Лекция 7 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Лекция 7. Межбюджетные отношения в рф

Лекция 7 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

1.Понятие межбюджетных отношений. Моделибюджетного федерализма в мировойпрактике.

2.Методы регулирования межбюджетныхвзаимоотношений в РФ. Критериипредоставления и виды финансовой помощитерриториям.

3.Оценка бюджетной самостоятельноститерриторий.

1.Понятие межбюджетных отношений. Моделибюджетного федерализма в мировойпрактике.

Межбюджетныеотношения представляют собой совокупностьотношений между органами власти иуправления всех уровней по поводуразграничения и закрепления бюджетныхправомочий, соблюдения прав, обязанностейи ответственности органов власти вобласти составления, утверждения иисполнения бюджетов и бюджетногопроцесса. Совокупность их основываетсяна бюджетном федерализме.

Подбюджетным федерализмом понимаетсясистема налогово-бюджетных взаимоотношенийорганов власти и управления различныхуровней на всех стадиях бюджетногопроцесса.

Конкретные воплощения концепциибюджетного федерализма опираются наопределенное сочетание 2 взаимодополняющихтенденций: конкуренции между региональнымиорганами власти на рынке социальныхуслуг и выравнивания условий этойконкуренции и обеспечения на всейтерритории страны общенациональныхминимальных стандартов. Модель бюджетногофедерализма включает 3 составляющие:

полномочияпо расходам уровней власти разграничены;

наделениеуровней власти достаточными фискальнымиресурсами для осуществления полномочий;

территориальныедисбалансы сглаживаются бюджетнымитрансфертами (общими и целевыми),обеспечивающими стандарт государственныхуслуг.

Вмировой практике используются 2 типамоделей бюджетного федерализма.

1.Децентрализованная.

Характеризуется:финансовой независимостью исамостоятельностью региональныхвластей; полномочия по налогам разделяютсятак, федеральный бюджет формируется засчет налогов на прибыль и доходыфизических лиц, акцизов и таможенныхпошлин; субнациональные бюджеты — налогина товары и услуги, имущество и землю;дисбалансы сглаживаются путемпредоставления целевых трансфертовнуждающимся категориям населения. Вчистом виде данная модель используетсяв США, Канаде, Австралии, Великобританиии др. странах.

2.Кооперативная. Характеризуется: болеешироким участием региональных властейв перераспределении национальногодохода и макроэкономической стабилизации;большой ролью регионов в распределенииналоговых доходов; активным горизонтальнымбюджетным выравниванием, в основном,за счет общих трансфертов. Такую модельиспользуют Скандинавские страны,Франция, Греция Испания и др. страныЕвропы.

ВРФ применяется прагматическая модельмежбюджетных отношений кооперативноготипа.

2. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в рф. Критерии предоставления и виды финансовой помощи территориям

Финансоваяпомощь из федерального бюджета бюджетамсубъектов РФ предоставляется в форме:дотаций или субвенций на выравниваниеуровня минимальной бюджетнойобеспеченности; субвенций и субсидийна финансирование отдельных целевыхрасходов.

Схема1. Формы финансовой помощи из федеральногобюджета бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетныеотношения базируются на следующихпринципах:

*Распределениеи закрепление расходов бюджетов поуровням бюджетной системы;

*Разграничение(закрепление) на постоянной основе ираспределение по временным нормативамрегулирующих доходов по уровням бюджетнойсистемы;

*Равенствобюджетных прав субъектов РФ и муниципальныхобразований;

*Выравниваниеуровней минимальной бюджетнойобеспеченности субъектов РФ и муниципальныхобразований;

*Равенствовсех бюджетов РФ во взаимоотношенияхс федеральным бюджетом, равенствоместных бюджетов во взаимоотношенияхс бюджетами субъектов РФ.

Центральноеместо в процессе выравнивание бюджетнойобеспеченности субъектов РФ занимаетФедеральный фонд финансовой поддержкисубъектов РФ, Фонд регионального развитияаккумулирует средства для финансированияфедеральных и региональных программ,программ и проектов отраслевогофинансирования и других капиталовложений.

Фонд развития региональных финансовсоздан для финансового оздоровлениябюджетов субъектов РФ, содействияреформированию бюджетной сферы,стимулирования экономических реформ.Фонд компенсаций и Фонд со финансированиясоциальных расходов поддерживаютфедеральные и региональные социальныепрограммы и федеральные мандаты.

Фондыконсолидированы с бюджетом и формируютсяза счет его доходов.

Таблица 1.Распределение ассигнований из федеральногобюджета по разделу Финансовая помощьбюджетам других уровней на 2001г.

Наименование расходовСумма (млрд. руб)Удельный вес,%
Финансовая помощь бюджетам других уровней:186,6100
— ФФПР100,453,8
— Дотации и субвенции28,615,3
— Поддержка дорожного хозяйства20,310,9
— Фонд регионального развития3,31,8
— Фонд развития региональных финансов0,60,32
— Фонд компенсаций33,417,9

Критериемраспределения общих трансфертоввыступает уровень реальной обеспеченностии условий, ведущих к удорожанию(удешевлению) стоимости сопоставимого(стандартного) набора бюджетных услуг.

Критерием распределения целевыхтрансфертов является конкурс проектови программ. Как правило, всем дотационнымрегионам гарантируется примерно 77-70%от средне российского уровня бюджетнойобеспеченности.

В основном, распределяетсяпомощь общего и меньше целевого характера(примерно 80 и 20%).

Методикарасчета общих трансфертов из ФедеральногоФонда Финансовой Поддержки СубъектовРФ.

Трансфертысубъектам РФ на предстоящий финансовыйгод рассчитываются поэтапно:

1)Расчет среднедушевого бюджетного доходапо консолидированному бюджету субъекта:

Ддуш. = Д бюдж. / Ч населения, где

Ддуш.- среднедушевой бюджетный доход, Дбюдж.- доходы консолидированного бюджетасубъекта РФ, Ч — численность населениярегиона.

2)Определение индекса бюджетных расходовдля групп регионов, в которую входитданный регион.

Индексможет быть повышающим или понижающимрасходы (> или< 1) исходя из рядафакторов, например, климатическиеусловия, продолжительность отопительногосезона, плотность населения, уровеньразвития транспортных коммуникаций идругих. Индекс приводится в нормативнойбазе.

3)Приведение при помощи индекса бюджетныхрасходов доходных показателей бюджетовсубъектов РФ к сопоставимым условиям.Для каждого субъекта РФ рассчитываетсяприведенный душевой бюджетный доход:

Дприв.= Ддуш. / ИБР, где

Дприв.- приведенный душевой бюджетный доход,Ддуш. — среднедушевой бюджетный доход,ИБР — индекс бюджетных расходов.

Врезультате получается фактическийдушевой доход по данному региону вбазовом году, скорректированный с учетомусловий планируемого года.

4)Расчет трансфертов и долей региона вФФПР. Право на получение имеют те регионы,доля которых в результате расчетов,оказывается > 0.

Трансферты распределяютсятак, чтобы можно было довести показательприведенного душевого бюджетногодохода, получающего трансферты домаксимально возможного при проектномуровне доходов ФФПР.

Расчеты проводятсяпо рейтинговой системе, а затемопределяется доля региона в доходахфонда в процентах и рассчитываетсяобщая сумма трансфертов региону.

Отдельнымбюджетным механизмом, сглаживающимразличия в развитии регионов, являетсяособый бюджетный режим, которыйпредполагает: расширение бюджетнойавтономии региональных властей; большиеполномочия по налогообложению ифинансированию расходов; льготныеусловия распределения доходов от сборанационально-региональных налогов.

В РФреализуется через двухсторонниесоглашения, заключаемые ПравительствомРФ и законодательными органами властисубъектов РФ, в области разграниченияполномочий в вопросах бюджетной иналоговой политики. Также может бытьустановлен особый бюджетный режимлокальной территории (города, района).

В мировой практике такой статус обычноприсваивается на 3-5 лет депрессивным иотсталым территориям.

Инструментомреализации межбюджетных отношенийявляется бюджетное регулирование,которое в РФ осуществляется в следующихнаправлениях и формах:

Источник: https://studfile.net/preview/2098911/page:21/

Межбюджетные отношения

Лекция 7 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Межбюджетные отношения — совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Статья 6 БК РФ определяет межбюджетные отношения как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Цель межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах: — распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; — разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; — равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; — выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

— равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений. Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету, называются межбюджетными трансфертами.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам других уровней бюджетной системы РФ предоставляются в форме: • дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; • субсидий бюджетам субъектов РФ; • субвенций бюджетам субъектов РФ; • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;

• межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджет-ной системы на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвестиционной бюджетной деятельности местных органов власти.

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Бюджетная ссуда — сумма, выделяемая из бюджетов одного уровня в другой на возврат-ной основе. Она может выделяться на покрытие кассовых разрывов в связи с сезонным характером осуществления расходов либо поступления доходов.

Ссуда предоставляется на срок до шести месяцев на безвозмездных или возмездных условиях с погашением не позднее чем до конца текущего года и оформляется соглашением.

Если данная ссуда не погашается до конца года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании истекшего года.

Бюджетный кредит — это сумма денежных средств, выделяемых бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма выравнивания используется значительно реже, чем другие формы.

Для выравнивания бюджетной несбалансированности в составе бюджетов формируются специальные фонды , средства которых (трансферты) распределяются на основе единой методики и формализованных критериев. Начиная с 2008 г.

в составе федерального бюджета образуются три фонда межбюджетных трансфертов:
1) Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (регионов) образуется в составе федерального бюджета непосредственно в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Трансферты фонда распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность регионов с удельными (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня, гарантировав наименее развитым территориям минимальный уровень бюджетной обеспеченности.

Порядок (методика) расчета дотаций определяется Правительством РФ.

Согласно методике, минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется как средний уровень расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам РФ, не входящим в число 10 субъектов РФ, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов РФ, имеющих самый низкий уровень обеспеченности. Объем дотаций на очередной финансовый год не может быть менее общего объема дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Получателями трансфертов из ФФФПР ежегодно являются большинство субъектов РФ – примерно 90 % от их общего количества.
2) Федеральный фонд софинансирования расходов создан для предоставления ниже-стоящим бюджетам субсидий для долевого участия в финансировании приоритетных расходов вне зависимости от их характера (включая бюджетные инвестиции в объекты региональной и муниципальной собственности). Данный фонд объединил в себе средства действовавших в 2001-2007 гг федеральных фондов софинансирования социальных расходов и регионального развития, что позволило повысить в рамках единой методологии прозрачность и объективность распределения субсидий с учетом бюджетной обеспеченности регионов.

Например, на 2008-2010 гг в федеральном бюджете запланированы субсидии на: — выплату ежемесячного пособия на ребенка; — поддержку сельскохозяйственного производства; — оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам.

3) Федеральный фонд компенсаций. Был создан в 2001 г.

и предназначен для полного целевого финансирования так называемых федеральных мандатов — расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты федеральными законами (например, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, “О ветеранах” “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” “О донорстве и крови”). Распределение субвенций из фонда производится между всеми без исключения субъектами РФ вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом в не-обходимых случаях коэффициента удорожания бюджетных услуг).

Межбюджетные трансферты местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в основном предоставляются через фонды, назначение и методическое обеспечение которых аналогично федеральному уровню.

Источник: http://moilekcii.ru/vse-discipliny/472/mezhbyudzhetnye-otnosheniya

Межбюджетные отношения в РФ и основные направления их реформирования (стр. 7 из 9)

Лекция 7 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Главный залог успешного и стабильного развития страны — это крепкое первичное звено финансовой системы государства, т.е. финансы субъектов хозяйствования. Чем сильнее развиты различные сферы народного хозяйства страны, тем более устойчива ее экономика в силу своей диверсифицированности.

В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время российская экономика характеризуется наличием такой серьезной проблемы, как дисбаланс ее структуры. Основная часть успешно функционирующих предприятий, так или иначе, связана с добычей сырья, использованием природных ресурсов.

Однако природные ресурсы распределены по территории Российской Федерации неравномерной, в отличие от человеческих ресурсов, перераспределить их практически невозможно.

В результате люди являются заложниками той ситуации, когда развиваются уже достаточно развитые регионы в силу экономико-географического положения, а качество жизни людей большинства регионов, на территории которых не ведется добыча минерального сырья, фактически зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

Таким образом, перед Россией стоит важная задача — построение экономики с пропорционально развитой структурой народного хозяйства. При этом перспективное направление — это инвестиции в человеческий капитал, связанные со сферой высоких технологий.

Высокоинтеллектуальному производству присуща такая важная черта, как мобильность.

В таком случае у государства появляется возможность влиять на территориальное развитие путем перемещения информационной экономики главный источник прибыли — не основной капитал, не станки и даже не денежные ресурсы, а знания.

До тех пор пока сохраняются серьезные различия в бюджетной обеспеченности регионов, объем и качество бюджетных услуг не должны быть поставлены в зависимость от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, которые значительно дифференцированы в результате сложившейся структуры их экономики и степени развития экономического потенциала. В этой связи необходимо продолжать совершенствование межбюджетных отношений с учетом стратегических целей развития государства, в числе которых — переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития .

Для того чтобы приблизиться к достижению поставленных стратегических ориентиров был реализован ряд важных мер, в том числе касающихся межбюджетных отношений и направленных на стимулирование субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

3.3 Перспективы развития межбюджетных отношений и их влияние на экономику страны.

Налогово-бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными (субъекты Федерации) и местными органами власти и управления (межбюджетные отношения) являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России.

Эффективная система межбюджетных отношений должна обеспечивать для региональных и местных властей стимулы повышать качество предоставляемых населению бюджетных услуг, ответственно управлять общественными финансами с учетом нужд и запросов местного населения, поддерживать экономическое развитие при оптимальном использовании налогового и ресурсного потенциала территорий. Одновременно она является важнейшей предпосылкой развития в России реального федерализма – территориальной формы демократии. Сложившаяся, во многом стихийно, к середине 1990-х годов система межбюджетных отношений не обеспечивала решения этих задач. Необходимость ее коренного реформирования и создания в России реального бюджетного федерализма неоднократно подчеркивалась на самом высоком политическом уровне, в решениях органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Полученные на первом этапе реформы межбюджетных отношений (1998-1999 гг.

) результаты могут быть сгруппированы по следующим основным направлениям: 1) более четкое разграничение расходных полномочий и ответственности между властями разных уровней; 2) создание предпосылок для сокращения «нефинансируемых мандатов»; 3) упорядочивание налоговых полномочий и пропорций разделения доходов между уровнями бюджетной системы; 4) реформирование механизма распределения трансфертов Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации – регионов (ФФПР); 5) совершенствование механизмов инвестиционной поддержки регионов; 6) поддержка реформирования межбюджетных отношений в субъектах Федерации; 7) повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне.

За период с 1994 г. была проведена большая работа по совершенствованию системы финансовых взаимоотношений между публично-правовыми образованиями федерального, регионального и местного значения. Это позволило привести, межбюджетные отношения в Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами бюджетного федерализма.

В результате реформы разграничены полномочия между органами государственной. власти по предметам совместного. ведения, определены вопросы . местного значения и установлены адекватные им доходные источники. Кроме того, созданы широкий набор инструментов межбюджетного регулирования и условия для развития финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации .и муниципальных образованиях.

Дальнейшее развитие межбюджетных отношений в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (далее — Концепция), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г; № 1123-p, предполагает, прежде всего, совершенствование инструментов межбюджетного регулирования и их адаптацию к новым экономическим условиям, а также повышение качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Реализация предусматриваемых мер позволит вывести современную систему межбюджетных отношений на качественно иной уровень по сравнению с дореформенным периодом.

Правительство РФ одобрило Концепцию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года и утвердило план ее реализации. В связи с этим редакция обратилась к директору Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л.А. Ерошкиной с просьбой прокомментировать основные положения принятого документа.[19]

Концепцией ставится задача корректировки отдельных элементов механизма межбюджетных отношений, предусматривающих реализацию неотложных мер по его приведению к новой экономической ситуации, и мер, требующих реализации в краткосрочной перспективе.

В качестве одной из первоочередных задач Концепцией предусматривается формирование стимулов к приведению параметров бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствие со сложившейся экономической ситуацией, в связи с чем оказание· финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме бюджетных кредитов и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов осуществляется в случае соответствующей· корректировки доходной и расходной частей законов о бюджете субъектов Российской Федерации.

В октябре-ноябре 2009 года Министерством финансов Российской Федерации было проведено рассмотрение параметров бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010 год.

При этом Министерство финансов Российской Федерации оказало методологическое содействие субъектам Российской Федерации в реализации мер, направленных на оздоровление бюджетного сектора субъектов Российской Федерации, в связи с чем предполагается разработка соответствующих методических рекомендаций.

Для недопущения дестабилизации бюджетной системы субъектов Российской· Федерации, имеющих моноотраслевую структуру экономики, в случае неблaгoприятного изменения экономической конъюнктypы, будет установлено требование о формировании указанными субъектами Российской Федерации резервных фондов.

Предусматривается корректировка механизмов межбюджетного регулирования, учитывающая присущие новой экономической ситуации особенности.

В обозримой перспективе в целях оперативного принятия мер по предотвращению дестабилизации бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в случае существенного снижения доходов указанных публично-правовых образований, вызывающего необходимость оказания финансовой помощи из вышестоящего бюджета, предусматривается внедрение элементов внешнего финансового администрирования. Это предполагает возможность подписания соглашений между органами власти по оптимизации расходной части соответствующего бюджета, принятию обязательств по дополнительному привлечению доходов как условий предоставления финансовой помощи.

Кроме того, в качестве меры, направленной на недопущение роста неплатежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и повышение их ответственности за проводимую бюджетную политику, будут уточнены процедура и критерии для введения временной финансовой администрации.

Концепция и необошла стороной Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Механизм выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должен учитывать особенности, присущие текущей экономической ситуации, что предполагает необходимость внесения него соответствующих корректив.

Это предусматривает, прежде всего, проведение оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации исходя из показателей, характеризующих их налоговый потенциал в 2007 и 2008 гг., а также за 5 месяцев 2009 года.

Источник: https://mirznanii.com/a/267555-7/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-rf-i-osnovnye-napravleniya-ikh-reformirovaniya-7

Refpoeconom
Добавить комментарий