, природные ресурсы и условия и др.

Для достижения базовой цели региональной политики в России реализация механизма управления экономикой регионов должна быть сконцентрирована на организации согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития экономики субъектов федерации. Тем не менее, наблюдается несогласованность целей и задач общегосударственного экономического развития и его территорий. Стратегическая цель Концепции долгосрочного развития России до 2020 года сформулирована следующим образом: «Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В то же время, главный приоритет стратегии регионов Приволжского федерального округа: «достижение мировых стандартов жизни населения на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста и в новых условиях обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов, поддержать и развить инфраструктуру, усилить конкурентные преимущества регионов».

Заключение

Идеальная система управления экономикой региона со стороны государства должна соответствовать следующим критериям:

– быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов;

– обладать достаточной силой воздействия;

– быть эффективной и в то же время не снижать эффективности регулируемых процессов в регионе;

– использовать систему социально-психологических мотиваций;

– быть достаточно простой для понимания как органов власти, так и населения;

– основываться на практическом опыте;

– быть адаптивной;

– учитывать долговременные интересы каждого субъекта федерации;

– стимулировать прогрессивное развитие экономики региона на инновационной основе.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/7865

Органы управления экономикой

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Замечание 1

Система управления экономикой — это совокупность взаимосвязанных и согласованных методов и инструментов управления экономикой, хозяйством. Данные методы и инструменты управления используются органами управления (управленческим аппаратом).

Система управления экономикой — это иерархическая структура, разделенная на уровни (схема1).

Рисунок 1. Уровни системы управления экономикой, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Территориальная система управления экономикой представляет собой пространственную форму общей системы управления и совокупность действий по управлению социально-экономическими процессами, протекающими в пределах регионов.

В России территориальное управление (территориальный подход к управлению) наиболее актуально, поскольку она отличается пространственным разнообразием природных и климатических условий и ресурсов, формами хозяйствования, местоположения хозяйственных объектов с точки зрения функциональности и т.д.

Территориальное управление включает в себя взаимообусловленные компоненты:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • субъект управления (органы территориальной власти как система исполнительной и законодательной структур);
  • объект управления — округа, регионы, муниципалитеты и т.д.

Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и возникновения новых угроз экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность и благополучие любого экономического пространства, определяются экономическим состоянием хозяйствующих субъектов.

Ответственность за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах возлагается на региональные и местные органы управления.

В общую систему управления обществом и государством входит один из многозначительных элементов — управление экономикой. В связи с этим органы управления экономикой представляются как органы государственного, общественного и социального управления.

Поскольку экономика является совокупностью сфер отраслей и деятельности, рынков и т.п., то соответственно, управление экономикой — это управление различными сферами деятельности и отношений, возникающих в этих сферах.

Управление экономикой делится на два уровня:

  • микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, субъекта хозяйствования);
  • макроуровень (в масштабах государства).

Органы власти разделяются (схема 2):

Рисунок 2. Органы государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Органы управления экономикой Российской Федерации

Органами управления экономикой являются:

  1. Парламент РФ;
  2. Президент;
  3. Правительство РФ;
  4. Министерства и ведомства;
  5. Органы субъектов РФ;
  6. Местные органы государственной власти;
  7. Органы местного самоуправления.

Парламент РФ формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой управления Парламента РФ является принятие государственных законов, а Счетная Палата контролирует расход средств государственного бюджета.

Президент РФ решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.

Правительство РФ утверждает положения министерств и ведомств, проводит общее руководство различными сферами экономики, участвует в рассмотрении законопроектов и представляет заключения по ним, составляет и исполняет национальный бюджет.

Можно выделить несколько функций правительства, с помощью которых оно осуществляет регулирование экономики в национальных масштабах:

  1. Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательской деятельности, прав потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
  2. Контроль уровня трудовой занятости населения и инфляции, то есть стабилизация экономики;
  3. Регулирование платежного баланса, поскольку он является объективным индикатором уровня состояния национальной экономики;
  4. Внедрение социальных программ в целях, так называемого перераспределения доходов, то есть уменьшения неравенства между слоями населения.
  5. Перераспределение ресурсов. В данной функции государства присутствует два направления:

    • государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль над предприятиями, производителями за соблюдением законодательной базы использования природных ресурсов, и т.п.)
    • Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации населения, продовольственных программ и т.д.

Государственное регулирование экономики является достаточно важным аспектом совокупной государственной политики.

Министерства и ведомства выполняют оперативное руководство в соответственных отраслях экономики сообразно функциональным направлениям деятельности либо осуществляют межотраслевое регулирование.

Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты действуют в рамках своей компетенции касательно подведомственных им объектов, исполняют примерно такое же руководство и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.

Формы и методы управления экономикой

Замечание 2

Экономика государства состоит из множественных компонентов – человеческих ресурсов, технического оснащения, сырьевой базы и т.д. Вся эта огромная система должна функционировать синхронно, поскольку эффективная ее работа гарантирует стабильность национальной экономики.

В комплексе инструментов государственного регулирования экономики одним из приоритетных инструментов становятся финансово-кредитные инструменты:

  1. Налоговая политика;
  2. Денежная политика;
  3. Кредитная политика;
  4. Валютная политика;
  5. Амортизационная политика;
  6. Таможенная политика.

В национальных экономиках различных стан складывается определенное соотношение между разными формами регулирование экономики.

Определенная форма регулирование экономики реализуется посредством регуляторов (инструментов). По способу воздействия на объект выделяются прямые и косвенные регуляторы.

Прямыми регуляторами принято называть инструменты, жестко регламентирующие поведение всех субъектов хозяйствования. Они облечены в форму законов, приказов, постановлений, а также в форму решений судебных властей.

Косвенные регуляторы предусматривают различные вариации действий и проявляют себя в мотивационном характере поведения объекта регулирования, например, материальная заинтересованность или моральное удовлетворение.

К ним также относятся условия налогообложения, уровень цен и тарифов, таможенных пошлин и т. п.

Основными методами государственного регулирования экономики являются:

  1. Прогнозирование динамики развития национальной экономики;
  2. Планирование социально-экономического развития государства;

Замечание 3

Важно понимать, что исключительно при условии целесообразного деления прав и обязанностей между верхними и нижними уровнями управления, гарантируется эффективное функционирование всего механизма.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskaya_i_socialnaya_politika_rossii/organy_upravleniya_ekonomikoy/

Refpoeconom
Добавить комментарий