Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на за- грязнение.

Загрязнением воздуха

Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на за- грязнение.

Предыдущая100101102103104105106107108109110111112113114115Следующая

Джеффри Тейлор

Торренс, Калифорния. В этом сооб- ществе бунгало и пальм, где жестко регулируются любые виды загрязнения окружающей среды (даже работа га- зонокосилок и бензоколонок), корпо-

рация Mobil Oil получила право на

дополнительный ежедневный выброс

450 кг вредных газов.

Почему защитники окружающей среды активно штурмуют ворота нефте-

перерабатывающего завода? Ведь Mobil
участвует в начале новой эры защиты ок-

ружающей среды. Нефтеперерабатываю- щий завод примерно за $ 3 млн приоб- рел разрешение на загрязнение у властей ближайшего городка Сауз Гейт, которым

оно досталось от компании General Mo-
tors,
закрывшей в 1985 г. местный завод

и продавшей его имущество муниципа- литету. Нефтеперерабатывающий завод

из Торренса будет производить намного

меньше дополнительных выбросов, чем
завод General Motors.

Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на за- грязнение. Реализация программы нача- лась в 1970-х гг., но ее правила настоль- ко громоздки, что «торговля» правами

на загрязнение, как в случае с Mobil,
скорее исключение. Однако грядут пе-

ремены. Все больше чиновников пола- гают, что обычное командно-контроли- руемое регулирование, устанавливающее пределы загрязнения для каждого пред- приятия, не в состоянии остановить раз- рушение окружающей среды. Побужда- емые экономистами, власти хотели бы «представить» атмосферу Земли на фи- нансовых рынках и использовать их силу для избавления нас от кислотных

дождей и глобального потепления…

Некоторые защитники окружающей среды считают аморальной покупку и продажу прав на загрязнение.

Другие сомневаются, что чиновники располага- ют необходимыми инструментами пре- творения экономических программ регу- лирования в жизнь, так как они требуют чрезвычайно точного контроля за уров- нем выбросов.

Некоторые фирмы скеп- тически относятся к тому, что чиновни- ки, привыкшие к командам и контролю,

предоставляют рынку свободу.

В Вашингтоне, Калифорнии и дру- гих местах сторонники рынка выигра- ли спор с оппозицией, указывая, что традиционное регулирование лишает компании стимулов к уменьшению выбросов ниже разрешенного уровня.

Они считают, что рынки создадут

конкуренцию среди компании, кото- рые будут искать дешевые новые тех-

нологии уменьшения загрязнения.

Идея превращения отходов производ- ства в товар не нова. В начале XX в. британский профессор А. Пигу утверж- дал, что рыночная цена чистого воздуха и воды должна включаться в издержки фирмы точно так же, как стоимость тру- да и материалов.

Однако только в 1975 г. американское Агентство по защите ок- ружающей среды создало рынок прав на загрязнение, позволив региональным чи- новникам, занимающимся регулировани- ем качества воздуха, продавать их нуж-

дающимся компаниям…

В Лос-Анджелесе жесткие ограни- чения на выбросы заставили компании направить миллиарды долларов на уменьшение загрязнения, и сегодня ка- чество воздуха несомненно лучше, чем 15 лет назад.

Однако в прошлом году загрязнение воздуха достигало опасных уровней 184 дня, а ведь по закону штата до 2010 г. регион должен ежегодно со- кращать выброс вредных отходов на 5 %.

Сегодня в Южной Калифорнии за- крывается все больше производств, час- тично из-за высоких издержек контроля за уровнем загрязнения.

После годовых слушаний калифорнийское Агентство по контролю за состоянием воздуха одоб- рило изменения, направленные на уси- ление экономического регулирования загрязнения окружающей среды и пла- нирует создание рынка прав для трех основных загрязняющих веществ.

Источник: «The Wall Street Journal»-,
April 14, 1992, p. Al.

возможность производить столько отходов, сколько им позволяют ресурсы для уплаты налога), а расположение кривой спроса определяет размер загрязнения. На графике (б) представлена ситуация, когда Агентство устанавливает размер загряз- нения, выпуская разрешения.

В этом случае кривая предложения прав на загрязне- ние совершенно неэластична (потому что размер загрязнения ограничен количе- ством разрешений), а расположение кривой спроса определяет цену загрязнения.

Следовательно, при любой кривой спроса АЗОС может достичь любой точки на кривой спроса либо устанавливая цены с помощью налога Пигу, либо с помощью

разрешений на загрязнение.

Тем не менее в некоторых случаях продажа разрешений на загрязнение оказы- вается эффективнее налога Пигу. Предположим, что АЗОС определяет допусти- мый объем загрязнения реки не больше 600 т отходов.

Но так как Агентству неизвестна кривая спроса на загрязнение, оно не знает, какой размер налога ему следует установить. В этом случае АЗОС просто проводит аукцион по продаже разрешений на сброс 600 т отходов.

Цена, установившаяся в результате аукциона,

покажет соответствующий размер налога Пигу.

Часть 4. Экономическая теория общественного сектора

Предыдущая100101102103104105106107108109110111112113114115Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/7-2267.html

Рынок прав на загрязнение окружающей сред — Энциклопедия по экономике

Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на за- грязнение.

Рисунок 30-5.Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Рынки прав на загрязнение окружающей среды, где можно покупать и продавать права на сброс определенного количества загрязняющих веществ, устанавливают цену на загрязнение и тем самым стимулируют фирмы к его уменьшению или ликвидации.
 [c.

676]
Объясните следующее утверждение Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязнители в воздух и воду когда есть возможность покупать и продавать такие права, сброс загрязнителей создает альтернативные издержки для предприятия, загрязняющего окружающую среду.

Каково значение этого факта с точки зрения поисков новых технологий для уменьшения загрязнения окружающей среды  [c.678]

I.

Объясните следующее положение Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязняющие вещества в воздух и в воду при наличии условий для купли и продажи таких прав сброс загрязнителей создаст вмененные издержки для того, кто загрязняет окружающую среду . Каково значение этого факта для поиска усовершенствованных технологий, уменьшающих загрязнение  [c.700]

РЫНОК ПРАВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — сектор рынка, где производятся операции купли-продажи прав на промышленное загрязнение окружающей среды.
 [c.559]

Рынок прав на загрязнение окружающей среды
 [c.804]

Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на загрязнение окружающей среды.
 [c.166]

Американская политика, направленная на борьбу с загрязнением окружающей среды, включает целый комплекс законов, подзаконные акты, налоги, рынки прав на загрязнение и финансируемые государством очистные программы.

Большинство мер вызвано тем, что появилось множество источников загрязнения и тысячи специфических веществ, которые выбрасываются в воздух, воду или на мусорные свалки. Мы выбрали для анализа три компонента этой политики Закон о специальном фонде 1980 г.

, Закон о чистом воздухе 1990 г. и стимулирование переработки отходов.
 [c.667]

Такая практика зачастую подвергается критике из-за невозможности точного измерения издержек от загрязнения, которые несут другие предприятия, а также граждане. Возникают также споры вокруг экономической политики, основанной на признании прав на внешние эффекты.

В экономической литературе подчеркиваются трудности внедрения в хозяйственную жизнь высокоэффективных средств и методов контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства.

И, тем не менее, формирование государством рынка прав на загрязнение может способствовать если не полному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере, их минимизации.
 [c.362]

В экономической литературе подчеркиваются трудности внедрения в хозяйственную жизнь высокоэффективных средств и методов контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства.

И тем не менее формирование рынка прав на загрязнение может способствовать если не полному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере, их минимизации.
 [c.

10]

Формирование рынка.

При таком подходе соответствующее ведомство, осуществляющее контроль за загрязнением окружающей среды, определяло бы количество загрязняющих веществ, которое можно ежегодно выбрасывать в воду или в воздух в данном районе и при этом сохранять их качество на приемлемом уровне.

Например, это ведомство установит, что 500 т загрязнителей может быть сброшено в столичное озеро и переработано природой. В таком случае ежегодно будет предлагаться 500 прав на загрязнение, каждое из которых позволит его владельцу в данном году сбрасывать в озеро одну
 [c.663]

Кривая спроса на права на загрязнение — в данном случае Dim — будет нисходящей, как и кривая спроса на любые другие ресурсы. При высоких ценах те, кто загрязняет окружающую среду, либо вообще перестанут это делать, либо уменьшат объем загрязнения, приобретя очистное оборудование. На права на загрязнение установится равновесная рыночная цена в 100 дол.

, по которой они будут продаваться тем, кто загрязняет окружающую среду, но количество этих прав будет определяться природоохранными соображениями. Без такого рынка, то есть если бы использование этого озера для сброса загрязнителей было бесплатным, в него попало бы 750 т вредных веществ, оно подверглось бы чрезмерному потреблению , или загрязнению, в объеме 250 т.

 [c.664]

Можно ли в условиях конкурентного рынка устранить выбросы и достичь оптимального уровня загрязнения окружающей среды Проблема состоит в том, что воздух и водные ресурсы никому не принадлежат.

А поскольку права собственности на водоем не установлены, то химический комбинат может сбрасывать в него отходы бесплатно, нанося ущерб другим людям, использующим водный ресурс для своих целей.

Чтобы исключить воздействие внешнего эффекта на третьих лиц, необходимо определить права собственности на ресурсы, а установленные права могут быть проданы. Например, одно из средств устранения внешнего эффекта — это установление государством прав собственности на водоем для третьих лиц.
 [c.303]

Рассмотрим пример, каким образом с помощью добровольного частного соглашения можно в условиях рынка справиться с проблемой загрязнения окружающей среды. Предположим, ядовитый дым из труб металлургического завода губительно воздействует на лес, разрушая его. С учетом распределения прав собственности здесь возможны две ситуации.
 [c.304]

Рынок продажи прав на загрязнение активно формируется в США, Германии и других странах и имеет большие перспективы развития. Суть такой торговли в следующем. Для конкретной территории определяется лимит выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Эта сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве.

Поэтому новые или расширяющиеся предприятия вынуждены делать экономически обоснованный выбор или строить дорогостоящие очистные сооружения у себя, или заплатить другому предприятию, уже имеющему очистное оборудование, за его усовершенствование. переработку дополнительного загрязнения, т. е. фактически купить право на дополнительное загрязнение.

Решающую роль в принятии решения играет величина затрат. В итоге решаются две задачи не увеличить (оставить прежней или даже сократить) общую сумму загрязнений на определенной территории, а сумму расходов государства на охрану окружающей среды максимально снизить.

Создание механизма продажи прав на загрязнение обсуждается уже и на глобальном уровне.
 [c.372]

Политические и административные вопросы. Правительственные органы могут ограничивать или даже запрещать проникновение компаний на новые рынки посредством процедур выдачи разрешений и лицензирования.

К таким контролируемым государством и требующим разрешения на вход отраслям относятся кабельное телевидение, электро- и газоснабжение, радио-и телевизионное вешание, розничная торговля алкогольными напитками и железные дороги.

На международных рынках местные правительства обычно ограничивают вход для иностранных компаний и требуют представления на одобрение всех заявок на иностранные инвестиции.

Устанавливаемые правительствами строгие правила безопасности и стандарты загрязнения окружающей среды также являются барьерами, так как они увеличивают стоимость входа на рынок нового конкурента.
 [c.91]

В настоящее время обсуждается вопрос о целесообразности введения платы за пользование ассимиляционным потенциалом территории.

Эти платежи целесообразно ввести по типу платежей, применяемых в настоящее время в России, когда первоначально определяется требуемый объем инвестиций (затрат) для реализации природоохранных мер на рассматриваемой территории, а затем эти затраты распределяются между загрязнителями пропорционально их воздействию на окружающую среду.

Такую систему экономических взаимоотношений по поводу использования ассимиляционного потенциала природной среды можно сравнить с системой торговли любыми другими ресурсами или продуктами.

Как показывает анализ мирового и отечественного опыта в данной области, ближайшей целью экологической политики здесь является создание рынка купли-продажи прав на загрязнение для осуществления оптимизации природопользования с помощью рыночных отношений. Задача состоит в том, чтобы обеспечить заданное сокращение выбросов в пределах установленных лимитов, а следовательно, улучшить экологическую обстановку при минимальном уровне затрат.
 [c.500]

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ -включает такие элементы, как платность природопользования система экономического стимулирования природоохранной деятельности плата за загрязнение окружающей среды создание рынка природных ресурсов совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора экологические фонды экологические программы продажа прав на загрязнение система залог — возврат экологическое страхование и др.
 [c.589]

Рыночный конкурентный механизм не способен решить проблемы внешних эффектов. Это, прежде всего, связано с загрязнением окружающей среды, которое требует дополнительных затрат. Кроме того, рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов отдельных групп населения. Это может привести к социальным конфликтам.

Необходимы усилия по сокращению уровня безработицы. Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, ограничивая власть монополий.

Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это слишком рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.
 [c.22]

Некоторые защитники окружающей среды считают аморальной покупку и продажу прав на загрязнение.

Другие сомневаются, что чиновники располагают необходимыми инструментами претворения экономических программ регулирования в жизнь, так как они требуют чрезвычайно точного контроля за уровнем выбросов.

Некоторые фирмы скептически относятся к тому, что чиновники, привыкшие к командам и контролю, предоставляют рынку свободу.
 [c.233]

РЫНОК ПРАВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (market for pollution rights — рынок, где совершенно неэластичное предложение прав на загрязнение окружающей среды и спрос на такие права определяют цену, которую загрязнитель должен платить за них.
 [c.362]

Рынок прав на внешние эффекты (market for externality rights) — рынок, имеющий совершенно неэластичное предложение прав на загрязнение окружающей среды спрос на права на таком рынке определяется ценой, которую предлагает загрязнитель, желающий купить такие права.
 [c.960]

Способы решения проблемы внешних эффектов государством. Налог Пигу. Субсидии при положительных и отрицательных внешних эффектах. Плата за выбросы. Рынок прав на загрязнение. Эффективный уровень контроля за загрязнениями. Экологическое регулирование.

Установление стандартов вредных выбросов. Регулирование производственного процесса. Экологическая оценка инвестиционных проектов. Сравнительный анализ инструментов государственного контроля за загрязнением окружающей среды. Экологические платежи и налоги в России.

 [c.128]

Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на загрязнение. Реализация программы началась в 1970-х гг., но ее правила настолько громоздки, что торговля правами на загрязнение, как в случае с Mobil, скорее исключение. Однако грядут перемены.

Все больше чиновников полагают, что обычное командно-контролируемое регулирование, устанавливающее пределы загрязнения для каждого предприятия, не в состоянии остановить разрушение окружающей среды.

Побуждаемые экономистами, власти хотели бы представить атмосферу Земли на финансовых рынках и использовать их силу для избавления нас от кислотных дождей и глобального потепления…
 [c.233]

Идея превращения отходов производства в товар не нова. В начале XX в. британский профессор А. Пигу утверждал, что рыночная цена чистого воздуха и воды должна включаться в издержки фирмы точно так же, как стоимость труда и материалов.

Однако только в 1975 г. американское Агентство по защите окружающей среды создало рынок прав на загрязнение, позволив региональным чиновникам, занимающимся регулированием качества воздуха, продавать их нуждающимся компаниям…
 [c.

233]

В свою очередь, эти элементы рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природо-пользователей, т. е. сами являются системами.

Усложнение экономических отношений, развитие рыночных взаимосвязей влекут за собой совершенствование уже устоявшихся, а также появление новых элементов механизма управления экологической безопасностью, направленных на обеспечение ресурсосберегающего природопользования и охраны окружающей природной среды.

Это, например, создание рынка природных ресурсов, продажа прав на определенный объем загрязнения окружающей среды, система залог — возврат, активно используемые как в некоторых зарубежных странах, так и в нашей стране.
 [c.360]

Достижение оптимального уровня загрязнения окружающей среды, который, как правило, не является нулевым, с наименьшими издержками возможно, по крайней мере в принципе, при введении налога на загрязнение, т. е. в услових имитации работы отсутствующего конкурентного рынка. Достижению этой же цели может способствовать система купли-продажи разрешений на определенный объем загрязняющих выбросов.
 [c.250]

В сущности, налог Пигу устанавливает цену на право загрязнения окружающей среды.

Так же как рынки распределяют товары среди тех покупателей, которые оценивают их наиболее высоко, налог Пигу распределяет загрязнение среди тех заводов, которые несут самые высокие издержки по уменьшению выбросов. Какой бы уровень загрязнения ни выбрало АЗОС, налог позволяет ему достичь цели с наименьшими общими издержками.
 [c.231]

Источник: https://economy-ru.info/info/72256/

Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административно экономические методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на за- грязнение.

Теория внешних эффектов используется для анализа экономических аспектов такой проблемы, как государственный контроль за состоянием окружающей среды.

С помощью этой теории можно дать определение эффективного уровня загрязнения. В результате борьбы с загрязнением, например, путем введения налога на выбросы, положение тех, кому был нанесен ущерб, улучшается. Но положение производителей и потребителей продукции ухудшается, так как издержки производства и цены растут.

Поэтому при осуществлении политики в области контроля за загрязнением окружающей среды нужно учитывать предельную общественную полезность (МSВ) этого контроля и предельные общественные издержки, связанные с его осуществлением (МSС). Они зависят от степени уменьшения выбросов в окружающую среду (рис. 11.6).

Рис.11.6 — Определение эффективного уровня сокращения выбросов

§ Предельные общественные издержки контроля за загрязнением окружающей среды — это дополнительные издержки, связанные с сокращением производства, которое неизбежно при снижении выбросов. Чем выше процент снижения загрязняющих окружающую среду выбросов, тем больше предельные общественные издержки контроля за загрязнением окружающей среды.

§ Предельная общественная полезность контроля за загрязнением окружающей среды —это дополнительная полезность, равная снижению ущерба, наносимого внешней среде фирмами. В соответствии с законом убывающей предельной полезности предельная выгода от уменьшения загрязнения снижается.

§ Стандарты — это устанавливаемые государством предельно допустимые нормы выбросов и нормы содержания в них вредных веществ. Фирмы должны соблюдать эти нормы, иначе им грозит штраф.

§ Во втором случае, когда речь идет о нормах содержания вредных веществ, предприятие должно устанавливать оборудование и проводить мероприятия по очистке выбросов. Это сопровождается ростом издержек производства и снижением объема производства до уровня оптимального.

§ Например, при установлении нормы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобили оснащаются очистными устройствами, что способствует росту цен на транспортные средства.

§ Использование системы стандартов на практике сталкивается с определенными трудностями:

§ 1. Стандарты связаны со значительными административными издержками (сбор информации, мониторинг и контроль).

§ 2. Есть сложности с определением безопасных уровней выбросов из-за того, что информация о последствиях загрязнения очень часто оказывается недостаточно полной. Для многих загрязняющих веществ действует принцип: чем меньше, тем безопаснее.

§ 3. Кроме установления стандартов, государство предписывает фирмам использование определенных методов очистки выбросов. В этих условиях производители оказываются незаинтересованными в разработке и внедрении новых и более дешевых способов решения экологических проблем.

§ 4. В случае использования государством стандартов фирмы могут и должны соблюдать установленные нормы. Но эта государственная мера не стимулирует сокращение ими выбросов ниже установленного уровня.

§ 5. В пределах установленных норм фирмы продолжают загрязнять окружающую среду бесплатно. А это означает, что часть внешних предельных издержек не возмещается, стандарты не гарантируют эффективность в распределении ресурсов.

§ Некоторые из названных проблем, с которыми сталкивается использование стандартов, могут быть решены с помощью экологических налогов.

§ Налоги — это платежи, осуществляемые фирмами за наносимый ущерб или за каждую единицу загрязняющих выбросов. В результате их уплаты издержки производства фирмы растут, и объем производства достигает оптимального уровня.

§ Использование налогов обладает определенными преимуществами:

§ 1. Они стимулируют внедрение новых технологий, которые позволяют фирмам считать расходы на сокращение выбросов, делать их меньшими по сравнению с налоговыми платежами и извлекать выгоду.

§ 2. Эта мера ограничивает вмешательство государства в процесс принятия решений частными фирмами и способствует достижению большей эффективности в использовании ресурсов.

§ 3. Это источник дополнительных доходов государства.

§ Вместе с тем, налогам как инструменту решения экологических проблем, присущи некоторые недостатки:

§ 1. Рост издержек производства, связанный с налогами, сопровождается повышением цен. Это означает, что налоговое бремя перекладывается на получателей отрицательного внешнего эффекта.

§ 2. В результате налогообложения ущерб, наносимый фирмами окружающей среде, уменьшается, но не устраняется полностью.

§ 3. В случае неэластичного спроса на производимую продукцию сокращение выбросов может и не произойти. Фирмы смогут компенсировать расходы, связанные с выплатой налога, путем повышения цены.

§ В Республике Беларусь ставки экологического налога относительно невысоки и поэтому оказывают слабое сдерживающее влияние на субъектов хозяйствования.

Предприятиям выгоднее заплатить небольшие суммы налогов, чем тратить значительные средства на внедрение экологобезопасных технологий. Это говорит о необходимости совершенствования экологического налогообложения в стране.

Есть необходимость увеличения экологических платежей в бюджетных поступлениях, с условием уменьшения других налогов.

§ К экономическим методам решения экологических проблем относится создание рынка прав на загрязнение. Его формирование предполагает определение государством допустимого объема загрязняющих веществ, которые не могут нанести большого ущерба природе.

Данный объем загрязнения делится на ограниченное количество лицензий, дающих право на выброс в атмосферу вредных веществ. Лицензии становятся объектами купли-продажи.

Предложение лицензий будет абсолютно неэластично, следовательно, рыночная цена на лицензии будет зависеть от спроса на них (рис. 11.7).

Рис.11.7 — Рынок прав на загрязнение

Кривая спроса на права на загрязнение, как и кривая спроса на любой другой ресурс, имеет нисходящий характер. Равновесие на рынке лицензий будет достигнуто в точке Е1, при этом цена одной лицензии на право сброса какого-то количества загрязняющего вещества будет равна Р1.

Потенциальные «загрязнители» окружающей среды окажутся перед выбором: либо сокращать выбросы в атмосферу, либо покупать права на загрязнение.

Если цена прав на загрязнение окажется для фирмы высокой, она вынуждена будет уменьшить объем загрязнений путем сокращения производства или приобретения очистного оборудования.

В данном случае речь идет об использовании с целью защиты окружающей среды не административных, а рыночных стимулов. Природоохранные организации могут скупить часть прав на загрязнение, способствуя таким образом улучшению экологической ситуации в стране.

Преимущество рынка прав на загрязнение заключается в том, что торговля лицензиями позволяет сократить расходы общества, связанные с защитой окружающей среды.

Рекомендуемая литература

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_180658_regulirovanie-vneshnih-effektov-korrektiruyushchie-nalogi-i-subsidii.html

Refpoeconom
Добавить комментарий