Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования

Ограниченность рыночного саморегулирования

Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования

Экономическая Социальная

неэффективность несправедливость

Проблема дол- Загрязнение Проблема Тенденция

госрочного окружающей производст- к монопо-

развития эко- среды ва общест- лизму

номики венных благ

Рис. 4-1. Ограниченность рынка и экономические функции государства.

Основные методы государственного регулирования экономики

Вековой опыт государственного регулирования позволил накопить обширный набор методов и форм воздействия на рыночное хозяйство.

Следует выделить следующие основные формы государственного регулирования современной экономики.

1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Экономическое законодательство слагается из следующих основных элементов.

Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум — предотвращение формирования опасных для общества монополий, задача-минимум — снижение негативных последствий от их деятельности.

Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм собственности в принципе должны пользоваться равной защитой.

Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты национальной политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство обязательно должно быть стабильным.

Законодательство о труде и социальной защите. Речь идет о регулировании взаимоотношений между предпринимателями, наемными работниками и государством — верховным арбитром. Социальные гарантии должны, с одной стороны, защищать работников от произвола предпринимателей, но не лишать их стимулов к экономической активности.

Законодательство об охране природы. Его главные задачи — определить предельно допустимые нормы вторжения в экологическую среду, а также меры ответственности за их нарушение.

Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей — физических лиц, приобретающих товары и услуги для личных бытовых нужд, а также механизм реализации этих прав.

2. Государственное предпринимательство — это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.

В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей (инфраструктура, особенно тран-спорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага — услуги, потреблять которые может только общество в целом.

Кроме того, государство часто прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии — отрасли производства, в которых конкуренция принципиально невозможна (газоснабжение, производство электроэнергии и т.д.). Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет большую, часто преобладающую роль.

В отличие от частного бизнеса, для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.

3. Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее “слабых” групп на-селения.

Следует отметить, что в высокоразвитых странах бедные составляют меньшинство граждан, а в России — большинство. В связи с этим социальная политика легко становится разменной монетой в политических баталиях: политические лидеры в борьбе за голоса избирателей часто выступают с инициативами, выполнение которых мало реально.

4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика — это сбор и эффективное использование средств государственного бюджета. Результатами этой деятельности должны стать, во-пер-вых, минимизация дефицита) госбюджета и, во-вторых, эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам.

5. Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании массы денег в обращении. Бюджетно-финансо-вая и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие “фискально-монетарная политика” (или «бюджетно-монетарная смесь»).

Централизованное планирование как форма государственного регулирования

При осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности — сознательного регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами. Для достижения планомерности осуществляется комплексная централизованная плановая деятельность.

Различают следующие виды планов:

1) планы развития экономики в целом (годовые, пятилетние и т.д.);

2) программно-целевые планы, рассчитанные на осуществление каких-либо преобразований в отдельных сферах экономики (Программа приватизации, Программа конверсии) или в отдельных регионах.

Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами:

1) директивное планирование — планы-приказы, предназначенные для обязательного выполнения, которые предназначены, пре-жде всего, для государственных предприятий (например, госбюджет — финансовый план страны);

2) индикативное планирование — планы-рекомендации, участие в которых не обязательно, но стимулируется и поощряется государством (например, программа ИСОП).

В развитых странах мира плановая деятельность государства есть важный элемент экономической политики. При этом планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в основном индикативными методами.

Большое значение для государственного планирования в рыночном хозяйстве имеет разработанный американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым метод контроля за межотраслевыми потоками товаров и услуг, за разработку которого его автор был удостоен Нобелевской премии по экономике.

По мере углубления мирохозяйственных отношений планирование экономического развития отдельных стран дополняется межгосударственным планированием.

В России низкая эффективность административного тотального планирования в советский период сформировала сильную антипатию по отношению к плановой деятельности как таковой. В результате упадка плановой деятельности (особенно, долгосрочной) развитие экономики страны приобрело в 90-е годы хаотичный, трудно предсказуемый характер.

Источник: https://studopedia.org/1-46334.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-64133.html

Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования

Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования

Механизм рыночногосаморегулирования может исправновыполнять свои функции лишь при: 1)наличии свободной кон­куренциипреимущественномелких товаропроизводителей междусобой; 2)проявлении в полной мере регулирующейроли розничных цен.

Но в конце XIX- начале XXвв. в развитых странах про­изошелпереход к господству крупногокорпоративного капита­ла. Свободнаяконкуренция потеряла прежние основания.Насмену ей пришли, а также начали с нейрядом функциониро­вать механизмымонополии. Они разрушили механизмрыноч­ного взаимодействия продавцови покупателей.

Образованиемонополий привело к отрицанию законоврын­ка совершенной конкуренции,обусловило действие других за­конов- законов рынка несовершенной конкуренции.

Важнейшие последствияперехода от свободной конкурен­циик монополии.

  1. Монополии парализовали механизм «свободных» цен и начали диктовать цены рынку. Установление монопольных цен на подавляющую часть продукции подорвало регулирующее воздействие рыночных цен на производство.

  1. Монополизация цен усилила инфляционные процессы.

  1. Осуществляемые монополиями крупномасштабные спе­куляции подорвали рыночное равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.

Эти особенностиэкономического развития привели кпере­ходуот совершенной к несовершеннойконкуренции, предпола­гающейсочетание механизмов конкуренции имонополии, кото­рые в характеризуемыйпериод получили широкое развитие.

Активная полосаразвития монополий привела, с однойсто­роны, к изменению базиса национальнойэкономики, с другой — к значительнымнегативным явлениям, связанным с ихфункци­онированием — нарушениемсоотношения между спросом и пред­ложением,безработицей, инфляцией и т. д. Вместес тем базоваяоснова нового общества потребовалаизменения механизмов ре­гулирования.

Объективнообусловленной важнейшей потребностьюнового этапа развития явилосьгосударственноевмешательство в эко­номику, регулированиеим ряда важнейших процессов, которыене под силу рынку и монополиям.

Поэтомуне случайно в период сбоя рыночнойэкономики — период Великой депрессии -разра­батывается и находит практическуюреализацию механизм госу­дарственногорегулирования макроэкономики, основнойзадачей которого в условиях фиаскорынка становится установлениеи под­держание макроэкономическогоравновесия.

В условиях рынканесовершенной конкуренции исчезаетес­тественный механизм эффективногоиспользования ресурсов, перераспределениеих затруднено и осуществляется медлен­нее.Это требует активной роли государствав экономических процессах.

9.2.1. Направления и механизмы государственного регулирования

Направлениягосударственногорегулирования экономики

Государственноерегулирование необходимо для решенияважнейших проблем, обеспечивающихустойчивое развитие на­циональнойэкономики.

Прежде всего,государство должно обеспечить правовуюоснову рынка.

Субъекты рыночнойэкономики должны быть защищенызаконодательно. Видный английскийсоциолог Карл Поппер от­мечал:»…промышленное общество, основанноена рыночных отношениях… немыслимо безправовой системы, власти зако­на»1.

В качествепервостепенного должно быть обеспеченоправособственности. Собственник,не уверенный в ее неприкосно­венности,не будет проявлять активности иинициативы.

Важное значениеимеет антимонопольноезаконодатель­ство, ограничивающеепроизвол монополий, направленное про­тивнедобросовестного соперничества.

Совершеннонеобходима многоплановая законодательнаябаза по защите прав потребителей наразличных видах рын­ков, ограждающаяих от недобросовестного бизнеса.

Важным направлениемгосударственной политики являетсяпроизводствообщественных товаров. Кним относятся: рас­ходы на средствавооружения, содержание правоохранитель­ных'органов, государственного аппарата,социальные нужды и т. д. Они служатинтересам общества в целом, поэтомуиздер­жки на их производство беретна себя государство.

Вместе с тем вусловиях значительности управленческихрасходов, утяжеления за их счет издержекпроизводства това­ров, государстворешает проблему минимизациитрансакционных издержек. Проблемаих сокращения чрезвычайно важ­на,является одной из приоритетных припринятии конкретных экономическихрешений.

Активное развитиенаучно-технического прогресса обусло­вилозначительность побочныхэффектов, связанныхс загряз­нением окружающей природнойсреды, ухудшением экологии и т. д. Этообусловило необходимость законодательныхактов, направленных на осуществлениеконтроля заотрицательны­ми внешними эффектами.

В настоящеевремя наряду с эконо­мическими,административными и иными санкциямиза загряз­нение окружающей природнойсреды предпринимаются попыт­кисоздания рыночных механизмов в формекупли-продажили­цензий на право «выброса»вредных отходов, направленныхна усиление контроля за характеризуемымипроцессами, их воз­можную минимизацию.

Наряду с этимпредприятия, деятельность которыхсвязана с положительнымиэффектами — всфере здравоох­ранения, образованияи т. д., поощряются с помощью субсидий,посколькуот их деятельности выигрывает обществов целом.

Таким образом, спомощью экономических рычаговосуще­ствляется перераспределениедоходов и ресурсов.

Важным объектомгосударственного регулирования явля­ютсямакроэкономическиеколебания, нарушающиепропорци­ональное развитиемакроэкономики, требующие стабилизацииэкономическогоразвития.

Источник: https://studfile.net/preview/2093531/page:60/

Основные факторы рыночного саморегулирования

Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования

Механизм рыночного саморегулирования включает в себя 3 главных взаимосвязанных фактора:

1).Рыночные цены,

2).Спрос и предложение товаров и услуг,

3).Конкуренцию.

Рыночные цены – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг.

Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах и услугах. Он измеряется тем количеством продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течении определенного периода.

Например, при цене телевизора 200 д.ед. недельный спрос на этот товар составляет 1000 штук ,а при цене 210 д.ед. – 900 штук.

Факторы ,влияющие на спрос:

I. Цена – основной определяющий фактор спроса.

Закон спроса состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему увеличению спроса. И, наоборот, рост цены сокращает спрос.

Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически.

Ц

Цена 5

3

2

1

10 20 30 40 50 60 70 80 С

Спрос (количество товаров)

График спроса на условный товар, показывает взаимосвязь между различными уровнями цены условного товара и соответствующим количеством покупаемой продукции.

Неценовые факторы рыночного спроса:

1.Изменение вкусов потребителей.

Например, при популярности здорового образа жизни снижается спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышается на велосипеды и туристское снаряжение.

2.Изменение числа покупателей.

Уменьшение числа покупателей снижает спрос и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей.

3.Изменение доходов потребителей.

Действует несколько сложнее. В отношении большинства товаров (товаров высшей категории) рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот. В то же время при достижении определенного (высокого) уровня люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими.

Скажем, макаронные изделия могут быть потеснены более питательным мясом и молочными продуктами; услуги общественного транспорта заменяются поездками на собственном автомобиле.

Таким образом, спрос на подобные заменяемые товары (товары низшей категории – хлеб, картофель, крупы, сахар, вся продукция «second hand» и др.) изменяется в противоположном направлении: с ростом доходов он сокращается, с их уменьшением растет.

Кроме того у фактора дохода есть еще одна тонкость. Так как реальные доходы (или покупательная способность потребителей) могут увеличиваться не только за счет роста денежных доходов (заработной платы, прибыли, арендной платы или благодаря уменьшению налогов и т.д., а и за счет снижения цены какого-либо продукта.

Такое увеличение реального дохода и спроса потребителей за счет снижения товарных цен называется ЭФФЕКТОМ ДОХОДА.

4.Изменение цены на сопряженные товары.

Сопряженными называют следующие 2 вида товаров:

— ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ – это пары или группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа – и железнодорожные перевозки, «Жигули» и «Мерседес» и т.д.).

Здесь между ценой на один товар и сопряженные с ним другие товары существует ПРЯМАЯ СВЯЗЬ.

Например, снижение цены на говядину снижает спрос на свинину, телятину, птицу. Потому что начинает действовать ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.

Удешевление говядины делает ее более привлекательной и побуждает потребителей заменять ею другие ( сопряженные) продукты.

Спрос на взаимозаменяемые продукты называется КОНКУРЕНТНЫМ.

— ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ – представляют собой товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (например, фотоаппараты и фотопленки, автомобили и бензин, кварцевые часы и батарейки к ним и т.д.).

Здесь между ценой на один товар и спросом на другой существует ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Например, если цена на магнитофоны понизится, спрос на кассеты возрастет.

Спрос на взаимодополняющие товары называется СОВМЕСТНЫМ.

5.Изменение в ожиданиях потребителей.

Ожидание повышения цен или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки Предполагаемое снижение цен и доходов сокращает текущий спрос.

6.Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.

Чем выше степень удовлетворенности населения в каком-то определенном товаре, тем ниже спрос на данный товар.

Ряд экономистов полагают, что потребление подчиняется закону убывающей предельной полезности.

Полезность вещи – это ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей. Предельная полезность — это удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара.

Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшается.

Предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течении определенного времени.

Например, если производители телеприемников готовы продавать их по 200 д. ед. в количестве 1000 штук в неделю это и составит предложение данного товара.

Факторы, влияющие на предложение:

I. Основной определяющий фактор предложения – цена и ее воздействие на предложение является прямым.

Закон предложения состоит в том, что при повышении цен (при прочих равных условиях) соответственно возрастает и величина предложения, т.к. растущие цены заинтересовывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции. И наоборот, падение цен сокращает и товарное производство, и товарное предложение.

Ц

5

4

3

2

Кол-во товаров 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Неценовые факторы рыночного предложения:

1.Изменение цен на ресурсы — снижение цен на ресурсы повышают рыночное предложение.

Например, снижение цен на семена и удобрения уменьшают затраты на производство пшеницы и сделает его более выгодным. В результате предложение пшеницы возрастет.

2.Изменение технологии— новые экономически эффективные, ресурсосберегающие технологии также повышают предложение продукции.

Например, технологическое совершенствование выращивания пшеницы тоже снижает ее себестоимость и увеличивает предложение этой продукции.

3.Изменение налогов и субсидий – повышение налогов повышают издержки производства и сокращают предложение продукции. И наоборот, субсидии ( финансовая поддержка) сокращают издержки производства, стимулируя увеличение предложение.

4.Изменение цен на другие товары – на взаимозаменяемые товары между ценой на один товар и предложением на другой существует обратная связь, а на взаимодополняющие – прямая.

Например, снижение цен на гречиху может побудить фермеров увеличить производство и предложение кукурузы.

5.Погодные условия – имеют особенно большое значение в производстве и предложении сельскохозяйственной продукции.

Например, благоприятная погода дает возможность собирать небывалые урожаи и увеличивать предложение продукции.

6.Изменение числа производителей – снижение числа производителей и продавцов данного товара или услуги снижает предложение этого товара или услуги.

Например, открытие в стране все новых и новых мини – пекарен позволяет значительно увеличить и разнообразить предложение хлебобулочной изделий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_161217_osnovnie-faktori-rinochnogo-samoregulirovaniya.html

Refpoeconom
Добавить комментарий