Рестрикционная (контрактивная) фискальная политика

Взаимодействие фискальной и монетарной политики (стр. 2 из 4)

Рестрикционная (контрактивная) фискальная политика

Задачами налоговой политики является:

· обеспечение государства финансовыми ресурсами;

· создание условий для регулирования хозяйства страны в целом;

· сглаживание неравенства, возникшего в процессе рыночных отношений, в уровне доходов населения.

1.3. Дискреционная и недискриционная бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика государства – система регулирования экономики при помощи государственных расходов и налогов. Она объединяет все мероприятия по формированию целостного устройства бюджетной и налоговой систем государства.

Цели бюджетно-налоговой политики:

· сглаживание колебаний экономического цикла;

· обеспечение стойкого экономического роста;

· достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Бюджетно-налоговую политику еще называют фискальной. Она подразделяется на два типа: дискреционную и недискриционную.

Дискреционная политика проводится правительством с целью влияния на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. Основными ее инструментами выступают: изменение ставок налогообложения; проекты социальных работ; трудоустройство населения. Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная политика, осуществляемая для сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

· экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика. Она связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства;

· рестрикционная (контрактивная) или сдерживающая фискальная политика, связана с увеличением налогов и уменьшением государственных расходов, чтобы уменьшить инфляцию.

Недискриционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства т. к. она основана действии встроенных стабилизаторах.

К встроенным стабилизаторам относится прогрессивный налог, пособие по безработице, субсидии фермерам, пособие по бедности, а также система участия в прибыли.

С их помощью автоматически регулируются налоговые поступления и государственные расходы. Они сглаживают циклические колебания экономики, а не устраняют их.

В период спада встроенные стабилизаторы приводят уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. В период подъема происходит обратный процесс.

2.1. Сущность и цели денежно – кредитной политики

Денежно-кредитная (монетарная) политика так же, как и бюджетно-налоговая является частью финансовой политики государства. Ее основная цель состоит в том, что бы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции.

Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости, уровня цен. Денежное предложение, т.е. количество денежной массы в обороте, увеличивается в периоды спада для поощрения расходов. В периоды инфляции для ограничения расходов денежное предложение сокращается.

Контролирует денежно-кредитную политику Национальный банк.

Монетарная политика имеет конечные и промежуточные цели. К конечным целям относят: быстрый рост реального ВВП, низкую безра ботицу, стабильные цены, устойчивый платежный баланс. Проме — жуточные цели: денежная масса, ставка процента, обменный курс.

2.2. Инструменты денежно кредитной политики

Инструментами денежно-кредитной политики являются: нормы обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке. Выбор того или иного инструмента зависит от стратегии монетарной политики.

Наиболее распространенными среди них на сегодняшний день являются операции на открытом рынке. Они заключаются в том, что Национальный банк покупает или продает ценные бумаги коммерческим банкам, предприятиям и населению. Основным предметом купли-продажи в этих операциях являются государственные облигации.

Когда НБУ покупает ценные бумаги, уменьшаются его резервы и увеличиваются резервы коммерческих банков, а также количество денег в обращении. Если же государство осуществляет продажу ценных бумаг, это приводит к уменьшению денежного предложения, так как у коммерческих банков снижается потенциал кредитования.

Изменение нормы обязательных резервов. Коммерческие банки в обязательном порядке должны резервировать какую-то часть средств от принятых вкладов. Эти платежные средства не могут быть использованы ими для кредитования.

Резервная норма – это обязательный резерв платежных средств, который должны иметь коммерческие банки в процентном отношении к сумме принятых вкладов. Резервная норма для коммерческих банков Украины устанавливается Национальным банком.

В результате применения резервной нормы банки лишаются возможности отдавать в кредит все имеющиеся деньги: фактические кредитные ресурсы становятся меньше потенциальных. Изменяя минимальную резервную норму, НБУ тоже может влиять на кредитные возможности коммерческих банков.

Увеличение резервов приведет к сокращению денежного предложения, уменьшению способности коммерческих банков создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы, соответственно повлечет за собой увеличение инвестирования, денег в обороте.

Следует заметить, что изменение резервной нормы – довольно мощный метод монетарной политики, практическое применение этого метода требует осторожности. Потому что даже незначительные изменения этой ставки сильно влияют на предложение денег. Из-за этого изменение резервной нормы применяют лишь в крайних случаях.

Учетная ставка – это процент, под который НБУ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк оказывает определенное влияние на процессы, происходящие в экономике. Рассмотрим соответствующий пример. Национальный банк Украины принял решение повысить учетную ставку с 10 до 15%.

На денежном рынке, как и на любом другом, действует закон спроса: количество покупаемого товара уменьшается при повышении цены за единицу и увеличивается – при ее снижении. Учетная ставка – это цена кредитных денег, продаваемых НБУ.

Ее повышение будет стимулировать сокращение займов, в результате чего произойдет сокращение денежного предложения, что должно стать сдерживающим фактором инфляции.

Снижение учетной ставки приводит к увеличению резервов в коммерческих банках и количества денег в обращении, как следствие этого снижается процентная ставка на денежном рынке. Это стимулирует повышение деловой активности, рост производства, приводит к созданию новых рабочих мест.

2.3. Варианты кредитно – денежной политики

В зависимости от целей, на которые ориентирована кредитно–денежная политика, а также от порядка применения инструментов регулирования принято различать рестриктивную и экспансионистскую кредитно–денежную политику.

Рестриктивную кредитно–денежную политику еще называют «политикой дорогих денег». Она осуществляется путем ограничения денежного предложения и направлена на сдерживание инфляции. Она предполагает повышение процентных ставок по кредитам, делает кредитные ресурсы менее доступными.

А также во время ее проведения центральный банк продает государственные ценные бумаги. В результате рестриктивной политики уменьшается совокупный спрос и сдерживается рост общего уровня цен в экономике. Таким образом, цель политики дорогих денег – сдерживание инфляционного давления.

Вместе с тем рестриктивная политика несет в себе опасность роста безработицы, что связано с уменьшением инвестиционных расходов и степени деловой активности.

Экспансионистская кредитно–денежная политика или «политика дешевых денег» осуществляется путем снижения учетной ставки и скупки НБУ государственных ценных бумаг. Она направлена на увеличение денежного предложения и рост совокупного спроса, в итоге увеличиваются объемы производства и количество рабочих мест. В то же время экспансионистская политика несет угрозу ускорения инфляции.

2.4. Оценки кредитно–денежной политики

Вопрос об эффективности кредитно–денежной политики остается предметом серьезных споров. Экономисты кейнсианского направления считают ее менее надежным и эффективным средством стабилизации экономики по сравнению с фискальной политикой.

Они указывают на сложный передаточный механизм кредитно–денежной политики, существование многих опасностей сбоев в нем. Монетаристы же рассматривают кредитно–денежную политику, как ключевой фактор достижения макроэкономической стабильности.

Вследствие этих разногласий по-разному оцениваются возможности кредитно–денежной политики. Однако при всех различиях в подходах и оценках большинство экономистов едины в том, что монетарная политика является неотъемлемой частью национальной стабилизационной политики.

Кредитно–денежные регуляторы рассматриваются как действенные инструменты макроэкономической стабилизации. Вместе с бюджетно-налоговыми они составляют основу современного макроэкономического регулирования.

2.5. Согласование взаимодействия фискальной и монетарной политики

Для того, чтобы государственное регулирование экономики было эффективным необходимо не просто взаимодействие кредитно–денежной и бюджетно-налоговой политик, но также и четкая согласованность в их проведении.

Тем более что на данном этапе государственная политика в Украине должна проводиться под действием трех факторов: потребности обеспечения необходимых бюджетных расходов; необходимости сохранения валютной и монетарной стабильности согласно с целевыми ориентирами деятельности НБУ; потребности реализации долгосрочных ориентиров экономической политики, предусмотренных программой деятельности правительства. А комплекс этих показателей требует взаимодействия фискальной и монетарной политики.

Источник: https://mirznanii.com/a/249486-2/vzaimodeystvie-fiskalnoy-i-monetarnoy-politiki-2

Сдерживающая (или рестрикционная) фискальная политика проводится в условиях инфляции, вызванная избыточным спросом

Рестрикционная (контрактивная) фискальная политика

ТЕМА 6

Бюджетно-налоговая политика государства и ее механизм

1. Финансовая система, ее функции и составляющие.

2. Виды фискальной политики: дискретная и недискретные, стимулирующая и сдерживающая.

3. Государственный бюджет как инструмент фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

4. Государственный долг и его последствия. Регулирования государственной задолженности.

5. Проблемы фискальной политики.

Финансовая система, ее функции и составляющие

Финансы— это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения, перераспределения стоимости национального продукта, формирования и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Финансы выполняют три основные функции:

1. Распределительная — заключается в том, что они опосредствуют распределение и перераспределение созданного национального продукта. Благодаря этой функции формируются фонды средств субъектов хозяйствования, государства, доходы населения.

2. Контрольную функцию финансов реализуют органы государственной власти и управления, она дает возможность количественно контролировать процесс создания и использования средств.

3. Регулирующая функция проявляется в том, что финансы являются одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.

Финансовая система страны — это совокупность финансовых отношений и финансовых учреждений, которые их реализуют.

Финансовая система включает государственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов, а также финансы населения.

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) является основой финансовой системы, потому что они обслуживают основное звено экономической системы, в которой создаются товары и услуги, именно здесь формируется основная масса финансовых ресурсов страны. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных и негосударственных предприятий, организаций.

Государственные финансы обеспечивают государство необходимыми средствами для выполнения экономических и политических функций. Они включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственные финансы функционируют на разных уровнях управления: общегосударственном, региональном, местном.

Внебюджетные фонды — это средства правительства, региональных и местных органов власти, использованы для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Они формируются за счет специальных целевых отчислений юридических и физических лиц, других источников.

Внебюджетные фонды отдельные от бюджета и достаточно самостоятельные, хотя и управляются соответствующими органами власти. Они позволяют более оперативно и гибко использовать средства, но одновременно дают возможность расходовать средства не в полном объеме и не всегда по целевому назначению.

Государственный кредит определяется необходимостью привлечения свободных средств на основе возвратности и платности для финансирования государственных расходов. Он состоит из государственных займов и гарантированных займов.

Государственные займы— государство может выступать как заемщик, и как кредитор. Оно может занимать ресурсы в других государств или межгосударственных организаций, выделять кредиты другим государствам, иностранным юридическим лицам, может также оказывать финансовую помощь отдельным предприятиям в форме казначейских займов.

Государственные займы могут быть внутренними и внешними. Внутренние связаны с аккумуляцией свободных средств населения, субъектов хозяйствования своей страны путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг.

Внешние займы — государство получает кредиты от иностранных правительств, международных финансово-кредитных организаций, банков, а также продает государственные ценные бумаги иностранным физическим и юридическим лицам.

Гарантированные займы — государство также является гарантом при получении иностранных кредитов региональными и местными органами власти, хозяйствующими субъектами.

2. Виды фискальной политики: дискретная и недискретная, стимулирующая и сдерживающая

Основной частью финансовой политики государства является фискальная политика.

Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости и предотвращение инфляционных процессов. Фискальная политика бывает дискретная и недискретные.

Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.

Дискретная фискальная политика проводится государством непосредственно и заключается в манипулировании налоговым прессом и госрасходами на общественные и квазиобщественные блага, а именно: госконтракт и госзаказ, государственные инвестиции, финансирование государственных программ, общественных работ.

На характер дискретной фискальной политики влияет фаза экономического цикла. Она может носить или сдерживающий или стимулирующий характер.

В период спада в экономике фискальная политика носит стимулирующий (или экспансионистский) характер и направлена ​​на развитие производства. При этом правительство увеличивает государственные расходы, инвестиции, а также снижает налоги, либо совмещает эти мероприятия.

Однако более преимущественное увеличение государственных расходов, потому что мультипликативный эффект их действия больше, чем от снижения налогов. Все это косвенным путем стимулирует совокупный спрос.

Стимулирующая фискальная политика оказывает влияние и на совокупное предложение, а следовательно, и на уровень и рост реального производства. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Однако смещение кривой совокупного предложения имеют долгосрочный характер, тогда как влияние на совокупный спрос ощущается в экономике гораздо быстрее.

Рисунок 6.1 — Стимулирующая фискальная политика

Сдерживающая (или рестрикционная) фискальная политика проводится в условиях инфляции, вызванная избыточным спросом.

Она заключается в уменьшении государственных расходов, увеличении налогов, сочетании того и другого. Результатом является сдерживание совокупного спроса. Такая политика способствует притоку финансовых средств в госбюджет и создает положительное сальдо.

Рисунок 6.2 — Сдерживающая фискальная политика

Недискретная фискальная политика, или система встроенных стабилизаторов — это экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Встроенные стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Это пассивная фискальная политика.

Как автоматические стабилизаторы выступают прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. Почти все налоги дают увеличение налоговых поступлений по мере роста экономики, и наоборот, налоговые поступления будут снижаться при уменьшении объема национального продукта.

С помощью встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, и таким образом они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их.

В период спада в экономике налоговые поступления автоматически сокращаются, и это увеличивает часть доходов, которая остается у предприятий и населения, и это обеспечивает минимальную покупательную способность. Это позволяет сдерживать падение совокупного спроса и смягчать экономический спад.

Кроме того, в период экономического спада автоматическое сокращение налоговых поступлений увеличивает бюджетный дефицит, оказывает стимулирующее влияние на преодоление спада. В период роста при заданных налоговых ставках налоговые поступления автоматически увеличиваются, сдерживают совокупный спрос и противодействуют инфляции спроса.

Рост налоговых поступлений способствует сокращению и ликвидации бюджетного дефицита, а иногда появлению «избытка».

Р

Т

Е бюджетный избыток

G

бюджетный дефицит

Q

Q0

Рисунок 6.3 — недискретная фискальная политика

Наклон кривой налогов будет тем больше, чем больше прогрессивная система налогообложения и тем больше будет встроена стабильность национальной экономики.

Однако встроенная стабильность только сглаживает, но не исправляет нежелательные изменения. В связи с этим на практике ее дополняет дискретная фискальная политика.

.

Источник: https://mylektsii.ru/13-81202.html

Читать онлайн Экономическая теория страница 44. Большая и бесплатная библиотека

Рестрикционная (контрактивная) фискальная политика

В государственном регулировании экономики используются административные методы, основными формами которых являются:

антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);

введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);

определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на основе государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:

• национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);

• строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;

• покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь в настоящее время является преобладающим.

Ответ

Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

https://www.youtube.com/watch?v=6slegbRitSc

Выделяют следующие цели фискальной политики:

• сглаживание колебаний экономического цикла;

• обеспечение устойчивого экономического роста;

• достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика вызвана решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию.

В этом случае обычно принимаются новые законы. Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.

2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях.

С помощью встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты; таким образом, они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их.

В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс.

Refpoeconom
Добавить комментарий