Селективная структурная политика

Структурная политика и ее инструментальное обеспечение (Прудникова О.А., 2009)

Селективная структурная политика

Структурную политику можнорассматривать в качестве точечного инструмента воздействия на сложившуюся «неоптимальную»структуру промышленного производства, характеризующуюся преимущественносырьевой специализацией, с целью развития отдельных отраслей (производств),получивших статус приоритетных.

Анализ мирового опыта реализацииструктурной политики (в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань)свидетельствует о том, что правительства этих государств рассматривают ее вкачестве основы для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста,базирующегося на повышении уровня конкурентоспособности национальныхпроизводителей. В целом эта политика может быть признана эффективной: страны,проводившие активную промышленную политику, показывали более высокие темпыэкономического роста, чем страны, в которых государство воздерживалось отвмешательства в рыночные отношения [1].

Две большие разницы

Отсутствие единой теоретическойбазы ведет к разнообразию толкований термина «структурная политика» как средироссийских, так и зарубежных экономистов [2;3].

Так, структурная (промышленная)политика определяется через реализацию интересов государства в сферепромышленного производства, что фактически размывает ее границы до пределов социально-экономическойполитики. Зачастую она сводится к выборочной поддержке отраслей народногохозяйства.

Неоднозначность трактовки содержания данного термина затрудняет идентификациюроли и места промышленной политики среди других видов государственнойсоциально-экономической политики.

Основным недостатком большинствасуществующих определений является отсутствие системности – структурная политикане может быть направлена только на решение проблем отдельных отраслей.

Онадолжна вести к повышению эффективности экономики через оптимизациюраспределения ресурсов и позволять быстро и адекватно реагировать на внешниешоки, являясь, таким образом, основой устойчивого экономического роста.

Очень часто структурная политикаассоциируется в отечественной литературе с промышленной политикой. Четкогоразграничения между этими понятиями нет. Они употребляются как синонимы, хотяструктурная политика иногда рассматривается как один из элементов промышленнойполитики [4].

В этом случае подразумевается, что промышленная политика означаетдействия государства по отношению к промышленности в целом, без дифференциациипо видам деятельности. Отрицательная сторона заключается в том, что промышленностьсостоит из различающихся по своему положению секторов.

Поэтому практическилюбая мера оказывает на них дифференцированное воздействие.

Виды и инструментыструктурной политики

По нашему мнению,структурнуюполитику необходимо рассматривать как стратегию развития и повышения эффективностипромышленного производства.

Она должна быть направлена на созданиеблагоприятных условий для приоритетных видов экономической деятельности, повышенияконкурентоспособности отечественных отраслей, предприятий и продукции.

Структурнаяполитика призвана обеспечивать устойчивый экономический рост в долгосрочнойперспективе.

На наш взгляд, термин «промышленнаяполитика» может выступать синонимом структурной политики. Промышленная политикаявляется, прежде всего, инструментом воздействия на экономический рост черезструктуру промышленного производства.

В соответствии с такимопределением сущности структурной политики можно предложить классификацию еевидов (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды структурнойполитики

Критерии классификацииВиды структурной политики
по длительности воздействиясреднесрочная и долгосрочная
по масштабу воздействияобщесистемная и селективная
по территориальному охватуфедеральная, региональная и районная
по направленности участия в международном разделении трудаимпортозамещающая и экспортно-ориентированная
по превалирующему функциональному направлениюнаучно-техническая, инновационная, инвестиционная, денежно-кредитная, фискальная и пр.

Подобнаяклассификация позволяет охватить весь возможный комплекс использованияинструментов промышленной политики на различных уровнях ее реализации. К такиминструментам, составляющим единый механизм промышленной политики, отвечающийтребованиям комплексности и системности, относят: макроэкономические, институциональные,информационные и ресурсные (см. табл. 2).

Таблица 2 Инструменты структурной политики

Инструменты структурной политики инструментов
Макроэкономические инструменты— создание благоприятной общеэкономической среды для развития производства;— поддержание финансовой стабильности и недопущение развертывания инфляции;— преодоление бюджетного дефицита;— поддержание устойчивого курса национальной валюты
Информационные инструментыобеспечение экономических агентов достоверной информацией о социально-экономической среде для принятия решений в производственной деятельности и минимизации рисков
Ресурсные (затратные) инструментыпредоставление рыночным субъектам воспроизводственных ресурсов для развития
Институциональные инструменты— формирование правовой и организационно-экономической среды для ведения конкурентного бизнеса;— обеспечение хозяйственного порядка

Аномалии

Необходимость проведения структурной политики в Россииназрела реально, поскольку налицо структурные аномалии, замедляющиеэкономическое развитие страны.

Это сырьевая зависимость национального хозяйства,слабая инвестиционная активность и отсутствие реального прогресса в становленииинновационных секторов, примитивизация промышленности и ее низкая конкурентоспособность,демографический кризис и острые проблемы в развитии социальной сферы. Наличиедиспропорций служит важным индикатором необходимости структурныхпреобразований.

Рыночный механизм не в состояниисамостоятельно исправить данные структурные диспропорции. Проведениеэффективной структурной политики требует, безусловно, государственноговмешательства.

Однако в конкретный момент времени и в зависимости от той илииной экономической ситуации структурная политика должна проводиться с помощьюфункционального государственного вмешательства, которое не затрагиваетконкретные виды деятельности.

А иногда требуется селективное управление,направленное на определенные сектора экономики и виды деятельности.

В то же время, по нашему мнению,требуется комбинированный подход в проведении структурной политики,использующий как функциональные, так и селективные инструменты государственноговмешательства. Это обусловлено тем, что сама политика может быть ифункциональной, и селективной в зависимости от ее целей, характера ииспользуемых инструментов.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/5533

Селективная структурная политика

Селективная структурная политика

Селективнаяструктурная политика предполагаетреализацию системы государственныхмероприятий, подкрепленных созданиемфинансово-экономических условийзаинтересованности хозяйствующихсубъектов и направленных на обеспечениеперелива капиталов в намеченные кускоренному развитию сферы хозяйственнойдеятельности. Она предполагает оказаниецеленаправленной государственнойподдержки выбранным группам предприятийи организаций, способным к относительнобыстрой реорганизации, модернизацииили переориентации производства.

Опора исключительнона рыночные механизмы селекциижизнедеятельных предприятий и структурныхизменений в национальной экономике ужедала разрушительные последствия.

Этообусловливает необходимость внесениясущественных коррективов в процессыприватизации и механизмы разгосударствленияобщественного производства, включаямеры по стимулированию создания новыхорганизационных форм управления ирегулирования отдельных сфер хозяйственнойдеятельности в виде акционерных ихолдинговых компаний, межотраслевых имежрегиональных ассоциаций,финансово-промышленных групп, банковскихсоюзов, совместных предприятий.

Другим механизмомреализации селективной структурнойполитики государства являетсяфинансово-кредитное, денежное и налоговоерегулирование. Несмотря на то, что даннаясистема регулирования более приближенаи полнее вписывается в общий рыночныймеханизм воздействия на общую экономическуюситуацию в стране, она открывает широкиевозможности избирательного манипулированиятакими экономическими

инструментами,как учетные ставки, рестриктивная илиэкспансионистская кредитная политика,налоговые ставки и налоговые льготы,не говоря уже об ускоренной амортизационнойполитике, индексации амортизационныхотчислений, регулировании цен, системепреференций и ограничений для иностранногокапитала, осуществлении последовательнойи гибкой таможенной политики.

Если исходить изтого, что осуществление структурныхсдвигов в экономике — это задачадолгосрочного периода, то структурнаяполитика должна учитывать и исходитьиз обеспечения процесса общественноговоспроизводства, в котором четкопросматриваются контуры укрупненноймодели межотраслевого баланса имежрегионального экономическогоравновесия. В связи с этим целесообразнопроводить разграничение междуприоритетными направлениями развитиянациональной экономики и структурнымипреобразованиями в ней. Конечно, это неозначает их противопоставления другдругу, но, подчеркивая их взаимосвязьи определенное единство, необходимопомнить об их различии.

Выделениеприоритетных направлений развитияэкономики — это скорее экономическаяполитика, сориентированная на решениевозникающих текущих проблем.

Следовательно,она имеет в своем составе мероприятияв большей степени средне- и краткосрочногохарактера.

Задача заключается в принятииэкстренных и неотложных мер воздействияна хозяйствующие субъекты путем созданияблагоприятной или неблагоприятнойрыночной, финансово-кредитной среды всоответствующих сферах, чтобы добитьсяв них улучшения положения.

Когда речь идет оструктурной перестройке народногохозяйства такого уникального государства,как Россия, необходимо четко представлятьсебе общие контуры и внутреннюю структурунаиболее эффективного взаимодействияформируемых отраслевых и региональныхзвеньев российской экономики. Сутьструктурной политики — сформировать

оптимальнуюструктуру народнохозяйственногокомплекса, чтобы наиболее эффективноиспользовать имеющиеся в распоряженииобщества ресурсы. Поэтому структурнуюполитику необходимо отнести квсеобъемлющему макроэкономическомумероприятию, тогда как приоритетныенаправления развития экономики носяти мезо-, и макроэкономический, но всегдаизбирательный характер.

Для иллюстрацииможно использовать топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК).

Его приоритетное развитиепредопределяется задачами выживанияи дальнейшего жизнеобеспечения экономикии социальной сферы страны, а такжеобеспечения притока свободно конвертируемойвалюты.

Поэтому рассматриваетсякак развитие отдельных отраслей ихозяйствующих субъектов, так и динамикаструктурных сдвигов в рамках самогокомплекса.

Что касаетсяпроблемы экономии топлива и энергии,то данная проблема выходит далеко запределы самого ТЭК и затрагивает всебез исключения отрасли народногохозяйства.

Во многом решение даннойпроблемы замыкается на осуществленииструктурных сдвигов в рамках национальнойэкономики.

Структурная политика призванаобеспечить развитие в заданном направлениинаучных исследований, опытно-конструкторскихразработок и использование их достиженийв хозяйственной практике с цельюобеспечения ресурсосбережения исокращения доли ТЭК в структуре народногохозяйства.

Выделениепродовольственной проблемы в качествеодного из приоритетных направленийсоциально-экономического развитиястраны органически вписывается в рамкиреализации структурной политикигосударства.

Дело в том, что формированиеи развитие агропромышленного комплекса(АПК) является одним из определяющихструктурообразующих элементовнациональной экономики.

Обеспечениепотребности населения в продовольствиив полном объеме и структуре — задачастратегического,

экономического,социального и политического значения.Расчеты показывают, что получаемый встране средний урожай при устраненииего колоссальных потерь вполне достаточендля того, чтобы обеспечить Россиюпродовольствием.

Поэтому первостепеннаязадача в структуре агропромышленногокомплекса заключается в реализациисистемы мероприятий по устранениюпотерь при транспортировке, хранениии переработке.

В связи с этим избирательностьсовершенствования структуры АПК должназаключаться в комплексе технических,экономических, финансовых, социальныхмероприятий, направленных на прорыв наданном участке хозяйственной деятельности.

Что касаетсянепосредственно сельскохозяйственногопроизводства, то здесь, очевидно, неизбежать распределения финансовыхресурсов в целом по регионам.

Однакоизбирательность мероприятий в рамкахструктурной политики в областисельскохозяйственного производствадолжна быть направлена на формированиерациональной специализации и комплекснуюпереработку сельскохозяйственногосырья на основе безотходных технологий.

Селективностьструктурной политики в данной сфередолжна быть представлена системойвсевозможных льгот и финансовой поддержкидля производства тех продуктов, в которыхстрана испытывает острый недостатокили удовлетворение в которых можетиметь огромное социально-психологическоезначение для населения, а следовательно,и для успешного реформированиянациональной экономики. В этой связинеобходима последовательная политикаимпортозамещения. Рационализациясельскохозяйственного производства иего структуризация, очевидно, должныпроходить с высокой степенью адресностии при всемерной поддержке сильныхсельскохозяйственных предприятий внезависимости от видов и форм собственностии хозяйствования.

Источник: https://studfile.net/preview/3938526/page:15/

Тема: 4.3. Важнейшие направления структурных преобразований Российской экономики

Селективная структурная политика

Другим важнейшим аспектом переходной экономики является задача по осуществлению структурных сдвигов в национальной экономике в интересах соц.

Её ориентации, технического перевооружения производства и повышения его эффективности. Важнейшим инструментом государственного воздействия может стать селективная структурная политика.

Избирательность структур политики предопределяется:

1. тяжёлым кризисным положением национальной экономики

2. ориентацией структуры производства на выпуск средств производства

3. дезорганизацией механизма общественного воспроизводства и отсутствием инструментария саморегуляции экономического развития

4. необходимостью поэтапной переориентации технико-производственного аппарата на новые виды хозяйственной деятельности для обеспечения экономического роста.

Селективная структурная политика предполагает реализацию системы государственных мероприятий, подкреплённых созданием финансово-экономических условий заинтересованности хозяйственных субъектов и направленных на обеспечение перелива капиталов в намеченные к ускоренному развитию сферы хозяйственной деятельности. Она предполагает оказание целенаправленной государственной поддержки предприятиям способным к относительно быстрой реорганизации, модернизации или переориентации производства. Осуществление структурных сдвигов это задача долгосрочного периода.

Суть структурной политики – сформировать оптимальную структуру народно-хозяйственного комплекса, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Поэтому структурную политику необходимо отнести к всеобъемлющему макроэкономическому мероприятию, тогда как приоритетные направления развития экономики носят и мезо-, и макроэкономический, но всегда избирательный характер.

Частью экономической политики является промышленная политика— это совокупность долгосрочных мероприятий государства направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры и развитие экспорта готовой продукции.

Главной цельюпромышленной политики в России должна быть структурная модернизация. Нынешняя структура экономики страны не отвечает современным требованиям.

В ней преобладают отрасли добывающей промышленности и первичной обработки при недостаточном развитии конечных производств, особенно высокотехнологических и наукоёмких.

Нынешняя концепция промышленной политики в России выделяет три группы отраслей:

1) Отрасли топливно-сырьевого комплекса (нефтегазовая, лесная, металлургическая отрасли промышленности и энергетика).

Особенности этих отраслей- относительная устойчивость в нынешних трудных условиях и способность поставлять свою продукцию на внешний рынок.

Они могут развиваться на основе самофинансирования с привлечением иностранных инвестиций, обходясь без существенных государственных капиталовложений. Задача государства в данном случае- создание благоприятных макроэкономических и юридических условий.

2) Отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт.

К ним относятся: авиокосмическая, атомная промышленность, отрасли ВПК, отчасти энергетическое машиностроение, станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Эти отрасли нуждаются в инвестиционных кредитах, государственных гарантиях для частных инвесторов, госзаказах, политической и экономической поддержке, продвижению продовольствия на внешние рынки.

Особое место в структурной перестройке занимает ВПК – это совокупность военных и гражданских отраслей, производящих военную продукцию и предметы потребления для работников занятых в этом комплексе.

В развитии ВПК выделяют несколько этапов:

1. Время первых и вторых мировых войн, когда накопленных для ведения для войны средств оказалось недостаточно в связи, с чем начался бурный процесс мобилизации военного правительства. Этот период называют мобилизуемым.

2. Послевоенный период, когда продолжилось наращивание выпуска военной продукции, а ВПК превратился в один из основных секторов экономики. Это этап перманентной военной экономики.

3. Современный этап (ограничиваемый) направлен на свёртывание военной продукции. Для него характерна конверсия.

Конверсия— это перевод военного производства на выпуск продукции гражданского назначения.

Выделяют три формы конверсии:

1. Физическая конверсия означает перепрофилирование оборонных заводов на выпуск изделий гражданского назначения. Этот путь создаёт много проблем и связан с крупными затратами направленными на физическое уничтожение военных предприятий.

2. Экономическая конверсия делает упор на сбыт военной продукции, т.е. на экспорт. Этот тип конверсии предпочтителен, т.к. военные предприятия сохраняют свои кадры и передовые технологии, а полученные от реализации средства направляют на постепенное перепрофилирование производства.

3. Рыночная конверсия- предусматривает перепрофилирование предприятий оборонной промышленности на выпуск изделий, не имеющих аналогов на мировом рынке.

1) Отрасли, способные полностью удовлетворить внутренний спрос. Это автомобильная, лёгкая, пищевая промышленность, с/х машиностроение.

Концепция промышленной политики предусматривает поощрение внутреннего спроса на продукцию этих отраслей путём развития лизинга, выдачи населению кредита для покупки товаров длительного пользования, организации современного маркетинга, а также использование импортных пошлин и других защитных мер.

К промышленной политике прямое отношение имеют создание ФПГ (финансово промышленная группа)

ФПГ — это совокупность юридических лиц, объединивших свои ресурсы и делегирующих головной организации группы часть своих правомочий для реализации инвестиционных проектов, повышения конкурентоспособности продукции и эффективности производства.

На практике это означает объединение производственных, научно-исследовательских, сбытовых организаций вокруг банка. Это объединение имеет право перераспределять финансовые средства между её членами.

ФПГ позволяет концентрировать капиталы, помогают снизить издержки производства и наладить выпуск конкурентно-способной продукции, осуществлять крупные инвестиционные проекты. Перераспределение средств позволяет пред. справляться с падением сбыта, неплатежами.

Для реализации всех этих мероприятий необходимо финансирование. С 1997 года в госбюджет включен новый инструмент финансирования производства: бюджет развития. Это«защищенная» часть бюджета, которая образуется за счёт иностранных кредитов и части доходов от продажи государственных ценных бумаг. Эти средства предназначены для наиболее значимых инвестиционных целей, это:

1. прямые государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу;

2. кредитование экспортных операций;

3. капитальные вложения связанные с санацией предприятия.

4. покрытие обязательств по выданным государственным гарантиям.

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 376; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-55691.html

Refpoeconom
Добавить комментарий