Развитие экономической мысли: исторический контекст

Скачать учебник Автономова В.

Развитие экономической мысли: исторический контекст

Раздел II. НАЧАЛО ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: МАРЖИНАЛИЗМ
Глава 10. Маржиналистская революция. Общая характеристика1. Методологические принципы маржинализма2. Маржиналистская теория ценности и ее преимущества3. Как протекала Маржиналистская революция4. Причины и последствия маржи нал истской революции

Глава 11. Австрийская школа

1. Методологические особенности австрийской школы2. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка3. Теория альтернативных издержек и вменения Визера4. Теория капитала и процента Бём-Баверка5. Спор о методах

Глава 12. Английские маржиналисты: Джевонс и Эджуорт

1. Теория полезности Джевонса2. Теория обмена Джевонса3. Теория предложения труда Джевонса4. Цепочка Джевонса5. Теория обмена Эджуорта

Глава 13. Теория общего экономического равновесия

1. Леон Вальрас и его место в истории экономической мысли; основные труды2. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»3. Теория общего равновесия в XX в.: вклад А. Вальда, Дж. фон Неймана, Дж. Хикса, К. Эрроу и Ж. Дебре4. Макроэкономический аспект модели общего равновесия

Глава 14. Экономическая теория благосостояния

1. Общие представления о предмете2. Современные подходы к определению общественного блага. Оптимум по Парето3. Вклад Пигу в развитие теории благосостояния: понятия национального дивиденда и несовершенства рынка;принципы вмешательства государства4. Фундаментальные теореми благосостояния. Оптимальность и контроль: проблема рыночного социализма5. Попытки решения проблемы сопоставления оптимальных состояний6. Новый взгляд на проблему вмешательства

Глава 15. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию

1. Место Маршалла в истории экономической мысли2. Метод частичного равновесия3. Анализ полезности и спроса4. Анализ издержек и предложения5. Равновесная цена и влияние фактора времени6. Элементы теории благосостояния

Глава 16. В поисках модели «денежной экономики»: К. ВикселльиИ. Фишер

1. Кнут Викселль — экономист-теоретик и публицист2. Концепция кумулятивного процесса3. Теория общего равновесия и концепция процента И. Фишера4. Теория денег И. Фишера

Глава 17. Маржиналистская теория распределения дохода: Дж.Б. Кларк, Ф.Г. Уикстид, К. Викселль

1. Предыстория2. Теория предельной производительности3. Проблема исчерпанности продукта

Глава 18. Теории предпринимательской функции и прибыли

1. Предпринимательская прибыль — факторный или остаточный доход?2. Предпринимательство как несение бремени риска или неопределенности: Р. Кантильон, И.Тюнен, Ф. Найт3. Предпринимательство как координация факторов производства: Ж.-Б. Сэй4. Предпринимательство как новаторство: И. Шумпетер5. Предпринимательство как арбитражные сделки: И. Кирцнер

Глава 19. Американский институционализм

1. Дихотомии Т. Веблена2. Статистический институционализм У.К. Митчелла3. Правовой институционализм Дж.Р. Коммонса

4. Обновленный институционализм Дж.К. Гэлбрейта

Раздел III. РУССКАЯ МЫСЛЬ ОТ ИСТОКОВ ДО НАЧАЛА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Глава 20. Российские вариации первых школ политэкономии

1. Российский меркантилизм2. Физиократия в России3. «Два мнения о внешнем торге»: фритредерство и протекционизм4. Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничества

Глава 21. Экономический романтизм

1. Вопрос о крестьянской общине: славянофильство и «русский социализм»2. Разночинная интеллигенция и идеологизация политической экономии3. Трудовая теория стоимости и «капиталистический пессимизм»4. Концепция «народного производства»

Глава 22. «Легальный марксизм» и ревизионизм

1. Марксизм как доктрина капиталистического развития России2. Полемика о национальном рынке: критика народничества3. Полемика о ценности: критика марксизма4. Возникновение ревизионизма и его проникновение в Россию5. Аграрный вопрос

Глава 23. Теория финансового капитала и империализма

1. Ленинизм-марксизм без ревизионизма2. Теория финансового капитала и империализма3. Концепция «материальных предпосылок социализма»

Глава 24. Этико-социальное направление: М.И. Туган-Барановский и С.Н. Булгаков

1. Русская экономическая мысль на рубеже веков2. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория3. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

Глава 25. Формирование доктрины планового хозяйства

1. Марксизм о научно планируемом обществе2. Проект «всеобщей организационной науки3. Модель «единой фабрики» и ее корректировка

Глава 26. Экономические дискуссии 1920-х годов о природе планового хозяйства

1. Рынок, план, равновесие2. «Генетика» и «телеология» в дискуссиях о методах построения хозяйственных планов

Глава 27. Организационно-производственная школа

1. Круг А.В. Чаянова: агрономы—кооператоры—теоретики2. Статика и динамика трудового крестьянского хозяйства3. Трагедия «ликвидации

Глава 28. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева

1. Экономическая наука на переломе2. Краткая характеристика научного наследия Кондратьева. Методологический подход к общей теории экономической динамики3. Теория длинных волн и дискуссия вокруг нее

4. Проблемы регулирования, планирования и прогнозирования

Раздел IV. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП: ОТ КЕЙНСА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Глава 29. Дж.М. Кейнс: новая теория для изменившегося мира

1. Значение идей Дж.М. Кейнса для современной экономической науки2. Основные этапы жизни, научной и практической деятельности3. Нравственно-философская позиция и экономические идеи4. От количественной теории денег к денежной теории производства5. «Общая теория занятости, процента и денег»: методологические, теоретические и практические новации6. Теория Кейнса и ее интерпретация Дж. Хиксом7. Развитие и переосмысление наследия Кейнса

Глава 30. Проблемы неопределенности и информации в экономической теории

1. Предыстория2. Теория ожидаемой полезности3. Экономическая теория информации — теория поиска4. Асимметрия информации

Глава 31. Теории экономического роста

1. Основные темы теории роста2. Предыстория3. Модель Харрода—Домара4. Неоклассическая модель роста Р. Солоу5. Посткейнсианские концепции экономического роста. Модель Калдора6. Новые теории роста

Глава 32. Экономическая теория предложения

1. Консервативный вызов Кейнсу2. Экономика предложения. Теоретические основы концепции3. Кривая Лаффера и ее обоснование4. Эмпирические оценки важнейших зависимостей. От теории к практике

Глава 33. Монетаризм: теоретические основы, выводы и рекомендации

1. Общая характеристика концепции2. Эволюция монетаризма и его разновидности

Глава 34. «Новая классика»: восстановление традиции

1. «Новая классика» в контексте актуальных проблем теории и практики2. Гипотеза о рациональных ожиданиях3. Равновесный циклический процесс Лукаса4. Макроэкономическая модель «новых классиков» и влияние денежной политики на экономику

Глава 35. Ф.Хайек и австрийская традиция

1. Ф. Хайек и экономическая мысль XX в.2. Основные положения философии и методологии Ф. Хайека и их значение для экономической теории3. Экономическая теория как проблема координации4. Вклад Хайека в развитие теории цен, капитала, цикла и денег5. Принципы и границы экономической политики

Глава 36. Эволюционная экономика

1. Эволюционный принцип в истории экономической науки2. Современный подход к применению эволюционного принципа в экономике3. Основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики

Глава 37. Поведенческая экономическая теория

1. Общая характеристика2. Модель ограниченной рациональности — методологическая основа поведенческой теории3. Модели переменной рациональности4. Поведенческая теория фирмы — школа Университета Меллона—Карнеги5. Поведенческая теория потребления — Мичиганская школа

Глава 38. Новая институциональная теория

1. Методологические особенности и структура новой институциональной теории2. Права собственности, трансакционные издержки, контрактные отношения3. Теорема Коуза4. Теория экономических организаций5. Экономика права6. Теория общественного выбора

Глава 39. Теория общественного выбора

1. Идейный фундамент теории общественного выбора2. Предоставление общественных благ в условиях прямой демократии3. Проблемы выбора в условиях представительной демократии4. Теории, основанные на концепции общественного выбора

Глава 40. «Экономический империализм»

1. Экономическая теория дискриминации2. Теория человеческого капитала3. Экономический анализ преступности4. Экономический анализ конкуренции на политическом рынке5. Экономика семьи6. «Экономический подход» как исследовательская программа

Глава 41. Несколько слов о методологии

1. Что такое методология и чем вызван интерес к ней сегодня?2. Из истории методологических дискуссий: от споров о предмете и задачах к проблеме критерия истинности теории3. «Нетипичный взгляд»: эпистемологическая функция ценностных ориентации и язык теории как способ убеждения

Глава 42. Единство и многообразие современной экономической теории

1. Основное течение и альтернативы2. Специализация отдельных направлений экономической теории3. Институциональные факторы, определяющие структуру экономической теории4. Национальные, культурные и прочие особенности экономической мысли

Именной указатель.

Источник: https://www.vse-ychebniki.ru/istoriya-ekonomiki-uchebnik/avtonomov-v-istoriya-ekonomicheskix-uchenij/

История экономических учений — Автономов. Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института Открытое общество (Фонд Сороса) в рамках

Развитие экономической мысли: исторический контекст

Подборка по базе: словарик литература.docx, Поурочный план по учебному предмету литература.docx, Зарубежная литература 29-41.docx, 1-Русский язык и литература_Русский язык.doc, Русская литература конца 19 — начала 20 века (билеты).docx, !4-СОР_Русская литература_6кл-converted.docx, Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой (1).pdf, Б1.В.05.

02 МР Детская литература.docx, Б1.В.05.02 АН Детская литература.docx, Введение список литература.docx.

Подобно тому, как земная кора сложилась из наслоений разных геологических периодов, так и современная экономическая наука — это результат напластований разных исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагала свои темы, формулировала свои понятия и теории.

Обращаясь к науке, мы всякий раз — вольно или невольно — соотносим ее возможности со своими текущими проблемами. Из копилки экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляя все прочее в стороне.

С течением времени многие грани накопленного знания тускнеют и забываются, их подлинный смысл утрачивается.

В результате мы порой не замечаем сложности в тех явлениях, которые нам примелькались и потому кажутся простыми и банальными; и наоборот — придаем универсальный характер фактам и зависимостям, по природе своей частным и случайным.

Задача истории экономической мысли — восстанавливать утраченные смыслы наших знаний. Вопреки распространенному мнению история науки -нечто большее, чем кунсткамера, хранящая память о заблуждениях былых времен. Это способ лучше, т.е. полнее и глубже, овладеть тем, что накоплено в арсенале современной науки.

Развитие экономической мысли:

исторический контекст

Чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи или концепции, важно понять условия, вызвавшие ее к жизни, иными словами, уяснить исторический контекст, в котором она возникла и получила общественный отклик. Задача осложняется тем, что экономическая мысль принадлежит одновременно трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки и миру идеологии. И каждый из этих миров задает свой особый исторический контекст, порождает относительно независимые импульсы к развитию экономических идей.

Мир экономики служит объектом экономического познания, т.е. определяет, что подлежит осмыслению и исследованию. Так, экономика XX в. как объект изучения разительно отличается от хозяйства античного общества.

С этим связана важная особенность экономической науки, отличающая ее от большинства областей естествознания — физические законы, такие, как закон Архимеда, не подвластны времени: тело, погруженное в жидкость, ведет себя сегодня точно так же, как вело себя сто, тысячу и миллион лет назад.

Таким образом, мир экономики — это необратимо изменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли.

Мир науки диктует, как, т.е. с помощью каких инструментов и методов, осуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особые представления о том, какие знания следует считать научно обоснованными, какие методы исследования — эффективными.

В Новое время решающее влияние на такие представления оказывали науки-лидеры — в разное время ими были математика, астрономия, физика. Практика этих наук становилась нормой, эталоном научности, и общественный авторитет других отраслей знания нередко зависел от их способности следовать принятому эталону.

У наук-лидеров заимствовались методы анализа, способы аргументации — вплоть до стиля изложения научных трактатов. Иными словами, мир науки вбирает в себя «дух эпохи» и служит историко-культурным контекстом эволюции экономической мысли.

Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служить познание, какими установками и критериями следует руководствоваться при отборе конкретной тематики исследований.

Многообразие и сложность окружающего нас мира таковы, что предметная область практически любой отрасли науки неисчерпаема, и соответственно, процесс ее познания — бесконечен. Напротив, каждое конкретное исследование, деятельность отдельного ученого неизбежно «конечны — по тематике, аспектам ее рассмотрения, решаемым задачам.

Практически это означает, что в науке всегда действуют механизмы отбора тематики и проблематики исследований. Естественно, что такие механизмы не могут не отражать представленные в обществе экономические и политические интересы, этические установки и социальные идеалы.

Роль последних особенно велика в обществознании: стремление осмыслить перспективы общественного развития, наметить политически значимые общественные стратегии — неважно консервативные, реформистские, революционные или вовсе утопические — нередко оказывало на развитие общественной, в том числе экономической, мысли более мощное влияние, чем просто желание объяснить сложившуюся общественную реальность. Отсюда значимость для истории экономической мысли ее историко-идеологического контекста.

Сочетание этих контекстов образует среду, в которой действуют главные герои нашей истории — люди, авторы новых экономических наблюдений, генераторы новых идей и теорий.

Какие из контекстов более важны, какие менее — каждый из них определяет по-своему, в зависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и пристрастий.

Именно здесь источник личностного, непредсказуемого начала в истории экономической мысли.

С выделением экономики в отдельную отрасль знания со своими учебниками, кафедрами, журналами, исследовательскими центрами и научными обществами, иными словами, по мере профессионализации и институционализации этого вида деятельности в дело вступает еще один важный фактор развития экономической мысли — фактор научного сообщества. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов-одиночек. В рамках научного сообщества более регулярным становится профессиональное общение, быстрее распространяются новые идеи и данные о результатах исследований, усиливается нацеленность научного поиска на получение новых знаний. Соответственно, отбор идей, претендующих на новизну и профессиональное признание, становится более жестким. Научное сообщество отторгает претензии дилетантов и графоманов, не владеющих основами специальных знаний. Это снижает уровень информационного «шума» в каналах профессионального общения, но имеет порой и отрицательный эффект, затрудняя восприятие идей, по-настоящему оригинальных, порывающих с устоявшимися подходами. Короче говоря, складывается еще один контекст развития экономической мысли — внутринаучный, требующий, чтобы новые идеи в споре с ранее доказанными истинами проходили испытание на новизну, оригинальность и значимость.

Источник: https://topuch.ru/literatura-po-gumanitarnim-i-socialenim-disciplinam-dlya-vissh-v2/index2.html

2. Исторический контекст развития экономической мысли

Развитие экономической мысли: исторический контекст

1. Введение ……………………………………………….………….. 22. Исторический контекст развития экономической мысли ……… 33. Первые научные школы ……………………………….…………. 54. Начало современных экономических учений …………………… 75. Русская мысль досоветского периода ……………………………. 86. От Кейнса до наших дней ………………………………….……. 107. Заключение …………………………………………………….…. 128.

Библиография ………………………………………………..…… 13Введение.Современная экономическая наука – это результат напластований разныхисторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагаласвои темы, формулировала свои понятия и теории. Обращаясь к науке, мывсякий раз соотносим её возможности со своими текущими проблемами.

Изистории экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляявсе прочее в стороне. С течением времени многие знания тускнеют изабываются, их подлинный смысл утрачивается. В результате мы не замечаемсложности в тех явлениях, которые нам примелькались и потому кажутсяпростыми и банальными.

И наоборот, придаем универсальный характер фактам изависимостям, по природе своей частным и случайным. Задача историиэкономических учений – восстановить утраченные смыслы наших знаний. Вопрекираспространенному мнению история науки – нечто большее, чем память озаблуждениях былых времен. Это способ полнее и глубже овладеть тем, чтонакоплено в современной науке.

Исторический контекстразвития экономической мысли.Чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи, важно понять условия,вызвавшие её, уяснить исторический контекст, в котором она возникла иполучила общественный отклик. Экономические учения принадлежат одновременнотрем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки имиру идеологии.

И каждый из этих миров задает свой особый историческийконтекст, дает свои направления к развитию экономических идей.Мир экономики служит объектом экономического познания, определяет, чтоподлежит осмыслению и исследованию. Так экономика XX века как объектизучения разительно отличается от хозяйства античного общества.

С этимсвязана важная особенность экономической науки, которая отличает её отбольшинства областей естествознания. Мир экономики – это необратимоизменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли.Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методовосуществляется процесс познания.

Каждая эпоха вырабатывает свои особыепредставления о том, какие знания следует считать научно обоснованными,какие методы – эффективными. В Новое время решающее влияние на такиепредставления оказывали науки-лидеры – в разное время ими были математика,астрономия, физика.

Практика этих наук становится нормой, эталономнаучности, и общественный авторитет других отраслей знания нередко зависелот их способности следовать принятому эталону. У наук-лидеровзаимствовались методы анализа, способы аргументации и стиль изложениянаучных трактатов. Мир науки вбирает в себя «дух эпохи» и служит историко-

культурным контекстом эволюции экономической мысли.

Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служитьпознание, какими установками и критериями следует руководствоваться приотборе конкретной тематике исследований. Многообразие и сложностьокружающего нас мира таковы, что предметная область практически любойотрасли науки неисчерпаема, а процесс её познания – бесконечен.

И напротив,каждое конкретное исследование, деятельность отдельного ученого неизбежноконечны – по тематике, решаемым задачам. Это означает, что в науке всегдадействуют механизмы отбора тематики исследований. Естественно, что такиемеханизмы не могут не отражать представленные в обществе экономические иполитические интересы, социальные идеалы.

Сочетание этих контекстов образует среду, в которой действую люди,авторы новых экономических наблюдений, новых идей, теорий. Какие изконтекстов более важны, какие – менее каждый из них определяет по-своему, взависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и пристрастий. Именноздесь источник субъективного, непредсказуемого начала в историиэкономической мысли.

С выделением экономики в отдельную отрасль в дело вступает факторнаучного сообщества. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов. Врамках научного сообщества более регулярным становится профессиональноеобщение, быстрее распространяются новые идеи и данные о результатахисследований, усиливается нацеленность научного поиска на получение новыхзнаний.

Складывается ещё один контекст развития экономической мысли –внутренаучный, требующий, чтобы новые идеи в споре с ранее доказаннымиистинами проходили испытание на новизну, оригинальность и значимость.Первые научные школы.Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль былачастью морально-философских представлений традиционного общества.

Онаскладывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже– средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого обществас неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена.Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международнаяторговля.

В XVI-XVII веках её проблемы пробудили внимание общественностимногих стран к вопросам экономической политики. Это вело к формированиюобщественного самосознания вокруг национально-государственных экономическихинтересов.

В спорах об экономической политике создавались базовыеэкономические понятия, и рождалось понимание того, что в экономике, как вестественной науке, действуют объективные законы, без познания и учетакоторых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.

К началу XVIII века отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностяхв экономических отношениях стали складываться в первые теоретическиесистемы.

Пионерами новой науки – политической экономии стали автор первогоразвернутого теоретического трактата ирландец Ричард Кантильон, лидерпервой научной школы «экономистов» француз Франсуа Кенэ и, наконец,шотландец Адам Смит – первый классик экономической науки, мыслитель,благодаря которому политическая экономия заняла достойное место в системенаук.

Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине XIXвека, когда после нескольких десятилетий неоспоримого лидерстваклассической политэкономии многие её постулаты и выводы стали подвергатьсясомнению. Вся последующая эволюция экономической науки происходила уже вусловиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научныхшкол.

Первыми оппонентами классической политэкономии стали экономическаятеория Карла Маркса и немецкая историческая школа.Начало современных экономических учений.С точки зрения современных исследований 1870-е годы образуютестественный рубеж в развитии экономических учений.

Именно в это времяполучили широкую известность идеи предельного анализа, эпизодическивозникавшие, но не востребованные экономистами в предшествующиедесятилетия. «Маржиналистская революция», как её впоследствии назвали,изменила облик экономической теории, её метод и даже предмет.

Взаимосвязанные предпосылки рационального (максимизирующего) поведения иравновесной (оптимальной для участников) ситуации дали возможностьприменить в экономической науке математические методы анализа.

Первоначально использованный в теории ценности аппарат предельных величинвскоре распространился на другие области и позволил экономистам, изучающимразличные проблемы, найти «общий язык». В разных версиях – австрийской,лозанской, англо-американской – маржинализм имел свои особенности,впоследствии обогатившие микроэкономическую теорию.

Так возникли лозанскаятеория общего равновесия, австрийская трактовка проблем неопределенности.Примерами распространения маржиналистского метода с теории ценностей надругие области являются теория благосостояния и теория распределениядохода, а примером проблемы, плохо поддающейся маржиналистскомуравновесному подходу, служит теория предпринимательства и прибыли.

Несколько особняком в этот период выступила денежная теория.Начиная с 1890-х годов маржиналистская (неоклассическая) теория вмаршаллианском и вальрасианском вариантах стала в большинстве странгосподствующей ортодоксией. Пожалуй, наиболее сильную оппозицию ей вначалесоставил американский институционализм, продолживший традиции историческойшколы и отчасти маркизма.

Русская мысль досоветского периода.Период с XVII века до 20-х годов XX века включительно представляетпрактически все наиболее значимые направления в русской экономическоймысли. Большие временные рамки и многообразие проблем, точек зрения иподходов, безусловно, затрудняют восприятие данного периода как целого.

Однако национальная школа экономической мысли, несмотря на существующее вней многообразие, обладает некоторой общей спецификой.Специфика русской экономической мысли заключается в том, что она вомногом была, хотя и самобытным, но откликом на процессы, происходящие вевропейской науке, а её самобытность проявлялась в выраженной практическойи социальной направленности. Важнейшим вопросом, который в различной еготрактовке русские экономисты обсуждали в течение многих десятилетий вдореволюционном периоде, был вопрос о социальном переустройстве общества ив связи с этим о судьбе капитализма в России, который в изменившихсяполитических условиях трансформировался в вопрос о социализме как ореальной хозяйственной системе. Споры по вопросу о социальномпереустройстве и судьбе капитализма никогда не укладывались в рамкирасхождений между школами экономической науки, а затрагивали областисоциальной философии, истории, религии и в то же время существенным образомповлияли на собственно экономические исследования. Уже в спорах междурусскими меркантилистами и физиократами можно увидеть истоки будущихрасхождений по данному вопросу, а противостояние славянофилов и народников,с одной стороны, и народников и марксистов – с другой, задало сложную

палитру экономического дискурса во второй половине XIX – начале XX века. НЕ

случайно лишь очень не многие русские экономисты обратили внимание намаржинализм и увидели в нем положительное явление, ещё меньше тех, ктовоспринимал его как целостную теорию вне связи с марксистскимипредставлениями о ценности или образом будущей социалистической экономики.

Сказанное не означает, что русские экономисты не высказывали оригинальныхидей и не предлагали интересных концепций. Достаточно вспомнить «всеобщуюорганизационную науку», теорию длинных волн или кнцептуальные разработки врамках организационно-производственной школы.Хронологическая граница данного периода определена не 1917 годом, арубежом 20 – 30-х годов.

Это обстоятельство отражает представление о том,что развитие экономической мысли в 20-е годы, будучи во многом определеноспецификой проблем формирующейся плановой экономики и подверженоидеологическим воздействиям, тем не менее, может рассматриваться каксвязанное с дореволюционным развитием экономических идей в России, а взначительной степени и с новейшими достижениями западной науки.

От Кейнса до наших дней.Серьезные испытания ожидали экономическую теорию в 1930-е годы. Опытвеликой депрессии поставил под сомнение правомерность рассмотрения рыночнойэкономики как гармоничной саморегулирующейся системы, уравнивающей величиныспроса и предложения на всех возможных ранках.

Стало очевидным, что, еслидаже индивидуальные экономические агенты ведут себя рационально, совокупныйрезультат вовсе не обязательно получается оптимальным. У макросистемы своизаконы, не описываемые теорией общего равновесия.

Создателем новоймакроэкономической теории, объяснившей реально существовавшие депрессию ибезработицу и предполагавшей необходимость активного государственноговмешательства для борьбы с ними, по праву считается Джон Мейнард Кейнс.

Труд Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» фактически положиланачало современной макроэкономике, оперирующей агрегатными показателямипотребления, сбережения, инвестиций и т. д. Распространение этого подходана проблемы долгосрочной экономической динамики лежало в основе современнойтеории экономического роста. Что касается инфляции и влияния на экономикуденежной политики, то здесь проявились оппозиционные кейнсианству кактеоретически, так и практически макроэкономические взгляды монетаристскойшколы.

В области макроэкономики 30-е годы стали «годами высокой теории».

Именно в этот период построение математических моделей стало выдвигаться напервый план в развитии экономической науки. Так, благодаря Дж. Р. Хиксутеория потребительского выбора очистилась от осколков психологизма,связанных с понятием предельной полезности, и стала оперировать предельныминормами замещения.

По пути нарастающей формализации пошла вальрасианскаятеория общего равновесия.До середины 1970-х годов основным течением экономической теории былнеоклассический синтез, соединявший неоклассическую микроэкономику скейнсианской макротеорией. Системный кризис, поразивший западную экономикув 70-е годы, затронул и экономическую теорию.

Из основного течения выпалокейнсианство, место которого заняла новая классическая экономика,активизировались альтернативные исследовательские подходы, оживилисьдискуссии по методологическим проблемам.Заключение.В экономической теории с давних пор наблюдалась борьба «ортодоксии» и«ересей».

«Богатство народов» Смита было вызовом меркантилизму, немецкаяисторическая школа возникла как протест против английской классическойполитэкономии. Оппозиционным течением не только к господствующейэкономической теории, но и к господствующему общественному строю былмарксизм.

Важнейшим этапом в развитии экономической науки было оформлениенаучного сообщества ученых-экономистов, становление экономическогообразования, профессиональных ассоциаций и журналов. Всё это в областиэкономической теории сложилось примерно в конце 1980-х годов, после тогокак была закреплена победа маржиналистской революции.

С тех поргосподствующей ортодоксией в мировой экономической мысли являетсямаржиналистская (неоклассическая) теория, основанная на моделирационального (максимизирующего) человека в равновесном мире.Современная экономическая теория отличается от других общественныхнаук (социологии, психологии) значительно большей однородностью, единствомподхода.

В ней господствует «основное течение», ядром которого являетсянеоклассический подход. Критерии принадлежности той или иной теории косновному течению скорее интуитивны. Границы его постоянно изменяются,включая новые достижения экономического анализа: игровые модели, теориюпоиска, гипотезу рациональных ожиданий и др.

При этом сохраняются общиеметодологические принципы, характеризующие неоклассический подход.Библиография.1. В. С. Автомонов, О. И. Ананьин и др. История экономических учений:Учебное пособие. – Москва. 2000 г.

2. Т. Негиши. История экономической теории. – Москва. 1995 г.

Источник: https://pochit.ru/ekonomika/50387/index.html

Refpoeconom
Добавить комментарий