Практикум по теме лекции 3

Практикум по теме лекции 3

Практикум по теме лекции 3

Плансеминара

Естественныеи социальные условия жизни. Ростпотребностей и ограниченность ресурсов.

Экономическиеограничения. Граница производственныхвозможностей.

Потребностии их классификация в разных экономическихшколах.

Основыобщественного производства.

Факторыпроизводства, их взаимодействие икомбинация.

Вопросыдля дискуссий, контрольных работ иолимпиад

Что такоеэкономические ресурсы? Согласны ли выс тем, что время представляет собойэкономический ресурс?

Сопоставьтеспособы, посредством которых команднаяэкономика и рыночная экономика пытаютсясправиться с проблемой редкости ресурсов.

Чеместественная ограниченность ресурсовотличается от экономической редкости?

Существуетли разница между понятиями «ресурс» и«фактор»? Назовите ресурсы и факторы вмебельной мастерской.

Наполнитесодержанием понятия «производительныесилы» и «экономические отношения».

По какомупринципу вы распределяете ограниченныересурсы между членами вашей семьи (пожеланию, способностям, возможностям)?Может быть, ресурсы вашей семьинеограниченные?

Предположим,что вы получили свой первый заработок.Каким образом ограниченность,альтернативная стоимость и проблемавыбора повлияют на то, как вы потратитеденьги?

Имела лиальтернативную стоимость ваша последняякрупная покупка? Что было альтернативнойстоимостью вашего решения провестивремя так, как вам хотелось?

Какиенедостатки имеет концепция «четырехфакторов»? Почему теория постиндустриальногообщества ее расширяет?

Какизмеряется производительность труда?В чем трудность ее измерения?

Чемпроизводительность труда отличаетсяот интенсивности труда? Приведитепримеры.

Существуютли различия в трактовке факторапроизводства «капитал» в разныхэкономических школах?

Объясните,как каждый фактор производства участвуетв выпуске какого-нибудь распространенноготовара (например, этого учебного пособия).

Известно,что общественный продукт в своем движениипроходит четыре стадии: производство,распространение, обмен и потребление.Вопрос о том, с какой из этих четырехстадий начинается экономика, являетсядискуссионным. Выскажите и аргументируйтесвою точку зрения.

Тесты,ситуации, задачи

IВыберитеправильный ответ

1. Ограниченностьозначает, что:

а) обществоможет предложить меньше ресурсов, чемхотели бы иметь люди;

б) хозяйствующиесубъекты не умеют рационально вестихозяйство;

в) людимало производят и много потребляют.

2. Ограниченность– это проблема, которая:

а) существуеттолько в бедных странах;

б) естьтолько в бедных семьях;

в) естьу всех людей и обществ;

г) никогдане возникает в богатых семьях.

3. Проблема«редкости» может быть решена, если:

а) будетрешена проблема бедности во всем мире;

б) будутоткрыты неисчерпаемые источники энергии;

в) всестраны мира станут постиндустриальнымиобществами;

г) всесказанное неверно.

Отбросьтеневерные утверждения

1. Альтернативнаястоимость – это стоимость товара илиуслуги,

измеряемая:

а) министерствомтруда;

б) индексомпотребительских цен;

в) ценойпокупаемого продукта;

г) тем,чем надо пожертвовать для приобретениятовара или услуги.

2. Криваяпроизводственных возможностей показываетразличные комбинации двух продуктовпри:

а) полномиспользовании всех имеющихся ресурсови неизмен-

нойтехнологии;

б) неполномиспользовании трудовых ресурсов;

в) измененииколичества применяемых ресурсов.

Выберитеправильные ответы

1. Приросте производительности труда затратыживого труда:

а) уменьшаются;

б) возрастают;

в) остаютсянеизменными.

2. Воспроизводство– это:

а) единичныйакт движения продукта по фазампроизводства, распределения, обмена ипотребления;

б) постоянныйкругооборот продукта по фазам общественногопроизводства.

3. «Экономическими»благами являются:

а) выпеченныйхлеб (да, нет);

б) деревьяв лесу (да, нет);

в) мебельв магазине (да, нет);

г) угольв недрах земли (да, нет).

Разберитесьв понятиях

Разграничьтечастные и общественные блага:

а) пользованиегородским парком;

б) наемчастного самолета;

в) использованиеприватизированной лодочной станции.

Решитезадачи

Задача1.

Определитеальтернативную стоимость компьютера,если известно, что на производствоодного компьютера уходит столько жесредств, сколько на производство двухмагнитофонов.

Задача2.

Выпускпродукции вырос в 2 раза. При этом числозанятых увеличилось в 1,5 раза, аинтенсивность их труда повысилась на20 %. Определите, насколько вырослапроизводительность труда за указанныйпериод.

Задача3.

Численностьзанятых увеличилась в 2,9 раза. А объемвыпускаемой продукции – в 24 раза.Определите, какая часть приростапродукции была получена за счет увеличениязанятости, какая – за счет повышенияпроизводительности труда. Задача 4.

Числорабочих на предприятии сократилось на20 %, а выпуск продукции удвоился.Определите изменение производительноститруда.

Темыдля экономического анализа, рефератов,кроссвордов и эссе

Формализуйтезависимости

Предприятие,затрачивая ресурсы в количестве Х, можетпроизвести продукт в количестве g.Напишите формулу производственнойфункции, устанавливающей связь междуэтими величинами.

Напишитеформулу производственной функции,зависящей от объема двух потребляемыхресурсов Х1 и Х2. Начертите график кривойпроизводственной функции.

Воспроизведитепроизводственную функцию Кобба-Дугласаи растолкуйте ее экономическое содержание.

Напишитереферат на выбранную тему

Абсолютнаяи относительная ограниченность ресурсови благ.

Россия –ресурсная кладовая мира.

Классификацияблаг, ресурсов, потребностей.

Прокомментируйтена семинареглавы «Ресурсы» и «Запас карман нетянет» книги А. П. Паршева «Почему Россияне Америка». М.: Форум, 2000. С. 57–78.

Сочинитеэкономическое эссе на любую из тем

«Ты иубогая, ты и обильная, матушка Русь» (Н.А. Некрасов).

«Экономическаятеория – это наука, изучающая человеческоеповедение с точки зрения соотношениямежду целями и ограниченными средствами,которые могут иметь иное употребление»(Роббинс).

Источник: https://studfile.net/preview/4330700/page:24/

rrumagic.com

Практикум по теме лекции 3

План семинара

Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов.

Экономические ограничения. Граница производственных возможностей.

Потребности и их классификация в разных экономических школах.

Основы общественного производства.

Факторы производства, их взаимодействие и комбинация.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

Что такое экономические ресурсы? Согласны ли вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?

Сопоставьте способы, посредством которых командная экономика и рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости ресурсов.

Чем естественная ограниченность ресурсов отличается от экономической редкости?

Существует ли разница между понятиями «ресурс» и «фактор»? Назовите ресурсы и факторы в мебельной мастерской.

Наполните содержанием понятия «производительные силы» и «экономические отношения».

По какому принципу вы распределяете ограниченные ресурсы между членами вашей семьи (по желанию, способностям, возможностям)? Может быть, ресурсы вашей семьи неограниченные?

Предположим, что вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как вы потратите деньги?

Имела ли альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка? Что было альтернативной стоимостью вашего решения провести время так, как вам хотелось?

Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества ее расширяет?

Как измеряется производительность труда? В чем трудность ее измерения?

Чем производительность труда отличается от интенсивности труда? Приведите примеры.

Существуют ли различия в трактовке фактора производства «капитал» в разных экономических школах?

Объясните, как каждый фактор производства участвует в выпуске какого-нибудь распространенного товара (например, этого учебного пособия).

Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, распространение, обмен и потребление. Вопрос о том, с какой из этих четырех стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

Тесты, ситуации, задачи

IВыберите правильный ответ

1. Ограниченность означает, что:

а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;

б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;

в) люди мало производят и много потребляют.

2. Ограниченность – это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) есть только в бедных семьях;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает в богатых семьях.

3. Проблема «редкости» может быть решена, если:

а) будет решена проблема бедности во всем мире;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.

Отбросьте неверные утверждения

1. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги,

измеряемая:

а) министерством труда;

б) индексом потребительских цен;

в) ценой покупаемого продукта;

г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.

2. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

а) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизмен-

ной технологии;

б) неполном использовании трудовых ресурсов;

в) изменении количества применяемых ресурсов.

Выберите правильные ответы

1. При росте производительности труда затраты живого труда:

а) уменьшаются;

б) возрастают;

в) остаются неизменными.

2. Воспроизводство – это:

а) единичный акт движения продукта по фазам производства, распределения, обмена и потребления;

б) постоянный кругооборот продукта по фазам общественного производства.

3. «Экономическими» благами являются:

а) выпеченный хлеб (да, нет);

б) деревья в лесу (да, нет);

в) мебель в магазине (да, нет);

г) уголь в недрах земли (да, нет).

Разберитесь в понятиях

Разграничьте частные и общественные блага:

а) пользование городским парком;

б) наем частного самолета;

в) использование приватизированной лодочной станции.

Решите задачи

Задача 1.

Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

Задача 2.

Выпуск продукции вырос в 2 раза. При этом число занятых увеличилось в 1,5 раза, а интенсивность их труда повысилась на 20 %. Определите, насколько выросла производительность труда за указанный период.

Задача 3.

Численность занятых увеличилась в 2,9 раза. А объем выпускаемой продукции – в 24 раза. Определите, какая часть прироста продукции была получена за счет увеличения занятости, какая – за счет повышения производительности труда. Задача 4.

Число рабочих на предприятии сократилось на 20 %, а выпуск продукции удвоился. Определите изменение производительности труда.

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе

Формализуйте зависимости

Предприятие, затрачивая ресурсы в количестве Х, может произвести продукт в количестве g. Напишите формулу производственной функции, устанавливающей связь между этими величинами.

Напишите формулу производственной функции, зависящей от объема двух потребляемых ресурсов Х1 и Х2. Начертите график кривой производственной функции.

Воспроизведите производственную функцию Кобба-Дугласа и растолкуйте ее экономическое содержание.

Напишите реферат на выбранную тему

Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.

Россия – ресурсная кладовая мира.

Классификация благ, ресурсов, потребностей.

Прокомментируйте на семинаре главы «Ресурсы» и «Запас карман не тянет» книги А. П. Паршева «Почему Россия не Америка». М.: Форум, 2000. С. 57–78.

Сочините экономическое эссе на любую из тем

«Ты и убогая, ты и обильная, матушка Русь» (Н. А. Некрасов).

«Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» (Роббинс).

Лекция 4

Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И МОДЕЛИ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В лекции исследуется экономическая жизнь общества в рамках определенной экономической системы.

Анализу подвергаются следующие вопросы:

понятие экономической системы;

классификация экономических систем, их видов и моделей;

сущность классического капитализма, смешанной и социально ориентированной экономики;

характерные признаки новой экономики.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/mahovikova/0/j104.html

Практикум по теме лекции 24 • Экономическая теория., Галина Афанасьевна Маховикова, 2006

Практикум по теме лекции 3

План семинара

Первоначальное накопление капитала и его особенности в России.

Механизм рыночных преобразований. «Шоковая терапия».

Обеспечение экономической безопасности.

Роль институтов в рыночной трансформации экономики России.

Теневая экономика и методы ее преодоления.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

Сформулируйте сущность первоначального накопления капитала.

Назовите особенности формирования наемного труда в Англии, США и дореволюционной России.

Можно ли считать, что в советской России не существовало наемного труда? Чем по своему социально-экономическому положению отличается рабочий класс советской России от наемных рабочих современной России?

Назовите пути образования денежного капитала в разных странах.

Сравните накопления денежных капиталов в России в 1850-1860-х гг. и в конце 90-х гг. ХХ в.

Чем можно объяснить существование насильственных и криминальных методов накопления денежных средств в России в 90-х гг. ушедшего столетия? Почему государство оказалось беспомощным в упорядочении этого процесса?

Назовите специфику первоначального накопления капитала в современной России.

Всегда ли накопленный денежный капитал поступает в реальный сектор экономики и превращается в промышленный? Какие механизмы следует задействовать для стимулирования этого процесса?

Обдумайте причины, по которым развитие рыночной инфраструктуры в Москве проходит успешнее, чем в других регионах России.

Сформулируйте роль государства в период первоначального накопления капитала. Справилось ли оно с ней?

Известно, что трансформация экономики может произойти либо скачкообразно-революционным, либо эволюционно-реформист-ским путем. В чем, на ваш взгляд, состоят достоинства и недостатки того и другого пути?

Считаете ли вы правильным и эффективным для России «шоковую терапию» как путь перехода к рыночной экономике? В чем состоят негативные стороны этого метода по сравнению с градуа-листическим и гетеродоксальным?

Правильно ли поступил Китай, избрав линейный (градуалисти-ческий) путь рыночных преобразований?

Охарактеризуйте каждую из фаз переходного к рыночной экономике периода. Все ли они свойственны России?

В литературе дискутируется вопрос о признаках переходного периода, одним из которых выступает многоукладность экономики. Выскажите свое мнение об укладах современной России.

В экономической литературе дискутируется вопрос о позитивных и негативных сторонах «открытой экономики». В какой мере она полезна для России? В чем состоит ее опасность?

Назовите трудности переходного периода и методы их преодоления.

Что вы понимаете под формальными и неформальными правилами игры? Какими методами обеспечивается их соблюдение?

Назовите и раскройте содержание трех этапов, предполагающих системную трансформацию рыночной экономики. На каком из них находится современная Россия?

В зарубежной практике под теневой экономикой понимается обмен товарами и услугами, данные о которых не поступают в налоговое управление.

Возникает вопрос: правильно ли ограничивать правовые рамки теневой экономики лишь финансовыми проблемами? (Задумайтесь о неформальной экономике, о «черной» экономике и т. п.

, проценты от доходов которых иногда поступают в казну, но функционирование которых выходит за рамки морали.)

Можно ли считать, что криминальный бизнес – продукт только переходной экономики? Аргументируйте свою точку зрения примерами.

В экономической литературе дискутируется вопрос о том, в какой момент экономика перестает быть переходной. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения по этому вопросу.

Тесты, ситуации, задачи

I Выберите правильные ответы

1. Первоначальное накопление капитала – это процесс:

а) превращения средств производства и денег в капитал;

б) образования класса предпринимателей;

в) образования класса наемных рабочих.

2. К внутренним источникам накопления денежного капитала относятся:

а) получение доходов от «челночного» импорта;

б) получение фирмами прибылей, возникающих за счет либера-

лизации внешней торговли;

в) налоговые льготы, предоставляемые государством некоторым организациям (например, спортивным), на ввоз в страну спирто-водочных и табачных изделий;

г) коррупция, рэкет, теневая экономика;

д) кредиты из-за рубежа.

3. Целью первоначального накопления капитала в 90-х гг. в России были:

а) индустриализация страны (да, нет);

б) реструктуризация экономики (да, нет);

в) создание института частной собственности (да, нет);

г) аграрные преобразования (да, нет).

4. Рыночные преобразования в России происходили в форме:

а) «шоковой терапии»;

б) линейного (градуалистического) развития;

в) гетеродоксального развития.

5. Результатом преобразований российской экономики явилось:

а) укрепление формальных институтов;

б) утверждение власти закона;

в) укрепление личных связей в ущерб национальной экономике.

6. Наиболее адаптировались к рыночным отношениям:

а) сельское хозяйство;

б) кредитование;

в) военно-промышленный комплекс;

г) финансовая система;

д) система страхования.

7. Экономическими трудностями переходного периода явилось:

а) существование нерыночного сектора (да, нет);

б) слабая роль государства (да, нет);

в) наличие теневой экономики (да, нет);

г) слабость банковской системы (да, нет).

8. Причинами неподготовленности России к рыночной трансфор-

мации явилось (да, нет):

а) отсутствие легального частного сектора;

б) отсутствие духа предпринимательской инициативы у населения;

в) высокий уровень огосударствления экономики;

г) неэффективная структура национальной экономики (с доминирующей ролью ВПК, низким уровнем развития легкой промышленности);

д) негативное отношение большей части населения к рыночным отношениям;

е) неподготовленность людей к существованию в условиях рыночной экономики.

9. Разграничьте черты российского экономического менталитета, способствующие или тормозящие рыночную трансформацию:

а) общинность, рассматривающая человека как часть целого;

б) православие, поддерживающее перераспределительные прин-

ципы крестьянской общины;

в) отсутствие преклонения перед «эгоизмом экономического человека»;

г) склонность к смирению и покорности;

д) абсолютизация моральных ценностей;

е) абсолютизация материальных ценностей.

10. В рыночной экономической традиции успех – это:

а) удача и следствие везения (да, нет);

б) результат собственных длительных усилий (да, нет);

в) результат личных связей (да, нет);

г) следствие объективных процессов (да, нет).

11. Системная трансформация экономики – это:

а) слом старого институционального каркаса (да, нет);

б) выработка новых формальных правил игры (да, нет);

в) нахождение баланса между формальными и неформальными регуляторами (да, нет).

12. Реформы М. С. Горбачева (1987 г.) предусматривали проведение ряда модификаций, которые должны были трансформировать советскую плановую экономическую систему. К ним относились следующие:

а) Реформа предприятий. Она была направлена на то, чтобы сделать их прибыльными. Те из них, которым не удавалось это сделать, могли быть объявлены банкротами и закрыты.

б) Реформа цен. Согласно ей цены могли устанавливаться по договоренности между продавцом и покупателем. Ранее все цены определяло государство.

в) Реформа управления. Целью ее было свести к минимуму вмешательство государства в повседневную деятельность предприятий.

г) Пересмотр отношения к частному предпринимательству, которое должно было быть легализовано.

Существует мнение, что в случае успешной реализации этой реформы можно было бы построить «социализм с человеческим лицом», не прибегая к той кардинальной ломке плановой экономической системы, которая затем последовала. Выскажите свое мнение по этому вопросу. Можно ли было использовать китайский путь перехода к рынку?

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе

Напишите реферат на одну из тем

Механизм рыночных преобразований.

Роль институтов в рыночной трансформации экономики России.

Выступите на семинаре с сообщениями об интересных книгах

1. Нуреев Р. М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001. Ч. 3. Гл. 7.

Тема: Россия в третьем эшелоне развития капитализма.

2. Коловангин П. М., Рыбаков Ф. Ф. Экономическое реформирование России в ХХ веке. СПб.: Петрополис, 1996. Гл. 1.

Тема: Основные этапы экономического реформирования в России.

3. Афанасенко И. Д. Экономика и духовная программа России. СПб.:

Третье тысячелетие, 2001. Р. 2. Гл. 5.

Тема: Методы реформирования социальной и экономической жизни.

Сакс Дж. Рыночная экономика. М., 1994. Тема: Три фазы переходного периода.

Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996.

Тема: Альтернативные программы экономического реформирования России. (Программы Ю. Соколова, О. Лобова, Е. Сабурова, Г. Явлинского, Е. Гайдара.)

6. «Японское чудо» и советская экономическая реформа / Под ред. Уинэдо Инабо и Сэйндзи Иунуми. М., 1991.

Тема: Японские предложения по реформе экономики в Советском Союзе.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

Тема: Когда завершается трансформация экономики?

Сочините экономическое эссе на темы

«История рынка в России значительно короче, чем, например, в Европе или странах Востока. Тем не менее и российский рынок имеет давнюю и богатую биографию» (А. Казаков, экономист).

«Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европою… история ее требует другой мысли, другой формулы» (А. С. Пушкин).

«Путь догоняющего развития»: достоинства и недостатки.

Источник: http://uchebnik.biz/book/533-yekonomicheskaya-teoriya/126-praktikum-po-teme-lekcii-24.html

Refpoeconom
Добавить комментарий