Регулирующая функция

Функции налогообложения

Регулирующая функция

Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства'. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

1. Фискальная функция налогообложения

Фиском (от латинского fiscus, букв. — корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э.

фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э.

фиск — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим.

Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Регулирующая функция налогообложения

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая

подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирутощая

подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе — они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени.

Это осуществимо только пугем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения.

Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной основы: налог существу» ет для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания.

Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не чапретительными мерами'.

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено.

По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе.

Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться с С.

Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации.

Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного.

Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора.

Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный

Тем не менее в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности.

Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету.

Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер.

Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер.

В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаюется свобода конкуренции и принцип справедливости.

4. Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятагьностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми псугоками.

По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е.

Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

Источник: http://www.xserver.ru/user/funnn/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Регулирующая функция

Cтраница 1

Регулирующая функция выражается РІ том, что рынок создает правила торговли, управляет процессом торговли РІ соответствии СЃ правилами, устанавливает РїРѕСЂСЏРґРѕРє решения спорных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, организует контроль.  [1]

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства.

РџСЂРё этом правительство преследует следующие цели: минимизация негативных последствий функционирования рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё; создание правовых, финансовых, социальных РѕСЃРЅРѕРІ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения.  [2]

Регулирующая функция позволяет регулировать воспроизводственный процесс посредством бюджетной Рё налоговой политики.  [3]

Регулирующая функция направлена РЅР° упорядочение рыночных отношений Рё проявляется РІ сфере СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного Рё ценового механизма. Налоговое регулирование относится Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· наиболее эффективных рычагов управления рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ Рё способствует сглаживанию социальных противоречий, выполнению научных, научно-технических Рё крупных производственных программ, которые без участия государства практически РЅРµ могли Р±С‹ быть реализованы.  [4]

Регулирующая функция выражается РІ том, что рынок создает правила торговли, управляет процессом торговли РІ соответствии СЃ правилами, устанавливает РїРѕСЂСЏРґРѕРє решения спорных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, организует контроль.  [5]

Регулирующая функция тесно связана СЃ вмешательством государства СЃ помощью финансов РІ процесс воспроизводства.  [6]

Регулирующая функция означает регулирование ( посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов.

Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении.

Продажа государственных ценных бумаг РЅР° рынке сокращает объем денежной массы, Р° РёС… РїРѕРєСѓРїРєР° государством, наоборот, увеличивает этот объем.  [7]

Регулирующая функция приобретает РѕСЃРѕР±Рѕ важное значение РІ современных условиях смешанной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, активного воздействия государства РЅР° экономические Рё социальные процессы. РџСЂРё этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.  [8]

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние РЅР° воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный СЃРїСЂРѕСЃ населения. Эта функция неотделима РѕС‚ фискальной Рё тесно СЃ ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального РґРѕС…РѕРґР° государством вызывает постоянное соприкосновение налогов СЃ участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ страны, РЅР° РІСЃРµ стадии воспроизводства.  [9]

Регулирующая функция проявляется РІ форме льгот Рё санкций.  [10]

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом.

Массовая коммуникация влияет РЅР° формирование общественного сознания РіСЂСѓРїРїС‹ Рё личности, РЅР° формирование общественного мнения Рё создание социальных стереотипов.  [11]

Регулирующая функция позволяет регулировать воспроизводственный процесс посредством бюджетной Рё налоговой политики.  [12]

Регулирующая функция кредита РІ инвестиционной сфере проявляется РІ РїСЂСЏРјРѕРј Рё опосредованном воздействии РЅР° денежное обращение РІ целях формирования потоков денежных средств РІ сферах предпринимательства, развитие которых определяется приоритетными экономическими задачами. Специфической особенностью этой функции является долговременная перспектива: регулирующая роль кредита проявляется РЅРµ сразу, Р° РїРѕ истечении определенного времени. Поэтому состояние кредитной системы непосредственно оказывает влияние РЅР° устойчивость экономической системы РІ целом.  [13]

Регулирующая функция кредита РІ этой области проявляется РІ РїСЂСЏРјРѕРј Рё опосредованном воздействии РЅР° денежное обращение Рё направлении средств РІ те сферы предпринимательства, развитие которых наиболее полно соответствует макроэкономическим задачам хозяйства.  [14]

Общесоюзные регулирующие функции, РІ том числе РІ области валютной политики, осуществляются через Совет управляющих Резервной системы РЎРѕСЋР·Р°, Минфина РЎРЎРЎР , орган, созданный РЅР° базе ГВК Рё РњР’Р­РЎ РЎРЎРЎР , Главное Управление государственного таможенного контроля. Этим органам союзные республики делегируют конкретные функции, РѕРЅРё формируют общую политику Рё полностью освобождены РѕС‚ любой коммерческой деятельности.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id572316p1.html

3. Регулирующая функция

Регулирующая функция

Сразвитием экономической системы возникланеобходимость определённого корректирующеговоздействия государства на макроэкономическиепараметры, что породило регулирующую(или распределительную) функцию налогов.

Чтобыпонять регулирующую функцию налогов,обратимся к тому, как происходитгосударственное регулирование экономики.Оно осуществляется в двух основныхнаправлениях:

-регулирование рыночных, товарно-денежныхотношений. Оно состоит главным образомв определении «правил игры», тоесть разработка законов, нормативныхактов, определяющих взаимоотношениядействующих на рынке лиц, прежде всегопредпринимателей, работодателей инаемных рабочих.

К ним относятся законы,постановления, инструкции государственныхорганов, регулирующие взаимоотношениетоваропроизводителей, продавцов ипокупателей, деятельность банков,товарных и фондовых бирж, а также биржтруда, торговых домов, устанавливающиепорядок проведения аукционов, ярмарок,правила обращения ценных бумаг и т.п.

Это направление государственногорегулирования рынка непосредственнос налогами не связано;

-регулирование развития народногохозяйства, общественного производствав условиях, когда основным объективнымэкономическим законом, действующим вобществе, является закон стоимости.Здесь речь идет главным образом офинансово-экономических методахвоздействия государства на интересылюдей, предпринимателей с цельюнаправления их деятельности в нужном,выгодном обществу направлении.

Такимобразом, развитие рыночной экономикирегулируется финансово-экономическимиметодами — путем применения отлаженнойсистемы налогообложения, маневрированияссудным капиталом и процентными ставками,выделения из бюджета капитальныхвложений и дотаций, государственныхзакупок и осуществления народнохозяйственныхпрограмм и т.п. Центральное место в этомкомплексе экономических методов занимаютналоги.

Маневрируяналоговыми ставками, льготами и штрафами,изменяя условия налогообложения, вводяодни и отменяя другие налоги, государствосоздает условия для ускоренного развитияопределенных отраслей и производств,способствует решению актуальных дляобщества проблем.

Посредствомрегулирующей функции обеспечиваетсяперераспределение через государственныйбюджет части доходов фирм, домохозяйств,отраслей, регионов. Налоговое регулированиестало активно практиковаться, начинаяс 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианскойэкономической политики.

Регулирующаяфункция осуществляется через установлениеналогов и дифференциацию налоговыхставок.

Налоговое регулирование оказываетстимулирующее или сдерживающее влияниена производство, инвестиции иплатежеспособный спрос населения.

Так,общее понижение налогов ведет к увеличениючистых прибылей, стимулирует хозяйственнуюдеятельность, инвестиции и занятость.Повышение же налогов — обычный способборьбы с «перегревом» рыночнойконъюнктуры.

Налоговоерегулирование играет значительную рольи во внешнеэкономической деятельности.Изменение таможенных пошлин существенновлияет на внешнеторговый оборот.

Помнению, крупного английского экономистаДж. Кейнса, налоги существуют в обществеисключительно для регулированияэкономических отношений.

Регулирующаяфункция направлена на достижениепосредством налоговых механизмов техили иных задач налоговой политикигосударства. Эта функция имеет триподфункции: стимулирующую, дестимулирующуюи воспроизводственную.

Стимулирующаяподфункция направлена на поддержкуразвития тех или иных экономическихпроцессов. Они реализуются через системульгот и освобождений от налогов.

Нынешняясистема налогообложения представляетширокий набор налоговых льгот малымпредприятиям, предприятиям инвалидов,сельскохозяйственным производителям,организациям, осуществляющим капитальныевложения в производство и благотворительнуюдеятельность, и т.д.

Стимулирующеевоздействие налогов реализуется черезсистему выборочных льгот, исключений,преференций при сохранении общих основи структуры налогового законодательства.Такие льготы предоставляются, какправило, с условием их целевогоиспользования налогоплательщиками всоответствии с экономической политикойгосударства.

Налоговыельготы используются и для смягчениясоциального неравенства. Таким образом,через регулирующую функцию проявляетсясоциальная функция налогов. Ее сутьсостоит в перераспределении доходов ибогатства в обществе.

Социальная функцияпредназначена обеспечивать и защищатьконституционные права граждан.

К числуконкретных механизмов реализации этойфункции относятся: единый социальныйналог, стандартные налоговые вычеты,профессиональные налоговые вычеты идр. показатели.

Посредствомпрогрессивного налогообложенияизменяется соотношение между доходамиотдельных социальных групп, тем самымсглаживается неравенство между ними иподдерживается социальный консенсус.

Реализуется социальная функция налоговчерез установление необлагаемогоминимума доходов, предоставление льготи скидок по налогам отдельным слоям игруппам населения (многодетным семьям,пенсионерам, инвалидам и некоторымдругим категориям граждан).

Дестимулирующаяподфункция, напротив, направлена наустановление через налоговое бремяпрепятствий для развития каких-либоэкономических процессов. Это осуществляетсяпутем введения повышенных ставок налогов(так, для казино до 2001 года была установленаставка налога на прибыль в размере 90%),установления налога на вывоз капитала,повышенных таможенных пошлин, налогана имущество, акцизов и других.

Воспроизводственнаяподфункция предназначена для аккумуляциисредств на восстановление используемыхресурсов. Эту подфункцию выполняютотчисления на воспроизводствоминерально-сырьевой базы, плата за воду.

Нужно отметить, что налоговое стимулированиеинвестиций, сельского хозяйства и другихотраслей народного хозяйства в отрывеот прочих экономических факторов неприносит желаемого результата, посколькуинвестиционные процессы обусловленыне налоговыми льготами, а потребностямиразвития производства и расширениябизнеса.1

Вто же время регулирующая функция налоговдействует сразу и непосредственно придестимулирующем налоговом подходе.Создание непомерного налогового бременипрактически всегда влечет спадпроизводства из-за потери его эффективности.

Так, например, непомерный налоговыйгнет на российское крестьянство в 30-хгодах XX века (под видом классовой борьбыс кулачеством) привел к его ликвидацииза несколько лет.

В наше время введение70%-ного налога на прибыль от деятельности,связанной с видеопоказом, привело кисчезновению видеосалонов, пользовавшихсябольшой популярностью у населения вконце 80-х — начале 90-х годов.

Дестимулированиеимпорта путем установления повышенныхпошлин (политика протекционизма) такжевлечет за собой резкое сокращение ввозатех или иных товаров Шишкин А.Ф.,Экономическая теория: учеб.— 2-е издание- М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 2005 г..

Источник: https://studfile.net/preview/4546607/page:6/

Контрольная функция налогов: описание и примеры

Регулирующая функция

Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Спектр функций

Контрольная функция налогов — это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога.

Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов.

Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового «пресса» на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем — количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах.

В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан.

Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Реклама

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции — страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь — обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений.

Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну.

По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент — они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства.

Следствие — взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути.

В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. ее задача — регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот — уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы — полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога — полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

https://zakon.temaretik.com/1591057429124876678/kontrolnaya-funktsiya-nalogov-opisanie-i-primery/

 https://pixabay.com/ru/

Источник: http://leninogorsk-rt.ru/news/novostnaya-lenta/kontrolnaya-funktsiya-nalogov-opisanie-i-primery

Функции налогов

Регулирующая функция

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная функция;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции  выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога:

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:
  • стимулирующая;
  • дестимулирующая;
  • воспроизводст­венная.

Фискальная функция (от лат.

fiscus — государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей.

Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать.

Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так.

Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы — большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение  ориентированных льгот,  необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России — ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов.

Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан.

Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов.

Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики.

Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной — через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство — налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводст­венную.

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти.

Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д.

К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др.

К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать.

Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции.

Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов.

Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса.

По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции.

Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции.

Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других.

Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восста­новление потребленных ресурсов.

  Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы на­численной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций.

Данная под­функция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления обществен­ных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископае­мых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/funktsii-nalogov

Refpoeconom
Добавить комментарий