Однако у вдумчивого исследователя возникает вопрос: «А все ли переменные, кро- ме одной, были приняты за

ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 7, 2019)

Однако у вдумчивого исследователя возникает вопрос: «А все ли переменные, кро- ме одной, были приняты за

ЕГЭ : Задание 21-24 : Человек и общество

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накопленной мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания лучше обратиться к научным методам.

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности.

Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем.

Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет — она оказывается вне науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах… Главной предпосылкой науки является убеждение, что все основные положения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину.

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда исследователь просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих его переменных, чтобы узнать, связаны ли они.

(Д. Бирн)

21. Укажите три вида познания, упоминаемые в этом тексте. Что является главной предпосылкой науки?

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:1) виды познания:— обыденное,— познание средствами искусства и философии,— научное;2) ответ на вопрос: предпосылкой науки является убеждение, что все основные положения о физическом мире должны быть проверены.Ответ может быть представлен как в форме цитаты, так и форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего раздела текста
Указаны три вида познания, дан ответ на вопрос2
Указаны один-два вида познания, дан ответ на вопрос1
Указан один вид познания. ИЛИ Дан ответ на вопрос. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл2

22. В тексте используется понятие «истина». Объясните его смысл. В чем автор видит недостатки ненаучных методов познания?

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) смысл понятия «истина», например: соответствие наших знаний о предмете самому познаваемому объекту;2) ответ на вопрос: ненаучные методы недостаточно доказательны и ставят нас перед неразрешимыми загадками.Ответ может быть представлен как в форме цитаты, так и форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего раздела текста
Правильно приведено объяснение и дан ответ на вопрос2
Правильно приведены любые два варианта ответа1
Правильно приведен любой один вариант ответа. ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл2

23. Автор выделяет экспериментальный и корреляционный научные методы познания. В чем заключается главное различие между ними? Как соотносятся метод наблюдения и метод корреляции? Используя знания из различных учебных предметов, проиллюстрируйте любой из этих методов.

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) ответ на первый вопрос: в ходе эксперимента исследователи не только наблюдают за процессами, но пытаются изменить одну переменную с целью выявления влияния этого на другие переменные;2) ответ на второй вопрос: метод корреляции предполагает наблюдение, но с определенной целью — установить связи переменных;3) пример, допустим: эксперименты знаменитого физиолога И. Павлова, изучавшего рефлексы животных.Могут быть приведены другие примеры
Даны ответы на два вопроса, приведен пример3
Дан ответ на вопрос, приведен пример. ИЛИ Даны ответы на два вопроса2
Дан ответ на один вопрос. ИЛИ Приведен пример1
Все ответы, которые не соответствуют вышеназванным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл3

24. Известный целитель рекламирует свою методику диагностики болезней сердца как новое слово в научной медицине. Он ставит диагнозы, прикладывая сцепленные определенным образом ладони к сердцу пациента. Можно ли считать такую методику научной? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающие ненаучный характер его деятельности.

верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В ответе должны содержаться следующие элементы:1) отрицательный ответ на вопрос;2) два аргумента, например:— нет проверенных данных, подтверждающих эффективность этой диагностики;— не используются научно обоснованные методы и процедуры диагностики сердечных заболеваний.Могут быть приведены другие аргументы
Дан ответ на вопрос, указаны два аргумента3
Дан ответ на вопрос, приведен один аргумент2
Дан ответ на вопрос1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный0
Максимальный балл3

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Источник: https://socialstudies.ru/ege-zadaniye-21-24/212407201940.html

Читать онлайн

Однако у вдумчивого исследователя возникает вопрос: «А все ли переменные, кро- ме одной, были приняты за

В первой главе второй книги «Богатство народов» А. Смит всесторонне рассматривает понятие, экономическую роль и функции капитала. Капитал характеризуется им как часть накопленного запаса, от которой капиталист ожидает получить доход.

В накоплении капитала он видит историческую миссию капиталиста – сберегать, чтобы расширять производство. По его мнению, капиталы возрастают в результате бережливости и уменьшаются вследствие мотовства. Заслуга А. Смита состоит в преодолении ограниченности понимания капитала физиократами, которые считали производительным, т. е.

дающим прирост стоимости, только капитал, занятый в земледелии. У А. Смита производительным считается капитал, занятый не только в сельском хозяйстве, но и во всей сфере мануфактурного производства.

Однако ученый недостаточно понимал капитал как движение, смешивал все виды капитала, не видел существенной разницы между капиталом, занятым в сфере производства, и капиталом, функционирующим в сфере обращения. В теории капитала важная роль отведена его делению на основной и оборотный. Основной капитал, по мнению А.

Смита, не вступает в обращение и остается в руках его владельца. Сюда он относил здания, помещения, орудия труда и «полезные машины», улучшение земли (расчистка, огораживание, удобрение), человеческий капитал.

Вместе с тем оборотный капитал, включающий в себя деньги, запасы продовольствия, сырье, готовые изделия, «постоянно уходит от него в одной форме и возвращается к нему в другой».[18] В зависимости от сферы применения меняется соотношение основного и оборотного капитала: в торговле и ремесле используется главным образом оборотный капитал, а у фабриканта большую часть составляет основной.

Теория воспроизводства, впервые затронутая в учении Ф. Кенэ, не получила дальнейшего развития у А. Смита, поскольку при подсчете стоимости валового национального продукта он предложил не учитывать перенесенную стоимость материальных издержек (постоянный капитал в его схеме отсутствует).

В результате такого подхода вся цена годичного продукта труда становится равной сумме вновь созданной стоимости (добавленной), что в действительности есть стоимость национального дохода. Такое сведение А. Смитом стоимости общественного продукта к сумме доходов – заработной плате, прибыли и ренте получило критическую оценку К.

Маркса и вошло в историю политической экономии как «баснословная догма Смита».

Таким образом, хотя в учении А. Смита есть множество противоречий, его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» правомерно считать вершиной экономической мысли XVII в. А. Смит продвинулся в экономических исследованиях намного дальше и глубже всех своих предшественников.

Идеи экономического либерализма, минимального вмешательства в экономику, в рыночное саморегулирование актуальны в современной экономической теории. Принцип «невидимой руки» Смита и его девиз проведения экономической политики: «…

пусть все идет само собой, естественным образом, без принуждения»[19] не отрицает важной роли государства в жизни общества. Наоборот, именно государство, выполняя ряд функций, связанных с поддержанием порядка, справедливости, охраной имущества граждан, обеспечивает режим естественной свободы. А.

Смит не был склонен к крайнему либерализму, общественное хозяйство не сможет нормально развиваться, считает он, если население не уверено в способности государства защищать частную собственность и обеспечить соблюдение законов.

В связи с этим он сформулировал основные правила налогообложения: пропорциональность, минимальность, определенность, удобство для плательщика, пользующиеся популярностью и в настоящее время. А. Смит действительно «вписал» свое имя в историю экономической мысли и заслуживает титула «отца экономики».

4.3. Экономическая теория Д. Рикардо

Выдающимся представителем классической политической экономии является английский экономист Давид Рикардо (1772–1823). Продолжая развивать научные взгляды У. Петти и А. Смита, он оставался последовательным сторонником трудовой теории стоимости. Добившись успехов в биржевом деле, будучи еще очень молодым человеком, Д.

Рикардо к 38 годам становится видной фигурой лондонского финансового мира. Не получив должного образования в юности, он занялся изучением математики, естественных и других наук. Интерес к экономическим проблемам у Д. Рикардо возник после знакомства с фундаментальным трудом А.

Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Научная деятельность Д. Рикардо началась с опубликования в 1809 г. его размышлений о цене золота, в 1815 г. была напечатана работа «Опыт о влиянии цены хлеба на прибыль капитала», а в 1817 г.

вышло в свет его главное произведение – трактат «Начала политической экономии и налогового обложения», где он систематизировал свои взгляды.

Особенностью учения Д. Рикардо является то, что в качестве предмета исследования он выделяет проблему распределения. «Определить законы, которые управляют этим распределением, – главная задача политической экономии», – полагает Д. Рикардо.

[20] Однако такой подход не является обратным шагом в развитии экономической мысли, Рикардо не исключает из своего исследования сферу производства, считая ее основой общественного богатства. Критикуя А. Смита за двойственность и непоследовательность в определении ряда экономических категорий, Д.

Рикардо на протяжении всего исследования придерживается абстрактного метода. В качестве исходного пункта анализа экономических явлений капитализма у него выступает трудовая теория стоимости.

Объективные условия изменения исторической обстановки (переход мануфактурного капитализма к крупному машинному производству, укрепление позиций промышленной буржуазии) позволили Д. Рикардо более последовательно, чем А. Смиту изложить трудовую теорию стоимости, показав, что труд – единственный источник стоимости. В отличие от А.

Смита он был убежден, что закон стоимости сохраняет силу не только в условиях простого, но и в условиях капиталистического товарного производства. Отрицая определение стоимости полезностью, которое встречается у Ж.-Б.

Сея, он пояснял, что полезность необходима для того, чтобы товар обладал стоимостью, но она не может быть источником стоимости, а степень полезности в силу своей субъективности не может быть мерой стоимости.

Роль редкости в образовании стоимости он признает лишь в отношении небольшой группы товаров, например редких картин и статуй, редких книг и монет, вин особого вкуса из винограда, растущего на особой почве.

Считая их невоспроизводимыми, он отмечал, что никаким трудом нельзя увеличить их количество, а ценность их не может быть понижена в результате роста предложения и не зависит от количества труда, первоначально затраченного на их производство. Д. Рикардо принадлежит заслуга в решении важного вопроса, над которым экономическая наука трудилась длительное время.

Он провел разграничение между индивидуальным и общественно необходимым трудом, такой подход был обязателен для понимания механизма действия закона стоимости. Ошибочным в его позиции было положение, что стоимость регулируется наибольшим количеством труда, затрачиваемым при самых неблагоприятных условиях производства. Такой подход правомерен для сельского хозяйства, где есть понятие ограниченности ресурса. В промышленности же общественно необходимые затраты труда определяются исходя из средних условий производства.

Так же как и А. Смит, Д. Рикардо выделяет три класса и три вида доходов, однако он исходит из того, что стоимость создается трудом, а затем делится на доходы. В этом случае увеличение одного из них ведет к уменьшению другого.

Под заработной платой он понимал доход наемного рабочего, которому противостоят собственники капитала и земли. Д.

Рикардо считал, что в распределении трудовой стоимости на доходы кроется основное противоречие между классами: «Какая доля продукта уплачивается в виде заработной платы – вопрос в высшей степени важный при изучении прибыли… Последняя будет высока или низка в той же пропорции, в какой будет низка или высока заработная плата».

[21] Говоря о цене труда, он отмечал, что она, как и цена других товаров, зависит от изменения спроса и предложения на рабочие руки. Однако под влиянием идей Т. Мальтуса у Д.

Рикардо складывается убеждение, что величина заработной платы зависит от численности населения, и он приходит к выводу, что возможности улучшения положения рабочего класса ограниченны. Повышение заработной платы и, как следствие, улучшение жизни населения оборачиваются ростом его численности, а это, в свою очередь, ведет к увеличению предложения на рынке труда, за чем неизбежно следует падение заработной платы до «естественной» нормы, определяемой Д. Рикардо стоимостью необходимых средств существования.

вернуться

Смит А. Указ. соч. С. 401.

вернуться

Смит А. Указ. соч. С. 340.

вернуться

Рикардо Д. Сочинения Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955. С. 30.

вернуться

Рикардо Д. Указ. соч. С. 140.

Источник: https://www.rulit.me/books/istoriya-ekonomicheskih-uchenij-konspekt-lekcij-read-54155-11.html

Причина и следствие

Однако у вдумчивого исследователя возникает вопрос: «А все ли переменные, кро- ме одной, были приняты за

Очень часто для того, чтобы проиллюстрировать различные экономические явления, эконо­мисты обращаются к графикам. Другими словами, они используют их, демонстрируя, как одни события влияют на другие. Когда мы рассматриваем график типа кривой спроса, у нас не возникает сомнений относительно причины и следствия.

Так как мы изменяем цену, а все другие переменные считаем постоянными, мы знаем, что изменение в цене на романы приводит к изменению покупаемого Эммой количества книг. Помните, однако, что наша кривая спроса построена на данных гипотетического примера.

Когда мы стал­киваемся с реальной действительностью, определить влияние одной переменной на другую не так-то просто.

Первая проблема состоит в том, что множество факторов, влияющих на степень воздей­ствия одной переменной на другую, не являются константами. Мы можем полагать, что изменение некоей переменной определяет изменение другой, а на самом деле здесь задей­ствована третья, опущенная переменная, не отраженная на графике.

Даже если мы верно определили две переменные, взаимодействие которых будем анализировать, мы можем столкнуться со второй проблемой — обратной причинно-следственной зависимостью. Другими словами, мы могли решить, что причиной изменения В служит А, а в действитель­ ности В определяет изменения А.

Возможность наличия опущенных переменных и об­ратной причинно-следственной зависимости требует от нас, когда мы делаем выводы о причинах и следствиях, осторожного использования графиков.Опущенные переменные. Давайте рассмотрим следующий пример.

Представьте, что правительство в ответ на настойчивые требования озабоченной высокой смертностью на­ селения страны от раковых заболеваний общественности поручает компании «Статисти­ческие услуги Большого Брата» провести исчерпывающее исследование.

Сотрудники «Большого Брата» обнаруживают явную зависимость между двумя переменными: ко­личеством курящих в семье и вероятностью заболевания раком кого-то из ее членов (рис. 2п.6).

Рис. 2п.6 ГРАФИК С ОПУЩЕН­НОЙ ПЕРЕМЕННОЙ. Направленность кривой вверх показывает, что чем больше курящих в семье, тем выше вероятность заболевания раком. Однако мы не должны делать из этого вывод, что причиной рака является курение,потому что исследователи не принимают в расчет количество выкуренных сигарет.

Какова должна быть реакция правительства на полученные результаты? «Большой Брат» рекомендует установить дополнительный налог на продажу сигарет и потребовать размещения предупреждающих надписей:«»Большой Брат» предупреждает — курение опасно для вашего здоровья».

Однако у вдумчивого исследователя возникает вопрос: «А все ли переменные, кро­ме одной, были приняты за константы?», ведь в случае отрицательного ответа полученные результаты нельзя считать достоверными. Одно из объяснений графика на рис. 2п.

6 заклю­чается в том, что, вероятнее всего, люди, в домах которых много курящих, и сами входят в число любителей табака. Причина рака курение, а не число курящих в семье. Если вы не приняли за константу количество выкуренных сигарет, график 2п.

6 не отражает истинно­го влияния числа курящих в доме на уровень заболеваемости раком.

Эта история является иллюстрацией к важному принципу: когда вы видите график, который используется для подтверждения выводов о причине и следствии, необходимо задать себе вопрос, не влияют ли на полученные результаты изменения опущенной переменной.

Обратная причинно-следственная зависимость. Экономисты нередко совершают ошибки при определении направления причинно-следственной зависимости. Предполо­жим, что Ассоциации анархистов Америки поручено проведение исследования уровня преступности в США, результаты которого представлены на рис. 2п.

7. График демонстрирует зависимость количества тяжелых преступлений в крупных городах от числа полицейских на тысячу человек. Анархисты пришли к выводу, что большее число полицейских приво­дит к увеличению количества преступлений в городах, а значит, общество обязано снизить меру ответственности преступников.

Рис. 2п.7 ГРАФИК, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ОБРАТНУЮ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ. Направленность кривой вверх показывает, что по мере увеличения числа полицейских в городе опасность проживания в нем возрастает. Однако из графика непонятно, являются ли полицейские причиной преступлений или города с более высоким уровнем преступности нанимают на работу больше стражей порядка.

Если бы мы могли провести контролируемый эксперимент, мы избежали бы опасности попасться на удочку обратной причинно-следственной зависимости.

Для проведения эк­сперимента мы бы произвольно увеличили или уменьшили число полицейских в разных городах, а затем рассмотрели бы зависимость между численностью сил правопорядка и количеством преступлений. А график на рис. 2п.

7 показывает только то, что в более опасных для жизни городах больше полицейских. Это можно объяснить тем, что в городах с высоким уровнем преступности мэрия увеличивает численность полицейских.

Другими словами, скорее увеличение количества преступлений является причиной для найма до­ полнительных полицейских. График не позволяет нам определить направление причин­ но-следственной зависимости.

Может показаться, что для определения направления причинно-следственной связи необходимо выявить изменяющуюся первой переменную. Если мы наблюдаем рост пре­ступности, а затем увеличение количества полицейских, мы приходим к одному выводу.

Если мы подмечаем, что сначала увеличивается численность полицейских, а затем следует рост преступности, мы делаем другой вывод. Недостаток такого подхода заключается в следующем. Очень часто люди изменяют поведение не в ответ на изменение существующих условий, а в ответ на изменение их ожиданий будущих условий.

Город, ожидающий рост преступности в будущем, может увеличить количество вакансий для полицейских уже сегодня. Или еще более наглядный пример — соотношение новорожденных и детских кроваток.

Очень часто детскую кроватку покупают в ожидании рождения ребенка, но если она появляется в доме раньше новорожденного, это не означает, что увеличение про­даж кроваток способствует росту населения!

Исчерпывающих правил, определяющих достоверность выводов о причинно-след­ственной зависимости по графику, не существует.

Просто помните о том, что причина роста раковых заболеваний отнюдь не число курящих (опущенная переменная), причина рождения детей — отнюдь не появление в доме детской кроватки (обратная причинно-следственная связь), и вам удастся избежать глупых экономических споров.

53.684169 23.861143

Источник: https://ec0n0m1cs.wordpress.com/2010/01/09/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5/

Refpoeconom
Добавить комментарий