Понятие и сущность цены

Понятие и сущность цены, виды цен

Понятие и сущность цены

Цена — денежное выражение стоимости, сумма денег, которую потребители должны уплатить для получения товара. Назначенная фирмой цена должна соответствовать воспринимаемой ценности предложения.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продаже индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объёме каждой продажи.

Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Основные элементы цены — себестоимость и прибыль. Это относится к цене, запрашиваемой и производителем, и оп­товиком, и участником розничной торговли.

Себестоимостьэто затраты на производство и реали­зацию единицы товара, выраженные в денежной форме.

Прибыльпоказатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Количе­ственно — это разница между ценой и затратами на произ­водство и/ или реализацию товара;

Предприятие-изготовитель устанавливает изначаль­ную цену на свою продукцию. Эта величина цены суще­ственно изменяется в процессе движения товара от произ­водителя к конечному потребителю — цена возрастает.

В зависимости от субъекта, реализующего товар, струк­тура цены выглядит следующим образом.

1. Структура ценыпредприятия — производителя товара:

Цена производителя = себестоимость изготовления + +прибыль производителя.

2. Структура ценыоптовой организации:

Цена оптовой организации == цена производителя + +надбавка оптовой организации = цена производи­теля + (издержки обращения оптовой организации + +прибыль оптовой организации).

3. Структура ценырозничной организации:

Цена розничной организации = цена оптовой орга­низации + торговая надбавка = цена оптовой органи­зации + (издержки обращения розничной организа­ции + прибыль розничной торговли).

Таким образом, исходным пунктом назначения цены, запрашиваемой любым участником системы товародвиже­ния, являются затраты (себестоимость изготовления или из­держки обращения). Показателем же коммерческой целесооб­разности работы с конкретным товаром выступает прибыль.

Ценовая политикаэто поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или у слуги.

В соответствии с основными принципами ценовой поли­тики разрабатывается ценовая стратегия фирмы.

Ценовая стратегияэто долгосрочные мероприятия по установлению и изменению цен; это выбор фирмой возмож­ной долгосрочной динамики изменения базовой цены товара в рыночных условиях.

Ценовая стратегия может разрабатываться по разным рынкам, товарам, времени существования фирмы на рынке и иным основаниям.

Ценовая тактикамероприятия краткосрочного и ра­зового характера. К ним относятся обычно всякого рода скидки и надбавки к ценам.

Тактические мероприятия направлены на устранение деформации, которая возникает в деятельности производ­ственных подразделений и сбытовой сети вследствие не­предвиденных изменений рыночной конъюнктуры, ошибок управленческого персонала. Они могут идти вразрез со стратегическими установками фирмы.

Суть всей ценовой политики раскрывается в процессе планирования и реализации стратегических и тактических действий.

Ценовая политика должна решать следующие вопросы.

• В каких условиях следует активно использовать меры ценового воздействия на покупателя?

• Когда следует отреагировать с помощью цен на ры­ночную политику конкурента?

• Каким образом вводить на рынок новую продукцию (с каким ценовым сопровождением), если вообще от­сутствуют прямые товары-заменители?

• По каким товарам и когда в рамках товарного ассор­тимента следует пересмотреть цены?

• На каких рынках следует начинать активные цено­вые действия, а на каких — не торопиться?

• Как распределить во времени отдельные ценовые из­менения?

• Какими ценовыми изменениями возможно усилить эффективность других мероприятий в комплексе маркетинга (товарной, сб.ытовой, коммуникацион­ной политики)?

• Каким образом оценить имеющиеся внутренние и внешние ограничивающие факторы, важные для про­ведения ценовых решений?

Процесс ценообразования требует сопоставления элемен­тов ценовой политики с общим маркетинговым взглядом предприятия на собственную деятельность и на поведение внешней среды. Последовательно можно отразить этот ите­ративный процесс следующим образом:

1) постановка цели (целей) фирмы;

2) разработка политики фирмы;

3) разработка маркетинговой стратегии фирмы;

4) разработка ценовой политики фирмы:

• постановка целей ценообразования;

• анализ затрат, спроса, конкуренции, государствен­ной политики в области ценообразования;

• формирование стратегии ценообразования;

• выбор метода ценообразования;

• установление базовой цены;

• разработка тактических ценовых решений.

Источник: https://studfile.net/preview/2180457/page:21/

Цен 1 Сущность и функции цены, задачи ценообразования. — Политех. ГОСЫ 2011. Ф20

Понятие и сущность цены

Цена– это однаиз важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операцийкупли—продажи, т.е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность,представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.

Сущность цены определяется двумя основными теориями.

Основы первой теории – стоимостной теории цены – былизаложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены былапоследовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном трудекак объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеетстоимость и цену.

Стоимость представляетсобой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд долженсоответствовать средним для рассматриваемого периода условиям,производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собойрезультат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, котораяделает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми исоизмеримыми.

Причем в рамках стоимостной теории цены труд, воплощенныйв товарах, также становится качественно однородным, абстрактным трудом.

Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимоститовара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, аследовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективныепропорции обмена и купли—продажи товаров.

Цена согласно теории К.Маркса представляет собойденежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.

В стоимостной теории цены четко различаются понятия цены истоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.

Вторая теория утверждает, что ценаопределяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном способеиспользования ресурсов производства.

Причем рыночная цена товара определяетсяне столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько взависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезностисамим покупателем.

Цена представляет собой самостоятельную, независимуювнестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя,а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.

Итак, первая теория утверждает, что цену определяет предложение(стоимость), а вторая – что цену определяет спрос (полезность).

Цена представляет собой определенную денежную сумму, закоторую продавец готов продать товар, а покупатель готов его приобрести.

Ценообразование –это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или науслугу. Выделяют два способа ценообразования:

1) централизованное ценообразование означает формированиецен государством, базирующееся на издержках производства и издержках обращения;

2) рыночное ценообразование означает формирование цен,основанное на взаимодействии спроса и предложения.

Одной из главных проблем как коммерческих, так инекоммерческих организаций является утверждение оптимальной цены на свои товарыи услуги.

2. Функции цены

Функциями ценыявляются только те внешние проявления свойств, которые характерны для любойцены независимо от ее вида.

Цены выполняют следующие функции:

1) учетная функция;

2) стимулирующаяфункция;

3) распределительнаяфункция;

4) функцияустановления баланса между спросом и предложением;

5) функциярационального размещения производства.

Учетную функцию называюттакже функцией учета и измерения затрат общественного труда. Цена выполняетучетную функцию, так как по определению представляет собой денежное выражениестоимости. Цена показывает, сколько стоит удовлетворение определеннойпотребности в конкретной продукции.

Стимулирующая функцияцены заключается в том, что цена поощрительно воздействует на производителяпосредством содержащейся в ней прибыли. Цена оказывает стимулирующее исдерживающее действие на производство разнообразных видов товаров. Цены могутпоощрять увеличение или, наоборот, препятствовать уменьшению производства ипотребления определенных видов товаров.

Посредством цены можно:

1) воздействовать на развитие науки и техники;

2) способствовать более рациональному использованиюресурсов;

3) воздействовать на уровень качества продукции;

4) воздействовать на структуру выпуска продукции и еепотребления.

Стимулировать деятельность экономических агентов можно припомощи увеличения прибыли в цене, а также при помощи скидок и надбавок.

Распределительнаяфункция цены состоит в том, что посредством цен происходит распределение иперераспределение чистого национального дохода. С помощью этой функции в тойили иной степени решаются многие социальные проблемы общества.

Распределение и перераспределение национального доходапроисходит между:

1) различными отраслями экономики;

2) формами собственности;

3) различными регионами страны;

4) фондом накопления и фондом потребления;

5) слоями населения.

Функцияустановления баланса между спросом и предложением состоит в том, чтопосредством цен связываются между собой спрос и предложение (производство ипотребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесиямежду спросом и предложением.

Если между предложением и спросом возникает диспропорция,то цена первой сигнализирует об этом.

Цена в случае недостатка товаров поощрительно воздействуетна увеличение предложения, так как на дефицитные товары устанавливается высокаяцена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.

В случае избытка товаров спрос падает, цена понижается, ивслед за ней уменьшается и предложение.

Функциярационального размещения производства состоит в том, что посредствомценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли илисекторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственнопроисходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одногосектора туда, где более высокая норма прибыли. Такое передвижение капиталовинициируется непосредственно производителями, которые в своей деятельности подчиняютсязаконам конкуренции и спроса.

 Задачи ценообразования

Постановка задач ценообразования определяется конкретнымицелями предприятия, из которых можно выделить следующие:

1     1) обеспечениевыживаемости — основная цель, когда на рынке острая конкуренция или резкоменяются потребности клиентов. Чтобы обеспечить сбыт, предприятия устанавливаютнизкие цены.

Выживание возможно, пока цены покрывают издержки, хотя быпеременные;
2) максимизация текущей прибыли -основывается на определении спроса при разных ценах и выборе цены,обеспечивающей максимальную прибыль, исходя из приоритета текущих финансовыхпоказателей;
3) завоевание лидерства по доле рынка-является предпочтительной целью многих предприятий, которые для этого идут намаксимально возможное снижение цен. Они считают, что при большой доле рынкабудут иметь самые низкие издержки и самую высокую долговременную прибыль;
4) завоевание лидерства по качествутовара — требует установления высоких цен, чтобы покрыть издержки напроведение исследований и разработок и обеспечение высокого качества.

Обеспечение выживаемости станавитсяосновной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком многопроизводителей, царит острая конкуренция или резко меняются потребностиклиента. Чтобы обеспечить работу предприятию и сбыт своих товаров фирмывынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответнуюреакцию потребителя.

До тех пор пока сниженные цены покрывают издержки, фирмымогут продолжать коммерческую деятельность.

Многие фирмы стремятся максимализаровать текущую прибыль.Они проиводят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен ивыбирают из них такую, которая обеспечит максимальное поступление прибыли. Вовсех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

Некоторые фимы хотят быть лидерами по показателю долирынка. Они верят, что фирма, которой принадлежит самая большая доля рынка будетиметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. В этомслучае они идут на максимально возможное снижение цен.

Фирма может поставить себе цель, чтобы её товар был самымвысококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требуетустановления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки по достижениювысокого качества. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/f20gos2011/home/cenoobrazovanie/cen-1-susnost-i-funkcii-ceny-zadaci-cenoobrazovania

Refpoeconom
Добавить комментарий