ПРОФИЦИТ

Содержание
  1. Профицит: что это такое, причины и недостатки
  2. Значение основных терминов
  3. Причины возникновения профицита
  4. Бюджетный профицит
  5. Платёжный профицит
  6. Товарный профицит
  7. профицит бюджета — последние новости сегодня на РБК.Ру
  8. Профицит – что это такое простыми словами?
  9. Что подразумевают под понятием «профицит»?
  10. Чем профицитный бюджет отличается от других видов?
  11. Всегда ли профицит – это хорошо для государства?
  12. Плюсы и минусы профицита
  13. Профицит
  14. Профицит бюджета
  15. Профицит платёжногобаланса
  16. Профицит торговогобаланса
  17. Профицит бюджета – что это простыми словами
  18. Общее значение термина
  19. Что такое государственный профицит (ГП)?
  20. Когда ГП не идёт во благо для страны?
  21. Когда ГП работает во благо для страны?
  22. Итог
  23. Профицит бюджета
  24. Бюджетная система государства
  25. Сбалансированный бюджет и дефицит бюджета
  26. Как покрывается дефицит бюджета
  27. Профицит государственного бюджета
  28. Профицит бюджета государства
  29. Управление профицитом бюджета

Профицит: что это такое, причины и недостатки

ПРОФИЦИТ

Понятие «профицит» в переводе с латинского означает «избыток», и не используется в бытовом обиходе, а служит термином, употребляемым в контексте процессов в экономике.

Антонимом этого понятия, то есть противоположностью, является слово «дефицит».

В этой статье мы подробно расскажем простыми словами, что это такое профицит, в каких сферах используется, и какие причины влияют на образование профицита государственного бюджета.

Значение основных терминов

Профицитом является превышение финансовых поступлений (доходов) относительно финансовых трат (расходов). Профицит может быть:

  • бюджетным;
  • торговым;
  • экспортным (импортным);
  • банковским и прочим.

Бюджет представляет собой смету доходов и расходов на определённое время и может быть сформирован отдельным гражданином (личный бюджет), компанией, государством. Существуют три состояния бюджета:

  1. Профицитный, когда доходы выше расходов.
  2. Дефицитный, когда расходы превышают доходы.
  3. Сбалансированный, когда расходы и доходы равны.

Любой бюджет, как государственный, так и юридического или физического лица, может стать профицитным или дефицитным. Профицит госбюджета указывает на то, что доходные статьи бюджета превышают расходные. Это означает, что государственная экономика относительно стабильна и характеризуется отсутствием чрезмерной инфляции и скрытой девальвации (обесценивания национальной валюты).

Профицит государственного бюджета – важный показатель для зарубежных инвесторов, который максимально снижает их риски. Различают два вида профицитного бюджета:

  • первичный. Учитывает превышение доходов над расходами государства в конкретный период без долговых обязательств (внешних и внутренних займов);
  • окончательный. Рассчитывается, учитывая выплаты по госдолгам.

Причины возникновения профицита

Профицит госбюджета в России может возникает в результате:

  1. Повышения стоимости углеводородов. Особенность российской экономики — сильная зависимость от цены на нефть и газ. Экспорт этих энергоносителей составляет почти половину доходной части госбюджета. Когда формируется бюджет, за основу берётся текущая стоимость углеводородов. Если их стоимость резко возрастает, то растёт и доходная часть бюджета, а это резко увеличивает профицит.
  2. Искусственного сокращения финансирования государством социальных и других проектов.
  3. Увеличения налогообложения физических и юридических лиц.
  4. Роста таможенных пошлин.

Бюджетный профицит

Бюджетный профицит – ситуация в экономике, когда доходы бюджета выше расходов.

Если финансовые ресурсы сосредоточены в органах власти, это может привести к уменьшению финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, что мешает им оснащать производство, внедрять новые технологии и добиваться эффективных результатов. Поэтому ситуация, когда излишние доходы сконцентрированы в бюджете, считается вредной.

Так как профицит бюджета оказывает негативное влияние на государственную экономику, законодательством многих государств предусмотрены правовые нормы, запрещающие формирование и принятие бюджета с доходами, превышающими расходы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что составление и утверждение любого бюджета (федерального, регионального, местного) должно осуществляться без профицита.

Если прогнозируется, что доходы превысят расходы, принимаются следующие меры по устранению бюджетного профицита:

  • сокращение доходов от реализации государственного (муниципального имущества), госзапасов и резервов;
  • направление средств из бюджета на дополнительные выплаты долговых обязательств;
  • увеличение расходов бюджета, к примеру, передача части доходов в бюджеты других уровней.

Профицит государственного бюджета считается положительным явлением, если возникает при экономном и эффективном использовании бюджетных средств (со 100% финансированием, предусмотренным бюджетными расходами).

Когда высокая доходность бюджета получена из-за того, что выгодно сложилась экономическая конъюнктура, как следствие бума или экономии, или недофинансированных расходов, то профицит оценивается отрицательно.

Однако, по какой бы причине не образовался профицит, нужно принимать меры, чтобы сохранить бюджетные средства, которые не предназначены для расходов в утверждённом бюджете. Чаще всего, средствами профицитного бюджета пополняются резервы, погашаются государственные долги, покрываются расходы, предусмотренные бюджетом на следующий финансовый год.

Платёжный профицит

Каждая страна, независимо от её экономического состояния, экспортирует и импортирует товары, реализует отечественную продукцию за рубеж и ввозит продукцию, произведённую в других государствах.

Это не только промышленные и сельскохозяйственные товары, но и услуги, рабочая сила, кредиты, инвестиции, то есть все внешнеэкономические операции.

Все это может выражаться в денежном эквиваленте и подсчитываться.

Платёжный баланс – это статистика (учёт) финансовых потоков между отдельной страной и другими государствами. Является систематизированной записью результатов любых внешнеэкономических операций за определённый период времени. Кредитом платёжного баланса (плюсом) является приток валюты из-за границы, дебетом (минусом) – отток валюты из государства.

При отслеживании динамики платёжного баланса, Центральным банком РФ формируются ежеквартальные отчёты и по итогам года. Формирование производится в соответствии с правилами бухучёта, то есть сводятся приходные и расходные операции (дебет и кредит). Результат сведённого баланса – сальдо (разница прихода и расхода). Сальдо бывает трёх видов:

  1. Положительным (активным). Финансовые потоки от экспорта больше финансовых потоков от импорта. Другими словами, это профицит платёжного баланса, который указывает на приток капитала в государство, а значит и на развитие экономики.
  2. Отрицательным (пассивным). Экспортные операции меньше импортных. Такая ситуация является дефицитом платёжного баланса и характерна для государств с неразвитой экономикой.
  3. Нулевым. Импортные и экспортные внешнеэкономические операции имеют равный денежный эквивалент.

Профицитный платёжный баланс может вызвать следующее:

  • увеличиваются доходы и расходы бюджета страны;
  • развивается инфраструктура;
  • повышается качество и уровень жизни населения страны;
  • увеличивается денежная масса;
  • денежные средства направляются на развитие хозяйственной деятельности.

Торговый баланс является соотношением товарного импорта и экспорта (без услуг, движения капитала, рабочей силы и пр.). Подсчёт денежного эквивалента импорта и экспорта приводит к выведению сальдо. При преобладании импорта сальдо отрицательное (дефицитный торговый баланс), при преобладании экспорта – положительное (профицитный баланс).

Товарный профицит

Излишек товаров — ситуация, при которой товары по каким-то причинам не реализуются, а остаются в магазинах или на складах. Это указывает на то, что спрос ниже предложения, то есть наблюдается профицит предложения. Существует несколько причин, вызывающих подобный дисбаланс:

Причина

Источник: https://VFinansah.com/other/profitsit-prostymi-slovami

профицит бюджета — последние новости сегодня на РБК.Ру

ПРОФИЦИТ

Все материалы с тегом «профицит бюджета»

Экономика, 25 дек 2018, 12:18

Силуанов назвал уровень профицита бюджета в 2018 году … Профицитбюджета по итогам 2018 года составит 2,5% ВВП, при этом … , должны составить 4,18 трлн руб. В октябре Силуанов называл профицитбюджета «запасом прочности страны», с которым Россия сможет препятствовать новым западным … ., расходы — немногим больше 18 трлн руб., профицит — 1,9 трлн руб. В 2020 году профицит прогнозируется на уровне 1,2 трлн руб …

Экономика, 25 апр 2018, 13:39

Евростат назвал страны ЕС с самым большим госдолгом … о планах продолжить давление на Россию Самый низкий показатель дефицита бюджета зафиксировали в Ирландии и Эстонии (-0,3% ВВП), Латвии (-0 … Финляндии (-0,6%). В Испании зафиксирован дефицит бюджета в 3,1%, в Португалии — 3%. Профицитбюджета был зафиксирован на Мальте (3,9%), на … (0,8%), Литве (0,5%). При этом в Словении доходы бюджета совпали с расходами.

Экономика, 11 авг 2015, 01:43

Греция и кредиторы договорились о профиците бюджета на 2016 и 2017 годы … по базовому прогнозному сценарию, согласно которому Афины обязались придерживаться профицитного бюджета в 2016 и 2017 годах, передает Reuters. Правительству пришлось пойти … рамках плана спасения греческой экономики. Стороны пришли к договоренности, что профицитбюджета в 2016 году составит 0,5%, а в 2017 году … его информации, в 2015 году первичный дефицит бюджета должен составить 0,25%. В 2016 году профицит должен достичь 0,5%, в 2017 …

Экономика, 14 июн 2013, 14:13

Профицит бюджета РФ за январь-май 2013г. составил 128 млрд руб. … Министерства финансов (Минфин) России. . Напомним, в январе-мае 2012г. профицит федерального бюджета РФ составил 132,1 млрд руб. Таким образом, размер профицита … . профицит федерального бюджета составил 134,8 млрд руб. или 2,5% от ВВП за месяц. По уточненным данным, за апрель 2013г. профицитбюджета составил … руб. или 37,2% от плана на 2013г. Первичный профицит федерального бюджета РФ в январе-мае 2013г. составил 271,25 млрд руб …

Экономика, 20 мар 2013, 00:00

Профицит консолидированного бюджета РФ сократился почти в полтора раза … . профицит составлял 413,5 млрд руб., таким образом, в годовом выражении показатель сократился в 1,43 раза. . Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов … , дефицит федерального бюджета РФ за 2012г. составил 81,25 млн млрд руб., или 1,8% от ВВП.Профицит консолидированного бюджета субъектов РФ, по данным Федерального казначейства, в январе составил 82,488 млрд руб. Бюджеты государственных внебюджетных фондов …

Экономика, 20 фев 2013, 00:00

Профицит консолидированного бюджета РФ составил 263 млрд руб. … 2012г., следует из материалов Федерального казначейства РФ. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2012г. составили 23,089 трлн … руб., или 0,04% от ВВП.Что касается дефицита консолидированного бюджета субъектов РФ, то, по данным Федерального казначейства, он составил 278,47 млрд руб. по итогам 2012г. Бюджеты государственных внебюджетных фондов исполнены с профицитом в размере 573,087 …

Экономика, 13 сен 2012, 12:13

Профицит российского бюджета сократился в 1,5 раза Профицит федерального бюджета РФ за январь-август 2012г., по предварительной оценке, составил 529,39 млрд руб. По итогам аналогичного периода 2011г. профицит составлял 788,7 млрд руб. Таким образом, в годовом выражении профицитбюджета сократился в 1,5 раза, говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) России. . Что касается августа 2012г., то федеральный бюджет, согласно …

Экономика, 13 авг 2012, 13:03

Профицит бюджета РФ за январь-июль снизился в 2,7 раза Профицит федерального бюджета РФ за январь-июль 2012г. составил, по предварительной оценке, 282, … . За аналогичный период 2011г. профицит федерального бюджета составил 756,25 млрд руб., таким образом, в годовом выражении профицитбюджета сократился в 2,7 раза. . По данным Минфина РФ, за январь-июль 2012г. в федеральный бюджет поступило 7 трлн …

Источник: https://www.rbc.ru/tags/?tag=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B0

Профицит – что это такое простыми словами?

ПРОФИЦИТ

Идеальный баланс между расходами и доходами в бюджете чаще встречается теоретически, а на практике мало какие предприятия могут похвастаться таким положением дел при подведении итогов.

Многие экономисты доказывают, что формирование профицита в бюджете является ничем иным, как достижением и благом для страны. Правда ли это? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно вникнуть в суть данного экономического явления.

При составлении бюджетного государственного плана идеальным с теоретической точки зрения считается баланс в бюджете.

Когда сумма затрат и поступлений является одинаковой. Однако на практике данные показатели могут отличаться, причем как в одну сторону, так и в обратную. То есть формируется либо дефицит бюджета, либо профицит.

Что подразумевают под понятием «профицит»?

Профицит –  это экономическая ситуация, при которой доходная часть бюджета превышает расходную.

Как и почему он возникает? Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. Что и говорить, этот источник составляет около 50% от всех доходов страны.

При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. Например, в начале года за баррель нефти на международном рынке давали около 50$.

В правительственных органах учитывают данную стоимость при расчете бюджета при условии, что нефть добывается и продается без скачков, на одинаковом уровне. Если объемы экспортируемой нефти не меняются, а цена на нее на международном рынке неожиданно повысилась, допустим до 100$, то тогда возникает огромный профицит.

Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета.

Чем профицитный бюджет отличается от других видов?

Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом:

  • Профицитный бюджет – это когда доходы превышают расходы.
  • Сбалансированный– доходы и расходы являются одинаковыми.
  • Дефицитный – расходы превышает доходы.

Страны с профицитным бюджетом – это Дания, Швеция, Бельгия. Самым ярким примером дефицитного бюджета является Япония, а вслед за ней и США.

Нет смысла сравнивать такие экономические явления, как дефицит и профицит. По сути они есть противоположностью друг другу. Общим у них является лишь то, что как в первом, так и втором случае, они свидетельствуют о несбалансированной экономике государства.

Всегда ли профицит – это хорошо для государства?

Утверждать, что наличие лишних денег в бюджете – это всегда хорошо для экономики страны, не является правильным.

Как показывает практика, наличие небольшого дефицита гораздо лучше, чем возникновение огромного профицита.

Также плюс мог сформироваться в ходе самых разных обстоятельств. Например, если умышленно урезалось финансирование разных государственных субъектов экономики, то это ни к чему хорошему точно не приведет.

Аналогично, если профицит достигается за счет сокращения социальный расходов, это чревато конфликтной ситуацией. О том, что профицит – это хорошо, можно смело говорить лишь в том случае, если он ориентирован на поддержку населения, а не на урезание финансирования социальной сферы.

Плюсы и минусы профицита

К плюсам профицита следует отнести:

  • Когда будет составляться бюджет на следующий год, то будет оставлен запас на неожиданные расходы в виде непрогнозируемых природных аномалий или чрезвычайных ситуаций.
  • При грамотном подходе за счет этих средств можно погасить внешние долги, сделать выгодные инвестиции т.д.;

Но и минусов у данного экономического явления не меньше:

  • при хранении избытка любых средств, их ценность постепенно снижается;
  • уменьшение возможностей производственных предприятий, другими словами финансы практически отнимаются в областных бюджетах;
  • региональные органы власти работают менее эффективно.

Вполне закономерно, если деньги оседают в бюджете или во всевозможных накопительных фондах, то это отнюдь не прагматичная политика, ведь деньги не используются для развития.

И в завершении немного статистики. Если проанализировать экономику в разных странах за последние десять лет, то можно проследить следующее процентное соотношение профицита и дефицита. Из тридцати стран с высоким уровнем экономики у 51% представителей был зафиксирован дефицит, а у 49% из них — профицит. При этом экономика ни одной страны не достигала баланса между доходами и расходами.

Источник: https://fin-gazeta.ru/profitsit-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Профицит

ПРОФИЦИТ

Как и многие другиеэкономические термины, слово профицитимеет латинское происхождение. В переводес латыни, proficit означает— прогресс, увеличение. В экономикеданным термином принято обозначатьизбыток в чём-либо, или нарушение балансав пользу какой-либо величины. Макроэкономикаопределяет следующие виды профицита:

  1. Профицит бюджета
  2. Профицит платёжного баланса
  3. Профицит торгового баланса
  4. Товарный профицит

А в микроэкономикеданным термином называют переизбытоккакого-либо фактора производства.Например, вследствие уменьшения объёмовпроизводства, вызванного падениемспроса, может возникнуть профицитрабочей силы и, как следствие, привестик сокращению числа сотрудников.

Профицит бюджета

Когда сумма доходов вбюджет страны, по итогам определённогопериода времени, превышает сумму расходовиз него, говорят о положительном сальдоили о профиците бюджета. При этом, взависимости от того учтены или нетдолговые обязательства страны (каквнутренние, так и внешние), речь можетидти о первичном (без учёта долга) ивторичном (с учётом долга) профицитебюджета.

Возникновение профицитахарактерно для бюджетов стран-экспортёровсырья. Это позволяет инвестироватьизлишек средств в производство, научныеисследования, социальную сферу и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=d4-WFGZ_Jc0

То есть, с одной стороны, он представляетсобой несомненное благо для страны.

Однако, с другой стороны, по мнениюмногих экспертов, возникновениебюджетного профицита, может быть ни чеминым, как следствием жесткой политикив экономике страны и приводить к такимпоследствиям как:

  1. Недостаток свободных оборотных средств;
  2. Снижение ликвидности кредитных организаций.

Исходя из этого,высказывается предположение о том, чтов определённых случаях, для экономикистраны будет полезен определённыйконтролируемый дефицит бюджета.

Профицит бюджета, сампо себе, величина малоинформативная идля того, чтобы придать ей определённуюсмысловую нагрузку, необходимо соотнестиеё с каким-либо другим важныммакроэкономическим показателем. Поэтому,наиболее наглядным является выражениепрофицита в процентах к ВВП страны.

В этой таблице приведеныданные по доходам, расходам и профицитубюджета для большинства стран в мире:

Профицит платёжногобаланса

Существует такоепонятие, как сальдо платёжного балансастраны. Сальдо — это разница междусуммарными валютными поступлениями встрану из-за её пределов и той суммойденежных средств, которые покидаютстрану.

При положительном сальдоплатёжного баланса, сумма поступленийпревалирует над суммой оттоков ивозникает профицит.

При отрицательномсальдо, наоборот, сумма средств покидающихстрану, превышает ту сумму, которая внеё поступает и возникает дефицитплатёжного баланса.

Профицит платёжногобаланса приводит к тому, что:

  1. Растут доходы в бюджет страны;
  2. Возрастают и расходы государственного бюджета;
  3. Стимулируется развитие инфраструктуры внутри страны;
  4. Растёт качество жизни населения страны;
  5. Объём денежной массы в стране увеличивается.

Несмотря на явноположительные моменты (особенно пункты3 и 4 вышеприведённого списка), увеличениеположительного значения сальдо платёжногобаланса, не является безусловным благомдля экономики. Идеальное значениепрофицита платёжного баланса (как,впрочем, и значение его дефицита), этоноль. Для экономики страны одинаковоневыгодна ситуация как профицита, таки дефицита платёжного баланса.

Судите сами, положительноесальдо, в данном случае, возникает засчёт притока в страну денежных средств(в иностранной, либо в национальнойвалюте). Приток средств в национальнойвалюте приводит к увеличению денежноймассы следствием которого являетсяуменьшение спроса на деньги и девальвация.А девальвация национальной валюты,может быть чревата повышением уровняинфляции в стране.

Приток средств в иностранной валюте может стать причиной ревальвации валюты национальной, а это, в свою очередь, повлечёт за собой дефляцию. Ни инфляция, ни дефляция, если они выходят за установленные рамки и контролируемые пределы, не являются положительными процессами для экономики страны. Подробнее об этом, я рекомендую почитать в материале: «Инфляция и дефляция».

Поэтому, для выравниваниябаланса, Центробанками стран проводятсяспециальные мероприятия. Для покрытияпрофицита, проводится ряд инвестицийв иностранный капитал. Покрытие профицитаплатёжного баланса в национальнойвалюте, осуществляется за счёт:

  1. Стимулирования производства импортных товаров;
  2. Увеличения прямых налогов;
  3. Борьбы с монополизмом внутри страны и развития рыночных институтов;
  4. Сдерживания роста цен и доходов населения.

Для покрытия профицитав иностранной валюте, принимаютсяследующие меры:

  1. Проведение открытой девальвации национальной валюты;
  2. Ограничение импорта;
  3. Привлекаются иностранные инвестиции (логика здесь в том, что впоследствии, их возврат осуществляется с процентами);
  4. Увеличение расходов из бюджета страны в иностранной валюте.

Профицит торговогобаланса

Торговый баланс страныпредставляет собой соотношение количестватоваров в неё ввезённых с количествомтоваров из неё вывезенных. Мерой измеренияколичества, в данном случае выступаетденежная оценка ввозимого и вывозимоготоваров.

В таблице ниже, приведены данныепо торговому балансу большинства странмира. Баланс приведён как в денежномизмерении, так и в процентном отношениик ВВП (что является более объективнымпоказателем, отражающим степень влияниятекущего торгового баланса на экономикукаждой конкретной страны).

Положительныезначения говорят о профиците, аотрицательные — о дефиците.

Как и платёжный баланс,торговый баланс страны имеет своёсальдо, в виде сведения воедино всейсовокупности внешнеторговых сделокстраны. Торговый баланс имеет положительноесальдо в том случае, когда экспорт(поставки товаров из страны) преобладаетнад импортом (поставками товаров встрану). В ином же случае (когда объёмыимпорта превышают объёмы экспорта)имеет место отрицательное сальдо.

Профицитом торговогобаланса, называют ситуацию, когда егосальдо имеет положительное значение,то есть экспорт превалирует над импортом.

Профицит торговогобаланса страны говорит о том, чтопродукция производимая национальнымипредприятиями широко востребована заеё пределами. И в то же время, о том, чтоспрос на импорт, со стороны населения,относительно невелик (люди предпочитаютдовольствоваться товарами производимымивнутри страны).

Когда же импорт в странусильно превышает экспорт товаров изнеё, то речь идёт о неконкурентоспособностисекторов промышленности работающих наэкспорт.

А это, в свою очередь, можетсвидетельствовать о недостаточнойразвитости промышленности в стране.

Такое положение вещей характерно дляэкономически слаборазвитых стран иможет вести к разного рода неприятнымпоследствиям. Например, к девальвациинациональной валюты.

В то же время, дефицитторгового баланса, далеко не всегдаговорит о неразвитости промышленногосектора страны и о незрелости еёэкономики. Например, развитые вэкономическом отношении страны, могутиметь отрицательное сальдо торговогобаланса по причине того, что переносяттрудоёмкие производства в другие страны(с более дешёвой рабочей силой). Яркийпример таких стран — США и Великобритания.

Профицит бюджета – что это простыми словами

ПРОФИЦИТ

Профицит – слово, которое можно услышать всё чаще и чаще. Некоторые люди употребляют его в положительном ключе и контексте, другие – относятся к нему негативно.

Что же такое профицит? Давайте разберёмся с этим подробнее!

Общее значение термина

Профицит – это экономический термин, который означает больше финансовых поступлений (доход), над финансовыми тратами (расход).

Этот термин может применяться к чему угодно. Часто можно услышать такие синонимы, как профицит:

  • Бюджетный;
  • Торговый;
  • Экспортный (импортный);
  • Банковский, и прочие.

Что такое государственный профицит (ГП)?

Любое накопление денежный средств, которое сопровождается меньшими растратами, чем доход – называют государственным профицитом.

Это словосочетание, наверное, простой обыватель может услышать чаще всего. Его употребляют достаточно часто в СМИ и на Федеральных каналах. Давайте попытаемся понять суть процесса, его положительные и отрицательные стороны для граждан.

Важно: В государственном управлении редко можно встретить простые и элементарные процессы. Это относится к ГП. Оценку данному процессу лучше доверять опытным, компетентным политологам и экспертам.

Когда ГП не идёт во благо для страны?

Накопление валюты внутри государства – процесс далеко не всегда положительный, как для самого государства, так и для его граждан.

Например, государственный аппарат решил поднять налоги простому народу. В отчётности мы сможем наблюдать явный и чистый ГП, но на деле – народ снижает свою покупательную способность, что запускает негативные последствия для всех сфер бизнеса и прочего.

Другая ситуация: государство решило взять внешний кредит у другого государства. Вновь таки, используя современную терминологию, это профицит.

Однако любой, кто имеет минимальный опыт взаимодействия с банками, понимает, что явление это временное и в ближайшее время придётся отдавать денежные средства с бюджета, чтобы погасить ранее полученный кредит. Здесь стоит обратить внимание на общую целесообразность решения и общую ситуацию в стране.

Для закрепления: из – за большого накопления финансов в стране, снижается конкурентная возможность и способность для крупного бизнеса – он просто не может тратить деньги на улучшение и модернизацию технологического процесса, по причине нехватки денежных средств (крупный бизнес может занимать несколько процентов всего ВВП страны и любой финансовый дисбаланс может привести к невозможности выполнения определённых идей или бизнес-проектов).

Как мы видим, существуют ситуации, при которых излишек денежных средств в бюджете страны может оказаться негативным фактором развития данного государства.

Экономисты стремятся разработать такую модель управления государством, при которой учтены все негативные факторы и последствия профицита, и стремятся использовать его лишь во благо для страны!

Когда ГП работает во благо для страны?

Положительные стороны у излишков денежных средств также имеются. К положительным сторонам можно отнести следующие.

Развитие экономики, за счёт увеличения финансирования “прибыльных сфер экономики”. Это могут быть инвестиции и увеличение площадей для аграрных посевов, выгодные кредиты для среднего и малого бизнеса, улучшение инфраструктуры и логистики, прочие.

Корректно применённые денежные средства (чем их больше, тем лучше для развития) – залог успешной экономики.

Возможность создания и наполнения “финансовой подушки безопасности”. Изобилие валюты можно оставить для экстренных ситуаций, что позволит государству проще справляться с кризисами и адаптировать экономику под новые, непредвиденные факторы исторические перипетии.

Также часто такими деньгами наполняют фонды, которые в будущем тратятся на крупные постройки или создание сверх дорогих проектов, что невозможно выполнить стандартными вливаниями из бюджета.

Например, во времена СССР таким образом быстро выполнялись постройки космодромов и ракет, на создание которые потратили почти 30% от “фонда развития страны”.

Быстрое погашение внешних долгов. Внешние долги можно выплатить досрочно, что позволит получить новые (ещё большие) кредиты и преференции на международной политической арене. Также, быстрое погашение кредитов позволяет снять напряженность с бюджета и реструктуризировать его на нужды национальных интересов.

Итог

Профицит бюджета нельзя оценить однозначно. Это сложный и многогранный термин который требует широкого рассмотрения и применения.

Стоит следить за общей конъюнктурой ситуации, в которой он будет применён и тогда он сможет работать исключительно для достижения поставленной благой цели!

Сегодня мы раскрыли некоторые аспекты и рассмотрели вместе с Вами данный термин, что ещё больше расширило Ваш кругозор и привнесло Вам понимание процессов окружающего мира!

Мира и удачи Вам!

Источник: https://mikrozaym-na-kartu.ru/profitsit-byudzheta-chto-eto-prostymi-slovami/

Профицит бюджета

ПРОФИЦИТ
Профицит бюджета — это состояние бюджетной системы государства, при увеличении доходной части государственного бюджета до превышений гос. расходов.

Профицитом называется излишек или избыток чего-либо, большее число вещей, финансов и тд.

Профицит бюджета же в макроэкономике — превышение доходов бюджета над расходами, то есть ситуация, в которой доходная составляющая бюджета превалирует над расходной.

Говоря простым языком, профицитом бюджета называется положительный процесс в экономике, означающий, что суммарное число дохода при итоговом подсчете выше суммы расхода.

Понятие профицита бюджета включает в себя первичный профицит, в этой ситуации расчет происходит таким образом — доходы государства (не включающие в себя государственные займы и кредиты) должны быть больше расходов государства (без учеты величины государственного долга).

То есть схема первичного профицита выглядит следующим образом: доходы государства (а) минус гос.займы (б) > расходы государства © минус гос.долг © = первичный профицит.

Бюджетная система государства

Бюджетной системой государства является совокупность всех бюджетов, имеющихся в стране учитывая, как бюджет государственных предприятий, так и автономных учреждений частного порядка, — чаще всего, имеется в виду система налогообложения и внутреннего долга. По сути бюджетная система — это сумма доходов и расходов государства, регулирующая все финансовые потоки, задает нужную направленность экономике и управляет центральной экономикой и экономикой федеративных субъектов.

Для того, чтобы составить более эффективные прогнозы и параметры экономической деятельности требуется тщательно отслеживать параметры доходности и расходности государственной экономики. Поэтому существует документация, фиксирующая статьи доходов и расходов государства.

Формирование доходной части государственного бюджета происходит с помощью налоговых и неналоговых доходов, включающих:

  • Налоговый доход получаемый с физических и юридических лиц
  • Налоговый доход получаемый с налогов на реальный сектор
  • Налоговый доход получаемый с косвенных налогов
  • Налоговый доход получаемый с региональных и центральных налогов
  • Неналоговый доход получаемый с разнообразных сборов и пошлин
  • Получение платы за сдаваемое в аренду государственное имущество
  • Прибыль в виде дивидентов по акциям принадлежащим государственному бюджету

Государственный доход определяется в двух подразделениях: собственные доходы и регулирующие доходы.

  1. Собственные доходы — могут быть и как налоговыми, так и неналоговыми — доходы такого порядка государство получает на постоянной основе частично или полностью с соответствующих бюджетов, перечень приведен выше.
  2. Регулирующие доходы — исключительно налоговые — их государство получает из налогов федерального и регионального порядка.
  • Заключения специальных договоров (ассигнаций) на финансирование различных муниципальных учреждений.
  • Спонсирования разного рода затрат в виде товаров, средств и услуг на работу муниципального или государственного сектора.
  • Перемещения денежных средств и других резервов для финансирования населения.
  • Финансирование юридических или других бюджетных лиц через бюджетный кредит.
  • Финансирование местных органов власти (субвенций) и юридических и физических лиц посредством выплат за счет государственного и местного бюджета (субсидий).
  • Инвестиций в работающие или создающиеся учреждения.
  • Выдаче кредитов внешнего характера.
  • Выдача средств для обслуживания государственного долга.

В свою очередь, расходы делятся на текущие — требуемые для того, чтобы органы власти, включающие — органы центральной власти, местное самоуправление и бюджетные учреждения, были способны функционировать согласно государственным требованиям.

Капитальные расходы — расходы, которые идут на всесторонне развитие государства — инновационные технологии, спонсирование проектов, кредиты перспективным организациям, вложения в реновацию зданий, инвестиции.

Сбалансированный бюджет и дефицит бюджета

Сбалансированной бюджет — это равенство доходной и расходной части государственного бюджета.

В большинстве случаев — ситуации полной стабилизации баланса государственного бюджета ежегодно — явление невозможное из-за постоянных экономических колебаний.

К тому же, еще и не особо нужное — полагают многие экономисты, поскольку до сих пор нет устоявшихся критериев оценивающих установку «сбалансированный бюджет».

Существует целый ряд открытых дискуссий по поводу бюджетного баланса, например — должны ли быть поправки на экономический цикл (то есть циклические колебания экономической активности) в составлении сбалансированного бюджета, должна учитываться номинальная (рыночная ставка без учета инфляции) ставка или реальная ( рыночная ставка с учетом инфляции) в бюджетных расчетах о государственных платежах по внешнему долгу, и вообще должны быть включены процентные платежи по государственному долгу и доходы получаемые с процентов гос-страховой? Единого ответа на этот счет у экономистов нет, точки зрения разнятся, однако частично признают требуемую регулировку бюджета согласно экономической фазе.

В европейском союзе нет обязанности поддерживать сбалансированный бюджет, однако есть предписание — которому дефицит бюджета государства, входящего в европейский союз, обязан установками регулировки дефицита бюджета — требующих превышение не более 3-х процентов годового роста.

Если профицитом бюджета называется превосходство доходности над расходностью гос.бюджета. То дефицит бюджета, что ожидаемо, имеет противоположное значение.

Дефицит бюджета — это, в свою очередь, превышение расходной части. Из-за чего это происходит?

Частой причиной формирований бюджетных дефицитов государства бывает инвестиционная программа в развитие промышленности и перестройку экономической работы, то есть расходы, требующие больших финансовых вложений.

Также при финансовой политике далекой от эффективно.

Опять же, часто (вернее всегда) бюджетный дефицит провоцируют отрицательные перестройки политической системы, военные действия, революции, государственные перестройки.

Дефицит бюджета нуждается в покрытии. Что осуществляется следующим образом.

Как покрывается дефицит бюджета

Покрывается дефицит бюджета посредством:

  • Инфляции. В этом случае государство выпускает дополнительное число денежных единиц, проще говоря, печатает деньги в количестве, превышающем запланированное государством — в этом случае ценность национальной валюты начинает падать.
  • Внутреннего государственного долга. Такое происходит, в случае с выпуском ценных бумаг государственного займа, страна продает их негосударственным предприятиям, фигурирующим в рамках своего государства, но частным — отдав облигации в качестве обеспечения возврата долга в национальной валюте.
  • Внешнего государственного долга. В этой ситуации государство обращается за займом и финансированием к другим государством, обязуясь выплатить долг валютой, товаром и услугами.

При профиците бюджета, государство, чаще всего, реагирует посредством запуска процесса перераспределений государственных ресурсов, снижений поставок частных ресурсов в заграничное пользование, распределений части ресурсов в сторону оплаты внешнего и внутреннего долгов и реализации объектов второстепенной важности, а также увеличению дотаций населению, в частности, вложений в бюджетные фондовые выплаты.

Считается, что профицит бюджета — это положительное явление в экономике, в принципе, каждое государство стремится именно к достижению профицита, если профицит бюджета государства регулярный, то это значит, что государство достигло высокого уровня экономического развития и прочно удерживает позиции, что свидетельствует о силе и правильной финансовой политике руководства, что и даёт хорошие результаты в государстве и его сфере развитости.

Тем не менее, не все так однозначно — многие экономисты уверены, что профицит бюджета — влияние, скорее негативное, нежели позитивное, потому как проявляется он, зачастую, в государствах с экономическим застоем, в которых отсутствуют инвестиционные проекты и свободные оборотные средства, также проводят параллель профицита бюджета и безработицы, — согласно части теорий — гос.закупки востребованы для контроля и снижения уровня безработицы, поэтому ситуации исключительно профицита бюджета являются сомнительными в аспекте решений всех государственных вопросов.

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/profitsit-byudzheta.html

Профицит государственного бюджета

ПРОФИЦИТ

Определение 1

Государственный бюджет – это финансовый план национальной экономики, разрабатываемый и исполняемый органами государственной власти в течение одного года.

Он имеет форму и силу законодательного документа. Бюджет государства представляет собой основу финансовой системы страны. С его помощью государственная власть может воздействовать на экономику, используя инструменты налогово-бюджетной политики.

К функциям государственного бюджета относят:

  1. Регулирование денежных потоков в государстве.
  2. Укрепление связей между центральным аппаратом управления, региональными и местными органами власти.
  3. Информирование населения о политических решениях власти.
  4. Определение параметров экономической политики.

Процесс анализа, планирования, исполнения и контроля над результатами использования государственных денег называется бюджетным. В России за разработку бюджета на следующий год отвечает Федеральное собрание.

Ответственным органом за его исполнение является Федеральное казначейство. В его ведении находятся кассовые операции, а также полномочия по открытию и закрытию счетов бюджета, присвоению им определенных режимов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

С экономической точки зрения бюджет помогает сформировать спрос, так как от количества потребления зависит объем поступления налоговых выплат в государственную казну. Через бюджет государства в развитых странах проходит до 40% внутреннего валового продукта. Он оказывает влияние на формирование ключевых макроэкономических показателей.

Составными частями бюджета являются его доходы и расходы. Доходы складываются из налоговых и неналоговых поступлений. Большая часть расходов связана с обеспечением работы государственного аппарата управления, а также поддержания военной безопасности. Часть средств идет на обеспечение социальных и экономических программ государства.

Профицит бюджета государства

Разработка бюджета требует соблюдения принципа сбалансированности. То есть, объем доходов должен соответствовать статьям запланированных расходов.

Создание бюджета на очередной год предполагает соблюдение этого правила, но на практике бюджет становится профицитным или дефицитным. В случае, если расходы превышают доходы говорят о дефиците бюджета.

Государство предпринимает шаги по сокращению расходов, удержанию баланса бюджета. Иногда происходят ситуации, когда доходы превышают расходы. В этом случае наблюдается профицит бюджета.

Замечание 1

Профицит представляет собой положительное сальдо баланса бюджета государства. Он может быть первичным, рассчитанным без учета стоимости обслуживания государственного долга. Вторичный профицит рассчитывается с учетом выплат по внешним и внутренним заимствованиям.

Если бюджет государства испытывает профицит, то это положительным образом сказывается на:

  1. Увеличении золотовалютных запасов.
  2. Снижении государственного долга.
  3. Увеличении расходов.

Но профицит не всегда является благом для национальной экономики.

Он может стать следствием более жесткой экономической политики, что приведет к уменьшению оборотных средств, снижению ликвидности кредитных организаций.

Считается, что государство, субсидируя отрасли экономики способствует снижению уровня безработицы, что помогает выйти из экономического кризиса, поэтому состояние дефицита бюджета является более выигрышным.

Влияние профицита зависит от грамотности расходования излишков доходов. В случае, если они применяются для долгосрочного инвестирования, страна в будущем сможет увеличить свои доходы. Профицит не является главной целью бюджета. Его размер оценивается, как и в случае дефицита, процентной долей в отношении к внутреннему валовому продукту.

Управление профицитом бюджета

Профицит бюджета наблюдается у стран, торгующих сырьем. Наибольший показатель профицита характерен для стран Ближнего Востока, таких как Кувейт, Бруней, Катар. Так же избыток средств в бюджете есть у Макао и Норвегии. Развитые страны испытывают дефицит бюджета, а быстро развивающиеся страны стараются придерживаться контролируемого дефицита.

В большинстве случаев при планировании бюджета складывается его дефицит. Уполномоченные органы применяют тактику использования бюджета с целью формирования профицита. При создании первичного профицита, часть его доходов идет на уменьшение государственного долга. То есть, доходы бюджета за вычетом кредитов и займов превышают его расходы за вычетом государственного долга.

Возникновение профицита бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Для его управления используются следующие методы:

  1. Сокращение доходов от продажи государственного имущества.
  2. Направление средств на погашение облигаций государственного займа.
  3. Увеличение расходов бюджета.

Замечание 2

Так как большая часть доходов бюджета складывается из налоговых поступлений, то управление профицитом часто сводится к уменьшению налогового бремени на население страны.

Профицит бюджета может проявиться при полной занятости. Такой показатель используется для оценки политического курса без его привязки к уровню деловой активности. С его помощью можно определить эффективность налоговой политики государства. Профицит бюджета в этом случае рассчитывается по формуле:

Бюджетный профицит = налоговая ставка • выпуск – государственные закупки – трансфертные платежи

Эта формула позволяет отследить природу профицита. В случае, если показать выпуска будет ниже показателя полной занятости, то профицит бюджета будет превышать фактическое его значение.

Несмотря на то, что профицит бюджета является показателем развития экономики, государством принимаются меры по его снижению. Первым методом является уменьшение доходов от эксплуатации государственной собственности. Так же сокращается продажа ресурсов и природных запасов.

Часть средств направляется на уплату задолженностей перед внутренними субъектами и внешними контрагентами. Может осуществляться передача части средств другим уровням бюджета. Последним методом сокращения профицита можно назвать преобразования в налоговой политике страны.

Однако, снижение налоговых ставок может привести к дестабилизации других экономических процессов, перегреву экономики.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennyy_byudzhet/proficit_gosudarstvennogo_byudzheta/

Refpoeconom
Добавить комментарий