Правовые методы управления

«Правовые методы управления»

Правовые методы управления

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральноегосударственное бюджетное образовательноеучреждение

высшегопрофессионального образования

ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Нижневартовскийэкономико-правовой институт (филиал)

Кафедрагуманитарно-правовых дисциплин

Контрольнаяработа

подисциплине «теория управления» на тему

Выполнил:

студент1 курса

направления

«Государственноеи муниципальное управление»

(группаЗГ-11)

СеменицаИван Игоревич

Проверил:

АлиеваД.Р

Нижневартовск2014

Регистрационныйномер (кафедра) Дата

________________ __________________

Введение 3

Правовыеметоды управления 4

Административно-правовыеметоды управления 8

Административно-правовоепринуждение 11

Заключение 13

Списокиспользуемой литературы 14

Введение

Вобщепринятом понимании метод означаетспособ, приём практического осуществлениячего- либо.

Применительнок государственно-управленческойдеятельности под методом понимаетсяспособ, приём практической реализациизадач и функций исполнительной властив повседневной деятельности исполнительнымиорганами (должностными лицами) на основезакреплённой за ними компетенции, вустановленных границах и в соответствующейформе.

В подобном виде » метод»позволяет получить необходимоепредставление о том, как функционируетмеханизм исполнительной власти, какпрактически осуществляются управленческиефункции, с помощью использования какихсредств. Данная категория имеет в силуэтого прямое отношение к характеристикесущности процесса реализации исполнительнойвласти, являясь одним из её непременныхэлементов.

Она служит также целямпридания управлению динамики.

Следовательно,метод управления есть средствопрактического осуществления функцийгосударственно-управленческойдеятельности, достижения её целей.

Методылюбой деятельности разнообразны. Вравной степени это относится и к методамуправления, ибо различны по своемуназначению субъекты исполнительнойвласти, различны и находящиеся под ихвоздействием объекты. Но это не исключаетвозможности определённым образомтитуировать в их интересах присущие имнаиболее значимые свойства и специфическиечерты.

Всистеме методов управления персоналомвыделяют:

Административныйметод;

Экономическийметод;

Социально-психологическийметод.

Цельданной работы рассмотрение вопросаправовых методов управления.

Правовые методы управления

Методыуправления — это способы осуществленияуправленческих воздействий на персоналдля достижения целей управленияпроизводством.

Правовыеметоды являются способом осуществленияуправленческих воздействий на персонали базируются на власти, дисциплине ивзысканиях.

Правовыеметоды ориентированы на такие мотивыповедения, как осознанная необходимостьдисциплины труда, чувство долга,стремление человека трудиться вопределённой организации и т.п. Этиметоды воздействия отличает прямойхарактер воздействия: любой регламентирующийили административный акт подлежитобязательному исполнению.

Дляправовых методов характерно ихсоответствие правовым нормам, действующимна определённом уровне управления, атакже актам и распоряжениям вышестоящихорганов управления.

Различаютпять основных способов правовоговоздействия:

  • организационные воздействия;
  • распорядительные воздействия;
  • материальная ответственность и взыскания;
  • дисциплинарная ответственность и взыскания;
  • административная ответственность.

Организационныевоздействия основаны на подготовке иутверждении внутренних нормативныхдокументов, регламентирующих деятельностьперсонала конкретного предприятия.

Кним относятся устав предприятия илиорганизации, коллективный договор междуадминистрацией и трудовым коллективом,Правила внутреннего трудового распорядка,организационная структура управления,штатное расписание предприятия, положенияо структурных подразделениях, должностныеинструкции сотрудников и организациярабочих мест.

Эти документы (кромеустава) могут оформляться в видестандартов предприятия и обязательновводятся в действие приказом руководителяпредприятия. Эти документы обязательныдля всех сотрудников, и их несоблюдениевлечёт за собой применение дисциплинарныхвзысканий.

Распорядительныевоздействия направлены на достижениепоставленных целей управления, соблюдениевнутренних нормативных документов илиподдержание системы управленияпредприятием в заданных параметрахпутём прямого административногорегулирования. К известным способамраспорядительного воздействия следуетотнести приказы, распоряжения, указания,инструкции, целевое планирование,нормирование труда, координацию работи контроль исполнения.

Наиболеекатегоричной формой распорядительноговоздействия является приказ. Он обязываетподчинённых точно выполнить принятоерешение в установленные сроки, а егонеисполнение влечёт за собой соответствующуюсанкцию (наказание).

Приказ обычносостоит из пяти частей: констатацияситуации или события, меры по устранениюнедостатков или обеспечениюадминистративного регулирования,выделенные ресурсы для реализациирешения, сроки исполнения решения,контроль исполнения.

Распоряжениевыступает в качестве второго основноговида распорядительного воздействия.Оно обязательно для исполнения в пределахконкретной функции управления иструктурного подразделения.

Распоряжениеможет содержать все перечисленные вышечасти приказа и так же, как и приказ,обязательно для исполнения перечисленнымив нём подчинёнными.

Отличие распоряженияот приказа заключается в том, что ононе охватывает все функции предприятияи обычно подписывается заместителямируководителя предприятия.

Указанияи инструкции являются локальным видоморганизационного воздействия и чащевсего направлены на оперативноерегулирование управленческого процессав короткие сроки и для ограниченногочисла сотрудников.

Если указания илиинструкции даются в устной форме, тоони нуждаются в чётком контроле исполненияили должны быть основой высокого доверияв схеме отношений “руководитель-подчинённый”.

Кроме того, при их реализации вышестепень исполнения решений.

Дисциплинарнаяответственность и взыскания применяютсяв случае нарушения трудовогозаконодательства, когда имеет местодисциплинарный проступок, под которымпонимается противоправное виновноенеисполнение или ненадлежащее исполнениетрудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовыхобязанностей существует тогда, когдадоказана его личная вина и он действовалумышленно и неосторожно. Если же работникнарушил свои трудовые обязанности попричине от него не зависящей (отсутствиенормальных условий труда, недостаточнаяквалификация для выполнения порученнойработы и др.

), то он не может быть привлечёнк дисциплинарной ответственности. Дляпривлечения работника к дисциплинарнойответственности необходимо наличиетрёх условий: неисполнение или ненадлежащееисполнение трудовых (служебных)обязанностей; противоправные действияили бездействие работника; нарушениеправовых норм по вине работника.

Дисциплинарные взыскания налагаютсяруководителем предприятия, а такжедругими должностными лицами, которымделегированы в установленном законномпорядке соответствующие права

Материальнаяответственность и взыскания. Материальнаяответственность работников выражаетсяв их обязанности возместить ущерб,причинённый виновным действием илибездействию предприятию, на которомони работают.

Материальная ответственностьвозлагается на работников за ущерб,причинённый предприятию, с которым онисостоят в трудовых отношениях, а такжеза ущерб, возникший в связи с возмещениемим ущерба, причинённого его работникамитретьим лицам, если этот ущерб возмещёнпредприятием.

В этом случае по заявленномуиску на работника может быть в порядкерегресса возложена обязанность возместитьэтот ущерб предприятию в пределах,предусмотренным гражданскимзаконодательством.

Чаще всего к видамущерба, который необходимо возмещать,относятся следующие случаи: уничтожениеили порча имущества по небрежностирабочего; утрата документов, оборудования;вынужденный простой на предприятии повине работника и др. Материальнаяответственность может быть полной иограниченной, индивидуальной иколлективной.

Административнаяответственность и взыскания применяютсяв случаях совершения административныхправонарушений. Различают такие видыадминистративного взыскания, какпредупреждения, штрафы, административныйарест, исправительные работы, конфискацияили возмездное изъятие предметов.

Правовыеметоды управления являются мощнымрычагом достижения поставленных целейв случаях, когда нужно подчинить коллективи направить его на решение конкретныхзадач управления.

Идеальным условиемих эффективности является высокийуровень регламентации управления итрудовой дисциплины, когда управленческиевоздействия без значительных искаженийреализуются нижестоящими звеньямиуправления. Это особенно актуально вбольших многоуровневых системахуправления, к которым относятся крупныепредприятия.

Демократизация управленияи развитие рыночных отношений в стране,развал централизованной административнойсистемы и деформация Морального кодексастроителя коммунизма понизили рольадминистративных методов управленияна предприятиях. Ряд противоречивыхпроцессов в обществе также препятствуетиспользованию административных методов.

К ним относятся рост безработицы ичастичная занятость на предприятиях,значительная инфляция в течение последнихлет, превышение темпов роста цен напотребительные товары над темпами ростазаработной платы, нарушение привычногоуклада жизни в семье.

Источник: https://studfile.net/preview/3240295/

Правовые методы управления

Правовые методы управления

Курсовая .  2010

Правовые методы управления

Введение … 2

Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный научно-методический фундамент.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек.

В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе.

Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жизни, развивает материальную и духовную культуру общества.

Наука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опровержений своих концепций — великий процесс восхождения мысли от абстрактного к конкретному.

Практика оперирует непреложными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы.

Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т. е. при владении искусством управления.

Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства.

В основе любого вида искусства лежат продуманные обобщения, возникающие в процессе творчества. По-настоящему можно понять произведение искусства, только постигнув законы композиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и действенным.

Кунц и О'Доннел о системном и ситуационном анализе управленческих функций говорят: «Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу.

Но всякое искусство использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата».

Одним из основных знаний науки управления являются методы управления. Методы управления – категория чрезвычайно актуальная. Именно по ним судят о состоянии и эффективности управленческого механизма.

В связи с переходом к рыночным отношениям, с усилением самостоятельности регионов, с разгосударствлением множества хозяйственных и иных объектов возникла необходимость в сокращении базы прямого распорядительства сверху.

А ведь именно в управленческих методах такого рода распорядительство получает свое наглядное проявление. Действительно, в административно-правовых методах наиболее полно и откровенно воплощается односторонняя юридическая властность.

Может быть, в современных условиях она и не нужна? Может быть, все вопросы, возникающие в сфере государственного управления, можно решать по типу гражданско-правовых сделок, т.е. путем соглашений?

Сама жизнь, однако, не дает оснований для положительного ответа на эти злободневные вопросы, так как управлять, не администрируя, практически невозможно. Кто-то должен решать эти вопросы хотя бы ради того, чтобы не допустить анархии и беспорядка.

Поэтому все заключается в том, чтобы методы, используемые в процессе объективно необходимого в любом обществе государственного управления, были разумными. А для этого есть только один путь – очищение их от бюрократических извращений.

Этого тяжелого наследия безграничного обобществления и ничем не ограниченного командования, характерного для доперестроечных десятилетий. Правда, это достаточно долговременная задача.

Но уже сейчас очевидно, что возрастает удельный вес общерегулятивных средств воздействия на экономику и другие области жизни общества. И это характерно не только для законодательства, но и для управленческой деятельности.

Соответственно усиливаются гарантии, обеспечивающие права и законные интересы управляемых, их защиту от проявлений бюрократического администрирования

Цель курсовой работы рассмотреть правовые методы управления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть общие положения о государственном управлении: дать понятие государственного управления; проанализировать методы государственного управления и их классификацию.

2) Рассмотреть правовые методы управления: дать понятие правовых методов управления; рассмотреть правовые акты как форму существования правовых методов управления.

При написании курсовой работы использовалась учебная литература, научно – популярная литература, информационные ресурсы сети Интернет.

… Глава 1. Общие положения о государственном управлении … 6 1.1. Понятие государственного управления … 6 1.2. Методы государственного управления и их классификация … 12 Глава 2. Правовые методы управления … 17 2.1. Понятие правовых методов управления … 17 2.2. Правовые акты как форма существования правовых методов управления … 19 Заключение … 27

Применительно к любому виду деятельности под методами обычно понимают способы, приемы или средства анализа, оценки ситуаций и достижения поставленных целей, решения поставленных задач.

Метод управления — это способ анализа и оценки состояния реализации функций и задач управления, средство и приемы воздействия органа исполнительной власти (субъекта управления) на управляемые объекты (физические и юридические лица).

Принципиальная роль метода, его главное предназначение состоит в том, что он служит наиболее эффективным подходом и средством достижения сформулированной цели управления. Методы управления тесно связаны с целями управления.

Они характеризуют сам характер процесса государственного воздействия на управленческие отношения. Методы управления в какой-то мере зависят от политического режима в государстве.

Методы в деятельности исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ показывают, как, каким образом государство выявляет актуальные проблемы, как формулирует цели и решает задачи по обеспечению демографически обоснованной социальной политики.

По сути дела используемые методы в основном определяют качественную характеристику государственного управления, осуществляемого в основном органами исполнительной власти, государственного управления.

Совершенствование организации деятельности органами исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ осуществляемого по предметам ведения и в объеме своих полномочий невозможно без совершенствования существующих методов и средств управления.

Методы органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ можно классифицировать по различным основаниям.

Например, в зависимости от реализации основных (предметных) функций всего процесса управления (общие методы) или на его отдельных стадиях (специальные методы).

Особенностью методов деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ является то, что они применяются в процессе управления от имени и по поручению государства в установленном законом порядке.

Государственное управление направлено на осуществление практически всех основных функций государства: хозяйственно — организаторской, культурно — воспитательной, охраны собственности, правопорядка, прав и законных интересов граждан.

м государственного управления является организация исполнения и практическое проведение в жизнь законов и подзаконных актов.

В этой связи совершенствование форм государственного управления, повышение его эффективности являются важнейшей составной частью для дальнейшего развития рыночных отношений в России.

В таком регулировании используются различные правовые средства: правовые нормы, правоотношения, правотворчество, правоприменение, субъективные права и юридические обязанности. Все эти средства охватываются механизмом правового регулирования, под которым понимается взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на отношения в обществе.

Применительно к государственному управлению под механизмом административно — правового регулирования следует понимать взятую в единстве систему административно — правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Сам механизм административно — правового регулирования состоит из следующих элементов: административно — правовых норм, административно — правовых отношений, осуществления прав и обязанностей участниками этих отношений.

В качестве средств правового регулирования Российское право использует предписание, запрет и дозволение. Комбинация и пропорция этих средств образует метод той или иной отрасли права. В административном праве, как правило, исключается равенство участников. Для административно — правового регулирования характерно …

Список использованных источников и литературы … 29…2. Атаманчук Г. В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие / Г.В. Атаманчук. – М.,2000.3. Бражник М. и направленность основных управленческих функций в теории управления / М. Бражник // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — N 10. — С. 86-91. 4. Бугера В. Е. Как определить понятие «управление», или Ошибка Норберта Винера / В. Е. Бугера // Экономика и управление. — 2004. — N 6. — С. 39-42. 5. Глущенко Е В. Теория управления : Учеб.курс. — М. : Вестник, 1997. — 332с. 6. Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ // Пробл. теории и практ.упр.-1997.-N1.-С.26-31. 7. Граждан В. Д. Теория управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» / В. Д. Граждан. – М.: Гардарики, 2005. — 415 с. 8. Егоров А. И. Основы теории управления / А. И. Егоров. – М. : Физматлит : Наука/Интерпериодика, 2004. — 502 с. 9. Емельянов С. В. Избранные труды по теории управления / С.В. Емельянов ; Рос. акад. наук, Ин-т системного анализа. – М. : Наука, 2006. -448 с.10. Кузнецов А. И. Что посеешь, то и… пожнешь : современные аспекты создания жизнеспособной компании / Кузнецов А. И., Зяблицкий И. Ю. // Российское предпринимательство. — 2007. — N 8, вып. 2. — С. 3-8. 11. Мандрица В.М.Правовые основы управления: Учеб. пособие для вузов/ В.М.Мандрица,В.В.Касьянов. — Ростов-н/Д.:Феникс,2002. — 480с. 12. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. засл. деят. науки Рос. Федерации, д.ю.н., проф. Л. Л. Попова. — Москва : Высшее образование, 2007. – 467 с.13. Николаев А. Теория управления для новой экономики / А. Николаев // Консультант директора. — 2004. — N 7. — С. 8-13. 14. Панина Е. М. Организационное развитие: история и современность / Е. М. Панина // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). — 2006. — N 2. — С. 108-118. 15. Петров Ю. П. Очерки истории теории управления : [рекомендации аспирантам и соискателям по сдаче нового кандидатского экзамена по истории и философии науки История развития теории управления] / Юрий Петров. — Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2007. — 266 с. 16. Пугачев В. П. Управленческая наука: проблемы институциализации в современной России / В. П. Пугачев // Вестник Московского университета, Сер. 21, Управление (государство и общество). — 2008. — N 3. — С. 21-37. …20 источников

Price: 10 points

Источник: http://5legko.ru/Home/Work/2044

Административно-правовые методы управления персоналом предприятия (организации)

Правовые методы управления

Как известно, управление – это одна из самых сложных областей человеческой деятельности. Термин «управление» означает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

Для эффективного управления руководителю необходимо владеть всем спектром методов управления персоналом. Под методами управления понимаются способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

Административно-правовые методы управления персоналом предприятия (организации) — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.

Различают следующие способы административно-правового воздействия:

  • организационные и распорядительное воздействия;
  • дисциплинарная ответственность и взыскания;
  • материальная ответственность и взыскания;
  • административная ответственность и взыскания.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала (устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка). Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования (приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда).

Дисциплинарная ответственность — это ответственность за обязательное для всех работников соблюдение правил поведения, определенных Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации.

Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Работник в свою очередь обязан установленный порядок соблюдать.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Правомерность, обоснованность и целесообразность применения мер дисциплинарного воздействия определяются соответствующими законодательными актами.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее противоправного поведения, действия или бездействия, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Материальная ответственность со стороны работодателя наступает, во всех случаях незаконного лишения возможности работника трудиться, в частности, если заработок работником не был получен в результате:

  • незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
  • отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
  • задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения сотрудника.

В случае причинения по вине работодателя ущерба имуществу работника, работодатель обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, нанесенный работодателю, так и за ущерб, возникающий у работодателя в результате возмещения им иным лицам ущерба, нанесенного по вине работника. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего месячного заработка.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный ущерб в полном объеме и возникает в следующих случаях:

  • когда на работника законодательно возложена материальная ответственность в полном объеме за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных по разовому документу;
  • умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если ущерб установлен соответствующим государственным органом;
  • разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях предусмотренных федеральными законами;
  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителем руководителя, главным бухгалтером, а с иными работниками — отдельными письменными договорами.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Административным кодексом РФ (№ 196-ФЗ от 30декабря 2001 года). Перечень административных правонарушений со стороны физических и юридических лиц установлен данным Кодексом.[2]

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно–хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном письменном порицании физического или юридического лица;
  • административный штраф — денежное взыскание, которое может выражаться величиной, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов и сборов, подлежащих уплате;
  • возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права (например, управления транспортным средством);
  • административный арест;
  • дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Уголовная ответственность наступает в случаях совершения преступлений, которые характеризуются как общественно опасные деяния в виде активных противоправных действий. Уголовная ответственность применяется к физическим лицам, устанавливается только судом и только на законных основаниях. Меры уголовной ответственности соответствуют характеру преступления.

Наиболее часто встречающиеся в практике служб управления персоналом уголовные преступления, связанные с посягательствами на личность и на собственность. Сюда относятся:

  • превышение власти и полномочий (хищения имущества, клевета, оскорбление, преследование за критику);
  • самоуправство (злоупотребление служебным положением, халатность, получение или дача взятки, должностной подлог);
  • нарушения законов о труде (увольнение беременной женщины или кормящей матери, похищение или подделка документов).

Список использованных источников

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/upravlenie/menedgment/menedgment-01-2.html

Методы управления персоналом

Правовые методы управления

Поскольку такие методы основаны на осознанной необходимости дисциплины труда, чувстве долга и стремлении сотрудника работать в конкретной компании, то для них характерно прямое воздействие в виде регламентирующих и административных актов, которые необходимо исполнять.

Административные методы соответствуют правовым нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Сюда входит целый комплекс работ с персоналом: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, подбор кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов, контроль за их исполнением, издание приказов и распоряжений.

Реализация административных методов осуществляется через управленческие воздействия на персонал, которые держатся на трех китах — властные отношения, дисциплина и система административно-правовых взысканий.

В целом можно выделить шесть типов воздействий на персонал:  

1. Организационные воздействия

В основе этого типа воздействий — утвержденные внутренние нормативные документы: устав организации, организационная структура и штатное расписание, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы регламентируют деятельность персонала компании.

2. Распорядительные воздействия

Данный тип воздействия подразумевает соблюдение требований внутренних нормативных документов, к которым относятся приказы, указания, распоряжения, инструкции и др. Так, например, приказы от имени руководителя организации обязывает сотрудников точно исполнять принятые решения в установленные сроки.

А распоряжения, как правило, издаваемые от имени заместителей руководителя по направлениям, становятся обязательными для исполнения в пределах конкретной функции.

Что касается таких инструментов воздействия, как указания и инструкции, то они оперативно регулируют управленческий процесс, хотя затрагивают ограниченное число сотрудников. 

3. Дисциплинарная ответственность и взыскания

Дисциплина подразумевает подчинение определенным правилам поведения. Поэтому за дисциплинарный проступок работодатель имеет право применить к сотрудникам такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

4. Материальная ответственность 

Если сотрудник наносит компании ущерб в результате своих противоправных действий или, наоборот, бездействия, то он несет материальную ответственность.

5. Административная ответственность и взыскания 

Применяются если сотрудник совершает административные правонарушения. Это может быть предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация.

6. Уголовная ответственность 

Крайняя мера, которая грозит сотруднику в случае, если он совершает общественно опасное деяние в виде противоправных действий: посягательство на личность и на собственность (превышение власти и полномочий — мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление); самоуправство (должностной подлог, злоупотребление служебным положением, получение или дача взятки, халатность); нарушение законов о труде (похищение или подделка документов, увольнение беременной женщины или кормящей матери).

Экономические методы управления персоналом

Работодатели могут воздействовать на персонал и исходя из экономических законов. Среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы.

Материальное стимулирование подразумевает определение уровня материального вознаграждения сотруднику (заработная плата, премии), а также компенсаций и льгот.

Выражает непосредственный интерес наемных работников, отражается в себестоимости продукции и распределяется между отдельными работниками в зависимости от затраченного труда, а также спроса и предложения на продукцию.

Компания может устанавливать своим сотрудникам стимулирующие доплаты и надбавки, заключив с ними коллективные договоры. Однако для некоторых категорий работников стимулирующие выплаты устанавливаются на законодательном уровне, в частности для тех, кто занят на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями и т.д.

К экономическим методам управления персоналом относятся также гарантии и компенсации.

Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений, в то время как компенсации — это денежные выплаты, возмещающие работникам затраты, которые связаны с исполнением ими обязанностей.

Гарантии бывают при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда. Также гарантии и компенсации предоставляются при направлении в служебные командировки, при переезде в другую местность, при совмещении работы с обучением, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и др.

  • Дополнительная заработная плата

Помимо основной заработной платы, которая обеспечивает минимальный размер оплаты труда, работникам в некоторых случаях выплачивается дополнительная заработная плата (доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда, надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей, доплаты за ненормированный рабочий день и т.д.).

Также работодатель может выплачивать своим сотрудникам премию за результаты труда, в зависимости от прибыли. Премии используются как способ материальной мотивации персонала в компании.

К экономическим методам управления персонала можно отнести и материальную помощь. Она выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных или экстремальных ситуациях (смерть сотрудника или его близких родственников, оплата лечения, несчастные случаи и др.).

Могут использоваться в качестве вознаграждения или компенсации, как дополнение к личным формам оплаты труда: пенсионное обеспечение, возмещение телефонных затрат, предоставление кредитных карт и т.д.

Социально-психологические методы

В основе этих методов лежат законы социологии и психологии, которые играют ключевую роль в HR-менеджменте. Социально-психологические методы включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.

С помощью социологических методов можно оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения целей, наладить в компании эффективные коммуникации.

К социологическим методам относятся: социологические исследования, оценка личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Психологические методы дают возможность сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных задач компании.

Психологические методы включают:

  • формирование подразделений с учетом психологической совместимости сотрудников;
  • создание комфортного климата в коллективе;
  • анализ личной мотивации сотрудников исходя из философии компании;
  • решение межличностных конфликтов;
  • разработку моделей профессионального развития сотрудников;
  • развитие навыков и уровня квалификации персонала;
  • формирование корпоративной культуры.

В качестве способов психологического воздействия на персонал можно рассматривать вовлечение, побуждение, осуждение, убеждение, подражание, принуждение, порицание, похвалу. 

Источник: https://kontur.ru/articles/4396

Refpoeconom
Добавить комментарий