Преобразования собственности в России

Преобразование отношений собственности в России

Преобразования собственности в России

Юридическая сторона категории собственности.

— проявляется в наличии у собственника полномочий: владеть (физически обладать вещью), пользоваться (производительно или лично потреблять имущество для удовлетворения своих собственных потребностей или интересов), распоряжаться (изменять присвоенность, принадлежность вещи посредством купли продажи, мены одной вещи на другую, дарение). И следовательно снижение зарплаты рабочих а рабочий наоборот в росте зарплаты. Приводит к жестокой конкуренции. Права собственников зафиксированы в гос. Законах и являются обязательным условием рыночного обмена., взаимодействие между продавцом и покупателем. ( примеры: теневая экономика, рейдорские захваты.)

по форме присвоения собственности классификация :

— индивидуальная собственность( личное подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность(средства производства и его результаты принадлежат отдельным лицам)(примеры:ДЗ))

— Коллективная собственность ( кооперативная, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищество, акционерные предприятия, оссациации (средства производства и его результаты принадлежат отдельной группе лиц))

— Государственная собственность ( общегосударственная, административных образований на территории гос-ва, муниципальные( средства производства и его результаты принадлежат всему обществу, совместное достояние))

Каждая форма собственности ( в соответствие с ГК РФ имеет следующие виды :

1)частное (граждан, юр лиц)

2)государственная ( федеральное, субъектов федерации, муниципальное, общее, совместное, долевая(имущество этих предприятий образуется на долевой(паевой) основе за счет денежных средств и иных взносов физических и юр. Лиц которые выступают как совместные собственники их доход зависит от размера внесенного пая и результатов хозяйственной деятельности здесь соединяются личные и коллективные интересы))

3)субъектами собственности могут быть:

1)отдельные граждане, коллективы, гос-ва и другие.

Объектами собственности могут быть:

1) произведенный продукт, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилье и производственные здания, ценные бумаги и другое)

4) Юридическая сторона ( категории собственности) проявляется в наличии у собственника полномочий :

1)владеть ( физически обладать вещью)

2) пользоваться ( производительно или лично потреблять имущество для удовлетворения собственных потребностей или интересов)

3)распоряжаться ( изменять присвоенность принадлежность, посредством купли продажи, обмены одной вещи на другую, дарения, и тому подобное)

виды этих полномочий схематично отображены

Виды этих полномочий схематично отображены на рисунке.

Преобразование отношений собственности в России.

План:

1. Понятие разгосударствления и приватизации собственности.

2. Этапы приватизации России конца 20ого века

3. Методы и формы приватизации собственности в России.

1. Одной из главных задач перехода к рынку является проведение разгосударствления и приватизации собственности.

Разгосударствление — представляет собой снятие с государства функции прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности.

Приватизация – смена собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.

Приватизация как способ преобразования собственности должна осуществляться на основе экономической целесообразности.

2. Приватизация в современной России началась с октября 1992 года и прошла несколько этапов:

· Ваучерная приватизация — ставилась задача покончить с господством государственной собственности. За этот период было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в стране упала до 35%.

· С 1 июля 1994 года – денежная приватизация. Имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. Для этого организуются продажи предприятий или их акций на аукционах (публичных открытых торгах) конкурсах. задача второго этапа – способствовать появлению новых эффективных собственников.

3. Методы приватизации в России

· Массоваяприватизация – путем выдачи ваучеров. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Население России получило свыше 146 млн. приватизационных чеков. Из ваучерной приватизации были исключены: земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий. Всего свыше 35 процентов собственности России.

· Передача или льготная продажа государственных активов приватизируемого предприятия. Данный метод было социально наиболее приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичное распределение государственной собственности.

· Приватизация методом прямых продаж государственным активом. Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое предприятие.

Формы приватизации России:

· Продажа на аукционе. Аукцион – продажа с публичного торга (от покупателя при этом не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объектам приватизации).

· Коммерческий конкурс – открытые аукционные торги или закрытый тендер (предложения, поступающие при проведении торгов). Право собственности передается покупателю, предложившему максимальную цену.

· Инвестиционный конкурс (инвестиционные торги) – продажа государственных и муниципальных предприятий, при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности покупает тот, кто предложил максимальный объем инвестиций.

· Аренда с выкупом. Договор аренды имущества с последующим его выкупом, что ведет к перераспределению прав собственности.

· Акционирование – трансформация муниципальных и государственных предприятий, в открытые или закрытые акционерные общества, путем эмиссий (выпуска) и продажи акций.

Предусматривалось 3 варианта акционирования, отличающиеся друг от друга долей голосующих акций, остающихся у трудового коллектива.

Большинство предприятий избрал 2ой при котором у предприятия оставался 51% процент голосующих акций.

Дата добавления: 2016-12-28; просмотров: 803 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/13-38303.html

Приватизация в России 90-х

Преобразования собственности в России

В конце 80-х — начале 90-х годов в Советском Союзе развернулась острая дискуссия о темпах, формах и методах реформы имущественных отношений. Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром.

Их идеи легли в основу «Программы экономических реформ» (1991). Другая группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым.

В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина-Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать.

Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Предложенные ими проекты разгосударствления (в советское время чаще всего использовался этот термин) предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике.

Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации.

Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.

В ноябре 1991 г. Б.Ельцин сформировал правительство, в состав которого вошли сторонники радикальных рыночных реформ во главе с Е.Гайдаром. Этому правительству и предстояло начать реформу отношений собственности. Государственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена 11 июня. В программе был сформулирован конкретный механизм приватизации.

Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г. В 1992 г.

предусматривалось провести так называемую «малую» приватизацию предприятий торговли, питания и бытового обслуживания; мелких (с численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Мелкие предприятия с числом занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн.

руб. подлежали продаже на аукционах (конкурсах). Предприятия с числом занятых более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества. С июля 1994 г.

планировалось перейти ко второму — денежному — этапу приватизации, в ходе которого безвозмездная передача государственного имущества прекращалась.

Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. Однако среди заявленных целей не фигурировала самая главная — политическая. По мысли авторов программы, приватизация была призвана придать реформам необратимый характер.

Вот как значительно позже писал об этом А.Чубайс: «Основная проблема состояла в том, чтобы реализовать все, что способствовало бы отрыву страны от коммунизма; все, что помогало уничтожить основы коммунистической идеологии и коммунистического режима в стране.

Принятый вариант приватизации быстро решал задачу отделения предприятий от государства.»

Немаловажную роль играли и внешнеполитические обстоятельства. Российские реформы проводились под пристальным вниманием Запада. Реформаторы, как отмечает французский экономист, главный редактор «Courrier des pays de I'Est» М.А.Кронье, стремились доказать международным организациям и прежде всего МВФ свою приверженность реформам и готовность идти по этому пути до конца.

На первом этапе приватизации был достигнут широкий внутриэлитный компромисс, а сопротивление влиятельных групп интересов и трудовых коллективов в целом было преодолено.

Но, тем не менее, правительственная команда опасалась роста социальной напряженности в стране. Чтобы «нейтрализовать» возможный всплеск социального недовольства, был предложен механизм, уже задействованный ранее в Чехословакии и Болгарии.

Было решено выдать всем гражданам России приватизационные чеки (ваучеры).

Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры.

Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек. Одновременно в стране возникли чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), за короткий период в РФ было создано 400 ЧИФов.

На практике ваучерная приватизация обернулась чисто популистской мерой, а ЧИФы превратились в разновидность финансовых пирамид, выкачивающих средства у населения.

В период с 1992 по 1994 г. в России было приватизировано 111,6 тыс. предприятий, на которых работало свыше 2/3 промышленных рабочих. «Пик» приватизации пришелся на 1992 г., в течение которого было приватизировано 46,8 тыс. предприятий. Большинство из них составляли объекты «малой» приватизации. К середине 1994 г.

свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта были переданы в частные руки.

В отраслях материальной сферы реформы собственности развивались медленнее — в первую очередь приватизировались мелкие и средние предприятия потребительского сектора (производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность).

К созданию массового слоя собственников она не привела: в 1992-1994 гг. собственность в основном сосредоточилась в руках акционеров — инсайдеров, представленных менеджерами и работниками предприятий. В конце 1994 г. 60% приватизированной собственности принадлежало этой группе собственников.

Не были достигнуты и другие цели приватизации — собственность не перешла в руки настоящих собственников, не были обеспечены реструктуризация производства, повышение его эффективности и привлечение в производство иностранных инвестиций.

Решение этих задач было перенесено на следующий — денежный — этап приватизации.

В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Основным юридическим документом, регулирующим переход к следующему — денежному — этапу, стал Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г.

На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации.

В интересах привлечения стратегических инвесторов предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы крупные пакеты акций — не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций; обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки, и способствовать наполнению доходной части бюджета.

На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократились вдвое.

Но одновременно с этим, как отмечают аналитики, изменился и профиль предприятий, прошедших акционирование, — это были в основном средние и крупные предприятия базовых отраслей, составляющих производственный потенциал страны.

На этом этапе обострились противоречия между новыми собственниками и менеджментом предприятий. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказывались инвестировать средства в собственность, пока у руководства предприятием оставался старый менеджмент.

Серьезной проблемой в ходе проведения денежной приватизации стало отсутствие денежных средств, которые могли быть направлены на покупку предприятий. Свою роль сыграл и фактор политической нестабильности. В 1995-1996 гг.

должны были состояться выборы в государственную думу и выборы Президента РФ, и пока их результаты не были определены, потенциальные инвесторы не были готовы вкладывать средства в производство.

К концу 1995 г. процесс приватизации в стране приостановился. Приближались выборы, — вспоминал один из руководителей Госкомимущества, — и инвесторы «были смертельно запуганы возможностью коммунистического реванша» — рассчитывать на них не приходилось.

Вместе с тем бюджетное задание приватизации на 1995 г. было зафиксировано на уровне 8 трлн. руб., и его надо было выполнять. Когда составлялся бюджет на 1995 г., Госкомимущества предполагал, что удастся выставить на продажу пакеты акций нефтяных компаний.

Но когда бюджет уже был принят, Государственная дума запретила продавать предприятия ТЭК.

Идею залоговых аукционов предложил глава ОНЭКСИМ-банка В.Потанин. Схема была следующая: государство передавало банкам на конкурсной основе во временное управление контрольные пакеты акций нефтяных компаний.

В обмен на акции правительство получало кредит от банков, средства которого шли на погашение бюджетных расходов. По окончании срока правительство либо возвращало кредит, либо акции переходили в собственность банков. Поскольку в бюджете 1996 г.

средства на погашение задолженности предусмотрены не были, всем участникам сделки с самого начала было ясно, что через год-два залогодержатели превратятся в собственников.

В конце августа 1995 г. президент подписал указ о залоговых аукционах. В декабре 1995 г. были проведены аукционы по продаже акций 12 предприятий. Фактическая сумма дохода федерального бюджета при продаже акций составила 5,1 трлн. руб.

В экономической литературе доминирует негативное отношение к залоговым аукционам. Позиции авторов сводятся к следующим мнениям. Во-первых, залоговые сделки носили внеэкономический характер, и дать им реальную экономическую оценку невозможно. В ходе них государственная собственность продавалась по крайне заниженной цене, без предпродажной подготовки предприятий.

Во-вторых, сохранялось неопределенным «инвестиционное будущее» передаваемых в залог предприятий. В-третьих, эффективность залоговых сделок с точки зрения реальных инвестиций в производство была минимальной. В-четвертых, конкурсы проводились при отсутствии подлинной конкуренции и наличии заведомо определенных победителей.

В-пятых, «рядовые» инвесторы от участия в залоговых аукционах были отстранены.

В результате залоговых аукционов пакеты акций ведущих российских предприятий (РАО «Норильский никель», Сиданко, ЮКОС) достались двум банкам — Менатепу и ОНЭКСИМ-банку.

Судьба этих приватизационных сделок решалась не на экономическом, а на политическом уровне. Залоговые аукционы состоялись в декабре 1995 г.

В истории российской приватизации это была последняя массовая продажа крупных производственных объектов.

Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой.

В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности.

При этом либеральные экономисты подчеркивают, что основной задачей правительства реформаторов был «разрыв» с командно-административной системой и формирование основ новой рыночной экономики.

Реформа собственности в России проводилась при отсутствии широкой социальной базы. Бесплатную раздачу государственной собственности реформаторы мотивировали отсутствием у населения финансовых средств, необходимых для приобретения объектов собственности. Основная масса населения, в самом начале реформ потерявшая свои сбережения, принять участие в приватизации не смогла.

Формы и методы, которыми проводилась приватизация, способствовали криминализации российской экономики и росту в стране коррупции. Преступные группировки приняли активное участие в приватизации.

На первых этапах разгосударствления около 35% капитала и 80% «голосующих» акций перешли в руки криминального мира.

За годы реформ доля экономических преступлений в общем составе совершенных в РФ преступлений неизменно возрастала.

Из сборника «Приватизация в России и других странах СНГ», под ред. академика В.А. Виноградова.

Источник: https://pikabu.ru/story/privatizatsiya_v_rossii_90kh_6124856

Россия: преобразование отношений собственности (стр. 1 из 7)

Преобразования собственности в России

Введение 2

Глава 1. Россия: преобразование отношений собственности

1.1. Изменение форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности 7

1.2. Полное огосударствление собственности при социализме 10

1.3. Преобразование государственной собственности 12

Глава 2. Сущность, виды и формы собственности

2.1.Сущность собственности как экономической категории 14

2.2. Собственность в экономическом смысле 18

2.3. Собственность в юридическом смысле 22

2.4. Классификация собственности 24

2.5. Виды и формы собственности в современной экономике 26

2.5.1. Общественная собственность 28

2.5.2. Частная собственность 32

2.5.3. Собственность смешанного типа 37

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Приложение 1 43

Приложение 2 44

Введение

Собственность — весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками. Экономическая теория анализирует экономическое содержание этого явления, а юриспруденция — правовое.[1]

Согласно марксистскому учению, собственность вы­ражает отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

Характерной чертой трактовки собственности Маркса было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой. Экономисты и юристы запада видят в собственности отношения человека к вещи.

В Римском праве собственность рассматривается как право владения, пользования и распоряжения имуществом без разграничения собственности на предметы личного потребления и на средства производства.[2]

Различные экономические школы по-разному определяют понятие собственности, а также ее сущность.

Согласно марксистскому учению собственность как экономичес­кая категория выражает отношения между людьми по поводу при­своения средств производства и создаваемых с их по­мощью материальных благ в процессе их производства, распределе­ния, обмена и потребления.

Совершенно правильно фиксируется внимание, что факт принадлежности материальных благ субъекту должен призна­ваться не только им самим, но и другими субъектами, из-за этого возникает право собственности как общественное отношение.

Западные экономисты видят в собственности только лишь отношение человека к вещи. Момент истины состоит в том, что отноше­ния собственности рассматриваются онтологически.[3]

Характерной чертой марксистской трактовки собственности было подчеркивание примата экономического содержания собственности над ее юридической формой. Глубинной основы собственности как отношения между людьми в отличие от отношений человека к вещи.

Если рассматривать право собственности как установление законом правил, определяющие какими вещами может пользоваться или распоряжаться лицо, а также условий, при которых использование или распоряжение может быть осуществлено, то в этом случае право собственности — юридическая, категория.

Собственность относится к числу самых важных и сложных категорий, проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества показывает, что в обществе все время происходит процесс перераспределения объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит верным подтверждением этой исторической традиции.[4]

Собственность занимает господствующее положение в системе общественных отношений. Отношения собственности определяют характер производства, распределения, обмена и потребления благ.

Собственность во многом определяет социальную структуру общества, положение отдельных слоев населения, характер стимулов трудовой деятельности.

Поэтому преобразование экономических систем всегда начинается с отношений собственности. [5]

Общественная мысль всегда уделяла большое внимания проблеме собственности. Понятие собственности в превратилось в собирательный образ системы социально-экономических отношений. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе.

Традиция и материал были накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука всегда уделяла большое внимание этой проблеме. На стыке экономики и права предпринимаются исследования собственности.

[6]

Актуальность темы актуальна как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность – отношение человека к вещи, власть человека над вещью. Его возможность, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования.

При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как неотъемлемый, природный инстинкт. За всю историю развития человеческого общества возникло несколько типов экономических организмов. Они развивались в последовательности – в порядке перехода от простейших хозяйственных структур к все более сложным.

Со временем менялись формы и виды собственности.

Целью исследования данной работы является рассмотрение сущности собственности, ее юридической и экономической сторон, изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности.

Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:

— рассмотрены черты марксистской трактовки собственности;

— рассмотрены изменения формы и виды собственности на протяжении истории;

— проанализирована сущность собственности с экономической точки зрения;

—проанализирована сущность собственности юридической точки зрения;

— рассмотрены виды и формы собственности в современной экономике.

Объект исследования— правовые отношения, связанные с правом собственности.

Предмет исследования работы — сущность, виды и формы права собственности.

Методология и методика исследования. Теория и методология исследования базируются на трудах известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, таких как Гегель, Маркс, Сидорович, Сергеев, Видяпин и мн.др.

Работа состоит из введения, 2-х глав, разбитых на несколько параграфов, объединенных общей идеей исследования, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Россия: преобразование отношений собственности

1.1. Изменение форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности

Длительной была эпоха первобытнообщинного строя. Она завершилась 7 – 9 тысяч лет тому назад, из которой не вышли еще отдельные племена, которые проживали в труднодоступных местах Азии, Африки и Латинской Америки.

В этой эпохе выделяются два периода: 1-й – период собирания и присваивания дарованных природой жизненных средств и 2-й – когда люди стали создавать полезные продукты своим трудом.

Человек в это время находился в полной зависимости от окружающей природной среды.

Примитивность орудий труда исключала возможность борьбы за выживание в одиночку. Естественной была совместная деятельность, а единственно возможной – была коллективная собственность. Охранялись занятый общиной участок земли, орудия труда, общее жилище. Плоды труда присваивал весь родовой коллектив.

Совершенствовались орудии труда и формы ведения хозяйства. Это расширяло потребности первобытных людей и вносило изменения в общину. После появления лука и стрел была возможность добыть зверя в одиночку, что положило началу распада уравнительных форм распределения.

С развитием земледелия и скотоводства общины специализируются на производстве определенных продуктов, происходит их экономическое обособление, возникает обмен продуктами труда.

Внутри общины стал развиваться другой тип хозяйства, появляется индивидуальное (семейное) присвоение, а родовая организация превращается в общину. В большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки и сейчас община – составная часть их общественного устройства.

Общинная собственность имела самое важное значение в жизни крестьянства и казачества в России.

На рубеже IV и III тысячелетия до н.э. возникло рабовладельческое общество. Основу составляла частная собственность на землю и на раба, которая предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Войны обеспечивали массовый приток пленных – рабочей силы для рабовладельческих латифундий.

Со временем труд рабов сделали невыгодным покупку и содержание рабов. Крупные земельные собственники стали разделять свои поместья на мелкие участки и отдавать их для обработки рабам и потерявшим свои земли крестьянам. Крестьяне вынуждены были отдавать хозяевам большую часть производимой продукции.

Отношения собственности изменились, совершился переход к феодальному экономическому устройству.

Социально-экономические отношения феодализма имели ряд отличий и преимуществ по сравнению с рабством. Принадлежащая феодалам земля делилась на господскую и крестьянскую. Последняя в поступала в пользование сельских общин и затем дробилась на наделы, которые давались крестьянам для ведения хозяйства.

Крестьяне и ремесленники имели свою личную собственность, которая переходила по наследству. Она распространялась на орудия, рабочий и продуктивный скот, птицу, жилой дом, постройки. Зависимость крепостного крестьянства от помещика реализовалась в форме барщины, оброка и денежной ренты.

Постепенно отношения крепостного с феодалом превращались в договорные и оброчно-денежные. Работник из-за зависимости начинал походить на арендатора. Более прогрессивной по сравнению с предшествующими системами является капиталистическая экономика. Где не только земля, но и все средства производства находятся в частной собственности у буржуазии.

Капитализм кладет конец принуждению к труду, личной зависимости работника от хозяина средств производства. Такая система основывается на свободном труде работников и свободе предпринимательской деятельности. Стремление к получению большего дохода послужило и служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

Частная капиталистическая собственность не исчерпала всех своих возможностей к обеспечению прогресса общества в целом.

Источник: https://mirznanii.com/a/282203/rossiya-preobrazovanie-otnosheniy-sobstvennosti

11.4. ОСОБЕННОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Преобразования собственности в России

Отношения и формы собственности играют определяющую роль в формировании внутренних источников и стимулов развития, в определении их действенности и направленности. Стратегия реформирования отношений и форм собственности поэтому направлена на:

превращение субъектов собственности в реальных собственников;

развитие подлинной многосекторности экономики.

Оба этих направления неотделимы друг от друга, ибо реальный собственник может быть только в рамках действительно необходимой формы собственности, занявшей экономическую нишу в меру своей эффективности.

Осознание необходимости создания реального многосекторного хозяйства и устранение негативных социально-экономических последствий в принципе уже произошло в 60-е гг. XX в. И лишь во второй половине 80-х гг.

начались изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение прав, но и изменение форм собственности. Началом изменения форм собственности стал Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», принятый в 1986 г.

Он послужил основой легализации частного предпринимательства и индивидуально-трудовой деятельности.

В 1988 — 1991 гг. в СССР был принят ряд важных законов и нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений и разгосударствление собственности в стране, которое предполагало многообразие форм преобразования государственной собственности.

Разгосударствление имело целью перераспределение таких правомочий, как управление, ис-пользование части дохода без смены форм собственности.

В процессе смены форм собственности предусматривалось превращение государственной в другие, негосударственные, формы собственности (коллективную, индивидуальную, семейную, коммунальную, муниципальную и т.д.).

Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления, но не как единственная и исключительная форма преобразования собственности. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков преобразования намечалось предоставлять трудовым коллективом.

Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли определять очерёдность решения задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа государственного имущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования государственной собственности являлись особенностями принятого в СССР подхода к реализации важнейшего направления экономической реформы.

Выбор направлений и форм преобразования собственности в России после 1991 г. осуществлялся в ходе острых дискуссий. Выдвигались предложения по постепенному, с учётом особенностей различных сфер экономики, осуществлению приватизации.

Предлагалось проводить разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях, создавать коллективные предприятия как с неделимой, так и с коллективно- долевой собственностью, осуществлять бесплатное распределение государственного имущества среди населения через специальные приватизационные государственные ценные бумаги и т.

д. Однако приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации:

Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или их руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом РФ.

Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям.

Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобра-зования собственности.

Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было выбрано превращение государственной собственности в частную.

Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразования государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.

В результате российская модель была жёстко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации, что неизбежно приводило к расточительности.

Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 1980-х гг.

Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий.

Резкий спад производства и обесценивания оборотных средств предприятий привели к снижению их доходов, так же, как и доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. Органы Госкомимущества, заинтересованные в скорейшей и массовой приватизации, не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем для проверки оценки имущества предприятий.

Социальная деформация при быстрой концентрации капитала. Провозглашённая социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточением государственной собственности и потоков доходов у олигархических групп.

Форсирование развития фондового рынка. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.

Акции приватизированных предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов.

Особенность состоит в том, что если классические акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в российский фондовый рынок, имели источником своего происхождения обмен на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства существенно влияли на формирование акционерного капитала. На курсовое поведение акций влияло стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением этому служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде производства на предприятиях. Тем не менее, сегмент фондового рынка, порождённый акциями приватизируемых предприятий, явился важным катализатором рыночных преобразований особого типа.

Источник: https://all-sci.net/makroekonomika_711/114-osobennosti-preobrazovaniya-sobstvennosti.html

Особенности преобразования собственности в России

Преобразования собственности в России

Выборнаправлений и форм преобразований впереходной экономике России осуществляетсяв ходе острых дискуссий, которые велисьпо следующим основным направлениям.

Вкачестве приоритетных обосновывалось:разгосударствление с сохранениемгосударственной собственности накрупных предприятиях и приватизация всфере малого бизнеса; создание коллективныхпредприятий как с неделимой, так иколлективно-долевой собственностью;бесплатное распределение государственногоимущества среди населения (черезспециальные приватизационные счета,государственные ценные бумаги и др.);акционирование предприятий и продажас аукциона акций самих предприятий.

Приватизация вРоссии была осуществлена в радикальномварианте по характеру, масштабам, темпам,срокам и методам.

ЗаконРСФСР “О приватизации государственныхи муниципальных предприятий в РСФСР”был принят 3 июля 1991 г. и послужил основойдля разработки и реализации практическихпрограмм приватизации. Указ ПрезидентаРФ от 29 января 1992 г.

“Об ускореннойприватизации государственной имуниципальных предприятий” явилсяосновой для интенсификации процессаприватизации. Широкомасштабный процессприватизации с предписанием количественныхпланов приватизации по отраслям ирегионам развернулся на основе первойпрограммы приватизации (июнь 1992 г.).

Ауказ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 иутвержденный пакет приложений к немувел процесс приватизации в состояние“технологического потока”.

Внашей стране приватизация проводиласьбешенными темпами. Ей не предшевствовалакакая-либо предварительная подготовка.Не проводилась инвентаризация предприятий.

В условиях очень быстрого обесцененияденег стоимость предприятий не былаправильно оценена (они часто продавалисьпо остаточной стоимости – по стоимостиполного износившегося оборудования).

Поэтому многие заводы становилисьдобычей ловких покупателей по цене,сопоставимой по стоимостью новойпрестижной квартиры.

О“кавалерийских” темпах приватизациив 1993 г., когда из государственного секторавыбыли 43 тыс. предприятий, говорятследующие цифры:

Приватизированопредприятий, тыс.: 42,9

путем продажи 29,4

акционированием 13,5

Поступление средствот приватизаций предприятий:

приватизационныхчеков, млн 46,8

денежных средств,млрд. руб. 450,3

в том числе:

личные средстваграждан 50,1

фонды экономическогостимулирования предприятий 19,1

средствапредприятий-покупателей 208,0

средства иностранныхинвесторов 1,0

В чем состоялиосновные особенности российскогопроцесса приватизации?

  1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.

    Регионам директивно приписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям.

    Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

  1. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований госсобственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

  1. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.

    Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в прядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов.

    Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. К лету 1992 г.

    возможные накопления работников предприятий были обесценены либерализацией цен в январе 1992 г. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников.

    Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации. Для проверки оценки имущества предприятий они не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем.

  1. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

    Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплением права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995 г.

    следующим образом.

Источник: https://studfile.net/preview/1152903/page:3/

Refpoeconom
Добавить комментарий