Мультипликатор при пропорциональныхналогах

Приложение . Пропорциональные налоги: В тексте данной главы подробно анализировалось влияние аккордных

Мультипликатор при пропорциональныхналогах

В тексте данной главы подробно анализировалось влияние аккордных налогов на уровень совокупного спроса Однако с увеличением уровня доходов нало­ги обычно также возрастают.

В этом приложении мы рассмотрим влияние пропорциональных налогов на уровень совокупного спроса, объем выпуска про­дукции и величину мультипликатора Мы сохраняем предположение, что уровень по­требления пропорционален величине личного распо­лагаемого дохода На рис 28П1-1 показано, каким образом пропорциональные налоги влияют на пове­дение функции потребления. При потребительской функции С налоги равны нулю, а уровень потребле­ния по-прежнему задается формулой С = 0,757, как это было и в гл 25. Когда мы вводим в нашу модель пропорциональные налоги и налоговую ставку опре­деляем на уровне £ = 0,1, то при этом мы хорошо понимаем, что теперь домашние хозяйства получат в виде располагаемого дохода только 90% нацио­нального дохода Они потребляют лишь 75% этого располагаемого дохода Обозначим располагаеллый доход как УО, а У будет по-прежнему обозначать выпуск продукции, или ВНП. Тогда функция по­требления может быть записана как С = 0,75УО. Однако теперь уровень располагаемо го дохода равен 0,9У, где У — величина национального дохода От-

Национальный доход Y

сюда следует, что теперь на долю потребления будет приходиться гораздо более низкая доля националь­ного дохода, а именно 0,675 (0,75 х 0,9). График функции потребления С' показывает, что эффект от введения налогов будет состоять в сокра­щении уровня потребления для каждого данного уровня доходов. Кроме того, мы должны уделить некоторое внимание корректировке определения предельной склонности к потреблению После по­явления в экономике налогов каждый дополнитель­ный доллар национального дохода приводит к уве­личению располагаемого дохода на (1 — f) долл. Из общей суммы этого увеличения на потребление идет доля, равная величине показателя MPC Следо-

Биссектриса Доходы, выпуск продукции

РИС 28П1-1. Влияние налогообложения на поведение фун­кции потребления.

Функция потребления С показывает, как уровень потребления соотносится с величиной национального до­хода, когда в экономике отсутствует налогообложение Кривая С представляет эту же взаимосвязь, но уже при наличии пропорци­онального налога со ставкой, равной 0,1; это означает, что теперь домашние хозяйства получают только 90 центов с каждого дол­лара национального дохода.

А так как они продолжают потреб­лять 75% своего располагаемого дохода, то теперь уровень их по­требления составит 0,75 х 0,9Y, т.е 0,675 национального дохода. Таким образом, в результате появления налогообложения кривая функции потребления перемещается вниз из положения С в по­ложение С' вательно, теперь предельная склонность к потреб­лению МРС'= MPC х (1 — t).

Наличие пропорцио­нальных налогов, таким образом, сокращает ту часть каждого дополнительного доллара доходов, которая будет идти на потребление. На рисунке это представлено уменьшением наклона кривой функции потребления. Чем выше ставка пропорци­онального налога, тем ниже будет величина показа­теля предельной склонности к потреблению в на­циональном доходе.

Рисунок 28П1-2 показывает, что будет происхо­дить с совокупным спросом и выпуском продукции, если налоговая ставка увеличится с 0 до 0,2. Кривая функции совокупного спроса при этом переместит­ся вниз, как это и показано на рис 28П1-1, а точка равновесия опустится из положения Е в положе­ние Е'.

Мультипликатор при пропорциональных налогах Формула мультипликатора, выведенная нами в гл 25, будет использована и здесь, с той лишь разницей, что теперь мы должны принять в расчет существую­щее количественное различие между уровнем выпус­ка продукции и величиной располагаемого дохода Данное различие определяется показателем предель­ной склонности к потреблению MPC', принимаю­щим в расчет существование пропорциональных на­логов Величина мультипликатора показывает нам, ка­ким будет влияние данного прироста совокупного спроса, вызванного, например, увеличением объема правительственных расходов или инвестиций, на РИС. 28ПІ-2. Влияние увеличения уровня налогов на объ­ем выпуска продукции. Увеличение налоговой ставки с 0 до ОД будет являться причиной падения потребительского спроса для каждого данного уровня доходов. Кривая совокупного спроса переместится вниз, из положения АО в положение АО'. Равно­весный уровень выпуска продукции и доходов, таким образом, понижается от 1000 до 625. Его падение — результат сокраще­ния величины потребительского спроса для каждого данного уровня национального дохода равновесный уровень доходов. Величина мультипли­катора задается формулой 1 Мультипликатор = ———— MPC (П1) где выражение MPC' равно MPC X (1 — t), или муль­типликатору с поправкой на уровень дохода после уплаты налогов. Корректирующее выражение (1 — t) представляет собой ту долю каждого дополнительно­го доллара ВНП, которая реально достается домаш­ним хозяйствам в виде дохода, остающегося после уплаты налогов, т.е. их располагаемого дохода Уравнение формулы мультипликатора показыва­ет, что низкая величина показателя MPC' означает и небольшой мультипликатор. А- чем выше ставка пропорционального налогообложения, тем меньше показатель MPC' и, следовательно, меньше величина мультипликатора. Например, если MPC составляет 0,75, а налоговая ставка равна 0,1, показатель MPC' будет равен 0,675, а величина мультипликатора — 3,08. Однако как только ставка налога станет рав­ной 0,2, показатель MPC' сократится до 0,6, а вели­чина мультипликатора составит всего 2,5. Чтобы понять, почему высокая ставка налога со­кращает величину мультипликатора, вспомним, по­чему вообще в экономике существует мультиплика­тор. Эффект мультипликатора возникает в результа­те влияния прироста уровня доходов на величину потребительского спроса. Чем выше показатель MPC, тем больше будет возрастать потребительский спрос в результате любого данного увеличения вы­пуска продукции и, значит, тем больше будет вели­чина мультипликатора Если налоговая ставка явля­ется высокой, то данное изменение в уровне дохо­дов приведет лишь к небольшому изменению раз­мера располагаемого дохода домашних хозяйств и, таким образом, вызовет незначительные изменения в уровне потребительского спроса. Следовательно, при высокой ставке налога величина мультиплика­тора будет небольшой. Отметим, что социальные выплаты, сулша кото­рых увеличивается при снижении уровня доходов, также способны оказывать влияние на величину по­казателя предельной склонности к потреблению в национальном доходе. Однако поскольку нас инте­ресует влияние как налогов, так и системы соци­альных выплат, нам следует определить здесь ис­пользуемую для вычисления показателя MPC' как ставку чистого налога. Далее мы рассмотрим взаимосвязь между налога­ми и бюджетным дефицитом, если налоги устанав­ливаются пропорционально доходам Расходы, налоги и бюджетный дефицит Как мы выяснили, влияние роста государственных расходов на равновесный уровень доходов определя­ется выражением Изменение изменение равновес- = мультипликатор х государствен­ных доходов ных расходов Изменение равновесного уровня доходов может быть записано просто в виде разницы между перво­начальным и новым уровнями доходов, т.е У' — У. Аналогичным образом изменение уровня государ­ственных расходов — это разница между их новым и старым уровнями: Y — Y = мультипликатор X (G' — G) (П2) Мы знаем также, что изменение бюджетного дефи­цита равно изменению уровня государственных рас­ходов минус изменение суммы налоговых поступле­ний, которое будет иметь место в результате изме­нений в уровне доходов. Обозначим символом В бюджетный дефицит, который равен сумме превы­шения государственных расходов над чистыми нало­говыми поступлениями. Это же утверждение мы можем записать с помощью символов: В' — В — G' — G — t (Y — У) (ПЗ) где t — налоговая ставка. Комбинация этих двух уравнений может быть использована для определе­ния влияния прироста государственных расходов на уровень бюджетного дефицита. Таблица 28П1-1 со­держит результаты подобных расчетов для различ-

ТАБЛИЦА 28П1-1. Влияние роста государственных расходов на дефицит бюджета (1) (2) (3) (4) = (3) х (1) . (5) = (2) х (4) (6) = (1) — (5) Изменение G MPC Ставка налога Мультипликатор Изменение Y Изменение налогов Изменение дефицита.

100 0,75 0,2 2,5 250 50 50 100 0,9 ОД 3,57 357 71,4 28,6 100 0,7 0,4 1,72 172 68,8 31,2 ных значений величины мультипликатора и уровня налоговой ставки. Рассмотрим пример из первой строки. Предполо­жим, что государственные закупки составили 250, показатель MPC равен 0,75, а налоговая ставка нахо­дится на уровне 0,2.

Мы знаем, что мультипликатор при этом будет равен 2,5 (1/[1 — 0,75(1 — 0,2)]). Допустим теперь, что государственные расходы уве­личиваются на 100 единиц. Используя уравнение (П2), получаем, что уровень доходов возрастает на 250 (2,5 х 100). Затем мы по частям изменяем уравнение (ПЗ). Налоги поднимутся на величину, равную произведению налоговой ставки и прироста доходов, т.е.

50 (0,2 х 250). Следовательно, рост на­логовых поступлений будет меньше увеличения го­сударственных расходов. Дефицит, таким образом, возрастет на величину, равную сумме превышения увеличившихся расходов над приростом суммы взи­маемых налогов, т.е. на 50 единиц. Конечно, в этом случае увеличение государствен­ных расходов не приводит к еще большему увеличе­нию налогов.

На практике рост государственных расходов всегда увеличивает бюджетный дефицит, хотя почти наверняка на меньшую величину, чем сам прирост G. Так, в данном примере дефицит уве­личивается только на 50, хотя государственные рас­ходы выросли на 100, а сумма взимаемых налогов — на 50. Результаты, представленные в табл.

28П1-1, показывают нам, что рост государственных расходов увеличивает как размер дефицита, так и уровень до­ходов. Однако вследствие того, что вместе с уровнем доходов растут и налоги, бюджетный дефицит уве­личивается на величину несколько меньшую, чем сумма данного прироста государственных расходов.

Аналогичные вычисления для случая увеличения размера налоговой ставки подтвердили бы тот факт, что рост ставки налогов улучшает состояние госу­дарственного бюджета В этом случае будет иметь место прямое увеличение налоговых поступлений вследствие применения более высокой налоговой ставки к первоначальному уровню доходов, при этом, однако, будет также наблюдаться и относи­тельное сокращение суммы взимаемых налогов, так как сами доходы будут снижаться. Можно убеди­тельно показать, что первоначальное, или прямое, воздействие будет всегда доминировать. Соответ­ственно более высокие налоговые ставки улучшают состояние бюджета, даже если они вызывают неко­торое сокращение доходов. Полученные выводы свидетельствуют о том, что в отношении бюджета не существует прямых и одно­значных решений. Правительству, возможно, весьма илшонирует ситуация, при которой и налоги стано­вятся меньше, что всегда было в числе популярных политических мер, и бюджетный дефицит также сокращается. Однако проведенный нами здесь ана­лиз доказывает, что это невозможно. Задачи 1. Предположим, что государственные расходы сокраща­ются на 50 единиц Пусть показатель MPC равен 0,8, а налоговая ставка t = 0,15. Что при этом произойдет (а) с уровнем доходов и (Ь) с бюджетным дефицитом? 2. (а) Объясните, почему увеличение ставки подоходного налога подразумевает понижение величины мультип­ликатора. (Ь) Используйте ваш ответ, чтобы объяс­нить, почему пропорциональные налоги на доходы действуют в качестве автоматических стабилизаторов.

Источник: https://all-sci.net/predpriyatiy-ekonomika/prilojenie-proportsionalnyie-nalogi-245618.html

Налогообложение и налоговый мультипликатор. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор при пропорциональныхналогах

Налогам отводитсяроль фактора, влияющего на темпы развитияэкономики.

Согласно кейнсианскомуподходу, применение налогов как важногоинструмента фискальной политики можетстимулироватьделовую и инвестиционную активность,так как снижение налогов оставляет враспоряжении предпринимателей значительнобόльшую часть денежных средств, чемвеличина снижения уровня налога (рис.4. 6). Таким образом, срабатывает эффектмультипликации.

Рис.4. 6. Влияние влияния изменения ставкипропорционального налога на ВВП вкейнсианской модели

Рассмотрим эффектмультипликации, порождаемый прямыми,т.е. условно пропорциональными доходуналогами.

Экономическийсмысл эффекта мультипликации здесьтаков.

При снижении ставки налога (-Δt)увеличивается доляпотребления в доходах,уровень располагаемого дохода возрастаетзначительно (+Yd)и следовательно возрастает эффективныйспрос в одной отрасли, затем это приводитк увеличению эффективного спроса вовсех смежных сферах экономики (+Yd2,+Yd3и т.д.) по аналогии с механизмоминвестиционного мультипликатора (рис.4. 7). В результате суммарное увеличениеобъема национального производства (ΔY)будет гораздо больше.

Δ t

Рис. 4. 7. Мультипликативный эффект от сниженияпропорциональных налогов в экономике

Этот эффектграфически изображен на рис. 4. 6 в модели«крест Кейнса».

При понижении ставкиналога с t1до t2уменьшается сумма налоговых поступленийв госбюджет с Т1до Т2,что приводит к росту располагаемогодохода и смещению положения функцииспроса вниз при уменьшении угла наклонафункции спроса к горизонтальной оси. В результате положение равновесия А1в экономике смещается также вправо, иравновесный ВВП увеличивается (с Y1до Y2)в более значительной степени, чемпервоначальное снижение ставки налогов.

Примечание.Уменьшение угла наклона функции спросаозначает и уменьшение его тангенса. Изтемы 3 (см. рис. 3. 2) известно, что тангенсугла наклона функции спроса представляетсобой предельную склонность к потреблениюМРС.

Пример. Пустьзначение предельной склонности кпотреблению МРСколеблется в пределах 0,8, а ставка налогана прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса приставке t1= 28% и t2= 20% составит соответственно:

AD1=Е1=a + 0,8Y(1-0,28) + I = a + 0,576Y+I и

AD2= Е2=a + 0,8Y(1-0,20) + I = a + 0,640Y + I. (4.9)

Таким образом, вуравнениях (4.8) изменяется значениекоэффициента при Y,который и характеризует предельнуюсклонность к потреблению.

Однако рассмотренныйвыше пример влияния налогов на динамикуВВП касается только пропорциональныхналогов.

Дадим формализованноепредставление влияния пропорциональныхналогов на динамику объема национальногопроизводства.

Представим налоговыепоступления в выражении (4.1) как функциюот объема национального производстваТ = Yt, при условии, что это — пропорциональныеналоги:

Y =МРС Y — МРС t Y+ a + I+G. (4. 10)

Соберем вместеслагаемые функции, не зависящие от Y,в правой части:

Y -МРС Y +МРС t Y= a +I+G; (4.11).

После преобразованияполучим:

Y[1- МРС (1- t)]= a+ I+G. (4.12)

Выразим отсюдазначение объема национальногопроизводства:

. (4.13)

Из выражения (4.13)видно, почему изменение налоговой ставкиtизменяет угол наклона функции совокупногоспроса Y.Выражение, стоящее перед автономнымпотреблением и инвестициями в формуле(4.6), и есть мультипликаторпропорциональных налоговmT(называемыйв некоторых учебных пособияхналогово-бюджетныммультипликатором, мультипликаторомгосрасходов):

. (4.14)

Действительно, онможет рассматриваться как мультипликаторгосрасходов,поскольку в правой части уравнения(4.12) стоит значение госрасходов.

Приизменении госрасходов с G1 доG2изменение объема национальногопроизводства ΔY будет рассчитываться по формуле (4.

14) с учетоммультипликативного эффекта и принеизменности всех других составляющихвыражения (4.13), т.е. ΔI= 0.

. (4.15)

Снижение ставкиналогов в выражении (4.13) приводит куменьшению значения его знаменателя,и, следовательно, к росту значениямультипликатора. Это означает, чтоснижение налоговой ставки усиливаетмультипликативный эффект от ростаинвестиций в выражении (4.12).

Для концептуальногоизучения влияния косвенныхналоговыхсборов на динамику ВВП используютнесколько другой мультипликатор..

Онпоказывает, на сколькоизменяетсявеличина ВВП при изменении величиныналоговых поступлений Т на 1 единицу.

Следуетотметить, что с его помощью иллюстрируетсядействие на ВВП фиксированных илиаккордныхналогов,природа которых близка к косвеннымвидам налогов, не зависящих по своейсути от размера доходов.

Рис.4.8. Влияние изменения ставки аккордногоналога на ВВП в кейнсианской модели

На рис. 4.8 видно,что увеличение величины налоговыхсборов аккордного типа с T1 доТ2приводитк снижению уровня располагаемого доходана эту величину, и, следовательно, кснижению совокупного спроса с AD1до AD2.В результатеравновесный объем национальногопроизводства снижается(с Y1до Y2).

Выведенный ранеев выражении (4.

4) мультипликатор аккордныхналогов как множитель перед Тесть мультипликатор, показывающий, насколько изменяется величина Yпри изменении аккордных налогов на 1денежную единицу.

Характерен знак «–» в числителе формулы мультипликатора, показывающий, чтомежду динамикой ВВП и уровнем налоговыхсборов аккордного типа существуетобратнопропорциональнаязависимость:

. (4.16)

Междугосударственным бюджетом и величинойВВП существует тесная взаимосвязь, таккак с ростом объема национальногопроизводства увеличивается и объемналоговых поступлений в казну.

Еслипредставить, что сумма государственныхзакупок товаров и услуг — постояннаявеличина, не зависящая от уровня доходов,то при низком уровне доходов будетнаблюдаться дефицит, а при высокомуровне доходов — излишек бюджета (рис.4.9).

Рис.4. 9. Формирование дефицита, избытка исбалансированности государственногобюджета

Если бюджетсбалансирован, то величина налоговыхпоступлений в госбюджет совпадает ссуммой правительственных закупок (точкаD)и равна на рис. 4. 9 отрезку DE.Если в экономике наблюдается экономическийспад, тосумма налоговых поступлений в бюджетпри неизменном уровне госзакупоксокращается до уровня ВС,возникает бюджетный дефицит величинойАВ.

На фазе экономическогоподъемацикла величина налоговых поступленийHFвыше уровня правительственных закупок,возникает бюджетный избыток HZ.При данном уровне госрасходов и данномуровне налоговой ставки размер бюджетногодефицита или излишка зависит от величиныдоходов.

Сбалансированныйбюджетпредставляет собой бюджет, в которомрасходы равны доходам (точка Dна рис. 4. 9), т.е. дефицит бюджета равен0. Мультипликатор сбалансированногобюджета равен единице. Докажем это спомощью преобразования уравнениядефицита госбюджета.

Известно, чтоизменение бюджетного дефицита ΔB2— В1равно изменению уровня госрасходов ΔG=G2G1за минусом изменения суммы налоговыхпоступлений ΔT=Т21,которое имело место в результатеизменения уровня доходов. В случаесбалансированного бюджета будетсоблюдаться равенство:

В21=(G2G1)—Т21=0. (4.19)

Рост ВВП, равный ΔY,вызывается ростом госрасходов ΔG,при этомимеет место эффект мультипликации:

. (4.20)

Но в то же времяснижение объема ВВП вызывается ростомвеличины самих налогов, и здесь такжеприсутствует эффект мультипликации:

. (4.21)

Поскольку леваячасть уравнения (4.20) ΔY— следствиеприроста ΔG,то очевидно,что при сбалансированном бюджете, когдаΔGT,мультипликаторсбалансированного бюджета равен единице.

При сбалансированномбюджете сумма всех сбережений (S)и чистых налогов (T)равна сумме правительственных закупок(G)и инвестиций (I):

S + T =G + I. (4.22)

Источник: https://studfile.net/preview/5622514/page:16/

Налогообложение. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор при пропорциональныхналогах

Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов.

В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Тa) и подоходные, величину которых будем определять t×Y, где – предельная налоговая ставка.

В рамках кейнсианской модели налоги, так же как и государственные расходы действуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом.

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов.

Уменьшение налогов на величину DT увеличит планируемые расходы на mpc×DT. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную DY (рис.4.3).

Рис. 4.3. Влияние снижения налогов на равновесный доход

, где — налоговый мультипликатор — отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.

Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т = Тa + t×Y, где t – предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + mpc×(Y – (Тa + t×Y)), а модель равновесного объема производства: , где — мультипликатор государственных расходов, с учетом ставки t подоходного налога.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: .

Рассмотрим взаимосвязь между государственными расходами и налоговыми поступлениями (к ним сведем все доходы государственного бюджета).

Бюджетный дефицит – это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году.Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше доходов. По установленным международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5% от суммы валового внутреннего продукта (ВВП).

Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения.

Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства.

Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в бюджет, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета.

Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

Равенство Рикардо: альтернативный взгляд на проблему бюджетного дефицита

Большинство экономистов убеждены в том, что дефицит государственного бюджета означает уменьшение национальных сбережений и инвестиций. Однако небольшая группа ученых не согласна с этим утверждением.

Их взгляды базируются на выводах из так называемого равенства Рикардо, получившего название по имени выдающегося экономиста XIX в.

Давида Рикардо, первым проанализировавшего его в своих теоретических работах (и первым поставившего под сомнение возможность его практического применения).

Теоретические построения Д.Рикардо выглядят следующим образом. Представьте, что государство перестает получать доход в виде налогов, а его расходы остаются на прежнем уровне. Вследствие бюджетного дефицита общественные сбережения сократятся.

Но если домашние хозяйства направят все сэкономленные средства не на потребление, а на сбережения, их объем вырастет ровно настолько, насколько уменьшатся общественные сбережения. В результате национальные сбережения, равные сумме общественных и частных, останутся на прежнем уровне. Не изменится ни предложение заемных средств, ни равновесная ставка процента.

Таким образом, в экономике не произойдет никаких изменений, кроме относительного перераспределения общественных и частных сбережений.

Уместно поинтересоваться, а направят ли домашние хозяйства сумму, равную объему неуплаченных налогов на сбережения? Д.Рикардо дает такое объяснение. Население понимает, что рост бюджетного дефицита означает увеличение в недалеком будущем налогов для покрытия накопившегося государственного долга.

Отмена налогов и рост бюджетного дефицита представляют собой не подарок, а просто временную отсрочку уплаты долга.

Поэтому население будет вынуждено направлять средства, полученные в результате налоговой льготы, не на потребление, а на сбережения, чтобы компенсировать снижение уровня жизни, которое наступит в будущем при введении повышенных налогов.

Однако при знакомстве с теорией Д.

Рикардо возникает еще один любопытный вопрос: если рост бюджетного дефицита должен привести в будущем к увеличению налогов (как это и происходит на самом деле), почему население игнорирует необходимость увеличения сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации? Один из возможных ответов состоит в том, что население склонно к принятию слишком близоруких реше­ний, не учитывающих всех хитросплетений государственной политики. Согласно другому мнению, люди просто надеются, что новые налоги придется платить не им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты подчеркивают, что перераспределение налогового бремени между разными поколениями было и остается важным аспектом бюджетной политики государства.

Источник: Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 552.

Основным вопросом бюджетно-налоговой политики является вопрос: должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, балансирование в ходе экономического цикла и концепция функциональных финансов.

Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве Д.Рикардо, в котором объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов.

Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события, любой прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, так как другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет.

При этом не имеет значения, как именно формируется прирост задолженности. Формально это можно выразить следующим образом:

, где r – ставка процента.

Данное уравнение называется рикардианским равенством, или государственным бюджетным ограничением.

Однако такое ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства.

Так, в период спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет.

В данном случае государство для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить собственные расходы, что приведет к уменьшению совокупного спроса.

В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления.

Для уменьшения налоговых поступлений государство должно снизить налоговые ставки или увеличить государственные расходы, но обе эти меры или их сочетание приведут к росту деловой активности, занятости и в конечном итоге не уменьшат инфляцию.

Следовательно, ежегодное балансирование бюджета с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов не обеспечивает стабильности экономики в длительном периоде.

Концепция циклического балансирования бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета.

Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита.

Однако проблемой данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле не совпадают во времени, не одинаковы по глубине и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства.

Идея концепции функциональных финансов основана на том, что государство должно заботиться не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления.

Они будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъема, а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться. Кроме того, права и возможности правительства по выпуску займов и эмиссии денег безграничны и они могут практически финансировать любой дефицит.

Считается также, что при большом объеме национального богатства, в том числе и у населения, проблема дефицита государственного бюджета не является обременительной и острой для национальной экономики.

https://www.youtube.com/watch?v=MJWZqoypHYo

Государство строит свою бюджетно-налоговую политику так, что периодически использует все три концепции, при этом оперируя одновременно как расходами, так и налогами.

Однако при выборе между инструментами фискальной политики следует учитывать, что при росте государственных расходов и снижении налогов на равную величину национальный доход возрастет в большей степени при росте госрасходов, а бюджетный дефицит будет большим при снижении налогов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину (G=Т), то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета.

Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: , а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: . Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. . Следовательно, .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим: , т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Следует заметить, что когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного бюджета (G=Т) не равен 1. Докажем это: . Поскольку бюджет сбалансированный, то заменив Т на G и перегруппировав, получим: . Очевидно, что величина >1.

Таким образом, если рост государственных расходов финансируется за счет роста налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов.[19]

Источник: https://studopedia.su/15_94926_nalogooblozhenie-nalogoviy-multiplikator-multiplikator-sbalansirovannogo-byudzheta.html

Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы расходов, трансфертов, налогов

Мультипликатор при пропорциональныхналогах

Сущность стабилизационной политики, постоянно проводимой правительством, сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и дохода. Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции.

Современная рыночная эконо­мика при всем разнообразии ее моделей характеризуется социально-ориентированным хозяйством, которое допол­няется государственным регулированием.

Выполнение функций государственного регулирования невозможно без централизации средств, необходимых для:

— поддержания социальной сферы и социальной защи­ты населения (здравоохранение, развитие культуры, вып­латы заработной платы бюджетным учреждениям, пенсий и пособий, финансирование дошкольных учреждений, финансовая поддержка малообеспеченных и т.д.);

— развития приоритетных областей хозяйства (финан­сирование научно-исследовательских разработок, поддерж­ка агропромышленного комплекса, перераспределение средств между отраслями народного хозяйства и т.д.);

— обеспечения обороны и безопасности государства (содержание армии, финансирова­ние военно-промышленного комплекса);

— содержания государственного аппарата управления для выполнения им своих функций (финансирование государственных служб всех уровней управления и контро­ля: администрации Президента, депутатского корпуса, налоговой администрации, Контрольно-ревизионного уп­равления, милиции и т.д.);

— поддержки международных отношений (взносы в меж­дународные организации для обеспечения участия в них государства и т.п.).

Для выполнения всех этих функций правительством страны раз­рабатывается и проводится бюджетно-налоговая (или фискальная) политика, которая объединяет в себе ме­роприятия по формированию целостного устройства бюд­жетной системы и налоговой системы государства.

Фискальная политика (от лат. fisc – налог) – совокупность правительственных мер по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Кейнсианская теория рассматривает эту политику в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен, т.к.

государство выражает не частные интересы, как фирмы и домохозяйства, а общественные.

В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ВНП (ЧНП, НД) через изменение совокупных расходов (совокупного спроса).

К фискальной политике относятся только такие манипуляции бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег в обращении.

Фискальная политика складывается из дискреционной и автоматической.

Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio – действующий по своему усмотрению) – это сознательное изменение величин налогов и государственных расходов со стороны правительства с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты этой политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики; на разных фазах экономического цикла эта политика использует различные инструменты (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Государственная экономическая политика в периоды спада (а) и подъема (б)

В период экономического спада (недостаточного спроса) осуществляется стимулирующая дискреционная политика (политика бюджетной экспансии, экспансионистская), которая складывается из роста государственных расходов и снижения налогов, что предотвращает падение производства и направлено на увеличение совокупного спроса. Задача государственной экономической политики в период экономического спада (см. рис. 8.1, а) – добиться увеличения объема производства Y* до потенциального уровня Y1 и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов (АЕ – aggregated expenses).

В период экономического подъема (избыточного спроса) осуществляется сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика, направленная на сокращение совокупного спроса путем уменьшения государственных расходов и (или) роста налогов.

Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 8.

1, б) – добиться снижения объема производства Y* до потенциального уровня Y1 и устранения избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов (АЕ).

Также часто применяется и комбинированная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно.

Воздействуя таким образом на совокупный спрос, дискреционная фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного выпуска в стране. Это влияние имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликаторов государственных расходов (закупок), налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов (mG) – отношение изменения равновесного выпуска и дохода к изменению величины государственных закупок товаров и услуг, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг.

Данный мультипликативный эффект рассмотрим на примере стимулирующей фискальной политики (рис.8.2).

Рис. 8.2. Эффект мультипликатора государственных расходов

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на ?G сдвигает функцию планируемых расходов АЕ вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение государственных расходов имеет явно мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y больше, чем исходный прирост государственных закупок ?G.

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг.

Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг ?G.

При этом объем выпуска и совокупный доход сокращаются больше чем на ?G благодаря эффекту мультипликатора (см. рис. 8.2 – обратный переход из точки 2 в точку 1).

Его формула расчета аналогична мультипликатору инвестиций:

. (8.1)

Это доказывается алгебраически для трехсекторной экономики (с участием государства). В точке равновесия Y = АЕ = С + I + G = (a + MPC*Y) + I + G. Решим это уравнение относительно Y:

. Отсюда очевидно, что .

Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект дает увеличение любого компонента автономных расходов (см. тему 5)

Экономический смысл мультипликатора государственных расходов. При увеличении государственных расходов планируемые совокупные расходы увеличиваются на ?G. В ответ на ту же величину возрастет объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y1 = ?G (?Y1 – это первичный прирост совокупного дохода).

Рост совокупного дохода вызовет, в свою очередь, увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС * ?Y1. Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину: ?Y2 = ?Y1 * МРС = ?G*МРС (?Y2 – это вторичный прирост совокупного дохода и т.д.).

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС*?Y2.

Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут следующим образом:

?Y3 = ?Y2 * МРС = (?Y1*МРС) * МРС = (?G * МРС) * МРС и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

?Yn = ?Уn-1 * МРС = ?G * МРС n-1.

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит (согласно (5.8)):

.

Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Мультипликатор налогов (mТ) – отношение изменения равновесного выпуска к изменению налоговых поступлений, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов.

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов. Функция потребления принимает вид: .

В период экономического спада сцелью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения.

При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос.

Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Эффект налогового мультипликатора

Сокращение подоходных налогов на ?Т увеличивает располагаемый доход домохозяйств на ту же величину (?Yd = –?T). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS*?Yd = –MPS*?T и на увеличение потребления на сумму MPС*?Yd = –MPС*?T.

В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на величину MPС*?T и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2.

Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов ?Т.

Мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, т.к. при изменении налогов потребление изменяется частично (часть располагаемого дохода используется на сбережения), тогда как каждая единица прироста расходов государства оказывает прямое воздействие на объем выпуска и дохода.

Поэтому:

. (8.2)

Знак «минус» означает отрицательное воздействие роста налогов на объем выпуска и дохода.

Это также доказывается алгебраически. В точке равновесия имеет место равенство Y = С + I.

Введем функцию потребления с учетом налогообложения:

.

Решим данное уравнение относительно Y:

. Отсюда очевидно, что

, где – налоговый мультипликатор.

Налоговый мультипликатор по модулю может быть и больше, и меньше единицы, но в любом случае по модулю он меньше мультипликатора государственных закупок согласно (8.2).

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение уровня подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на величину ?Т*МРС. При этом объем производства и совокупный доход сокращаются по модулю больше чем на ?Т благодаря действию налогового мультипликатора (см. рис. 8.3 – обратный переход из точки 2 в точку 1).

Экономический смысл налогового мультипликатора. Рассуждения во многом аналогичны выводу мультипликатора государственных закупок. При сокращении подоходного налогообложения на ?Т планируемые расходы увеличиваются на -?Т*МРС.

В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y1 =-?Т*МРС.

Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок.

В общем виде:

?Yn = ?Уn-1 * МРС =- ?Т * МРС n.

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит (согласно (5.8)):

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Одновременное воздействие изменения государственных расходов и подоходных налогов на изменение объема производства и совокупного дохода представляется следующей формулой:

(8.3)

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что одинаковые увеличения государственных расходов и налогов ведут к росту равновесного выпуска на величину их прироста (это очевидно из (8.3)). Изменение государственных расходов имеет наиболее сильное влияние на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба.

Государственные расходы прямо и непосредственно влияют на совокупные расходы, а изменение суммы налогов влияет косвенно – через изменение доходов после уплаты налогов, что изменяет величину потребительских расходов. Он всегда равен 1 (та как ), что равнозначно отсутствию мультипликативных эффектов.

Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность фискальной политики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_142508_diskretsionnaya-fiskalnaya-politika-multiplikatori-rashodov-transfertov-nalogov.html

Refpoeconom
Добавить комментарий