Перераспределение доходов

Тема 7. перераспределение доходов

Перераспределение доходов

Распределение доходов в экономической системе, построенной на базе добровольного обмена, определяется действием рыночных сил.

Известно, что в условиях совершенной конкуренции распределение осуществляется таким образом, что предельный доход, достающийся собственнику каждого из факторов производства, соответствует предельному продукту данного фактора (его предельному вкладу в экономический рост).

При наличии изъянов рынка это соответствие нарушается. Вместе с тем, как бы то ни было, первичное распределение доходов осуществляет рынок. Решающее значение имеют предложение и спрос на услуги человеческого и физического капитала разного рода, а также на патенты, ссуды и другие источники доходов.

Однако конечное распределение доходов, как правило, существенно отличается от первичного. Основная причина состоит в перераспределительной деятельности государства.

Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.

В ходе добровольного взаимодействия индивидов перераспределение возникает в качестве исключения, но не правила.

Рыночные сделки по природе своей выгодны для всех их участников, если они достаточно информированы (уместно вспомнить наглядную модель обмена, известную под названием «коробка Эджуорта-Боули»).

Добровольное перераспределение имеет место в случае частной благотворительности. В то же время государство, используя присущую ему силу принуждения, постоянно проводит акции, вызывающие перераспределительные последствия.

Перераспределение, проводимое государством, бывает как целенаправленным, так и ненамеренным.

Типичный пример первого — выплата пособий нуждающимсягражданам за счет налогов, взимаемых с состоятельной части населения.

Что жекасается ненамеренного перераспределения, то оно часто возникает, например,при размещении бремени налогов, собираемых, чтобы финансировать производствообщественных благ.

Допустим, речь идет о создании новой оборонной системы. Разные индивиды оценивают ее неодинаково, что предполагает различия в предельной готовности платить за эту систему. Если бы удалось достичь равновесие Линдаля, то перераспределение не имело бы места.

Однако, коль скоро это равновесие не достигается, одни индивиды облагаются завышенным, а другие заниженным налогом с точки зрения их субъективной готовности платить за данное общественное благо.

Значение индивидуальных функций полезности первых снижается по сравнению с ситуацией, предшествовавшей сбору налогов для создания оборонной системы. Эти потребители общественного блага фактически отдают больше, чем получают.

Значение функций полезности вторых, напротив, повышается, поскольку они приобретают общественное благо по цене, не достигающей их предельной готовности платить.

Если одни и те же действия ведут к позитивным изменениям значений функций полезности для одних индивидов и отрицательным изменениям для других, налицо перераспределение, даже если оно целенаправленно не планировалось.

По существу, едва ли не любые действия государства влекут за собой принудительное перераспределение, намеренное либо ненамеренное.

В самом деле, эти действия чаще всего относятся либо к разряду целенаправленных мер социальной политики, стержнем которой на практике является разнообразная помощь нуждающимся, либо к области производства общественных благ при отсутствии равновесия Линдаля.

В роли непосредственных объектов перераспределения могут выступать, во-первых, доходы, во-вторых, физический и денежный капитал как фактор производства и, в-третьих, экономические возможности. Перераспределение доходов и капитала не требует особых комментариев.

Что же касается перераспределения экономических возможностей, то оно имеет место, когда государство изменяет «правила игры» в экономике. Допустим, например, что вводятся высокие пошлины на импорт продовольствия.

Такого рода мера заведомо выгодна отечественным производителям продовольствия, поскольку их конкурентные позиции сразу же улучшаются. Вместе с тем эта мера невыгодна потребителям продовольствия, так как речь фактически идет об ограничении предложения, что, при прочих равных условиях, приводит к повышению цен.

В конечном счете благосостояние производителей продовольствия повышается, а уровень благосостояния его потребителей падает. Иными словами, имеет место перераспределение, хотя никакие денежные суммы или материальные объекты непосредственно не изымаются у потребителей в пользу производителей.

Меняется не распределение ранее сформированных (и имеющихся потому в готовом виде) доходов и капиталов, а спектр регулируемых государством возможностей получать доход и образовывать капитал в будущем. Для одной группы лиц эти возможности расширяются, для другой — сужаются.

Перераспределение экономических возможностей происходит и в других случаях. Например, устанавливаемое законом существенное повышение уровня минимальной заработной платы способно вести к сокращению спроса на труд.

В этом случае ухудшается положение тех, кто теряет работу, но улучшается положение значительной части занятых. Перераспределение экономических возможностей может иметь место и при государственном регулировании цен.

В конечном итоге перераспределение возможностей оборачивается перераспределением доходов.

Итак, действия государства, как правило, имеют перераспределительный аспект.

Крайне важно заблаговременно выделять и осмысливать этот аспект при подготовке управленческих решений, касающихся общественного сектора, даже если на первый взгляд они не носят перераспределительного характера.

Необходимо ясно сознавать, чьим интересам в наибольшей степени соответствует то или иное решение и чьи интересы оно в какой-либо мере ущемляет.

Между тем перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства доходов, вообще говоря, ведет к экономическим потерям. Потери возникают прежде всего потому, что всякое принудительное перераспределение требует административных издержек (издержек перераспределения).

Необходимо идентифицировать тех, за чей счет предстоит осуществлять перераспределение, а также тех, кто получит право на вспомоществование. Далее, требуется наладить сбор и распределение средств. Все это предполагает затраты, из которых и складываются административные издержки. Однако еще более важное значение имеет дестимулирующий эффект перераспределения.

С одной стороны, у граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности. Дело в том, что значительная часть дополнительно заработанных средств может быть изъята для помощи нуждающимся.

С другой стороны, у самих нуждающихся ослабляется заинтересованность в поиске приемлемо оплачиваемой работы и в интенсификации трудовых усилий. При известных обстоятельствах могут создаваться так называемые ловушки безработицы и бедности. Они бывают сильными и слабыми.

Сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу. Следует учитывать, что чистый денежный доход работающего меньше, чем его заработная плата.

Из последней следует вычесть налоги (безработные часто освобождаются от налогов), а также расходы, связанные с работой, например, стоимость проезда до предприятия. Сильная ловушка безработицы встречается сравнительно редко. Несколько более обычное явление представляет собой слабая ловушка безработицы.

Это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна, чтобы перекрыть отрицательную полезность трудовых усилий для того, кто их предпринимает.

Разумеется, в этом случае предполагается, что работа, которую мог бы найти данный индивид, сама по себе непривлекательна и заниматься ею можно, только если заработок перекрывает тягость труда.

Сильная ловушка бедности имеет место в ситуации, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение. Эксплицитное налогообложение — это собственно налоги, собираемые государством, в том числе с целью перераспределения.

Имплицитное налогообложение — это потери, которые несет индивид в связи с тем, что, достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства те или иные пособия, предназначенные для помощи малоимущим.

Тому, кто оказался в сильной ловушке бедности, выгодно меньше работать, с тем чтобы повысить свое благосостояние за счет снижения налогов и получения социальных выплат.

Слабая ловушка бедности отличается от сильной лишь тем, что при наличии первой прирост эксплицитного и имплицитного налогообложения примерно равен приросту заработной платы, так что с точки зрения чистого денежного дохода активизация трудовых усилий не ведет ни к очевидным потерям, ни к существенным приобретениям. В этом случае, как и при слабой ловушке безработицы, решающее значение приобретает тягость труда как такового.

Итак, мы убедились, что принудительное перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства, чаше всего ослабляет трудовую и предпринимательскую активность. Впрочем, встречаются исключения.

Допустим, что в исходном состоянии распределение доходов в большой степени определялось сохранением феодальных привилегий, которыми пользовался узкий круг лиц.

Ликвидация этих привилегий влечет за собой большее равенство доходов и имеете с тем способствует стимулированию трудовых усилий и инвестированию капиталов, поскольку более значительная часть результатов достается производителям, Однако для современной рыночной экономики, в которой привилегии отдельных лиц, искусственно поддерживаемые государством, в целом не играют значительной роли, характерен конфликт между равенством и эффективностью.

Ослабление экономического неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению экономического роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности, обычно приходится до некоторой степени жертвовать равенством доходов.

Поскольку стремление к большему экономическому равенству диктуется пониманием справедливости, преобладающим в том или ином конкретном обществе, не существует универсальных рецептов разрешения конфликта между эффективностью и равенством. Как уже отмечалось выше, инструментарий экономической науки не пригоден для того, чтобы выносить решающие суждения по проблемам, которые касаются справедливости.

Зато именно эта наука призвана обосновывать критерии эффективности.

В качестве измерения неравенства в экономике страны применяются следующие показатели:

1. Коэффициент Джини: измеряет площадь между кривой Лоренца и биссектрисой. Максимальное значение ½. На Рис. 1 представлена кривая Лоренца.

По горизонтальной оси откладывается % дохода, по вертикальной — % населения с соответствующим доходом. Биссектриса характеризует равномерное распределение дохода. Чем круче кривая Лоренца, тем больше неравенство доходов.

Чем ближе к биссектрисе, тем меньше неравенство.

Рис. 1. Кривая Лоренца

2. Индекс бедности – это процент населения, находящегося за чертой бедности.

3. Черта бедности – это стоимость набора товаров и услуг, которые государство считает минимальными для существования.

4. Абсолютная бедность – это минимальный доход, который требуется для физического выживания человека.

5. Относительная бедность – это количество товаров и услуг, которое помогает достичь минимального прожиточного уровня в данной стране.

6. Дефицит дохода (российский показатель) – это отношение общей суммы доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума, к общей сумме доходов населения в стране.

7. Крайняя бедность (российский показатель) – это численность семей, среднедушевой доход которых составляет не более половины прожиточного минимума.

8. Постоянная бедность – это численность семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в течение, как минимум, года.

Выделяют следующие виды богатства индивида:

1. Физическое (мебель, автомобили, квартиры и т.д.);

2. Человеческий капитал (знания, умения, навыки);

3. Финансовое (наличные деньги, ценные бумаги).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_113371_tema--pereraspredelenie-dohodov.html

Перераспределение доходов

Перераспределение доходов

Перераспределение доходов (income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реа… смотреть

INCOME REDI-STRIBUTION Правительство является исполнителем пяти основных функций, к-рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной деятельности, обеспечение общества товарами и услугами, П.д. и стабилизацию экономики. П.д.

посредством налоговой политики и политики регулирования расходов основывается на справедливом утверждении о том, что чем больше соответствия между богатством и доходами, тем лучше для общества. Правительство перераспределяет доходы как посредством выдачи пособий натурой, так и прямой выплатой наличными.

Выплата наличными производится лицам при помощи социальных программ страхования и социального обеспечения. Эти выплаты производятся как на основе чьих-либо взносов по данным программам, так и с учетом общественных потребностей. Напр.

, система социального страхования, на к-рую приходится более 20% расходов федерального правительства США, и выплаты пособий по безработице тесно увязаны с предварительными отчислениями, производимыми в фонд социальных программ получателями пособий. Др.

программы, производящие наличные выплаты, такие, как оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении, дополнительные доходы, предоставление кредитов для уплаты налогов с трудовых доходов, также используют отчисления от заработанных средств в качестве критерия выплат… смотреть

INCOME REDI-STRIBUTION Правительство является исполнителем пяти основных функций, к-рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной деятельности, обеспечение общества товарами и услугами, П.д. и стабилизацию экономики. П.д.

посредством налоговой политики и политики регулирования расходов основывается на справедливом утверждении о том, что чем больше соответствия между богатством и доходами, тем лучше для общества. Правительство перераспределяет доходы как посредством выдачи пособий натурой, так и прямой выплатой наличными.

Выплата наличными производится лицам при помощи социальных программ страхования и социального обеспечения. Эти выплаты производятся как на основе чьих-либо взносов по данным программам, так и с учетом общественных потребностей. Напр.

, система социального страхования, на к-рую приходится более 20% расходов федерального правительства США, и выплаты пособий по безработице тесно увязаны с предварительными отчислениями, производимыми в фонд социальных программ получателями пособий. Др.

программы, производящие наличные выплаты, такие, как оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении, дополнительные доходы, предоставление кредитов для уплаты налогов с трудовых доходов, также используют отчисления от заработанных средств в качестве критерия выплат… смотреть

политика, связанная с изменением структуры личного распределения дохода в экономике. Эта политика преследует в основном социальные, а не экономические цели.

Основной задачей такой политики является как достижение более равномерного распределения дохода между различными слоями общества, так и обеспечение каждому индивиду по крайней мере минимально приемлемого уровня жизни.

Перераспределение дохода между различными слоями населения достигается преимущественно посредством системы прогрессивного налогообложения и разнообразных социальных выплат (субсидий на жилищное строительство, пенсий по старости и т.д.). … смотреть

Перераспределение доходовПерераспределение доходов — изменение структуры личного распределения доходов с целью улучшения социальной структуры общест… смотреть

изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.

Пер… смотреть

изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.

Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отраслей — посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей — путем распределения общего дохода семьи между ее членами…. смотреть

— изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. П.д. может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отрасли — посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семьи — путем распределения общего дохода семьи между ее членами.
… смотреть

изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.

П.д. может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отрасли посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семьи путем распределения общего дохода семьи между ее членами…. смотреть

пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов.Словарь бизнес-т… смотреть

пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов.

вторичное распределение первичных доходов (заработной платы, процента, ренты и прибыли) во время их обложения государственным налогом.

redistribution of income, redistribution of profits

государственное регулирование доходов посредством фискальной политики.

redistribution des revenus

Источник: https://rus-econ-dict.slovaronline.com/5485-%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%94%D0%9E%D0%A5%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%92

Перераспределение доходов: цели и методы

Перераспределение доходов

Перераспределениедоходов – использование налогообложения,государственных расходов и контролядля изменения распределения реальныхдоходов.

Почему необходимоперераспределение?

1.

При определенныхпредположениях о функции общественногоблагосостояния (аддитивность*; убывающаяпредельная полезность по доходу;индивидуальные функции полезностиодинаковы и ставят полезность взависимость только от дохода индивида)она достигает своего максимума в условияхполного равенства. Поэтому любое снижениенеравенства, вызванное перераспределениемдохода, приводит к росту общественногоблагосостояния.

*Аддитивность -свойство величин по отношению к сложению,состоящее в том, что значение величины,соответствующее целому объекту, равносумме значений величин, соответствующихего частям.

2. Второй аргументв пользу перераспределения доходов -это существование определеннойвзаимосвязи между уровнем социальногонеравенства и темпами экономическогороста.

С одной стороны, чем менееинтенсивный характер носятперераспределительные процессы, темсильнее стимулирование индивидов кпроизводительному труду, котороепроявляется в возможности получениявысоких реальных доходов.

В этом смысленеравенство — это цена, которую обществовынуждено платить за эффективнуюэкономическую систему и стабильныйэкономический рост. Однако слишкомвысокий уровень неравенства приводит,напротив, к снижению экономическогороста в стране

3. Проблема бедности.Для бедных слоев населения характернынизкие уровень и качество жизни, высокаясмертность (в том числе детская);значительная часть правонарушенийтакже совершается представителямибедного населения.

Ввиду этих соображений,а также в соответствии с принципамисоциальной справедливости и общепринятыминормами в демократическом государствеснижение размеров бедности являетсяодной из целей государства, реализациякоторой осуществляется с помощьюполитики перераспределения доходов.

Перераспределениедоходов правительство осуществляетпрямым и косвенным способами, включающими:

трансфертныеплатежи, то есть пособия, выплачиваемыемалообеспеченным группам: иждивенцам,инвалидам, престарелым и безработным;

регулирование ценна социально важную продукцию;

индексациюфиксированных доходов и трансфертныхплатежей при определенном закономпроценте инфляции;

обязательныйминимум зарплатыкак базы оплатытруда на всех предприятиях;

прогрессивноеналогообложение, при котором налоговаяставка увеличивается по мере ростаразмеров номинального дохода.

Провал (несостоятельность)рынка (marketfailure)– ситуация, в которой рынок не справляетсясо своими функциями, и либо вообще неможет обеспечить производство блага,либо обеспечивает его в недостаточномобъёме. Также провал рынка часто объясняютот противного, как отсутствие способностирынка достигать эффективности по Парето.

Самыми распространённымипримерами провалов рынка являютсяобщественные блага, например,здравоохранение, т.к. они либо не приносятвыручку вообще, либо выручка оказываетсямного меньше расходов.

Поэтомупроизводители таких благ вынужденылибо минимизировать свои убытки черезпонижение качества, либо максимизироватьвыручку, например, задирая цены на мед.услуги, что так или иначе является вредомдля общества.

Провалы рынка иногдабывают и в других отраслях, где чащевсего вызываются внешними эффектами.Провал рынка возникает там, где отсутствуетплата за внешний эффект, как правило,из-за отсутствия рынка, на которомреализуется данный товар.

Например,когда фабрика может бесплатно братьводу из озера, при это лишая рыбаковвозможности её использовать, т.е. благопереходит из категории неограниченныхв категорию экономических (ограниченных).

Провалы рынка обычносчитаются основной причиной для гос.вмешательства в экономику. Кроме того,целью гос. регулирования может бытьрешение макроэкономических задач –борьба с инфляцией, обеспечение полнойзанятости, обеспечение соц. справедливости,и других. Гос. регулирование можетосуществляться:

  • Прямым контролем над уровнем цен и объёмами рынка – через установление обязательных государственных цен или рыночных квот.

  • Путём использования финансовых инструментов – налогов и дотаций

  • Некоторыми другими методами

Потоварные налоги(налог с оборота, акциз) – платитсяпродавцом с каждой проданной единицытовара (сумма либо фиксирована, либо в% от цены).

Введение налога приводит кснижению равновесного объёма рынка,повышению цены, выплачиваемой покупателямии снижению цены, получаемой продавцами.Степень влияния зависит от наклоналиний спроса и предложения.

Распределениеналога зависит также от соотношениянаклона спроса и предложения, а такжеот того, фиксированная сумма налога,или в %.

Дотации – «налогинаоборот», но гораздо чаще получаютсяпроизводителями. Приводят к увеличениюобъёма рынка при увеличении цены,получаемой продавцами и уменьшениивыплачиваемой покупателями.

Фиксированные цены– установление приводит либо к дефициту(при установлении ниже равновесной),либо к избытку (при установлении вышеравновесной) товара. Зачастую применяетсядля поддержания постоянных цен насельхозпродукцию.

1.Дотации

Одним из возможныхпутей ликвидации провалов рынка являетсяпревращение внешних эффектов вовнутренние (интернализация) – например,объединить рыбаков и фабрику на берегуозера в одно предприятие.

Естественно,подобные действия возможны только привмешательстве государства и являютсяего задачей.

Другой возможный путь –заставить предприятие оплачиватьубытки, нанесённые другому предприятию,что также заставит минимизироватьнаносимый ущерб.

Кроме того, гибкимприменением различных налогов и субсидий,а в редких случаях – даже фиксированныхцен, государство должно удерживатьрынки от дефицита и избытка (т.к. оннегативно влияет на производителей),обеспечивать производство общественныхблаг и следить за тем, чтобы вред отмонополий минимизировался, а полезность– максимизировалась.

Принцип работы всегоэтого можно рассмотреть на примерекорректирующих субсидий – платежейсоздателям положительных внешнихэффектов. Её целью является выравниваниепредельной частной и предельнойобщественной полезности. Субсидияприведёт к увеличению спроса на благо,что приведёт к увеличению объёмапроизводства и цены, т.е. к смещениюрыночного равновесия к необходимойточке.

Источник: https://studfile.net/preview/2099195/page:34/

Refpoeconom
Добавить комментарий