Понятие либерализация хозяйственной жизни

Понятие либерализация хозяйственной жизни

Понятие либерализация хозяйственной жизни

Государственное регулирование экономики на протяжении большей части ХХ в. усиливалось. Однако в последние полтора- два десятилетия наметилась обратная тенденция.

Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией).Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

2. Основное противоречие, по Марксу, — между производительными силами и производственными отношениями. Сосредоточение огромных богатств в руках «избранных» позволяет монополизировать производства и диктовать рынку цены.

Для выживания народа и более-менее достойного его существования правительства и банки печатают всё больше НИЧЕМ не подтверждённых денежных знаков. Конфликт между Пр. Силами и Пр. Отношениями выходит на более высокий виток.

Нужно смириться, что скоро ВСЕ обнищаем, и обнищание будет продолжаться до установления баланса между общей денежной массой и количеством товара и услуг!

Как систематизированное знание, как наука, экономика сформировалась в XV–XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, – почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство, откуда оно берется? Экономика в те времена – это наука о богатстве.

Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, былимеркантилисты (от итал. мерканте – торговец).

Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото).

А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства.

Следующий шаг в развитии экономики связан сфизиократической школой (греч. физис – природа, кратос – власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство.

Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации.

Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.

Идеи физиократов были развиты и углублены представителямианглийской классической политэкономии (У.Петти, А.Смитом, Д.

Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. У.

Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И.Ньютона в физике. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776 г.) А.

Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой» содействуют реализации интересов других людей и общества в целом.

Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория – марксизм, – развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость.

Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма.

Тем не менее нельзя отрицать большой вклад в развитие экономики как науки, сделанный К.Марксом.

Параллельно с марксизмом в XIX веке развиваетсянеоклассическое направление, представители которого сосредоточивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей.

Опираясь на накопленные теоретические знания, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, в частностимаржинализм (от лат.

маргинальный – крайний, предельный) – теорию, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения.

Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.

Огромный вклад в развитие неоклассического направления внесА.Маршалл. В своей работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) он разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.

В 1936 г. английский экономист Дж.Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление в экономике –кейнсианство.

Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс пришел к выводу, что такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, потери общества при этом столь велики, что для того, чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж.Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.

Наконец, с именем лауреата Нобелевской премии М.Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики –монетаризм.

Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы.

Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно-кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.

Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 335 | Нарушение авторских прав

Источник: https://medlec.org/lek3-27991.html

Понятие либерализация хозяйственной жизни — Экономика — Конспект лекций

Понятие либерализация хозяйственной жизни

Понятие либерализация хозяйственной жизни

Государственное регулирование экономики на протяжении большей части ХХ в. усиливалось. Однако в последние полтора— два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Внешнеэкономическая либерализация в различных регионах мира

В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике в 50—60-е гг.

Если взять такой традиционный инструмент внешнеторгового регулирования, как таможенные пошлины, то можно убедиться, что развитые страны снизили уровень своего таможенного обложения после Второй мировой войны в несколько раз. Среднеарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял 17% в 1913 г., 32% — в 1931 г. и 16% — в конце 40-х гг.

, а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии — 5,9%, ЕС — 6,6% (если же считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе развитых стран он оценивался в 3,9% ).

В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала.

В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром.

Международная передача технологий здесь если и регулируется, то прежде всего в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения.

Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы. так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).

В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), особенно после краха модели импортозамещения.

По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей здесь уровень тарифных ставок остается выше, чем в развитых странах (в ряде случаев составляет 20—30%).

Так, в России средневзвешенный уровень тарифных ставок на импортные товары колеблется в последние годы в пределах 13—14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17% и планируется его снизить к концу столетия до 15%.

Больше ограничений в этих двух группах стран на ввоз и особенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах — членах МВФ, и это были преимущественно страны развивающиеся и с переходной экономикой.

Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений.

Тем не менее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX — начале ХХ вв.

Сочетание либерализации и протекционизма во внешнеэкономической политике

Говоря о тенденции к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в лице нетарифных ограничений.

Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, технические стандарты и санитарные нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств.

В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам.

Нельзя забывать и о том, что во всех странах, даже развитых, для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация.

Понятие открытой и закрытой экономики

Открытая экономика — это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер (в закрытой экономике большинство рынков, отраслей и сфер для них закрыто). Однако в мире почти нет полностью открытых, т.е.

полностью либерализованных экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому нередко говорят о более открытых или менее открытых экономиках.

Так, российская экономика более открыта, чем китайская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле этих товаров на внутреннем рынке, степени либерализации валютно-расчетных отношений и другим показателям.

В тех случаях, когда протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о закрытой экономике. В мире их осталось немного.

Это объясняется тем, что, как доказал мировой опыт, существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста.

Расчеты по 117 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского университета, показали, что там, где в последнюю четверть века проводилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7%, а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу был в пять раз выше.

Выводы

1. Мировой экономике (мировому хозяйству, всемирному хозяйству) можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика — это сумма всех национальных экономик мира.

По узкому определению — это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке.

2. Между странами существуют международные экономические отношения (внешнеэкономические связи, мирохозяйственные связи), т.е. хозяйственные отношения между юридическими и физическими лицами разных стран.

Их можно классифицировать по следующим формам: международная (мировая) торговля товарами и услугами, международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международная торговля знаниями (международная передача технологии), а также международные валютно-расчетные отношения.

3. Мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т.е.

совокупность национальных рынков (по узкому определению — это совокупность только тех товаров и услуг, которые продаются и покупаются на внешнем рынке) сложился к концу XIX в. После того как к началу ХХ в.

к этому добавилось мощное международное движение факторов производства, стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хозяйства.

4. Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений заключается в различии в наделенности  стран факторами производства (экономическими ресурсами). С одной стороны, это ведет к международному разделению труда, с другой — к перемещению этих факторов между странами.

5.

Усиление участия страны в мировом хозяйстве, называемое интернационализацией ее хозяйственной жизни, измеряется набором показателей, в первую очередь, экспортной квотой, долей иностранных товаров на внутреннем рынке, объемом экспорта товаров и услуг на душу населения, отношением иностранных капиталовложений к ВВП страны, их долей в ее ежегодных инвестициях, долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых, долей иностранных патентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий.

6. В свою очередь уровень интернационализации растет во многом в результате деятельности ТНК, число и размах хозяйствования которых особенно быстро увеличивается начиная со второй половины ХХ в. Их деятельность базируется на прямых инвестициях, принимающих форму зарубежных филиалов ТНК.

7. Деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Подобный процесс называется глобализацией, которая, в сущности, является более высокой стадией интернационализации.

8. Глобализация осуществляется прежде всего через регионализацию, когда внешнеэкономические связи страны ориентируются на свой и соседние регионы. На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, т.е.

срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.

Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы междустранами-участницами.

9. Хотя на протяжении большей части ХХ в. государственное регулирование экономики усиливалось, в последние десятилетия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Последняя начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической деятельности развитых стран в 50— 60 гг., а в остальных группах стран — в основном позже.

В результате экономики большинства стран мира превращаются во все более открытые, характеризующиеся более высокими темпами экономического роста по сравнению с закрытыми экономиками.

Термины и понятия

Мировая экономика (мировое хозяйство, всемирное хозяйство)

Международные экономические отношения

Мировой рынок

Торгуемые и неторгуемые товары

Международное разделение труда

Интернационализация экономики

Экспортная квота

Транснациональная корпорация (ТНК)

Транснационализация хозяйственной жизни

Глобализация

Регионализация

Международная экономическая интеграция

Интеграционные объединения

Либерализация (дерегуляция) экономики

Открытая экономика

Закрытая экономика

Вопросы для самопроверки

1. Какие формы международных экономических отношений являются главными для нашей страны?

2. Что такое торгуемые и неторгуемые товары и услуги?

3. Как соотносится активное участие в мирохозяйственных связях с экономической независимостью страны?

4. Экспортная квота в странах с примерно одинаковым уровнем экономического развития заметно различается: в Японии — 10%, Германии — 25 и Нидерландах — 55%.' Чем можно объяснить эти различия?

5.

Какие показатели интернационализации вам известны?

6. Какие компании можно назвать транснациональными корпорациями?

7. Как связаны интернационализация и глобализация?

8. Какая связь существует между глобализацией и регионализацией?

9. Каковы главные причины внешнеэкономической либерализации, происходящей почти во всех странах мира?

10. Чем закрытая экономика отличается от открытой?

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183

Источник: http://bookwu.net/book_ekonomika_949/153_ponyatie-liberalizaciya-hozyajstvennoj-zhizni

3.6. Либерализация хозяйственной жизни в мире

Понятие либерализация хозяйственной жизни

Государственноерегулирование экономики на протяжениибольшей части XX в. усиливалось. Однаков последние полтора- два десятилетиянаметилась обратная тенденция.Национализация сменилась приватизацией,государственный контроль надценамиослабевает, субсидирование отдельныхотраслей снижается, а деятельностьтранснациональных корпораций все меньшеподдается государственному регулированию.

Понятие либерализации экономической деятельности

Процесс уменьшениягосударственного регулированияхозяйственной деятельности называетсялиберализациейэкономическойдеятельности (дерегуляцией, экономическойлиберализацией). Различают внутри- ивнешнеэкономическую либерализацию.

Особенностивнутриэкономяческой либерализациивразличных группах стран мира

Внутриэкономическаялиберализация бурно идет в 80—90-е гг.прежде всего в странах с переходнойэкономикой, где суть экономическойтрансформации сводится к переходу отгосударственного регулирования игосударственной собственности кпреимущественно рыночному регулированиюи частной собственности.

В этой группестран роль государства в жизни обществаснижается, если судить по долегосударственных расходов в ВВП: в Россииони снизились за 1992—1997 гг. с 76 до 41,5%,причем в основном за счет снижениягосударственных расходов на экономику.

Процесс внутриэкономической либерализацииохватил и некоторые регионы третьегомира (Латинскую Америку, Западную Азию,Северную Африку), где доля государственныхрасходов в ВВП тоже начала снижаться,хотя в 60—80-е гг. еще росла.

В то же время неследует считать, что снижениегосударственных расходов относительноВВП обязательно означает радикальноеослабление государственных институтоврегулирования экономики в этих группахстран.

Отказываясь от прямого владенияи регулирования отраслей национальнойэкономики, их массового кредитованияи субсидирования, установления цен изаработной платы, государствососредотачивается на разработке иособенно на проведении в жизнь рыночногозаконодательства (в том числе на защитеправ участников хозяйственных сделок,акционеров и вкладчиков), борьбе сэкономической преступностью и собиранииналогов, борьбе с дефицитом госбюджетаи инфляцией, поддержании курса национальнойвалюты и разумного уровня внутреннейи внешней задолженности, т.е. активнозанимается не прямым, но косвеннымэкономическим регулированием. Чрезмерноеослабление занимающихся этимгосударственных институтов можетобернуться слабой рыночной инфраструктурой,большой теневой экономикой и экономическойпреступностью, слабым общественнымпорядком в целом, что и показывает примерРоссии и ряда других стран — членовСНГ. Вероятно, либерализация хозяйственнойжизни в странах с переходной и развивающейсяэкономикой должна идти параллельно сукреплением государственных экономическихинститутов, обеспечивающих нормальноефункционирование экономики и ее рост.

Что касаетсяразвитых стран, то доля государственныхрасходов в ВВП здесь продолжает, хотяи медленно, расти, достигнув в странах— членах ОЭСР в 1995 г. почти 48% (в 1870 г. онасоставляла 8%, 1913 г. — 9, 1920 г. — 15, 1937 г. — 21,1960 г. — 18, 1980 г. — 44 и в 1990 г. — 46%).

Увеличениедоли государственных расходов идет засчет расходов на науку и социально-культурныеотрасли (образование, здравоохранение,социальное обеспечение и т.д.).

Одновременнов ряде сфер и отраслей роль государствауменьшается, так как приватизируютсяпредприятия государственного сектора,сокращается или прекращается вообщегосударственное регулирование рынковотдельных товаров и услуг.

Относительноразвитых стран можно сделать вывод, чтов тех сферах, где роль государства былачрезмерной, она уменьшается, а там, гдеоказалась недостаточной, — возрастает.В результате, во-первых, государственныерасходы все больше переключаются насоциально-культурные отрасли и науку,т.е.

главные отрасли постиндустриальнойэкономики; во-вторых, государство всеменьше использует в экономике прямыерычаги регулирования, к тому же требующиебольших расходов (государственнаясобственность, государственные инвестициии субсидии), и все больше прибегает ккосвенным рычагам (особенно рычагиденежно-кредитной и налоговой политики).

В целом по мереупрочения рыночной экономики и превращенияее в постиндустриальную государственноерегулирование внутрихозяйственнойжизни во всех трех группах странстановится более либеральным. Так,начавшаяся в 80-е гг. в развитых странахволна приватизации, т.е.

продажи илипередачи на различных условияхгосударственной собственности частнымхозяйствующим субъектам, в настоящеевремя охватила большинство развивающихсяи постсоциалистических стран.

В миреприватизируются прежде всего такиеотрасли производственной инфраструктуры,как производство и распределениеэлектроэнергии, телекоммуникации,финансовая сфера.

Источник: https://studfile.net/preview/2451891/page:30/

Refpoeconom
Добавить комментарий