Преобразование отношений собственности

Преобразование отношений собственности

Преобразование отношений собственности

Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом:

• эволюционно или революционно;

• со сменой формы собственности или в рамках существующей.

Трансформация отношений собственности возможна в результате:

• национализации или денационализации;

• этатизация (огосударствления) или разгосударствления;

• приватизация или реприватизация.

Национализация—это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями:

• через безвозмездную конфискацию имущества;

• полный или частичный выкуп объекта.

Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация (от фр. Еtаt — государство) экономики, проявляющаяся в следующих формах:

• господстве государственной собственности;

• монополии государства на принятие основных экономических решений;

• выполнении государством чрезмерных, несвойственных ему функций

Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, её бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации.

Денационализация—процесс противоположный национализации, связан с преобразованием объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление(деэтатизация)—это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм её реализации. Разгосударствление означает:

• сокращение доли госсектора в экономике;

• уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;

• коммерциализацию государственных предприятий путём контрактной системы, акционирования при сохранении контрольного пакета за государством, развития арендных отношений;

• ликвидацию государственной монополии внешней торговли;

• выведение субъектов из-под прямого административного
управления государственными органами.

Приватизация—это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.

Программы приватизации в мировой практике определялись следующими побудительными мотивами:

• идеологическими, направленными на изменение границ государственного и частного секторов в пользу последнего во имя расширения свободы действий субъектов;

• экономическими, направленными на либерализацию экономики. В рамках данного подхода исходили из того, что государственное производство менее эффективно, чем частное по внутренне присущим характеристикам, к которым относятся закрытость от конкуренции и уверенность в экономической поддержке государства;

• финансовыми, направленными на сокращение дефицита государственного бюджета, сокращение потребностей государственного сектора, расширении рынков капиталов.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т.д.). Основными мeтодами приватизации являются:

массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди населения, создав негосударственные формы собственности.

В условиях бесплатного и уравнительного распределения на первый план выступают социальные интересы. В процессе реализации этого метода нередко изменения отношений собственности носит формальный характер, не возникает серьёзных стимулов к изменению эффективности производства и удовлетворению финансовых интересов государства.

передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу. Данный метод также является социально наиболее приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью.

приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости.

Преимуществом этого метода является поступление доходов в бюджет, инвестиций в приватизируемое предприятие, возрастает эффективность производства, но возможно обострение социальных противоречий.

К наиболее распространённым способам приватизации в данной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий, выкуп арендованного имущества, купля-продажа по конкурсу или на аукционе.

Реализуются следующие формы приватизации:

акционирование — трансформация государственных предприятий в открытые или закрытые акционерные общества путём эмиссии и продажи акций;

аренда с выкупом — договор аренды имущества с последующим выкупом, что ведёт к перераспределению прав собственности;

инвестиционный конкурс — продажа государственных предприятий при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности переходит к тому, кто предложил максимальный объём инвестиций;

коммерческий конкурс — продажа активов при согласии покупателя на выполнение определённых условий и предложения максимальной цены.

При продаже могут оговариваться следующие условия: по сохранению рабочих мест, профиля предприятия, обязательств по дополнительному инвестированию.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путём открытых торгов (в присутствии претендентов) или закрытых (закрытого тендера), когда предложения подаются в закрытых конвертах.

аукцион— продажа по максимальной цене на открытых торгах от покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту собственности.

В отдельных странах в ходе преобразования собственности иногда используется такой способ как реприватизация — возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам. Реприватизация проводилась в 80-е годы ХХ-го века в ряде стран Западной Европы, а в 90-е- в некоторых постсоциалистических странах.

Таким образом, основной стратегической целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития.

В преобразовании собственности в РБ выделяют четыре этапа. На первом этапе (1991-1992) приватизация осуществлялась «стихийно», в основном по инициативе самих экономических субъектов и за их средства.

Отсутствие разработанной законодательной базы, контроля за легализацией доходов, монополизации информации о продаже рентабельных объектов превратили приватизацию в «прихватизацию», растаскивание государственной собственности, что потребовало проведения серьёзной подготовительной работы по её совершенствованию.

Среди негативных тенденций этого этапа следует выделить следующие: занижение стоимости производственных фондов, преобладание кредитных средств как источника выкупа, неразработанная методика определения рыночной стоимости объектов, слабый учёт рентабельности производства, льготный режим приобретения для трудовых коллективов, используемый директорским корпусом для злоупотреблений (перепродажи, сдачи в аренду т.п.).

На втором этапе (1993-1995 гг.) в действие вступили основополагающие законодательные акты: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ», « Об именных приватизационных чеках», Государственная программа приватизации.

Основными методами приватизации стала: преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, выкуп арендованного имущества, продажа на аукционе и по конкурсу малых предприятий коммунальной собственности и объектов незавершённого строительства.

Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения сделали приоритетными бесплатную приватизацию на основе чеков «Имущество» и «Жильё» и продажу предприятий по льготным ценам трудовым коллективам.

Основной целью было создание смешанных форм собственности, снижение огосударствления, развитие конкуренции.

На третьем этапе (1995-2005 гг.

) происходило дальнейшее совершенствование механизмов трансформации собственности, основой которого стали Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998) и Концепция управления государственным имуществом на 2001-2005 гг.

Политика приватизации и трансформации собственности основывалась на двух основных принципах: росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное осуществление реформ и учёте социальных факторов и последствий преобразований.

При реформировании собственности Республика Беларусь исходила из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственные может привести к резкому сокращению числа работающих и росту напряжённости в стране. Одновременно преобладание денежных форм приватизации на данном этапе стимулировало появление новых эффективных собственников.

На современном четвертом этапе РБ проходит “точечное реформирование” объектов государственной собственности на основе индивидуального подхода, базирующегося на изучение инновационного потенциала предприятий, возможности внедрения новых технологий, экономической эффективности.

Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурентной основе и на условиях, согласовавшихся в ходе переговоров.

В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранение доли в уставном капитале, участие в Совете директоров, обладание “золотой акцией” и т.д.

В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, принято постановление Совета министров от 30 апреля 2004 года, в соответствии с которым Министерству экономики поручено составить график подготовки объектов к отчуждению, если свыше пяти лет объекты не используются или неэффективно используются. Основным способом приватизации государственных предприятий останется их преобразование в открытые акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций.

Одновременно стал использоваться метод продажи убыточных объектов за символическую плату. Так, в 2006 году дочернее торговое предприятие “Закат” в г. Новогрудок (Гродненская область), численность работающих 25 человек, продано по конкурсу за 1 базовую величину 31 тыс.

рублей, так как его финансовые обязательства на 19,9 млн. рублей превышали активы баланса.

В целом реформирование отношений собственности направлено на улучшение структуры государственного имущества, совершенствование системы управления, а также обеспечение долгосрочной и эффективной работы реформируемых предприятий.

Одновременный переход к новым отношениям собственности в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильность социально – экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта “шоковой терапии”, проводит эволюционное реформирование экономики.

“Белорусская модель” социально – ориентированной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты граждан.

Эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения.

Всего за время проведения реформ (на 1 июля 2006 года) приватизировано 4103 объекта государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3108 – коммунальной собственности. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.

Из общего числа реформированных государственных предприятий 1941 (47,8%) – преобразовали в открытые акционерные общества, 724 (17,8%) – выкуплены коллективами работников, 422 (10,7%) – проданы по конкурсу, 976 (24,1) – на аукционах.

В отраслевом разрезе реформировано 534 промышленных предприятия или 37,5% от общего количества государственной собственности данной отрасли; 289 строительных организаций (30,5%); 1508 объектов торговли и общественного питания (72,5 %), 759 предприятий АПК (44,9 %); 973 организации в других отраслях народного хозяйства.

Перечень объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации, ежегодно формируется Министерством экономики Республики Беларусь на оснований предложений республиканских органов государственного управления.

Перечень объектов коммунальной собственности формируется местными органами.

Информация о готовящихся к приватизации объектов государственной собственности, ходе подготовке к акционированию, возможностях участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов публикуется в периодической печати и на официальном сайте Министерства экономики в сети ИНТЕРНЕТ.

Осуществление мер по разгосударствлению и приватизации привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности:

• установлен плюрализм (многообразие) форм собственности;

• преодолена монополия государственной собственности;

• произошло становление новых форм хозяйственной деятельности;

• широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность;

• сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_22715_preobrazovanie-otnosheniy-sobstvennosti.html

Преобразование отношений собственности — Энциклопедия по экономике

Преобразование отношений собственности
Переход к рыночной экономике — двухсторонний процесс. С одной стороны, необходимо сформулировать собственно рынок , систему рыночных связей обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения их п. С другой стороны — преобразовать производственную сферу, создав в ней большое количество хозяйствующих субъектов.

Это связано с существенными преобразованиями отношений собственности.
 [c.48]
Возможен выбор другого пути — создание системы налогообложения классического образца и попытка встроить ее в структуру того же неизменного экономического базиса. Желаемого результата все равно не будет.

Наконец, можно обойтись без кардинальных изменений в налогообложении, но провести тщательный системный анализ всех структур и слагаемых экономического базиса, выявить наиболее негативные тенденции развития производительных сил, отработать программы их устранения.

Одновременно следует жестко регламентировать систему распределительных отношений, ставя под контроль все направления движения финансовых потоков в стране.

Кроме того, следует выработать однозначную государственную концепцию преобразований отношений собственности, суть которой должна сводиться к выбору такого соотношения форм собственности, который способствовал бы накоплению общественного богатства, выводу страны в разряд промышленно развитых.
 [c.

394]

Основой рассматриваемой в учебнике концепции финансового менеджмента являются преобразования в экономическом базисе общества. Только преобразования отношений собственности способны обеспечить четкое разграничение общегосударственных финансов и финансов предприятий. Концепция финансового менеджмента основана на обособленности бюджета государства и бюджета предприятий. Особенно это актуально в переходный период, когда рыночные отношения не проникли во все сферы деятельности и не закреплены жесткими законодательными рамками, что определяет состояние платежей и расчетов, оборота денежных средств.
 [c.7]

Значительное место в книге отведено освещению нынешнего состояния российской экономики. Здесь раскрывается объективная необходимость экономических реформ и их содержание.

Эти реформы направлены на преобразование отношений собственности, создание рынка, коренное изменение структуры производства и совершенствование управления народным хозяйством.

Освещаются также злободневные проблемы, касающиеся уровня и динамики заработной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса и других сторон социально-экономической жизни России.
 [c.5]

Преобразование отношений собственности
 [c.639]

Вместе с тем опыт преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.
 [c.639]

Преобразование отношений собственности — магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран (см. 29.2).

В первой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющих более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.
 [c.657]

В странах третьей группы (КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход рыночному хозяйству через социалистическое смешанное хозяйство при сохранении политической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главным образом по пути создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования.
 [c.657]

В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг.
 [c.666]

Развитое рыночное хозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой, основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполне закономерно, что преобразование отношений собственности посредством приватизации является ключевым моментом трансформации планового хозяйства постсоциалистических стран, в том числе России, в рыночное.
 [c.669]

Приватизация — преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам
 [c.885]

Шоковая терапия — экономическая политика периода перехода от административно-командной к рыночной экономике. Включает два основных направления антиинфляционную стабилизационную программу и глубокие институциональные реформы, в том числе преобразования отношений собственности
 [c.893]

Аграрная реформа предусматривает преобразование отношений собственности и организационной структуры колхозов и совхозов, формирование крестьянских (фермерских) хозяйств, замену директивного планирования и управления экономическим регулированием, переход к рыночным отношениям.
 [c.193]

Необходимо признать, что институт инвестиционных фондов в России был создан искусственно в условиях отсутствия объективных причин для его возникновения (к числу последних следует отнести достаточно высокий уровень развития экономических отношений в обществе, соответствующую рыночную инфраструктуру, а главное — наличие свободных денежных средств у потенциального инвестора — населения). Этот институт в России стал одним из наиболее эффективных инструментов в реализации программы массовой приватизации объектов промышленной сферы. Именно необходимость преобразования отношений собственности послужила поводом к появлению особого документа — приватизационного чека, в связи с чем был сформирован и новый рыночный институт, аккумулирующий приватизационные чеки, — чековые инвестиционные фонды, которые с окончанием чекового этапа приватизации фактически утратили свои позиции на финансовом рынке страны.
 [c.448]

Понятие частной собственности появилось позднее, в Законе РСФСР О собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г., который вступил в силу с 1 января 1991 г.

Начиная с этого периода, приходит осознание того, что в целях создания социально ориентированной экономики необходимо коренное преобразование отношений собственности во всех сферах жизнедеятельности государства путем приватизации государственного и муниципального имущества.
 [c.451]

Рынок ценных бумаг. Этот рынок практически отсутствовал в России более 70 лет. Его развитие, начавшееся в конце 80-х гг., не может быть одномоментным процессом.

Объясняется это тем, что развитие рынка ценных бумаг напрямую связано с преобразованием отношений собственности (прежде всего с приватизацией и акционированием государственных предприятий), а также с изменением финансовой политики государства и муниципалитетов.

В настоящее время государство для покрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссиям денежных знаков, а к выпуску государственных ценных бумаг. На этот же путь становятся также и муниципалитеты.
 [c.70]

В связи с процессом приватизации особую актуальность приобретает решение вопроса о возможности увольнения работников при смене собственника организации. Организационные и правовые основы преобразования отношений собственности регулируются в настоящее время Федеральным зако-
 [c.52]

Земельная реформа создает условия для эффективного хозяй ствования в разнообразных формах, ликвидирует монополию ш землевладение, вводит платность пользования землей.

Конкрет ные формы, сроки и методы преобразования отношений собствен ности на землю (включая вопросы о ее продаже, о частной соб ственности на землю) определяются суверенными республиками а основная организационная работа по осуществлению реформы проводится местными властями.
 [c.172]

В ходе преобразования отношений собственности приватизация является только одной из форм такой трансформации. Приватизация в массовом масштабе служит для создания режима свободного предпринимательства.
 [c.124]

Происходящие в стране преобразования затронули все сферы общественной и экономической жизни, в том числе и сферу трудовых отношений. Они характеризуются рядом специфических особенностей, которые отличают их как от отношений, свойственных доперестроечному времени, так и отношений в сфере труда в странах с развитой рыночной экономикой.

Прежде всего, изменился правовой статус труда, когда он из гарантированно-обязательного превратился в свободный, но не гарантированный. Изменились также роль и функции основных субъектов трудовых отношений, что обусловлено преобразованиями отношений собственности и переходом на этой основе к многоукладной экономике.

Приватизация в России охватила более 50% промышленных предприятий, 60,7% работников промышленности занято в смешанной форме собственности, 18,4% — в частной. В сельском хозяйстве занятость в частном секторе оценивается в 76,1%, в строительстве смешанная и частная формы — 49,2% и 31,2% соответственно, на транспорте федеральная и смешанная — 58% и 23%.

Однако в результате стихийного развития событий и неподготовленности граждан большая доля акций приватизированных предприятий попала в руки их директоров, которым были переданы права на проведение приватизации.

В этих условиях ваучерная система послужила не созданию среднего класса как опоры рыночных реформ, а способствовала усилению социальной и имущественной дифференциации в обществе. При этом даже там, где произошло акционирование пред-
 [c.31]

Как показывают исследования, в ходе реформ частная собственность утвердилась в качестве господствующей формы, но в обществе не достигнуто равновесие экономических интересов, не обеспечена социально-экономическая стабильность, нет оснований считать эффективными преобразования отношений собственности, поскольку у новых частных собственников отсутствует главное — хозяйское отношение к приватизированному имуществу, к повышению эффективности его использования.
 [c.249]

Приватизация — преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам в соответствии с законодательными процедурами платная приватизация — продажа в рамках действующего законодательства государственных предприятий частным собственникам бесплатная приватизация — раздача (в рамках действующего законодательства) в той или иной форме государственного имущества на безвозмездной основе частным собственникам.
 [c.46]

Источник: https://economy-ru.info/info/124295/

Россия: преобразование отношений собственности (стр. 1 из 7)

Преобразование отношений собственности

Введение 2

Глава 1. Россия: преобразование отношений собственности

1.1. Изменение форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности 7

1.2. Полное огосударствление собственности при социализме 10

1.3. Преобразование государственной собственности 12

Глава 2. Сущность, виды и формы собственности

2.1.Сущность собственности как экономической категории 14

2.2. Собственность в экономическом смысле 18

2.3. Собственность в юридическом смысле 22

2.4. Классификация собственности 24

2.5. Виды и формы собственности в современной экономике 26

2.5.1. Общественная собственность 28

2.5.2. Частная собственность 32

2.5.3. Собственность смешанного типа 37

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Приложение 1 43

Приложение 2 44

Введение

Собственность — весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками. Экономическая теория анализирует экономическое содержание этого явления, а юриспруденция — правовое.[1]

Согласно марксистскому учению, собственность вы­ражает отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

Характерной чертой трактовки собственности Маркса было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой. Экономисты и юристы запада видят в собственности отношения человека к вещи.

В Римском праве собственность рассматривается как право владения, пользования и распоряжения имуществом без разграничения собственности на предметы личного потребления и на средства производства.[2]

Различные экономические школы по-разному определяют понятие собственности, а также ее сущность.

Согласно марксистскому учению собственность как экономичес­кая категория выражает отношения между людьми по поводу при­своения средств производства и создаваемых с их по­мощью материальных благ в процессе их производства, распределе­ния, обмена и потребления.

Совершенно правильно фиксируется внимание, что факт принадлежности материальных благ субъекту должен призна­ваться не только им самим, но и другими субъектами, из-за этого возникает право собственности как общественное отношение.

Западные экономисты видят в собственности только лишь отношение человека к вещи. Момент истины состоит в том, что отноше­ния собственности рассматриваются онтологически.[3]

Характерной чертой марксистской трактовки собственности было подчеркивание примата экономического содержания собственности над ее юридической формой. Глубинной основы собственности как отношения между людьми в отличие от отношений человека к вещи.

Если рассматривать право собственности как установление законом правил, определяющие какими вещами может пользоваться или распоряжаться лицо, а также условий, при которых использование или распоряжение может быть осуществлено, то в этом случае право собственности — юридическая, категория.

Собственность относится к числу самых важных и сложных категорий, проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества показывает, что в обществе все время происходит процесс перераспределения объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит верным подтверждением этой исторической традиции.[4]

Собственность занимает господствующее положение в системе общественных отношений. Отношения собственности определяют характер производства, распределения, обмена и потребления благ.

Собственность во многом определяет социальную структуру общества, положение отдельных слоев населения, характер стимулов трудовой деятельности.

Поэтому преобразование экономических систем всегда начинается с отношений собственности. [5]

Общественная мысль всегда уделяла большое внимания проблеме собственности. Понятие собственности в превратилось в собирательный образ системы социально-экономических отношений. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе.

Традиция и материал были накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука всегда уделяла большое внимание этой проблеме. На стыке экономики и права предпринимаются исследования собственности.

[6]

Актуальность темы актуальна как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность – отношение человека к вещи, власть человека над вещью. Его возможность, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования.

При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как неотъемлемый, природный инстинкт. За всю историю развития человеческого общества возникло несколько типов экономических организмов. Они развивались в последовательности – в порядке перехода от простейших хозяйственных структур к все более сложным.

Со временем менялись формы и виды собственности.

Целью исследования данной работы является рассмотрение сущности собственности, ее юридической и экономической сторон, изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности.

Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:

— рассмотрены черты марксистской трактовки собственности;

— рассмотрены изменения формы и виды собственности на протяжении истории;

— проанализирована сущность собственности с экономической точки зрения;

—проанализирована сущность собственности юридической точки зрения;

— рассмотрены виды и формы собственности в современной экономике.

Объект исследования— правовые отношения, связанные с правом собственности.

Предмет исследования работы — сущность, виды и формы права собственности.

Методология и методика исследования. Теория и методология исследования базируются на трудах известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, таких как Гегель, Маркс, Сидорович, Сергеев, Видяпин и мн.др.

Работа состоит из введения, 2-х глав, разбитых на несколько параграфов, объединенных общей идеей исследования, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Россия: преобразование отношений собственности

1.1. Изменение форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности

Длительной была эпоха первобытнообщинного строя. Она завершилась 7 – 9 тысяч лет тому назад, из которой не вышли еще отдельные племена, которые проживали в труднодоступных местах Азии, Африки и Латинской Америки.

В этой эпохе выделяются два периода: 1-й – период собирания и присваивания дарованных природой жизненных средств и 2-й – когда люди стали создавать полезные продукты своим трудом.

Человек в это время находился в полной зависимости от окружающей природной среды.

Примитивность орудий труда исключала возможность борьбы за выживание в одиночку. Естественной была совместная деятельность, а единственно возможной – была коллективная собственность. Охранялись занятый общиной участок земли, орудия труда, общее жилище. Плоды труда присваивал весь родовой коллектив.

Совершенствовались орудии труда и формы ведения хозяйства. Это расширяло потребности первобытных людей и вносило изменения в общину. После появления лука и стрел была возможность добыть зверя в одиночку, что положило началу распада уравнительных форм распределения.

С развитием земледелия и скотоводства общины специализируются на производстве определенных продуктов, происходит их экономическое обособление, возникает обмен продуктами труда.

Внутри общины стал развиваться другой тип хозяйства, появляется индивидуальное (семейное) присвоение, а родовая организация превращается в общину. В большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки и сейчас община – составная часть их общественного устройства.

Общинная собственность имела самое важное значение в жизни крестьянства и казачества в России.

На рубеже IV и III тысячелетия до н.э. возникло рабовладельческое общество. Основу составляла частная собственность на землю и на раба, которая предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Войны обеспечивали массовый приток пленных – рабочей силы для рабовладельческих латифундий.

Со временем труд рабов сделали невыгодным покупку и содержание рабов. Крупные земельные собственники стали разделять свои поместья на мелкие участки и отдавать их для обработки рабам и потерявшим свои земли крестьянам. Крестьяне вынуждены были отдавать хозяевам большую часть производимой продукции.

Отношения собственности изменились, совершился переход к феодальному экономическому устройству.

Социально-экономические отношения феодализма имели ряд отличий и преимуществ по сравнению с рабством. Принадлежащая феодалам земля делилась на господскую и крестьянскую. Последняя в поступала в пользование сельских общин и затем дробилась на наделы, которые давались крестьянам для ведения хозяйства.

Крестьяне и ремесленники имели свою личную собственность, которая переходила по наследству. Она распространялась на орудия, рабочий и продуктивный скот, птицу, жилой дом, постройки. Зависимость крепостного крестьянства от помещика реализовалась в форме барщины, оброка и денежной ренты.

Постепенно отношения крепостного с феодалом превращались в договорные и оброчно-денежные. Работник из-за зависимости начинал походить на арендатора. Более прогрессивной по сравнению с предшествующими системами является капиталистическая экономика. Где не только земля, но и все средства производства находятся в частной собственности у буржуазии.

Капитализм кладет конец принуждению к труду, личной зависимости работника от хозяина средств производства. Такая система основывается на свободном труде работников и свободе предпринимательской деятельности. Стремление к получению большего дохода послужило и служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

Частная капиталистическая собственность не исчерпала всех своих возможностей к обеспечению прогресса общества в целом.

Источник: https://mirznanii.com/a/282203/rossiya-preobrazovanie-otnosheniy-sobstvennosti

Преобразование отношений собственности: Процесс реформирования собственности может осуществляться различным

Преобразование отношений собственности

Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом: эволюционно или революционно; со сменой формы собственности или в рамках существующей.

Трансформация отношений собственности возможна в результате: национализации или денационализации; этатизации (огосударствления) или разгосударствления; приватизации или реприватизации.

Национализация — это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную конфискацию имущества; полный или частичный выкуп объекта. Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация (от фр. Etat — государство) экономики, проявляющаяся в следующих формах: господстве государственной собственности; монополии государства на принятие основных экономических решений; выполнении государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, ее бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации. Денационализация — процесс противоположный национализации, связан с преобразованием объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации. Разгосударствление (деэтатизация) — это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм ее реализации. Разгосударствление означает: сокращение доли госсектора в экономике; уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет; коммерциализацию государственных предприятий путем контрактной системы, акционирования при сохранении контрольного пакета за государством, развития арендных отношений; ликвидацию государственной монополии внешней торговли; выведение субъектов из-под прямого административного управления государственными органами. Приватизация — это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т.д.).

Основными методами приватизации являются: Массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан.

Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди населения, создав негосударственные формы собственности. В условиях бесплатного и уравнительного распределения на первый план выступают социальные интересы.

В процессе реализации этого метода нередко изменения отношений собственности носит формальный характер, не возникает серьезных стимулов к изменению эффективности производства и удовлетворению финансовых интересов государства. Передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу.

Данный метод также является социально наиболее приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью. Приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости. Преимуществом этого метода является поступление доходов в бюджет, инвестиций в приватизируемое предприятие, возрастает эффективность производства, но возможно обострение социальных противоречий. К наиболее распространенным способам приватизации в данной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий, выкуп арендованного имущества, купля-продажа по конкурсу или на аукционе. Реализуются следующие формы приватизации: акционирование — трансформация государственных предприятий в открытые или закрытые акционерные общества путем эмиссии и продажи акций; аренда с выкупом — договор аренды имущества с последующим выкупом, что ведет к перераспределению прав собственности; инвестиционный конкурс — продажа государственных предприятий при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности переходит к тому, кто предложил максимальный объем инвестиций; коммерческий конкурс — продажа активов при согласии покупателя на выполнение определенных условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия: по сохранению рабочих мест, профиля предприятия, обязательств по дополнительному инвестированию. Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (в присутствии претендентов) или закрытых (закрытого тендера), когда предложения подаются в закрытых конвертах. аукцион — продажа по максимальной цене на открытых торгах от покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту собственности. В отдельных странах в ходе преобразования собственности иногда используется такой способ как реприватизация — возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам. Реприватизация проводилась в 80-е гг. XX в. в ряде стран Западной Европы, а в 90-е гг. — в некоторых постсоциалистических странах. Таким образом, основной стратегической целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития. В преобразовании собственности в Республике Беларусь выделяют четыре этапа. На первом этапе (1991—1992) приватизация осуществлялась «стихийно», в основном по инициативе самих экономических субъектов и за их средства. Отсутствие разработанной законодательной базы, контроля за легализацией доходов, монополизации информации о продаже рентабельных объектов превратили приватизацию в «прихватизацию», растаскивание государственной собственности, что потребовало проведения серьезной подготовительной работы по ее совершенствованию. Среди негативных тенденций этого этапа следует выделить следующие: занижение стоимости производственных фондов, преобладание кредитных средств как источника выкупа, неразработанная методика определения рыночной стоимости объектов, слабый учет рентабельности производства, льготный режим приобретения для трудовых коллективов, используемый директорским корпусом для злоупотреблений (перепродажи, сдачи в аренду т.п.). На втором этапе (1993—1995) в действие вступили основополагающие законодательные акты: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственная программа приватизации. Основными методами приватизации стала: преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, выкуп арендованного имущества, продажа на аукционе и по конкурсу малых предприятий коммунальной собственности и объектов незавершенного строительства. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения сделали приоритетными бесплатную приватизацию на основе чеков «Имущество» и «Жилье» и продажу предприятий по льготным ценам трудовым коллективам. Основной целью было создание смешанных форм собственности, снижение огосударствления, развитие конкуренции. На третьем этапе (1995—2005) происходило дальнейшее совершенствование механизмов трансформации собственности, основой которого стали Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998) и Концепция управления государственным имуществом на 2001—2005 гг. Политика приватизации и трансформации собственности основывалась на двух основных принципах: росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное осуществление реформ и учете социальных факторов и последствий преобразований. При реформировании собственности Республика Беларусь исходила из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственные может привести к резкому сокращению числа работающих и росту напряженности в стране. Одновременно преобладание денежных форм приватизации на данном этапе стимулировало появление новых эффективных собственников. На современном четвертом этапе Республика Беларусь проходит «точечное реформирование» объектов государственной собственности на основе индивидуального подхода, базирующегося на изучении инновационного потенциала предприятий, возможности внедрения новых технологий, экономической эффективности. Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурентной основе и на условиях, согласовавшихся в ходе переговоров. В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранение доли в уставном капитале, участие в Совете директоров, обладание «золотой акцией» и т.д. В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, принято постановление Совета министров от 30 апреля 2004 г., в соответствии с которым Министерству экономики поручено составить график подготовки объектов к отчуждению, если свыше пяти лет объекты не используются или неэффективно используются. Основным способом приватизации государственных предприятий останется их преобразование в открытые акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций. Одновременно стал использоваться метод продажи убыточных объектов за символическую плату. Так, в 2006 г. дочернее торговое предприятие «Закат» в г. Новогрудок (Гродненская область), численность работающих 25 человек, продано по конкурсу за 1 базовую величину 31 тыс. рублей, так как его финансовые обязательства на 19,9 млн рублей превышали активы баланса. В целом реформирование отношений собственности направлено на улучшение структуры государственного имущества, совершенствование системы управления, а также обеспечение долгосрочной и эффективной работы реформируемых предприятий. Одновременный переход к новым отношениям собственности в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильности социально-экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта «шоковой терапии», проводит эволюционное реформирование экономики. «Белорусская модель» социально-ориентированной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты граждан. Эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения. Всего за время проведения реформ (на 1 июля 2006 г.) приватизировано 4103 объекта государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3108 — коммунальной собственности. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек. Из общего числа реформированных государственных предприятий 1941 (47,8%) — преобразовали в открытые акционерные общества, 724 (17,8%) — выкуплены коллективами работников, 422(10,7%) — проданы по конкурсу, 976 (24,1%) — на аукционах. В отраслевом разрезе реформировано 534 промышленных предприятия или 37,5% от общего количества государственной собственности данной отрасли; 289 строительных организаций (30,5%); 1508 объектов торговли и общественного питания (72,5%), 759 предприятий АПК (44,9%); 973 организации в других отраслях народного хозяйства. Перечень объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации, ежегодно формируется Министерством экономики Республики Беларусь на основании предложений республиканских органов государственного управления. Перечень объектов коммунальной собственности формируется местными органами. Информация о готовящихся к приватизации объектов государственной собственности, ходе подготовки к акционированию, возможностях участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов публикуется в периодической печати и на официальном сайте Министерства экономики в сети Интернет.

Осуществление мер по разгосударствлению и приватизации привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности: установлен плюрализм (многообразие) форм собственности; преодолена монополия государственной собственности; произошло становление новых форм хозяйственной деятельности; широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность; сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности. 

Источник: https://economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-rf/preobrazovanie-otnosheniy-sobstvennosti-71471.html

Refpoeconom
Добавить комментарий