Обеспечение общественными благами

Лекция 2.11. Общественные блага и

Обеспечение общественными благами

Теория общественного выбора

План лекции

1. Экономическая природа общественных благ, особенности спроса.

2. Способы предоставления общественных благ.

3. Теория общественного выбора: способы принятия решений и проблема эффективности

1. Экономическая природа общественных благ, особенности спроса.

Общественные блага – блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом и потому, как правило, не носят конкурентного характера.

Это определение иллюстрируется такими примерами: маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет; внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

Общественные блага обладают следующими признаками:

– признак неисключения – практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;

– признак неконкурентности в потреблении – потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;

– признак неделимости – благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам.

Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

При классификации экономических благ использует два критерия: 1) степень доступности блага в потреблении; 2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления.В соответствии с первым, выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, и вторым – избирательности или неизбирательности блага.

Избирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта (покупка хлеба в магазине).

Потребители в этом случае вынуждены конкурировать за право потребления блага.

Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других (лавочка в парке). Это неконкурентное благо.

По названным критериям блага делятся на частные и общественные:

1. Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, называется чистым частным благом (товары в магазине). Оно обладает признаками избирательности и исключаемости. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно, поэтому они наиболее пригодны для рыночного оборота.

2. Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным, является чистым общественным благом. Оно обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним индивидом не ограничивает его полезность для других.

К примеру, оборона страны есть услуга, которую оказывает государство всем без исключения жителям данной страны. Медицинские услуги имеют большую общественную значимость, но они не обладают свойством неисключаемости.

Поэтому некоторые наиболее важные из них (скорая помощь, принятие родов) предоставляются государством бесплатно, наравне с чистыми общественными благами.

Присущая чистым общественным благам, абсолютная неизбирательность означает, что: 1) любое потребление этого блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает полезностей, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью; 2) не могут быть разделены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно; 3) потребляются сообща.

В силу таких особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. их особенность заключается в том, что их потребление происходит одновременно всеми субъектами, и оказывается выгодным всем. Поэтому суть проблемы общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства.

Пользователи знают, что в случае с общественными благами получение ими выгод возможно и без участия в возмещении издержек на его производства, так как предоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению другими бесплатно. Отсюда возникает проблема фрирайдера (проблема безбилетника («зайца»)).

Таким образом, суть проблемы «безбилетника» выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.

В связи с этим задача обеспечения общественными благами сводится к решению двух вопросов: как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»? как при этом достичь эффективного объема общественного блага?

2. Способы предоставления общественных благ.Возможности рынка в предоставлении общественных благ на практике означает, что предоставление осуществляет частный сектор, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Применяется несколько способов такого подключения:

1) исключение «безбилетников» – ограничение доступа к потреблению общественных благ (введение абонентской платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на зрелищные мероприятия).

Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться так же, как и частное благо. Эффективным способом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления является заключение частных контрактов.

Они предполагают участие в потреблении блага на определенных условиях, скажем, при условии внесения взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества;

2) взаимообусловленное финансирование – это увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом (финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников, плата за рекламные объявления может использоваться для финансирования общественного радио и телевидения);

3) субсидирование – финансирование производства общественных благ за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой «безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести общественный имидж (финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных).

В предоставлении общественных благ существенную роль играет величина затрат на производство общественных благ. Если эти затраты невелики, то общественное благо может быть произведено любым человеком и автоматически станет доступно другим людям.

Например, человек занимается пчеловодством, и его пчелы опыляют сады и огороды других хозяев. Но создание дорогого общественного блага просто не по карману отдельному производителю.

Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными: от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи.

Однако, суть у них одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

3. Теория общественного выбора: способы принятия решений и проблема эффективности.Обеспечение общественными благами посредством государства обладает той особенностью, что осуществляется не на основе индивидуальных предпочтений граждан, а опосредованно, путем принятия политических решений через установленные политические институты.

В связи с этим возникает особый круг проблем, связанных с определением набора и объемов производства общественных благ, выбором способов его финансирования и принципов распределения налогов. Теория общественного выбора, зародившись в 1960-х годах ХХ в.

как отрасль экономической науки, изучала вопросы налогообложения и государственных расходов в контексте предоставления общественных благ.

Государство определяет предпочтения граждан, как правило, путем ания, ставшее к настоящему времени общепризнанным институтом принятия решений по поводу производства общественных благ.

Действуя рационально, участвующие в ании лица будут стремиться к максимизации своего благосостояния, сравнивая предельную полезность блага при каждом уровне его выпуска с предельными издержками его производства.

Результаты ания будут зависеть от величины получаемой полезности и издержек, которые чаще всего приобретают форму налогов с граждан.

Принцип принятия решения путем ания может быть разным: на основе единогласия или большинства , следствием чего будут разные решения.

При условии достоверности предпочтений голосующих и соответствующем им распределении издержек, принцип единогласия потенциально дает большую возможность для достижения максимальной полезности общественного блага, однако, чрезвычайно труден в реализации на практике.

В сравнении с ним, принцип большинства, является более практичным для условий коллективного выбора. Однако ание по принципу большинства не может обеспечить эффективности, так как не учитывает всей совокупности индивидуальных предпочтений.

Рациональным путем решения проблемы производства общественных благ является процедура ания, предусматривающая единогласное одобрение решений об объеме предоставления общественных благ и распределение соответствующих издержек.

Вместе с тем, правило единогласного принятия решений имеет существенные недостатки: у индивидов может быть стимул к сокрытию своих реальных оценок предельной полезности общественных благ; готовность платить может быть ограничена способностью платить, связанной с размерами дохода; достижение единогласия может быть сопряжено с трансакционными издержками.

Простейшие модели выбора в условиях представительной демократии предполагают наличие двух партий, конкурирующих за голоса избирателей.

Чтобы одержать победу на выборах, партии должны сформулировать свою политику предоставления такого объема общественных благ, который был бы желателен для большинства членов общества.

Объектом обмена на политических рынках являются, с одной стороны, мероприятия экономической политики, а с другой стороны, факторы политической поддержки: голоса избирателей, взносы в предвыборные фонды, иные трансферты ресурсов (в том числе, взятки) и т. д.

В роли субъектов политических рынков выступают избиратели, члены групп давления, а также субъекты принятия политических решений – политики и чиновники. Дополнительным фактором победы политиков на выборах является объем взносов в их предвыборные фонды, которые представляют группы давления в обмен на обещание проводить выгодный для них курс экономической политики.

Государственные чиновники – это субъекты принятия политических решений, которым политики делегируют часть полномочий в конкретных сферах деятельности.

Причиной для такого делегирования является стремление использовать выгоды специализации, связанные с тем, что решением специфических проблем занимаются обладающие соответствующей компетенцией сотрудники государственных органов.

Результаты деятельности чиновников часто носят «неосязаемый» характер (постановления, докладные записки и т. д.). В то же время благосостояние чиновников зависит от размера бюджета ведомства: это открывает возможности для увеличения их вознаграждения, повышения должностного положения, репутации и т. д.

В результате оказывается, что чиновники могут существенно завышать бюджет своих ведомств по сравнению с уровнем, действительно необходимым для выполнения государственных функций. Эти аргументы свидетельствуют о сравнительной неэффективности предоставления общественных благ государственными органами.

Государству присущи факторы, которые препятствуют принятию оптимальных решений о предоставлении общественных благ. Набор и объемы предоставления общественных благ определяются на основе решения большинства. Это сужает возможности потребительского выбора.

В условиях представительской демократии влияние предпочтений электората вынуждает избранных представителей при принятии решений руководствоваться не результатами сравнения издержек и выгод, а возможной реакцией на принятое решение своих избирателей.

Желание быть избранным часто становится причиной принятия неэффективных решений бюрократизма государственного аппарата, который выражается в так называемом оппортунистическом поведении чиновничества, не получающего личной выгоды от результатов общественного выбора.

При этом неэффективность государства возникает не только из-за оппортунизма чиновников, но и вследствие искажения критериев эффективности, субъективно устанавливаемых самими чиновниками.

Таким образом, государство не может обеспечить принятия оптимальных решений о производстве общественных благ, так как обладает внутренними источниками неэффективности, поэтому решение вопроса о выборе механизма предоставления благ – посредством рынка или государства – должно приниматься на основе соизмерения затрат и выгод, возникающих в процессе применения каждого из способов производства общественных благ.



Источник: https://infopedia.su/13x18cd.html

Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства

Обеспечение общественными благами

Существует много благ с характеристиками общественных (смешанные блага). Степень их неконкурентности и неисключаемости может быть различной в разных условиях. Во многом это зависит от развития рыночной инфраструктуры и уровня развития соответствующих технологий.

В определенных условиях такие товары могут приобретать необходимую степень конкурентности или исключаемости, чтобы их производство могло осуществляться в частном (рыночном) секторе экономики.

Прежде всего (и главным образом) это связано с решением проблемы безбилетника, т.е. исключения возможности для третьих лиц получать выгоду от внешнего эффекта общественного блага.

1) в случае с исключаемыми общественными товарами проблемы безбилетника не существует, т.к. доступ к ним легко ограничить (смешанные блага I). Некоторые из таких благ (например, организация шоу-бизнеса) могут полностью производиться в частном секторе;

2) интересным способом подключения рыночного механизма к производству исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации – клубы по интересам. Ограничение доступа потенциальных потребителей к «клубным» благам достигается необходимостью вступления в данный клуб, уплаты членских взносов, требованиями устава;

3) некоторые из чисто общественных товаров становятся конкурентными в потреблении при достижении «порогового» уровня – перегружаемые блага (автодороги, мосты и т.д.) Отрицательный внешний эффект интернализируется с помощью дорожной, мостовой и т.п. пошлины;

4) в отдельных случаях даже обладающие почти нулевой исключаемостью чистые общественные товары могут производиться и продаваться в частном секторе экономики. Это возможно, если такой товар включается в единый пакет с другим благом с высокой исключаемостью для участия всего пакета в рыночных сделках. Такой прием называется пакетированием.

Классический прием пакетирования, исследованный Р.Коузом, − частное

владение маяками в Англии в XVII – XIX вв., когда пошлины на услуги маяков собирались в портах при оказании судам других портовых услуг;

5) среди исключаемых общественных товаров есть обладающие достаточно высокой степенью исключаемости, чтобы их производство и продажа стало возможным также и в частном секторе (наряду с государственным).

Одной из причин обеспечения именно государством производства таких благ является значительный положительный внешний эффект от них. Поэтому выпуск этих товаров в частном секторе приводит к устойчивому их недопроизводству.

Пример – здравоохранение и образование.

Во всех остальных случаях, и прежде всего, когда степень исключаемости общественных благ недостаточна высока для их производства в частном секторе, они создаются в госсекторе, а издержки их производства покрываются за счет налогов. Это позволяет избежать последствий проблемы безбилетника.

Однако это лишь экономическая часть проблемы, т.к. ее практическое осуществление связано с использованием политических институтов.

Политические институты система правил и процедур, применяемые в обществе для перевода индивидуальных желаний в действия правительства  
Такой подход к анализу политики известен под названием теории общественного выбора.
предпосылка концепция «экономического человека», т.е. гипотеза о приоритетной роли индивидуальных интересов в политической деятельности

Современные теории общественного выбора – Нобелевских лауреатов К.Эрроу и Дж. Бьюкенена – раскрывают, каким образом экономические агенты в рамках политической системы завершают процесс распределения ресурсов при заданной ее структуре и заданных собственных целях, т.е. действует ли государство всегда в интересах общества.

Теория общественного выбора применима к любому решению правительства,

в т.ч. по вопросу производства общественных благ.

Политические (общественные) решения принимаются на основе выявления предпочтений граждан или членов любого сообщества. Это может происходить в условиях прямой или представительной демократии.

Прямая демократияпредполагает право каждого гражданина ать по любому конкретному вопросу. Самый распространенный принцип принятия решения при ании – правило большинства . Этот принцип означает, что правительство начинает осуществлять некоторое действие, если оно одобрено более чем половиной граждан, принявших участие в ании.

Голосуя, люди будут сравнивать предельную полезность (выгоду) блага при каждом уровне его производства с размером дополнительного налога.

Если предельная полезность блага больше налога на его производство, то их положение будет улучшаться, и они проголосуют «за». Если наоборот, то положение избирателей ухудшится при увеличении объема производства блага, и они проголосуют «против».

Часто общественные решения, принятые большинством , отражают позицию «медианного (среднего) избирателя», чьи предпочтения располагаются в середине шкалы интересов данного общества.

При принятии решения большинством возможна ситуация, когда общество не может четко определить приоритетность свих предпочтений согласованным, непротиворечивым образом – так называемый «парадокс ания» (подобную ситуацию впервые описал Ж. Кондорсе). Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах К. Эрроу (1951 г.). Это происходит тогда, когда предпочтения каждого из голосующих транзитивны, а общества в целом – нет.

В современных странах с развитой рыночной экономикой используется практика представительной демократии, при которой граждане голосуют периодически, избирая своих представителей в законодательные органы, и уже избранные представители в свою очередь голосуют по конкретным вопросам общественной жизни.

Качество и оперативность решений зависят от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в практические решения. Информация характеризуется альтернативными издержками: для ее получения нужны время и деньги.

У рядового избирателя желание постоянно воздействовать на депутата минимально. Наибольшие шансы реализовать через официальное лицо свои экономические интересы имеют хорошо организованные группы давления

(группы с особыми интересами), или лобби.

Лоббизм деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах отдельной группы

В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга(«перекатывание бревен»).

Логроллинг практика взаимной поддержки путем «торговли голосами»

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» – закон, включающий пакет небольших локальных проектов, нередко слабо связанных с основным законом и выгодных населению какой-либо местности, но осуществляемых за счет средств государственного бюджета.

Для обеспечения его прохождения к нему добавляют новые предложения («сало»), пока не появится уверенность, что необходимое большинство набрано.

Практика логроллинга обеспечивает принятие определенных программ, из которых каждая в отдельности не получила бы большинства при прямой демократии или не прошла бы тестирование «затраты – результаты».

Стремление получить через правительство материальные выгоды за счет всего общества называется поиском политической ренты(разработка теории политической ренты была начата в 1974 г. Анной Крюгер).

Здесь термин «рента» означает любой платеж предпринимателю, фирме или организациям, превышающий сумму, которую они могли бы получить в условиях рыночной конкуренции.

Конкретным результатом поиска ренты могут стать государственные дотации, государственное ограничение конкуренции, разные привилегии, которые приводят к перераспределению ресурсов в пользу меньшинства.

Может случиться, что почти вся получаемая путем поиска ренты выгода расходуется на поддержание необходимых для получения ренты привилегий, т.е. происходит «распыление» рентных доходов.

При наличии спроса на обеспечивающие ренту привилегии появляется предложение таких привилегий официальными лицами, принимающими политические решения.

Таким образом, сама по себе государственная экономическая деятельность не гарантирует преодоления «провалов» рынка и достижения эффективного распределения ресурсов. Более того, рассмотренные недостатки государственной экономической активности сами могут стать причиной экономической неэффективности.

К «провалам» рынка добавляются «провалы» государства:

несовершенство политического процесса:

лоббизм, «парадокс ания», логроллинг, поиск ренты, рациональное неведение;

ограниченность контроля над бюрократией;

• ограниченность необходимой для принятия решений информации:

наличие асимметричной информации, искажение имеющейся информации лоббистами;

неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и

отдаленные последствия принятых решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_199205_obshchestvennie-i-chastnie-blaga.html

Общественными благами

Обеспечение общественными благами

Общественные блага. Возможности рынка и государства в обеспечении

Крайний случай положительного внешнего эффекта — это общественное благо.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

· признак неисключаемости — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;

· признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;

· признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами: маяк, светофоры, общественная безопасность и т.д.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить.

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как частных, так и общественных благ.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами.

Первый — цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу.

Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению.

Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На следующих рисунках изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов индивидуального спроса Qi для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей MB для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Рынок самостоятельно не может удовлетворить спрос на общественные блага из-за проблемы «безбилетника». Суть проблемы в том, что имея выбор в решении платить или не платить за благо, индивид, скорее всего, платить не будет. Средства для создания таких благ государство аккумулирует через налоговую систему.

Когда исключить людей из потребления общественного блага невозможно, рыночное (частное) обеспечение общественными благами хотя и возможно, но неэффективно. Если можно исключить кого-либо из потребления общественного блага, рыночное обеспечение может быть эффективным.

П. Самуэльсон предположил, что если известно, сколько общество готово заплатить за общественное благо, нужно сравнить эту сумму с затратами на производство.

Пока общество готово платить больше, чем величина предельных издержек на производство, данное благо следует производить.

Оптимальный объём производства общественного блага – это такой объём, при котором предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. 2-е изд. — Т. 13. — С. 497.

[2] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 1. — М.: Республика, 1992. — С. 22.

[3] Понятия государственной и общенародной собственно­сти часто отождествляют. Вместе с тем эти понятия не идентич­ны, как понятия народ и государство.

Общенародная собствен­ность означает общенародное присвоение средств и результатов труда.

Однако реально собственность присваивается государ­ством, и чем оно тоталитарное, тем больше отчуждение непос­редственных производителей от собственности.

[4] См.: Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии. — М., 1992. — С. 201-202.

[5] Нулевая прибыль, таким образом, включается в состав общих или экономических издержек.

[6] Маркс К. Капитал.Т. III. Гл .45.

Источник: https://studopedia.su/5_50667_obshchestvennimi-blagami.html

Refpoeconom
Добавить комментарий