Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики

Проблемы развития бюджетной политики в РФ

Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики

В статье описаны проблемы развития бюджетной политики в РФ, функции бюджетной политики, рассматривается бюджетный прогноз

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях — распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества.

Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая — контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Для осуществления функций государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда.

Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

Проблемы современной бюджетной политики России всецело определяются характером и особенностями:

  1. государственно-экономического устройства бывшего СССР (федерализм с формальной стороны и унитаризм — с фактической);
  2. перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной;
  3. будущего социально-экономического устройства (неясность общего направления и перспектив движения общества: социализм, капитализм, тоталитаризм).

В СССР государственно-политический аппарат имел все виды и формы власти. Физические экономические субъекты как таковые в отрыве от государства и политики были лишены какой-либо реальной власти. В современной России — государстве с рыночной экономикой — решающей экономической силой и властью обладают физические экономические субъекты — владельцы значительных капиталов.

Сейчас в России идет напряженная борьба между развивающимся частным капиталом (холдингами, банками, корпорациями и т.д.), классом предпринимателей и собственников, в значительной степени захватившим экономическую власть и чувствующим недостаток политической власти, с одной стороны, и государственным аппаратом, ощущающим негативное влияние утраты экономической власти, — с другой.

Все сказанное непосредственно затрагивает экономическую основу государства — бюджет, обнажая его слабые стороны и недостатки.

Последние принципиально различны с позиций госаппарата и класса имущих людей, общества, но сходятся в одном —в целесообразности и необходимости проведения бюджетной реформы.

Социально-экономическое развитие и политическая стабильность в обществе основываются на четком планировании и исполнении бюджета, которому в идеале должна быть присуща сбалансированность доходной и расходной частей. В 2007 г.

в России был впервые принят «трехлетний» бюджет, но уже в процессе исполнения в него были внесены существенные изменения. Со второй половины 2008 г. влияние мирового финансового кризиса потребовало корректировки бюджетной и налоговой политики, направленной на обеспечение экономической устойчивости страны и трансформации планов относительно ее будущего развития.

Отдельный вклад в обеспечение бюджетной устойчивости должен внести впервые разрабатываемый в 2015 году проект бюджетного прогноза 28 Российской Федерации на период до 2030 года.

Данный документ должен быть нацелен на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы страны при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития.

Это подразумевает формирование необходимых финансовых резервов, механизмов управления рисками, определение предельных потолков расходов по государственным программам.

Аналогичное требование Бюджетного кодекса по разработке бюджетных прогнозов на долгосрочную перспективу распространяется на субъекты Российской Федерации.

Таким образом, комплексный подход к управлению бюджетной устойчивостью предполагает проведение согласованной политики по поддержанию сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, повышению способности государственного бюджета справляться с временными макроэкономическими колебаниями (среднесрочная бюджетная стабильность, достаточность запаса прочности бюджета), расширение границ бюджетного маневра (повышение гибкости в структуре расходов).

Кроме того, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет продолжено применение мер, направленных на ограничение дефицитов их бюджетов и уровня долга.

В частности, для поддержания сбалансированности региональных бюджетов необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение условий получения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, в этих целях должны быть приняты меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие новых расходных обязательств, сокращение неэффективных расходов, снижение привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживание наращивания объема государственного долга.

В условиях планируемого достижения большинством регионов к 1 января 2017 года дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в размере 10% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений за 2016 год предлагается на законодательном уровне закрепить с 2017 года предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не более 10% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений. В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств. От органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой политики, особенно в отдельных регионах, уровень государственного долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством. В состав мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета входит снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.

В бюджетной политике очень важно прислушиваться к тенденциям рынка. Встроенная в рыночную систему, она формируется с учетом рыночных цен, уровня доходности, финансового и доходного потенциала субъектов рыночного хозяйства. Можно сказать, что бюджетная политика напрямую зависит от рынка.

Но, с другой стороны, бюджет является активным инструментом воздействия не только на участников рынка. Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности.

Важно при этом, чтобы бюджетные средства использовались эффективно и результативно.

Источник: https://novainfo.ru/article/6058

Вопрос 20. Бюджетно-финансовая политика в россии: проблемы и направления

Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики

Финансово-бюджетнаяполитика

 Выполнениегосударством предусмотренныхзаконодательством функций и задачтребует соответствующих ресурсов.Мобилизация этих ресурсов и ихраспределение связано с возникновениемфинансовых отношений между государством,налогоплательщиками и бюджетополучателями.

 Характерорганизации этих взаимоотношений  определяетсяпроводимой государством финансово-бюджетнойполитикой.

 Таким образом финансово-бюджетнаяполитика – этосовокупность правовых норм, действийи мероприятий, проводимыхорганами государственной власти иместного самоуправления в областифинансовых отношений для решения имисвоих задач и функций.

 Финансово-бюджетнаяполитика предполагает определение целии задач в области финансов, разработкумеханизмов мобилизации денежных средств,определение приоритетов в использованиибюджетных средств, управление финансамис помощью финансово-бюджетных инструментоврегулирования экономических исоциальных процессов.

 Финансово-бюджетнаяполитика государства ежегодно определяетсяв Бюджетном послании ПрезидентаРоссийской Федерации, которое обнародуетсясогласно Бюджетному Кодексу не позднеемарта месяца года, предшествующегоочередному финансовому году.

 Посланиеопределяет для Правительства РФориентиры  формирования и исполнениябюджета на предстоящий финансовый год.

 Финансовыйгод (бюджетный период) в Россиисовпадает с календарным годом.

 Нарегиональном уровне, в зависимости отсуществующего законодательства в каждомконкретном субъекте РФ, могутпредусматриваться бюджетные посланияруководителей субъектов, но вместопосланий могут быть только направлениябюджетной политики, прилагаемые вкачестве одного из документов к проектубюджета.

 Существенныммоментом в финансово-бюджетной политикеявляется определение органов иорганизаций, а также их функций вбюджетном процессе.

 Переченьорганов, наделенных бюджетнымиполномочиями, включает:

—         органызаконодательной (представительной) иисполнительной власти;

—         финансовыеи налоговые органы;

—         органыденежно-кредитного регулирования;

—         органыгосударственного финансового контроля;

—         главныераспорядители кредитов;

—         государственныецелевые внебюджетные фонды.

 Остановимсяна краткой характеристике основныхбюджетных полномочий перечисленныхструктур.

 Законодательные(представительные) органы – рассматриваюти утверждают бюджеты, утверждают отчетыоб их исполнении.

 Исполнительныеорганы осуществляют сводное финансовоепланирование, составляют проектыбюджетов, вносят их на рассмотрениезаконодательных органов, осуществляютисполнение бюджетов, готовят проектыотчетов об их исполнении.

 Денежно-кредитноерегулирование осуществляет Центральныйбанк России, который совместно сПравительством Российской Федерацииосуществляет разработку и реализациюденежно-кредитной политики государства.Через структуры Центрального банка наместах осуществляется обслуживаниеденежных счетов федерального казначейства,счетов государственных внебюджетныхфондов.

 Главныераспорядители бюджетных средств(министерства,  федеральные службы,федеральные агентства  и др.) –первые прямые получатели бюджетныхсредств, обладающие правом распределятьсредства между распорядителями иполучателями. Главный распорядительбюджетных средств готовит бюджетнуюроспись распределения денег пораспорядителям и получателям бюджетныхассигнований.

 Контрольно-счетныеорганы — представлены Счетной палатойРФ, аналогичными контрольными органами всубъектах РФ, образуются представительнымиорганами для осуществления контроляза расходованием средств в соответствиис законом о бюджете.

 Всеперечисленные органы являются участникамибюджетного процесса.

 Бюджетныйпроцесс —  совокупностьдействий представительных, исполнительныхорганов власти, бюджетных организацийпо разработке и осуществлениюфинансово-бюджетной политики и управлениюбюджетной системой.

 Бюджетныйпроцесс включает:

  1. сводное финансовое планирование;

  2. составление, рассмотрение, утверждение бюджета;

  3. исполнение бюджета;

  4. анализ и контроль за исполнением бюджета.

Средипервоочередных задач на ближайшийпериод — реальная по­мощь маломубизнесу, снижение косвенных и отменанеэффективных налогов. Реальнаяфинансовая стабилизация может бытьдостигнута только при обеспечениинормального межотраслевого переливаинве­стиционных ресурсов.

ВкладРоссии в мировой ВВП остался крайненизким. Темпы роста и структуру нашейэкономики нельзя считать удовлетворительными.Пе­ред страной стоят задачи пообеспечению качественного роста иподъема экономики и существенномуповышению благосостояния людей.

Вмодернизации нуждаются финансовая ибанковская деятельность, требуетсядальнейшее снижение налогов для ростабизнеса.

Социальнаясфера характеризуется низким качествоми недоступ­ностью значимых социальныхуслуг. Ухудшения в социальной сференаблюдаются в жилищно-коммунальномхозяйстве, здравоохранении, образовании.Для решения этих проблем необходимыдейственные реформы, требующие значимыхфинансовых вложений.

Это означа­ет,что политика стимулирования экономическогороста становится важнейшей. Надо помнить,что накопления в сырьевом секторе самипо себе не перетекут в инвестиции другихотраслей или социальную сферу. Нужнапродуманная социальная политика надлительный пе­риод.

За этим должнастоять продуманная инвестиционнаяпрограм­ма Правительства страны.

Врасходах государственного бюджета навсех уровнях на первом месте остаетсяобразование, на втором — оборона,правоохранитель­ная деятельность,социальная политика.

Внашем бюджете высока доля так называемых«непроизводительных» расходов:государственное управление, содержаниесиловых структур, погашение государственногодолга. Они «съедают* около 60 % расходовфедерального бюджета страны. Однакоглавное внимание государства должнобыть приковано к развитию конкретнойэкономики.

Прогнозразвития экономики России на среднесрочныйпериод включает:

ускорениеэкономического развития страны;

повышениеблагосостояния граждан;

обеспечениекачественных услуг в области здравоохраненияи образования;

укреплениеобороноспособности страны.

Основнойстратегической целью бюджетной политикиРоссии должно быть не сокращениевнутренних бюджетных расходов, топре­дусматривается в долгосрочнойстратегии, а их наращивание до техпа­раметров, которые соответствуютпотребностям современной высоко­технологичнойрыночной экономике и высокому уровнюсоциальных расходов, достигнутомуразвитыми странами.

Наближайшее будущее целевым критериембюджетной политики должен стал ростобъемов производства. Это не простообеспечит фи­нансовую стабилизацию,а увеличит объемы накопления и потребле­нияв ВВП и повысит реальные доходы населения. 

Источник: https://studfile.net/preview/6058591/page:12/

Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики

Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики

В России переход от одной модели регулирования экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики.

Прежний механизм предельно централизованной мобилизации и расходования денежных средств в условиях перехода ; к рынку оказался несостоятельным.

Преобразование собственности изменило состав налогопла­тельщиков. Раньше основными налогоплательщиками выступа­ли предприятия, и, соответственно, основными формами налогов являлись налоги с государственных предприятий и налог с оборота. Налоги с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета.

В условиях преобразований государственный бюджет фор­мируется за счет налоговых поступлений не только от юриди­ческих, но, в значительной мере, и физических лиц. Достаточно большой удельный вес занимает подоходный налог, налог на до­бавленную стоимость, акцизы, платежи за использование при­родных ресурсов.

Изменилась структура расходов государственного бюдже­та. Как и в развитых странах, обнаруживается тенденция к со­кращению расходов на оборону, государственное управление, вместе с тем актуализируется ситуация с финансированием социального сектора экономики.

В условиях развала экономических связей обострилась про­блема неплатежей. Сама собираемость налогов оказалась про­блематичной. При непродуманной налоговой политике (налоги поглощали практически весь получаемый доход) многие пред­приятия ушли «в тень». Это усугубило сложность их сбора.

Вполне понятно, и это отмечалось ранее, что политика доходов и политика расходов государственного бюджета вза­имосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для фи­нансирования необходимых мероприятий — на развитие науч­но-технического прогресса, в социальную сферу и т. д.

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является взаимо­действие федерального и региональных бюджетов.

В 90-е гг. в результате трансформаций бюджетной систе­мы произошел переход от дифференцированной ставки отчис­лений региональных бюджетов в федеральный бюджет к сис­теме «расщепления» федеральных налогов, что сделало поступ­ления в федеральный бюджет более предсказуемыми.

Вместе с тем налоговые реформы посткризисного периода привели к снижению уровня фискальной автономии муниципа­литетов. Доля местных финансов в консолидированном бюдже­те регионов заметно снизилась.

В настоящее время определенные надежды возлагаются на перераспределение доходов от высокообеспеченных регионов к менее обеспеченным. Вместе с тем существует мнение, что стремление укрепить выравнивающий механизм налоговой си­стемы за счет варьирования нормативов распределения нало­гов между бюджетами различных уровней трудно реализуемо на практике.

Итак, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам нацио­нальной экономики финансово-кредитной и денежной полити­ки, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяю­щей занять достойное место в мире.

Основные термины и понятия

Государственный бюджет — централизованный фонд де­нежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Балансирует денежные доходы и расходы государства.

Государственный долг — сумма задолженности государ­ства по кредитным операциям, являющаяся результатом заим­ствований при дефиците государственного бюджета. Может быть внутренним и внешним.

Дискреционная фискальная политикаозначает сознатель­ное манипулирование правительством расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции.

Недискреционная фискальная политика,или политика ав­томатических (встроенных) стабилизаторов, ориентирует­ся на механизм, без участия государства устраняющий небла­гоприятные проявления делового цикла.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политикаимеет целью преодоление циклических спадов, экономический рост.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика— ограни­чение циклических подъемов экономики.

Финансовая система— совокупность финансовых отноше­ний и регулирующих их институтов, управляющих движением денежных средств, необходимых для жизнедеятельности наци­ональной экономики.

Контрольные вопросы

1.Раскройте содержание понятий «финансовая система» и «финансовые отношения».

2.Охарактеризуйте первичные, вторичные финансы.

3.Раскройте содержание финансовой политики (стимули­рующей, сдерживающей, дискреционной, недискреционной).

4.Проанализируйте содержание налоговой политики, ста­вок налогообложения.

5.Определите сущность государственного бюджета, его роль в экономике.

6.Охарактеризуйте доходы и расходы государственного бюджета.

7.Как вы понимаете проблему государственного долга?

8.Определите, какие направления экономической полити­ки являются составляющими бюджетно-финансовой политики:

а) налоговая политика:

б) процентная политика;

в) антимонопольная политика;

г) социальная политика;

д) природоохранная политика.

9. Определите доходные и расходные статьи государственного бюджета и тенденции их современной динамики в странах Запада и в России.

10. Объясните, почему повышение налоговых ставок от 0 до 50% ведет к росту поступлений в доходную часть государствен­ного бюджета, а их дальнейший рост повлечет сокращение на­логовых поступлений в государственный бюджет (основываясь на графике Лаффера).

Пол Самуэльсон:

• Ни одна нация не может избежать проведения фискальной политики. При важной роли правительств в современной эконо­мике почти невозможно определить «нейтральную фискальную политику».

Еще труднее привести разумные доводы в пользу предпочтения подобной политики по сравнению с активной фис­кальной программой, стремящейся предотвратить инфляцию или дефляцию».

Рассмотрите это заявление критически.

• С начала 70-х до середины 90-х годов XIX в. депрессии были глубокими и продолжительными, бумы — кратковременными и относительно анемичными, уровень цен понижался.

Какая дол­говременная фискальная политика должна была бы проводиться в эту четверть века? Дадите ли Вы тот же самый ответ по отно­шению к последующим 20 годам перед Первой мировой войной — периоду, который характеризовался ростом цен и сравнительным процветанием?

• Перечислите различные виды налогов в порядке их про­грессивности. Каково значение каждого из них на разных ступе­нях управления государством: а) федеральное управление; б) штатов; в) муниципалитетов.

• Перечислите различные виды расходов штатов и муници­палитетов в порядке их количественного значения.

• Как, по Вашему мнению, должны распределяться различные государственные функции между тремя ступенями власти? Что Вы можете сказать о доходах и субсидиях, предоставляемых федераль­ным правительством штатам и штатами — муниципалитетам?

• Следует ли облагать налогами жителя штата Массачусетс, чтобы оказать помощь жителю штата Арканзас? Или чтобы ока­зать помощь жителям штатов Вермонт, Массачусетс, Нью-Мек­сико?

• Поскольку люди, и выплачивая налог, не изменяют своей привычке курить и поскольку бедные также курят, налог на си­гареты ничем не отличается от налога на хлеб. Согласны ли вы с этим? Как вы полагаете, что должно быть сделано в этом отноше­нии, если это утверждение справедливо?

• Когда люди начали отказываться от представления, что го­сударственный бюджет должен быть сбалансированным в преде­лах каждого года или месяца, они вначале полагали, что он должен быть сбалансированным в пределах экономического цикла — с ак­тивным сальдо в период бума, точно равным дефициту периода депрессии. Теперь ясно, что только в силу случайного стечения об­стоятельств число лет процветания по своей интенсивности могло бы быть точно уравновешено числом лет депрессии.

ПолХейне:

• Основными средствами манипулирования совокупным спросом, которые доступны федеральному правительству, явля­ется фискальная и денежная политика. Фискальная политика направлена на то, чтобы смягчить колебания совокупного спроса с помощью бюджетного дефицита или избытка. Денежная поли­тика преследует ту же цель, но через изменения резервов ком­мерческих банков и норм резервирования.

• Во время депрессии 30-х годов рост государственных рас­ходов часто сопровождался обещаниями (угрозами?) будущего увеличения налогов с целью уменьшить бюджетный дефицит. Как Вы думаете, повлияла ли эта политика на инвестиционные рас­ходы? Как действует на инвестиционные решения перспектива роста налогов?

• Если сокращение налогов стимулирует совокупный спрос, то не стимулирует ли оно также и совокупное предложение? Как повлияет на кривые предложения различных благ уменьшение налогов с населения и корпораций?

Источник: https://cyberpedia.su/11xf3c2.html

Refpoeconom
Добавить комментарий