Раздел 3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РЕФОРМА В УПРАВЛЕНИИ

§ 3. Институциональные преобразования в переходный период

Раздел 3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РЕФОРМА В УПРАВЛЕНИИ

Институциональные преобразования(трансформация) – это утверждение иразвитие рыночных правил экономическогоповедения субъектов, т. е. формированиеновых институтов (рыночных).

Ведущее место в институциональнойреформе занимает приватизация –платная или бесплатная передачагосударственного имущества в частныеруки. Цель – создать эффективногособственника, способного развиватьэкономику, а также пополнить средствамибюджет.

В России приватизация началась в 1993 г.До середины 1994 г. осуществляласьпутем обмена собственности на ваучеры,бесплатно раздаваемые гражданам.Бесплатная приватизация связана с тем,что население не имело средств на покупкугоссобственности, а нужно было быстросменить собственника (приватизация нетождественна разгосударствлению).

Приватизация осуществлялась по треммоделям.

Первая модель предполагала передачуколлективу 25 % привилегированныхакций, льготную продажу работникам 10 %обыкновенных акций и возможностьприобретения менеджерами еще 5 %обыкновенных акций.

По второй модели работники имелиправо приобретения 51 % акций.

Согласно третьей модели руководителипредприятия получали возможностьприобретения 30 % акций при выполненииопределенных обязательств передгосударством (инвестирование, погашениезадолженности и т. д.).

На 70–75 % предприятий приватизацияосуществлялась по второй модели. Этамодель еще называется «инсайдерской».Инсайдеры – члены трудового коллективаили администрации, реализующие правасобственности во время приватизации ипосле нее.

В результате госсобственность оказаласьв частных руках, стал формироватьсяфинансовый рынок и другие атрибутырыночной экономики.

Однако была допущена и масса ошибок.

1. Приватизация наложилась наразгосударствление (передачугоссобственности федеральным, региональными муниципальным органам). Приватизировалии то, что должно быть вгосударственно-региональной-муниципальнойсобственности.

2. Быстрота приватизации, нечеткостьзаконодательной базы привели к тому,что на предприятиях оказалось нескольковладельцев крупных пакетов акций, каждыйиз которых имеет собственные интересы.

3. Разрушено корпоративное управлениекак основа, фундамент акционернойсобственности.

В 1995 г. начался денежный этапприватизации, предусматривавшийпродажу собственности отечественными иностранным инвесторам. Желание купитьгоссобственность за деньги оказалосьне у многих. Поэтому в 1995–1996 гг.

приватизация осуществлялась в формезалоговых аукционов. Их суть в том, чтобанки давали кредит правительству подзалог госсобственности.

Банки получалисобственность в доверительное управление,а затем превращались в собственников.

С 1997 г. перешли непосредственно кпродаже собственности на аукционах.Но и здесь не было конкурентности иоткрытости в продаже.

За этот период были некоторые успехи вфинансовом секторе. Сократилась инфляция,укрепился рубль. Однако дефолт 1998 г.перечеркнул все достижения. Но самоеглавное – это резкое снижение объемовпроизводства в реальном секторе.

Целыеотрасли практически были разрушены.Производство не обновлялось, инвестициисоставляли 10–15 % по сравнению с1990 г. Много проблем накопилось всоциальной сфере. Падение доходов,уровня жизни, деградация населения.

Таков итог 1990-х годов.

В последующие годы стал наблюдатьсяэкономический рост, стабилизация вовсех сферах общественной жизни.

Контрольные вопросы по теме 13

1. Что представляет собойадминистративно-командная экономика?Каковы её черты?

2. Какие этапы прошла в своём развитиисоветская экономика?

3. Что такое переходная экономика?

4. Чем отличаются градуализм и «шоковаятерапия» как варианты перехода отадминистративной экономики к смешанной?

5. По какому варианту осуществлялисьреформы в России в 1990-е годы?

6. Что такое приватизация госсобственностии какие возможны варианты приватизации?

7. Какие модели приватизации Вы знаете?

8. Какие ошибки были допущены в ходеприватизации в России?

9. Каковы закономерности переходногопериода?

Тесты к теме 13

1. Одной из особенностей команднойэкономики является:

а) главенство личных интересов;

б) принадлежность индивида своейпервоначальной общности;

в) тесное взаимодействие государстваи частного сектора;

г) доминирование общественныхинтересов над личными.

2. Фактором, обусловившим необходимостьперехода от командной к рыночнойэкономике в России, не является:

а) колоссальный рост цен на товары«народного потребления»;

б) провал реформирования социалистическойсистемы централизованного управления;

в) устойчивое снижение темповэкономического роста;

г) ухудшение качества жизни.

3. Переход от командно-административнойэкономики к смешанной сопровождается:

а) стремлением сохранить системугосударственного регулирования экономикибез изменений;

б) полным отказом от прямых методоврегулирования;

в) большим применением прямых методоврегулирования;

г) большим применением косвенных методоврегулирования.

4. К основным направлениям реформированияэкономики в переходный период в Россиине относится:

а) формирование идеологии свободногопредпринимательства;

б) национализация;

в) формирование рыночной инфраструктуры;

г) либерализация внешнеэкономическойдеятельности.

5. Трансформационный период в экономике,как правило, сопровождается:

а) стабилизацией финансовой системы;

б) бюджетным кризисом;

в) снижением уровня естественнойбезработицы;

г) экономическим ростом.

6. Преимуществом «шоковой терапии»как одного из этапов переходной экономикиот командно-административной к рыночнойэкономике является:

а) эффективная интеграция России вмировое хозяйство;

б) снижение социального недовольстванаселения вследствие достаточно быстрыхперемен;

в) достаточно быстрое и эффективноеустранение диспропорций в структуреотносительных цен;

г) ускоренное достижение устойчивоположительных темпов экономическогороста.

7. Градуализм – это экономическаяконцепция:

а) отводящая государству главнуюроль в формировании рынка, предполагающаяпроведение медленных и последовательныхреформ;

б) возникновения, развития и укреплениярыночных правил экономического поведения;

в) формирования самодостаточнойэкономической системы;

г) считающая необходимым уменьшениегосударственного влияния на экономикудля достижения бездефицитного бюджетаи либерализации цен.

8. К числу важнейших причин, объективнообусловивших потребность участиягосударства в экономике периодатрансформации, не относится:

а) объективная потребность национальнойэкономики в иностранных инвестициях;

б) наличие в обществе крупномасштабногосоциального сектора;

в) усиление процесса разбалансированностимакроэкономических пропорций;

г) существенная дифференциациядоходов населения.

9. Разгосударствление не можетосуществляться по такому направлению,как:

а) возложение на государстводополнительных функций хозяйственногоуправления;

б) признание каждого работника итрудового коллектива равноправнымучастником присвоения;

в) формирование новых организационныхструктур;

г) создание многообразных формхозяйствования.

10. В условиях недостатка денежногокапитала у населения целесообразноприменять при приватизации:

а) целевую продажу; б) ваучеры;

в) аукционы; г) тендеры.

11. Основной целью приватизацииявляется:

а) запуск рыночного механизма спроса ипредложения;

б) ликвидация структурных диспропорцийв экономике;

в) установление института собственностии формирование класса собственников;

г) ограничение государственноговмешательства в экономику.

12. К формам приватизации не относится:

а) государственная; б) платная;

в) бесплатная; г) частично платная.

13. Методом реализации платной формыприватизации не является:

а) аукцион; б) ваучер; в) тендер; г) целеваяпродажа.

14. Первый этап приватизации в Россииосуществлялся:

а) через акционирование государственныхпредприятий;

б) с помощью ваучеров;

в) через закрытую продажу государственныхпредприятий трудовому коллективу;

г) через открытую продажу государственнойсобственности населению.

15. Концепция второй модели приватизацииосновывалась на:

а) продаже государственных предприятийпо рыночной собственности;

б) соблюдении социальной справедливостив отношении всех слоев населения;

в) продаже акции предприятия еготрудовому коллективу на льготныхусловиях;

г) предоставлении налоговых льготиностранному капиталу.

16. Основной целью участия государствав трансформирующейся экономике считается:

а) выявление наиболее эффективных формхозяйствования;

б) интеграция национальной экономическойсистемы в мировое хозяйство;

в) организация процесса реформированияэкономической системы;

г) сохранение государственнойсобственности.

17. К формам реализации прямого метода государственного регулирования вусловиях переходной экономики относятся:

а) система денежно-кредитных отношений;

б) система лицензирования определенныхвидов деятельности;

в) налоговая система;

г) индикативное планирование.

18. В переходный период государствунаряду с предприятиями стратегическиважных отраслей принадлежит:

а) производство наиболее капиталоемкойпродукции;

б) получение наибольшей прибыли;

в) имеющие снижающиеся затраты;

г) обладающие наибольшей сетью филиалов.

19. Ключевой проблемой России припереходе к рыночной экономике неявляется:

а) политическая нестабильность иизменчивость условий ведения бизнеса;

б) социальная дифференциация населения;

в) структурные диспропорции;

г) бюджетный профицит.

20. Закономерностьюпереходного периода и структурнойперестройки экономики неявляется:

а) бюджетный кризис;

б)трансформационный спад;

в) утрата государством функций единоличногораспоряжения экономическими ресурсами;

г) финансовая стабилизация.

Источник: https://studfile.net/preview/7320243/page:3/

Институциональные реформы — Энциклопедия по экономике

Раздел 3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РЕФОРМА В УПРАВЛЕНИИ
Структурная перестройка хозяйственного комплекса региона наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением трансформации централизованно-планируемой экономики в рыночное хозяйство.
 [c.

182]
Основные причины неполного решения поставленных задач 1 — эффективность приватизации оценивалась по темпам разгосударствления собственности, по количеству приватизированных предприятий и по уровню полученных доходов в интересах финансирования дефицита федерального бюджета, а целям развития эффективности функционирования приватизированных объектов не придавалось должного внимания 2 — проводимые в стране институциональные реформы не сопровождались выработкой государственной политики в сфере управления госимуществом, неотъемлемой частью которой должна быть приватизационная политика.
 [c.61]

Институциональные реформы призваны обеспечить становление выверенного хозяйственного порядка, сочетающего защиту либеральных ценностей в хозяйствовании (свободы предпринимательства и конкуренции) с эффективным государственным и корпоративным регулированием экономики. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к росту своих доходов должны в конечном счете воплощаться в стабилизации и повышении эффективности общественного производства, в росте благосостояния населения. Частные интересы.— указывал Л. Эрхард,— могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества . Актуально звучит для нас следующее предупреждение того же автора, вошедшего в историю в качестве выдающегося реформатора германской экономики — Хотя в любой экономике и существуют групповые интересы, не они должны определять линию экономической политики, столкновение частных интересов не ведет к плодотворному синтезу. Поэтому нельзя допустить разложение народного хозяйства на составные части — групповые интересы. Нельзя идти путем распада, отдаляясь от того всеобъемлющего, подлинного порядка хозяйственной жизни, который один лишь способен гарантировать гармонию в социальной жизни народа)).
 [c.220]

Сначала реформ в бывших социалистических странах прошло более десяти лет. Многие исследователи утверждают, что китайский путь в отличие от российского более успешный. Но провалы реформ в России обусловлены не тем, что плохо осуществлялась политика.

Причины неудач коренятся в непонимании реформаторами самих основ рыночной экономики и процесса институциональных реформ.

Так, обещания провести быстрые экономические преобразования и создать народный капитализм , основанный на ваучерной приватизации и системе инвестиционных фондов, оказались иллюзорными.
 [c.269]

Для осуществления институциональных реформ важную роль играет формирование организованного рынка корпоративных ценных бумаг.

Это позволит решить следующие задачи обеспечить межотраслевое перераспределение инвестиционных ресурсов стимулировать приток национальных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики создать необходимые условия для накоплений и трансформации сбережений в инвестиции обеспечить повышение устойчивости финансовых рынков.
 [c.48]

Институциональные реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления рыночной экономики.
 [c.8]

Институциональные реформы, которые были осуществлены в 90-е гг., не могут считаться
 [c.39]

V этап — История институциональных реформ в России XX века .
 [c.35]

Область научных интересов институциональные реформы стратегическое
 [c.317]

Кокорев В.Р. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях
 [c.111]

С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфраструктуры и т.д.

) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992— 1998 гг.

Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.
 [c.642]

Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.
 [c.649]

Шоковая терапия — экономическая политика периода перехода от административно-командной к рыночной экономике. Включает два основных направления антиинфляционную стабилизационную программу и глубокие институциональные реформы, в том числе преобразования отношений собственности
 [c.893]

Таким образом, в начале XXI в. в экономической политике Франции сохранялись черты, резко отличавшие ее от большинства стран региона.

Проведение этой политики делает подъем последних лет скорее случайным, чем закономерным, а перспективы будущего развития страны представляются весьма неопределенными. Франции необходимы очень серьезные институциональные реформы.

Отсутствие в обществе консенсуса по важнейшим экономическим вопросам современности может существенно затруднить столь необходимое стране реформирование экономики и социальной сферы.
 [c.422]

После поражения Японии во Второй мировой войне американская оккупационная администрация провела в стране серию глубоких институциональных реформ.
 [c.445]

Фрагментарно содержание институциональных реформ сводится к следующему.
 [c.36]

Концепция радикального перехода к рынку включает два основных направления глубокие институциональные реформы и финансовую стабилизацию. В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает  [c.100]

Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация — это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.
 [c.786]

Экономический рост России обусловлен, с одной стороны, общей политической стабильностью, структурными и институциональными реформами, с другой — исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на энергосырьевые товары и наращиванием экспорта энергоресурсов, что ограничивает темпы роста ВВП на 4—5 % в год. Негативным внутренним фактором экономического роста является ожидаемое сокращение численности населения с 2007 г. на 4 % к 2015 г.
 [c.96]

Поэтому понятен секрет исключительной популярности премьера Д. Коидзуми, который пришел к власти весной 2001 г. на волне общественных ожиданий радикальных перемен. К этому времени уже стало совершенно ясно, что обычные денежно-кредитные и фискальные способы создания дополнительного спроса не работают.

Снижение ставок денежного рынка практически до нуля и ослабление требований Банка Японии к резервам коммерческих банков не создают денежного предложения, а только усиливают дефляцию. Строительные работы на бюджетные деньги не действуют в качестве стимула для частных инвестиций и только раздувают непомерный государственный долг.

Институциональные реформы выглядят как единственный рычаг, которым можно разблокировать завалы и вывести страну из затяжного застоя.
 [c.461]

Займы технической помощи (te hni al assistan e loans) предназначены для финансирования разработки мер экономической политики и осуществления экономических и институциональных реформ, приватизации государственных предприятий, проведения законодательных реформ и мер по улучшению управления государственными финансами.
 [c.423]

Олсон (Olson) Манкур Ллойд (1932— 1998), родился в г. Гранд Фокс, штат Северная Дакота, США. Степень магистра получил в Оксфорде (1960), докторскую степень (Ph.D.) — в Гарвардском университете (1963). С 1963 по 1967 г. преподавал экономику в Принстонском университете.

С 1969 г. и до конца жизни работал в Университете Мэриленда, Колледж Парк (в должности профессора — с 1970 г.). В 1972—1974 гг. — президент ассоциации Общественный выбор . С 1990 г. — председатель Центра институциональных реформ и неформального сектора (IRIS), который про-
 [c.

448]

Источник: https://economy-ru.info/info/84474/

Refpoeconom
Добавить комментарий