Синтез государственного и рыночного механизмов

Модели макроэкономического регулирования

Синтез государственного и рыночного механизмов

В зависимости от роли государства в экономическом процессе исследователи выделяют два типа экономик. 1) с минимальным участием государства в макроэкономическом регулировании; 2) с максимальным участием государства в макроэкономическом регули-ровании.

При минимальном участии государства в регулировании национальной экономики доминирует система рыночного саморегулирования. Экономика ориентирована на либеральные механизмы.

Ее суть наиболее полно отражена в концепции «рей-ганомика» (США), получившей соответствующее название в честь политика, занимающегося ее практической реализацией (президента Р. Рейгана).

В такой структуре государство выполняет минимально необходимые функции: • обеспечения рынка деньгами; • регулирования внешних эффектов; • производства общественных товаров; • управления нерыночным сектором хозяйства.

В варианте с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании предполагается дополнение рассмотренного механизма прежде всего системой социального регулирования. Такой тип регулирования распространен в странах с развитым государственным сектором экономики — Швеции, Австрии, Германии, Японии и др. При этом государство дополнительно акцентирует внимание на пробле-мах: • регулирования социальных отношений; • создания условий для эффективного хозяйствования;

• стабилизации экономического развития.

Основы данного механизма нашли воплощение в моделях социально-ориентированной экономики — шведской, германской, японской и др. Их особен-ность — в ориентации на социальные механизмы, наиболее полное решение соци-альных проблем. Современные исследователи делают упор на особенности, специфику социально-экономического развития стран.

Каждая страна должна определить собственный путь развития, в наибольшей мере отвечающий ее интересам, ориентировать на него свое развитие. Например, «тэтчеризм» отражает специфику Англии. Россия должна 1 Самуэлъсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1999. ориентироваться на механизмы, в наибольшей мере отражающие ее спе-цифику и соответствующие ее интересам.

Ориентация на стандарты, возможность применения готовых моделей к реформируемым экономическим системам сегодня представляется нецелесообразной.

В условиях преобразований перед Россией встали задачи: 1) выбора направлений макроэкономического регулирования, здесь в наибольшей мере должны найти отражение специфика и особенности России, ориентация ее на созидательные преобразования, повышение жизненного уровня народа; 2) создания российской модели экономики, соответствующей российским национальным традициям, российскому менталитету. Для реализации этого необходимо формирование государственных и иных институтов, усиливающих управляемость национальной экономикой — законодательства, органов экономического регулирования, специализированных исследовательских структур;

3) социальной ориентации экономики, что соответствует ст.

7 Конституции РФ (1993), согласно которой государство обязано обеспечить достойную жизнь и развитие человека. В современной российской экономике монополизм государственного управления разрушен. Сформированные управленческие структуры регулируют деятельность на различных уровнях: федеральном и региональных.

При этом деятельность субъектов Федерации отражает региональную специфику в сочетании с определенными вертикалью государственной исполнительной власти установками. В экономическом процессе сочетаются государственный и рыночный механизмы. Мера сочетания «отрабатывается» исследовательскими структурами, практикой, механизмами проб и ошибок.

В настоящее время проводится административная реформа, направленная на то, чтобы механизм управления сделать наиболее эффективным. Сформирована трехуровневая система управления, включающая: • Министерства, ориентированные, в основном, на нормотворческую функцию. • Федеральная служба — на надзор и контроль.

• Федеральные агентства — на оказание услуг населению.

33.Сущность и основные черты макроэкономики.

Выделяют два уровня

1) микроэкономика (ориентирована на проблемы обособленных единиц, самостоятельно принимающих решения и действующая по статьям из собственных интересах и ,определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов);

2) макроэкономика (целостная экономическая система, представленная совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие устойчивое равновесие).

Для макроэкономики характерно экономическая целостность, базирующаяся на общем национальном разделении труда, делающим взаимозависимость сферы отраслии режима. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств на контрагентов экономики.

Выделяют 2 группы методов воздействия:

1) прямого и косвенного регулирования;

2) экономического и неэкономического воздействия.

Методы прямого регулирования предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить обязывающее решение.

Методы косвенного регулирования связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, и чаще всего взаимодействует с заинтересованностью экономических субъектов.

Методы экономического воздействия – стимулирующие методы, связанные с заинтересованностью экономической деятельности. Зависят от доходов и выплачиваемых налогом. Чем больше материальная заинтересованность, тем больше употребленность к предпринимательской сфере и эффективней ее результат.

Неэкономические методы – директивные, обязательные, административные, основанные на директивах сверху. Имеют широкое распространение в условиях централизованно-управляемой экономике. В известных пределах могут иметь место в каждой экономической системе.

Существуют разные подходы к оценке и определению роли макроэкономики в экономическом процессе. Обеспечение эффективного функционирования экономики.

Можно выделить систему основных ориентиров:

1) определение объективно-обусловленных особенностей макроэкономической концептуры;

2) разработка политики, обеспечивающих эффективное функционирование экономики;

3) по мере необходимости, определение непосредственных участников процесса.

Выделяют 3 проблемы, требующих решения на макроуровне:

1) обеспечение устойчивого экономического роста;

2) полная занятость ресурсов;

3) минимизация инфляции.

На макроэкономическом уровне формируется кредитно-денежная, финансовая политика, в значительной мере социальная политика.

С помощью финансов, кредитов и других имеющихся в его распоряжении средств, государство воздействует на хозяйствующих субъектах, ориентирует их на реализацию конкретных задач правительственной политики.

Например, макроэкономических фактор – инфляция, безработица, оказывает влияние на микроэкономические решения хозяйственной структуры. Связанные с их потребительскими расходами.

Микро- и макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны, переплетаются в производственном процессе, воздействуют как части и целое.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_213325_modeli-makroekonomicheskogo-regulirovaniya.html

Представители неоклассического синтеза в экономике

Синтез государственного и рыночного механизмов

Определение 1

Неоклассический синтез представляет собой одно из направлений в экономике, основой которого выступает интеграция теоретических положений неоклассической школы и кейнсианства.

Его сущность сводится к необходимости синтеза различных способов приведения национальной экономической системы в равновесное состояние, основанных на использовании кейнсианских методов регулирования с одной стороны и ограничении вмешательства государства в экономическую систему – с другой стороны.

Теория неоклассического синтеза предполагает, что макроэкономическое равновесие возможно при условии неполной занятости, то есть при наличии безработицы.

В то же время достижение полной занятости возможно благодаря прямому и обратному взаимодействию между денежным рынком и рынком рабочей силы. Денежный рынок взаимодействует с товарным и неизменно приводит к повторной реакции на рынке труда.

Основным инструментом регулирования занятости считается монетарная (денежно-кредитная) политика.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными принципами неоклассического синтеза являются:

  • сбалансированность между совокупным спросом и совокупным предложением;
  • сочетание высших целей макроэкономического порядка (социальная справедливость, стабильность экономического роста, эффективность хозяйствования);
  • оптимальность сочетания государственного регулирования и рыночного механизма.

В соответствии с концепцией неоклассического синтеза рынок сам способен определять объемы производства и цены. Государство же посредством государственных расходов и налогов должно регулировать экономические процессы.

Само научное течение появилось в середине ХХ века. Основные и наиболее известные представители школы неоклассического синтеза представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Представители неоклассического синтеза в экономике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Именно они оказали определяющее влияние становление идей и развитие школы неоклассического синтеза. Сам термин «неоклассический синтез» впервые был введен в научный оборот Дж. Хиксом, сам же научный подход наиболее полно был реализован П. Самуэльсоном. Рассмотрим их более подробно.

П. Самуэльсон как родоначальник неоклассического синтеза

Автором и наиболее выдающимся пропагандистом теории неоклассического синтеза по праву считается Пол Энтони Самуэльсон.

П. Самуэльсон родился в 1915 году в США. Образование получил в Чикагском, а позже и в Гарвардском университетах. Многие годы П. Самуэльсон преподавал в Массачусетском технологическом университете, а в 1960-е гг. даже был советником президента по экономическим вопросам. В 1970 году он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике.

Именно он считается инициатором объединения кейнсианской макроэкономики и неоклассической микроэкономики в единую концепцию. Поэтому его и называют автором неоклассического синтеза.

Наиболее известным научным трудом П. Самуэльсона стал учебник под названием «Экономикс», впервые выпущенный в 1948 году. Претерпев множество переизданий, он до сих пор не потерял своей актуальности.

Данный учебник является отражением концепции смешанной экономики, в которой активное государственное вмешательство не препятствует свободной конкуренции, частной собственности и личной предпринимательской свободе.

Замечание 1

Иначе говоря, синтез макроэкономического государственного регулирования и механизмов рыночной саморегуляции приводит к экономике смешанного типа, которая так популярна в современном мире.

В своих множественных трудах П. Самуэльсон активно использовал и применял математический аппарат для обеспечения обстоятельного изложения ключевых разделов экономической теории. В целях органического сочетания классических подходов с аспектами экономики современного типа им неоднократно перерабатывались и уточнялись понимания исследуемых проблем.

Дж. Хикс и его модели

Замечание 2

Считается, что термин «неоклассический синтез» был введен в научный обиход английским экономистом Джоном Ричардом Хиксом.

Дж. Р. Хикс родился в Великобритании в 1904 году. Он окончил Оксфордский университет, после чего многие годы преподавал в университете Манчестера и Лондонской школе экономики и политехнических наук. В 1972 году он был награждён Нобелевской премией за новаторский вклад в теорию благосостояния и общего равновесия.

В 1937 году Дж. Хикс впервые выдвинул и озвучил подход неоклассического синтеза. Два годя спустя, он издал главный труд своей жизни, получивший название «Стоимость и капитал». Несмотря на то, что он получил репутацию «классического труда», существенная роль к нем была отведена вопросам микроэкономической теории.

В своих трудах Дж. Хикс стремился преодолеть статический характер существующих на тот момент в неоклассической теории схем и моделей достижения макроэкономического равновесия. Повышенное внимание он уделял вопроса анализа экономической динамики. В роли основополагающего «динамизирующего» элемента выступали индивидуальные ожидания участников процесса хозяйствования.

Согласно трудам Дж. Хикса в результате того, что индивидуальные ожидания не совпадают с реальными итогами хозяйственного развития, возникают так называемые «возмущения», которые выводят макроэкономическую систему из состояния равновесия.

Тезис о неустойчивом характере, внутренне присущем всякой экономике капиталистического типа, проходит сквозь всю книгу Дж. Хикса. Основным источником нестабильности по его мнению считается механизм функционирования денежного рынка и рынка ценных бумаг. Особая роль при этом отводится ожиданиям перехода к другим процентным ставкам и ценовым ожиданиям.

Взгляды Дж. Хикса получили свое распространение в различных моделях макроэкономического равновесия, основными и наиболее известными из которых считаются:

  • модель Самуэльсона-Хикса;
  • модель Хикса-Хансена.

В целом вклад Дж. Хикса в неоклассический синтез и развитие экономической науки в целом заключается в том, что он указал на возможность достижения макроэкономического равновесия в условиях неполной занятости. При этом основополагающая роль в его моделях отводится мультипликативному влиянию инвестиций на изменение дохода и экономическое равновесие.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/neoklassicheskiy_sintez_v_ekonomike/predstaviteli_neoklassicheskogo_sinteza_v_ekonomike/

Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного. — презентация

Синтез государственного и рыночного механизмов

1

2 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.

В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

3 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Представители меркантилизма — первой экономической школы — стояли за активное вмешательство государства в экономику.

Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства.

Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

4 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Представители более позднего периода — физиократы — не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. забота государства, с точки зрения физиократов, — защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

5 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов — идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг экономической свободы и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

6 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы По мнению А.

Смита, государство должно выполнять три обязанности: — ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; — ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; — создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. А. Смит

7 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы.

Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию.

Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

8 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Однако экономические сдвиги конца ХIХ — начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные сбои рынка, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим сбои рынка, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

9 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е.

обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты.

Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

10 Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

11 Дж. М. Кейнс о необходимости ГРЭ Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении.

Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой. Дж.М.

Кейнс Общая теория занятости, процента и денег

12 Триумф кейнсианства Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е — начало 70-х годов.

13 Либералы против кейнсианцев Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов. М.Фридман

14 Либералы против кейнсианцев Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения.

Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории экономики предложения.

15 Выполнил:Алтынбек Нурлан Проверил:Исаков Г.Ж Группа:Экономика Курс:2

16 Создание правовой основы функционирования и развития экономической системы Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии.

Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др.

Государство должно создать такой экономический фон, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

17 Активизация, интенсификация инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности Рыночный механизм сам по себе в чистом виде не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования — активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

18 Воздействие государства на распределение доходов в обществе Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов — итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане.

Требуются и меры социальной защиты населения.

19 Инструментарий государственного регулирования В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством.

Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру — степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

20 Государственная собственность и государственное предпринимательство Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство.

Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования.

К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

21

22 Разнообразные методы воздействия Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки.

Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

23 Разнообразные методы воздействия Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики.

К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации.

Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

24 Классификация методов ГРЭ Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер — создание определенных правил игры в рыночной экономике.

Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1350680/

Refpoeconom
Добавить комментарий