ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

Обслуживание внешнего долга — Энциклопедия по экономике

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности.

В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной собственности) или установлению специальных пошлин на импорт.

Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.

Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки, как это было в Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую конфронтацию.
 [c.

128]
В России аналогичные функции выполняют Банк внешней торговли, Банк внешнеэкономической деятельности, специализирующийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР.
 [c.299]

Отрицательное сальдо баланса текущих операций в 1998 г. в России было обусловлено следующими обстоятельствами завышенный курс рубля, что сдерживало экспорт и стимулировало импорт товаров снижение цен на основные экспортные товары, особенно на нефть возросшие платежи по обслуживанию внешнего долга. Центральный банк РФ после массированных валютных интервенций оказался не в состоянии поддерживать валютный
 [c.517]

Одной из основных причин нестабильности платежного баланса являются растущие выплаты доходов на инвестиции, процентов по государственному долгу, расходы по обслуживанию долга частных российских банков и компаний. С 1994 по 1997 г.

отрицательное сальдо по статье Доходы от инвестиций увеличилось почти в 5 раз. В первом полугодии 1998 г. сумма доходов, подлежащих выплате по данной статье, составила 8 млрд против 6 млрд долл. в соответствующем периоде предыдущего года. В 1994 г.

активное сальдо торгового баланса в 10 раз превышало пассивное сальдо операций по обслуживанию внешнего долга. В первом полугодии 1998 г. сложилась противоположная ситуация отрицательный итог по доходам на инвестиции вдвое превысил положительное сальдо торгового баланса.

Этим обстоятельством, наряду с бюджетным кризисам, был обусловлен объявленный правительством 17 августа 1998 г. отказ производить платежи по ГКО/ОФЗ.
 [c.520]

Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как надежного должника.

Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991—1992 гг. банки резко снизили объемы своего кредитования. Нетто-приток банковских кредитов в 1994 г. оказался близким к нулю, а в 1995 г. имел отрицательное значение.
 [c.

543]

В СССР трудности с обслуживанием внешнего долга впервые проявились в 1990 г. В 1991 г. Внешэкономбанк, осуществлявший управление внешним долгом и выступавший монополистом в сфере международных расчетов, израсходовал на обслуживание долга все свои ресурсы и средства клиентов.

Впоследствии этот долг был конвертирован в облигации внутреннего валютного займа. Россия выполняла свои обязательства с существенными отклонениями от графика. Однако до 17 августа 1998 г.

долговые проблемы решались по принятым в современной практике нормам путем многосторонних (через Парижский, Лондонский клубы) или двусторонних переговоров.
 [c.549]

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности, право получения долгов с додж-
 [c.484]

СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993-м, 1994-м и 1995 гг.
 [c.485]

Исходным в данной схеме является операционный рычаг, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой организации, ее валовым доходом и расходами производственного характера.

К последним относятся совокупные расходы организации, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов.

Финансовый рычаг характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты про-
 [c.190]

В ближайшие годы сохранится опасность банкротства государ ства во внешней сфере, так как обслуживание и погашение внешнего государственного долга сопоставимо по масштабам с доходами федерального бюджета. Ввиду ограниченности ресурсов в федеральном бюджете начиная с 1999 г.

предусматриваются ассигнования на платежи по обслуживанию внешнего долга, не включающие основную часть выплат процентов по долгу бывшего СССР. Проблема исполнения Россией внешних обязательств остается открытой до решения вопроса реструктуризации платежей с внешними кредиторами.
 [c.

50]

Стало необходимым принятие мер по предотвращению неблагоприятного воздействия на федеральный бюджет значительных колебаний курсов иностранных валют и процентных ставок международного финансового рынка.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на погашение и обслуживание внешнего долга, Правительство РФ пришло к выводу, что целесообразно использовать наряду с денежными товарные схемы погашения внешнего долга бывшего СССР.
 [c.741]

Выполнялись обязательства перед частными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на новые облигации.

Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ.

Своевременное обслуживание внешнего долга стало возможным вследствие улучшения макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.
 [c.279]

Специальные кредитные линии открываются для стран — экспортеров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей. В 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований, предназначенный в основном для стран СНГ.
 [c.542]

Платежеспособность зависит прежде всего от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также от экспортной базы платежи по обслуживанию внешнего долга обычно производятся в иностранной валюте.

Исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой, и особенно ее экспортным сектором. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты (прежде всего МБРР) используют следующие показатели для анализа платежеспособности развивающихся стран.

Внешний долг страны сопоставляется с ее валовым национальным продуктом (долг/ВНП). В 1986 г., в период крайне острой долговой ситуации, долг был равен в среднем 38% совокупного ВНП развивающихся стран. В 1991 г. этот показатель снизился до 21%, а в 1970 г.—в благоприятной ситуации —он составлял примерно 10%.

Однако универсального критерия по этому показателю не существует. Каждой стране присущ свой критический уровень.
 [c.591]

Обобщающим показателем является производственно-финансовый леверидж — произведение уровней производственного и финансового левериджа. Он отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга.
 [c.629]

Индуцированная инфляция, вызванная экономическими факторами (военные расходы, обслуживание внешнего долга, перегружающие бюджет).
 [c.145]

Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а также Российский банк реконструкции и развития, созданный для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу кредитов.
 [c.286]

Следует иметь в виду, что привлечение под гарантии Правительства иностранных кредитных ресурсов, формирующих внешний государственный долг, связано с осуществлением долговых обязательств по его обслуживанию, что является одной из важных расходных статей государства. Отвлекая значительную часть средств от внутренних инвестиций, выплаты по обслуживанию внешнего долга способны сдерживать темпы роста экономики.
 [c.485]

Просроченные платежи по обслуживанию внешнего долга 1,1 5,1 2,7 13,2
 [c.91]

Перенесенные платежи по обслуживанию внешнего долга 12,1 56,3 8,4 42,6
 [c.91]

Коэффициент обслуживания внешнего долга, % 26,8 22,1 18,3
 [c.92]

Коэффициент фактического обслуживания внешнего долга, % 6,1 7,8 7,2
 [c.92]

Вероятность использования для такого механизма внешних источников в России мала. Это можно объяснить прежде всего целевым назначением предоставляемых кредитов.

Кроме того, обслуживание внешнего долга России накладывает определенные ограничения на необходимый резерв валютных средств для длительной интервенции.

Соответственно, если именно такой вариант используется руководителями Центрального банка России, то падение курса доллара до объявленного уровня 20—25 руб., тем более в условиях инфляции, практически невозможно.
 [c.50]

Расходы бюджета по обслуживанию внешнего долга ПО или ЦФО определяются разработчиком бюджета в соответствии с представленными бухгалтерией и финансовым отделом ПО данными о размере внешнего долга и условиях его обслуживания в предстоящий бюджетный период.
 [c.375]

Расходы бюджета по обслуживанию внешнего долга ПО или ЦФО определяются разработчиком бюджета в соответствии с предоставленными
 [c.375]

Обслуживание внешнего долга (конец 1998 — 1999 год)5 (млрд долл.)
 [c.84]

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Внешняя задолженность страны в переходный период резко возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд. долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд. долл., а в 1993 г. — до 80 млрд. долл., а по состоянию на 1999 г. превысила 140 млрд. долл.
 [c.508]

Здесь коэффициент jU3 отражает необходимость обслуживания внешнего долга, U5(f) —
 [c.11]

Текущее обслуживание внешнего долга
 [c.200]

До настоящего времени официально публикуемая статистика по международной инвестиционной позиции России в целом отсутствует. Центральный банк РФ с 1996 г.

начал публиковать данные по международной инвестиционной позиции без учета Внешэкономбанка России, который является агентом правительства по обслуживанию внешнего долга и ведет учет всех связанных с ним категорий активов и пассивов.
 [c.824]

График обслуживания внешнего долга с учетом достигнутых условий его реструктуризации в 1996—1997 гг. предполагал плавное нарастание ежегодных платежей до 12—15 млрд долл. к 2005 г. с последующим уменьшением их вплоть до 2020 г.

Таким образом, предполагалось, что реструктуризация внешнего долга позволит России освободиться от статуса неплатежеспособного государства и рассрочить платежи по долгу на достаточно длительный период в соответствии с реальными возможностями экономики обслуживать этот долг.
 [c.826]

Политика экономического роста, как правило, включав шкой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции и, следовательно, затраты на производство и реализацию, повышает конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Вместе с тем она сдерживает внутреннее потребление из-за снижения заработной платы.

Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. В этих условиях требуется стимулирование экспорта для выполнения внешних обязательств.

Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга.
 [c.41]

Исходным в рассмотренной схеме является производственный леве-ридж, влияние которого выявляется путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера.

К последним относятся совокупные расходы коммерческой организации, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Влияние финансового левериджа выявляется путем оценки взаимосвязи между чистой прибылью и величиной прибыли до выплаты процентов и налогов.

 [c.368]

Из всего произведенного с стране валового внутреннего продукта одна часть потребляется, а другая — сберегается (рис. 18.1). Сбережение не обязательно будет израсходовано в стране и может уйти за рубеж в виде вывоза капитала, расходов по обслуживанию внешнего долга и других расходов.

Одновременно аналогичные средства поступают в страну из-за рубежа.

Сальдо подобного чистого увеличения или уменьшения сбережения (в российской статистике оно называется чистым кредитованием или чистым заимствованием, хотя это и не совсем верно) уменьшает или увеличивает сумму сбережения в стране, превращая его в накопление, точнее, в валовое накопление.

Валовым оно называется потому, что включает не только новые накопления, но и амортизационные отчисления от ранее созданного капитала. По сути дела, валовое накопление — это та величина, которая инвестируется в реальный капитал. Поэтому второе название валового накопления — капи-талообразующие инвестиции.
 [c.349]

Источник: https://economy-ru.info/info/71380/

������� ���� ������, �������� ��� ���������

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

����

�������� ������������������������������…3

1. �������� ������� ������ �������� �����.

1.1 �������� �������� ����� � ���������� �����������������..5

1.2 ������������� ����� ��������������� ������� �����ⅅ�������.8

1.3 ������� ���� ������ � ��������� ��������������������.13

2. ���������� ������� ��������������� ������.

2.1 ��������� ���������� ������� �����셅��������������18

2.2 ������ ������� ������� ������������� �� ���������� ���������.��…21

3. ������������ �������� �����.

3.1 ������������ � �������������� �������� �����: ���� � �����������..24

3.2 �������� ����������� �������� ������������� ���������� ��������� � ��- ����� �������� ������������������������…�..26

3.3 �������� ������������ �������� ������������������..29

���������� �����������������������������32

������ �������������� ���������� �����������������…33

��������

������� ���� �������� ���������� ��������� ���� ����������. ����������� ���������� ��������� �� ������ ������������� ������, �� � ��������, � ��� ����� ���, ��������, �������, ������, ���������

����������� ��� ������, ������� ������������� ��������������, ��������� � ������� ��������������. ������������ ������������� ������� ������ ������������ ������� ���������-������������� �������.

������ �������������� ����������� ���������� ��������, �� ������ ����������� ������������� ������� �������������, ��������� ������ �� ��������� ���������� ������������ ���� ����� ������������� �����.

��������, ������� � ��������� � ������� ����������� ������� ����������� ������ ���������� ��������� ����.

����������� ������� �� ������� � ������������ ������� ������������� �������� ��������� ������ ������������������� ��������� �����. ������� ���� ��������� �������� ������� �� ��� ��������� ������.

������� ������� �������� ��������� � ������������ ��������� ������, ��� ����� �������������� �������������� �����, � ������������ �������� ����� ������� �������� �� ������������ ���������.

������ � ������ ���������� �������� ������ ������������� ������������ ����� ����� ����� ������� �������� ��� ������.

������� ��������������� ������� ������������ � � ���� ���. ������������ ������ 1998 ���� ������ ������������ ������� ����������� � ��������� ��������������� ������������� � �������� ������������ �������.

������� ����� ��������.

������������� ���� ������� ���������������� �����, ����������� �������� �������� �� ��� ������������ ���������� ������ ������������ �������� ��������������� ��������, ����������� � ������������� ���������.

� ����������� ������������� ����� � ������ ����� ���������� ��� �������� �������: ������� ���� ��������������� �������� � ��������� ���; �������� ���������� ���� ���������� ��������, ���������� � ��� ���������; ������� ���������� ��������������� ������ �����.

� ������ ����� �������� ������ ���������� ��������������� ������� ������, �������� ����������� �������� ������������� �� � ������� �������� �����, ��������� ���������� ��������������� ������� ������ � ��� �������, ����� ��������������� � ���� ��������.

����� ��� �������� �� �������� ������������� ������������� � ������� ����� ������ � ���������������� �������� � ���� ���������� �������� ���������������� ����� ������.

1. �������� ������� ������ �������� �����.

1.1�������� �������� ����� � ���������� ��������.

������ ���������������� ����� ���������� ������� � ������� ���������������� ������� � ���������� ��� �������� ��������� �������, ������� �������� ����������������� ��� ������������ ���������������� �����.
��������� ������� — ��� ���������� ��������� ����� ���������������� ������� ��� �������� �������.

����������� ������������, ��� ��������, ��� � ������������� ����� �� ����� ������� �������� ����� ��������, ����� ��������� � ���������. ������� ������ ������ � ���������� ������� ��������, � ��� ����������� �� ��������� � ������������� � ������������ ������� � � �������� ��� ��������������.

���������������� ������ ��������� ��������� �������� �� ����������� ����� �� ������� ��������� �������� — ��������������� ���� — ���������� ���������� ���������� � ��������� ����������������� ������ �����. ������������ ���������������� ����� — ��� ������� ��������� �� ���� � ������� �������� ���� �����. ������������ ����� — ���� �� ���� �������� ���������������� �������.

���.1 ��������� �������� �������1

___________

1 ������ �.�. ��������������� ����. � �.: 2000�. �. 120

��������-��������� (��� ����������) �������� ����������� — ��� �������� � ������� ��������������� � ��������������� ��������. ��������� ������� �������� ��������� ���������� ����������� ���������� �������� � ������������� �������, � ��������������� ���� — � ������������.

���������� ��������� ������������� ������, ����������� ������������ ��� �������������� ������� � ������������� �������������� �����. ��������, ������������ �� ����������� ��������� ��������� � ����������� ���������� ����������� ������ ����� �������� ���������� �������� . ���������� ��������� ���� �������������� ����� �������������� �� ��������� �����:

������������� ���������� �������� � ��������, ���������� �� ������������ ������������� � ��������� ������� � ��������� ������ ��������������� �����-

��� � ����� ����������� �� ������������� ����, ����������� � ��������. ���-

������� �������� ����� ���� ������������ ��� ������������ ���������. ��������������� ���� ���������� �������� ������� � ���, ����� ������������� ����������� ��� ��������.

� ������ ����� �� �������� ��� ��������� ������ � ������������ (�����������������) ���������� ��������, ������� ��������� ������������� ����������� �� ���������� ����� � ������ �������������� �����. ��� ��������:

1. ���������� ��������������� ��������. 2. �������� �������.

3. ���������� ��������������� �������� � ������������� ��������� �������.

���� � �������� ������ ����� ����� ���������������� ������, ���������� �������� ������ ��������� � ����������� ������������������ ���������� �������� � ������ ����� ��� ���������.

� ��������, ���� � ��������� ����� ����� ��������� ���������� ������� ��������, ����� ������ ������������� ������������ (�������������) ���������� ��������, ������� ��������� ������������ ����������� �� ���������� ����� � ������ �������������� �������. ��� ��������:

1. ���������� ����������������� ��������. 2. ���������� �������.

3. ���������� ����������������� �������� ��� ���������� �������.

���������� �������� ������ ��������������� �� ������������� ������ ������������������ �������, ���� ����� ���������� ����� �������� �������� ��� ���������.

������ ����� ������� � ���, ��� ������� ������� ������������� �������� ������� �� ������ �� ������� ����� ������������������ ��������� � �������� (�.�. �� �������� �������� � �������������� ������), �� � �� ���������� �������� �������.

������� ����������� ������� ��������� ������ ���������� �������� (�������).

��� ������ �������� �������� ���������������� ������� ��� ������������� ����������� �� ��������� ����� �������� �� ������� �������������� ��������. ����������: ��� ������ �������� ���������� ������� ��� ������������ ������� ������� �� ����, ��� �� ����� ���������������.

1.2������������� ����� ��������������� ������� ������.

������������� ����� ��������������� ������� ������ ���������� ��������� � ��������� ���������� ���������, � ����� ��������������� ������� ������� ���������� ��������� ������������ ����� ����������� ��������������� ������� �������� ������������ ���������� ���������, �������� ����� ��������� ���������� ���������, � ����� �������� ������������ ������������ ����������� ����������, ����������� ������������ ������ � ���� ����� ���������� ����������.

��������������� ������� ���� ���������� ��������� � ��������� ���������� ��������� ���������� � ���� ������������� ������� ������������� ���������� ���������� � ���������� ���������� ���������, �������������� � ����������� ������.

� ����� ���������������� �������� ����� ���������� ��������� � ��������� ���������� ��������� ���������� �������� ���� �� ���������� ���������� ����������, ���������� ���������� ��������� �������� ������������ ����������� ����������, ��������� �����������, ���� � ������������� ���������� �����������.

������������� ������� �������� ������������ ���������� ��������� ������������ ����� ����������� ����� ���������������� �������� ����� ���������� ���������, �������������� �� ���� ������� ������������� ���������� ��������� � ����������� ������, ���������� �� ���� ��������� ������������� 100000 «��������������� ������� ���� ���������� ��������� (������� ������������� ������� ����� ���, �������� ���������� ����������)» � ���������������� �� ��������� ����� ��������� �������������:2

111000 �� �������� ������������ ����������� ����������, ���������� ����������� ��������, � ��� ����� �� ��������� ��������, ���������� ��� ��������������� �������� ���������� ���������

� ��� �����:

___________

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/003_lekcii_finansi_09_raznoe_/514.htm

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.
    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
  • Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.
    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги.

Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA).

В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Источник: https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/

Обслуживание внешнего долга

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

Внешний долг постоянно был для России тяжелым бременем.

Это связано прежде всего с тем, что ей достался в наследство от СССР большой объем внешней задолженности, что отчасти стало причиной привлечения новых внешних кредитов, в том числе и для обслуживания долга бывшего СССР.

Наибольшие сложности с обслуживанием внешнего долга у Российского Правительства возникли после экономического кризиса 1998 г. В 1998 г. по внешнему долгу Российской Федерации было выплачено только 9,1 млрд. долл. из 14,6 млрд. долл.

Значительная часть долга страны подверглась реструктуризации.

Когда говорят о еврооблигациях Минфина России, необходимо понимать, что существует только часть «классических еврооблигаций», поскольку большая их часть представляет собой форму реструктуризации задолженности по ГКО и Лондонскому клубу кредиторов.

Тем не менее, выпуск этих еврооблигаций, с одной стороны, позволил реструктурировать часть имеющейся задолженности, а с другой – ужесточил требования к обслуживанию, так как в случае возникновения просрочек по еврооблигациям к нашей стране могут быть применены достаточно жесткие санкции. По условиям переоформления задолженности Лондонскому клубу кредиторов предполагалось списание примерно 1/3 суммы задолженности. Таким образом, Минфином России были выпущены еврооблигации со сроком погашения 10 и 30 лет.

Часть внешнего долга представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых приходится вести трудные переговоры. Есть положительные моменты: уже существует договор о переоценке долгов СССР перед ГДР (по новому соглашению эта сумма составляет 500 млн.

евро, что в 12,5 раз меньше предыдущей, и будет погашена в течение трех лет), с Финляндией согласовано погашение долга товарными поставками, аналогичные переговоры ведутся с Италией. Долг в основном краткосрочный. Его погашение осуществляется из федерального бюджета.

Имеются проблемы в отношениях со странами СНГ, долг которых по новым российским требованиям составляет около 6 млрд. долл. Это — резерв для зачетных операций, признания нулевого варианта в отношении требований и обязательств республик бывшего СССР.

Например, через Парижский клуб удалось побудить Грузию к признанию нулевого варианта и к решению о выплате долгов России.

Российские официальные лица неоднократно ставили вопрос о необходимости реструктуризации долга бывшего СССР, но кредиторы требовали соблюдения графика платежей. Одна из главных причин такого поведения кредиторов – макроэкономические показатели России, так, по данным Госкомстата темп прироста ВВП в 2000 г. составил 8,3%, а профицит государственного бюджета – 207,4 млрд. руб.

Торговый баланс России складывался традиционно положительным. За 2000 г. он составил 60,7 млрд. долл., а экспорт за тот же период составил 105,6 млрд. долл., т.е. весь долг федерального правительства по состоянию на 1 января 2001 г.

был больше годового торгового баланса только в 2,1, а экспорта – в 1,2 раза. Следовательно, отказ кредиторов реструктурировать задолженность бывшего СССР был вполне логичен. Однако, кроме сравнительно небольших платежей 2000 г.

, в ближайшем будущем предстоят большие платежи по внешнему долгу с пиком платежей в 2003 г. [5, с.37].

Внешний долг сегодня

В течение 2000 г. было выплачено по внешнему долгу Российской Федерации 10,9 млрд. долл., в том числе – по федеральному внешнему долгу 8,1 млрд. долл. (5,3 млрд. долл. – основной долг, 2,8 млрд. долл. – проценты). Из этих платежей большая доля пришлась на выплаты по новому российскому долгу.

По опубликованным данным в течение 1 квартала 2001 г. было выплачено по федеральному государственному долгу 4 млрд. долл. По соотношению выплат лидируют выплаты Парижскому клубу кредиторов, которые составили 39% всех выплат.

Рис.1 Соотношение выплат по государственному внешнему долгу

Таким образом, можно сказать следующее. Наибольший внешний долг России приходится на Правительство Российской Федерации. Правительству России и Банку России предстоит сложная задача – с одной стороны, необходимо соблюдать график платежа (а изъятие больших объемов валютных средств с российского рынка усиливает нагрузку на курс рубля), с другой стороны – необходимо поддержание курса рубля.

Наличие весомого положительного торгового баланса является, несомненно, обнадеживающим фактором, но этот показатель говорит о гипотетической способности страны обслуживать внешний долг.

В реальности экспорт осуществляется различными секторами экономики, а оплата внешнего государственного долга осуществляется органами государственного управления, при этом перераспределение средств между этими секторами затрагивает рыночное равновесие рубль/доллар.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_50913_obsluzhivanie-vneshnego-dolga.html

Государственный долг в странах мира и в России — проблема или необходимость?

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.

Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту.

Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность.

Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.

Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.

) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики.

Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.

Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга.

Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.

Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно.

Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м — до 67.

Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 — в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года.

Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.

Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США — около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония — 235%.

Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах

Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года.

Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета.

С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.

Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.

Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП).

Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.

Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).

Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах

Прогноз на 2019–2021 годы. Российская Федерация будет иметь значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания.

Рост долга будет происходить преимущественно за счет внутренних займов, что снижает валютные риски для суверенного заемщика и экономики в целом.

Одновременно в два раза сократится отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг.

Сохранение долговой нагрузки федерального правительства на безопасных уровнях является одним из преимуществ бюджетной системы РФ в период нарастающих внутренних и глобальных рисков.

Это позволяет Российской Федерации сохранять значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания, а также дает возможность в случае возникновения трудностей с привлечением необходимой суммы государственных займов на внутреннем рынке компенсировать дефицит ресурсов с внешнего рынка заимствований.

Источник: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/gosudarstvennyiy-dolg-v-stranax-mira-i-v-rossii-problema-ili-neobxodimost-20190319-14090/

Refpoeconom
Добавить комментарий