Направления государственного регулирования экономики

2 Вопрос. Основные направления государственного регулирования экономики

Направления государственного регулирования экономики

Государственноерегулирование экономики в современныхусловиях осуществляется по ряду основныхнаправлений, или, говоря по другому,государство выполняет определенныеэкономические функции

1. Обеспечениеправовой основы и социальногоклимата,способствующего эффективномуфункционированию рыночного механизма.

2.Производство общественных товаров.

3.Перераспределение доходов и богатства.

4.Устранение последствия внешних эффектов.

5.Регулирование рынка труда.

6.Антиинфляционное регулирование.

7.Обеспечение экономической безопасности.

Обеспечение правовой основы и социального климата,способствующего эффективному функционированию

рыночногомеханизма.

Преждевсего, государство издает законы,регулирующие экономическую деятельность,а также обеспечивает и контролирует ихисполнение. То есть, определяются»правила игры», которых обязаныпридерживаться все экономические агенты- производители, потребители, посредникии пр. в том числе и само государство.

  • Законодательные и нормативные акты государства преследуют достижение ряда целей:
  • обеспечение прав субъектов рынка;
  • защита права собственности;
  • защита прав потребителей;
  • наказание (административное и уголовное) нарушителей;
  • обеспечение качества продукции;
  • обеспечение безопасности труда;
  • регулирование взаимоотношений администрации предприятий ипрофсоюзов;
  • одной из важнейших целей государства является защита конкуренции иограничение влияния монополий.

2. Производство общественных товаров

Товары и услугив рыночной системе делимы, то есть, онивыступают в виде достаточно малыхединиц, чтобы стать доступнымииндивидуальным покупателям. Они так жеподвержены принципу исключения.

Этоозначает, что только тот получает данныйтовар или услугу, кто способен и готовуплатить соответствующую цену.

Те же,кто не в состоянии или не желает платить,тот исключается из числа обладателейданного товара или услуги.

Но существуетопределенные виды товаров, называемыеобщественными товарами или благами,которые неделимы, то есть, не могут бытьпроданы индивидуальным покупателям.

Кроме того, на них не распространяетсяпринцип исключения, так как не существуетэффективных способов отстранитького-либо от пользования этими благами.

Рыночная система эти товары не производит,потому что их нельзя продать конкретномупокупателю.

Классическимпримером общественного блага служитмаяк, предостерегающий корабли отопасных мелей.

Строительство маякавполне может оказаться (и, как правило,оказывается) экономически обоснованным,так как выгоды (уменьшение числакораблекрушений) превышают производственныезатраты.

Но выгода, приходящаяся на долюкаждого пользователя маяком вряд лиможет окупить постройку маяка, она неподдается денежному измерению, то есть,маяк — неделим.

Кобщественным товарам или благамотносятся: государственное управление,оборонный комплекс, единая энергетическаясистема, деятельность правоохранительныхорганов, вакцинация населения, очистныесооружения, фундаментальная наука итак далее.

3.Перераспределениедоходов и богатства.

Рыночнаясистема представляет собой обезличенныйбеспристрастный механизм, а возникающеена его основе распределение доходов ибогатства может порождать большеенеравенство, чем желательно и необходимообществу.

С одной стороны— тот, кто производит товары, подходящиепотребителям по цене и качеству ипокупаемые ими, другими словами, тот,кто лучше удовлетворяет потребностиобщества, должен больше зарабатыватьи богаче жить — здесь неравенство вдоходах играет поощрительную истимулирующую роль.

Сдругой стороны — многие члены обществав силу различных причин не могутучаствовать в рыночной конкуренции,или участвуют в ней без особого успеха.Государство берёт на себя обязанностьперераспределить доходы в обществе,снизить степень их дифференциации. Вэтих целях предпринимается ряд мер:

  • Во-первых, государство осуществляет трансфертные платежи — адресные денежные выплаты различным категориям неимущих и малообеспеченных граждан — пенсии инвалидам и престарелым, пособия безработным и многосемейным и так далее.
  • Во-вторых, государство регулирует цены, устанавливаемые рынком, выделяя дотации производителям отдельных товаров первой необходимости (хлеб, молоко и некоторых других), делая их более доступными для всех.
  • В-третьих, преследуя цель повысить доходы малоимущих групп населения, государство может законодательно установить обязательный минимум заработной платы.
  • В-четвёртых, во многих странах установлен прогрессивный налог на доходы, то есть чем больше зарабатывает человек, тем большую сумму налогов он платит.

Источник: https://studfile.net/preview/6018435/page:2/

Основные направления государственного регулирования экономики

Направления государственного регулирования экономики

Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

обеспечение устойчивых темпов роста;

регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Рассмотрим каждое из них более подробно.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Создание правовой основы экономической деятельности государства Макроэкономическая стабилизация
Создание общественных благ Проведение фискальной политики
Регулирование внешних (побочных) эффектов Поддержка малого бизнеса
Проведение антимонопольной политики Регулирование внешнеэкономической деятельности
Создание инфраструктуры Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики
Государственное предпринимательство Обеспечение экологической безопасности
Перераспределение доходов

Рис.1 — Основные направления государственного регулирования экономики

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности.

Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов.

Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого — к стагнации.

Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством.

Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. Внешний эффект — это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом.

Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.

Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек.

Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р.

Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке.

Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов.

Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

институциональная (государственный аппарат управления);

социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства — государственным предпринимательством.

Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики.

Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый «общественный» предприниматель.

В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 2.

Рис.2 – Формы перераспределения доходов

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления.

Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия.

Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов — это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других.

Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей.

Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам.

Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи.

Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики.

Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства.

Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.

Фискальная политика — это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику.

Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита.

Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики.

Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма.

Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.

Современная экономика базируется на проведении эффективной научно-технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса.

Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки.

Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством.

В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП.

Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70-x годах составили во Франции 0,7—0,9% ВВП, в Италии — 0,7%, в Великобритании — 1,7—2,3%, в США — 2,2—2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3—5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям.

Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.

Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер.

Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

14

| 15 | 16 | 17 |

Источник: https://studall.org/all-191944.html

Объекты и направления государственного регулирования экономики

Направления государственного регулирования экономики

Замечание 1

Объектами государственного регулирования экономики называются сферы, отрасли и регионы, в которых возникают трудные ситуации и проблемы экономического роста, не разрешаемые без вмешательства государства. Также объектами ГРЭ являются явления, условия и ситуации социально-экономической жизни государства, требующие к себе вмешательства государства и государственных органов.

Главными объектами ГРЭ являются (рис.1):

Рисунок 1. Основные объекты ГРЭ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Также значительными объектами государственного регулирования являются внешнеэкономическая деятельность и контроль за состоянием экологии и окружающей среды.

Каждый из приведенных объектов обладает особенностями и носит различный характер. Эти объекты объединяют макроэкономические процессы. Сущность государственного регулирования заключается в различных функциях, проявляющих себя в процессе управления перечисленными объектами.

Проявление государственного регулирования в воздействии на экономический цикл, состоит в том, чтобы в периоды кризисов, экономических депрессий стимулировать спрос на продукцию (товары/услуги), политику капиталов, занятость населения государства.

В этом процессе могут предоставляться как льготы частному капиталу, так и увеличиваться объем государственных расходов и инвестиций.

Оказывая воздействие на экономический цикл, государство участвует в процессах «торможения» роста спроса, регулировании необоснованного рост цен и заработной платы, таким образом преследуя цель уменьшить объемы и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости населения в перспективе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В аспекте структур хозяйства регулирование государства проявляет себя в предоставлении отдельных привилегий некоторым областям, регионах сферам промышленности и т.д.

В одном случае это может быть финансовая поддержка отдельным регионам или отраслям, находящимся в состоянии затяжной рецессии, в другом случае — поощрение развития инновационных отраслей и производства, как представителей научно-технического прогресса, в третьем случае — государство влияет на рынок конкуренции, контролируя баланс монополизации рынка, и преследуя цель создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Накопление капитала тоже является важнейшим объектом регулирования государства, поскольку производство, присвоение, капитализация доходов априори являются главными целями любой хозяйственной деятельности, и государственная экономическая политика поощрения накопления капитала, в первую очередь, способствует повышению и соответствию экономических интересов субъектов хозяйствования. Параллельно государственное регулирование накопления капиталов опосредованно служит и прочим объектам ГРЭ, так как на экономический цикл и структуру хозяйства оказывает огромное влияние объемы инвестиций и их наличие.

В процессах контроля занятости населения государственное регулирование проявляет себя с точки зрения поддержания равномерного соотношения между спросом и предложением рабочей силы.

Данный баланс должен удовлетворять потребность национальной экономики в квалифицированной рабочей силе, заработная плата которой находится на уровне достаточной мотивации к труду.

При этом колебание спроса и предложения на рынке рабочей силы не должно привести либо к превышению спроса, что чревато чрезмерным ростом заработной платы, либо к превышению предложения, что может привести резкому снижению уровня занятости и увеличению безработицы.

Пристального внимания государства и государственных органов удостаивается денежное обращение, поскольку его сбалансированность влияет напрямую на уровень инфляции в государстве, которая является серьезной угрозой для благополучия экономики. Регулирование обращения денежной массы также опосредованно влияет и на другие объекты государственного регулирования:

  • цены,
  • накопление капиталов,
  • социальные отношения.

Замечание 2

Платежный баланс — это объективный показатель экономического благополучия (или нестабильного состояния) государства. С помощью платежного баланса осуществляется стратегическое и оперативное регулирование экономических процессов путем воздействия на объемы импортируемой и экспортируемой продукции, отток и приток капиталов, колебание курса национальной валюты и др.

Еще одним объектом государственного регулирования становятся цены, потому как динамика и структура цены в государстве, в том числе на социально значимые товары и услуги отражает состояние экономики.

Уровень цен в достаточной мере влияет на структуру хозяйства, капиталовложения, устойчивость национальной валюты, социальную политику.

Следовательно, все объекты государственного регулирования имеют отношение друг и другу и параметры одного объекта непосредственно влияют на параметры прочих объектов ГРЭ.

Направления ГРЭ

Важнейшими направлениями государственного участия становится влияние и регулирование со стороны государства на состояние окружающей среды, соблюдение правил конкуренции, научно-технические разработки.

Согласно объектам, находящимся в сфере влияния государственного регулирования, направления ГРЭ представлены:

  1. Регулированием инвестиций;
  2. Государственным регулированием сбыта;
  3. Государственным регулированием рынка труда;
  4. Содействие развитию научно-исследовательской и опытно-конструкторским работам;
  5. Экологическим регулированием;
  6. Социальной политикой;
  7. Внешнеэкономическим регулированием.

Следуя по заданным направлениям, государственное регулирование ставит перед собой цели, совокупное достижение которых должно привести к макроэкономическому равновесию в масштабах национальной экономики, при этом, учитывая важный фактор, что чем более высокого уровня развития достигает национальная экономика, тем более открытой она становится к внешней среде, несомненно, что на эту зависимость влияют и дополнительные факторы.

Объекты государственного регулирования располагаются в иерархическом порядке в зависимости от уровня решаемых задач.

Уровни эти можно обозначить следующим образом: уровень организации, региона, отрасли, сектора экономики, хозяйства в целом, глобальный уровень, наднациональный уровень.

Собственно, экономическая политика преследует множество целей, связанных между собой иерархической соподчиненностью, которая в современной экономической теории называется «пирамида целей» (рис.2).

Рисунок 2. Пирамида целей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Указанные цели отчасти перекрывают друг друга, одна может оказаться на какой-то период более существенной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной обстановки, уровня понимания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от определенной государственными органами на данный отрезок времени стратегии приоритетности целей. Каждая из вышеуказанных целей может предназначаться, способствовать или мешать достижению другой цели. Определенные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д., Например, в обстоятельствах кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле — активность конъюнктуры, а все прочие цели подчиняются ей.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskaya_i_socialnaya_politika_rossii/obekty_i_napravleniya_gosudarstvennogo_regulirovaniya_ekonomiki/

Refpoeconom
Добавить комментарий